Пребывание советских войск в афганистане
Вывод советских войск из Афганистана
15 февраля 1989 года закончилось почти десятилетнее пребывание ограниченного контингента Советских войск в Афганистане.
Тысячи российских матерей смогли вздохнуть с облегчением, что их сыновья вернуться домой живыми.
Политические игры вещь циничная и грязная, но когда ее результатом становятся тысячи смертей, такие игры можно с уверенностью назвать преступлением.
Как все начиналось
Благодаря своему географическому и экономическому положению, Афганистан во все периоды новейшей истории был привлекательной территорией для стран, стремящихся к господству в Центрально-Азиатском регионе.
Большинству крупных мировых государств, привыкших диктовать свою волю и навязывать выгодную им политику, независимый и развивающийся народный Афганистан был не нужен. Во время гражданской войны, которая охватила страну после свержения монархии в 1973 году, противоборство происходило между националистическими и общественно-политическими силами.
Пришедшая к власти в 1978 году Народно-демократическая партия не только не прекратила, а усугубила гражданскую войну. Политика радикализма нового афганского правительства усилила сопротивление оппозиционных сил. Оппозицию открыто поддерживали страны — участницы НАТО, мусульманские страны и Китай. Советский Союз возглавлял небольшую коалицию государств, поддерживающих законно избранное правительство Афганистана.
Афганская война
После неоднократных просьб правительства Афганистана о военной помощи, Советский Союз в конце декабря 1979 года ввел в Афганистан ограниченный контингент своих войск. Основной задачей Советских войск была охрана и оборона объектов народно-хозяйственного назначения, а так же сопровождение колонн с грузами.
Но когда встал вопрос об адекватном ответе на вооруженные нападения сил оппозиции на советских военнослужащих, ограниченный контингент войск оказался втянут в боевые действия. Это участие в боевых действиях получила неофициальное название “Афганская война”. Конфликт оказался слишком затяжным.
Он тяжким бременем лег на экономику Советского Союза, но самыми страшными и невосполнимыми были человеческие потери. Регулярно отправляемый на родину “груз 200”, большое количество раненых и пропавших без вести, делало “афганскую войну” не просто не популярной среди населения, но и грозило привести к социальному взрыву. Наконец здравомыслие пересилило политические амбиции и Советский Союз в 1988 году объявил о выводе своих войск из Афганистана.
Планомерный вывод войск
По плану командования начало вывода должно было начаться в мае, а закончиться 15 февраля 1989 года. Операция по выводу советских войск проходила строго по графику в несколько этапов. К августу 1988 года была выведена половина личного состава. Моджахеды, контролирующие более 70% территории Афганистана, активизировали боевые действия, и вывод советского контингента был приостановлен до ноября месяца.
Для того, чтобы уменьшить потери советских военнослужащих, против вооруженных сил оппозиции было применено ракетное оружие. Вплоть до полного вывода войск было осуществлено 92 пуска тактических ракет класса Луна. Это спасло тысячи жизней советских военнослужащих. На оставляемых территориях оставались капитальные военные городки с современной инфраструктурой, большое количество техники и вооружения.
Не смотря на достигнутую договоренность о неучастии в боевых действиях с большинством лидеров оппозиции, отход наших войск проходил под постоянными артиллерийскими и ракетными обстрелами. И, все-таки 15 февраля 1989 года командующий 40-й армией генерал Борис Громов в 15 часов по Москве последним из своих подчиненных пересек Мост Дружбы. Вывод Советских войск с территории Афганистана был завершен строго по плану. Последними Афганистан покинули пограничные войска, которые и замкнули государственную границу СССР.
Официальная статистика утверждает, что Афганскую войну прошли более 600 тысяч советских военнослужащих. Потери составили около 14 тысяч убитыми, инвалидами остались более 6 тысяч советских воинов-афганцев. С недавних пор Россия отмечает 15 февраля как День памяти россиян, выполнявшим свой воинский долг за пределами Отечества.
www.ote4estvo.ru
Этапы войны в Афганистане
Война в Афганистане продолжалась с 1979 — 1989 гг. Она длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Через Афганистан прошло более полумиллиона воинов ОКСВ.
В декабре 1979 г. советское руководство приняло решение о вводе войск в Афганистан. Ввод и размещение контингента советских войск в ДРА проводились с 25 декабря 1979 г. до середины января 1980 г. В его состав входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, дивизий — 4, отдельных бригад — 5, отдельных полков — 4, полков боевой авиации — 4, вертолетных полков — 3, трубопроводная бригада — 1, бригада материального обеспечения — 1 и некоторые другие части и учреждения.
Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.
1-й этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.
2-й этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.
3-й этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений, главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Продолжалось оказание помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.
4-й этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.
Всего за период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в войсках, находившихся на территории ДРА, прошли военную службу 620 тыс. военнослужащих, из них в соединениях и частях Советской Армии — 525,2 тыс. чел. (в том числе 62,9 тыс. офицеров), в пограничных и других подразделениях КГБ СССР — 90 тыс. чел., в отдельных формированиях внутренних войск и милиции МВД СССР — 5 тыс. чел. Кроме того, на должностях гражданского персонала в советских войсках за этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная среднестатистическая численность войск Советской Армии составляла 80-104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. чел. гражданского персонала.
Общие людские потери (убиты, умерли от ран и болезни, погибли в результате катастроф, происшествий и несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил (вместе с пограничными и внутренними войсками) составили 15 051 чел. При этом органы управления, соединения и части Советской Армии потеряли 14 427 чел, подразделения КГБ — 576 чел., формирования МВД — 28 чел., другие министерства и ведомства (Госкино, Гостелерадио, Министерство строительства и др.) — 20 чел.
За весь период войны в Афганистане пропали без вести и оказались в плену 417 военнослужащих, из которых в ходе войны и в послевоенное время были освобождены и вернулись на Родину 130 чел. По состоянию на 1 января 1999 г. в числе не вернувшихся из плена и неразысканных оставалось 287 чел.
Читайте так же: Накопительную часть пенсии 2014
xn--l1a.xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai
ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ
ОГРАНИЧЕННЫЙ КОНТИНГЕНТ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ — группировка Вооруженных Сил (ВС) СССР на территории Демократической Республики Афганистан в период Афганского конфликта 1979-1989 годов.
В условиях обострения в конце 1970-х годов внутреннего Афганского кризиса Политбюро ЦК КПСС 12 декабря 1979 года приняло решение ввести советские войска в Афганистан. Официальным обоснованием правомочности такого решения являлись статья 4 Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключённого между СССР и Демократической Республикой Афганистан 5 декабря 1978 года, а также неоднократные просьбы (11 обращений) правительства этой страны об оказании военной помощи. Создание группировки войск для ввода в Афганистан началось 13 декабря 1979 года одновременно в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах. До полного укомплектования штата было развёрнуто около 100 соединений, частей и учреждений, в том числе управления 40-й общевойсковой армии и смешанного авиационного корпуса, 4 мотострелковые, 1 воздушно-десантная дивизии, артиллерийская, зенитная, ракетная, десантно-штурмовая бригады, отдельный парашютно-десантный, отдельный мотострелковый, реактивный артиллерийский полки, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения, связи, разведки, инженерных войск, тыла и др. Для их доукомплектования призвано свыше 50 тысяч военнообязанных и поставлено около 8 тысяч автомобилей и другой техники из народного хозяйства. Приказом министерства обороны СССР от 24 декабря 1979 года устанавливалось, что советские войска на территории Афганистана расположатся гарнизонами и возьмут под охрану важные объекты, при этом их участие в боевых действиях не предусматривалось.
Ввод войск начался 25 декабря на кабульском направлении с переправы по понтонному мосту через реку Амударья и марша на Кабул 108-й гвардейской мотострелковой дивизии (город Термез). Одновременно афганскую границу пересекли самолёты военно-транспортной авиации с личным составом и боевой техникой 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, которая посадочным способом десантировалась на аэродроме в Кабуле. К середине 27 декабря передовые мотострелковые части, совершавшие марш своим ходом, вошли в Кабул. К этому же времени завершилась переброска основных сил воздушно-десантной дивизии в Кабул и отдельного парашютно-десантного полка из её состава в город Баграм. В ночь на 28 декаря в Афганистан на гератском направлении вошла 5-я гвардейская мотострелковая дивизия (город Кушка). К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершён. В течение 1980 года в северной провинции Афганистана было введено несколько подразделений Пограничных войск КГБ СССР, а 22 декабря 1981 года — группировка специальных подразделений Пограничных войск КГБ СССР, с возложением на неё ответственности за стабилизацию обстановки в полосе до 100 км вдоль границы с СССР. Для усиления надёжности охраны границы Афганистана с Пакистаном, перекрытия основных караванных путей и досмотра караванов в 1984-1985 годах были сформированы и введены в Демократическую Республику Афганистан 8 отдельных батальонов специального назначения, затем объединённых в 2 бригады. К середине 1980-х годов состав ограниченного контингента советских войск включал: управление 40-й армии, 3 мотострелковые и 1 воздушно-десантная дивизии, 9 отдельных бригад (в том числе 2 мотострелковые, 1 десантно-штурмовую и 2 бригады специального назначения) и 7 отдельных полков, 4 полка фронтовой и 2 полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения. Наибольшая численность ограниченного контингента советских войск составляла 108,7 тысяч человек (из них военнослужащих 106 тысяч человек; 1985), в том числе в боевых частях — 73,6 тысяч человек. Общее руководство ограниченным контингентом советских войск осуществляла оперативная группа МО СССР, которую возглавляли Маршал Советского Союза С.Л. Соколов (1979-1984) и генерал армии В.И. Варенников (1985-1989); непосредственное — командующие 40-й армией, подчинявшиеся командующему войсками Туркестанского ВО. Личный состав, направлявшийся в ограниченный контингент советских войск, проходил предварительную подготовку на территории СССР (Туркестанский ВО). С офицерами с осени 1984 года проводились занятия по специальной программе продолжительностью до 1 мес, с октября 1985 года для этой цели созданы штатные подразделения резерва офицерского состава. Солдаты срочной службы, кроме направлявшихся в ограниченный контингент советских войск из учебных частей, первоначально проходили 2-месячную подготовку, с весны 1984 года — 3-месячную, с мая 1985 года — 5-месячную. По прибытии в Афганистан все военнослужащие проходили 10-дневные учебные сборы: офицеры — 4 дня при штабе 40-й армии и 6 дней при штабе дивизии (полка); солдаты и сержанты — 5 дней при части и 5 дней в подразделении. (смотри Война в Афганистане)
Период пребывания ограниченного контингента советских войск на территории Афганистана условно подразделяется на 4 этапа. 1-й этап (декабрь 1979 — февраль 1980 годов) — ввод основного состава ограниченного контингента советских войск, размещение по гарнизонам, общее устройство, организация охраны постоянных пунктов дислокации и различных объектов. 2-й этап (март 1980 — апрель 1985 годов) — участие в боевых операциях против вооруженной оппозиции совместно с афганскими соединениями и частями, оказание помощи в реорганизации и укреплении ВС Демократической Республики Афганистан. 3-й этап (май 1985 — декабрь 1986 годов) — переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций афганских войск. 4-й этап (январь 1987 — февраль 1989 годов) — участие в проведении политики национального примирения, продолжение работы по укреплению ВС Демократической Республики Афганистан и поддержка боевых действий афганских частей и подразделений, планирование и проведение вывода советских войск с территории Афганистана на территорию СССР. В апреле 1985 года политическим руководством СССР провозглашён курс на отказ от применения силы в международных отношениях и созданы предпосылки для вывода советских войск из Демократической Республики Афганистан. В соответствии с Женевскими соглашениями 1988 года по Афганистану СССР взял на себя обязательства вывести свои войска в 9-месячный срок начиная с 15 мая 1988 года. К 15 августу 1988 года численность ограниченного контингента советских войск была сокращена на 50%, а 15 февраля 1989 года последние советские подразделения покинули афганскую территорию.
Участие СССР во внутреннем вооруженном конфликте в Афганистане явилось наиболее длительным и крупномасштабным применением советских войск за пределами страны в мирное время. Военную службу в Афганистане прошли около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ограниченного контингента советских войск — 525,2 тысячи человек, от Пограничных войск и других формирований КГБ СССР — около 90 тысяч человек, от МВД СССР — около 5 тысяч человек. Из них 546 тысяч человек — непосредственные участники боевых действий. На должностях рабочих и служащих в составе ограниченного контингента советских войск находились около 21 тысячи человек. За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч военнослужащих и гражданских лиц награждены орденами и медалями СССР (в том числе около 11 тысяч посмертно), 86 удостоены звания Герой Советского Союза (в том числе 28 посмертно). Потери: убитых и умерших — 13 833 человек, раненых — 49 985 человек. Командующие 40-й армией: генерал-лейтенант Ю.В. Тухаринов (декабрь 1979 — сентябрь 1980 годов), генерал-лейтенант Б.И. Ткач (сентябрь 1980 — май 1982 годов), генерал-лейтенант В.Ф. Ермаков (май 1982 — ноябрь 1983 годов), генерал-лейтенант Л.Е. Генералов (ноябрь 1983 — апрель 1985 годов), генерал-лейтенант И.Н. Родионов (апрель 1985 — апрель 1986 годов), генерал-лейтенант В.П. Дубынин (апрель 1986 — июнь 1987 годов), генерал-лейтенант Б.В. Громов (июнь 1987 — февраль 1989 годов).
Читайте так же: Статистика по налоговым преступлениям
w.histrf.ru
Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979-1989) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»
Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Топорков Владимир Михайлович
Статья посвящена оценке участия советских войск в афганском конфликте 1979-1989 гг. Выдвигается предложение применить к этому периоду категорию советское военное присутствие в Афганистане. Обоснованность этого предложения доказывается анализом имеющихся в науке точек зрения по данному вопросу, современных концепций и доктрин национальной безопасности США и России, содержания военных акций иностранных государств за пределами своей территории, их сопоставлением с деятельностью советских войск в Афганистане.
Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Топорков Владимир Михайлович,
There is no unified approach to assessment of the Soviet troops’ participation in the Afghan conflict of 1979-1989, and this adversely affects the public perception of this dramatic event in the history of the USSR and the Russian Federation. It is proposed to apply the category of Soviet military presence in Afghanistan towards the period of the Soviet troops’ stay in Afghanistan in 1979-1989. The validity of this proposition is proved by the analysis of the existing opinions on this issue, the modern concepts and doctrines of American and Russian national security, and the content of military actions of foreign states outside their territory compared to the activity of the Soviet army in Afghanistan.
Текст научной работы на тему «Категория военное присутствие и её применение к периоду пребывания советских войск в Афганистане (1979-1989)»
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 327:94(47+57)» 1979/1989″
КАТЕГОРИЯ ВОЕННОЕ ПРИСУТСТВИЕ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ К ПЕРИОДУ ПРЕБЫВАНИЯ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ (1979-1989)
Статья посвящена оценке участия советских войск в афганском конфликте 19791989 гг. Выдвигается предложение применить к этому периоду категорию советское военное присутствие в Афганистане. Обоснованность этого предложения доказывается анализом имеющихся в науке точек зрения по данному вопросу, современных концепций и доктрин национальной безопасности США и России, содержания военных акций иностранных государств за пределами своей территории, их сопоставлением с деятельностью советских войск в Афганистане.
Ключевые слова: советско-афганские отношения, СССР, война в Афганистане, оценка события, советское военное присутствие, отечественная история.
Советско-афганские отношения в истории СССР занимают важное место, о чём свидетельствует, в частности, прямое применение советских войск в поддержке одной из сторон в ходе гражданской войны в Афганистане в 1979-1989 гг. Почти десятилетнее участие СССР в конфликте способствовало осложнению его международного положения и развитию негативных процессов внутри Советского Союза. В продолжающемся соперничестве Востока и Запада, Российской Федерации и США используются все возможные средства, включая и фальсификацию истории советского государства. Военная акция в Афганистане в этой связи является удобной темой для обвинения СССР и России в якобы имманентно присущей им агрессивности, нацеленности на аннексию сопредельных территорий. Процесс переосмысления исторического прошлого в условиях новой России сопровождается борьбой мнений в оценках специалистами основных событий прошлого нашей страны. Отсутствие общепризнанных трактовок влияет на отношение россиян к собственной истории, формирование мировоззренческих позиций подрастающего поколения и в итоге — на воспитание у него чувства патриотизма.
В настоящей статье, основанной на завершённом монографическом исследовании советско-афганских отношений 1975-1991 гг., мы считаем целесообразным изложить выводы, касающиеся выработки дефиниции советского военного присутствия в Афганистане периода 1979-1989 гг. Представляется, что корректное с точки зрения национальных интересов Российской Федерации объяснение данного факта вносит определённый вклад в решение стоящей перед
историками задачи — оценить участие советских войск во внутреннем афганском конфликте, в том числе с учётом морально-нравственных критериев.
В современной исторической науке и публицистике оперируют различными категориями, имеющими отношение к теме данной статьи. В зарубежных публикациях главным образом звучат агрессия, вторжение и интервенция. Отечественные авторы эти термины используют реже, больше обращаясь к категориям война в Афганистане, афганская война, необъявленная война, спрятанная война, ввод войск, вывод войск. В советский период пропагандировался интернациональный долг. В настоящее время отмечается всё более частое применение категории советское военное присутствие в Афганистане, что, на наш взгляд, ближе к реалиям того времени и корректнее по отношению к отечественной истории. Однако и такая трактовка неоднозначно воспринимается в среде специалистов. В частности, в процессе обсуждения данной темы участниками круглого стола «Советское военное присутствие в Афганистане (1979-1989): проблемы исследования» [1] президент Академии военных наук генерал армии М.А. Гареев выразил сомнение в уместности категории военное присутствие применительно к периоду пребывания советских войск в Афганистане. По его словам, советские войска не просто присутствовали, но и участвовали в боевых операциях, различных по масштабам и времени, несли потери, подразделения Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (далее ОКСВ) оказывали местному населению гуманитарную и иные виды помощи и т. д. М.А. Гареев предположил, что термины выполнение воинского долга, выполнение интернационального долга либо близкие по смыслу другие понятия более отвечают содержанию события.
С точки зрения научного подхода к оценке какого-либо явления (события) истории значение дефиниции (термина, категории) определяется её содержанием. Единый подход участников дискуссии к трактовке понятия позволяет эффективнее обсуждать проблему. Для большинства ветеранов боевых действий в Афганистане термин война в наибольшей степени отражает существо той работы, которой они занимались, выполняя свой воинский долг. Именно этим объясняется насыщенность российской публицистики по афганской теме понятным всем термином война. Подобное происходило и в США в период их более значительного по масштабам и последствиям военного вмешательства в гражданскую войну во Вьетнаме 1965-73 гг.
Одно из первых в советское время исследований афганкой эпопеи, подготовленное коллективом авторов Института военной истории, названо «Война в Афганистане». В ряде мест в монографии применяются выражения расширение военного присутствия, присутствие советских войск в Афганистане и т. д. [2, с. 254-256]. Таким образом, авторы не вкладывают в название книги идею войны СССР в Афганистане. С ними сегодня соглашается всё большее число аналитиков и специалистов. Характерно, к примеру, следующее мнение: «Ввод советских войск в Афганистан нельзя назвать ни «агрессией», ни «интервенцией», ни «оккупацией». Форма пребывания советских войск в Афганистане не позволяет говорить об оккупации. Ведь там не производилась эксплуатация природных ресурсов или экономики страны. Нельзя это назвать и интервенцией. Советские
войска вошли в Афганистан по просьбе правительства этой страны, на основании двухстороннего договора между СССР и Афганистаном» [3].
Военные операции США и НАТО в Ираке, Афганистане, Юго-Восточной Азии, в зоне Персидского залива и т. д. западные и американские СМИ называют термином военное присутствие. Вторжение, тем более агрессия используются существенно меньше. Мало кто позволяет себе открыто назвать операцию «Буря в пустыне» агрессией США против законного правительства Саддама Хусейна, или операцию «Несокрушимая свобода» — интервенцией Афганистана. Ввод иностранных воинских контингентов в Корею (корейский конфликт 1951-1953 гг.), Вьетнам, Ливию, Мали и другие страны подаётся как борьба с диктаторскими режимами, помощь в борьбе с агрессором, с терроризмом, защита демократии. Современная военная доктрина Соединённых Штатов пошла дальше. Она предусматривает превентивное применение силы в любой точке планеты в целях «самообороны», если усматриваются угрозы безопасности США [4]. В то же время ввод советских войск в Афганистан явился (с подачи американцев) в глазах международного сообщества актом агрессии и рассматривается в таком ключе по сей день.
Читайте так же: Правила безопасности в столовых
В контексте современных силовых акций США и их союзников интересна концепция украинского учёного А.А. Костыри [5]. Высокую оценку его труду дал российский историк Д.Н. Верхотуров, назвавший монографию «эпохальным событием в афганистике, рубежом, с которого «донаучное» изучение Афганской войны отделяется от научного, и в этом отношении в этой области наступила новая эпоха» [6]. Не вдаваясь в полемику о значении вклада Костыри в мировую афганистику, следует признать положительной его попытку дать своё определение событий в Афганистане 1979-1989 гг. и участия в них советских войск.
Называя главной причиной ввода ОКСВ в Афганистан эпоху «холодной войны», он считает, что именно это обстоятельство обусловило специфику и феноменальность спецоперации по сравнению с другими военно-политическими акциями СССР за рубежом. На основе историографического анализа Костыря выходит, по его словам, на «историософское осмысление спецоперации» [4]. Отвергая категории агрессия, вторжение, оккупация, война, советско-афганская война, он сформулировал определение советского военного присутствия в Афганистане следующим образом: «Военно-политическая спецоперация СССР в Афганистане 1979-1989 гг. — это специфическое, интегрированное явление мировой истории второй половины ХХ века, первый поединок мирового сообщества с зарождающимся международным терроризмом, исламским экстремизмом, наркотерроризмом в период кульминационного столкновения СССР и США в рамках «холодной войны», закончившейся поражением СССР, мировой социалистической системы, вызвавшим глобальные трансформации на планете» [4].
В рамках данной статьи нас интересует первая часть определения. Представляется, что при всей очевидности присутствия в событиях Афганистана 1978-1979 гг. признаков международного терроризма и наркотерроризма не эти явления стали причиной принятия решения о вводе ОКСВ в Афганистан. Оправдать вмешательство сверхдержавы в дела другого государства борьбой с международным терроризмом и наркотерроризмом заманчиво, поскольку находит понимание в международном сообществе. Сегодня это удаётся Соединённым
Штатам и их союзникам. Однако истинный смысл «холодной войны», как и современных геополитических катаклизмов, заключается не в борьбе с этими действительно общемировыми проблемами. Борьба продолжается главным образом за доминирование на мировой арене и контроль над ресурсами. В этой связи при внимательном анализе дефиниции Костыри видно, что вторая её часть опровергает первую.
В отечественной научной литературе уделяется большое внимание вопросам военного присутствия США, России и ряда других стран на чужих территориях [7-9]. В диссертации В.Н. Носова категория военное присутствие выведена в название работы и является предметом исследования. Он дал также определение данному термину: военное присутствие — это «элемент военной организации государства и одновременно инструмент внешней политики, призванный обеспечивать национальную безопасность этого государства и его союзников на основе международных договоров и национального законодательства» [9]. Однако следует оговориться, что это определение он даёт применительно к современной международной ситуации и что в исторической ретроспективе, в условиях биполярного мира это понятие может иметь несколько иное содержание и иную дефиницию.
Тем не менее содержание понятия включает и элементы, вполне применимые к оценке события советско-афганских отношений 1979-1989 гг. Военное присутствие, являясь инструментом военно-политического сотрудничества России с иными государствами, включает в себя «локализацию вооружённых конфликтов на территории постсоветских государств, обеспечение стабильности на постсоветском пространстве и другое». Целью военного присутствия может являться «упреждающее применение силы», «оборона страны», «обеспечение национальной безопасности», «недопущение терроризма, наркотрафика» и т. п. [9].
Из сказанного хорошо видно, что ввод советских войск в Афганистан вполне соответствует нынешним доктринам национальной безопасности ведущих стран мира, включая и Российскую Федерацию. Применение Россией вооружённых сил в Южной Осетии, Абхазии, санкция Совета Федерации ФС РФ, данная 1 марта 2014 г. президенту России на применение силы для защиты соотечественников в Крыму, вполне соответствуют международной практике последних десятилетий.
Во избежание ошибок, сопровождавших советскую военную акцию в Афганистане, необходимо следовать рекомендациям, изложенным в исследовании В.Н. Носова. В частности, он предлагает активнее принимать «меры политико-пропагандистского характера, направленные на демонстрацию отличия целей военного присутствия США и России», а военный бюджет должен учитывать необходимость затрат «на формирование положительного политического имиджа российских военных объектов за рубежом» [9].
Внешнеполитические акции Российской Федерации, включая военные, на постсоветском пространстве и в других регионах мира должны быть понятны не только народу собственной страны, но и международному сообществу. А это достигается формулировкой чёткой военно-политической цели и постановкой конкретных задач перед войсками. Пример идеологического и пропагандистского обеспечения руководством СССР Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
показывает, что проблем с формулировками оценок её событий не возникало. В случае с афганской эпопеей мы имеем главным образом пропагандистские минусы. Вызваны они закрытостью, сформировавшейся практикой принятия советским руководством судьбоносных для страны решений, включая ввод войск в Афганистан.
Исследование советско-афганских отношений периода 1975-1991 гг. позволяет нам в целом согласиться с предложенной Носовым дефиницией присутствия войск одной страны на территории другого государства при определённых условиях. В случае с пребыванием ОКСВ в Афганистане в 1979-1989 гг. мы эти условия имеем. Таким образом, в учебниках истории Отечества при освещении этого события было бы оправданным оперировать категорией советское военное присутствие в Афганистане 1979-1989 гг.
V.M. Toporkov. The Category of Military Presence and its Application towards the Period of the Soviet Troops’ Stay in Afghanistan (1979-1989).
There is no unified approach to assessment of the Soviet troops’ participation in the Afghan conflict of 1979-1989, and this adversely affects the public perception of this dramatic event in the history of the USSR and the Russian Federation. It is proposed to apply the category of Soviet military presence in Afghanistan towards the period of the Soviet troops’ stay in Afghanistan in 1979-1989. The validity of this proposition is proved by the analysis of the existing opinions on this issue, the modern concepts and doctrines of American and Russian national security, and the content of military actions of foreign states outside their territory compared to the activity of the Soviet army in Afghanistan.
Keywords: Soviet-Afghan relations, USSR, war in Afghanistan, event assessment, Soviet military presence, national history.
1. Круглый стол «Советское военное присутствие в Афганистане (1979-1989): проблемы исследования» // МГИМО-университет. — URL: http://www.mgimo.ru/news/ faculty/document247293 .phtml, свободный.
2. Война в Афганистане. — М.: Воениздат, 1991. — 367 с.
3. Иванов А.А., Гайнетдинов Р.Б., Кадыров Б.Г., Логачёв В.Н. «Афганская война»: политические итоги и морально-нравственные оценки советского военного присутствия в Афганистане (1979-1989 гг.). — URL: http://www.kf-rmat.ru/news/82-25-.html, свободный.
4. Костыря А.А. Историософия спецоперации СССР в Афганистане 1979-1989 годов // Afghanistan.ru. — URL: http://old.101msp.ru/index.php/-othermanu-49/246?task=view, свободный.
5. Костыря А.А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979-1989 гг.). — Донецк: Промшь, 2009. — 600 с.
6. Верхотуров Д.Н. Начался научный этап изучения Афганской войны // Afghanistan.ru. -URL: http://www.afghanistan.ru/doc/15911.html, свободный.
7. Волков Я.В. Геополитика и её влияние на обеспечение безопасности в современном мире: Дис. . д-ра полит. наук. — М., 2001. — 354 с.
8. Володин А.В. Региональная политика России и её влияние на национальную безопасность страны: Дис. . д-ра полит. наук. — М., 2002. — 420 с.
9. Носов В.Н. Военное присутствие как инструмент внешней политики России и США: Автореф. дис. . канд. полит. наук. — Бишкек, 2010. — 24 с.
cyberleninka.ru