Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Закон о использовании ядерной энергии и радиационной безопасности

Согласовано утверждены

— Закон Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», 1995г.;

— Закон Украины «Об отпусках», 1996г.;

— Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях», 1993г.

— Закон Украины «Об электроэнергетике», 1997г.;

— Закон Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) «. 1998г.;

— Закон Украины «О защите человека от воздействия ионизирующих излучений», 1998г.;

— Закон Украины «Об охране труда», 2002г.;

— Закон Украины «О профсоюзах», 2005г.;

— Кодекс Законов о труде Украины с изменениями и дополнениями по состоянию на 28.12.2007;

— Коллективный договор ГП НАЭК «Энергоатом», 2008г.;

— Конституция Украины, 1996г.;

— Нормы рабочего времени на календарный год Министерства труда и социальной политики Украины;

— Приказ № 246 Министерства охраны здоровья Украины, Порядок проведения медицинских осмотров работников отдельных категорий, 2007г.;

— 114/38/15-36-18 Инструкция о порядке направления граждан для обследования состояния опьянения в заведениях здравоохранения и проведения осмотра с использованием технических средств, Министерство внутренних дел Украины, Министерство здравоохранения Украины, Министерство юстиции Украины, 1995г.;

— Перечень производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени, Министерства труда и социальной политики Украины, 2001г.;

— Списки производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу

с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда, ПКМУ от 17.11.1997 №1290;

— Порядок проведения специальной проверки по предоставлению физическим лицам допуска к особым работам на ядерных установках, с ядерными материалами, радиоактивными отходами и другими источниками ионизирующего излучения, КМУ, 1997г. №1471;

— Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях. Минтруда, Минюст, Минсоцзащиты Украины, 1993г.;

— ПЛ-К.0.18.005.-03 Положение по организации работы с персоналом государственного предприятия «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», ГП НАЭК»Энергоатом», 2003г.;

— ИН-Д.0.07.365-05 Інструкція про порядок застосування до працівників ДП НАЕК»Енергоатом» заходів стягнення за порушення трудової дисципліни.

ГП НАЭК «Энергоатом», 2006 г.

— ПЛ.0.0000.0016 Положение по организации работы с персоналом обособленного подразделения «Южно-Украинская АЭС» государственного предприятия «Национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом», 2004г.;

— ПЛ.0.0055.031 Положение о порядке психофизиологического обследования оперативного персонала, принимаемого или переводимого на вышестоящую оперативную должность, 2006г.;

— ПЛ.0.3303.0004 Положение об организации работ в нерабочее время (вызов, выходные, праздничные, нерабочие дни, дежурство на дому), 2007г.;

— ПЛ.0.3303.0022 Порядок занесения работников на Доску почета. Положение, 2007г.;

— ПЛ.0.3402.0027 Положение о порядке проведения аттестации персонала и присвоении квалификационных категорий, 2006г.;

— ИН.0.3402.0028 Порядок оформления и учета кадров. Инструкция, 2007г.;

— ПЛ.0.3402.0030 Положение о звании «Заслуженный работник ОП ЮУ АЭС», 2006г.;

— ПЦ.0.3402.0043 Порядок комплектации рабочих мест и должностей. Процедура приема, 2007г.

3.3 Правила разрабатываются совместно представителями собственника и профсоюзного комитета при участии трудового коллектива в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.

Правила рассматриваются и утверждаются на конференции трудового коллектива по представлению администрации и профсоюзного комитета и вводятся в действие с даты их утверждения конференцией трудового коллектива ОП ЮУ АЭС.

3.4 Правила являются обязательными для выполнения всеми работниками ОП ЮУ АЭС.

3.5 Вопросы, связанные с применением настоящих Правил, решаются генеральным директором и трудовым коллективом в пределах предоставленных полномочий.

3.6 Изменения и дополнения к этим Правилам могут быть внесены только решением конференции трудового коллектива. Изменения и дополнения вносятся:

do.znate.ru

Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности
Статья 1. Основные термины и определения

В этом Законе приведенные ниже термины и определения употребляются в таком значении:

использование ядерной энергии — это совокупность видов деятельности, связанных с использованием ядерных технологий, ядерных материалов, источников ионизирующего излучения в науке, производстве, медицине и других отраслях, а также добычей урановых руд и обращением с радиоактивными отходами;

исходный материал — уран, содержащий изотопы в том соотношении, в котором они в природном уране; уран, обедненный на изотопы 235; торий; любая из указанных веществ в форме металла, сплава, химического соединения или концентрата; любой другой материал, содержащий одну или несколько из указанных веществ в концентрации, установленной нормами, правилами и стандартами по безопасности;

источник ионизирующего излучения — физический объект, кроме ядерных установок, содержащий радиоактивное вещество, или техническое устройство, которое создает или при определенных условиях может создавать ионизирующее излучение;

качества — комплекс мероприятий, планируемых и систематически реализуются с целью достижения уверенности в том, что осуществляемые виды деятельности соответствуют нормам, правилам и стандартам по безопасности;

закрытие — завершение всех операций в определенное время после размещения радиоактивных отходов в хранилище для захоронения, которое включает окончательные инженерно-технические или другие работы, необходимые для приведения хранилища к состоянию, безопасного течение длительного времени;

захоронения радиоактивных отходов — размещение радиоактивных отходов в объекте, предназначенном для обращения с радиоактивными отходами, без намерения их дальнейшего использования;

объект, предназначенный для обращения с радиоактивными отходами, — сооружение, помещение или оборудование, предназначенные для оперирования, обработки, в том числе предварительной, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения радиоактивных отходов, а также ядерная установка в процессе снятия с эксплуатации после признания ее установкой для обращения с радиоактивными отходами;

перевозки — деятельность, связанная с подготовкой, загрузкой, отправкой, транспортировкой, включая транзитное хранение, разгрузку и приемку в конечном пункте назначения грузов радиоактивных материалов и упаковок;

обращение с радиоактивными отходами — все виды деятельности (включая деятельность, связанную со снятием с эксплуатации), касающиеся оперирования, обработки, в том числе предварительной, кондиционирования, перевозки, хранения или захоронения радиоактивных отходов;

радиационная безопасность — соблюдение допустимых пределов радиационного воздействия на персонал, население и окружающую среду, установленных нормами, правилами и стандартами по безопасности;

радиационная авария (авария) — событие, в результате которого утрачен контроль над ядерной установкой, источником ионизирующего излучения, и которая приводит или может привести к радиационному воздействию на людей и окружающую среду, превышает допустимые пределы, установленные нормами, правилами и стандартами по безопасности;

радиационная защита — совокупность радиационно-гигиенических, проектно-конструкторских, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение радиационной безопасности;

радиоактивные отходы — материальные объекты и субстанции, активность радионуклидов или радиоактивное загрязнение которых превышает пределы, установленные действующими нормами, при условии, что использование этих объектов и субстанций не предвидится (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии с частью второй этой статьи);

радиоактивные материалы — источники ионизирующего излучения, ядерные материалы и радиоактивные отходы;

специальный расщепляющихся материал — плутоний-239; уран-233; уран, обогащенный изотопами 235 и 233; любой материал, содержащий одну или несколько из указанных веществ;

специализированное предприятие по обращению с радиоактивными отходами — предприятие (объединение), которое осуществляет на основании лицензии сбора радиоактивных отходов, их переработку, перевозку, хранение и (или) захоронения;

ядерная безопасность — соблюдение норм, правил, стандартов и условий использования ядерных материалов, обеспечивающих радиационную безопасность;

ядерные установки — объекты по производству ядерного топлива, ядерные подкритические установки, ядерные реакторы, которые включают критические и подкритические сборки; исследовательские реакторы; атомные электростанции; предприятия и установки по обогащению и переработке топлива, а также хранилища отработанного топлива (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии с частью второй настоящей статьи);

ядерная подкритическая установка — объект, предназначенный для обращения с ядерными материалами и расположенный в пределах определенной проектом территории, конструкция и технические характеристики которого делают невозможным возникновение самопидтримувальнои цепной реакции деления при любых условиях эксплуатации. К ядерных подкритических установок относятся: подкритические сборки, источники нейтронов, основанные на подкритической сборке, управляемой линейным ускорителем электронов или протонов, и другие установки, конструкция и технические характеристики которых делают невозможным возникновение самопидтримувальнои цепной реакции деления при любых условиях эксплуатации;

ядерный инцидент — любое событие или ряд происшествий одного и того же происхождения, наносят ядерного ущерба (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии с частью второй настоящей статьи);

ядерный материал — любой выходной или специальный расщепляющихся материал (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии с частью второй настоящей статьи);

ядерный ущерб — потеря жизни, любые повреждения, причиненные здоровью человека, или любая потеря имущества, или вред, причиненный имуществу, или любая другая потеря или вред, что является результатом опасных свойств ядерного материала на ядерной установке или ядерного материала, поступающего с ядерной установки или направляется к ней, кроме вреда, причиненного самой установке или транспортному средству, которым осуществлялась перевозка (кроме раздела XIII, где этот термин употребляется в значении в соответствии с частью второй настоящей статьи);

зона наблюдения — территория, на которой возможно радиационное воздействие ядерной установки и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, на населения, проживающего в этой зоне. Размеры и границы указанной зоны определяются в соответствии с частью четвертой статьи 45 настоящего Закона;

специальная социальная инфраструктура — объекты, расположенные в пределах административно-территориальных единиц (областных, районных, городских советов монофункциональных городов-спутников), на территорию которых распространяются соответствующие зоны наблюдения, и предназначены для обеспечения жизнедеятельности населения, проживающего в зоне наблюдения, в частности учебные заведения, учреждения здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, коммуникационные объекты жилищно-коммунального хозяйства, сети снабжения электроэнергии, газа, тепла, воды и водовидве ения, здания и сооружения, предназначенные для их обслуживания, автомобильные дороги, системы связи и т.д.;

социально-экономическая компенсация риска для населения, проживающего в зонах наблюдения, — создание и поддержание в исправном состоянии специальной социальной инфраструктуры, обеспечение средствами индивидуальной защиты населения, его регулярное обучение правилам пользования специальной социальной инфраструктурой, умение пользования средствами индивидуальной защиты;

монофункциональные города — спутники ядерных установок и предприятий по добыче и переработке урановых руд — административно-территориальные единицы, специализация труда населения в которых определяется предприятиями, эксплуатирующими ядерные установки и урановые объекты;

проектная авария — авария, для которой проектом определены исходные события, конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие ограничение ее радиационных последствий в пределах, установленных правилами и нормами по ядерной и радиационной безопасности;

санитарно-защитная зона — территория вокруг ядерной установки и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации может превышать квоту лимита дозы для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается проживания населения, устанавливаются ограничения на производственную деятельность, не касается ядерной установки или объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, и осуществляется контроль за радиационным состоянием. Особенности режима, размеры и границы указанной зоны определены статьей 45 настоящего Закона.

Для целей раздела XIII настоящего Закона термины и определения употребляются в значении в соответствии с абзацами восьмого, десятого и шестнадцатого части первой этой статьи и статьи 1 Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 (995_006), за исключением терминов «ядерный материал «и» ядерная установка «, которые употребляются в таком значении:

ядерный материал — ядерное топливо, за исключением природного урана и обедненного урана, которое может выделять энергию путем самоподдерживающейся цепной процесса ядерного деления вне ядерным реактором самостоятельно или в комбинации с каким-либо другим материалом и радиоактивные продукты и отходы, за исключением небольшого количества радиоактивных продуктов , радиоактивных отходов и ядерного топлива, устанавливаемые нормами, правилами и стандартами по ядерной и радиационной безопасности, при условии, что это количество не превышает максимальные пределы, ручная установка ни Советом управляющих Международного агентства по атомной энергии;

ядерная установка — любой ядерный реактор, за исключением реактора, которым оборудован средство морского или воздушного транспорта в целях использования его в качестве источника энергии для приведения в движение этого средства транспорта или любой другой целью, любой завод, использующий ядерное топливо для производства ядерного материала, или любой завод, на котором обрабатывается ядерный материал, включая любой завод, на котором перерабатывается облученное ядерное топливо, и любое место, где хранится (складирован) ядерный материал, за исключением места складирования, связанного с перевозкой такого материала, при условии, что несколько ядерных установок одного оператора, расположенные в одном месте, рассматриваются как единая ядерная установка.

Ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, которые имеют общегосударственное значение:

атомные электрические станции;

атомные станции теплоснабжения;

исследовательские ядерные реакторы;

объекты по переработке радиоактивных отходов (кроме установок, включенных в технологический цикл ядерной установки, или хранилища для захоронения радиоактивных отходов);

хранилища, предназначенные для хранения отработанного ядерного топлива или высокоактивных радиоактивных отходов с проектным сроком хранения более 30 лет (кроме установок, включенных в технологический цикл ядерной установки);

хранилища, предназначенные для захоронения отработанного ядерного топлива или радиоактивных отходов.

Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности

Этот закон является основополагающим в ядерном законодательстве Украины. Он устанавливает приоритет безопасности человека и окружающей среды, права и обязанности граждан в сфере использования ядерной энергии, регулирует деятельность, связанную с использованием ядерных установок и источников ионизирующего излучения, устанавливает также правовые основы международных обязательств Украины по использованию ядерной энергии.

Р а з д е л I
Общие положения

Р а з д е л II
ПРАВА ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Р а з д е л III
КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Р а з д е л IV
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ

Р а з д е л V
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Р а з д е л VI
РАЗМЕЩЕНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО, ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ И СНЯТИЯ С ЭКСПЛУАТАЦИИ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ОБЪЕКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ, А ТАКЖЕ ЗАКРЫТИЕ ХРАНИЛИЩА ДЛЯ ЗАХОРОНЕНИЯ

Р а з д е л VII
ОСОБЫЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИИ В МЕСТАХ РАСПОЛОЖЕНИЯ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК И ОБЪЕКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ОБРАЩЕНИЮ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Р а з д е л VIII
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОВ, КОСМИЧЕСКИХ И ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ ИЛИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Р а з д е л IX
ОБРАЩЕНИЯ С РАДИОАКТИВНЫМИ ОТХОДАМИ

Р а з д е л X
ПЕРЕВОЗКЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Раздел XI
ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ, ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Р а з д е л XII
ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Р а з д е л XIII
ВОЗМЕЩЕНИИ ЯДЕРНОГО УЩЕРБА

Р а з д е л XIV
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Р а з д е л XV
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК, ОБОРУДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИЙ, ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ НЕЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И УСЛУГ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ

Р а з д е л XVI
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО УКРАИНЫ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ

Р а з д е л XVII
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

kodeksy.com.ua

Ядерной энергии в Украине

Как было отмечено ранее, после развала СССР Украина, создавая суверенное государство, объявила себя безъядерной державой, присоединилась к ДНЯО, подписала соответствующее Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и стала создавать необходимую законодательно-нормативную базу для ядерной энергетики. В этой теме будут рассмотрены некоторые законодательные и нормативные акты нашего государства, которые являются основой ядерного законодательства Украины, использующего при регламентации деятельности в ядерной энергетике основные нормы и принципы международного атомного права.

5.1. Закон Украины «Об использовании ядерной энергии

и радиационной безопасности»

Настоящий Закон принят в 1995 году. Как отмечено в преамбуле, он устанавливает приоритет безопасности человека и окружающей природной среды, права и обязанности граждан в сфере использования ядерной энергии, регулирует деятельность, связанную с использованием ядерных установок и источников ионизирующего излучения, устанавливает также правовые основы международных обязательств Украины по использованию ядерной энергии. Закон состоит из 17 разделов:

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Права граждан и их объединений в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

Раздел III. Компетенция органов власти и управления в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

Раздел IV. Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии.

Раздел V. Правовой статус юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

Раздел VI. Размещение, строительство, введение в эксплуатацию ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, а также закрытие хранилищ для захоронения.

Раздел VII. Особый режим территории в местах расположения ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами.

Раздел VIII. Особые условия регулирования безопасности судов, космических и летательных аппаратов с ядерными установками или источниками ионизирующего излучения.

Раздел IX. Обращение с радиоактивными отходами.

Раздел X. Перевозка источников ионизирующего излучения.

Раздел XI. Физическая защита ядерных материалов и ядерных установок.

Раздел XII. Предупреждение использования ядерных материалов, оборудования и технологий в военных целях.

Раздел XIII. Возмещение ядерного ущерба.

Раздел XIV. Ответственность за нарушение законодательства в сфере использования ядерной энергии и радиационной безопасности.

Раздел XV. Экспорт и импорт ядерных установок, оборудования, технологий, ядерных материалов, источников ионизирующего излучения, специальных неядерных материалов и услуг в сфере использования ядерной энергии.

Раздел XVI. Международное сотрудничество Украины в сфере использования ядерной энергии.

Раздел XVII. Заключительные положения.

Анализ вышеприведенных названий разделов Закона дает право предполагать, что он охватывает обширный спектр проблемм, стоящих перед национальной ядерной деятельностью. При рассмотрении данной темы остановимся не на всех его положениях, а только на отдельных статьях и разделах. На остальные статьи и разделы будут сделаны ссылки при рассмотрении последующей тематики курса.

Как определяет Закон, основными задачами ядерного законодательства являются:

— правовое регулирование общественных отношений при осуществлении всех видов деятельности в сфере использования ядерной энергии;

— создание правовых принципов системы управления в сфере использования ядерной энергии и системы регулирования безопасности при использовании ядерной энергии;

— установление прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и персонала, а также граждан применительно к их деятельности, связанной с использованием ядерной энергии;

— определение основных принципов радиационной защиты людей и окружающей природной среды;

— обеспечение участия граждан и их объединений в формировании государственной политики в сфере использования ядерной энергии;

— содействие дальнейшему укреплению международного режима безопасного использования ядерной энергии.

В предыдущей теме при рассмотрении системы лицензирования отмечалось, что современный этап развития ядерной энергетики в мире характеризуется широким привлечением в эту сферу человеческой деятельности частного капитала. Эта тенденция учтена и нашим национальным законодательством. В статье 9 Закона говорится, что «. . . ядерные установки и источники ионизирующего излучения могут находиться в разных формах собственности. Перечень ЯУ, ИИИ, находящихся в государственной форме собственности, определяется Кабинетом Министров Украины». Но эта же статья подчеркивает, что «. . . ядерные материалы являются исключительно общегосударственной собственностью», т.е. основные рычаги контроля в такой важной отрасли, как ядерная энергетика, наше государство оставляет за собой, что в полной мере соответствует нормам международного атомного права.

Большое внимание Закон уделяет необходимости как можно более полного освещения ядерной деятельности, ст. 10 подтверждает неотъемлимое право граждан и объединений на получение такой информации. Во втором разделе раскрываются права граждан и социально-экономические условия проживания и труда, права на возмещение ущерба, на страхование от риска радиационного воздействия и т. д.

Осознавая важность безопасности в ядерной деятельности, законодатели подчеркивают необходимость государственного регулирования этой безопасности. Ст. 22 гласит: «Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии заключается в обеспечении безопасности человека, окружающей природной среды, ядерных установок и источников ионизирующего излучения.

Государственное регулирование безопасности использования ядерной энергии предусматривает:

— установление нормативных критериев и требований, определяющих условия использования ядерных устанок и источников ионизирующего излучения (нормирование);

— предоставление разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с использованием ядерных установок и источников ионизирующего излучения (лицензирование);

— осуществление надзора за соблюдением нормативных требований и условий предоставленных разрешений организациями, предприятиями и лицами, использующими ядерные установки и источники ионизирующего излучения, включая принудительные меры (надзор)».

Как уже указывалось ранее, такие функции в настоящее время возложены на Государственный комитет по ядерному регулированию (ГКЯР), Министерство здравоохранения и другие органы исполнительной власти согласно законодательству Украины.

Закон устанавливает особый режим территории в местах расположения ЯУ и объектов, предназначенных для обращения с РАО (ст. 45).

Учитывая особую опасность ядерной установки, Закон ограничивает права лиц, находящихся на ее территории (личный досмотр, запрет на все виды съемок, проведение собраний, митингов, демонстраций и т.д.). Лица, виновные в нарушении этих требований, привлекаются к ответственности согласно законодательству Украины.

Заканчивая краткий обзор Закона, необходимо отметить его исключительную важность. Этот основополагающий законодательный акт Украины должен стать настольной книгой для выпускника института, требующей углубленного изучения и применения ее требований в профессиональной деятельности, особенно на руководящих должностях.

5.2. Закон Украины «О разрешенной деятельности

в сфере использования ядерной энергии»

Данный Закон принят в 2000 году. Он определяет правовые и организационные положения разрешенной деятельности в сфере использования ядерной энергии, а также общие положения регулирования общественных отношений, возникающих во время ее осуществления, как исключения из общих правил, установленных Законом Украины «О предпринимательстве».

Система разрешения в сфере использования ядерной энергии нацелена на защиту интересов национальной безопасности, предотвращения превышения допустимых норм облучения людей и загрязнения окружающей среды, а также соблюдение требований режима нераспространения ядерного оружия.

Целью разрешенной деятельности является:

— обеспечение использования только тех ЯУ, ИИИ, объектов, предназначенных для действия с РАО, уровень безопасности которых определен соответствующими международно-правовыми требованиями, на основе всесторонней оценки всех факторов, влияющих на безопасность, включая обеспечение физической защиты;

— обеспечение осуществления деятельности только теми физическими и юридическими лицами, которые могут гарантировать выполнение требований законодательства, норм, правил и стандартов по ядерной и радиационной безопасности.

Разрешенная деятельность является составляющей частью государственного регулирования в сфере использования ядерной энергии и промышленности и включает:

— лицензирование отдельных видов деятельности в сфере использования ядерной энергии;

— лицензирование деятельности эксплуатирующей организации на отдельном этапе жизненного цикла ЯУ или хранилища для захоронения РАО и выдачу этой организации отдельных разрешений на выполнение определенных видов работ или операций на этапах введения в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации ЯУ и на этапах эксплуатации и закрытия хранилищ для захоронения РАО;

— лицензирование деятельности, связанной с осуществлением персоналом непосредственного управления реакторной установкой АЭС;

— обязательную сертификацию ИИИ, элементов, важных для безопасности ЯУ, упаковок для хранения, перевозки и захоронения РАО, транспортных упаковок для перевозки ИИИ и транспортных упаковок для перевозки ЯМ;

— государственную регистрацию ИИИ.

Закон определяет отдельные виды деятельности, требующие обязательного лицензирования, порядок лицензирования (это будет подробно рассмотрено в 3-ем вопросе темы).

Закон освобождает от лицензирования деятельность, связанную с ИИИ при условии:

— безопасность использования ИИИ обеспечена его конструкцией;

— использование ИИИ не требует специальной подготовки персонала по вопросам ядерной и радиационной безопасности, выходящей за рамки изучения инструкции по использованию этого ИИИ;

-опыт использования свидетельствует об отсутствии аварий с радиационными последствиями.

Перечень ИИИ, деятельность по использованию которых освобождается от лицензирования, определяется КМУ.

Закон определяет права и обязанности субъектов деятельности, а именно, ОНИ ИМЕЮТ ПРАВО:

— получать информацию о состоянии и результатах рассмотрения поданных документов;

— предоставлять органу государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности и организациям, принимающим участие в рассмотрении поданных документов, дополнительные письменные или устные пояснения, замечания, рекомендации по сути рассматриваемых вопросов;

— ходатайствовать перед органом государственного регулирования об изменении в перечне экспертных организаций, принимающих участие в рассмотрении поданных документов;

— обжаловать в установленном порядке неправомерные действия отдельных должностных лиц в случае нарушения ими установленного порядка рассмотрения заявления и поданных документов, принятия необоснованного и необъективного решения.

— заявлять о намерении осуществлять деятельность, требующую разрешения;

— предоставлять органам государственного регулирования и организациям, принимающим участие в рассмотрении поданных документов, документацию и сопровождающие материалы к ней в объеме, необходимом для всестороннего, объективного анализа, оценки и принятия решения по заявленной деятельности;

— содействовать этим органам и организациям в выполнении их обязанностей;

— передавать в установленные сроки органам государственного регулирования документы, расчеты, данные, дополнительные сведения, относящиеся к безопасности разрешенной деятельности;

— сообщать органам государственного регулирования об изменении условий осуществления деятельности;

— оплачивать сборы за выдачу лицензии согласно законодательства.

На основании данного Закона Кабинетом министров Украины разработано соответствующее Постановление, основное содержание которого будет рассмотрено в следующем вопросе.

studopedia.org

Еще по теме:

  • Реестр нд Нормативная документация в строительстве: реестр, перечень Нормативная документация в строительстве — комплекс взаимосвязанных между собой норм, регламентов, стандартов и правил, которые действуют в строительной отрасли. Задача по утверждению таких документов […]
  • Правила перемещения грузовых вагонов Постановление Правительства РФ от 31 октября 2015 г. № 1180 «Об утверждении Правил перемещения порожних грузовых вагонов на железнодорожном транспорте» Обзор документа Утверждены Правила перемещения порожних грузовых вагонов на ж/д транспорте. Правила определяют […]
  • Образец договора о намерениях купли продажи Образец договора о намерениях купли-продажи недвижимости Отправить на почту Договор о намерениях купли-продажи недвижимости — образец этого документа, грамотно составленный с юридической точки зрения, в условиях отсутствия достаточного правового регулирования […]
  • Закон то 331 Закон то 331 от 28 декабря 2004 года N 331 О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Тюменской области Принят областной Думой 23 декабря 2004 года Статья 1. Предмет регулирования Закона Статья 1. Предмет регулирования Закона 2. Настоящий Закон направлен на […]
  • Штраф за знак 25 Новые штрафы за знаки на заднем стекле 4 апреля вступили в силу новые поправки в Правила дорожного движения. Поправки минимальны и можно было бы о них вообще не писать, но есть один смущающий факт – уже несколько дней заметная часть российских водителей рискует […]
  • Ходатайство о зачислении в школу образец Заявление от родителя в школу — как написать правильно Каждый родитель в силу тех или иных обстоятельств, сталкивается с необходимостью написания заявления на имя директора школы. Документ заявление от родителей в школу является официальным и оформляется с соблюдением […]
  • Увольнение работника за прогул без работника Порядок увольнения за прогул работника в 2018 году по ТК РФ Чтобы уволить работника по такому основанию, работодатель должен соблюсти порядок увольнения за прогул. В противном случае, работник может оспорить увольнение в суде . Прогул является одним из оснований для […]
  • Заявление о пересмотре решения арбитражного суда по новым обстоятельствам Заявление в арбитражный суд о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам В Арбитражный суд (наименование суда) Истец: (наименование истца) почтовый адрес: (указать адрес) Ответчик: (наименование ответчика) юридический адрес: (указать адрес) почтовый адрес: […]