Пребывание советских войск в афганистане

Пребывание советских войск в афганистане

Вывод советских войск из Афганистана

15 февраля 1989 года закончилось почти десятилетнее пребывание ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.

Тысячи российских матерей смогли вздохнуть с облегчением, что их сыновья вернуться домой живыми.

Политические игры вещь циничная и грязная, но когда ее результатом становятся тысячи смертей, такие игры можно с уверенностью назвать преступлением.

Как все начиналось

Благодаря своему географическому и экономическому положению, Афганистан во все периоды новейшей истории был привлекательной территорией для стран, стремящихся к господству в Центрально-Азиатском регионе.

Большинству крупных мировых государств, привыкших диктовать свою волю и навязывать выгодную им политику, независимый и развивающийся народный Афганистан был не нужен. Во время гражданской войны, которая охватила страну после свержения монархии в 1973 году, противоборство происходило между националистическими и общественно-политическими силами.

Пришедшая к власти в 1978 году Народно-демократическая партия не только не прекратила, а усугубила гражданскую войну. Политика радикализма нового афганского правительства усилила сопротивление оппозиционных сил. Оппозицию открыто поддерживали страны — участницы НАТО, мусульманские страны и Китай. Советский Союз возглавлял небольшую коалицию государств, поддерживающих законно избранное правительство Афганистана.

Афганская война

После неоднократных просьб правительства Афганистана о военной помощи, Советский Союз в конце декабря 1979 года ввел в Афганистан ограниченный контингент своих войск. Основной задачей Советских войск была охрана и оборона объектов народно-хозяйственного назначения, а так же сопровождение колонн с грузами.

Но когда встал вопрос об адекватном ответе на вооруженные нападения сил оппозиции на советских военнослужащих, ограниченный контингент войск оказался втянут в боевые действия. Это участие в боевых действиях получила неофициальное название “Афганская война”. Конфликт оказался слишком затяжным.

Он тяжким бременем лег на экономику Советского Союза, но самыми страшными и невосполнимыми были человеческие потери. Регулярно отправляемый на родину “груз 200”, большое количество раненых и пропавших без вести, делало “афганскую войну” не просто не популярной среди населения, но и грозило привести к социальному взрыву. Наконец здравомыслие пересилило политические амбиции и Советский Союз в 1988 году объявил о выводе своих войск из Афганистана.

Планомерный вывод войск

По плану командования начало вывода должно было начаться в мае, а закончиться 15 февраля 1989 года. Операция по выводу советских войск проходила строго по графику в несколько этапов. К августу 1988 года была выведена половина личного состава. Моджахеды, контролирующие более 70% территории Афганистана, активизировали боевые действия, и вывод советского контингента был приостановлен до ноября месяца.

Для того, чтобы уменьшить потери советских военнослужащих, против вооруженных сил оппозиции было применено ракетное оружие. Вплоть до полного вывода войск было осуществлено 92 пуска тактических ракет класса Луна. Это спасло тысячи жизней советских военнослужащих. На оставляемых территориях оставались капитальные военные городки с современной инфраструктурой, большое количество техники и вооружения.

Не смотря на достигнутую договоренность о неучастии в боевых действиях с большинством лидеров оппозиции, отход наших войск проходил под постоянными артиллерийскими и ракетными обстрелами. И, все-таки 15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал Борис Громов в 15 часов по Москве последним из своих подчиненных пересек Мост Дружбы. Вывод Советских войск с территории Афганистана был завершен строго по плану. Последними Афганистан покинули пограничные войска, которые и замкнули государственную границу СССР.

Официальная статистика утверждает, что Афганскую войну прошли более 600 тысяч советских военнослужащих. Потери составили около 14 тысяч убитыми, инвалидами остались более 6 тысяч советских воинов-афганцев. С недавних пор Россия отмечает 15 февраля как День памяти россиян, выполнявшим свой воинский долг за пределами Отечества.

www.ote4estvo.ru

Этапы войны в Афганистане

Война в Афганистане продолжалась с 1979 — 1989 гг. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ.

В декабре 1979 г. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан. Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии — 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9 тыс. офицеров), в пограничных и других подразделениях КГБ СССР — 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР — 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала.

Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел, подразделения КГБ — 576 чел., формирования МВД — 28 чел., другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио, Министерство строительства и др.) — 20 чел.

За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 чел. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и неразысканных оставалось 287 чел.

Читайте так же:  Накопительную часть пенсии 2014

xn--l1a.xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai

ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ

ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ — груп­пи­ров­ка Воо­руженных Сил (ВС) СССР на тер­ри­то­рии Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­ки Аф­га­ни­стан в пе­ри­од Аф­ган­ско­го кон­флик­та 1979-1989 годов.

В ус­ло­ви­ях обо­ст­ре­ния в конце 1970-х годов внутреннего Аф­ган­ско­го кри­зи­са По­лит­бю­ро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года при­ня­ло ре­ше­ние вве­сти советские вой­ска в Аф­га­ни­стан. Официальным обос­но­ва­ни­ем пра­во­моч­но­сти та­ко­го ре­ше­ния яв­ля­лись статья 4 До­го­во­ра о друж­бе, доб­ро­со­сед­ст­ве и со­труд­ни­че­ст­ве, за­клю­чён­но­го ме­ж­ду СССР и Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­кой Аф­га­ни­стан 5 декабря 1978 года, а так­же не­од­но­крат­ные прось­бы (11 об­ра­ще­ний) пра­ви­тель­ст­ва этой стра­ны об ока­за­нии во­енной по­мо­щи. Соз­да­ние груп­пи­ров­ки войск для вво­да в Аф­га­ни­стан на­ча­лось 13 декабря 1979 года од­но­вре­мен­но в Тур­ке­стан­ском и Среднеази­атском во­ен­ных ок­ру­гах. До пол­но­го уком­плек­то­ва­ния шта­та бы­ло раз­вёр­ну­то около 100 со­еди­не­ний, час­тей и уч­ре­ж­де­ний, в том числе управ­ле­ния 40-й об­ще­вой­ско­вой ар­мии и сме­шан­но­го авиационного кор­пу­са, 4 мо­то­стрел­ко­вые, 1 воз­душ­но-де­сант­ная ди­ви­зии, артиллерийская, зе­нит­ная, ра­кет­ная, де­сант­но-штур­мо­вая бри­га­ды, отдельный па­ра­шют­но-де­сант­ный, отдельный мо­то­стрел­ко­вый, ре­ак­тив­ный артиллерийский пол­ки, час­ти авиа­ци­он­но-тех­нического и аэ­ро­дром­но­го обес­пе­че­ния, свя­зи, раз­вед­ки, инженерных войск, ты­ла и др. Для их до­уком­плек­то­ва­ния при­зва­но свыше 50 тысяч во­ен­но­обя­зан­ных и по­став­ле­но около 8 тысяч ав­то­мо­би­лей и другой тех­ни­ки из народного хо­зяй­ст­ва. При­ка­зом министерства обо­ро­ны СССР от 24 декабря 1979 года ус­та­нав­ли­ва­лось, что советские вой­ска на тер­ри­то­рии Аф­га­ни­ста­на рас­по­ло­жат­ся гар­ни­зо­на­ми и возь­мут под ох­ра­ну важ­ные объ­ек­ты, при этом их уча­стие в бое­вых дей­ст­ви­ях не пре­ду­смат­ри­ва­лось.

Ввод войск на­чал­ся 25 декабря на ка­буль­ском на­прав­ле­нии с пе­ре­пра­вы по пон­тон­но­му мос­ту че­рез реку Аму­да­рья и мар­ша на Ка­бул 108-й гвардейской мо­то­стрел­ко­вой ди­ви­зии (город Тер­мез). Од­но­вре­мен­но афганскую гра­ни­цу пе­ре­сек­ли са­мо­лё­ты во­енно-транс­порт­ной авиа­ции с лич­ным со­ста­вом и бое­вой тех­ни­кой 103-й гвардейской воз­душ­но-де­сант­ной ди­ви­зии, ко­то­рая по­са­доч­ным спо­со­бом де­сан­ти­ро­ва­лась на аэ­ро­дро­ме в Ка­бу­ле. К середине 27 декабря пе­ре­до­вые мо­то­стрел­ко­вые час­ти, со­вер­шав­шие марш сво­им хо­дом, во­шли в Ка­бул. К это­му же вре­ме­ни за­вер­ши­лась пе­ре­бро­ска основных сил воз­душ­но-де­сант­ной ди­ви­зии в Ка­бул и отдельного па­ра­шют­но-де­сант­но­го пол­ка из её со­ста­ва в город Баг­рам. В ночь на 28 декаря в Аф­га­ни­стан на ге­рат­ском на­прав­ле­нии во­шла 5-я гвардейская мо­то­стрел­ко­вая ди­ви­зия (город Куш­ка). К се­ре­ди­не января 1980 года ввод главных сил 40-й ар­мии в основном был за­вер­шён. В те­че­ние 1980 года в северной про­вин­ции Аф­га­ни­ста­на бы­ло вве­де­но несколько под­раз­де­ле­ний По­гра­нич­ных войск КГБ СССР, а 22 декабря 1981 года — груп­пи­ров­ка специальных под­раз­де­ле­ний По­гра­нич­ных войск КГБ СССР, с воз­ло­же­ни­ем на неё от­вет­ст­вен­но­сти за ста­би­ли­за­цию об­ста­нов­ки в по­ло­се до 100 км вдоль гра­ни­цы с СССР. Для уси­ле­ния на­дёж­но­сти ох­ра­ны гра­ни­цы Аф­га­ни­ста­на с Па­ки­ста­ном, пе­ре­кры­тия основных ка­ра­ван­ных пу­тей и дос­мот­ра ка­ра­ва­нов в 1984-1985 годах бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны и вве­де­ны в Де­мо­кра­тическую Рес­пуб­ли­ку Аф­га­ни­стан 8 отдельных ба­таль­о­нов специального на­зна­че­ния, за­тем объ­е­ди­нён­ных в 2 бри­га­ды. К середине 1980-х годов со­став ограниченного контингента советских войск вклю­чал: управ­ле­ние 40-й ар­мии, 3 мо­то­стрел­ко­вые и 1 воз­душ­но-де­сант­ная ди­ви­зии, 9 отдельных бри­гад (в том числе 2 мо­то­стрел­ко­вые, 1 де­сант­но-штур­мо­вую и 2 бри­га­ды специального на­зна­че­ния) и 7 отдельных пол­ков, 4 пол­ка фрон­то­вой и 2 пол­ка ар­мей­ской авиа­ции, а так­же ты­ло­вые, медицинские, ре­монт­ные, стро­ительные и другие час­ти и под­раз­де­ле­ния. Наи­боль­шая чис­лен­ность ограниченного контингента советских войск со­став­ля­ла 108,7 тысяч человек (из них во­ен­но­слу­жа­щих 106 тысяч человек; 1985), в том числе в бое­вых час­тях — 73,6 тысяч человек. Об­щее ру­ко­во­дство ограниченным контингентом советских войск осу­ще­ст­в­ля­ла опе­ра­тив­ная груп­па МО СССР, ко­то­рую воз­глав­ля­ли Мар­шал Советского Сою­за С.Л. Со­ко­лов (1979-1984) и генерал ар­мии В.И. Ва­рен­ни­ков (1985-1989); не­по­сред­ст­вен­ное — ко­ман­дую­щие 40-й ар­ми­ей, под­чи­няв­шиеся ко­ман­дую­ще­му вой­ска­ми Тур­ке­стан­ско­го ВО. Лич­ный со­став, на­прав­ляв­шийся в ограниченный контингент советских войск, про­хо­дил пред­варительную под­го­тов­ку на тер­ри­то­рии СССР (Тур­ке­стан­ский ВО). С офи­це­ра­ми с осе­ни 1984 года про­во­ди­лись за­ня­тия по специальной про­грам­ме про­дол­жи­тель­но­стью до 1 мес, с октября 1985 года для этой це­ли соз­да­ны штат­ные под­раз­де­ле­ния ре­зер­ва офи­цер­ского со­ста­ва. Сол­да­ты сроч­ной служ­бы, кро­ме на­прав­ляв­ших­ся в ограниченный контингент советских войск из учеб­ных час­тей, пер­во­на­чаль­но про­хо­ди­ли 2-ме­сяч­ную под­го­тов­ку, с вес­ны 1984 года — 3-ме­сяч­ную, с мая 1985 года — 5-ме­сяч­ную. По при­бы­тии в Аф­га­ни­стан все во­ен­но­слу­жа­щие про­хо­ди­ли 10-днев­ные учеб­ные сбо­ры: офи­це­ры — 4 дня при шта­бе 40-й ар­мии и 6 дней при шта­бе ди­ви­зии (пол­ка); сол­да­ты и сер­жан­ты — 5 дней при час­ти и 5 дней в под­раз­де­ле­нии. (смотри Война в Афганистане)

Пе­ри­од пре­бы­ва­ния ограниченного контингента советских войск на тер­ри­то­рии Аф­га­ни­ста­на ус­лов­но под­раз­де­ля­ет­ся на 4 эта­па. 1-й этап (декабрь 1979 — февраль 1980 годов) — ввод основного со­ста­ва ограниченного контингента советских войск, раз­ме­ще­ние по гар­ни­зо­нам, об­щее уст­рой­ст­во, ор­га­ни­за­ция ох­ра­ны постоянных пунк­тов дис­ло­ка­ции и различных объ­ек­тов. 2-й этап (март 1980 — апрель 1985 годов) — уча­стие в бое­вых опе­ра­ци­ях про­тив воо­руженной оп­по­зи­ции совместно с афганскими со­еди­не­ния­ми и час­тя­ми, ока­за­ние по­мо­щи в ре­ор­га­ни­за­ции и ук­ре­п­ле­нии ВС Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­ки Аф­га­ни­стан. 3-й этап (май 1985 — декабрь 1986 годов) — пе­ре­ход от ак­тив­но­го уча­стия в бое­вых дей­ст­ви­ях к под­держ­ке опе­ра­ций афганских войск. 4-й этап (январь 1987 — февраль 1989 годов) — уча­стие в про­ве­де­нии по­ли­ти­ки национального при­ми­ре­ния, про­дол­же­ние ра­бо­ты по ук­ре­п­ле­нию ВС Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­ки Аф­га­ни­стан и под­держ­ка бое­вых дей­ст­вий афганских час­тей и под­раз­де­ле­ний, пла­ни­ро­ва­ние и про­ве­де­ние вы­во­да советских войск с те­рри­то­рии Аф­га­ни­ста­на на тер­ри­то­рию СССР. В апреле 1985 года по­ли­тическим ру­ко­во­дством СССР про­воз­гла­шён курс на от­каз от при­ме­не­ния си­лы в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях и соз­да­ны пред­по­сыл­ки для вы­во­да советских войск из Де­мо­кра­тической Рес­пуб­ли­ки Аф­га­ни­стан. В со­от­вет­ст­вии с Же­нев­ски­ми со­гла­ше­ния­ми 1988 года по Аф­га­ни­ста­ну СССР взял на се­бя обя­за­тель­ст­ва вы­вес­ти свои вой­ска в 9-ме­сяч­ный срок на­чи­ная с 15 мая 1988 года. К 15 августу 1988 года чис­лен­ность ограниченного контингента советских войск бы­ла со­кра­ще­на на 50%, а 15 февраля 1989 года по­след­ние советские под­раз­де­ле­ния по­ки­ну­ли афганскую тер­ри­то­рию.

Уча­стие СССР во внутреннем воо­руженном кон­флик­те в Аф­га­ни­ста­не яви­лось наи­бо­лее дли­тель­ным и круп­но­мас­штаб­ным при­ме­не­ни­ем советских войск за пре­де­ла­ми стра­ны в мир­ное вре­мя. Во­енную служ­бу в Аф­га­ни­ста­не про­шли около 620 тысяч во­ен­но­слу­жа­щих, в том числе в со­ста­ве ограниченного контингента советских войск — 525,2 тысячи человек, от По­гра­нич­ных войск и других фор­ми­ро­ва­ний КГБ СССР — около 90 тысяч человек, от МВД СССР — около 5 тысяч человек. Из них 546 тысяч человек — не­по­сред­ст­вен­ные уча­ст­ни­ки бое­вых дей­ст­вий. На долж­но­стях ра­бо­чих и слу­жа­щих в со­ста­ве ограниченного контингента советских войск на­хо­ди­лись около 21 тысячи человек. За во­ен­ные и другие за­слу­ги свыше 200 тысяч во­ен­но­слу­жа­щих и гражданских лиц на­гра­ж­де­ны ор­де­на­ми и ме­да­ля­ми СССР (в том числе около 11 тысяч по­смерт­но), 86 удо­стое­ны зва­ния Ге­рой Советского Сою­за (в том числе 28 по­смерт­но). По­те­ри: уби­тых и умер­ших — 13 833 человек, ра­не­ных — 49 985 человек. Ко­ман­дую­щие 40-й ар­ми­ей: генерал-лейтенант Ю.В. Ту­ха­ри­нов (декабрь 1979 — сентябрь 1980 годов), генерал-лейтенант Б.И. Ткач (сентябрь 1980 — май 1982 годов), генерал-лейтенант В.Ф. Ер­ма­ков (май 1982 — но­ябрь 1983 годов), генерал-лейтенант Л.Е. Ге­не­ра­лов (но­ябрь 1983 — апрель 1985 годов), генерал-лейтенант И.Н. Ро­дио­нов (апрель 1985 — апрель 1986 годов), генерал-лейтенант В.П. Ду­бы­нин (апрель 1986 — июнь 1987 годов), генерал-лейтенант Б.В. Гро­мов (июнь 1987 — февраль 1989 годов).

Читайте так же:  Статистика по налоговым преступлениям

w.histrf.ru

Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979-1989) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Топорков Владимир Михайлович

Статья посвящена оценке участия советских войск в афганском конфликте 1979-1989 гг. Выдвигается предложение применить к этому периоду категорию советское военное присутствие в Афганистане. Обоснованность этого предложения доказывается анализом имеющихся в науке точек зрения по данному вопросу, современных концепций и доктрин национальной безопасности США и России, содержания военных акций иностранных государств за пределами своей территории, их сопоставлением с деятельностью советских войск в Афганистане.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Топорков Владимир Михайлович,

There is no unified approach to assessment of the Soviet troops’ participation in the Afghan conflict of 1979-1989, and this adversely affects the public perception of this dramatic event in the history of the USSR and the Russian Federation. It is proposed to apply the category of Soviet military presence in Afghanistan towards the period of the Soviet troops’ stay in Afghanistan in 1979-1989. The validity of this proposition is proved by the analysis of the existing opinions on this issue, the modern concepts and doctrines of American and Russian national security, and the content of military actions of foreign states outside their territory compared to the activity of the Soviet army in Afghanistan.

Текст научной работы на тему «Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979-1989)»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 327:94(47+57)» 1979/1989″

КАТЕГОРИЯ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ К ПЕРИОДУ ПРЕБЫВАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ (1979-1989)

Статья посвящена оценке участия советских войск в афганском конфликте 19791989 гг. Выдвигается предложение применить к этому периоду категорию советское военное присутствие в Афганистане. Обоснованность этого предложения доказывается анализом имеющихся в науке точек зрения по данному вопросу, современных концепций и доктрин национальной безопасности США и России, содержания военных акций иностранных государств за пределами своей территории, их сопоставлением с деятельностью советских войск в Афганистане.

Ключевые слова: советско-афганские отношения, СССР, война в Афганистане, оценка события, советское военное присутствие, отечественная история.

Советско-афганские отношения в истории СССР занимают важное место, о чём свидетельствует, в частности, прямое применение советских войск в поддержке одной из сторон в ходе гражданской войны в Афганистане в 1979-1989 гг. Почти десятилетнее участие СССР в конфликте способствовало осложнению его международного положения и развитию негативных процессов внутри Советского Союза. В продолжающемся соперничестве Востока и Запада, Российской Федерации и США используются все возможные средства, включая и фальсификацию истории советского государства. Военная акция в Афганистане в этой связи является удобной темой для обвинения СССР и России в якобы имманентно присущей им агрессивности, нацеленности на аннексию сопредельных территорий. Процесс переосмысления исторического прошлого в условиях новой России сопровождается борьбой мнений в оценках специалистами основных событий прошлого нашей страны. Отсутствие общепризнанных трактовок влияет на отношение россиян к собственной истории, формирование мировоззренческих позиций подрастающего поколения и в итоге — на воспитание у него чувства патриотизма.

В настоящей статье, основанной на завершённом монографическом исследовании советско-афганских отношений 1975-1991 гг., мы считаем целесообразным изложить выводы, касающиеся выработки дефиниции советского военного присутствия в Афганистане периода 1979-1989 гг. Представляется, что корректное с точки зрения национальных интересов Российской Федерации объяснение данного факта вносит определённый вклад в решение стоящей перед

историками задачи — оценить участие советских войск во внутреннем афганском конфликте, в том числе с учётом морально-нравственных критериев.

В современной исторической науке и публицистике оперируют различными категориями, имеющими отношение к теме данной статьи. В зарубежных публикациях главным образом звучат агрессия, вторжение и интервенция. Отечественные авторы эти термины используют реже, больше обращаясь к категориям война в Афганистане, афганская война, необъявленная война, спрятанная война, ввод войск, вывод войск. В советский период пропагандировался интернациональный долг. В настоящее время отмечается всё более частое применение категории советское военное присутствие в Афганистане, что, на наш взгляд, ближе к реалиям того времени и корректнее по отношению к отечественной истории. Однако и такая трактовка неоднозначно воспринимается в среде специалистов. В частности, в процессе обсуждения данной темы участниками круглого стола «Советское военное присутствие в Афганистане (1979-1989): проблемы исследования» [1] президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев выразил сомнение в уместности категории военное присутствие применительно к периоду пребывания советских войск в Афганистане. По его словам, советские войска не просто присутствовали, но и участвовали в боевых операциях, различных по масштабам и времени, несли потери, подразделения Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (далее ОКСВ) оказывали местному населению гуманитарную и иные виды помощи и т. д. М.А. Гареев предположил, что термины выполнение воинского долга, выполнение интернационального долга либо близкие по смыслу другие понятия более отвечают содержанию события.

С точки зрения научного подхода к оценке какого-либо явления (события) истории значение дефиниции (термина, категории) определяется её содержанием. Единый подход участников дискуссии к трактовке понятия позволяет эффективнее обсуждать проблему. Для большинства ветеранов боевых действий в Афганистане термин война в наибольшей степени отражает существо той работы, которой они занимались, выполняя свой воинский долг. Именно этим объясняется насыщенность российской публицистики по афганской теме понятным всем термином война. Подобное происходило и в США в период их более значительного по масштабам и последствиям военного вмешательства в гражданскую войну во Вьетнаме 1965-73 гг.

Одно из первых в советское время исследований афганкой эпопеи, подготовленное коллективом авторов Института военной истории, названо «Война в Афганистане». В ряде мест в монографии применяются выражения расширение военного присутствия, присутствие советских войск в Афганистане и т. д. [2, с. 254-256]. Таким образом, авторы не вкладывают в название книги идею войны СССР в Афганистане. С ними сегодня соглашается всё большее число аналитиков и специалистов. Характерно, к примеру, следующее мнение: «Ввод советских войск в Афганистан нельзя назвать ни «агрессией», ни «интервенцией», ни «оккупацией». Форма пребывания советских войск в Афганистане не позволяет говорить об оккупации. Ведь там не производилась эксплуатация природных ресурсов или экономики страны. Нельзя это назвать и интервенцией. Советские

войска вошли в Афганистан по просьбе правительства этой страны, на основании двухстороннего договора между СССР и Афганистаном» [3].

Военные операции США и НАТО в Ираке, Афганистане, Юго-Восточной Азии, в зоне Персидского залива и т. д. западные и американские СМИ называют термином военное присутствие. Вторжение, тем более агрессия используются существенно меньше. Мало кто позволяет себе открыто назвать операцию «Буря в пустыне» агрессией США против законного правительства Саддама Хусейна, или операцию «Несокрушимая свобода» — интервенцией Афганистана. Ввод иностранных воинских контингентов в Корею (корейский конфликт 1951-1953 гг.), Вьетнам, Ливию, Мали и другие страны подаётся как борьба с диктаторскими режимами, помощь в борьбе с агрессором, с терроризмом, защита демократии. Современная военная доктрина Соединённых Штатов пошла дальше. Она предусматривает превентивное применение силы в любой точке планеты в целях «самообороны», если усматриваются угрозы безопасности США [4]. В то же время ввод советских войск в Афганистан явился (с подачи американцев) в глазах международного сообщества актом агрессии и рассматривается в таком ключе по сей день.

Читайте так же:  Правила безопасности в столовых

В контексте современных силовых акций США и их союзников интересна концепция украинского учёного А.А. Костыри [5]. Высокую оценку его труду дал российский историк Д.Н. Верхотуров, назвавший монографию «эпохальным событием в афганистике, рубежом, с которого «донаучное» изучение Афганской войны отделяется от научного, и в этом отношении в этой области наступила новая эпоха» [6]. Не вдаваясь в полемику о значении вклада Костыри в мировую афганистику, следует признать положительной его попытку дать своё определение событий в Афганистане 1979-1989 гг. и участия в них советских войск.

Называя главной причиной ввода ОКСВ в Афганистан эпоху «холодной войны», он считает, что именно это обстоятельство обусловило специфику и феноменальность спецоперации по сравнению с другими военно-политическими акциями СССР за рубежом. На основе историографического анализа Костыря выходит, по его словам, на «историософское осмысление спецоперации» [4]. Отвергая категории агрессия, вторжение, оккупация, война, советско-афганская война, он сформулировал определение советского военного присутствия в Афганистане следующим образом: «Военно-политическая спецоперация СССР в Афганистане 1979-1989 гг. — это специфическое, интегрированное явление мировой истории второй половины ХХ века, первый поединок мирового сообщества с зарождающимся международным терроризмом, исламским экстремизмом, наркотерроризмом в период кульминационного столкновения СССР и США в рамках «холодной войны», закончившейся поражением СССР, мировой социалистической системы, вызвавшим глобальные трансформации на планете» [4].

В рамках данной статьи нас интересует первая часть определения. Представляется, что при всей очевидности присутствия в событиях Афганистана 1978-1979 гг. признаков международного терроризма и наркотерроризма не эти явления стали причиной принятия решения о вводе ОКСВ в Афганистан. Оправдать вмешательство сверхдержавы в дела другого государства борьбой с международным терроризмом и наркотерроризмом заманчиво, поскольку находит понимание в международном сообществе. Сегодня это удаётся Соединённым

Штатам и их союзникам. Однако истинный смысл «холодной войны», как и современных геополитических катаклизмов, заключается не в борьбе с этими действительно общемировыми проблемами. Борьба продолжается главным образом за доминирование на мировой арене и контроль над ресурсами. В этой связи при внимательном анализе дефиниции Костыри видно, что вторая её часть опровергает первую.

В отечественной научной литературе уделяется большое внимание вопросам военного присутствия США, России и ряда других стран на чужих территориях [7-9]. В диссертации В.Н. Носова категория военное присутствие выведена в название работы и является предметом исследования. Он дал также определение данному термину: военное присутствие — это «элемент военной организации государства и одновременно инструмент внешней политики, призванный обеспечивать национальную безопасность этого государства и его союзников на основе международных договоров и национального законодательства» [9]. Однако следует оговориться, что это определение он даёт применительно к современной международной ситуации и что в исторической ретроспективе, в условиях биполярного мира это понятие может иметь несколько иное содержание и иную дефиницию.

Тем не менее содержание понятия включает и элементы, вполне применимые к оценке события советско-афганских отношений 1979-1989 гг. Военное присутствие, являясь инструментом военно-политического сотрудничества России с иными государствами, включает в себя «локализацию вооружённых конфликтов на территории постсоветских государств, обеспечение стабильности на постсоветском пространстве и другое». Целью военного присутствия может являться «упреждающее применение силы», «оборона страны», «обеспечение национальной безопасности», «недопущение терроризма, наркотрафика» и т. п. [9].

Из сказанного хорошо видно, что ввод советских войск в Афганистан вполне соответствует нынешним доктринам национальной безопасности ведущих стран мира, включая и Российскую Федерацию. Применение Россией вооружённых сил в Южной Осетии, Абхазии, санкция Совета Федерации ФС РФ, данная 1 марта 2014 г. президенту России на применение силы для защиты соотечественников в Крыму, вполне соответствуют международной практике последних десятилетий.

Во избежание ошибок, сопровождавших советскую военную акцию в Афганистане, необходимо следовать рекомендациям, изложенным в исследовании В.Н. Носова. В частности, он предлагает активнее принимать «меры политико-пропагандистского характера, направленные на демонстрацию отличия целей военного присутствия США и России», а военный бюджет должен учитывать необходимость затрат «на формирование положительного политического имиджа российских военных объектов за рубежом» [9].

Внешнеполитические акции Российской Федерации, включая военные, на постсоветском пространстве и в других регионах мира должны быть понятны не только народу собственной страны, но и международному сообществу. А это достигается формулировкой чёткой военно-политической цели и постановкой конкретных задач перед войсками. Пример идеологического и пропагандистского обеспечения руководством СССР Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

показывает, что проблем с формулировками оценок её событий не возникало. В случае с афганской эпопеей мы имеем главным образом пропагандистские минусы. Вызваны они закрытостью, сформировавшейся практикой принятия советским руководством судьбоносных для страны решений, включая ввод войск в Афганистан.

Исследование советско-афганских отношений периода 1975-1991 гг. позволяет нам в целом согласиться с предложенной Носовым дефиницией присутствия войск одной страны на территории другого государства при определённых условиях. В случае с пребыванием ОКСВ в Афганистане в 1979-1989 гг. мы эти условия имеем. Таким образом, в учебниках истории Отечества при освещении этого события было бы оправданным оперировать категорией советское военное присутствие в Афганистане 1979-1989 гг.

V.M. Toporkov. The Category of Military Presence and its Application towards the Period of the Soviet Troops’ Stay in Afghanistan (1979-1989).

There is no unified approach to assessment of the Soviet troops’ participation in the Afghan conflict of 1979-1989, and this adversely affects the public perception of this dramatic event in the history of the USSR and the Russian Federation. It is proposed to apply the category of Soviet military presence in Afghanistan towards the period of the Soviet troops’ stay in Afghanistan in 1979-1989. The validity of this proposition is proved by the analysis of the existing opinions on this issue, the modern concepts and doctrines of American and Russian national security, and the content of military actions of foreign states outside their territory compared to the activity of the Soviet army in Afghanistan.

Keywords: Soviet-Afghan relations, USSR, war in Afghanistan, event assessment, Soviet military presence, national history.

1. Круглый стол «Советское военное присутствие в Афганистане (1979-1989): проблемы исследования» // МГИМО-университет. — URL: http://www.mgimo.ru/news/ faculty/document247293 .phtml, свободный.

2. Война в Афганистане. — М.: Воениздат, 1991. — 367 с.

3. Иванов А.А., Гайнетдинов Р.Б., Кадыров Б.Г., Логачёв В.Н. «Афганская война»: политические итоги и морально-нравственные оценки советского военного присутствия в Афганистане (1979-1989 гг.). — URL: http://www.kf-rmat.ru/news/82-25-.html, свободный.

4. Костыря А.А. Историософия спецоперации СССР в Афганистане 1979-1989 годов // Afghanistan.ru. — URL: http://old.101msp.ru/index.php/-othermanu-49/246?task=view, свободный.

5. Костыря А.А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979-1989 гг.). — Донецк: Промшь, 2009. — 600 с.

6. Верхотуров Д.Н. Начался научный этап изучения Афганской войны // Afghanistan.ru. -URL: http://www.afghanistan.ru/doc/15911.html, свободный.

7. Волков Я.В. Геополитика и её влияние на обеспечение безопасности в современном мире: Дис. . д-ра полит. наук. — М., 2001. — 354 с.

8. Володин А.В. Региональная политика России и её влияние на национальную безопасность страны: Дис. . д-ра полит. наук. — М., 2002. — 420 с.

9. Носов В.Н. Военное присутствие как инструмент внешней политики России и США: Автореф. дис. . канд. полит. наук. — Бишкек, 2010. — 24 с.

cyberleninka.ru


Обсуждение закрыто.