Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Решение окружного административного суда киева

Окружный административный суд

Сестра днепровского нардепа и двое судей с Днепропетровщины рвутся работать в Высший суд

права. В материале блогера Сергея Иванова упоминается другая кандидатка на должность судьи Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности судья Днепропетровского окружного административного суда Ирина Юхно. По информации Иванова, Ирина Юхно своим решением ограничила Никопольскую организацию ВО Свобода в осуществлении права. Газета «Лица» 16.07.2018 15:29

  • Геращенко
  • • Днепропетровщина
  • • Глазунов
  • • судья
  • • кандидатка
  • Сергей Ивановым
  • • Петр Порошенко

ВККС рекомендовала к назначению бессрочно 10 судей (фамилии)

Тернопольской области; — Татьяну Киевскую (Жикевич) на должность судьи Могилев-Подольского горрайонного суда Винницкой области; — Игоря Погрибниченка на должность судьи окружного административного суда города Киева; — Андрея Скубу на должность судьи Дарницкого районного суда города Киева; — Константина Шендрика на. Газета «Закон и Бизнес» 16.07.2018 12:59

Конкурсы в ГБР: у каждого члена комиссий своя шкала ценностей

Петр Варишко, член конкурсной комиссии ГБР №2 Судебно-юридическая газета 16.07.2018 12:47

  • конкурсная комиссия
  • • полиграф
  • • Варишка
  • • расследования
  • • добропорядочность
    • Сергей Глушко

Апелляцию на восстановление в должности Бочковского рассмотрят 17 июля

административный суд 17 июля рассмотрит апелляцию Кабинета министров Украины, Министерства внутренних дел и Государственной службы по чрезвычайным ситуациям на решение Окружного административного суда Киева о восстановлении в должности главы ГСЧС Сергея Бочковского. Интерфакс-Украина 16.07.2018 12:29

Херсонавтотранс выиграл суд у Укртрансбезопасности

Херсонавтотранс выиграл суд у Укртрансбезопасности. Об этом свидетельствует решение Херсонского окружного административного суда. Gazeta.ks.ua 16.07.2018 11:16

Получив решение суда, регулятор на своем последнем заседании признал содержание канала «Первый канал. HP i B LIFE 16.07.2018 10:44

Нацсовет выиграл суд по запрету в Украине российских каналов

29 мая Окружной административный суд Киева удовлетворил иск поданный 4 года назад Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания к компании Торсат украинскому дистрибутору российских телеканалов&n. Медианяня 16.07.2018 10:30

Высший совет правосудия внес представления президенту Украины о назначении судей из Херсона

Елены Ус- на должность судьи Херсонского городского суда Херсонской области. Мост 16.07.2018 09:34

Высший совет юстиции внес представление на 4 судей Херсонщины и на одного отложил рассмотрение

Ус Елены Владимировны — на должность судьи Херсонского городского суда Херсонской области. Херсон Daily 15.07.2018 20:39

На Харьковщине проверили объекты на соблюдение пожарной безопасности

и должностных лиц привлечены к административной ответственности. В соответствии с требованиями статьи 68 Кодекса гражданской защиты Украины направлено в Харьковский окружной административный суд 23 иска о плановом или частичном приостановлении работы объектов», — сказал он.Речь идет о четырех объектах здравоохранения. СтройОбзор 15.07.2018 13:08

Козловский: Боевики «ДНР» получали удовольствие от того, что они могут меня пытать

Для начала надо деоккупировать сознание многих людей в самой Украине. Сайт города Донецка 14.07.2018 11:50

  • Донбасс
  • • домаха
  • • Сенцов
  • • паланка
  • • Славянск
  • • май июнь июль
  • Владимир Путин

NewsOne проиграл Нацсовету еще один суд по делу о фейковой новости про Гонтареву

канал работает в режиме прямого эфира. Предупреждение телеканал NewsOne получил в декабре 2017 года и решил оспорить его в суде. 17 мая Окружной административный суд Киева отказал каналу в удовлетворении иска, хотя предупреждение было оглашено по специфическим нормам законодательства – канал нарушил. HP i B LIFE 14.07.2018 11:43

  • Метки:
  • Вашингтон
  • • NewsOne
  • • необъективность
  • • апелляция
  • • посягательство
  • Сергей Тарута

с иском к НБУ и ФГВФЛ с требованием о признании противоправными и отмене решений относительно вывода этого банка с рынка. Окружной административный суд Киева 15 марта 2018 года частично удовлетворил исковое заявление ООО “Промгаз Украины” и Руслана Щербаня. В частности. HP i B LIFE 14.07.2018 11:34

В Харьковской области проверили все объекты с массовым пребыванием людей

ситуациям в Харьковской области Сергей Колосовский. — В соответствии с требованиями статьи 68 Кодекса гражданской защиты Украины направлено в Харьковский окружной административный суд 23 иска о плановом или частичном приостановлении работы объектов (4 объекта здравоохранения, 6 — образования, 13 торговых. Вечерний Харьков (газета) 13.07.2018 22:24

Апелляционный суд отклонил иски против городских властей Днепра

Решением Днепропетровского окружного административного суда от 18 апреля 2018 в удовлетворении иска было отказано. Наше місто 13.07.2018 18:54

Квалифкомиссия рекомендовала назначить на должности 10 судей

Тернопольской области. Киевскую (Жикевич) Татьяну Брониславовну на должность судьи Могилев-Подольского горрайонного суда Винницкой области. Погрибниченка Игоря Николаевича на должность судьи окружного административного суда города Киева. Скубу Андрея Васильевича на должность судьи Дарницкого районного суда города Киева. Шендрика Константина Леонидовича на. Судебно-юридическая газета 13.07.2018 18:22

Верховный Суд выводит крупные вклады из банков-банкротов

очередь при наличии денег у Дельты при продаже активов и погашении долгов заемщиками. Вкладчики не согласились с этим, как и Окружной административный суд Киева, который по их иску 30 декабря 2015 года постановил отменить решение уполномоченного лица ФГВФЛ о ничтожности. HP i B LIFE 13.07.2018 17:45

  • договор поручительства
  • • поручитель
  • • должник
  • • госкомпания
  • • банкроты
  • Персоны:
  • Александр Богуцкий

Суд не дал «воскресить» банк Руслана Щербаня

с иском к НБУ и ФГВФЛ с требованием о признании противоправными и отмене решений относительно вывода этого банка с рынка. Окружной административный суд Киева 15 марта 2018 года частично удовлетворил исковое заявление ООО “Промгаз Украины” и Руслана Щербаня. В частности. Vse media 13.07.2018 13:12

Херсонский админсуд отменил аннулирование аттестаций автостанций

Об этом свидетельствует решение Херсонского окружного административного суда. Истец просил признать противоправным и отменить приказ Укртрансбезопасности от 21 мая 2018 года № 460 об аннулировании аттестации автостанций, принадлежащих. Новости Херсонщины 13.07.2018 12:03

«Херсонавтотранс» выиграл суд у Игоря Пастуха

«Херсонавтотранс» выиграл суд у Укртрансбезопасности. Об этом свидетельствует решение Херсонского окружного административного суда. Мост 13.07.2018 11:56

news.meta.ua

Окружной админсуд Киева может отменить ДПТ в границах улицы Саперно-Слободской и проспекта Науки

В Окружной административный суд Киева подан иск об отмене Детального плана территории (ДПТ) в границах улицы Саперно-Слободской, проспекта Науки в Голосеевском районе города Киева. Этого требует владелица земли на указанной территории, права которой нарушил указанный ДПТ. Суд принял иск к рассмотрению и собирается начать рассмотрение дела 19 апреля 2018 года.

Об этом K V стало известно из решения Окружного административного суда Киева от 5 марта 2018 года.

Гражданка Жуковская Наталья Ивановна обратилась в суд с иском к Киевскому городскому совету, в котором просит признать противоправным и отменить решение Киевсовета № 141/2363 от 06.04.2017 года «Об утверждении детального плана территории в границах улицы Саперно-Слободской, проспекта Науки в Голосеевском районе города Киева».

Дело в том, что на территории, охваченной действием данного ДПТ, находится земельный участок истца, принадлежащий ей на праве частной собственности. Гражданка Жуковская считает, что данное решение напрямую затрагивает ее права и законные интересы. Дескать, этот градостроительный документ должны были согласовывать в т.ч. с ней лично, чего сделано не было.

Напомним, указанный ДПТ регулирует застройку на площади 90,3 га. По мнению ряда депутатов, этот документ фактически узаконил ” нелегальную стройку жилищного комплекса (ЖК) “Енисейская усадьба” на оползнеопасном участке. Без согласования с общественностью проектировщики скандальной ООО “Терра Проджект” в рамках этого ДПТ увеличили площадь жилой застройки практически в два раза.

Впоследствии ряд депутатов обращался к киевскому городскому голове Виталию Кличко с просьбой остановить действие решения Киевсовета, утвердившее этот ДПТ. В обращениях говорилось, что ДПТ традиционно противоречит Генплану и легализует незаконное строительство. К тому же, окончательная редакция ДПТ существенно противоречит тому документу, который был одобрен на общественных слушаниях.

Окружной админсуд Киева решил, что поданное исковое требование соответствует всем необходимым требованиям КАС Украины и должно рассматриваться по правилам общего искового производства. Проще говоря, судья не нашел причин отказать истцу.

Таким образом, судья постановил открыть производство по административному делу и назначить подготовительное заседание на 19 апреля 2018 года в 15:30. Явка для уполномоченных представителей всех сторон конфликта в судебное заседание обязательна. Ответчику (Киевсовету) дается право в пятнадцатидневный срок со дня вручения постановления об открытии производства подготовить отзыв на иск.

Как ранее сообщала *KV, один из скандальных ДПТ столицы уже был отменен в судебном порядке. 19 февраля 2018 года Окружной административный суд Киева отменил решение Киевсовета “Об утверждении детального плана территории в границах улиц Электриков, Набережно-Рыбальской дороги в Подольском районе Киева”. ОАС признал это решение противоправным.

Судья ОАС Киева Владимир Келеберда отметил, что утвержденный Киевсоветом детальный план территории (ДПТ) в границах улиц Электриков, Набережно-Рыбальской дороги в Подольском районе Киева противоречит нормам действующего Генплана Киева, а также нарушает положения закона “О регулировании градостроительной деятельности”.

Как уже не раз сообщала *KV, априори незаконными являются практически все ДПТ, которые столичный горсовет утвердил в течении последних трех лет.

Напомним, Департамент градостроительства и архитектуры Киевской городской государственной администрации (КГГА) с 1 ноября 2016 года возглавляет Александр Свистунов . Постоянную комиссию Киевсовета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования с 1 декабря 2015 года возглавляет депутат из фракции “Солидарность” Александр Мищенко . Все вопросы градостроительства и строительства в Киеве курирует замглавы КГГА Александр Спасибко .

kievvlast.com.ua

Окружной админсуд Киева встал на сторону «детей судов»

Окружной административный суд Киева вынес решение, которым обязал выплатить помощникам судей повышенную зарплату, чем отошел от позиции Верховного Суда Украины

Яна Собко,
«Судебно-юридическая газета»

Спор между работниками аппарата судов и Государственной судебной администрацией по вопросу выплаты заработных плат, казалось бы, исчерпал себя, когда Верховный Суд Украины в постановлении судебной палаты по административным делам №21-1488а16, 820/4653/15 от 13.07.2016 встал на сторону ГСА. Однако недавно Окружной административный суд Киева удовлетворил иск 7 помощников судей Деснянского райсуда Киева к ГСА о выплате зарплаты, чем фактически встал на сторону помощников судей и, следовательно, отошел от позиции ВСУ. «Судебно-юридическая газета» узнавала о деталях этого решения.

Старая проблематика

Наше издание уже неоднократно освещало проблематику, связанную с заработными платами работников аппарата. Напомним, Законом «О судоустройстве и статусе судей» в редакции Закона «О прокуратуре», который вступил в силу 26.10.2014, работники, должности которых отнесены к низшей категории государственных служащих, получали право на оклад не менее 30% оклада судьи. Работники аппарата судов начали обращаться к теруправлениям ГСА относительно перерасчета и выплаты зарплат с учетом установленного законом размера должностного оклада за период с октября 2014 по сентябрь 2015 г.

В то время, как утверждала ГСА, средства на финансирование должностных окладов в таких размерах в Государственном бюджете Украины отсутствовали, поэтому возник конфликт между работниками аппарата, которые обращались с исками в суды, требуя перерасчета и выплаты зарплаты, с одной стороны, и Государственной судебной администрацией, которая ссылалась на отсутствие денег, с другой.

Точку в данном судебном разбирательстве поставил Верховный Суд Украины. В постановлении судебной палаты по административным делам №21-1488а16, 820/4653/15 от 13.07.2016 он отказал работнику аппарата, а значит, фактически встал на сторону ГСА в вопросе перерасчета заработных плат. В своем постановлении ВСУ ссылался на то, что «согласно ч. 1 и 2 ст. 23 БК, любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются лишь при наличии соответствующего бюджетного назначения, если иное не предусмотрено законом о Государственном бюджете Украины. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 51 БК, руководители бюджетных учреждений содержат численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществляют фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного для бюджетных учреждений в сметах.

Учитывая изложенное, поскольку с 26.10.2014 по 9.09.2015 Кабинетом министров Украины изменения в постановление №268 об условиях оплаты труда, в т. ч. размерах окладов работников аппарата суда не внесены, а Законами №719-VII «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 и №80-VIII расходы на реализацию положений абз. 2 ч. 1 ст. 144 и ч. 1 ст. 147 Закона №2453-VI (в редакции с 28.03.2015) не предусмотрены, управление ГСА как главный распорядитель бюджетных средств не имело правовых оснований для перерасчета и выплаты заработной платы работникам аппарата суда за пределами расходов Государственного бюджета на оплату труда таких работников в размерах иных, чем установлено Кабинетом министров Украины».

Только вот работники аппарата сетуют, что украинские суды, в т. ч. Верховный Суд Украины, в своих решениях не учитывают практику Европейского суда по правам человека. «Почему наши суды выносят подобные решения, игнорируя решения Европейского суда, на которые мы ссылаемся, и которые являются обязательными для применения нашими судами, не мотивируя это в своих решениях? Интересна позиция судей Николаева, которые, несмотря на решение Верховного Суда, уже после этого знаменитого решения удовлетворяют иски работников судов, прекрасно выписывая и мотивируя свои решения. Их позиция — это на сегодняшний день пример независимости и справедливости в судебной системе. Именно такие судьи — это новое поколение судей европейского типа. Если почитать их решения, это действительно высший пилотаж судьи. Они выписаны просто великолепно», — прокомментировала нашему изданию одна из работников аппарата.

ОАСК не побоялся

Речь идет о деле №826/294/16, где председательствующим был судья Окружного административного суда Киева Руслан Арсирий. В этой решении суд отступил от правовой позиции Верховного Суда Украины, согласно которой оснований для перерасчета и выплаты зарплаты работникам аппарата суда за пределами расходов Госбюджета на оплату труда таких работников нет, поскольку Кабмин изменения в постановление об условиях оплаты труда работников аппарата суда не вносил, и в бюджете соответствующие расходы не предусмотрены (дела №21-1726а16, №21-1488а16).

Суд разъяснил, что Кабмину не предоставлено право определять или корректировать размер должностных окладов работников аппарата судов, а лишь указано на необходимость приведения его нормативно-правовых актов в соответствие с законами. В связи с этим изменение порядка применения должностного оклада при исчислении заработной платы помощникам судей, предусмотренное постановлением Кабмина №644 от 02.09.2015, свидетельствует о выходе Кабмина за пределы его полномочий, ведь размер должностного оклада работника аппарата суда определен непосредственно в законе.

Исходя из другой позиции ВСУ и практики ЕСПЧ, суд разъяснил, что право истцов на определенную законом заработную плату подлежит реализации и защите, несмотря на то, что Госбюджетом расходы на эти цели предусмотрены не были.

Суд пришел к выводу, что в случае отсутствия у государства в лице его уполномоченных органов механизма реализации определенного положения закона такое положение может быть отменено, изменено или отсрочено по времени вступления в силу, но только путем принятия соответствующего закона Верховной Радой. Однако соответствующие положения Закона «О судоустройстве и статусе судей» оставались действующими с момента введения их в действие, и никакие основания для отсрочки их реализации не могут быть признаны судом приемлемыми. Таким образом, невыплата истцам заработной платы в размере, гарантированном законом, в понимании Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод и по практике ЕСПЧ составляет вмешательство в право истца на мирное владение имуществом.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что заработная плата истцов в период с 26.10.2014 по 31.03.2015 и с 01.05.2015 по 31.12.2015 должна рассчитываться, исходя из должностного оклада, определенного в ч. 1 ст. 144 и абз. 2 ч. 1 ст. 147 Закона «О судоустройстве и статусе судей» в редакции Закона «Об обеспечении права на справедливый суд».

Мнение судьи

Наши журналисты решили расспросить судью Окружного административного суда Киева Р. Арсирия о деталях решения. И вот что он рассказал:

«Когда говорят, что Верховный Суд поставил точку в каком-то споре, я вспоминаю те дела, когда ВСУ пересматривает свои же решения по вновь открывшимся обстоятельствам, постановляя противоположные решения.

Признавать свои ошибки либо изменять свою практику — это нормальное состояние вещей. Да, судебная практика должна быть устоявшейся, судебные решения не должны вызывать сомнений в их правильности. Однако даже Европейский суд по правам человека, на который мы равняемся и используем его решения, время от времени изменяет практику, в т. ч. когда происходят какие-то изменения в обществе.

В том решении я анализировал решения и Верховного Суда, и КСУ, и других судов, которые рассматривали вопросы публичной службы. Есть там и ссылки на практику Европейского суда. Следует учитывать, что работники аппарата суда, помощники судей — это часть судебной системы. Раньше они относились к государственным служащим, сейчас имеют другой статус, но в целом проходят публичную службу. На них распространяются те же требования, что и к другим работникам — тем же полицейским, таможенникам, налоговикам. Подход к ним должен быть одинаковый. А государство несет ответственность перед работниками, которым законодательно определило заработную плату и не выплачивает ее.

Поэтому, когда я исследовал все доказательства по делу, которые были собраны, опираясь на имеющиеся судебные решения, то решил отойти от практики Верховного Суда. Думаю, свою позицию я обосновал должным образом, логично изложил то, что думаю по данному поводу.

По моему мнению, это решение достаточно обоснованное. Но если Верховный Суд будет считать, что оно недостаточно аргументировано, он, безусловно, восполнит пробелы в аргументации, опровергнет ошибочные выводы, и тогда мы будем использовать новое решение, равняясь на него в соответствии с требованиями процессуального кодекса».

sud.ua

Апелляционный суд Киева отказал Саакашвили в предоставлении статуса беженца

Киевский апелляционный административный суд отклонил апелляцию бывшего главы Одесской области Михаила Саакашвили на решение суда первой инстанции, который отказал ему в предоставлении статуса беженца или лица, нуждающегося в дополнительной защите.

Сам Саакашвили покинул заседание еще до оглашения приговора «из-за предвзятости судей» и «отклонения ходатайства за ходатайством».

«Суд постановил: апелляционную жалобу представителя Саакашвили Руслана Чернолуцкого оставить без удовлетворения, а решение Окружного административного суда Киева от 3 января без изменений», — приводит РИА Новости слова судьи Андрея Коротких.

Саакашвили уже отреагировал, заявив, что все решения суда «управляемые сверху». После оглашения вердикта он написал в Facebook: «Таким образом, я теряю свой статус в Украине. Это очередное решение Порошенко, а не суда».

Как сообщало EADaily, в июле 2017 года Порошенко своим указом лишил Саакашвили украинского гражданства.

3 января 2018 года Окружной административный суд Киева отказал Саакашвили в признании незаконным решения Управления ГМС в Киевской области, которым ему отказано в признании беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите после лишения гражданства Украины.

5 января Тбилисский городской суд признал виновным Саакашвили по делу «о злостном превышении полномочий» на посту президента Грузии и присудил три года лишения свободы. Саакашвили считает, что украинская власть намеренно ускоряет рассмотрение вопроса о его статусе на Украине, чтобы иметь формальные основания для экстрадиции его из страны.

Украинские политологи считают, что у Саакашвили была некоторая договоренность с властями. Вероятно, в обмен на прекращение уличных протестов, ему могли быть обещаны решения судов в его пользу. Если это так, то получается, что экс-президента Грузии просто «кинули».

eadaily.com

Голова Окружного адміністративного суду міста Києва Павло Вовк розповів про проект Кодексу адміністративного судочинства

22 марта президент на заседании Совета по вопросам судебной реформы подписал законопроект, которым предусматривается новая редакция трех процессуальных кодексов: КАСУ, ГПК и ХПК. На сегодня он зарегистрирован в Верховной Раде под №6232 и ожидает своего рассмотрения.

О том, какие изменения, с точки зрения защиты прав и интересов граждан, являются наиболее важными в новом проекте КАСУ, а также о минусах и плюсах проекта «Судебно-юридической газете» в эксклюзивном интервью рассказал председатель Окружного административного суда города Киева Павел Вовк.

— В чем состоят основные отличия между нынешним урегулированием административного процесса и тем, который предлагается законопроектом и которым в новой редакции изложены процессуальные кодексы, в т.ч. КАСУ? Почему эти изменения являются неотложными?

— Поданный на рассмотрение парламента законопроект в части регулирования административного судопроизводства несет в себе слишком много изменений процессуального закона, чтобы разобрать их все в рамках одного интервью. Если акцентировать внимание на основных из них, то это, конечно же, изменения, связанные с необходимостью процессуальной регламентации работы Верховного Суда, а также очередной попыткой разграничить судебные юрисдикции, внедрение института типичного и образцового судебного дела, дальнейшее развитие концепции электронного судопроизводства.

Безотлагательность принятия изменений во все без исключения процессуальные кодексы связана в первую очередь именно с необходимостью формирования правовой базы для работы, формируемого в данный момент, Верховного Суда, запуск которого является очередным этапом проведения судебной реформы.

Плюсы проекта.

Кодекс подготовлен с учетом изменений в Конституцию Украины, где административное судопроизводство заложено в качестве самостоятельного вида.Его суть отвечает международным стандартам деятельности судов – наличие в любом демократическом государстве специального порядка рассмотрения споров между гражданами и органами власти на условиях преференций гражданину как более слабой стороны. В проекте кодекса появился новый правовой институт типового и образцового дела.

Минусы проекта Кодекса об административном судопроизводстве.

Проект не устранил проблему споров о размежевании юрисдикционных полномочий между судами. При этом основным фактором, который влияет на наличие этих споров, является существование судов по рассмотрению гражданских и хозяйственных дел. Наиболее тождественными являются хозяйственные и гражданские дела, поэтому целесообразнее объединить эти специализации в одну систему судов, назвав их гражданскими. Оставляя эту проблему без решения, мы фактически «цементируем» советское прошлое.

Авторы новой редакции кодекса провели унификацию с учетом сохранения наиболее удачных наработок из существующего кодекса, но при этом истца лишили права инициировать принятие судом мер по безотлагательному рассмотрению дела, что было предусмотрено ч. 3 ст. 110 КАС Украины.

Кроме этого, предложенная редакция кодекса фактически лишает суд возможности рассмотрения дела в порядке письменного производства, что также будет способствовать увеличению судебной волокиты. Однако, как позитив следует отметить то, что в проекте кодекса (ч. 9 ст. 31 проекта КАСУ) предусмотрено право руководителя аппарата суда передавать на повторное автоматическое распределение нерассмотренные дела в определенных законом случаях, когда судья не может продолжать рассмотрение дела больше 14 дней.

— Не секрет, что раньше между судами разных юрисдикций возникали споры по поводу подведомственности им отдельных категорий дел. Будут ли они решены в случае принятия предложенного на рассмотрение проекта?

— Действительно, такие неопределенности в правовом регулировании разграничения судебных юрисдикций существуют. Связаны они не только с недостаточным нормативным регулированием данного вопроса, но и с изменяющейся судебной практикой, формируемой Верховным Судом Украины.

Поданный на рассмотрение парламента законопроект делает попытку урегулирования вопроса разграничения судебных юрисдикций. К примеру, предлагается модель, согласно которой, споры относительно обжалования действий, бездеятельности и решений регистраторов имущественных прав будут рассматриваться в порядке хозяйственного и/или гражданского судопроизводства в случае, если они являются производными от спора, который касается соответствующего имущества, что уже рассматривается хозяйственным/общим судом.

Вместе с тем, такие изменения никоим образом не учитывают того факта, что на уровне Конституции Украины заданием именно административных судов определена защита прав, свобод и интересов лиц в сфере публично-правовых отношений.

Поскольку регистраторы имущественных прав в данном случае выступают в качестве субъектов властных полномочий, в отношения с которыми вступают физические и юридические лица, то обжалование их действий, бездеятельности и решений должно осуществляться по правилам административного судопроизводства, что уже не один раз было подтверждено Конституционным Судом Украины, который также указывал на то, что, по сравнению с гражданским судопроизводством, в административном праве юридические и физические лица являются более защищенными. Это же правило применимо и к хозяйственному судопроизводству.

Большинство споров производны от имущественных споров. Если исходить из предложенной в проекте кодекса логики, а не позиции лучшей защиты прав физических и юридических лиц, то реформаторам нужно двигаться по направлению к полной ликвидации административных судов и дальнейшему углублению дифференциации гражданских процессуальных процедур, а также появлению большего количества специализированных судов по рассмотрению гражданских дел, в зависимости от категории. К уже предусмотренному законом Высшему специализированному суду по интеллектуальной собственности можно добавить, например, высшие специализированные суды по рассмотрению налоговых, корпоративных споров, дел о банкротстве и отдельно — по рассмотрению социальных споров.

— Как Вы оцениваете полноту предложенного проектом КАСУ определения публично-правового спора?

— Предложенное проектом определение публично-правового спора является своеобразным развитием его понимания, которое приводится в действующей редакции КАСУ. В данном случае, оставив саму суть понятия публично-правового спора (спор, в котором хотя бы одна сторона осуществляет публично-властные управленческие функции), предлагается уточнить сферу его применения, в т.ч. путем отдельного упоминания о спорах, возникающих в процессе выборов и/или референдума, а также спорах в сфере оказания административных услуг.

Между тем, такое выделение отдельных категорий споров не является обязательным, поскольку они в любом случае остаются спорами в сфере публично-правовых отношений в связи с тем, что одной стороной в них выступает субъект, осуществляющий публично-властные управленческие функции.

— В проекте КАСУ вводится институт типового и образцового дела. Для чего это необходимо?

— Введение института типового и образцового дела, по моему мнению, является одним из мощнейших инструментов, направленных на выполнение сразу нескольких задач. Это и решение вопроса уменьшения нагрузки на судей путем ускорения рассмотрения большого количества однотипных дел, и, что не менее важно, обеспечение единства судебной практики.

В данном случае авторов законопроекта просто нельзя не похвалить, ведь в столь непростые для судебной системы времена, когда нагрузка на отдельных судей возрастает в геометрической прогрессии в связи с окончанием полномочий по осуществлению правосудия у их же коллег, внедрение данного института как никогда актуально, ведь при его применении можно будет сократить огромное количество трудовых ресурсов, тем самым оптимизировав судебный процесс.

Что касается аспекта обеспечения единства судебной практики, то в данном случае мы можем наблюдать очередной этап внедрения в романо-германскую систему права, к которой относится Украина, отдельных элементов прецедентного права, что, по моему мнению, будет позитивно сказываться не только на единстве правоприменения в рамках судебной системы, но и на дальнейшей унификации его подходов при регулировании общественных правоотношений.

— Раньше административный суд мог остановить производство по делу до решения дела в порядке конституционного производства, обратиться к Пленуму ВСУ по поводу отдельных норм законодательства. Будет ли иметь место аналогичная процедура в связи с принятием нового законодательства?

— Проект нового КАСУ также предусматривает возможность обращения в Верховный Суд для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представления о конституционности того или иного нормативного акта. В отличие от действующей редакции КАСУ, ст. 7 проекта прямо предусматривает, что такая процедура может иметь место исключительно после принятия судом решения по делу, при рассмотрении которого и было установлено несоответствие закона Конституции Украины, а во время такого рассмотрения суд должен использовать нормы самой Конституции как нормы прямого действия.

Проект КАСУ предусматривает, что суд обязан остановить производство по делу до принятия решения, которое также рассматривается в порядке конституционного производства. Вместе с тем, проект кодекса запрещает судам ссылаться на объективную невозможность рассмотрения дела до окончания соответствующего конституционного производства в случае, когда собранные доказательства позволяют надлежащим образом установить и оценить обстоятельства дела.

— Какие первостепенные проблемы административного процесса должен урегулировать новый КАСУ? Достаточно ли они урегулированы в том проекте, который сейчас находится на рассмотрении парламента, или же он требует доработки?

— Как уже было сказано, одними из основных проблем именно процесса рассмотрения административных дел на сегодняшний день являются чрезмерная нагрузка на судей и определенная раздробленность судебной практики в отдельных категориях дел. И, что уже было оговорено, отдельные нормы проекта КАСУ направлены именно на решения этих проблем. Также это касается внедрения института типового и образцового дела.

Вместе с тем, анализируя предложенный на рассмотрение парламента проект в целом, нельзя не отметить отдельные нормы, которые уменьшают возможность граждан получить в порядке административного судопроизводства эффективную защиту их нарушенных прав.

Так, кроме уже упомянутого вопроса разграничения судебных юрисдикций, стоит обратить внимание на институт обеспечения административного иска. Законодатель в проекте КАСУ пытается повторить уже предпринятую ранее в действующем КАСУ попытку установления запрета судам обеспечивать административные иски в спорах, которые касаются назначения, подготовки и проведения выборов. При этом в очередной раз игнорируется обязательное для исполнения решение Конституционного Суда Украины (в данном случае — №26-рп/2009 от 19.10.2009 года), которым четко установлено, что подобные законодательные положения являются неконституционными, поскольку нарушают принцип верховенства права. При этом Конституционным Судом Украины было объяснено, что невозможность возобновления выборных прав из-за быстротекущего выборного процесса без обеспечения иска в административном судопроизводстве теряет любой смысл обращения в суд по указанным вопросам.

Также, в контексте вопроса возможной доработки проектов процессуальных кодексов, в целом хочется обратить внимание законодателя на отсутствие регламентации во всех предложенных процессуальных актах вопроса порядка рассмотрения дел, материалы которых содержат ведомости, являющиеся государственной тайной. Ведь на данный момент этот вопрос регламентирован только на уровне специального законодательства в сфере государственной тайны, которое, впрочем, не учитывает особенностей работы с такими ведомостями в процессе судебного рассмотрения.

Кроме этого, рассматриваемый законопроект, несмотря на весь свой неохватный объем, не регламентирует актуальный вопрос порядка официального перевода и опубликования практики Европейского суда по правам человека, в которой Украина не является стороной процесса. Указанное приводит фактически к ситуации, когда суды, в связи с положениями ст. 10 и ч. 2 ст. 57 Конституции, не вправе применять такие решения Европейского суда, хотя в то же время, согласно Закону «Об исполнении и применении практики Европейского суда по правам человека», такая судебная практика является источником права в Украине.

Остается надеяться, что законодатель будет показывать примерную для других модель правоприменения и исправит указанные недочеты до окончательного голосования за законопроект.

— Каким образом будет происходить взаимодействие в новом Верховном Суде в аспекте оснований для передачи дела на рассмотрение палаты, объединенной палаты или Большой палаты Верховного Суда?

— Согласно положениям предложенной редакции КАСУ, основанием для передачи дела на рассмотрение палаты, объединенной палаты или Большой палаты Верховного Суда является необходимость отступить от вывода про применение нормы права, изложенного ранее Верховным Судом. При этом устанавливаются дополнительные основания для передачи дела Большой палаты Верховного Суда, а именно: если дело имеет исключительную правовую проблему и такая передача дела необходима для обеспечения развития права и формирования единой правоприменительной практики; если участник процесса обжалует судебное решение на основании нарушения правил предметной или субъектной юрисдикции. Т.е. данный механизм, как и институт типового и образцового дела, целиком и полностью направлен на обеспечение единства судебной практики.

Проектом предусматривается, что решение о такой передаче дела принимается большинством от состава суда, который его рассматривает (а это может быть как коллегия судей, так и палата или объединенная палата), до принятия постановления судом кассационной инстанции. Если кто-то из судей не будет согласен с решением по поводу передачи дела, то будет иметь возможность письменно изложить свое отдельное мнение в самом определении о передачи дела или же в постановлении, принятом по результатам кассационного рассмотрения.

При этом окончательное решение о наличии оснований для передачи дела Большой палате Верховного Суда она будет принимать самостоятельно, а в случае их отсутствия повторная передача такого дела на ее рассмотрение будет невозможна.

— Разгрузит ли новое процессуальное законодательство суды?

— На данном этапе ответить на этот вопрос однозначно и с полной уверенностью нельзя — и не потому, что окончательная редакция нового процессуального законодательства еще не была принята, а потому, что нынешняя чрезмерная нагрузка судей связана в первую очередь с отсутствием у большого их числа полномочий на осуществление правосудия вследствие длительного бездействия уполномоченных органов власти, а не в связи с недостаточной правовой регламентацией судебного процесса. Последний фактор в данном случае играет менее важную роль.

Справедливости ради стоит отметить, что отдельные нормы проекта КАСУ, в т.ч. те, которые мы уже успели обсудить, должны благотворно сказаться на уменьшении нагрузки судей по рассмотрению дел.

— Какие изменения, с точки зрения защиты прав и интересов граждан, являются наиболее важными в новом проекте КАСУ?

— Если говорить о важнейших изменениях в КАСУ в аспекте прав и интересов граждан, то в первую очередь приходят на ум те предлагаемые законодателем нормы, которые эти самые права ограничивают, а именно уже упомянутые мной положения об ограничении юрисдикции административных судов и запрете обеспечения административных исков при рассмотрении дел, связанных с назначением, подготовкой и проведением выборов.

Введение подобных изменений является шагом назад в правовом развитии государства и прямо будет нести негативные последствия для защиты прав и интересов граждан.

«Судебно-юридическая газета»

oask.gov.ua

Еще по теме:

  • 11 форма заявления Сроки, заявления, перечень необходимых документов Заявления на участие в ГИА-11 принимаются с 1 ноября 2017 года по 1 февраля 2018 года досрочного периода — со 2 марта 2018 года основного периода — со 2 апреля 2018 года (для выпускников прошлых лет), с 10 […]
  • Как оформить дипломную работу образец В данном ГОСТ изложены все требования предъявляемые к дипломным. Если преподаватель требует исправлений, которые противоречат данному ГОСТ — можете смело перечить ему и пригрозить обращением на кафедру; Обязательные пункты в дипломной работе Приведем список […]
  • Приказом минфина от 08062018 90н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.12.99 N 90н «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ» «Российская газета» («Ведомственное приложение»), N 17, 29.04.2000, […]
  • Социальная пенсия в москве с 1 апреля Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года Социальная пенсия с 1 апреля 2018 года будет в очередной раз проиндексирована. Выплаты получают разные группы жителей страны, включая инвалидов, пенсионеров и некоторых других жителей России. Пенсия будет увеличена в соответствии […]
  • Дошкольные учреждения закон об образовании Главная Детский сад Закон об образовании дошкольное образование новый Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии с п. 4 С. 10 Г. 2 Закона «Об образовании» в РФ устанавливаются […]
  • 442 закон о социальном обслуживании изменения 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание закона Действующий ФЗ-442 принят […]
  • Государственная пошлина о взыскании алиментов Государственная пошлина о взыскании алиментов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии […]
  • Ч 2 264 ст ук рф Ответственность по 264 УК РФ Статья 264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лица за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Под транспортными средствами в данной статье подразумеваются: автомобили трамваи другие […]