Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Премирование и налоги

В ООО существует Политика премирования, где описаны некоторые аспекты (правила) начисления премий (разовая, ежемесячная, ежеквартальная; за заслуги, за выполнение плана и т.п.), но конкретные показатели (коэффициенты) в Политике не указаны. Премии выплачиваются за трудовые заслуги, по ним начисляются взносы, они учитываются в фонде оплаты труда. В ООО есть документы, где указаны ставки и коэффициенты для расчёта выплачиваемых премий, но этот документ на английском языке, и ООО считает эту информацию коммерческой тайной, поэтому обнародование сведений крайне не желательно. Возможны ли претензии со стороны проверяющих органов (ИФНС) в связи с отсутствием в Политике премирования чётких показателей для определения премий сотрудникам (интересует с точки зрения возможности учета премий в целях налогообложения прибыли)? Какие аргументы помогут защититься от возможных претензий? Имеет ли право ООО не обнародовать показатели, на основании которых была начислена премия? Как правильно в таком случае составлять приказ о премировании?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если конкретные показатели, за которые работникам выплачиваются премии, а также порядок расчета премий не будут установлены каким-либо внутренним документом организации, то включение таких премий в состав расходов в целях налогообложения прибыли может повлечь риск возникновения претензий со стороны налоговых органов. Указанный риск существует и в случае, если порядок и показатели расчета премий установлены локальным актом, но данный документ не будет предоставлен налоговым органам в качестве подтверждения обоснованности расчета стимулирующих выплат.

Обоснование позиции:
Согласно части 1 ст. 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем выплаты премий. Исходя из положений ст.ст. 129, 135 ТК РФ, премии являются составной частью заработной платы, устанавливаемой работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
При этом системы оплаты труда, включая системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая ст. 135 ТК РФ). Для работодателей — коммерческих организаций нормативными правовыми актами не предусмотрено ни конкретных видов стимулирующих выплат, подлежащих начислению работникам, ни правил такого начисления. Соответственно, коммерческая организация разрабатывает систему премирования работников самостоятельно. При ее разработке организация по своему усмотрению устанавливает критерии, условия, размеры, периодичность, источник премирования и т.д.
Статья 57 ТК РФ обязывает работодателей включать в трудовой договор условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Однако необязательно указывать конкретный размер премий и других поощрительных выплат непосредственно в трудовом договоре. Достаточно в нем сделать ссылку на локальный нормативный акт, в котором закреплен порядок премирования (например, на положение о премировании).

Налог на прибыль

При определении налоговой базы по налогу на прибыль полученные налогоплательщиком доходы могут быть уменьшены на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ). К расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на оплату труда (пп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ).
В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами (ст. 255 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 255 НК РФ в расходах на оплату труда учитываются начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели. При этом в силу п. 21 ст. 270 НК РФ расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых работникам помимо выплачиваемых на основании трудовых договоров, при определении налоговой базы не учитываются.
Согласно разъяснениям специалистов Минфина России, расходы в виде премий, выплачиваемых на основании положения о премировании работников, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что в трудовых (коллективных) договорах, заключенных с работниками, дается отсылка на это положение. Кроме того, по мнению чиновников, если согласно положению о премировании премии выдаются на основании и в размерах, предусмотренных приказом руководства компании, расходы на выплату таких премий можно учесть в целях налогообложения прибыли при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и связаны с производственными результатами работников (письма Минфина России от 09.07.2014 N 03-03-06/1/33167, от 28.05.2012 N 03-03-06/1/281, от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 26.02.2010 N 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 N 03-03-06/1/81, от 27.11.2007 N 03-03-06/1/827, от 19.10.2007 N 03-03-06/1/726, от 22.05.2007 N 03-03-06/1/288, от 22.08.2006 N 03-03-05/17, УФНС по г. Москве от 13.08.2012 N 16-15/[email protected], от 13.04.2010 N 16-15/[email protected], от 14.02.2007 N 20-12/013749б).
Таким образом, расходы, связанные со стимулирующими выплатами работникам организации, осуществляемыми на основании локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций при условии, что такие расходы соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ (смотрите письма Минфина России от 14.10.2016 N 03-03-06/3/60013, от 22.07.2016 N 03-03-06/1/42954).
При этом локальными нормативными актами должен быть предусмотрен порядок, размер и условия выплаты премии (письма Минфина России от 17.04.2017 N 03-03-06/2/22717, от 10.01.2017 N 03-03-06/1/80071, от 16.12.2016 N 03-03-06/1/75456, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55653, от 18.02.2016 N 03-05-05-01/9022).
Если данные виды расходов на оплату труда не связаны с производственными результатами работников и не соответствуют критериям ст. 252 НК РФ, то независимо от их названия они не могут быть учтены в составе расходов в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 23.04.2012 N 03-03-06/2/42, от 03.12.2010 N 03-03-06/2/205).
Подробные разъяснения о порядке учета в целях налогообложения прибыли выплат в виде премий за результаты хозяйственной деятельности даны в письме ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165. По мнению представителей налогового органа, для обоснования и документального подтверждения расходов на выплату премий необходимы:
1) документы, подтверждающие отношение выплат в виде премий к системе оплаты труда в организации. Для этого выплаты должны быть установлены в трудовых договорах с работниками или трудовые договоры должны содержать ссылку на локальный нормативный акт, регулирующий обязанности работодателя в части оплаты и (или) стимулирования труда работников. При этом отношения по оплате труда можно считать установленными, если условиями трудового договора или локальных нормативных актов размер причитающихся к получению работником выплат может быть однозначно определен из согласованных условий. Иными словами, совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна четко определять порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда (при возможности его формализации), иные показатели, характеризующие итоги труда). В противном случае, если условия трудовых договоров или локальных нормативных актов не позволяют однозначно определить причитающуюся к выплате работнику сумму исходя из достигнутых им (или трудовым коллективом) показателей оценки труда, то права и обязанности работника и работодателя в этой части следует считать неустановленными;
2) документы, подтверждающие достижение работниками конкретных показателей оценки труда (фактически отработанное время, количество созданных трудом материальных ценностей, суммы полученных с привлечением труда доходов и пр.);
3) первичные документы о начислении конкретных сумм выплат в пользу работников по действующей в организации системе оплаты труда, оформленные в соответствии с законодательством.
Из приведенных разъяснений следует, что для возможности учета премий в целях налогообложения прибыли организация должна располагать документами, определяющими обязанность работодателя по выплате премий (трудовые (коллективный) договоры, положение о премировании и др.), в которых установлен четкий порядок расчета премий, основой для определения которых являются конкретные показатели оценки труда работников. Вместе с тем отсутствие конкретного порядка расчета премий и определения показателей трудовой деятельности, за выполнение которых полагается премия, фактически не позволяет отнести рассматриваемые выплаты к выплатам, являющимся оплатой труда (вознаграждением за труд), так как в такой ситуации невозможно связать выплачиваемые сотруднику денежные средства с его трудовой деятельностью.
В связи с этим в случае когда порядок исчисления и выплаты премий не содержится в трудовом (коллективном) договоре или положении о премировании, то его необходимо прописать в ином локальном акте организации, либо каждый раз прописывать данные сведения в приказах о премировании. На возможность учета в целях налогообложении прибыли премий на основании общих условий премирования, установленных положением о премировании, и конкретных показателей премирования, утвержденных приказом генерального директора, говорится и в приведенном ранее письме ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165. При этом в положении о премировании следует предусмотреть, что премии выдаются на основании и в размерах, предусмотренных приказом руководства компании (смотрите также письмо Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606).
Отметим, что приведенными разъяснениями ФНС в своей работе руководствуются и судебные органы. Так, например, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 N 03АП-586/12 со ссылкой на указанное письмо ФНС судьи разъяснили, что совокупность документов, определяющих обязанность работодателя по оплате и стимулированию труда, должна четко определять систему отношений по выплате премий за труд, то есть однозначный порядок расчета обязательных к выплате работодателем премий, которые основой для своего исчисления имеют конкретные показатели оценки труда работников (время труда, объем труда, качество труда, иные показатели, характеризующие итоги труда). Смотрите также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.05.2012 N Ф02-1476/12.
В постановлении АС Московского округа от 19.07.2016 по делу N А40-118598/2015 судом отмечено, что из содержания приказов о поощрении работников, на основании которых осуществлены спорные выплаты, не следует, из какого расчета исчислена сумма вознаграждения. Выплата в течение года двум работникам премии в столь значительном размере при отсутствии убедительных данных о том, что размер премии соответствует их конкретному трудовому вкладу в деятельность организации по извлечению прибыли, не может являться основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 09АП-19872/15 отмечено, что в рассматриваемом судом случае экономическая обоснованность выплаты премий не подтверждается результатами хозяйственной деятельности общества. При проведении проверки инспекцией были запрошены у организации расчеты премий работникам, однако данные документы при проведении проверки суду представлены не были. Суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией инспекции о том, что расходы на выплату премий могут быть учтены в целях налогообложения прибыли при условии, что такие расходы не только соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ, но и связаны с производственными результатами работников. Кроме того судьи отметили, что вывод инспекции о необходимости наличия конкретного производственного результата для учета расходов на выплату премий в целях налогообложения прибыли подтверждается письмами Минфина России от 22.09.2010 N 03-03-06/1/606, от 03.12.2010 N 03-03-06/2/205, письмом ФНС России от 01.04.2011 N КЕ-4-3/5165.
Учитывая позицию уполномоченных органов и судебную практику, считаем, что признание в расходах в целях налогообложения прибыли премий, выплачиваемых работникам, при отсутствии четкого документального порядка их расчета (обоснования размера выплаченной премии и ее конкретной связи с производственными показателями (время, объем, качество труда, иные показатели, характеризующие итоги трудовой деятельности); порядка определения суммы премий; условий выплаты премий и т.п.) может привести к налоговым спорам. В связи с этим в целях обоснования сумм премий, учтенных при налогообложении прибыли, организация в случае возникновения претензий должна быть готова предъявить контролирующим органам (а при необходимости и в суде) внутренний документ, содержащий порядок расчета премий (который, в свою очередь, должен соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть расчет должен быть экономически обоснован), либо в качестве документального подтверждения экономической обоснованности выплаты премии приводить ее подробный расчет и основания выплаты в приказах о премировании. Кроме того, целесообразно иметь документ, подтверждающий выполнение работником условий премирования (например, служебную записку непосредственного руководителя о достижении работником конкретных трудовых показателей).
Вместе с тем отметим, что в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 N 09АП-59355/2015 по делу NА40-85731/15 указано, что положения ТК РФ не содержат норм, обязывающих работодателя при решении вопроса о премировании устанавливать и документально подтверждать достижение каждым работником конкретных трудовых показателей.
А в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 28.09.2015 N Ф04-23985/2015 по делу N А81-3707/2014 суд подтвердил правомерность действий налогоплательщика, который выплатил работникам премии, предусмотренные положением о премировании, но в размере, превышающем максимально возможный размер, установленный тем же положением. Судьи пришли к выводу, что вся сумма премии может быть учтена в расходах на основании приказов о премировании сотрудников, подписанных генеральным директором, коллективного договора, положений об оплате труда и премировании, трудовых договоров, предусматривающих выплаты в виде доплат или надбавок стимулирующего характера. В рассматриваемом в суде случае выплаты были произведены на основании приказов (распоряжений) о поощрении работников на выплату премий в процентном отношении от должностного оклада в связи с выполнением производственных заданий, а также по системе ежемесячного премирования по результатам работы за месяц в денежном выражении.

Читайте так же: Налог на транспорт в москве в 2018 году

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Документальное оформление расходов на оплату труда в целях налогообложения;
— Энциклопедия решений. Учет производственных премий и других стимулирующих выплат;
— Энциклопедия решений. Премии за производственные результаты (в целях налогообложения прибыли);
— Энциклопедия решений. Налогообложение заработной платы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Алексеева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

www.garant.ru

Налогообложение премий: на что бухгалтеру обратить внимание

Для налогоплательщика премирование может являться одной из существенных статей затрат, учитываемых для целей налога на прибыль, особенно если он использует премиальную систему оплаты труда.

Расскажем о нюансах начисления налога на прибыль, о том, какие налоговые риски некоторые премии могут нести, на что обращать внимание и как такие премии оформ­лять, чтобы избежать негативных налоговых последствий.

Во взаимоотношениях работника и работодателя вопросы оплаты труда являются базисными. В совокупности с трудовой функцией они составляют содержание трудовых правоотношений (ст. 15 Трудового кодекса РФ). Премия как составляющая оплаты труда призвана повысить эффективность труда, простимулировать работника. Однако зачастую налоговые последствия некоторых премий могут оказаться настолько невыгодны организации, что от таких премий проще отказаться.

Правовую основу выплаты премий составляют положения Трудового кодекса РФ.

Во-первых, за работодателем закреплено общее право поощрять работников в виде премии (абз. 4 п. 1 ст. 22 ТК РФ, абз. 1 ст. 191 ТК РФ).

Во-вторых, поощрения могут быть установлены в локальных актах организации (п. 2 ст. 191 ТК РФ, абз. 2 ст. 191 ТК РФ) (положении об оплате труда и о премировании, коллективном договоре).

Читайте так же: Вопрос юристу петрозаводск

В-третьих, премии могут являться частью системы оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). При этом такие формы премирования могут различаться не только правовой основой, но и различным режимом их налогообложения.

Хочу – премирую

В Налоговом кодексе РФ относительно вопросов премирования основу правового регулирования составляют следующие статьи:

  • ст. 255 «Расходы на оплаты труда» (п. 2–3, 10–12);
  • ст. 270 «Расходы, не учитываемые в целях налогообложения» (п. 21–22, 23–29);
  • ст. 324.1 о порядке учета расходов на формирование резерва для отдельных видов выплат;
  • ст. 252 об обоснованности расходов.

При этом важно помнить, что перечень расходов на оплату труда не является закрытым. Главное, чтобы такое вознаграждение было предусмотрено трудовым и (или) коллективным договором (п. 25 ст. 255 НК РФ).

Правда, уже при буквальном прочтении указанных законных актов мы сталкиваемся с весьма очевидным противоречием. С одной стороны, как было указано выше, работодателю для премирования необязательно прописывать такое право в локальных нормативных актах организации, а также в трудовом договоре, так как право поощрять в виде премии установлено Трудовым кодексом РФ.

С другой стороны, любые виды вознаграждения, не предусмотренные трудовым договором, отнесены Налоговым кодексом РФ к расходам, не учитываемым для целей налогообложения.

Избежать негативных налоговых последствий можно, дополнив трудовой договор условием о том, что «работодатель вправе по собственному усмотрению премировать работника».

Помощь при необходимости

При начислении выплат стимулирующего характера важно, чтобы они не были квалифицированы в качестве материальной помощи, которая в расходах для целей налогообложения не учитывается. Однако и из этого правила есть исключения.

…избежать негативных налоговых последствий можно, дополнив трудовой договор условием о том, что «работодатель вправе по собственному усмотрению премировать работника»…

Так, например, начисление работникам материальной помощи к основному отпуску фактически разрешено учитывать для целей налогообложения, несмотря на прямой запрет в законодательстве. Смотрите в этой связи п. 21 ст. 270 НК РФ, письмо Минфина России от 11.04.2012 г. № 03–03–06/1/192, постановление президиума ВАС РФ от 30.11.2010 г. № ВАС‑4350/10 по делу № А46–9365/2009.

При этом, поскольку ни в Налоговом кодексе РФ, ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных нормативных актах не содержится определения материальной помощи, от использования в документах организации термина «материальная помощь» следует отказаться. Исключение составляют случаи, когда такие выплаты не носят производственного характера и заведомо не учитываются при налогообложении.

Говоря о производственной необходимости, следует отметить, что такой критерий также не нашел четкого отражения в законодательстве и является оценочным. Так, по мнению Минфина, любые премии к профессиональным праздникам, иным памятным датам не носят производственного характера и поэтому не должны учитываться при налогообложении (письмо Минфина России от 23.04.2012 г. № 03–03–06/2/42).

С подобной позицией трудно согласиться, особенно если такие выплаты входят в систему оплаты труда, предусмотрены локальными нормативными актами организации, трудовым договором (постановление ФАС Московского округа от 14.02.2012 г. по делу № А40–4474/10–118–68).

Премия себе

Отдельного внимания заслуживает премирование руководящего состава. Так, весьма распространенной ошибкой, влекущей налоговые риски в малых и средних предприятиях, является начисление топ-менеджером премии самому себе. В отличие от крупного бизнеса, где уровень корпоративной культуры достаточно высок, малый бизнес, к сожалению, пока не заинтересован в детальной проработке собственных учредительных документов. Соответственно, правила вознаграждения на основании критериев, утвержденных участниками (акционерами), собственники таких предприятий не предусматривают.

Тогда единственно возможным вариантом премирования главы компании остается решение владельцев бизнеса. Премирование топ-менеджером среди прочих работников самого себя влечет однозначный риск по признанию таких выплат документально неподтвержденными затратами ввиду превышения руководителем полномочий, предоставленных ему учредительными документами организации (ст. 252 НК РФ).

Интересны случаи, когда руководитель и единственный учредитель – одно и то же лицо. По общему правилу такому работнику не только премии, но и заработная плата могут не начисляться и, соответственно, не выплачиваться (ст. 273 ТК РФ). Однако даже при условии заключения трудового договора с таким сотрудником при выплате премий необходимо проводить четкую грань между начислениями премии и дивидендов.

Читайте так же: Понятие закон кривая спроса

Критерием для самоконтроля может стать вопрос: «Была бы начислена премия в таком размере независимому директору?». Более того, если выплаты выводят финансовый результат предприятия «на ноль» или даже ведут к убыткам, вероятность признания таких выплат необоснованной налоговой выгодой весьма велика (постановление пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

Налоговые риски

При расчете премии необходимо стремиться к учету всех финансовых показателей, влияющих на формирование премии. Так, например, начисление премии на основании данных о выручке без учета показателей себестоимости может привести предприятие к убытку, а следовательно, к признанию таких выплат необоснованными.

…наличие убытка не лишает предприятия возможности начислять своим работникам премии и учитывать их для целей налогообложения.

Вместе с тем наличие в конкретном периоде убытка не лишает предприятия возможности начислять своим работникам премии и учитывать их для целей налогообложения. Однако очень важно, чтобы критерии таких премий были четко прописаны и соблюдены. Налоговый риск не снимается полностью, но позволяет заручиться серьезной поддержкой, которая поможет в последующем при разрешении налогового спора.

Для того чтобы минимизировать налоговые риски по премиям, недостаточно одного производственного характера таких выплат. Важно, чтобы контролирующие органы увидели премии в надлежаще оформленном виде, ведь вторым критерием обоснованности расходов является их документальное оформление в соответствии с требованиями законодательства (ст. 252
НК РФ).

Премиальные критерии

Документальное оформление премий в организации сводится к трем составляющим:

  • основания для премирования должны быть утверждены локальным нормативным актом организации;
  • применение премирования в отношении конкретного работника должно быть закреплено в трудовом договоре с ним;
  • решение о премировании должно быть оформлено приказом.

Не будем подробно останавливаться на порядке оформления премирования, напомним лишь, что форма приказа о поощрении имеет унифицированную, а следовательно, и обязательную для применения форму № Т‑11 (постановление Госкомстата РФ от 5.01.2004 г. № 1).

Основное же внимание необходимо уделить критериям премирования. Ведь именно отсутствие критериев, их неясность, непрозрачность позволяют налоговым органам прийти к выводу о несоответствии начисленных премий требованиям экономической оправданности расходов налогоплательщика.

Первое, на что здесь нужно обратить внимание, – невозможность установления общих критериев не только в рамках вида деятельности, но даже одной организации. Согласитесь, критерии, стимулирующие к лучшим производственным результатам, большей выработке, уменьшению брака в производстве, вряд ли подойдут предприятиям торговли. И наоборот: отсутствие жалоб и претензий по качеству продаваемых товаров, оказываемых услуг вряд ли применимо к работникам производственных отраслей.

Точно так же внутри любой организации критерии премирования для различных структурных подразделений отличаются в зависимости от их функционального назначения. Так, например, для сотрудников бухгалтерии показателем высокого качества труда могут быть отсутствие выявленных нарушений бухгалтерского и налогового учета, своевременная сдача отчетности.

Для работников фронт-офиса критерием премии может быть высокий уровень продаж с учетом предоставленных скидок своим покупателям. Для сотрудников АХО премии могут начисляться в отсутствие жалоб от других структурных подразделений организации, при своевременном выполнении всех заявок.

Во-вторых, для более полного учета всех обстоятельств возможно введение соответствующих понижающих и повышающих коэффициентов, учитывающих в числовом выражении определенные обстоятельства. Закрепив такие критерии в локальном нормативном акте налогоплательщика, предъявить претензии налоговому органу будет весьма затруднительно.

Более того, четкость и ясность оснований премирования и депремирования позволит избежать работодателю трудовых споров. Особенно это актуально при применении в организации премий в качестве составляющей системы оплаты труда (например, повременно-премиальной, сдельно-премиальной).

За что премия?

Примеры оснований для премирования можно найти в разъяснениях финансового ведомства (письмо Минфина РФ от 10.07.2009 г. № 03–03–06/1/457, письмо Минфина РФ от 24.12.2008 г. № 03–03–06/1/719). Следует также отметить виды премий и их основания, утвержденные для бюджетных учреждений. Например, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, за стаж непрерывной работы, выслугу лет, за результаты по итогам работы, за интенсивность, напряженность труда. Также за своевременное, добросовестное, качественное выполнение трудовых обязанностей, за качественное и оперативное выполнение важных заданий, поручений (приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 г. № 818).

…четких критериев премирования в законодательстве не предусмотрено, руководствоваться необходимо логикой, при которой налогоплательщик сможет сам себе объяснить, как рассчитывается премия…

Однако пользоваться такими основаниями для премирования, как «за качественное выполнение труда», «за своевременное выполнение заданий», нужно весьма осторожно. И уж точно не стоит использовать такие основания в качестве единственных.

Причина в следующем. В соответствии с трудовым соглашением сотрудник обязуется добросовестно исполнять свои обязанности.

Таким образом, качественное выполнение труда, своевременное выполнение задания являются составляющей трудовой функции, за которую специалист получает зарплату. Дополнительная оплата добросовестного исполнения работником своих обязанностей вполне правомерно может вызвать спор с налоговыми органами.

Ясный взгляд

Подведем итоги. Самыми актуальными проблемами премирования при обложении налогом на прибыль остаются обоснованность, ясность и прозрачность критериев премирования, причем не только для налоговых органов, но и для самих налогоплательщиков и их сотрудников. Однако, несмотря на порой объективные причины невозможности раскрыть все критерии премирования, такие критерии все же следует прописывать максимально подробно, но не фантазировать.

Безусловно, в вопросы премирования свои коррективы вносит и правоприменительная практика. При этом не стоит мгновенно реагировать на каждую такую коррективу и вносить изменения в положение об оплате труда и о премировании. Увы, ни контролирующие органы, ни арбитражные суды нельзя «обвинить» в постоянстве своих выводов. Описываемая в правоприменительных актах фабула дела далеко не всегда позволяет установить сходство, а следовательно, и применимость сделанных госорганом выводов к своей ситуации.

Поскольку четких критериев премирования в законодательстве не предусмотрено, руководствоваться необходимо логикой, при которой налогоплательщик сможет в первую очередь сам себе объяснить, как рассчитывается премия и как она может быть скорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств.

При этом в такой логике не должно оставаться черных дыр. Если расчетов не хватает или они неприменимы, вводите оценочные показатели – «на усмотрение руководителя». Если сомневаетесь в экономической обоснованности своих премий, не стесняйтесь направлять запросы в Минфин. В любом случае озабоченность налогоплательщика вопросами налогообложения премирования, как и любого другого вопроса,

Денис Зайцев, эксперт журнала «Консультант»

Премирование может быть двух видов. Об этом читайте в открытых материалах Бератора.

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

www.buhgalteria.ru