Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Русские торговые суда

Суда Древней Руси

Первым славянским «кораблем», по сути, была большая плетеная корзина, обшитая корой или кожей. На смену ему быстро пришел челн-однодеревка, выдолбленный из целого дерева. Иногда челн создавался иным способом.

Древние корабелы делали в живом древесном стволе трещину на всю длину челна, постепенно,год за годом, вбивая в него клинья и распорки, чтобы добиться нужной формы будущего корпуса. Только после этого дерево срубали и лишнюю древесину стесывали, выжигали и выдалбливали. Затем дерево обрабатывали водой и огнем, чтобы придать ему гибкость, после чего вставляли внутрь примитивный шпангоут — опруги. На кропотливую работу над корпусом челна порой уходило до пяти лет.

Впервые челн-однодеревку на берегу Ладожского озера нашла в 1878-1882 гг. экспедиция А. А. Иностраицева. Возраст, приписываемый историками этому небольшому судну длиной всего 3,5 м и шириной 0,86 м, огромен — около 4,5 тысячи лет. Славяне долго не хотели расставаться с легкими однодеревками. Видоизмененные челны с обшивкой и больших размеров — насады — плавали в русских водах вплоть до конца XV в. Позже их вытеснили наборные корабли.

Преемницей челна стала созданная в X в. для торговых плаваний и боевых походов «набойная лодья». По сравнению со своими собратьями она имела более высокие борта, к которым крепились стойки. На них прибивали несколько досок внакрой. Такое нехитрое усовершенствование значительно увеличивало внутренние размеры «лодьи», и главное — ее грузоподъемность. Теперь легкое и небольшое судно могло взять на борт ни много ни мало 15 т груза. После достройки судно снабжали веслами, якорем и мачтой с простым прямым парусом. Кстати, эти суда делали небольшими из- за того, что через пороги Днепра судно приходилось тащить волоком. Но несмотря на это они все равно были великолепно приспособлены к морским плаваниям, и русские мореходы смело бороздили на них воды Черного моря.

В IX в. русские торговцы стали частыми гостями на константинопольском рынке. Весной 860 г. в Константинополе произошел инцидент, во время которого были схвачены несколько русских купцов. В ответ русские, собрав мощную флотилию из 250 кораблей, немедленно осадили Константинополь, с лихвой рассчитавшись с его вероломными гражданами. Этот и другие морские походы восточных славян на Византию, несомненно, сделали свое дело: торговля русских купцов с Востоком и Западом долгое время оставалась беспошлинной.

В XII в. в набиравшей силу Киевской Руси все чаще стали строить крупные ладьи, имевшие сплошную дощатую палубу, укрывавшую сверху гребцов. Нос и корма у этих судов были одинаково заострены, и на них размещалось по рулевому веслу — потеси. Они позволяли, не разворачивая ладьи, быстро менять курс. В русских летописях такие суда также называли скедией, наседой и кораблем. Конечно, 20 м в длину, 3 м в ширину и 40 человек команды не так уж много для корабля, и все-таки это был настоящий корабль. Постепенно на первый план среди центров судостроения выдвинулся «Господин Великий Новгород». И неудивительно. Ведь через него проходил знаменитый путь «из варяг в греки», то есть из Балтики по рекам в Черное, тогда носившее название Русское море. Когда в середине XI в. государство Ярослава Мудрого распалось на множество враждующих княжеств, значение речных и морских транзитных путей сильно пошатнулось. Именно тогда новгородское судостроение начало развиваться независимо от Киева.

История сохранила немало свидетельств мощи славянского военного флота. Хотя славяне и не отличались агрессивностью, они преподали хороший урок шведскому королю Эрику, который в середине XII в. осадил город Ладогу. Новгородцы разбили шведов, пленив 43 из 55 вражеских судов. В ответ был предпринят поход на город Сигтуну, закончившийся блестящей победой русских.

Новгородцы долгое время держали в руках ключевые выходы к Белому морю. Они плавали в экстремальных условиях, постоянно защищаясь от соперников. Постепенно сформировались новые типы судов, которые было удобно перетаскивать волоком из одной реки в другую. Это были плоскодонный легкий шитик и ладья «ушкуй». Ушкуи, вмещавшие до 30 воинов, были удобными судами для набегов на соседние славянские княжества, чем в XIII в. и промышляли новгородцы. Рыболовный промысел, бывший в особой чести у славян, привел новгородских переселенцев к берегам северных морей. Постепенно поморы становились такими же хозяевами Балтики, как и норманны. С XII в. поморы доходили до Гру- манта (Шпицберген), а колонии славян появились даже на берегах Англии.

Долбленая лодка — осиновка

Суровые северные моря диктовали корабелам свои условия, и поморы начали строить новые, непохожие на другие суда: осиновки, ранынины, кочмары и шняки. Шняки имели в длину от 6 до 12 м и снаряжались одной или двумя мачтами с прямым или шпринтовым парусом. Лодки-осиновки перевозили добытый улов на берег. Но наибольшей популярностью пользовались парусно-гребные карбасы. Эти суда могли иметь палубу, а могли обходиться и без нее, но обязательным атрибутом этого корабля были полозья, крепившиеся на днище. С их помощью карбас легко передвигался по льду.

В дальних морских скитаниях поморы использовали коч — однопалубное плоскодонное судно максимум 25-метровой длины. При водоизмещении в 60 т коч имел осадку около полутора метров. Обшивку первых кочей к набору корпуса привязывали ремнями или пеньковыми веревками и только много позже стали использовать железные гвозди и болты. Пазы и стыки обшивки тщательно конопатили просмоленной паклей, заливали варом и закрывали рейками на скобах. Подводная часть корпуса судна была округлой, а нос и корма приподняты.
Благодаря такой обтекаемой форме коч, зажатый льдами, как бы выдавливался на поверхность, оставаясь при этом невредимым. На корме этого судна делали казенку — небольшую каюту для капитана и приказчика. Экипаж, состоявший из 10-15 человек, размещался в трюме. Парусное вооружение было очень простым: оно включало мачту и прямой парус, на первых кочах сшитый из кожи, а впоследствии — холщовый. Весла, парус и по- путный ветер позволяли кочу достигать скорости 6-7 узлов.

Поморские кочи, много веков остававшиеся в строю, заложили фундамент для дальнейшего развития российского мореходства. Именно эти суда в XVIII в. стали прообразом военно-морского флота, созданного при Петре Первом. Значительную роль они сыграли и в географических открытиях XVI-XVII вв. Достаточно вспомнить поход С. И. Дежнева, впервые спустившегося на коче по Индигирке до Северного Ледовитого океана и морем достигшего реки Алазеи.

Самым быстрым судном, плававшим на большие расстояния в северных водах, считают морскую (в летописях «заморскую») ладью с тремя мачтами. Хорошее парусное вооружение при попутном ветре давало морской ладье возможность проходить до 300 км в сутки, при этом она могла унести на себе до 300 т груза. В длину ладья достигала 18-25 м, а в ширину 5-8 м.
«Заморские» ладьи были первыми полностью наборными плоскодонными судами с транцовой кормой и навесным рулем. Корпус судна разделялся переборками на три отсека. В переднем обитала команда, в среднем размещался грузовой трюм, а кормовой отсек отводился в распоряжение рулевого.

Одна из наиболее древних и наиболее известных династий новгородских кораблестроителей — семья Амосовых. В XIV в. Трифон Амосов, внук одного из первых русских мореходов, охотившихся на зверя в Белом и Карском морях, переезжает из Новгорода в Холмогоры, где приступает к строительству корабельной верфи, ставшей матерью первым большим русским кораблям, ходившим в северных льдах. Корпусам наиболее крупных из них придавалась форма, напоминавшая обводы современных ледоколов. Нос и корма холмогорских судов были сделаны с высоким подъемом, а борта — со значительным развалом. Судно управлялось при помощи навесного руля.
Традициям славной семьи Амосовых следовали и их потомки, построившие в XIX в. такие знаменитые корабли, как фрегат «Паллада», 110-пушечный корабль «Ростислав», бриг «Меркурий» и многие другие суда российского флота.

sea-library.ru

Как эсминцы ВМС США таранят торговые суда. Блеск и нищета US NAVY (видео)

ВМС США опубликовали официальный отчет о причинах столкновений эсминцев ВМС США «Фицджеральд» и «Джон С. Маккейн» с коммерческими судами летом 2017 года в Тихом океане.

Аварии, о которых идет речь, стали крупнейшими чрезвычайными происшествиями в американских ВМС после окончания холодной войны, если не считать атаки террористов на эсминец «Коул» в порту Адена 12 октября 2000 года.

Прямым следствием летних инцидентов стало первое после Второй мировой войны увольнение адмирала ВМС США с формулировкой «из-за утраты доверия».

Более того, последовавшие одно за другим ЧП заставляют сомневаться в работоспособности верхушки американского военно-морского командования в целом и на сотрясаемом скандалами Тихоокеанском флоте в особенности.

Что, где, когда

Первое из происшествий имело место 17 июня у побережья Японии. Эсминец «Фицджеральд» (DDG-62 Fitzgerald) типа «Арли Берк» столкнулся с контейнеровозом ACX Crystal на подходе к Токийскому заливу.

Построенный в 1995 году «Фицджеральд» входил в состав 15-й эскадры эсминцев (DESRON 15) ВМС США, в свою очередь, подчиненной управлению 5-й авианосной ударной группы (CSG 5) и 70-го оперативного соединения (Task Force 70) в составе 7-го флота.

Второй участник столкновения — контейнеровоз ACX Crystal — был построен в Южной Корее в 2008-м.

Это торговое судно дедвейтом около 40 тыс. т является контейнеровозом средних размеров, занятым в системе ACX (Asia Container Express), принадлежащей компании NYK Line, специализирующейся на международных морских перевозках филиалу корпорации Mitsubishi.

Эсминец «Фицджеральд»
Фото: Global Look Prees/AFLO

По состоянию на июнь 2017 года ACX Crystal с позывным PX1 (Phoenix 1) был занят на внутриазиатских торговых путях с заходами в порты Японии, Вьетнама и Таиланда.

Столкновение произошло в 1:30 по японскому стандартному времени (+6 к Москве, +9 к Гринвичу).

Контейнеровоз ударил эсминец в правый борт в районе носовой надстройки, тяжело повредив корпус и надстройки корабля. В аварии погибли семь членов экипажа «Фицджеральда», еще трое, включая командира, были ранены.

На ACX Crystal обошлось без пострадавших и заметных повреждений.

Второй случай имел место 21 августа. Эсминец ВМС США «Джон С. Маккейн» (DDG-56 John S. McCain) типа «Арли Берк» столкнулся с танкером Alnic MC в Сингапурском проливе.

Построенный в 1994 году «Джон С. Маккейн», так же как и «Фицджеральд», входил в 15-ю эскадру эсминцев (DESRON 15), выполняя задачи в составе 5-й АУГ и 70-го оперативного соединения 7-го флота ВМС США.

В 2003 году этот корабль участвовал в иракской кампании, выпустив по целям на территории Ирака 39 крылатых ракет «Томагавк».

Другим участником инцидента стал танкер-химовоз Alnic MC дедвейтом 50 тыс. т, построенный в 2008 году. Судно принадлежит компании Energetic Tank Inc, зарегистрированной на Маршалловых островах, управляется греческой Stealth Maritime Corporation S.A. и несет либерийский флаг.

Читайте так же: Решение по рекламации

Эсминец «Джон Маккейн»
Фото: Global Look Prees/Joshua Fulton

Alnic MC в основном занят на перевозках нефти, нефтепродуктов и продуктов химической промышленности между портами Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В тот день он следовал по маршруту Тайвань-Сингапур с грузом 12 тыс. т сырой нефти.

Корабли столкнулись в 5:24 по времени Сингапура (+5 к Москве, +8 к Гринвичу).

Удар пришелся в левый борт эсминца в районе пусковых установок противокорабельных ракет «Гарпун» и привел к значительным затоплениям в кормовой части корабля. Жертвами аварии стали десять человек из состава экипажа, еще пять получили ранения.

Так же как и в первом случае, на танкере никто не пострадал, судно заметных повреждений не получило.

Кто виноват?

После второго столкновения Пентагон был вынужден объявить двухнедельную «оперативную паузу» по всем соединениям ВМС США для предупреждения новых ЧП и проверок безопасности кораблевождения. Командующий 7-м флотом вице-адмирал Джозеф Окойн уже 23 августа был освобожден от должности с формулировкой «из-за потери доверия», но он стал далеко не единственным наказанным офицером флота.

Джозеф Окойн
Фото: Global Look Prees/AFLO

Два столкновения подряд, повлекшие человеческие жертвы и тяжелые повреждения кораблей одного и того же соединения, породили различные интерпретации случившегося, включая намеки на возможные теракты и даже кибератаки со стороны России или Китая, на чьи происки в этом сезоне модно списывать что угодно.

Тем не менее расследование, которое велось как структурами флота, так и независимыми экспертами, назвало виновниками в обоих случаях командный состав кораблей и флотское руководство.

«Обе аварии роднит минимальная осведомленность о ситуации, — сказал отставной капитан ВМС США, в прошлом командир фрегата „Де Верт“ и крейсера „Хюэ Сити“ Рик Хоффман в интервью сайту Defense News. — В случае с „Фицджеральдом“ мы имеем почти преступную небрежность наблюдателей и вахты на мостике. И ни в одном случае корабли не подавали звуковых сигналов, чтобы обозначить угрозу столкновения».

Условия обеих аварий, однако, отличались. Предпосылкой к навигационному происшествию в первом случае стало отсутствие на имевшихся на «Фицджеральде» картах принятых в данном районе навигационных схем (проще говоря, разметки морских путей). Двигаясь без использования этих схем, корабль неоднократно пересекал курс других судов, следовавших по фарватеру, на опасно близком расстоянии.

В момент столкновения командир корабля коммандер Брайс Бенсон, вступивший в должность менее чем за месяц до инцидента, находился в каюте и не знал, что корабль находится в опасности. Ударом, пробившим борт, он был выброшен в воду и спасся лишь благодаря помощи членов экипажа.

Грубые ошибки были допущены в организации вахты. Как видно из схемы расстановки людей на мостике «Фицджеральда» (седьмая страница отчета), находившегося ночью в районе интенсивного торгового судоходства, у обоих бортов отсутствовали наблюдатели и сигнальщики, из трех человек рулевой вахты на своем месте находился только один, при этом в сложной навигационной обстановке на мостике не было никого из старших офицеров, обязанных уметь управлять кораблем: ни штурмана, ни старшего помощника, ни, как сказано выше, командира корабля.

Фактически управление эсминцем было возложено на вахтенного начальника, который начал маневрировать во избежание столкновения менее чем за минуту до инцидента. Он не попытался ни вызвать кого-то из старших по званию на мостик, ни обозначить свой корабль, дав звуковые и световые сигналы в ночи.

Эсминец «Фицджеральд»
Фото: Global Look Prees/William McCann/Navy

При этом, как было установлено, вахта не использовала в том числе и имеющиеся на всех современных кораблях системы идентификации AIS, показывающие положение и курсы кораблей в реальном времени с использованием GPS, также отмечается, что ходовая вахта имела плохую подготовку в радарной навигации и из-за ошибок в настройке радара не имела реального представления об обстановке, что усугублялось отсутствием наблюдателей.

Во втором инциденте командир «Джона С. Маккейна» коммандер Альфредо Санчес находился на мостике, но совершил ряд ошибок, главной из которых стал вход в темное время суток в район, возможно, самого интенсивного в мире судоходства, каким являются подходы к Сингапуру.

Этот риск не был обусловлен никакой срочной необходимостью.

Офицеры корабля предлагали встать на якорь в пять часов утра, чтобы дать команде дополнительный отдых, и продолжить путь после рассвета, однако командир решил отложить стоянку на час.

Ситуация осложнялась недостаточной готовностью рулевой вахты, несколько членов которой были временно переведены на эсминец с крейсера «Энтитем» (CG-54 Antietam) и не имели достаточной практики в управлении кораблем другого класса.

На ситуацию наложился недостаточный контроль со стороны старших офицеров корабля, что привело к несанкционированному отклонению эсминца от заданного курса и пересечению им курса танкера, что и привело к столкновению. Так же как и в первом случае, эсминец не попытался ни дополнительно обозначить себя, ни связаться с приближающимся кораблем.

Вдобавок находившийся в «ночном» режиме «Джон С. Маккейн» не нес никаких огней, кроме обычных ходовых, что дополнительно осложняло его обнаружение со стороны других кораблей.

Выводы комиссии свидетельствуют о грубых нарушениях принятых правил кораблевождения, о провалах в подготовке ряда ключевых специалистов и неэффективности системы проверки знаний офицерского состава.

Причины и последствия

Оба инцидента произошли не на пустом месте. Как отметил в беседе с обозревателем iz.ru капитан 1-го ранга запаса ВМФ РФ Павел Вишняков (в прошлом флагманский штурман 130-й бригады 2-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота), пренебрежение зонами разделения, объявленными в районах интенсивного судоходства, было характерной чертой ВМС США во все времена.

«Примеров много. В Персидском заливе регулярные инциденты с иранцами с этим связаны. На учениях RUKUS-96 американцы чертили районы в Ла-Манше прямо по маршрутам, не собираясь объявлять их в навигационных предупреждениях. Улыбались и говорили: «Обойдут».

Последствия для кораблей пока неясны. «Фицджеральд» залатал пробоину в корпусе на судоремонтном заводе в Йокосуке и на борту корабля-дока MV Transshelf отправился для капитального ремонта на верфь Huntington Ingalls в Паскагуле, штат Миссисипи, куда должен прибыть в ноябре текущего года. Интересно, что ранее MV Transshelf несколько раз арендовался Минобороны России для доставки на ремонт или утилизацию атомных подводных лодок.

Эсминец «Фицджеральд»
Фото: Global Look Prees/Ramiro Agustin Vargas Tabares

«Джон С. Маккейн», который после столкновения зашел в сингапурскую военно-морскую базу Чанги, отправили на таком же судне для ремонта в Японию, однако во время перевозки корабль получил новые повреждения — в силовом наборе была обнаружена четырехдюймовая (приблизительно 10 см) трещина, очевидно, вызванная деформацией поврежденного корпуса при погрузке. Судно-док было вынуждено зайти на Филиппины для обследования ценного груза.

Результаты пока не сообщаются, но возникновение подобных трещин может свидетельствовать о тяжелых повреждениях конструкции, требующих либо длительного ремонта, либо списания корабля.

Столкновения кораблей в море неизбежно влекут за собой кадровые последствия, и в данном случае они оказались весьма масштабными. «На выход» отправились командиры и старшие офицеры обоих эсминцев, с жесткими формулировками были уволены командующие DESRON 15 капитан Джеффри Беннет и TF 70 контр-адмирал Чарльз Уильямс, как и уже упомянутый вице-адмирал Джозеф Окойн, командующий 7-м флотом.

Он стал первым командующим флотом в США после Второй мировой, который лишился должности с формулировкой «из-за утраты доверия», вдобавок ко всему это произошло за несколько недель до планируемого выхода Окойна на пенсию.

Пострадал и командующий Тихоокеанским флотом США (включающим 3-й и 7-й флоты) Скотт Свифт, который добровольно ушел в отставку после того, как его проинформировали о невозможности дальнейшего продвижения по службе — до аварий он рассматривался как кандидат на должность руководителя Тихоокеанского командования вооруженных сил США, объединяющего все виды сил на этом театре, включая армию, флот, ВВС и морскую пехоту.

Фото: Global Look Prees/Joshua Fulton

Происшествие, заметное само по себе, приобретает дополнительное значение на фоне продолжающегося уже несколько лет коррупционного скандала в ВМС США, известного как «дело Толстого Лео» (Fat Leonard scandal).

В этом скандале, связанном с коррупцией в системе материально-технического обеспечения ВМС США в западной части Тихого океана, оказались замешаны несколько сотен офицеров флота, включая десятки адмиралов.

Неприятная история получила название по имени сингапурского бизнесмена Леонарда Гленна Фрэнсиса, обеспечившего своему бизнесу (компании Glenn Marine Group) льготные условия благодаря систематическому подкупу старших офицеров 7-го флота ВМС США.

С ними предприниматель расплачивался как деньгами, так и подарками, включая отдых в дорогих отелях, предметы роскоши и услуги проституток. Работавшая более 20 лет схема была выявлена, только когда администрация Барака Обамы, пытаясь сократить военные расходы, устроила ревизию.

Среди клиентов Толстого Лео оказались в том числе командующие 7-м флотом в разное время вице-адмиралы Уиллард и Гринерт, ушедшие в отставку в звании адмиралов флота с должностей начальника Тихоокеанского командования США и начальника военно-морских операций соответственно.

Прямой связи между этим скандалом и авариями лета 2017 года, разумеется, нет, однако оба процесса свидетельствуют о том, что ВМС США, заслуженно считающие себя хозяевами Тихого океана, очевидно расслабились на высоте своего положения.

xn—-8sbeyxgbych3e.ru-an.info

Свой среди чужих. Русские корабли на службе японского императора

Немного отойдем в наших повествованиях от темы ленд-лиза и вернемся в начало 20 века. Русско-японская война, как оказалось, неплохо пополнила ряды японского флота за счет флота российского. Как за счет подъема неудачно затопленных кораблей, так и за счет, как бы это позорно ни звучало, сдавшихся в плен.

Но самое интересное — это выводы, которые напрашиваются при изучении материала, посвященного этим кораблям и событиям.

Начнем с самого, пожалуй, известного корабля русско-японской войны.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Варяг».

«Варяг» был заложен в 1898 году, в Филадельфии, на верфях William Cramp and Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 году вступил в строй.

9 февраля 1904 года «Варяг» вступил в бой с японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу. В отряд Уриу входили 2 броненосных крейсера («Асама» и «Чиода»), 4 бронепалубных крейсера («Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси») и 8 миноносцев.

По разным данным, в часовом бою крейсер получил от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 кв. м. у ватерлинии. потери экипажа — 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения.

По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После перехода команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов.

Читайте так же: Приказ 1345 мвд

Однако уже 8 августа 1905 года японцы осуществили подъем «Варяга». 22 августа 1905 года крейсер был включён в состав Императорского флота Японии и введён в строй после ремонта 7 июля 1907 года в качестве крейсера 2-го класса под названием «Соя» (по японскому названию пролива Лаперуза).

Более семи лет корабль использовался японцами в качестве учебного.

Японцы сделали весьма умный и красивый ход. Считая, что действия Руднева были весьма близки по духу бусидо, на примере «Варяга» они учили своих моряков. Благодаря высочайшему рескрипту императора, на корме крейсера оставили русское название.

В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с броненосцами «Сагами» и «Танго») был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток, после чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана.

В феврале 1917 «Варяг» года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить по долгам Российской Империи. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море.

Броненосец «Император Николай I».

Заложен в июне 1886 года Обществом Франко-Русских заводов. Спущен на воду 20 мая 1889 года. Введён в строй в апреле 1891 года.

[/center]

Броненосец представлял собой несколько улучшенный тип броненосцев «Император Александр II» — с башенной установкой, изменёнными ютом и расположением шлюпок и катеров.

Корабль получился весьма своеобразным, но тем не менее, его служба была весьма насыщенной. «Император Николай Первый» участвовал в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки в Нью-Йорке, нес вахту в Средиземном море. В 1895-1896 годах совершил переход на Дальний Восток под флагом контр-адмирала Макарова. В 1897-1898 годах составе эскадры контр-адмирала П. П. Андреева участвовал в международной миротворческой операции на Крите.

3 февраля 1905 года назначен флагманским кораблем Отдельного отряда кораблей под командованием контр-адмирала Небогатова. Кораблём командовал капитан 1-го ранга В. В. Смирнов.

Участвовал в Цусимском сражении. Серьёзных повреждений не получил (за исключением оторванного снарядом ствола 305-мм башенного орудия), но истратил более 2/3 боезапаса. Потери составили 11 человек убитыми и 16 — ранеными. Нанёс повреждения японским броненосцу «Фудзи» и броненосным крейсерам «Асама» и «Идзумо».

15 мая 1905 года сдался в плен по приказу контр-адмирала Небогатова.

23 мая 1905 года включён в состав Императорского флота под именем «Ики».

После быстрого ремонта и покраски броненосец вместе с «Мисима» и «Окиносима» (бывшие «Адмирал Сенявин»и «Адмирал Апраксин») поддерживал свои войска в операции по захвату острова Сахалин, а после войны выполнял задачи учебного артиллерийского корабля.

В 1910 году прошёл модернизацию и был классифицирован как броненосец береговой обороны. Сохранив за собой ранг броненосца, корабль использовался как учебный школой юнг и был приписан к базе в Йокосука.

Активного участия в первой мировой войне броненосец не принял, но привлекался для несения дозорной службы у своих берегов.

В октябре 1915 года «Ики» был потоплен как мишень линейными крейсерами «Конго» и «Хиэй».

Корабль был заложен в Санкт-Петербурге 20 мая 1900 года, а в 1904 году введен в эксплуатацию.

Вошел в состав Второй Тихоокеанской эскадры, под командованием капитана 1-го ранга Н. В. Юнга принял участие в Цусимском сражении.

В сражении (по данным В. П. Костенко) получил не менее 140 попаданий, из них 42 снарядами калибром 305 и 203-мм. После боя утративший значительную часть боеспособности корабль со смертельно раненым командиром присоединился к отряду контр-адмирала Н. И. Небогатова и вместе с другими кораблями был сдан в плен.

После сдачи и восстановления был модернизирован японцами (башни 152-мм заменены на казематы в 203-мм, заменено противоминное вооружение), вступил в строй Императорского флота Японии как линейный корабль под названием «Ивами» 6.06.1905 г.

28 августа 1912 года переквалифицирован в броненосцы береговой обороны 1-го класса.

18.08-02.12.1914 г. — в составе 2 Боевого отряда участвовал в операции против Циндао.

09.01-09.09.1918 г. в составе 5 Боевого отряда 3-й эскадры совершил поход во Владивосток и на Камчатку.

01.09.1922 г. — По Вашингтонскому соглашению переквалифицирован во вспомогательное судно.

05-09.07.1924 г. — судно-цель для палубных самолетов, приписанных к авиакрылу ВМР Ёкосука, которые утопили его 240 кг бомбами к западу от острова Дзёгасима близ п-ова Миура.

Бронепалубный крейсер 1 ранга «Паллада»

Заложен в 1897 году в Санкт-Петербурге, спущен на воду 26 августа 1899 года, введён в эксплуатацию в мае 1901 года.

В октябре 1902 — апреле 1903 совершил вместе с броненосцем «Ретвизан» и однотипным крейсером «Диана» переход на Дальний Восток, где вошёл в состав Эскадры Тихого океана.

Принимал участие в Русско-японской войне. 8 февраля 1904 торпедирован японским миноносцем на внешнем рейде Порт-Артура. После ремонта в апреле 1904 вновь вернулся в строй. Участвовал в бою в Жёлтом море, после которого c основной частью эскадры вернулся в Порт-Артур. 8 декабря 1904 был потоплен японской осадной артиллерией во внутренней гавани Порт-Артура.

В сентябре 1905 поднят японцами и после ремонта и переоборудования введён в состав Императорского японского флота под названием «Цугару».

В 1920 переоборудован в минный заградитель, в 1922 исключён из списков флота.

27 мая 1924 потоплен японской морской авиацией при показательной бомбардировке в честь годовщины Цусимского сражения.

Заложен Балтийским заводом в Санкт-Петербурге 9 ноября 1895 г, спущен на воду 7 мая 1898 г, введён в эксплуатацию 6 августа 1901 г.

С октября 1903 года нес службу в Порт-Артуре.

С началом русско-японской войны принял участие в боевых действиях. Участник первого боя русской эскадры 27 января 1904 года и обороны Порт-Артура. Был использован в качестве донора для береговой артиллерии (сняты и перевезены на берег три 152-мм, две 75-мм, две 47-мм и четыре 37-мм пушки). Позже орудия (за исключением трех 152-мм) были возвращены на корабль.

За время обороны дважды садился на мель при маневрах (28.01 и 31.03), 13 марта ударил форштевнем в корму «Севастополя». Оба корабля встали на ремонт.

Принимал участие в бою в Желтом море, при попытке прорыва эскадры во Владивосток.

По возвращении в гавань Порт-Артура «Пересвет» начал подвергаться систематическим обстрелам японской артиллерии. 19 сентября броненосец получил 9 попаданий снарядов калибра 280-мм. 28 сентября — 11 попаданий, 30 сентября — 4. 23 ноября «Пересвет» получил пять попаданий 280-мм снарядами, а на следующий день — 20. После первых десяти попаданий начался сильный пожар, и командовавший кораблем капитан 2 ранга Дмитриев, опасаясь взрыва погребов, приказал открыть кингстоны. Корабль сел на грунт. Вода в кормовой части доходила почти до верхней палубы.

20.12.1904 г, накануне сдачи Порт-Артура, «Пересвет» был подорван своим экипажем.

Это (как и нанесенные повреждения) абсолютно не смутило японцев, и фактически сразу после сдачи Порт-Артура они приступили к подъему корабля.

29 июня 1905 года «Пересвет» был поднят японцами, переименован в «Сагами» и торжественно включён в состав японского флота. Переход в Сасебо корабль совершил своим ходом. Ремонт в доке продолжался до 17 августа, после чего корабль направился в Токийский залив для участия в параде, посвящённом победоносному окончанию войны.

После парада корабль вновь отправился в ремонт, на этот раз капитальный, совмещённый с модернизацией. Работы продолжались до 1909 года, после чего «Сагами» был переклассифицирован в броненосец береговой обороны 1 класса.

В связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи.

Японцы продали три корабля, в том числе и «Сагами». 21 марта 1916 года корабли прибыли во Владивосток. 27 марта «Пересвету» было возвращено первоначальное имя, одновременно он был переклассифицирован в броненосный крейсер.

Заложен 9 февраля 1899 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 11 мая 1900 года, введён в эксплуатацию в октябре 1902 года.

Это был эскадренный броненосец несколько усовершенствованного типа «Пересвет», являющийся гибридом крейсера и броненосца и предназначенный для длительных самостоятельных действий в океане.

Спуск на воду осуществил император Николай Второй (вместе с «Авророй»).

29 октября 1902 года «Победа» вышла из Либавы и направилась в Порт-Артур в составе отряда контр-адмирала Штакельберга. 10 июня 1903 года броненосец прибыл к месту назначения.

27 января 104 года произошёл 40-минутный бой между русской эскадрой и японским флотом.
После этого боя русская эскадра, за исключением севшего на мель «Ретвизана», ушла в порт-артурскую гавань, где и провела большую часть войны.

«Победа», имевшая одни из самых дальнобойных орудий, прямо из гавани несколько раз вела перекидную стрельбу по японским кораблям, бомбардировавшим порт и город из-за горного массива Ляотешань, вне досягаемости береговых батарей.

31 марта, вскоре после гибели на мине броненосца «Петропавловск» на котором погиб адмирал Макаров, «Победа» в 10.10 тоже подорвалась на мине.

2 апреля, находясь на внутреннем рейде Порт-Артура, корабль своей радиостанцией ставил помехи японским крейсерам, корректировавшим огонь своих кораблей по городу и порту. Это был первое в истории применение радиоэлектронной борьбы. 29 апреля под корабль подвели кессон и начали заделку пробоины. Девять 152-мм и одно 75-мм орудие к тому времени были сняты и установлены на береговых укреплениях.

Броненосец принял участие в обеих неудачных попытках прорыва во Владивосток.

С 19 сентября, когда японцы получили возможность обстреливать корабли из орудий крупного калибра, «Победа» получила множество попаданий снарядов калибра 280-мм. Во многих местах водонепроницаемые переборки были повреждены, поэтому вода распространялась по всему кораблю. Броненосец сильно накренился на правый борт. Чтобы уменьшить крен, командир приказал затопить шесть бортовых коридоров левого борта, левое машинное отделение и две угольные ямы. Крен уменьшился, но корабль всем днищем сел на грунт. 26 ноября, с наступлением ночи, команда покинула «Победу».

17 октября 1905 года японцы подняли «Победу» и торжественно переименовали её в «Суо».

Следующие два года корабль провёл в капитальном ремонте, в ходе которого был частично модернизирован. Так, японцы заменили русские котлы Бельвиля на котлы Миябара, избавились от погонного 152-мм орудия, изменили состав противоминной артиллерии.

С 1909 года «Суо» числился броненосцем береговой обороны 1 класса и выполнял функции учебного судна. В начале Первой мировой войны под флагом вице-адмирала Като бывший русский броненосец действовал против германской военно-морской базы Циндао. В дальнейшем до 1922 года он вновь был учебным кораблём.

Читайте так же: Приказы ппс го

В апреле 1922 года «Суо» был разоружён на базе ВМФ в Куре. Далее он долгое время использовался в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1946 году.

Заложен на Балтийском заводе 15 февраля 1892 г, спущен на воду 25 октября 1894 г, введён в эксплуатацию 3 июня 1900. Систер-шип «Петропавловска».

Осенью 1900 года «Полтава» ушла на Дальний Восток. В Порт-Артур корабль прибыл 30 марта 1901 года и в дальнейшем участвовал во всех манёврах и походах флота.

С началом осады Порт-Артура «Полтава принимала» участие в обороне наравне с остальными кораблями.

10 июня была предпринята попытка прорваться всей эскадрой (шесть броненосцев, один броненосный и четыре бронепалубных крейсера и миноносцы) во Владивосток. Однако, пройдя всего 20 миль и встретив главные силы неприятеля (четыре броненосца, четыре броненосных и восемь бронепалубных крейсеров, не считая устаревших и мелких кораблей), командующий русской эскадрой адмирал В. К. Витгефт повернул обратно. Главной причиной этого он называл отсутствие на русских кораблях значительной части артиллерии среднего и малого калибра, переданных на усиление сухопутной обороны крепости.

Повторный выход, когда значительную часть артиллерии вернули на место, состоялся только 28 июля и привёл к сражению с японским флотом, известным как бой в Жёлтом море. «Полтава» имела полный комплект артиллерии среднего калибра и вместе с «Севастополем» замыкала колонну русских броненосцев.

Всего в ходе сражения на «Полтаве» было выведено из строя пять 152-мм и восемь 47-мм орудий, погибло 12 человек (в том числе один офицер) и 43 было ранено (3 офицера). Несмотря на довольно серьёзные повреждения, броненосец в целом сохранил боеспособность.

Основные повреждения корабль получил от обстрелов японских орудий, будучи запертым в гавани Порт-Артура.

22 ноября в 13.30 в неё попал 280-мм снаряд, пробивший левый борт, броневую палубу и взорвавшийся в погребе 47-мм снарядов. Возник сильный пожар, раскаливший переборки, а система затопления не действовала, будучи выведенной из строя прошлыми бомбардировками.

Попытка потушить огонь шлангами, заливая воду через элеватор подачи снарядов и вентиляционные трубы, оказалась безуспешной: вода быстро вытекала через осколочные пробоины в коридор гребного вала. От высокой температуры около 14 часов произошёл взрыв полузарядов главного калибра, около 2 тонн пороха). Были повреждены многие переборки, и в корабли начала поступать вода.

Подошедший на помощь пароход «Силач» смог потушить пожар, но к 14.45 «Полтава» села на грунт, погрузившись почти до верхней палубы.

Экипаж покинул корабль, а перед сдачей Порт-Артура заложил заряды в машинное отделение и артиллерийские башни.

8 июля 1905 года японцы подняли «Полтаву», а 21 июля зачислили её в свой флот под названием «Танго».

В 1907 году более-менее отремонтированный корпус без артиллерии и части оборудования отбуксировали на верфь в Майдзуру, где корабль был восстановлен. Согласно японским данным, была проделана большая работа.

Вместо взорванных русскими моряками были установлены 16 новых котлов системы Миябара, заменены повреждённые и отсутствующие орудия, изменены трубы, вентиляционные дефлекторы, мачты. В частности, 305-мм русские орудия были заменены на английские системы Армстронга, хранившиеся в арсеналах в качестве запасных. Четыре башни среднего калибра были заменены на снятые со сдавшегося броненосца «Орёл». Вместо 47-мм орудий поставили трофейные 75-мм пушки. Погреба и подачи боеприпасов были переделаны под японские боеприпасы, а 305-мм и 152-мм орудия получили оптические прицелы.

В 1909 году «Танго» вошёл в строй как броненосец береговой обороны 1 класса, одновременно служа учебным кораблём для строевых матросов и комендоров.

В 1915 году началось обсуждение вопроса по возврату русских кораблей. Японцы согласились отдать за 15,5 млн руб. три выведенных из состава активного флота корабля: «Танго», «Сагами» (бывший «Пересвет») и «Сою» (бывший «Варяг»). 21 марта 1916 года корабли прибыли во Владивосток.

«Пересвет» и «Варяг» получили свои первоначальные имена и были зачислены в класс крейсеров. А «Танго» переименовали в «Чесму» и назначили линейным кораблём, так как имя «Полтава» уже носил новый корабль.

Броненосец береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин»

Заложен на Новом Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 20 мая 1895 года. Строился по проекту броненосца «Адмирал Ушаков», став третьим кораблём этого типа. Спуск корабля на воду состоялся 30 апреля 1896 года, а первый выход на пробу машин — осенью 1897 года. Введен в эксплуатацию в 1899 году.

2 февраля 1905 года «Генерал-адмирал Апраксин» в составе Отдельного отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова вышел из Либавы на Дальний Восток. Вместе с отрядом броненосец совершил длительный переход к Цусимскому проливу, где в составе Второй Тихоокеанской эскадры принял участие в Цусимском сражении.

В сражении броненосец получил незначительные повреждения. Всего на «Апраксине» были убиты 2 и ранены 10 человек. В течение ночи броненосец отражал атаки японских миноносцев и сумел не отстать от главных сил отряда Н. И. Небогатова, что при максимальной скорости хода в 15 узлов было подвигом. Всего за 14 и в ночь на 15 мая броненосец выпустил 153 254-мм снаряда и 460 120-мм снарядов.

Утром 15 мая вместе с остальными кораблями отряда адмирала Небогатова, «Апраксин» спустил флаг и принял японскую призовую команду.

По свидетельствам очевидцев, офицеры и команда броненосца, были готовы сражаться до последнего и умереть. Единственный выстрел, прозвучавший в сторону японских кораблей, был пристрелочным выстрелом именно с «Апраксина». Но приказ адмирала Небогатова был выполнен. Единственное, что успели сделать комендоры «Апраксина», так это выбросить за борт замки и прицелы от орудий мелкого калибра.

Так как броненосец получил весьма незначительные повреждения, то японцы очень быстро ввели его в строй.

Переименованный в «Окиносиму» корабль, в отличие от своих собратьев по плену, принял весьма активное участие в делах Императорского флота.

«Окиносима» участвовал в захвате Сахалина японскими войсками. После войны броненосец приписали к базе в Сасебо в качестве учебного корабля.

В начале Первой мировой войны «Окиносима» участвовал в захвате Циндао (в составе второй дивизии броненосцев береговой обороны второй эскадры), и затем до 1915 года выполнял дозорные функции.

После окончания войны был частично разоружён и использовался как плавказарма для кадетов. Из списков «Окиносиму» вычеркнули в 1926 году. Затем он был блокшивом и в 1939 году разобран на металл.

Броненосец береговой обороны «Адмирал Сенявин»

Заложен 8.04.1893 г. На Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 10.08.1894 г. — спуск на воду. Введен в эксплуатацию в 1898 году.

Полностью повторил судьбу в российском флоте своего систер-шипа «Апраксина». Вошёл в состав 1-го Отдельного отряда контр-адмирала Н. И. Небогатова, направляющегося на усиление уже находившейся в пути 2-й Тихоокеанской эскадры.

26.04.1905 г. — соединился со 2-й Тихоокеанской эскадрой у бухты Ван-Фонг. Участвовал в Цусимском сражении. Сдался японцам утром 15 мая 1905 г.

6 июня 1905 года был зачислен в состав Японского императорского флота как корабль береговой обороны 2-го ранга с присвоением названия «Мисима». 23 октября вместе с «Окиносимой» (бывший «Адмирал Апраксин») участвовал в морском параде по случаю победы в русско-японской войне в Иокогаме. 20 декабря «Мисима» был выведен в резерв первой категории.

В июне 1906 года было принято решение о перевооружении «Мисимы». С корабля были сняты все старые 47-мм пушки, установлены четыре 76-мм/50 орудия Канэ и два сигнальных 47-мм/30 орудия Ямаути. 15 марта 1907 года в связи с завершением работ он был переведён в резерв первой категории, и 1 августа включён во Второй флот. В его составе «Мисима» совершил несколько походов к берегам Кореи.

В Первую мировую войну «Мисима» принимал участие в осаде Циндао. После войны переведен в учебное судно.

В 1918 году, в свете участия Японии в интервенции на Дальнем Востоке России «Мисима» был перестроен в ледокол. Помимо переделки формы носа в ледокольную, с него также была снята носовая орудийная башня и временно установлен защищённый от морозов мостик.

Первый поход из Майдзуру до Владивостока и обратно «Мисима» совершил в феврале 1919 года и сразу после был выведен в резерв третьей категории. В феврале-мае 1920 года он ещё несколько раз ходил в Приморье, кратковременно при этом войдя в состав 5-й дивизии Третьего флота.

С 3 июня 1920 года «Мисима» был возвращён в резерв, в начале сентября следующего года переведён из Майдзуру в Сасэбо и передан охранной части ВМБ в качестве плавучей казармы. 1 апреля 1922 года он был исключён из списка боевых кораблей и переведён в разряд судов специального назначения, в дальнейшем использовался как плавбаза подводных лодок. В период с ноября 1924 по январь 1925 года с него было снято предназначавшееся для роли ледокола оборудование. 10 октября 1935 года «Мисима» был исключён из списков и с 10 января 1936 года фигурировал под обозначение «Исключённое судно № 7». 9 ноября 1936 года он был потоплен авиабомбами самолётов морской авиации в ходе учений у мыса Той-Мисаки.

В заключение буквально несколько слов в качестве вывода. На протяжении 100 лет мы слышали практически одно и то же: русские корабли были устаревшими и ни на что не годными. Японские корабли были новейшими и великолепными, поэтому Япония выиграла войну «за явным преимуществом».

Но возникают вопросы.

1. Почему японцы бросились перевооружать то, что досталось им на плаву и использовать дальше? Это же были ни на что не годные плавучие гробы!

2. Почему японцы с таким упорством тащили из воды все, что было плохо затоплено, и более того, в случае с броненосцами из Порт-Артура еще и подорвано?

3. Проигравшая (?) сторона выкупает обратно свои корабли за золото, а победитель… продает. И не все, а только то, что подошло проигравшему. Броненосцы «Апраксин» и «Сенявин», будучи не самыми удачными кораблями, почему-то Россию не заинтересовали.

Чем больше анализируешь прочитанное, тем больше понимаешь, что не так уж и плохи были русские корабли. Иначе остались бы они там, где затонули, в гаванях Чемульпо и Порт-Артура. Тут дело скорее в флотоводцах вроде Витгефта и Небогатова.

Вот в это верится почему-то. А в плохие корабли — нет. Особенно на примере трех броненосцев, чья цель была служить на Балтике и воевать в шхерах. А они через полмира прошли до Цусимы. А один еще до Владивостока бегал как к себе домой.

topwar.ru