Федеральный закон о безопасности 28 декабря 2010 года 390-фз

Федеральный закон о безопасности 28 декабря 2010 года 390-фз

Содержание:

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ
«О безопасности»

С изменениями и дополнениями от:

5 октября 2015 г.

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

28 декабря 2010 г.

Новый Закон о безопасности заменяет тот, который был введен в действие в 1992 г.

Уточняются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Закрепляются основные цели международного сотрудничества в данной области.

Расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. В частности, он определяет основные направления государственной политики в указанной области. Правительство РФ только участвует в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Глава страны принимает меры, чтобы защитить граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму.

Совет безопасности готовит решения Президента РФ в определенной сфере. К ней отнесены не только обеспечение безопасности, но и ряд других вопросов. Среди них — оборона, военное строительство, техническое сотрудничество с другими государствами и т. д.

Пересмотрены задачи и основные функции указанного органа. Президент РФ вправе расширять их перечень.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 декабря 2010 г. N 295, в «Парламентской газете» от 14 января 2011 г. N 1-2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 2

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

base.garant.ru

Комментарий к федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-фз «о безопасности»

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 2 ноября 2011 года

С.А. Котухов, в.А. Кузьмин, ю.В. Соболева

Овчинников Сергей Александрович, полковник запаса ФСБ России, кавалер ордена Почета, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор исторических наук, профессор, проректор по безопасности, заведующий кафедрой документоведения и документационного обеспечения управления Саратовского государственного социально-экономического университета. Автор многочисленных публикаций по различным аспектам национальной безопасности России и истории отечественных спецслужб. За активную пропаганду идей, заложенных в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Доктрине информационной безопасности России, автор награжден семью дипломами Госдумы, Совета Безопасности и Всероссийского «Инфофорума», медалью 1-й степени «За личный вклад в обеспечение защиты информации».

Котухов Сергей Александрович, практикующий юрист, автор ряда публикаций, в том числе комментариев к Кодексу внутреннего водного транспорта РФ, к Федеральному закону «О континентальном шельфе Российской Федерации», к Водному кодексу РФ и др.

Кузьмин Валерий Александрович, подполковник милиции в отставке, член Союза журналистов России, автор многих работ и статей в области уголовного и уголовно-процессуального права.

Соболева Юлия Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и муниципального права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права».

Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности». В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития формирует и принимает попытки реализации новой государственной политики в области национальной безопасности. В связи с этим был принят новый Закон о безопасности, нормы которого определяют основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Читайте так же:  Кто такой злостный неплательщик по решению суда

В комментарии проанализированы не только нормы самого Закона, но и нормы подзаконных актов, принятых в целях реализации Закона, а также положения смежного законодательства, отражена авторская позиция по проблемам, затрагиваемым Законом.

Комментарий будет полезен юристам, сотрудникам правоохранительных, контролирующих, надзорных и судебных органов, специалистам в области обеспечения безопасности, а также иным заинтересованным лицам.

При подготовке комментария использованы нормативные правовые акты по состоянию на 2 ноября 2011 г.

studfiles.net

Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ О безопасности

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности

1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности

Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности

Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:

1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;

2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;

3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;

4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;

5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;

6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

www.fcp-pbdd.ru

Федеральный закон 390 «О безопасности»

Безопасность страны и граждан — главная цель Закона о национальной безопасности РФ. Он был издан в целях регулирования всех отношений, возникающих в процессе предоставления защиты. Также его целью является предотвращение конфликтных ситуаций в стране и исключение террористических действий.

Читайте так же:  Изменение осаго с 1 сентября

Описание закона о безопасности

Федеральный закон «О безопасности» был издан 7 декабря 2010 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 15 декабря того же года. Действовать ФЗ-390 начал 28 декабря 2010 года.

Краткое содержание Закона о национальной безопасности РФ:

Глава 1 включает в себя 7 статей. В главе описываются общие положения, связанные с защитой граждан и страны.

Глава 2 содержит 5 статей. В них раскрываются полномочия и функции государственных органов, обеспечивающих национальную сохранность граждан РФ.

Глава 3 описывает статус Совета Безопасности. Глава включает в себя 6 статей.

Глава 4 содержит заключительные положения закона, описанные в 2-х статьях.

ФЗ-390 регулирует принципы обеспечения безопасности:

  • личной;
  • общественной;
  • государственной;
  • экологической;
  • национальной.
  • Федеральным законом №390 устанавливаются полномочия и функции гос органов в сфере сохранности.

    Принципы обеспечения защиты:

  • защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • законность;
  • системность и комплектность применения социальных, политических, экономических и других мер органами управления;
  • приоритет предупредительных мер для обеспечения защиты граждан;
  • взаимодействие органов федеральных служб с общественными объединениями, организациями международного масштаба и с гражданами РФ.
  • Деятельность, которая обеспечивает защиту, включает в себя:

  • анализ, оценку, прогнозирование и выявление потенциальных угроз;
  • выявление направлений гос политики и планирование в сфере обеспечения и соблюдения сохранности;
  • правовое регулирование в сфере обеспечения сохранности;
  • локализацию и нейтрализацию последствий от устранения угроз;
  • создание и применение комплексных мер по предупреждению и устранению потенциальных угроз безопасности;
  • использование экономических мер;
  • создание и внедрение нового военного оружия и техники;
  • регулирование научной деятельности;
  • координирование деятельности органов федеральных органов гос власти;
  • контроль расходов выделенных средств;
  • сотрудничество с международными компаниями в целях обеспечения безопасности;
  • проведение иных мероприятий в сфере защиты страны и граждан, согласно ФЗ-390.
  • Скачать ФЗ 390 «О безопасности»

    Федеральный закон «О безопасности» включает в себя 4 главы и 20 статей. В законе описывается понятие Совета Безопасности, его основные задачи и функции и раскрывается суть деятельности.

    Последние изменения в закон были внесены 5 октября 2015 года.

    Чтобы изучить последнюю редакцию ФЗ-390 скачайте его по ссылке.

    Последние изменения

    Как уже было обозначено выше, последние изменения в закон были внесены 5 октября 2015 года.

    Изменения коснулись только 16 статьи. В нее был добавлен 4 пункт, в котором говорится о том, что секретарь Совета Безопасности в незамедлительном порядке должен сообщать о возникновении конфликтов интересов, о коррупции или других действий, запрещенных законом. Согласно изменениям, секретарь должен предпринять всевозможные меры, чтобы урегулировать сложившиеся конфликтные ситуации.

    Ниже будут описаны статьи, в которые при последней редакции Закона РФ «О безопасности» изменений внесено не было.

    Статья 7 глава 2

    В статье 7 описаны основные цели международного сотрудничества в области обеспечения сохранности:

    • защита суверенитета и целостности территории РФ;
    • защита прав и интересов граждан за территорией РФ;
    • укрепление деловых отношений со стратегическими партнерами России;
    • вовлечение в деятельность организаций международного уровня, которые занимаются проблемами безопасности;
    • развитие отношений многостороннего и двухстороннего типа в целях исполнения задач, связанных с обеспечением безопасности;
    • участие в миротворческой деятельности.
    • Статья 8 глава 2

      В статье 8 определены полномочия Президента РФ в сфере обеспечения безопасности:

    • определяет основные ветки госполитики в сфере обеспечения безопасности;
    • подтверждает стратегию и иные документы, связанные с национальной безопасностью РФ;
    • собирает и возглавляет Совет Безопасности;
    • определяет компетенцию органов федерально-исполнительной власти в сфере обеспечения защиты;
    • в случае необходимости вводит чрезвычайное положение в стране и на территориях ее регионов;
    • согласно законодательству, принимает решение относительно применения определенных экономических мер, чтобы защитить страну;
    • принимает меры по противодействию терроризму и экстремизму;
    • согласно закону решает вопросы, которые связаны с защитой государственной тайны и информации, а также с безопасностью населения и территорий, на которых было объявлено чрезвычайное положение;
    • осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
    • Статья 9 глава 2

      В статье 9 описаны полномочия Палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения сохранности страны и ее граждан:

    • рассмотрение принятых Госдумой федеральных законов в области обеспечения надежности и сохранности;
    • утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения в стране или в ее отдельном регионе.
    • Госдума принимает федеральные законы в сфере обеспечения надежности.

      Статья 14 глава 3

      В статье 14 главы 3 обозначены основные задачи и функции Совета Безопасности.

      Задачи:

    • предоставление необходимых условий Президенту России для исполнения своих полномочий в сфере защищенности;
    • формирование и контроль за реализацией госполитики в области защиты страны и ее граждан;
    • прогнозирование угроз военной опасности, реализация мер по ее нейтрализации;
    • предоставление предложений о введении или отмене чрезвычайного положения и других важных мероприятий Президенту;
    • контроль за реализацией принятых Президентом решений;
    • анализ и оценка эффективности деятельности федеральных органов в обеспечении сохранности и надежности.

    Функции:

  • рассмотрение вопросов, касающихся защищенности страны и ее граждан;
  • разработка и анализ стратегий;
  • подготовка проектов нормативно-правовых актов для Президента РФ и другие.
  • Читайте так же:  Иск о возмещении вреда по дтп образец

    Согласно Закону, Президент РФ вправе возложить на Совет и иные функции, если они предусмотрены Законодательством.

    Если хотите ознакомиться с последней редакцией ФЗ-390, то пройдите по ссылке.

    210fz.ru

    Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: опыт современного исследования федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «о безопасности» Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

    Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Залужный Александр Гаврилович

    В статье дается оценка постатейного комментария Д.В. Ирошникова к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности » (Рязань, 2014). Автором рецензии подчеркивается актуальность подготовки комментария в свете внесения целого ряда изменений в действующее российское законодательство, регулирующее вопросы обеспечения национальной безопасности .The article is a review on paragraph-to-paragraph commentary on Federal Law No 390-FZ of December 28, 2010 “On Security” given by D.V. Iroshnikov. The author emphasizes the relevance of preparation of such a commentary in the light of new amendments that have been made into the current Russian legislation which regulates the issues of national security protection.

    Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Залужный Александр Гаврилович,

    Текст научной работы на тему «Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: опыт современного исследования федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «о безопасности»»

    Рецензии на научные исследования, обзор научной литературы

    ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

    ОПЫТ СОВРЕМЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА № 390-ФЗ

    ЗАЛУЖНЫЙ Александр Гаврилович

    Аннотация. В статье дается оценка постатейного комментария Д.В. Ирошникова к Федеральному закону от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (Рязань, 2014). Автором рецензии подчеркивается актуальность подготовки комментария в свете внесения целого ряда изменений в действующее российское законодательство, регулирующее вопросы обеспечения национальной безопасности.

    Annotation. The article is a review on paragraph-to-paragraph commentary on Federal Law No 390-FZ of December 28, 2010 “On Security” given by D.V. Iroshnikov. The author emphasizes the relevance of preparation of such a commentary in the light of new amendments that have been made into the current Russian legislation which regulates the issues of national security protection.

    Ключевые слова: Федеральный закон «О безопасности», безопасность, национальная безопасность, Совет Безопасности, противодействие терроризму, стратегическое планирование.

    Key words: Federal Law “On Security”, security, national security, Security Council, counterterrorism, strategic planning.

    В условиях сложившейся в современном мире международной обстановки вопросы обеспечения безопасности играют особую роль. Для каждого конкретного государства сегодня на первое место выходит обеспечение безопасности. На рубеже веков началась эра террористических атак, постоянно держащих в страхе большинство населения планеты. Россия, к сожалению, не является исключением, подтверждением чему является сохраняющийся высокий уровень угроз различного характера.

    Комплексное обеспечение национальной безопасности невозможно без соответствующего правового регулирования этого процесса. В 2010 году на смену действовавшему ранее Закону РФ «О безопасности» был принят новый Федеральный закон «О безопасности», отражающий современные подходы к обеспечению национальной безопасности России. Данному закону и посвящен комментарий Д.В. Ирошникова1.

    1 Ирошников Д.В. Комментарий к Федеральному закону «О безопасности» от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ (постатейный). Рязань : Издательство «Концепция», 2014. 156 с.

    В первую очередь необходимо отметить научную составляющую комментария. Автору удалось совместить глубокий научный анализ фундаментальных теоретических проблем обеспечения национальной безопасности с вопросами практической реализации этого процесса в России на современном этапе. Кроме того, комментарий основан на анализе широкого круга научных источников, что еще раз подчеркивает его глубокую научную проработку.

    Актуальность издания комментария, на фоне уже изданных, подтверждается тем, что в 2014 году был внесен целый ряд изменений в действующее российское законодательство, регулирующее вопросы обеспечения национальной безопасности. Таким образом, некоторые аспекты автор рассмотрел одним из первых в отечественной науке.

    К положительным моментам можно отнести то, что в издании отсутствуют типичные недостатки, характерные для комментариев, а именно: текст того или иного комментария нередко содержит перефразированный текст комментируемой статьи, тем самым не раскрывая, а дублируя ее смысл; кроме того, в комментариях имеет место широкое цитиро-

    Юридическая наука. 2015. № 1

    вание тех или иных нормативных правовых актов, порой не оправданное целью цитирования. В данном случае Д.В. Ирошникову удалось избежать указанных типичных ошибок.

    Особую ценность имеют представленные автором в заключении научно-обоснованные недостатки комментируемого закона, а также авторские предложения по его совершенствованию.

    В приложениях к комментарию представлена подборка весьма интересных документов,

    касающихся принятия закона, иллюстрирующих поэтапное движение законопроекта и обрастание его соответствующими поправками.

    Комментарий обладает логичностью изложения, написан доступным научным языком.

    Издание может быть полезно ученым-юристам, преподавателям высших учебных заведений, аспирантам, студентам, а также практическим работникам.

    cyberleninka.ru


    Обсуждение закрыто.