Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Закон о наценке на товары

Как правильно делать наценку на товар

Любой продавец с целью получения прибыли стремиться продать свой товар по наиболее высокой цене. Разница между закупочной ценой товара и ценой его продажи представляет собой торговую наценку. Эта наценка не может быть равной нулю, так как продавец несет затраты на транспорт, содержание персонала, торговых площадей и так далее. Продажа по закупочной цене без надбавки убыточна для продавца.

Величина наценки на продукцию зависит от многих факторов. Это наличие и острота конкуренции, качество изделия, «раскрученность» бренда, покупательная способность населения, а также ограничительные меры, которые государство накладывает на некоторые виды (группы) социально значимых товаров. Совокупность этих факторов не позволяет однозначно ответить на вопрос, какая наценка должна быть при розничной торговле.

Сегодня в России на большинство товаров не устанавливается максимальная наценка на товар по закону. Это означает, что, например, если вы являетесь обладателем уникального изделия, то купив его, условно, за 1000 рублей, вы можете установить цену 1000000 рублей. Ведь таким товаром обладаете только вы. Но и тут есть ограничение. Это ограничение накладывает на продавца рынок. А кто купит гаджет или одежду за такую цену? Является ли потребительская стоимость этого товара такой высокой?

Способность установить оптимальную цену на продукт, то есть понимание того, как правильно делать наценку на товар, определяется знаниями или, если хотите, талантом продавца. Если цена вашего товара у конкурентов находится в определенных пределах, то существенное повышение цены не принесет вам прибыли, так как снизится объем продаж, а занижение «накрутки» может не увеличить оборот и продавец понесет убытки.

Расчет торговой наценки

Величина прибыли продавца зависит как от торговой наценки, так и от объема продаж.

Очень высокая надбавка к закупочной цене может существенно снизить объем продаж, а необоснованное ее уменьшение занижает общую прибыль. Сначала рассмотрим факторы, которые влияют на величину торговой надбавки. Это, в первую очередь:

  • наличие сильных конкурентов;
  • удаленность торговой точки от поставщиков товара;
  • ассортиментная линейка схожих товаров в торговой точке (например, количество марок шоколада в кондитерском отделе);
  • размещение в месте, которое посещает большое количество людей;
  • узнаваемость торговой марки (бренда);
  • является ли ваш продукт товаром повседневного спроса или это товар длительного пользования.

101biznesplan.ru

Закон о торговле зафиксирует наценку

В течение десяти дней закон о торговле по поручению премьер-министра Владимира Путина будет доработан на базе версии Минпромторга. Такое решение было оглашено на заседании правительства. В законопроекте решено оставить норму о «типовых договорах» на поставку продовольствия и зафиксировать предел торговой наценки. Закон о торговле разрабатывался Минэкономразвития в течение двух лет и в апреле прошлого года был направлен на согласование в профильные ведомства. Заседание правительства, начавшееся в одном из московских супермаркетов, развеяло последние сомнения.

Своеобразной кульминацией битвы гигантов, поставщиков и продавцов, стало заседание у премьер-министра, посвященное обсуждению закона о торговле. Масло в огонь полемики подлили результаты визита Владимира Путина в один из столичных сетевых магазинов. Выяснилось, что на молочную продукцию там наценка в среднем составила 10 рублей, на мясную — 120!

«Конечно, можно порадоваться, что у нас большой выбор товаров. Еще много в стране людей, которые видят колоссальное преимущество по сравнению с тем, что было лет 15 назад, когда у нас были пустые полки. Но трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор!» — заявил Путин.

Откуда берутся такие цифры, и продавцы, и поставщики отвечают одинаково: это бизнес. Однако мотивы у каждого свои. Наценка на конкретный товар, сколь бы высокой она ни казалась, — единственный способ заработать на развитие сети, утверждает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский.

«В каждой сети — свой мини-завод. Там своя логистика, по 70 тысяч человек работает, свой парк автомобилей, огромное количество магазинов, аренда и так далее. У сети должен быть маржинальный доход, чтобы покрывать издержки, чтобы эта маржа давала сети возможность развиваться. Прибыль сетей по прошлому году составила от 1 до 3,5% процента. Кто-то закрыл год в минусе», — рассказал Белоновский.

Кроме того, 70-процентная наценка устанавливается не на все товары, а только на отдельные виды, чаще премиум-класса. За счет повышения наценки, к примеру, на один сорт колбасы можно снизить цену на другой, добавляет Илья Белоновский.

«У колбасы, которую берут каждый день, наценка всегда меньше. У дорогого продукта — больше. А средняя наценка в сетях составит 20-23%, 25% — максимум», — отметил Белоновский.

Поставщики высоким наценкам, снижающим покупательский интерес, не рады, тем более что это — не единственный фактор, влияющий на конечную цену товара у ретейлеров. Есть еще так называемые бонусы, рассказывает член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова.

«Сельхозпроизводители жалуются на торговые сети, а торговые сети — на сельхозпроизводителей. То продукция некачественная, то они не выполняют договорные условия. А сельхозпроизводитель как раз и говорит, что их крупные торговые сети душат — они платят за вход, за полку, только за воздух не платят», — сказала Ермакова.

Читайте так же: Семейный кодекс новый алименты

Хочешь продавать — плати. Такой негласный закон работал между производителями продукции и руководством торговых сетей еще с 90-х. Поставщики, в общем, не против оплатить «таксу» за вход, выгодное размещение своего товара на полках или дополнительные маркетинговые услуги от сети, но все должно быть в разумных пределах, уверен председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили.

«Есть некоторые вещи, которые вполне объективны. За это можно заплатить бонус. Что произошло два года назад? Были 27 позиций, которые были навязаны торговыми сетями. Допустим, поставщик должен обеспечить сети прибыль не меньше такого-то размера. Если она не получит прибыль в связи с какими-то своими собственными нарушениями или чем-то еще, тогда покрывается все за счет поставщика. Это были 27 позиций, где мы упирались с двух сторон. К сожалению, не договорились», — подчеркнул Якобашвили.

И не только абсурдность некоторых требований сетевиков не устраивает предпринимателей. По словам президента Мясного союза, директора Лианозовского колбасного завода Мушега Мамиконяна, шестизначные цифры даже крупным производителям не по карману.

«При обороте около 100 миллионов по 2008 году выплатил около 27 миллионов долларов в виде программ бонусов, маркетинговых мероприятий. Это неоправданные траты, — уверен Мамиконян. Для того чтобы компании дойти до своего покупателя, заплатить еще такие средства товарным проводникам!»

Продавцы же утверждают, что не они придумали бонусы, и вполне готовы от этой системы отказаться, если производители пропорционально размеру взноса снизят закупочную стоимость товара. Получается замкнутый круг, выходом из которого и должен стать закон о торговле. Разрабатывался он Минэкономразвития в течение двух лет. Было подготовлено пять вариантов проекта. Теперь у авторов закона осталось 10 дней, чтобы внести в Думу последний и окончательный вариант документа.

www.vesti.ru

Закон о торговле

Евгений Власов, эксперт журнала

 

Закон о торговле

 

Опубликовано в журнале «Современный предприниматель», № 7 (июль 2009 года)

Обсуждение закона о регулировании торговли ведется больше года. Длительные поиски компромисса между представителями власти, производителями и продавцами привели к появлению альтернативных законопроектов с достаточно радикальными мерами. А это отчасти подстегнуло спорщиков согласиться на предлагаемые условия, выбирая меньшее из зол.

О торговой деятельности

Первый вариант проекта появился в октябре прошлого года. Принципиальные разногласия ведомств стали причиной отправки документа на доработку. Минсельхоз стремился заложить в документ механизм регулирования торговых наценок (в частности, их ограничение) на социально значимые товары. В свою очередь Федеральная антимонопольная служба игнорировала вопросы цен, а требовала ужесточить антимонопольные нормы и ввести госрегулирование на объемы торгового оборота сетей. Доработанный вариант проекта был опубликован в июне. Отчасти в нем учтены интересы сторон, но противоречия остаются.

Закон призван регулировать взаимоотношения властей и хозяйствующих субъектов (то есть организаций и предпринимателей) в связи с осуществлением последними торговой деятельности, а также установить особенности заключения и исполнения договоров поставки товаров между производителями и продавцами. Именно так говорится в первых положениях проекта. Что скрывается за этими формулировками? Возможен ли компромисс властей, производителей и продавцов?

С точки зрения производителя

Одна из целей проекта – сделать максимально прозрачным порядок доставки на прилавки товаров по доступной цене. А именно: предоставить производителям возможность реализовывать свою продукцию через торговые сети, обеспечить возможность доступа в любую торговую точку страны. Звучит многообещающе.

Реализация товаров через торговые сети выгодна производителям. Ведь торговцы избавляют их от посредников и необходимости искать соглашения с отдельными магазинами, организовывать доставку небольших партий товара в торговые точки. Однако в настоящее время сетевых торговцев не так много, поэтому их «услуги» дорого стоят. Даже некоторые крупные производители не всегда могут позволить себе войти в ту или иную сеть, что уж говорить об индивидуальных предпринимателях.

Преградой для выхода в сеть становятся бонусы и наценки, устанавливаемые торговцами.

Некоторые производители не могут себе позволить снизить оптовую цену до определенного уровня, установленного сетевиком. Да и есть ли смысл снижать отпускную оптовую цену и тем самым терять определенную прибыль? Ведь розничный продавец может сделать наценку и получить выгоду в большем размере. В результате торговцы могут развиваться быстрее, чем производители, в том числе сельхозпродукции.

Другая плата – бонусы, ограничить которые также должен закон о торговле. Причиной их появления становится конкуренция на рынке. Торговцы вместо наценки требуют плату за место на полке или за продвижение товара, в результате чего ваш продукт окажется не на самой нижней полке, а будет выставлен на уровне глаз покупателя и распродастся быстрее. За место на полке от поставщиков требуют порядка 30–50 тыс. руб. в год, а по некоторым видам товаров эта сумма в десятки раз выше. Покупатели выбирают магазин, где товары дешевле, и магазины делают то же самое: ищут поставщиков, готовых предложить выгодные условия, торгуются, требуют снижения закупочных цен, скидок, добиваются отсрочки оплаты полученного товара, готовы продавать без наценок, но за определенные бонусы.

Сетевые интересы

Торговые сети в свою очередь ругают поставщиков, указывая на низкое качество продукции, постоянные сбои в поставках, требования немедленной оплаты. При этом утверждают, что реализация через сети резко увеличивает объемы продаж. А за такие выгоды можно и бонус заплатить. Кроме того, значительная наценка устанавливается не на все товары, а только на отдельные виды, чаще так называемого премиум-класса. За счет повышения цен на один сорт продукта, можно снизить цену на другой. У товара, который приобретают каждый день, наценка всегда меньше. У дорогого продукта – больше. Средняя наценка в сетях составляет порядка 23 процентов.

Читайте так же: Коэффициенты раскрываемости преступлений

Правда, по отдельным товарам она достигает 200–250 процентов (в частности, овощи), иные товары продаются без наценки, если поставщики «оплатили» отсутствие наценки дополнительным бонусом. Это бизнес, и мотивы у каждого свои. Наценка, какой бы высокой она ни казалась, один из основных способов заработать на развитие сети, покрыть текущие расходы, аренду немалых площадей, оплатить коммунальные услуги.

Замкнутый круг, выходом из которого теоретически должен стать закон о торговле.

Типовой договор

Дискриминационные условия закладываются ритейлерами в условия договоров поставки, заключаемых с производителями. Воздействовать на партнера можно двумя способами: финансовым (бонусы, скидки, плата за продвижение товара, ретро-бонусы, как премия магазину за оборот товара) и административным, который подразумевает использование методов, снижающих риски для сетевиков (к примеру, возможность возврата нереализованного товара). Кроме того, иногда вводится входная плата – разовый взнос за возможность продавать свои товары в сети.

Закон предлагает ввести регулирование условий заключения договоров поставки. Типовая форма не включена в проект, ее разработка будет поручена правительству. Закон лишь очерчивает круг основных вопросов, которые должны быть включены в условия контракта.

Во-первых, оплата поставки. Магазин обязан оплатить полученные товары в срок, не превышающий 30 дней для обычных товаров и 14 дней для социально-значимых (перечень должен утверждаться правительством). Причем, поставщик может уступить право требования оплаты и неустойки третьим лицам (уступка права требования).

Во-вторых, устанавливаются санкции: для магазина – за нарушение сроков оплаты, для поставщика – за нарушение сроков поставки. Размер неустойки составляет не более 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

В-третьих, допускается возврат производителю товаров, но только если качество продукции не соответствует условиям договора или требованиям законодательства.

В-четвертых, отказ от исполнения договора допускается только по соглашению сторон либо по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Монополия торговли

Антимонопольное регулирование в торговой сфере и определение доминирующего положения на рынке – еще один спорный вопрос. Ведь для производителей товаров монополизм торговых сетей ограничивает возможность развития, ведения деятельности. Если торговых сетей будет больше, число мест на полках увеличится, и торговцам будет сложнее диктовать свои условия, от чего выиграют и производители, и покупатели. Но для этого нужно немало времени, а пока закон призван ограничить монополию сетевиков.

Доработанный проект устанавливает планку доминирования до 35 процентов. Кроме того, когда доля торговца на товарном рынке составляет менее чем 35 процентов, он тоже может быть признан монополистом, если:

– его доля превышает доли остальных участников;

– хозяйствующий субъект может в одностороннем порядке определять уровень цены и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара;

– доступ на соответствующий товарный рынок новых участников затруднен, в том числе из-за экономических, технологических, административных или иных ограничений;

– реализуемый или приобретаемый товар не может быть заменен другим (в том числе, при потреблении в производственных целях);

– изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Признать это может только антимонопольная служба. Торговцы готовы согласиться на подобные ограничения, но при этом требуют ввести условия и для производителей. Ведь крупные производители в некоторых регионах занимают более 50 процентов на товарном рынке, в результате остальные производители не могут позволить себе с ними конкурировать. А контроль за ценами сетевики предлагают ввести по всей цепочке: производство-переработка-торговля.

Госрегулирование и альтернативы

На сегодняшний день нет единого нормативного акта, который бы устанавливал правила игры в торговле. Этот вопрос должен решить закон о торговле. В частности, закрепить ответственность каждого на своем уровне, определить закрытый перечень методов регулирования торговой деятельности и одновременно сохранить возможность для регионов и муниципалитетов собственного нормотворчества.

Региональными законодателями принято множество нормативных документов, требования которых нередко противоречивы. Новый закон потребует наведения порядка в этой сфере. Но уменьшатся ли барьеры для бизнеса?

В проекте закона достаточно пространными фразами говорится о том, что законодатели вправе принимать законы в сфере регулирования торговли. По мнению специалистов, какой бы вариант законопроекта ни был принят, он может привести к проигрышу ритейлеров и производителей и «победе» чиновников, получивших официальную возможность регулирования торговли.

Затянувшаяся процедура согласования законопроекта привела к тому, что депутаты разработали свои проекты. Они направлены на поддержку производителей и предполагают резкое ужесточение антимонопольного контроля за торговыми сетями, возможность госрегулирования торговой наценки на продукты питания. То есть не развивать торговые сети, увеличивая число свободных полок для производителей, а наоборот, загнать торговцев в жесткие рамки, ввести для крупных сетей разрешительный порядок приобретения новых помещений, предоставлять властям право ограничивать время работы торговых центров. Представители розничных торговых компаний соглашаются на правительственный вариант проекта, несмотря на отдельные спорные для них моменты. В частности, фиксированное ограничение отсрочки платежа или типовые договоры.

Выводы делать рано, так как очередной проект отправлен на доработку, которую рекомендовано осуществлять с учетом альтернативных проектов, подготовленных депутатами. А это может привести к радикальным изменениям будущего закона, вплоть до объединения жестких мер правительственного и думских проектов. По идее, окончательный вариант законопроекта должен соблюсти интересы всех сторон. При этом необходимо учитывать, что всех проблем новый закон не снимет. И если впоследствии документ и станет шансом для предпринимателей пробиться и конкурировать с крупными и средними производителями, то это произойдет не в одночасье. Закон о торговле установит лишь общие рамки, в которых должны будут существовать производители и продавцы. Для установления четких правил игры понадобятся дополнительные нормативные акты, а они во многом будет зависеть от региональных властей, их интересов и расторопности.

Читайте так же: 20 закона о лицензировании

spmag.ru

Разрешенная наценка на продукты питания

N 381-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 369-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
2. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:
8) цены на продаваемые товары;

4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. В случае, если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.
6. Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В связи с этим был утвержден соответствующий перечень:
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»
24 наименования:
говядина, свинина, баранина, куры (кроме куриных окорочков), рыба, сливочное масло, подсолнечное масло, молоко, куриные яйца, сахар-песок, соль, черный байховый чай, пшеничная мука, ржаной и ржано-пшеничный хлеб, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки, шлифованный рис, пшено, гречневая крупа, вермишель, картофель, капуста, репчатый лук, морковь, яблоки.

То есть в установлении предельных цен следует руководствоваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (если таковые были приняты).

www.buhonline.ru

Ограничение торговой наценки

Добрый день.Наша организация занимается производством корпусной мебели по заказам юридических лиц, и находится на Упрощенной системе налогообложения (доходы-расходы).
Согласно п.2. ст.40 НК РФ Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
(пп. 3 введен Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Нас интересует, сколько должна (или может) составлять торговая наценка на реализуемый нами товар?
Можем ли мы делать минимальную наценку на товар (естественно, получая при этом прибыль)?
Можем ли мы варьировать уровень цен или он должен быть фиксированным для всех покупателей? Если да, то какие критерии скидок для покупателей должны быть, и есть ли к ним какие либо требования законодательных актов, или скидки назначаются продавцом независимо?
Как определяется рыночная цена на товар? И может ли наша скидка отклоняться более чем 20% в сторону повышения или в сторону понижения от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг)?
Каким считается непродолжительный период?

Как налоговый орган может определить неправомерность начисления налога, если цены на изготавливаемые нами товары мы устанавливаем по своему усмотрению? Интересно было бы узнать практику арбитража по торговым наценкам.
Заранее спасибо.

рыночная цена на товар определяется по правилам, прописанным в той же самой ст. 40 НК РФ, а точнее в п. 4-11. Там приведены способы, которые последовательно применяются, если нужно определить рыночную цену для целей налогообложения.