Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Жи-ши ча-ща чу-щу правило слова

Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

    • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
    • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
    • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туча], [роща]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу. 2-й класс

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе орфографической зоркости.

Задачи:

      • формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;
      • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, внимание, память;
      • воспитывать положительное отношения к учёбе.

Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

Учитель: Дети отвечают: Вот так! Показывают движения.

Как живешь? Вот так! (пальчик)
Как идешь? Вот так! (шагаем)
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как берешь?
А как даешь?
Как молчишь?
А сидишь?

2. Актуализация знаний

– А сейчас у нас урок русского языка, урок-путешествие. Вы готовы со мной работать? Путешествовать будем по станциям.

Остановка «Догадайся!»

– Послушайте логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

– Определите, какие орфограммы встречались в этом упражнении и сформулируйте тему урока. (Ответы детей)
– Тема нашего урока: Правильное письмо сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.
– Ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Орфография». Орфография – это правила и нормы письменной речи. Вам нужно с ней подружиться, чтобы не допускать на письме ошибок. Для этого поработаем с плакатом «Что такое орфограмма?»

(Интерактивный плакат: 1, 2 задание) 2, 3 слайды

Остановка «Чистюлька»

Чистописние: ж ш ч щ ж ш ч щ.

– Посмотрите на доску. 4 слайд – Какие буквы вы видите?
– Какими звуками на письме они обозначаются?Д айте характеристику этих звуков. (Шипящие, звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые, звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие).
– Какие знаете сочетания с данными буквами?
– Запишите красиво буквы в тетрадь.

3. Работа по теме урока. Оперирование знаниями и способами деятельности

Остановка «Познавай-ка»

Знакомство с новыми словарными словами: капуста, хороший

1) На этой остановке нас ждёт загадка:

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для неё готовим кадки,
И крупной соли полмешка! (Капуста) 5 слайд

– Это новое словарное слово. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники и запишите. (Запись в тетради: Капуста, капустный лист, капустница.)
– Что знаете про капустницу? (Это бабочка, которая поедает капусту).
– Какая бывает капуста?

2) Прочитайте пословицы о капусте на классной доске, объясните смысл.

Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь капустой. 6 слайд
Без капусты – щи не густы

3) Распространите текст, подходящими по смыслу словами. (Карточки)

– Прочитайте текст, вставьте подходящие по смыслу слова. (коллективная и самостоятельная работа, проверка по цепочке)

Наступила ________ осень. _______ ________ созрел урожай овощей. Капуста уродилась на славу! ______ _______ кочаны лежат на грядках. Капуста не только _______, но и красивый овощ.

(Слова для справок: сочные, поздняя, богатый, на полях, на славу, крупные, вкусный.)

– А если капусты и других овощей уродилось на огороде много, то как мы говорим про такой урожай? (Богатый, большой, хороший). 7 слайд
– Это ещё одно новое слово из словаря. Запишите его в тетрадь, подберите слова-родственники.
– Когда ещё употребляем в речи это слово? (хороший ученик, хороший друг). Подберите противоположное слово (антоним).

Остановка «Проверяй-ка»

– Запишите с доски в тетрадь слова, подчеркните орфограмму.
Проверка по тренажёру «Волшебная труба». 8, 9,10 слайды
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чудак, прищурил, щупальца.

Физкультминутка

4. Закрепление с использованием элементов разноуровневой дифференциации

Остановка «Вспоминай-ка»

– Пришло время поработать самостоятельно, во время работы помните о том, над чем мы работаем сегодня. Будьте внимательны и аккуратны!

Индивидуальная работа по карточкам с проверкой по уровням

Спишите, вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограмму.

Ш…шка, ж…раф, ж…знь, больш..е, малыш…, камыш…, ж…р, уж…н, морж…, муж…к.

Спишите, раскрывая скобки, подчеркните орфограмму.

Душистые (ландыш), колючие (ёж), спелые (груша), весёлые (чиж), огромные (лужа), цветные (карандаш), длинные (уж), высокие (камыш), колючие (ёрш), синие (крыша).

Составьте из слов предложения. Запишите, подчеркните орфограмму.

Пушистые, кружились, снежинки.
Веры, у, новые, лыжи.
Мороза, не боятся, и, стужи, дети.

Остановка «Думай-ка»

– А теперь мы поиграем. Игра называется «Найди ошибки»

(Интерактивный плакат) 11 слайд

5. Подведение итогов и формулирование выводов

Остановка «Конечная»

– На этой остановке мы подведём итоги урока.
– Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?
– Слова, с какой орфограммой нам встречались?
– Какие правила русского языка помогали нам на уроке?
– Давайте послушаем, какие же есть стихи про изученные орфограммы.

(Рассказывают подготовленные дети)

1 учащийся:

Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
Их с буквой И всегда пиши!

2 учащийся:

Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!

3 учащийся:

Чулок, верчу, чуть-чуть грущу.
Все слова пишу я с У.

Домашнее задание.

Выучить новые словарные слова, нарисовать рисунки, в названиях которых имеются изученные сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.

– Урок окончен, молодцы! 12 слайд
– Спасибо за работу!

Жи-ши ча-ща чу-щу правило слова

Целевые установки урока: находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры с такими буквосочетаниями, соотносить произношение ударных гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами, распределять слова по группам: с буквосочетанием жи—ши, с буквосочетанием ча—ща, с буквосочетанием чу—щу; вводить в активный словарный запас учащихся слова с данными буквосочетаниями (на основе языкового материала учебника) и слово с непроверяемым написанием машина, оценивать результаты выполненной работы.

1. Выборочный буквенный диктант: учитель называет буквы, ученики записывают только буквы для шипящих звуков. Буквы для диктанта: л, щ, к, ч, ж, в, ш. Произнесение звуков, их характеристика.

2. Чтение темы «Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу» и познавательной задачи урока «Почему в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу написание гласных надо запомнить?» (учебник, с. 115). Обсуждение задачи урока.

3. Чтение слов в учебнике (упр. 1, с. 115), выяснение их лексического значения (например, чувство, щупальца), определение «работы» букв (и, а, у) ударных гласных звуков в данных словах.

Выполняя задания учебника (упр. 1, с. 115), следует учитывать следующие моменты:

• при произнесении слов кувшин, машина, моржи, чижи после непарного шипящего твёрдого согласного звука слышится гласный звук [ы], а обозначен он на письме буквой и (свою «работу» буква и не выполняет, если стоит после букв непарных твёрдых шипящих звуков);

• при произнесении слов перчатки, обещание, чувство, щука после непарного шипящего мягкого согласного звука [ч’] или [щ’] слышится гласный звук [а] или [у], и обозначен он на письме буквой а и у (буквы а и у тоже свою «работу» не выполняют, так как они должны указывать в слове на твёрдость предшествующего согласного звука). Вот поэтому написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу надо запомнить.

4. Чтение лингвистического текста «Обрати внимание!» (с. 115) и выполнение заданий учебника (упр. 2, с. 116).

5. Ознакомление с правилом в учебнике (с. 116). Обобщение: что надо знать о написании гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу.

6. Выполнение заданий «Рабочей тетради»: вписать в правило пропущенные буквы (упр. 1, с. 56), распределить данные слова по группам и записать их (упр. 2, с. 56). Обобщение: почему надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу.

7. Предупредительно-объяснительный словарный диктант: вода, тетрадь, медведь, девочка, машина. Ответы на вопросы учителя: «Какие правила письма встретились в словах? Сколько трудных для написания букв в словах тетрадь, девочка, машина

8. Работа со словарным словом машина. Выяснение его значений: 1) общее название различных самодвижущихся механизмов, выполняющих различную работу (стиральная машина); 2) транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и грузов (легковая, грузовая машина).

Объяснение написания слов машина, машинка, машинист, машинное (масло). Составление предложения с любым из данных слов. Запись слова машина в тетрадь.

9. Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Почему написание гласных букв после шипящих в буквосочетаниях жи—ши, ча—ща, чу—щу надо запомнить? Есть ли на форзаце учебника буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу? Что вы узнали о написании слова машина

Рекомендации для занятий в семье

Выполнение заданий учебника (запомнить правило на с. 116) и «Рабочей тетради» (упр. 3, с. 57).

www.compendium.su

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме:
Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Закрепление.

В уроке представлены упражнения на закрепление материала.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

Чашка, щавель, ягода, пища, чайка, дача, площадка ветер, чай , молоко, чаща.

Летом малыш_ ч_сто ходили в рощ_. Там озеро. У берега кач_лись камыш_. Над водой летали ч_йки и стриж_. и и и а а у а

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

с применением ИКТ во 2 классе «А»

«Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши»

учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе (программа «Школа 2100…») по теме «Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши»

рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

      • АРМ учителя
      • Проекционный аппарат
      • Экран (Смарт доска)
      • Операционная система – Windows XP,
      • Microsoft Office XP
      • Презентация Power Point

План-конспект урока русскому языку во 2 классе

с применением средств ИКТ

Тема урока: «Закрепление правописания слов с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши»

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: закрепить написание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

— закрепить правила написания сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши;

— закрепить умение находить данные сочетания в словах;

— Развить познавательную активность учащихся;

— Воспитать дружеские взаимоотношения при совместной работе в группе.

      • учебник по программе «2100»;
      • рабочая тетрадь;
      • письменные принадлежности к уроку;
      • АРМ учителя, проекционный аппарат, smart-доска

(более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

Дети, вам тепло? (Да!)

– В классе светло? (Да!)

– Прозвенел уже звонок? (Да!)

– Уже закончился урок? (Нет!)

– Только начался урок? (Да!)

– Хотите учиться? (Да!)

– Значит можно всем садиться!

На экране появляются картинки со словарными словами. Дети хором проговаривают, записывают и оформляют с комментированием.

— Придумайте предложение с одним из этих слов.

Одно из предложений записывается на доске и в тетрадях. Выполняется разбор предложения.

-Какое из словарных слов было лишним? Почему? (капуста, потому что овощ)

-Выполните фонетический разбор слова капуста.

— Дети выполняют разбор. Один ученик работает у доски.

Я буду читать слова, а вы если услышите слово с сочетанием ча-ща, чу-щу, жи-ши будете хлопать в ладоши.

Туча, мячик, трещать, шляпа, часы, жизнь, жучок, чужой, части, кляксы, столик, печать, щука.

5. Закрепление материала

— Спишите слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу. Подчеркните сочетания.

— Проверяем, какие слова вы выписали?

-Теперь проверим на экране.

Посмотрите на экран. Прочитайте текст.

1 ряд списывает первое предложение;

2 ряд списывает третье предложение;

3 ряд списывает четвертое предложение.

Откройте дидактический материал на с. 68 №150.

-Прочитайте задание. Что надо выполнить в этом упражнение?

Выполняем задание самостоятельно, я соберу тетради и проверю.

7. Подведение итога урока.

-Что сегодня повторяли на уроке?

Какие правила повторяли?

8. Домашнее задание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — закрепление в форме игры — путешествия для любого УМК.

Правописание сочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу. Закрепление.

Файлы содержат слова с рисунками в опасных местах, которые нужно запомнить. Можно применять как методическое пособие в 1 классе для быстрого запоминания слов.

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро.

Урок русского языка «Закрепление правописания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу» проведен в форме сюжетной игры. Ребята отправляются на поиски пропавшего снеговика. Использование интерактивной пр.

Урок литературного чтения 1 класс с презентацией.

nsportal.ru

«Правописание сочетаний ЖИ ШИ, ЧА ЩА, ЧУ- ЩУ»

Транскрипт

1 Конспект открытого урока по русскому языку (4 класс) «Правописание сочетаний ЖИ ШИ, ЧА ЩА, ЧУ- ЩУ» Учитель начальных классов Терёхина Наталия Валентиновна Электросталь

2 Тема урока: «Правописание сочетаний ЖИ ШИ, ЧА ЩА, ЧУ — ЩУ» Цель: обобщение знаний учащихся о правописании слов с сочетаниями жиши, ча-ща, чу-щу. Задачи: Учебные: Отрабатывать умения и навыки применения правил правописания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Учить находить орфограммы в словах. Учить пользоваться орфографическим правилом при написании орфограммы. Закреплять правописание словарных слов. Повторять ранее изученные орфограммы. Развивающие: Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, операции мышления. Активизировать познавательную деятельность учащихся через групповую форму работы. Развивать умения находить слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Развивать умения употреблять в письменной речи слова с сочетаниями жиши, ча-ща, чу-щу. Развивать письменную и устную речь. Обогащать словарный запас учащихся Воспитательные: Воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль. Воспитывать интерес к изучению русского языка. Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, таблички для заполнения, раскраска «бусы». Ход урока: 1. Организационный момент. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Ножки вместе, спинки ровно, И к уроку все готово. 2. Пальчиковая гимнастика. — Чтобы мы красиво писали, и наши ручки не уставали, давайте проведем зарядку для пальчиков. «Пианино» Видишь клавиш очень много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать,

3 Будет клавиша звучать. «Скалка» Карандаш я покачу. Вперед, назад, Как захочу. «Волчок» По столу круги катаю, Карандаш не выпускаю. «Вертолет» Мой завелся вертолет, Отправляется в полет. «Горка» На ледянке быстро с горки Катится малыш Егорка. «Огонь» Карандаш я покручу, я огонь разжечь хочу. 3. Проверка домашнего задания. -Открыли тетрадочки и проверяем домашнее задание. -Какое задание нужно было выполнить? (с.48, упр. 8) -Давайте проверим, какие буквы в словах вы вставили. -Молодцы! 4. Словарная работа. — Начинаем работать в тетради. — Сколько строчек нужно отступить от прошлой работы? — Запишем число и классная работа в тетради. Какая орфограмма в слове «октябрь», «классная»? Не забываем подчеркивать. Чистописание: ж ш ч щ жи ши ча ща чу щу Задание 1 : картиночный диктант (слова с сочетаниями ча-ща, чу-щу, жиши, деление слов на слоги).

4 Чай-ник, ма-ши-на, пру-жи-ны, чу-че-ло, ща-вель, щу-ка. (Задание выполняется у доски по одному ученику, с постановкой ударения в словах и делением слов на слоги). -Какие из этих слов являются словарными и мы должны запомнить их написание? (Машина, чучело, щавель). -Какое слово лишнее? (Пружины-их много, щука- она живая). -Молодцы! -Мы записали словарные слова, а теперь продолжаем работать дальше. 5. Физкультминутка («Веселая разминка» с элементами гимнастики для глаз). 6. Самоопределение учащимися темы урока. — Кто догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке? — Правильно. Сегодня на уроке мы будем повторять правила написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Это тема нашего урока. Ещё будем упражняться в написании слов с данными сочетаниями, закреплять ранее пройденный материал. 7. Повторение ранее изученного. 1) Повторение правил: — Какую гласную букву будем писать в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу? — Какие знаете правила? («ЖИ-ШИ пиши с буквой И», «ЧА-ЩА пиши с буквой А», «ЧУ-ЩУ пиши с буквой У», учащиеся повторяют стихотворение — запоминалочку). — Молодцы! 2) Работа по учебнику: — Откройте учебник на странице 47, найдите упражнение 6. Прочитайте задание. Что нужно сделать в упражнении? — Выполнять будем у доски с комментированием. — Прочитайте слова, которые вы записали в 1-ый столбик, во 2-ой. 7. Физкультминутка («Хомка»).

5 — Садитесь. Молодцы! Ребята, а в стихотворении физкультминутки вы услышали слова на изучаемую орфограмму? Назовите их. 8. Закрепление пройденного материала. Заполнение таблицы (работа в парах). — У вас на столе есть табличка, рассмотрите её. — Что нужно записывать в 1-ый столбик? Во 2-ой? В 3-ий? — Вы будете работать в парах, кто с кем сидит. Та пара, которая правильно, быстро и красиво заполнит табличку, получит дополнительный балл. — Проверим, как вы выполнили задание (дети читают свои слова вслух). 9. Физкультминутка («Гимнастика для глаз»). 10. Работа над ранее изученным материалом. — Найдите в учебнике на странице 46 упражнение 5. Прочитайте задание. Что нужно выполнить в упражнении? Выполним задание 2. Какое заглавие подходит к рассказу? Почему вы так считаете? («Волшебная роща»). Задание 3 выполняете самостоятельно (записать заглавие, списать текст). Проверка по учебнику. 11. Дидактическое упражнение «Бусы». — А сейчас настало время интересного задания. У каждого из вас на листах напечатана цепочка кругов, похожая на бусы. Вы будете раскрашивать бусинку синим цветом, если услышите слово с сочетанием ШИ или ЖИ, и красным, если услышите слово с сочетаниями ЧА-ЩА. Приготовились, начали. Слова: жираф, чашка, кувшин, жизнь, пища, машинка, шишка, куча, лужи. — Давайте проверим (сравнение с образцом, самооценка работ). -Молодцы! 12. Рефлексия.

6 — Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, о чем мы говорили. Какие задания вам понравились больше всего? Что было трудным? Похлопайте, у кого хорошее настроение после урока. 13. Итог урока. — Сегодня на уроке вы получали жетоны, сосчитайте свои жетоны. Оценка деятельности учащихся на уроке. Спасибо за урок.

docplayer.ru

Еще по теме:

      • Приказ 723 росстата Приказы и постановления министерств и ведомств Главное бюро г.Салехард, мкрн Теремки, 80 Телефон/Факс: 8 (34922) 3-23-41 E-mail: regmse@bk.ru Время работы: Пн-Пт 9:00 — 17:00 Руководитель-главный эксперт по медико-социальной экспертизе: Надежда Павловна Городцова […]
      • Правила работы в паре Классный час «Учимся работать дружно. Работа в группе» Основные цели: Построить простейшие правила работы в группе. Закрепить умение применять правила общения, правила поведения на уроке и правила работы в паре и группе. Демонстрационный материал: презентация […]
      • Отказ от претензии на товар профессиональная защита прав потребителей Образец претензии на обмен/возврат товара надлежащего качества. Статья 25 Закона О защите прав потребителей. ВНИМАНИЕ! Вопреки ошибочно сложившемуся мнению, в отношении товара надлежащего качества: 1. Первоначально […]
      • Образец разрешения на выезд ребенка в экскурсию Организация экскурсий для учащихся Во исполнение пункта 2.1.2 протокола заседания координационного совета по развитию детского туризма в Ставропольском крае от 02.10.2015 года №1 городской методический центр предлагает проекты туристических маршрутов для организации […]
      • Прочитайте извлечение из федерального закона рф о гражданстве Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы Задание: Прочитайте извлечения из Федерального закона РФ «О гражданстве», ответьте на вопросы и выполните задания. Статья 4. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, […]
      • Приказ об отпуске образец с праздничными днями Отпуск приходится на праздничные дни добрый день, согласно графика отпусков мой отпуск начинается с 28.04.14г.-11.05.14г. (2нед.). Если я правильно понимаю, в этот период приходится 2 дня праздничных, 1 и 9 мая, в этом случае мой отпуск должен быть продлен до 13.05. […]
      • Статья 93 закона 44 Закупка у единственного поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 15 Татьяна Вихрова, старший специалист учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Закупки у единственного поставщика привлекательны […]
      • По закону архимеда после обеда После вкусного обеда Наверняка многие помнят шутливый стишок о том, что: «После вкусного обеда по закону Архимеда полагается поспать» или «После сытного обеда, по закону Архимеда, чтобы жиром не заплыть, полагается курить». Но эти юмористические строчки указывают нам […]