Ходатайство об отстранении от должности

Ходатайство об отстранении от должности

Ходатайство об отстранении от должности

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Временное отстранение от должности лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Отстранение от должности может быть применено к подозреваемому или обвиняемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность.

Данная мера принуждения применятся в целях обеспечения установленного УПК РФ порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора.

В связи с этим отстранение от должности может быть применено при наличии оснований полагать, что (подозреваемый) обвиняемый, используя свое положение, может:

продолжить заниматься преступной деятельностью;

воспрепятствовать производству по уголовному делу;

препятствовать надлежащему исполнению приговора.

На основании ч. 1 ст. 114 УПК РФ при наличии оснований следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования ходатайство о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности.

Ходатайство подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента его поступления.

В судебном заседании участвуют обвиняемый (подозреваемый), его защитник, прокурор, а также иные участники процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон.

По результатам рассмотрения судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту работы, контроль за исполнением осуществляется следователем или дознавателем.

Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается как процессуальные издержки по уголовному делу.

На основании п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ размер такого пособия равен прожиточному минимуму трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В 3 квартале 2014 года размер прожиточного минимума составил 8 731 руб.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения, которая действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в ней не отпадет необходимость.

Кроме того, закон не содержит запретов для применения меры процессуального принуждения в виде отстранения от должности наряду с избранием меры пресечения.

В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется на основании п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ, если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При постановлении обвинительного приговора суд отменяет данную меру принуждения.

www.prockomi.ru

Временное отстранение обвиняемого (подозреваемого) от должности

01 марта 2017 года 15:22

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности, предусмотренное ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения.

Данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность.

Отстранение от должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов и т.п.).

Данное ограничение может быть применено наряду с избранием меры пресечения.

Временное отстранение от должности осуществляется на основании постановления судьи в случае удовлетворения ходатайства следователя или дознавателя, согласованного прокурором.

Ходатайство рассматривается единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления с участием обвиняемого (подозреваемого), его защитника, прокурора, а также иных участников процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в таком судебном заседании обвиняемого (подозреваемого) является его правом, а не обязанностью.

Постановление судьи о временном отстранении от должности может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем и прокурором в апелляционном порядке.

Дальнейшее обжалование осуществляется по правилам, предусмотренным гл. 47.1, 48.1 УПК РФ.

Копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению.

На период отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

В период отстранения от должности (работы) в связи с уголовным преследованием трудовые отношения с работником не прекращаются, работник лишь освобождается от обязанности выполнять работу в соответствии с трудовым договором и заработная плата ему не начисляется. Тем самым обе стороны трудового договора освобождаются от выполнения возложенных на них обязанностей, формально сохраняя статус работника и работодателя и не прекращая трудовых отношений, что в данной ситуации может выступать препятствием для трудоустройства отстраненного работника к другому работодателю и получения соответствующего дохода, однако не лишает его возможности заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству.

Обвиняемый (подозреваемый), к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, размер которого определяется Правительством Российской Федерации.

Пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу.

Копия решения суда, заверенная в установленном порядке в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого по его ходатайству.

Читайте так же:  Сумма возврат такс фри

Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.

Выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу в силу п. 1 ст. 131 УПК РФ возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. Следовательно, суд (дознаватель, следователь) может позволить выплачивать пособие и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Таким образом, если казенное учреждение, в котором сотрудник временно отстранен от должности, получило постановление районного суда, согласно которому обязанность по выплате данного пособия возлагается на него, поскольку оно получает финансирование из федерального бюджета, учреждение обязано будет его исполнить.

Данное пособие налогом на доходы физических лиц не облагается. Страховыми взносами в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования пособие также не облагается.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения.

Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость.

Постановление дознавателя, следователя об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене данной меры процессуального принуждения, может быть обжаловано в судебном порядке,

Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или суд выносит оправдательный приговор, у лица, в отношении которого была принята данная мера, возникает право на возмещение причиненного ему вреда.

Это означает, что лицо восстанавливается в прежней должности и имеет право на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При вынесении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность.

В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно решается в приговоре суда.

Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

procspb.ru

Если вас хотят временно отстранить от занимаемой должности

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Данная мера процессуального принуждения ограничивает право закрепленное в Конституции Российской Федерации свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

В случае если следователь находит обязательным временно отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого он с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, которое суд рассматривает в течение сорока восьми часов с момента поступления, вынося постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности либо об отказе в этом.

Ходатайство следователя или дознавателя должно быть мотивированным. Поэтому в нем обязательно указывается, где, когда и кем оно составлено, излагается сущность подозрения или предъявленного обвинения, конкретные основания, обусловившие необходимость временного отстранения от должности. К ходатайству прилагаются копии: 1) постановления о возбуждении уголовного дела; 2) процессуальных документов, подтверждающих статус подозреваемого (обвиняемого). Например, протокола задержания подозреваемого, постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) процессуальные документы, подтверждающие причастность лица к преступлению. Например, протоколов предъявления лица для опознания, обысков и выемок, подтверждающие обоснованность подозрения либо предъявленного обвинения конкретному должностному лицу; 4) процессуальных документов, обосновывающих необходимость временного отстранения подозреваемого (обвиняемого) от должности. Например, протоколы допросов потерпевших или свидетелей, подтверждающие угрозы в их адрес со стороны подозреваемого (обвиняемого); 5) характеризующего материала на подозреваемого (обвиняемого). Копии данных документов должны быть надлежащим образом заверены следователем или дознавателем, представляющим их в суд.

Повторное обращение в суд с подобным ходатайством в отношении одного и того же лица по тому же уголовному делу после вынесения судом постановления об отказе в отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности законом не предусмотрено, но, по мнению автора, возможно при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость отстранения лица от занимаемой должности.

Цель отстранения подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности заключается в том, чтобы вышеуказанное лицо:

  • не воспрепятствовало процедуре производства предварительного расследования и в силу занимаемой должности не воздействовало на потерпевших и свидетелей;
  • не изъяло и не уничтожило предметы и документы, носящие на себе следы расследуемого преступления.
  • подозреваемый (обвиняемый), оставаясь на занимаемой им должности, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от занимаемой должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях. Например, к руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов.

В ходе рассмотрения данного ходатайства в судебном заседании участвуют подозреваемый (обвиняемый), его защитник, прокурор. Также может участвовать следователь или дознаватель, возбудивший перед судом ходатайство о временном отстранении от занимаемой должности подозреваемого (обвиняемого). Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в судебном заседании подозреваемого (обвиняемого) в данном случае является его правом, а не обязанностью.

Ходатайство рассматривается районным судом по месту производства предварительного расследования в открытом судебном заседании, с ведением протокола. Выслушав мнение участников процесса, суд удаляется в совещательную комнату, где выносит мотивированное постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от занимаемой должности или об отказе в этом. Данное постановление подлежит оглашению в судебном заседании и может быть обжаловано в кассационном порядке. При этом обжалование не приостанавливает данную меру процессуального принуждения.

Правоприменительная практика показывает, что постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется не только по месту работы, но и в вышестоящую организацию. Такое постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет не только следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело, но и судья, вынесший вышеуказанное постановление. Заключение гражданина под стражу фактически временно отстраняет его от занимаемой должности.

Согласно ч. 4 ст. 114 УПК РФ временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Например, должностное лицо прекратило свою трудовую деятельность в связи с уходом на пенсию либо уволено.

Таким образом, данная мера процессуального принуждения может быть отменена только на основании постановления дознавателя или следователя. Согласие суда, прокурора либо руководителя следственного органа на принятие такого решения не требуется.

Временное отстранение от занимаемой должности является длящейся мерой процессуального принуждения, не устанавливается на конкретный срок и не требует своего продления, как, например, срок содержания под стражей при расследовании преступлений, который согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 109 УПК РФ не может превышать 2 месяцев, а в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса на срок до 6 месяцев и т.д.

Читайте так же:  Как составит заявление на увольнение

Временный характер отстранения от занимаемой должности означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, действует в период предварительного расследования, пока в данной мере не отпала необходимость.

Однако правоприменительная практика показывает, что мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, как правило, остается не только на срок предварительного расследования, но и на период рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Особый порядок рассмотрения ходатайства о временном отстранении от занимаемой должности предусмотрен в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 114 УПК РФ в случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом. При этом в данном случае высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации должно иметь статус обвиняемого в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления.

Ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда временно отстраненному от занимаемой должности может выплачиваться подозреваемому (обвиняемому) как по постановлению следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело, так и по постановлению суда, рассмотревшего ходатайство о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. При этом, по мнению автора, отстраняя от должности, именно суд должен сразу решать и вопрос о назначении ежемесячного государственного пособия, чтобы не ухудшать положение подозреваемого (обвиняемого), откладывая на неопределенный срок решение данного вопроса. Невыплата государственного пособия может быть обжалована в суд.

www.nozdrya-mishonov.ru

Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст. 37 Конституции Российской Федерации право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения.

Эта мера применима к широкому кругу лиц, в особенности к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов и т.п.).

Вопрос об основаниях отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности является одним из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике в силу законодательной неопределенности.

Так, статья 114 УПК РФ предусматривает возможность возбуждения перед судом ходатайства о временном отстранении от должности «при необходимости» без разъяснения понятия такой необходимости.

В практическом применении отстранение от должности чаще всего осуществляется при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может продолжить заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу путем воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе, сфальсифицировать или уничтожить доказательства и пр.

Закон позволяет применять рассматриваемую меру процессуального принуждения наряду с избранием меры пресечения. Обе меры могут быть применены как одновременно, так и последовательно, исходя из обстоятельств дела. К примеру, обвиняемый продолжает руководить предприятием, находясь под домашним арестом, используя свое служебное положение для продолжения преступной деятельности. В этом случае он может быть временно отстранен от должности.

Обвиняемый, к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Пособие назначает судья в постановлении о применении указанной меры принуждения.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности.

www.prokuror-rostov.ru

Временное отстранение от должности

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако тема настоящей статьи – ограничение данных прав, в частности временное отстранение от должности в период предварительного расследования по уголовным делам. Практика применения норм Конституции РФ, уголовно-процессуального права (например, ст. 114 УПК РФ) и других законов позволила выработать критерии обоснованности, законности и справедливости, которые позволяют гарантировать как достижение целей уголовного преследования, так и соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан.

Основания к рассмотрению

Временное отстранение от должности допускается только на основании судебного решения. Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничива­ющего конституционные права, свободы человека и гражданина, является со­от­вет­ст­ву­ющее ходатайство:

– следователя, следователя-криминалиста, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя (п. 3 ч. 1 ст. 38, п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 165 УПК РФ);
– дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя поданное в суд с согласия прокурора (п. 5 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности (ч. 1 ст. 114 УПК РФ). Основания для временного отстранения от должности делятся на материально-правовые и формально-правовые.

Формально-правовые основания: временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. 162, 223 УПК РФ).

Материально-правовые основания для временного отстранения от должности – это совокупность доказательств, которые, во-первых, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление; во-вторых, по делу имеются сведения, указыва­ющие на необходимость временного отстранения его от должности.

Порядок возбуждения ходатайства. При необходимости временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности, следователь и дознаватель возбуждают перед судом со­от­вет­ст­ву­ющее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.

Место рассмотрения ходатайства. Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования. Исключением является временное отстранение от должности обвиняемого, являющегося высшим должностным лицом субъекта РФ (президента, губернатора, мэра).

Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, в п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.

Читайте так же:  Яшина нотариус

Подготовка к рассмотрению ходатайства. Судья, рассматрива­ющий ходатайство, обязан лично убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо такое отстранение.

Сроки рассмотрения ходатайства. Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд (ч. 2 ст. 165 УПК РФ).

Лица, участвующие в рассмотрении ходатайства. Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрение ходатайства о временном отстранении от должности, очевидно только то, что оно разрешается судьей районного суда единолично. В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности (ч. 2 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ), рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может проходить в рамках судебного заседания. В таком заседании обязаны принять участие:

– со стороны обвинения: прокурор и лицо, возбудившее ходатайство;
– со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.

Такой подход к определению пределов судебного контроля с участием заинтересованного лица за действиями органов уголовного преследования согласуется с прецедентной практикой Европейского суда по правам человека (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Порядок разрешения ходатайства. По общему правилу такое ходатайство подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

Перечень документов, прилагаемых к ходатайству. В обязательном порядке органами предварительного расследования прилагаются копии:

1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости – постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);
2) документы, подтверждающие статус подозреваемого, обвиняемого (постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания подозреваемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);
3) процессуальных документов, обосновыва­ющих необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.

Материалы, представляемые органами предварительного рас­сле­до­ва­ния в качестве материально-правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, преду­смот­ренным ст. 75 УПК РФ.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом (ч. 2 ст. 114 УПК РФ). Постановление должно полностью отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода документам.

Постановление о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности составляется в пяти экземплярах, из которых первый подшивается в судебно-контрольное производство, второй – в уголовное дело, третий направляется прокурору, осуществляющему надзор за производством предварительного расследования, четвертый – по месту работы подозреваемого, обвиняемого (ч. 3 ст. 114 УПК РФ), пятый вручается лицу, в отношении которого оно вынесено.

Следует помнить, что временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ).

Рассмотрим следующие примеры.

П. обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных п. а ч. 4 ст. 290 УК РФ и др.

Постановлением областного суда П. временно отстранен от должности старшего инспектора отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД и ему назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти МРОТ за период с 29 июля 2008 г. по 29 декабря 2008 г. в сумме 57 500 руб.

В кассационном представлении государственный обвинитель, полагая, что при выплате пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям, и взыскать в пользу П. за 5 месяцев 2500 руб., просил об отмене постановления суда в связи с тем, что суд неправильно установил размер указанных денежных средств.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ, проверив материалы судебного производства и обсудив доводы кассационного представления, оставила постановление суда без изменения, а кассационное представление – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 6 ст. 114, п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти МРОТ.

Эти требования закона судом при рассмотрении ходатайства П. не нарушены.

Минимальный размер оплаты труда с 1 сентября 2007 г. до 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 (в редакции Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ) составлял 2300 рублей. Поэтому суд правильно исчислил сумму, подлежащую выплате П. за период с 28 июля 2008 г. по 28 декабря 2008 г. (2300х5х5=57 500).

В кассационном представлении был приведен довод о том, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» при определении размера ежемесячного государственного пособия временно отстраненному от должности подозреваемому или обвиняемому суд должен был исходить из базовой суммы, равной 100 рублям. Однако этот довод не следует из содержания нормы, согласно которой базовая сумма в 100 рублей применяется при исчислении налогов, сборов, штрафов, иных платежей, а также платежей по гражданско-правовым обязательствам.

Ежемесячное государственное пособие подозреваемому или обвиняемому, к которому применена мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности, к таким платежам не относится. Основания, размер и порядок выплаты этого пособия установлены уголовно-процес­суальным законом.

При этом суммы, выплаченные в качестве такого пособия, в соответствии с ч. 1 ст. 131 УПК РФ являются процессуальными издержками и возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства, и при постановлении приговора или иного судебного решения суд должен в соответствии со ст. 132 УПК РФ решить вопрос о взыскании процессуальных издержек (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 84-О09-11. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2009 год).

По приговору Челябинского областного суда от 5 июня 2008 года Воробьев оправдан, за ним признано право на реабилитацию. Оправданный обратился в суд с просьбой о возмещении материального ущерба – заработка за время вынужденного прогула в период его работы в ООО «Софт».

В судебном заседании выяснилось, что с данной работы Воробьев уволился по собственному желанию, опасаясь, что в отношении него будет постановлен обвинительный приговор, его лишат свободы.

Суд, отказывая в удовлетворении заявления оправданного, указал, что на момент принятия решений, ограничивающих свободу привлеченного к уголовной ответственности лица, Воробьев не работал, заработной платы не получал, соответственно, нет и оснований считать, что ему причинен материальный ущерб в виде невыплаченного заработка (Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.06.2009 № 48-009-50)

Никита Колоколов,
д. ю. н., судья Верховного Суда РФ (в отставке), профессор кафедры cудебной власти и организации судебной деятельности Государственного университета – «Высшая школа экономики»

www.zakonia.ru


Обсуждение закрыто.