Полномочия и прерогативы монарха

Полномочия и прерогативы монарха

13.5. Статус монарха в Великобритании

Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства помимо Великобритании еще в 17 странах Содружества.

В стране закреплена кастильская система престолонаследова- ния, согласно которой трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам («младший брат исключает старшую сестру»). Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками. В 1952 г. в связи с отсутствием наследников мужского пола после смерти Георга VI престол перешел к его дочери Елизавете II, принадлежащей к династии Виндзоров. В соответствии с обычаем королева вправе самостоятельно назначить наследника из своих потомков.

В качестве особого требования, предъявляемого к британскому монарху и членам его семьи, выступает принадлежность к англиканской церкви. Монарх рассматривается как глава («верховный правитель») государственной англиканской церкви.

Прерогативы британского монарха, под которыми понимают комплекс его полномочий по общему праву, подразделяют ные и политические.

Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и при участии соответствующих членов Кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами: —

законодательной (являясь частью Парламента, монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых этим органом, право абсолютного вето); —

управленческой (право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов и т. д.); —

судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования); —

внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; назначения дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).

С конца XVII в. утвердилось правило, согласно которому принятие Парламентом закона по предмету, относящемуся к королевской прерогативе, означает изъятие этого предмета ведения из нее.

lawbook.online

Монарх — это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система, в соответствии с которой наследование трона умершего или отрекшегося монарха осуществляется старшим сыном, а при его отсутствии — старшей дочерью.

Королевская прерогатива — это совокупность полномочий монарха по общему праву. В английской истории эти полномочия рассматривались и как естественно присущие монарху от природы, и как делимые на «естественные» и «политические»1, и как «неотъемлемые», которые не могут быть ограничены даже Пар-ламентом2. Однако цосле 1688 г. королевская прерогатива стала восприниматься как ограничиваемая законом и определяемая судебной практикой. Сегодня любое из полномочий монарха, входящих в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества палат. Если Парламент принимает закон по вопросу, относившемуся к королевской прерогативе, то с этих пор он считается из нее изъятым. Это находит свое отражение в судебной практике3.

В английском конституционном праве различают два основных вида прерогативных полномочий монарха: а) личные; б) поли-тические.

Личные прерогативы в основном сводятся к ряду правил, обеспечивающих королевские иммунитеты и право собственности. Например, «монарх никогда не умирает», т. е. по общему праву междуцарствия быть не может, так как существующая система престолонаследия предусматривает постоянное функционирование института монархии. Другим примером личной прерогативы является правило, гласящее, что «монарх не может поступать неправильно». На практике это означает судебный иммунитет монарха. Из этого, однако, не следует, что Корона4 как институт власти

1 См. Case of Duchy of Lancaster (1562) Plowd. 212.

* CM. Case of the King’s Prerogative in Saltpetre (1607) 12 Co. Rep.12.

» CM. Att.-Gen. v. De Keyser’s Royal Hotel Ltd. (1920) AC. 508, также Case of Baker (1961) 2 All E.R 250 (1961). Ch. 303.

* Термин «Корона» употребляется в официальных документах и юриди ческой литературе и практике для обозначения института монархии

не может быть ответчиком в суде. Речь идет лишь о личном иммунитете монарха.

Политические прерогативы. Эта группа полномочий весьма обширна и классифицируется в учебной и научной литературе по различным критериям. Один из них — полномочия в области внутренней и внешней политики.

В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом: 1) прерогатива в области управления; 2) прерогатива в судебной области; 3) законодательная прерогатива.

Прерогатива в области управления означает: а) право монарха назначать и увольнять министров; б) руководство вооруженными силами; в) управление собственностью Короны; г) назначение епископов; д) жалованье почетных званий; е) чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны.

Читайте так же:  Толстый прут для наказаний

Прерогатива в судебной области основана на правиле «монарх — источник справедливости». Исторически британские монархи не только назначали судей, но и принимали участие в судебных заседаниях. Сегодня британские судьи осуществляют правосудие от имени монарха, но назначаются в соответствии с процедурой, установленной законом.

Прерогатива в законодательной области проявляется двояко. Во-первых, это право монарха созывать и распускать Парламент -законодательный орган власти. Во-вторых, законодательные полномочия заключаются в праве подписи законопроектов, принимаемых палатами Парламента.

В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем: 1) право объявления и заключения мира; 2) право заключения международных договоров; 3) право решения по аннексии и уступке территории; 4) право направления и аккредитации дипломатических представителей; 5) право на признание зарубежных государств и правительств.

Следует иметь в виду, что политические полномочия (прерогативы) монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства. Отдельно нужно сказать о праве заключения международных договоров. В соответствии со сложившейся с 1924 г. практикой международные договоры, подписанные главами государств, представляются на одобрение обеих палат Парламента. Это правило может рассматриваться как конституционное соглашение. Договоры экономического, торгового или технического характера не требуют вышеизложенной процедуры рассмотрения в Парламенте, если они: а) не содержат в своем тексте нормы, предусматривающей необходимость ратификации; б) не влекут за собой изменений британского права или налогообложения; в) не затрагивают частные права британских подданных.

Тайный совет представляет собой совещательный орган при монархе, исторически появившийся в системе власти Британии в XIII в.

В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи Апелляционного суда, архиепископы англиканской церкви, спикер Палаты общин, британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе. Всего около 300 человек. В полном составе Тайный совет собирается по особенно торжественным случаям, например по случаю церемонии коронации монарха. Обычно в заседании принимают участие лишь несколько членов Совета. Кворум — три человека.

Тайный совет принимает решения от имени монарха либо в форме прокламаций, либо в форме приказов. Созыв и роспуск Парламента, объявление войны и мира и любое другое выступление монарха по торжественным поводам облекаются в форму прокламации. Решения по вопросам права и управления принимаются в форме приказов в Тайном совете (order in Council). Правовая сила приказов в Совете признается судами, если эти решения: а) не выходят за рамки королевской прерогативы; б) не выходят за пределы полномочий, делегированных Короне парламентским статутом.

Тайный совет может создавать различные комитеты, важнейшим из которых, с точки зрения развития права, является Судебный комитет, учрежденный в соответствии с законом о Судебном комитете 1833 г. В состав Комитета входят: лорд — председатель Совета, Лорд-канцлер, бывшие лорды-председатели, «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи) и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности. С 1833 г. юрисдикция Судебного комитета значительно сузилась, однако и сегодня он играет заметную роль в развитии британского права. В частности, Судебный комитет Тайного совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных профессиональных организаций, например медицинских работников.

Судебный комитет обладает и специальной компетенцией, заключающейся в том, что монарх может затребовать его мнение по какому-либо вопросу права.

lawbooks.news

Статус монарха в Великобритании

Великобритания является старейшей парламентарной монархией. При анализе статуса монарха следует учитывать, что организация и функционирование государственной власти не строятся на буквальном понимании принципа разделения властей. Монарх в силу своих прерогатив и исторических традиций рассматривается как часть и законодательной, и исполнительной, и судебной властей. Согласно британской конституционной доктрине, власть в государстве исходит не от народа, а от монарха, являющегося главой государства. В то же время о реальных полномочиях монарха но осуществлению каждой из ветвей власти следует говорить с определенными оговорками. Его положение в системе властных отношений определяется формулой: «монарх царствует, но не правит». Монарх олицетворяет символ нации, стабильности британской государственности. Окончательно ограниченная парламентарная монархия утвердилась в конце XVIII в.

Монарх, возглавляя Содружество, является главой государства, помимо Великобритании, еще в 17 странах Содружества.

Статус монарха регулируется Актом о престолонаследии (1701 г.) и важнейшими судебными прецедентами, устанавливающими принципы деятельности и полномочия высших органов государственной власти.

В стране закреплена кастильская система престолонаследования, согласно которой трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам («младший брат исключает старшую сестру»). Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками. В 1952 г. в связи с отсутствием наследников мужского пола после смерти Георга VI престол перешел к его дочери Елизавете II, принадлежащей к династии Виндзоров, которая правит уже 60 лет, достигнув рекордного возраста для английских монархов — 86 лет (родилась 21 апреля 1926 г.). Она коронована 2 июня 1953 г. В соответствии с обычаем королева вправе самостоятельно назначить наследника из своих потомков.

Читайте так же:  Санитарными правилами по обращению с медицинскими отходами

В качестве особого требования, предъявляемого к британскому монарху и членам его семьи, выступает принадлежность к англиканской церкви. Принадлежащий монарху титул «Защитник веры» (т.е. христианства) имеет конституционный и исторический статус. Монарх рассматривается как глава («верховный правитель») государственной англиканской церкви.

Прерогативы британского монарха, под которыми понимают комплекс его полномочий но общему праву, подразделяют на личные и политические. Первые обозначают право на особые государственные регалии и привилегии в соответствии со статусом персоны и традициями: корона, мантия, звание, скипетр, церемониал, королевский двор, дворцы, освобождение от налогов монарха и семьи, и, наконец, цивильный лист. Кроме того, в качестве личной прерогативы выступает правило — «монарх не может поступать неправильно», означающее его судебный личный иммунитет.

Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и при участии соответствующих членов кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами:

— законодательной (являясь частью парламента, монарх имеет право созыва и роспуска парламента, подписи законопроектов, принятых парламентом, а также абсолютного вето);

— управленческой (право назначать и увольнять министров, главу кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жалованье почетных званий, дворянских титулов, назначение членов палаты лордов и т.д.);

— судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования);

— внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; право назначать дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).

Осуществление монархом своих полномочий подчинено требованиям британских традиций, многочисленных прецедентов и обычаев. Так, по неписаному правилу национального дипломатического этикета, монарх только дважды в год может направить главам других государств и правительств официальные приглашения посетить страну с государственным визитом.

С конца XVII в. утвердилось правило, согласно которому принятие парламентом закона по предмету, относящемуся к королевской прерогативе, означает изъятие из нее этого предмета ведения.

studme.org

Полномочия Монарха в Великобритании

Почему то прижилось расхожее мнение, что английская королева царствует, но не правит. Ходит даже выражение: «Я вам не позволю из себя сделать английскую королеву!».
Действительно, монархи в Англии не участвуют в рутинном управлении государством. Но это не значит, что у них нет власти. Есть, и ещё какая! Которую они приберегает для чрезвычайных обстоятельств.
Монархи наделены полномочиями, которые дремлют, но которые в британской прецедентной системе права никто не отменял.

Примечание: хотя сейчас правит королева, но эти полномочия относятся к любому монарху на троне Англии, независимо от его пола.

— английская королева имеет право ОБЪЯВЛЯТЬ ВОЙНУ (без законодательных ограничений и без объяснения причин);
— английская королева имеет право отправлять в отставку правительство (аналогично);
— английская королева имеет право распускать парламент;
— раз в год она выступает перед парламентом и озвучивает свои требования на ближайшее время (то есть фактически формирует политику государства).
В домашних делах полномочия Короны широки. Назначение министров, тайных советников, членов исполнительных органов и других должностных лиц. Вдобавок, монарх является главой вооружённых сил (британская армия, королевский флот, королевские ВВС и разведка). Прерогатива Суверена – объявлять войну, заключать мир, направлять военные действия.
Касаются прерогативы королевы и иностранных дел: обсуждать условия и ратифицировать договора, союзы, международные соглашения; парламентские решения не нужны. Суверен также аккредитует британских высоких комиссаров и послов, и принимает иностранных дипломатов.
Также Суверен почитается источником справедливости, и назначает судей по всем видам дел.
Общий закон гласит, что Корона «не может ошибаться»; монарх НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СУДИМ в суде за уголовные преступления.
Фактически королева контролирует ВСЕ ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную. И, наконец, монарх – Верховный правитель англиканской церкви и может назначать епископов и архиепископов (то есть глава не только светской, но и духовной власти, чего нет нигде в мире, даже в Иране).

— Королева награждает орденами и медалями.
— Посвящает в рыцари и присуждает более высокие титулы. (Важный фактор для английских чиновников в ярко выраженном сословном государстве)
— Обладает правом помилования осуждённых.
И ещё некоторыми средневековыми привилегиями. В частности:
— К королеве нельзя подходить ближе 3 ярдов, если она сама не пригласит.
— Королевы нельзя касаться руками, ни при каких обстоятельствах.
— С королевой нельзя начать разговаривать самому.
— Королеве на её вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет» с прибавлением титула, если она не попросит подробностей.
— Королеве нельзя смотреть в лицо, ни при каких обстоятельствах. Смотреть надо на собственные ботинки.
— Ну и ещё разное подобное по мелочи: королева может объявлять цвета одежды или фасоны одежды своей привилегией и при дворе нельзя будет никому одеваться в цвета и фасоны королевы.

Читайте так же:  Приказ мзср 302н

И самое главное:
— Королева владеет акциями Банка Англии. Который обладает правом эмитировать фунт стерлингов. И который в свою очередь владеет акциями ФРС США, обладающей правом эмитировать доллар. И королева, как совладелица эмиссионных центров, получает свою долю сеньоража от эмитирования мировых валют.

www.politforums.net

(II.4.3) Полномочия монарха

В общей форме определенные актом о передаче ему государственной власти полномочия монарха охва­тывали почти все области и формы государственного регулирования «пуб­личных дел».

Монарх (государь) обладал законодательной властью, т.е. пра­вом издавать постановления ( constitutia ), имеющие силу законов и во всем том объеме и качестве регулируемых вопросов, что связывались в римс­ком праве с законом: «Постановления государя есть то, что постановлено . декретом, эдиктом или посланием, и никогда не было сомнения насчет того, что постановления государя имеют силу закона». Монарх призна­вался вправе изымать отдельные случаи или действия отдельных лиц из-под силы права и закона, предоставлять привилегии и в целом творить специальное право. В отношении постановлений государя действовало правило, обратное тому, какое определяло соотношение действия разно­временных законов: позднейшие повеления первенствовали перед более ранними.

С установлением единоличной власти (монархии) в римском пуб­лично-правовом порядке к государю переходили функции и полномочия главы государства. В качестве такового единственно монарх уже обла­дал правом предоставления римского гражданства, а также полномочия­ми по установлению организации провинций, т.е. административно-тер­риториального деления империи, порядка управления вновь образуемыми территориальными единицами, городами и т.д.

Монарх обладал высшей административной (правительственной) властью в государстве. Он мог издавать распоряжения, обязательные для всех должностных лиц (хотя они всегда должны быть персональными, а не всеобщими по содержанию — последнее в традиции римского права могло определяться только установлениями в форме законов о содержа­нии деятельности и полномочиях того либо другого должностного лица). Он председательствовал в Сенате или аналогичном ему государственном учреждении (совете). Он обладал всеми полномочиями и обязанностями по охране правопорядка на основе законов, даже тех, от действия кото­рых сам был изъят. Как бы заменяя прежние покровительственные для граждан полномочия трибунов, государь имел право предоставлять убежище (даже в нарушение законов собственного государства) гражданину или любому иному лицу, мог давать право обжаловать любое решение других должностных лиц.

Монарх обладал и широким кругом судебных полномочий. Он имел право на осуществление личного правосудия в общих рамках права и закона в порядке экстраординарного судопроизводства или поданной на его имя апелляции (см. ниже, IV .4). Признавалось, что в выборе фор­мы уголовного наказания монарх свободен от точного следования право­вым правилам. Монарх обладал совершенным правом помилования, при­чем выраженное в общем виде такое повеление должно было трактовать­ся в наиболее благосклонном для обвиненного направлении. Тем самым в скрытой форме подразумевалось право монарха вообще отступать в сво­ем правоприменении от прямых предписаний законов.

Исключительность публично-правового положения монарха (на основе сосредоточения в его власти широкого круга государственных функций и прав, прежде разделенных между разными учреждениями и институтами) оформилась и в дополнительных, исключительных правах-прерогативах монарха, которыми ни по отдельности, ни в совокупности не характеризовались полномочия республиканских и традиционных ор­ганов власти. Личность государя была изъята из-под действия законов и права. Собственность императора не подлежала регулированию тради­ционным частным правом и имела привилегированный статус как в от­ношении ее охраны, так и в отношении возможных претензий со сторо­ны третьих лиц. Преступления, совершенные против личности и власти монарха, рассматривались как посягательства на власть всего римского народа, как преступления против сообщества в целом, образуя специфи­ческую категорию ( laesae majestatis ). Традиция предписывала исходить из презумпции благости действий государя в сомнительных случаях, их подзаконности и непротивоправности; все обвинения в адрес монарха по этому поводу должны были доказываться выдвигавшими их лицами, т.е. действия монарха в том числе не подлежали правовому удостоверению. Это последнее требование было, по существу, важнейшей гарантией пра­вительственной деятельности монарха в качестве главы государства.

www.bibliotekar.ru


Обсуждение закрыто.