Новые правила опо

Новые правила опо

Новые правила по котлонадзору: Порядок постановки на учет оборудования, работающего под избыточным давлением

В соответствии с требованиями п.214 ФНП, после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением указанного в п.215 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию, предусмотренную п. 216 ФНП, для осуществления учета оборудования под давлением, а именно:

  • а) заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указанием места установки стационарного оборудования, места применения транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте, а также места нахождения производственной площадки для ремонта и технического освидетельствования цистерн и планируемом регионе их применения;
  • б) копии акта готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатацию;
  • в) краткие сведения о подлежащем учету оборудовании, указанные в паспорте, в том числе:
    • -наименование или обозначение оборудования, год изготовления, завод-изготовитель, заводской номер (по системе нумерации изготовителя);
    • -основные технические характеристики, расчетные и рабочие (максимальные, номинальные, минимальные) параметры и условия работы оборудования, сведения о рабочей среде, расчетный срок службы, расчетный ресурс (для трубопроводов, котлов и их основных частей), расчетное количество пусков (для трубопроводов и котлов), максимальное количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;
    • -сведения о дате проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования и (или) экспертизы.
    • ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

      ПИСЬМО от 19 января 2016 г. N 00-06-06/69 «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ОБОРУДОВАНИЯ, РАБОТАЮЩЕГО ПОД ИЗБЫТОЧНЫМ ДАВЛЕНИЕМ»

      В связи с неоднократными обращениями организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты (далее — ОПО), на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением (далее — ОРПД), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору по вопросам применения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. N 32326), в части порядка осуществления учета в территориальных органах Ростехнадзора ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, повторно информирует.

      ФНП ОРПД устанавливают обязательные для применения и исполнения требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма при использовании на объектах ОРПД, перечисленного в пункте 3 ФНП ОРПД, за исключением указанного в пункте 4 ФНП ОРПД.

      В отличие от действовавших до вступления в силу ФНП ОРПД Правил устройства и безопасной эксплуатации: паровых и водогрейных котлов (ПБ 10-574-03); электрических котлов и электрокотельных (ПБ 10-575-03); сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03); трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03), ФНП ОРПД не содержат требований о необходимости обязательной регистрации ОРПД в территориальных органах Ростехнадзора до пуска в работу и получения разрешения на ввод в эксплуатацию с записью в паспорт.

      Порядок ввода в эксплуатацию ОРПД, установленный разделом IV ФНП ОРПД, в том числе предусматривает:

    • ввод ОРПД в эксплуатацию приказом руководителя эксплуатирующей организации на основании оформленного по результатам проверки готовности ОРПД к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией в соответствии с пунктами 205 — 209 ФНП ОРПД акта готовности. При этом участие представителя территориального органа Ростехнадзора при осуществлении указанных проверок ОРПД, подлежащего учету в органах Ростехнадзора, ограничено случаями, определенными в пункте 206 ФНП ОРПД;
    • учет ОРПД (за исключением случаев, перечисленных в пункте 215 ФНП ОРПД), осуществляемый на основании информации о нем, направляемой согласно пункту 214 ФНП ОРПД эксплуатирующей организацией в территориальный орган Ростехнадзора в объеме, установленном пунктом 216 ФНП ОРПД, после принятия решения о вводе ОРПД в эксплуатацию.
    • Наличие подлежащего учету в органах Ростехнадзора ОРПД согласно указаниям пункта 217 ФНП ОРПД определяет необходимость отнесения объекта, на котором оно используется, к категории ОПО, подлежащего регистрации в государственном реестре ОПО, при осуществлении которой в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, эксплуатирующая организация предоставляет в территориальный орган Ростехнадзора сведения, характеризующие ОПО, в том числе о применяемых в его составе технических устройствах.

      В связи с вышеизложенным наличие в территориальном органе Ростехнадзора сведений об ОРПД, введенном в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, ранее представленных при его регистрации и (или) при регистрации ОПО, на котором оно используется, является достаточным для осуществления учета ОРПД согласно ФНП ОРПД, например, трубопроводов тепловых сетей, сведения о которых были представлены и внесены (т.е. учтены) в установленном порядке при регистрации объектов «участок трубопровода теплосети» в государственном реестре ОПО. Соответственно, для указанного случая отсутствует необходимость повторного предоставления информации о данных технических устройствах.

      Однако анализ государственного реестра ОПО (далее — госреестр) свидетельствует о частичном отсутствии в соответствующих разделах госреестра информации, характеризующей ОПО, в том числе сведений о технических устройствах, не внесенных при регистрации ОПО по причине непредставления их эксплуатирующей организацией и (или) ненадлежащего исполнения должностных обязанностей отдельными работниками территориального органа Ростехнадзора.

      При этом обращения организаций содержат сведения о том, что для устранения данной проблемы в ряде случаев представители территориальных органов Ростехнадзора выдвигают в ходе проверок ОПО устные требования либо выдают по результатам проведенных проверок предписания о необходимости проведения в отношении ОРПД, ранее введенного в эксплуатацию, проверки готовности с оформлением соответствующего акта.

      Также имеются единичные случаи направления информации для учета ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД с нарушением ранее установленных требований по его регистрации до пуска в работу, в отношении которого предъявление требований раздела IV ФНП ОРПД недопустимо и создает неисполнимые административные барьеры.

      В связи с изложенным выше для обеспечения единого подхода и исключения избыточных административных барьеров при исполнении требований ФНП ОРПД в отношении ОРПД следует обеспечить:

      1. Применение требований, установленных разделом IV ФНП ОРПД к порядку ввода в эксплуатацию и учета ОРПД, в отношении вновь смонтированного (в том числе демонтированного и установленного на новом месте), переданного для использования другой организации, а также реконструированного (модернизированного) или подвергшегося капитальному ремонту с заменой основных элементов ОРПД.

      2. Учет ОРПД, введенного в эксплуатацию в составе ОПО до вступления в силу ФНП ОРПД, на основании сведений, представленных организацией при регистрации ОПО и (или) при регистрации ОРПД.

      В случае недостаточности либо отсутствия информации в территориальном органе Ростехнадзора ее уточнение (получение) следует осуществлять путем:

    • непосредственного получения сведений при проведении плановых и внеплановых проверок ОПО, составляющими которых является указанное выше ОРПД;
    • получения информации из сведений, характеризующих ОПО, при внесении эксплуатирующей ОРПД организацией изменений в госреестр;
    • направления запросов в адрес эксплуатирующих организаций о предоставлении недостающей информации.
    • При этом в составе направляемых организацией документов с информацией для учета ОРПД, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД, вместо акта готовности ОРПД к вводу в эксплуатацию, составление которого предусмотрено пунктом 209 ФНП ОРПД, представляется документ, подтверждающий приемку и ввод в эксплуатацию конкретного технического устройства в соответствии с нормативными документами, действовавшими в период осуществления указанных работ.

      С.Г.РАДИОНОВА

      Вопрос:

      Здравствуйте. В связи с отменой ПБ 10-573-03 можно ли применять оттуда форму свидетельства о монтаже трубопровода при оформлении исполнительной документации? Так как в новых Правилах нет форм ИД.

      Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами отдела по надзору объектами газораспределения, газопотребления и котлонадзора Управления Ростехнадзора.

      Вопрос от 20.11.2015 г.:

      Согласно пункту 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — «ФНП»), после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 настоящих ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением

      Прошу разъяснить, в какой срок после пуска (включения) в работу оборудования под давлением эксплуатирующая организация обязана направить в территориальный орган Ростехнадзора информацию для осуществления учета данного оборудования.

      Ответ Ростехнадзора: Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение, поступившее по информационным системам общего пользования, и сообщает.

      Пунктом 214 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее — ФНП ОРПД), утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2014, рег. № 32326), установлена необходимость направления в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта информации, предусмотренной пунктом 216 ФНП ОРПД, для осуществления учета оборудования, при этом ФНП ОРПД не содержит положений, устанавливающих какие-либо сроки представления указанной информации во избежание дублирования требований.

      Предоставление минимально необходимых сведений о технических устройствах, входящих в состав опасного производственного объекта (далее — ОПО), осуществляется также при направлении заявления о регистрации ОПО в государственном реестре с комплектом документов в рамках исполнения государственной функции по регистрации ОПО в государственном реестре, которая осуществляется в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606.

      Пунктом 16 указанного Административного регламента установлено, что заявление о регистрации ОПО в государственном реестре подается эксплуатирующей организацией в регистрирующий орган в соответствии с ее местонахождением согласно ее уставным документам в срок не позднее 10 дней с начала эксплуатации ОПО.

      Учитывая изложенное сообщаем, что информация для учета оборудования, работающего под избыточным давлением, должна направляться эксплуатирующей такое оборудование организацией в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта непосредственно после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования, работающего под избыточным давлением, но не позднее срока, установленного для подачи заявления о регистрации ОПО.

      Вопрос от 19.04.2016: Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» предусмотрена необходимость постановки на учет в органах Ростехнадзора трубопроводов пара и горячей воды, ранее подлежавших регистрации в эксплуатирующей организации, например, трубопроводов IV категории с условным проходом более 100 мм в пределах производственных помещений.

      Формой заявления о постановке на учет трубопроводов пара и горячей воды предусмотрено внесение реквизитов документов, подтверждающих проведение подтверждения соответствия технического устройства обязательным требованиям, и приложение копии акта готовности оборудования к вводу в эксплуатацию и копии приказа о вводе оборудования в эксплуатацию.

      Прошу разъяснить, каким образом поставить на учет в органах Ростехнадзора трубопроводы пара, введенные в эксплуатацию в 80-х и 90-х годах?

      В соответствии с требованиями пункта 214 ФНП ОРПД после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования, работающего под избыточным давлением (за исключением указанного в пункте 215 ФНП ОРПД), эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта (далее – ОПО) информацию, предусмотренную пунктом 216 ФНП ОРПД, для осуществления учета оборудования.

      Одновременно сообщаем, что в отношении оборудования, введенного в эксплуатацию до вступления в силу ФНП ОРПД и не подлежавшего ранее регистрации в органах Ростехнадзора, процедура учета осуществляется территориальными органами Ростехнадзора в соответствии со сведениями, характеризующими ОПО, представленными эксплуатирующей организацией при регистрации ОПО в государственном реестре согласно требованиям приложения № 7 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 № 606, зарегистрированным Минюстом России 01.10.2007, рег. № 10224.

      В случае недостаточности имеющейся в территориальном органе Ростехнадзора информации Вам необходимо обеспечить ее уточнение путем направления соответствующих писем.

      В случае отсутствия в сведениях, характеризующих ОПО, информации об указанных в обращении трубопроводах Вам надлежит направить в территориальный орган Ростехнадзора, выдавший свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, заявление о внесении изменений в сведения, характеризующие ОПО, в части дополнения информации об используемых в составе ОПО технических устройствах.

      Вопрос от 05.05.2016г. на сайте Ростехнадзора:

      Ранее процедура регистрации сосудов под давлением регулировалась постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 91, однако приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 данное постановление признано не подлежащим применению. В соответствии с каким правовым документом осуществляется регистрация сосудов под давлением?

      Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

      В соответствии с п. 214 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утверждённых приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, зарегистрированным Минюстом России 19.05.2014 № 32326 (далее – ФНП), после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в п. 215 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации опасного производственного объекта информацию согласно п. 216 ФНП для осуществления учёта оборудования под давлением. Транспортабельные сосуды (цистерны) подлежат учёту в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техническому обслуживанию и освидетельствованию указанного оборудования. Котлы транспортабельных (передвижных) установок подлежат учёту в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации при сроках их эксплуатации на этом месте более трёх месяцев.

      Обращаем внимание на то, что объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, подлежащее учёту в органах Ростехнадзора, подлежат, согласно п. 217 ФНП, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

      Разделы сайта, связанные с этой новостью:

      Последовательность событий и новостей по этой теме

      (перемещение по новостям, связанным друг с другом)

      tke-kaluga.ru

      Новые правила Ростехнадзора по эксплуатации подъемных сооружений

      Работа, с использованием подъемных сооружений сопряжена с опасностью, поэтому обязательным является соблюдение всех норм и правил.

      Предприятия всех организационно-правовых форм собственности, индивидуальные предприниматели, которые используют подъемные сооружения, должны соблюдать при работе Федеральные нормами и правила в области промышленной безопасности, они прописаны в нормативном документе — «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

      Стоит обратить внимание, что в данный документ были внесены изменения приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 года N 146.

      Требования данных норм и правил распространяется на мостовые краны штабелеры, подъемники для перемещения людей и (или) груза, краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, грузоподъемные краны всех типов. В новой редакции документа самоходные краны, краны – манипуляторы отнесены к стационарно установленным грузоподъемным механизмам, независимо от возможности перемещения.

      То есть действие закона распространяется и на автокраны. Поэтому владельцам автокранов, предприятиям, которые оказывают услуги по аренде автокранов, следует ознакомиться с нормами и неукоснительно соблюдать их.

      Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, являются обязательными на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС. Правила включают широкий спектр норм и требований, в том числе требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС.

      Также огромное внимание уделено монтажу и наладке ПС, включая выбор оборудования, организации и планировании работ, требования к монтажу и наладке систем дистанционного оборудования, контроль качества проведения работ по монтажу и наладке и оформлению необходимой документации.

      Отдельным пунктом в федеральных нормах и правилах выделена установка ПС и производство работ, техническое освидетельствование ПС, оценка их соответствия и экспертиза их промышленной безопасности.

      www.luckas.ru

      Новые правила промышленной безопасности

      Новое в законодательстве

      В последние годы Ростехнадзор проводит всесторонний анализ законодательства по промышленной безопасности, который выявил явные недостатки в системе:

    • Много актов не зарегистрированы Минюстом России, но применяются работодателями и признаются органами государственной власти.
    • Некоторые нормативно-правовые акты прошли регистрации в Минюсте России, но долгое время остаются неопубликованными, а значит не вступают в силу.
    • Все чаще действующие нормативно-правовые акты замещаются документами ненормативного характера. Возникает необходимость регламентировать этот вопрос.
    • Чтобы устранить недостатки, необходимо реформировать систему законодательства. Поэтому в силу вступают все новые документы и новые правила промышленной безопасности. Например, новые «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утверждены приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2013 г. № 542). Они отменили ранее применявшиеся ПБ 12-529-03. Зачем это нужно?

      Прежде всего, обновленный документ разрабатывался в связи с:

      • принятием технического регламента «О безопасности сетей газораспределния и газопотребления» (утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 г. № 870;
      • изменениями в Федеральном законе от 27 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
      • В частности, повысились требования к степени огнестойкости транзитной прокладки газопроводов, относящихся к категории со средним и низким давлением, строительных конструкций зданий газорегуляторных пунктов, газифицируемых производственных зданий, котельных и общественных зданий.

        Новые «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления» определены для организаций, которые занимаются эксплуатацией, техническим перевооружением и ремонтом, консервацией и ликвидацией сетей газораспределения и газопотребления. Структура нового документа принципиально отличается от ПБ 12-529-03:

        1. иное оглавление и содержание некоторых разделов;
        2. другая классификация разделов;
        3. изменены названия некоторых разделов и пунктов;

        Некоторые положения, которые были в ПБ 12-529-03, совсем исчезли. Например:

      • Раздел 1.2 Требования к должностным лицам и обслуживающему персоналу.
      • Раздел 2 Проектирование.
      • Раздел 2.1 Проектирование систем газораспределения и газопотребления.
      • Раздел 2.2. Газораспределительные сети.
      • Раздел 2.3 Защита наружных газопроводов от электрохимической коррозии.
      • Раздел 2.4. Запорная, регулирующая арматура, предохранительные устройства.
      • Раздел 2.5. Газорегуляторные пункты и установки.
      • Раздел 2.6. Автоматизированная система управления технологическими процессами распределения газа (АСУ ТП РГ).
      • Раздел 2.7. Газопотребляющие системы.
      • Раздел 3. Строительство.
      • Раздел 3.1. Строительство газораспределительных систем, организация проведения строительно-монтажных работ.
      • Раздел 3.2. Контроль качества строительно-монтажных работ.
      • Раздел 3.3. Испытания и приемка в эксплуатацию газопроводов.
      • Раздел 4. Идентификация и регистрация систем газораспределения и газопотребления.

        Содержание некоторых других положений изменилось, поменялись выражения, формулировки, обороты, которые не сказываются на смысле правовых норм.

        Другой новый документ «Правила безопасности химически опасных производственных объектов», утвержденный приказом Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. Он заменил сразу несколько нормативных актов: «Правила безопасности при использовании неорганических жидких кислот и щелочей» (ПБ 09-596-03), «Правила безопасности лакокрасочных производств» (ПБ 09-567-03), «Правила безопасности для производств фосфора и его неорганических соединений» (ПБ 09-597-03).

        В документе введена новая аббревиатура «ХОПО» – химически опасные производственные объекты. Правила устанавливают требования по:

      • обеспечению промышленной безопасности;
      • предупреждению аварий, производственного травматизма на химически опасных производственных объектах (ХОПО), на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются токсичные, высокотоксичные и представляющие опасность для окружающей среды химически опасные вещества.
      • Можно сделать вывод, что многие изменения в документах касаются скорее юридической части, а не технической. Вы можете убедиться в этом, изучив другие нововведенные правовые акты:

      • приказ Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»;
      • приказ Ростехнадзора от 19 ноября 2013 г. № 550 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах»;
      • приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 558 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы»;
      • приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2013 г. № 554 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред»;
      • приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 560 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья»;
      • приказ Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 561 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности подземных хранилищ газа»;
      • приказ Ростехнадзора от 22 ноября 2013 г. № 563 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог»;
      • приказ Ростехнадзора от 2 декабря 2013 г. № 576 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Положение по безопасному ведению горных работ на месторождениях, склонных и опасных по горным ударам»;
      • приказ Ростехнадзора от 11 декабря 2013 г. № 599 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых»;
      • приказ Ростехнадзора от 16 декабря 2013 г. № 605 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при взрывных работах»;
      • приказ Ростехнадзора от 13 января 2014 г. № 9 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах»;
      • приказ Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров»;
      • приказ Ростехнадзора от 14 марта 2014 г. № 102 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».

        www.unitalm.ru

        Новые правила страхования ОПО

        12 апреля 2017 года вступило в силу Положение Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П, которое утвердило новые правила обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

        Одновременно утратило силу Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. № 916, которым были утверждены прежние правила ОСОПО (согласно Постановлению Правительства РФ от 30 марта 2017 г. № 358).

        В общем и целом, новые Правила страхования откорректированы с учетом правоприменительной практики и приведены в соответствие с:

        • актуальными редакциями Федерального закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г. и Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г.
        • новыми нормативно-правовыми актами по регистрации ОПО (Приказами Ростехнадзора от 25.11.2016 г. № 494 и № 495).
        • В данной статье мы представим обзор ключевых положений новых правил ОСОПО и прокомментируем некоторые из них.

          Договор обязательного страхования

          В главе 1 нового Положения о правилах ОСОПО подробно описан порядок заключения, изменения, продления, расторжения (прекращения) договора обязательного страхования.

          Так, договор ОСОПО заключается путем вручения владельцу опасного объекта (страхователю) страхового полиса, который выдается на основании письменного заявления. Другими словами, самостоятельный документ «Договор» (каким мы привыкли его видеть) в страховании опасных объектов теперь является необязательным и не играет никакой существенной роли.

          Основным документом является страховой полис, который является бланком строгой отчетности, составляется по форме Приложения №1 к Положению Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П и имеет единый вид на всей территории РФ.

          В соответствии с п. 1.1. главы 1 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П полис ОСОПО вручается только после уплаты владельцем опасного объекта страховой премии или первого страхового взноса.

          В зависимости от типа опасного объекта страхователь предоставляет страховщику разный набор обязательных документов. Для наглядности мы представим этот раздел правил ОСОПО в виде таблицы.

          Формы заявлений на обязательное страхование ОПО даны в Приложении № 2, № 3 и № 4 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П (по типам опасных объектов). При заключении договора ОСОПО страховая компания предоставит вам нужный образец этого документа (и в некоторых случаях даже заполнит его за вас).
          Обратите внимание! Заявление (и приложения к нему) является неотъемлемой частью страхового полиса согласно п. 1.6 Положения о правилах ОСОПО.

          Особо в правилах страхования описана ситуация, когда договор ОСОПО заключается до регистрации опасного производственного объекта реестре Ростехнадзора (п. 1.4).

          В этом случае страхователь вместе с заявлением представляет страховщику копию подготовленных Сведений, характеризующих ОПО, со своей подписью и печатью.

          После внесения сведений в реестр ОПО страхователь обязан сообщить страховщику рег. номер опасного производственного объекта в течение трех рабочих дней. Страховая компания в свою очередь вносит соответствующую запись в полис ОСОПО.

          Страховая сумма

          Страховая сумма при заключении договора ОСОПО определяется по каждому опасному объекту в соответствии со статьей 6 Федерального закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г.
          Для ГТС, входящих в состав комплекса гидротехнических сооружений (гидроузел), созданного в рамках единого технического решения и выполняющего единую задачу, страховая сумма определяется по комплексу ГТС в целом.

          Для ОПО, которые находятся на расстоянии менее 500 метров друг от друга и подлежат декларированию, ситуация следующая. Если суммарное количество обращающегося на них опасного вещества равно или превышает предельно допустимое количество, то страховая сумма определяется исходя из данных, указанных в декларации промышленной безопасности, составленной в отношении комплекса ОПО.

          Заключение договора ОСОПО

          При заключении договора ОСОПО страховая компания может осуществлять следующие действия:

          1. Проводить за свой счет (самостоятельно или привлечением специализированных организаций, экспертов) экспертизу опасного объекта в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности.

          Страхователь (владелец объекта) в этом случае обязан содействовать в проведении назначенной экспертизы, в том числе обеспечить доступ на опасный объект, представить необходимую техническую и иную документацию.

          2. Запрашивать (согласно п. 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г.) у надзорных и иных органов госвласти (Ростехнадзор, МСЧ и т.д.) и получать от них сведения о выполнении страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством РФ.
          Страхователь (владелец объекта) в свою очередь вправе требовать от страховщика разъяснения условий обязательного страхования и проведения консультаций по заключению договора ОСОПО.

          Кроме того, страхователь и страховщик осуществляют иные права и обязанности, установленные соответственно ст. 11 и 12 Федерального закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г.

          Согласно п. 1.9 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П договор ОСОПО вступает в силу «со дня исполнения страхователем обязанности по уплате страховой премии или первого страхового взноса» либо с иного определенного договором дня. Но при условии, что страховая премия (первый страховой взнос) уплачены до дня вступления в силу договора ОСОПО.

          Страховая премия по полису ОСОПО подлежит уплате единовременным платежом, если иное не предусмотрено договором обязательного страхования.

          Оплата страховой премии может также осуществляться:

          • в рассрочку двумя равными платежами (при этом второй страховой взнос должен быть уплачен в срок, не превышающий 4-х месяцев с момента первого платежа);
          • равными ежеквартальными платежами (при условии уплаты каждого очередного взноса не позднее чем за 30 календарных дней до окончания оплаченного периода).
          • Уплата страховой премии осуществляется наличными деньгами (в кассу) или в безналичном порядке (по выставленному счету).

            Обратите внимание! Обязанность по уплате страховой премии (очередного страхового взноса) считается исполненной со дня поступления денежных средств на банковский счет или в кассу страховой компании.

            Изменение договора ОСОПО

            Если в период действия договора ОСОПО у страхователя или на объекте произошли значительные изменения, то страхователь обязан незамедлительно сообщить об этом страховщику.

            К значительным относятся изменения в сведениях, указанных страхователем при заключении договора обязательного страхования, влекущие изменение существенных условий ОСОПО и размера страховой премии (в том числе увеличение вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших).

            После получения информации об увеличении страхового риска страховщик вправе потребовать изменения условий соглашения или уплаты дополнительной страховой премии.

            Если страхователь возражает против увеличения премии и изменения условий страхования, то страховщик может инициировать расторжение договора ОСОПО (с составлением соглашения о расторжении в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами).

            Обратите внимание! Досрочное расторжение (прекращение) договора ОСОПО не прекращает обязанности страховщика выплатить страховое возмещение по страховым случаям, наступившим в период действия полиса. Также не прекращается обязанность страхователя по уплате страховой премии, исполнение которой к моменту прекращения договора просрочено.

            Страхователь (владелец объекта) также имеет право настаивать на изменении условий страхования (в том числе уменьшении стоимости полиса), если уменьшился вред, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте. Для этого нужно направить письменное требование страховщику.

            Страховщик в этом случае обязан в течение 30 рабочих дней со дня поступления требования рассмотреть его и либо оформить изменения в договор ОСОПО, либо отказать в письменной форме (если факт уменьшения риска не подтвержден).

            Изменения в договор ОСОПО, которые касаются размера страховой премии, вносятся следующим образом:

            1. Страховщик делает запись в разделе «Особые отметки» страхового полиса с указанием даты и времени внесения изменений.

            2. Запись заверяется подписью представителя страховщика и печатью.

            3. На следующий рабочий день после возвращения страхователем ранее выданного полиса выдается переоформленный страховой полис (с новым номером).

            Внесение изменений в договор ОСОПО, не влияющих на размер страховой премии, может осуществляться:

            • путем выдачи переоформленного страхового полиса (см. выше);
            • путем внесения записей в раздел «Особые отметки», либо на оборотную сторону ранее выданного страхового полиса.
            • Внесенные изменения удостоверяются подписью уполномоченного лица страховщика и печатью.

              Расторжение договора ОСОПО

              Договор ОСОПО досрочно прекращается в следующих случаях:

              • ликвидация (юридическое лицо) или смерть (ИП) страхователя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
              • смена владельца опасного объекта в период действия договора ОСОПО, если новый собственник не уведомил страховщика в течение 30 календарных дней со дня вступления во владение опасным объектом в письменной форме (договор прекращается с 24 часов 00 минут местного времени последнего дня указанного тридцатидневного срока);
              • изменение статуса объекта, в том числе прекращение возможности наступления страхового случая и существования иного страхового риска (например, когда объект теряет признаки опасности или переходит в категорию, не подлежащую обязательному страхованию).
              • Договор ОСОПО может быть расторгнут (прекращен) на основании письменного уведомления:

                • по требованию страхователя;
                • по требованию страховщика при просрочке уплаты страховой премии (очередного страхового взноса) более чем на тридцать календарных дней;
                • по соглашению сторон.
                • Продление договора ОСОПО

                  Согласно п. 1.16 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П, продление договора ОСОПО осуществляется путем заключения договора на новый срок с выдачей нового страхового полиса.

                  Стоимость страхования (страховая премия) в данном случае рассчитывается в соответствии с действующими на момент продления страховыми тарифами.
                  При продлении договора ОСОПО на новый срок с тем же страховщиком подача Заявления и представление сведений об объекте не требуются (при условии, что сведения, указанные ранее, не изменились).

                  Страховой случай

                  В главе 2 Положения о правилах страхования описаны действия лиц (страхователя и страховщика) при осуществлении обязательного страхования. В том числе указано, какие документы необходимо представить страховщику при наступлении страхового случая.

                  Согласно п. 2.1 Положения Банка России от 28 декабря 2016 года N 574-П, при наступлении страхового случая страхователь обязан осуществить следующие действия:

                  1. В течение 24 часов с момента аварии на опасном объекте сообщить об этом страховщику в письменной форме (по факсу, эл. почте с последующей передачей оригиналов).

                  2. Уменьшить размер возможного вреда от аварии, приняв для этого разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры. А именно:

                  • меры, направленные на уменьшение последствий аварии и возможных убытков, сохранение жизни и здоровья потерпевших (в соответствии с требованиями законодательства РФ в области безопасности соответствующих объектов);
                  • иные меры, согласованные со страховщиком.

                  3. Если причинен вред имуществу потерпевшего:

                  • информировать потерпевшего о необходимости сообщить страховщику о причинении такого вреда, чтобы страховщик провел осмотр поврежденного имущества (места причинения вреда) зафиксировал его состояние.
                  • 4. Представить страховщику заявление о наступлении страхового случая, в котором указываются:

                    • дата наступления аварии;
                    • предполагаемая причина аварии, ее продолжительность, интенсивность и другие признаки;
                    • характер и предполагаемый размер вреда;
                    • предположительное количество физических и юридических лиц, жизни, здоровью и имуществу которых мог быть причинен вред;
                    • контактное лицо на месте события;
                    • точный адрес места события или его координаты.
                    • 5. Незамедлительно сообщить потерпевшим сведения о страховщике (наименование, адрес, режим работы и номера телефонов).

                      6. Привлечь страховщика к расследованию причин аварии (если в соответствии с законодательством РФ для расследования причин аварии не нужно создавать комиссию с участием представителя надзорного органа).

                      7. Направить страховщику копии акта о причинах (обстоятельствах) аварии на опасном объекте, иных формуляров о видах и размерах причиненного вреда в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных документов.

                      При наступлении страхового случая страховщик:

                      1. Может запрашивать у органов госвласти и органов местного самоуправления и получать от них документы и сведения, касающиеся страхового случая (аварии на опасном объекте).

                      2. Обязан в течение 5 рабочих дней со дня, когда ему стало известно о страховом случае, разместить на своем сайте следующую информацию:

                      • дату и место события, имеющего признаки страхового случая;
                      • наименование страхователя;
                      • порядок и условия осуществления страховых выплат;
                      • перечень документов, необходимых для осуществления страховых выплат;
                      • свои адрес, режим работы, номера телефонов.
                      • Страховая выплата

                        В п. 2.4-2.7 и в главе 3 Положения о правилах страхования содержится информация о страховых выплатах (порядок определения размера выплаты и ее осуществления, перечень необходимых документов и т.д.).

                        В самом общем виде (п. 2.4) для получения страховой выплаты потерпевший либо лица, которые имеют право на получение выплаты (их уполномоченные представители), должны представить страховщику оригиналы или копии следующих документов:

                        • заявление о страховой выплате;
                        • документ, удостоверяющий личность;
                        • документы, удостоверяющие родственные связи или полномочия лиц, являющихся представителями потерпевшего, и (или) доверенность;
                        • документы, подтверждающие причинение вреда потерпевшему в результате аварии на опасном объекте и размер причиненного вреда;
                        • сведения, содержащие банковские реквизиты для получения страхового возмещения (при выплате в безналичном порядке).
                        • После получения заявления и указанных выше сведений страховщик регистрирует их в журнале учета убытков по договорам ОСОПО и направляет (передает) потерпевшему подтверждение, что получил нужный пакет документов.

                          Если потерпевший обратился за возмещением вреда непосредственно к страхователю, последний выполняет следующие действия:

                          • до возмещения вреда сообщает страховщику о поступивших требованиях и в течение 5 рабочих дней направляет ему копии соответствующих документов;
                          • обязательно следует всем указаниям страховщика;
                          • привлекает страховщика к участию в судебном разбирательстве, если потерпевший предъявил иск о возмещении вреда, причиненного в результате аварии на опасном объекте.
                          • При невыполнении указанных выше действий страховщик может выдвинуть возражения по требованиям о страховой выплате (вплоть до отказа в выплате).

                            В главе 3 новых правил ОСОПО дана подробная информация о страховых выплатах. Для удобства восприятия мы представим эти сведения в табличной форме. В таблицу мы включим данные, которые важны как для страхователей, так и для потерпевших.

                            Скачайте таблицу по страховым выплатам
                            Обратите внимание! В требовании о страховой выплате потерпевший обязан сообщить страховщику свои персональные данные. Непредставление персональных данных и согласия на их обработку может привести к отказу в выплате.

                            После получения акта о причинах и обстоятельствах аварии на опасном объекте, а также заявления и всех документов от потерпевшего страховщик в течение 25 рабочих дней обязан осуществить страховую выплату или направить потерпевшему мотивированный отказ.

                            Согласно п. 3.54 правил ОСОПО страховая выплата осуществляется:

                            • потерпевшим – физическим лицам: наличными деньгами или путем перечисления на указанный ими банковский счет;
                            • потерпевшим – юридическим лицам: путем перечисления на указанный ими банковский счет.
                            • Обязанность страховщика по осуществлению страховой выплаты считается исполненной в день поступления денежных средств на банковский счет потерпевшего или в день выплаты денежных средств из кассы страховой компании.

                              Совокупный предельный размер всех страховых выплат по договору ОСОПО, связанных с одной аварией на опасном объекте, не может превышать размер страховой суммы (СС), установленный в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона №225-ФЗ от 27.07.2010 г.

                              Если размер причиненного вреда превышает предельный размер страховой выплаты, то разницу между ними возмещает владелец опасного объекта.

                              Если страховые выплаты осуществляются нескольким потерпевшим и сумма требований превышает размер СС:

  • Обсуждение закрыто.