Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Развод талак в исламе

Добро пожаловать! Ахлан васайлан!

Запрос на развод

Традиционно, нормы шариата признают за мужчиной исключительное право осуществлять в любое время без всяких объяснений односторонний развод путем троекратного произнесения формулы развода. При этом не требуется ни согласия жены, ни даже ее присутствия. Такой развод называется по-арабски «талак». При произнесении формулы должны быть соблюдены следующие условия: муж должен быть дееспособен обращаться к жене во втором или в третьем лице, используя любые производные от корня талака, который означает «отпускать», «освобождать». Формула развода может быть абсолютной (мунжаз) (например, «Ты разведена»), а может быть условной (муаллак) (например, «Я разведусь с тобой, если ты войдешь в этот дом»). Только после произнесения формулы развода в третий раз брак прекращается, после же произнесения формулы развода в первый и во второй раз расторжения брака не происходит, но жена должна в доме мужа или, если он разрешит, в доме своих родителей соблюдать период идда (три месяца после первого произнесения формулы развода), во время которого муж может передумать и возобновить супружескую жизнь.
В отличие от абсолютного права мужа на развод возможность жены потребовать развод ограничена.

Специфическая особенность мусульманского семейного права состоит еще и в том, что развод (талак, татлик и хал) может быть отменяемым (ражи) или окончательным (баин). Развод татлик является окончательным, кроме развода на основании принесенной клятвы воздержания от супружеской жизни и на основании нехватки материального содержания. В свою очередь, развод талак отменяем, кроме развода после произнесения формулы развода в третий раз, развода до начала супружеской жизни и если муж наделил жену правом на развод, которым она воспользовалась. Развод хал окончателен.
По завершении периода идда женщина считается окончательно разведенной с мужем.
Окончательность развода означает немедленное прекращение брака. При этом, кроме случаев развода после третьего произнесения формулы развода, развод не препятствует заключению нового акта о браке между теми же лицами. В случае развода после третьего произнесения формулы развода мужчина может жениться на своей разведенной супруге, только если она выйдет замуж за другого мужчину, разведется с ним и соблюдет период идда.
Судебное решение о разводе в суде, о разводе с выплатой компенсации и о признании брака недействительным нельзя обжаловать. Иностранные судебные решения о разводе или признании брака недействительным применимы, если вынесены компетентным судом и основаны на мотивах, не противоречащих настоящему законодательству стран.
После развода женщина должна соблюдать период воздержания идда, в течение которого она не может вновь выйти замуж. Цель этого требования — избежать возможной путаницы в вопросах отцовства. Длительность периода различается в зависимости от ряда обстоятельств и прежде всего от того, ожидает или нет женщина ребенка, является она разведенной или вдовой.
Материальные права разведенной жены различны и зависят от вида развода и от наличия или отсутствия детей. Так, в случае отсутствия детей жена имеет право на получение материального содержания в течение периода воздержания идда.
В случае развода талак жена имеет право еще и на получение особого «утешительного» подарка (мута). Слово мута, в дословном переводе «удовольствие», встречается в двух совершенно разных правовых терминах мусульманского семейного права: 1) заваж аль-мутъа — временный брак, или, в дословном переводе, брак-удовольствие. Временный брак заключается на определенный срок, который может составлять как несколько часов, так и много лет. Заключение временного брака требует присутствия двух свидетелей и вручения жене брачного дара, однако между супругами не возникает права наследования, жена соблюдает сокращенный период воздержания, идда, и дети сразу переходят под опеку отца.
2) мута ат-талак или нафака аль-мута — особый подарок, или компенсация, получаемая женой при разводе талак.
Вопрос о том, является ли мута подарком или компенсацией, т.е. обязанность ли это мужа или нет, по-прежнему является предметом спора между мусульманскими правоведами.
В случае наличия ребенка, кроме выплаты материального содержания на ребенка и оплаты достойного жилья для него, муж должен еще выплачивать:
1) если ребенку нет еще двух лет — вознаграждение бывшей жене или кормилице за кормление ребенка;
2) вознаграждение бывшей жене за осуществление надзора за ребенком.
Что касается материального содержания детей, то отец должен материально обеспечивать своих детей до достижения ими совершеннолетия или до 25 лет, если они учатся. Но в любом случае отец должен материально обеспечивать дочь, пока обязанность материального обеспечения не перейдет к ее мужу.

Читайте так же: Правила розничных рынков электроэнергии 2018

www.talak.ru

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

m.islam-today.ru

Смотреть что такое «Талак» в других словарях:

ТАЛАК — [арабск., перс. тадж., тур.] у мусульман: самый распространенный вид расторжения брака; для развода необходимо трижды произнести слово «талак» (как бы три предупреждения). Брак может быть возобновлен только после еще одного замужества бывшей жены … Словарь иностранных слов русского языка

Талак — развод в исламе Талак пустыня в западном Нигере, а также в Алжире и Мали … Википедия

талак — сущ., кол во синонимов: 2 • предупреждение (23) • развод (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

талак — I. Организмда кан тәнчекләре эшләп чыгара торган эчке орган. ТАЛАК ТАШУ – Кан кайнау, ачуны тыя алмыйча берәр нәрсә эшләү турында. II. ТАЛАК – иск. 1. Шәригать буенча, рәсми рәвештә аерылышу 2. Аерылган, никахта торуы туктатылган (хатынын аеручы… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

Талак — Под этим именем известен в мусульманском праве самый распространенный вид развода, заключающийся в том, что муж освобождает жену от всех дальнейших обязанностей и отсылает ее к родителям с сохранением ею своего мегра (калыма, кебина, вена). Т.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Талак — в мусульманском праве упрощенная форма развода по инициативе мужа без объяснения причин … Словарь терминов (глоссарий) по истории государства и права зарубежных стран

Талаківка — іменник жіночого роду населений пункт в Україні … Орфографічний словник української мови

талаківський — прикметник … Орфографічний словник української мови

Талак (пустыня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Талак. Талак пустыня в западном Нигере, а также в Алжире и Мали. Она составляет около 100.000 км². Талак является частью пустыни Сахара. Этот район широко орошается малыми водотоками,… … Википедия

Сура Ат-Талак — سورة الطلاق Сура Ат Талак Классификация Мединская Значение названия Развод … Википедия

Читайте так же: На основании приказа уведомляю

dic.academic.ru

Развод талак в исламе

В исламе существует три вида развода

В исламе разделяется 3 вида развода:

  1. Талак раджи (не окончательный развод).
  2. Талакуль Баин (окончательный развод).
  3. Талакуль Мугаллаза (окончательный развод).

Талак раджи происходит, когда муж говорит жене «Я развожусь с тобой» или «Ты разведена». В этом случае развод считается действительным в независимости от намерения мужчины, независимо от того, хотел ли он разводиться или сказал это просто так или в шутку. Как только мужчина произносит эти слова, женщина становится разведенной и должна переждать идда – период ожидания. Идда составляет три менструальных цикла, или же три месяца, в случае, если беременна. В таком разводе по истечению срока идда муж имеет право вернуть жену без заключения нового брачного договора.

Муж, дав жене развод, может раскаяться и изъявить желание возвратиться в семью. Мужчина может отозвать свой развод, устно произнеся свое желание вернуть жену в никах или же посредством физического контакта в виде поцелуя, поглаживания, объятия и т.д. Если же мужчина не выявляет желание вернуть жену до истечения срока идда, то развод становится невозвратимым. Теперь если он захочет взять ее в жены, необходимо заключение нового никаха с ней.

Талакуль баин – окончательный развод, когда мужчина говорит слова, которые могут указывать на развод. Например, «Ты больше не моя жена», «Собирай свои вещи и уходи». В таком случае талак баин считается действительным, если мужчина действительно имел намерение развестись с женой в момент произнесения данных слов. Если же он произнес эти слова из-за гнева или не имел ввиду это, то развод не действителен. Если же произошел талак баин, никах аннулируется, женщина должна переждать период идда. Супруги в дальнейшем не смогут быть больше вместе без выполнения строгих условий, предъявляемых к шариатом за проявленную беспечность к предписаниям Аллаха Всевышнего.

Такой развод происходит, когда мужчина три раза произносит слово «талак», тем самым давая развод своей жене. Когда происходит такой развод, жена не может выйти за него, пока не произойдет халала – процесс, когда женщина, переждав период идда, выходит замуж за другого мужчину и он дает ей развод или умирает. После этого она опять пережидает идда, и только тогда может заново выйти замуж за первого мужа.

Тройной развод (талак)

Настоящий материал входит в подраздел «Развод». Если вам интересные другие материалы про мусульманскую семью, то посетите раздел «Семья и Ислам». Мы собрали в нем достоверную теорию и ответы на практические вопросы. Учитесь на чужих ошибка, а не на своих.

Одна знакомая нам мусульманская семья находится в сложной ситуации. Муж во время семейной ссоры произнес три раза подряд формулу развода (талак). Может ли он вернуть свою жену?

Что касается случая, когда три развода даются единовременно, то «при жизни пророка Мухаммада (да благословит его Творец и приветствует), затем в период правления Абу Бакра и в течение двух лет правления ‘Умара тройной [единовременный] талак считался одним [то есть если муж сразу трижды проговаривал формулу развода, это засчитывалось как один раз]». Передавший этот хадис Ибн ‘Аббас приводит после него слова ‘Умара ибн аль-Хаттаба: «Поистине, люди стали спешить в том, где нужно терпение (выдержка) [медлительность; спокойный, разумный и обдуманный подход]. А если нам завершить это (поставить подпись под этим) [сделать так, чтобы три озвученных талака засчитались как три[1]; дабы отучить людей от этой пагубной привычки?! Пусть думают, прежде чем говорить подобное]» Ибн ‘Аббас заканчивает свое повествование словами: «Он так и сделал. [То есть приказал проговоренные за раз три талака считать за три[2]]»[3].

В реалиях современной религиозной неграмотности и, к большому сожалению, необдуманного эмоционального использования слов развода в семейных ссорах, полагаю, каноническая практика времен пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), периода правления Абу Бакра и двух первых лет правления ‘Умара наиболее приоритетна, то есть следует три проговоренных единовременно талака засчитывать как один[4]. Тем более принимая во внимание общий контекст Корана и Сунны, призывающих нас создавать семьи и оберегать их, сохраняя внутрисемейную гармонию, взаимопонимание и целостность.

Отмечу, что в конце аята, повествующего об этапах развода, когда талак дается один за другим раз в месяц, есть слова:

«Таковы границы, определенные для вас Аллахом (Богом, Господом), не переступайте же их! Кто же переступает границы, те — грешники (притеснители, тираны)» (см. Св. Коран, 2:229).

Читайте так же: Размер алиментов 25

На основе этого аята некоторые мусульманские ученые заключили: «Три развода-талака за раз – харам (запрещено и недопустимо)»[5].

Передается также, что во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) один человек развелся с женою, проговорив три развода-талака за раз. Пророк Мухаммад встал и гневно произнес: «Он играет книгой Аллаха (Бога, Господа) [искажая записанное в ней], и это когда я среди вас?! [То есть как он смеет дать три развода за раз, когда в Коране четко сказано о поэтапности, причем с наличием определенных условий]». Недовольство Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует) было столь велико, что один из сподвижников встал и воскликнул: «О посланник Божий, может, мне убить его?»[6]

Двадцатилетняя практика работы имамом мечети (с 1997 года) и общения с прихожанами многократно подтверждали и подтверждают мне верность именно того варианта, который практиковался во времена пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) – единовременный тройной талак считать за один, и только так. Проговаривать слова развода следует лишь в спокойном осознанном состоянии с соответствующим намерением, а не в порыве бесконтрольного гнева.

Шамиль, я недавно развелся со своей женой, но теперь хочу вернуть ее обратно. Когда я решил с ней развестись, то приехал в дом к ее отцу и при свидетелях (двоих мужчинах) сказал: «Развожусь с тобой. Развожусь с тобой. Развожусь с тобой». Сейчас же по настоянию родственников я хочу вернуть ее обратно. Возможно ли это? Если да, то что нужно сделать, чтобы вернуть ее обратно?

Единовременный тройной развод можно посчитать за один, а потому если не прошло трех месяцев (с момента, когда вы это озвучили), можно вернуть ее без специальных процедур. Но если они прошли, то придется провести новое бракосочетание и подарить жене новый свадебный подарок (махр).

Лекция на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] И напомню, что после третьего окончательного развода супруги обратно сойтись уже не могут. Это практически невозможно, кроме как при определенных условиях.

[2] Мнение ‘Умара взяли на вооружение практические все мусульманские ученые. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72.

Однако осмелюсь заметить, что это их мнение, а не прямой текст аята или хадиса. И оно (мнение) последние столетия (не знаю, как было в те времена, более 1000 лет назад, когда ученые высказывали согласие со словами ‘Умара и давали соответствующие фетвы) несет очевидный вред для семейной жизни, а не пользу. Предположу критику в свой адрес касательно аргументации мнения большинства ученых, а потому сразу отмечу, что она косвенная, в отличие от приведенного ранее хадиса.

[3] Свод хадисов имама Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 590, хадис № 15–(1472); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70–72, хадис № 15–(1472) и пояснение к нему; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 246, хадис № 850; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. В 4 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1996. Т. 3. С. 30, 31.

[4] Замечу, что есть мнение вообще не считать такую нововведенческую (бид‘а) форму развода за развод, игнорировать и не принимать во внимание. Подробнее об этом мнении и его аргументацию см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 70; аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 18. С. 101.

[5] См.: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

[6] Степень достоверности хадиса низкая, но по смыслу он верен, мусульманские богословы принимали его во внимание. См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 359, хадис № 3401, «да‘иф»; ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир [Сокращенный тафсир Ибн Кясира]. В 3 т. Бейрут: аль-Калям, [б. г.]. Т. 1. С. 207.

umma.ru