Экспертиза уровня образования

Экспертиза уровня образования

Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Багаутдинова Светлана Файзрахмановна, Санникова Лилия Наилевна

В статье авторы показывают, что педагогическая экспертиза это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемой компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности. Выделены этапы педагогической экспертизы

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Багаутдинова Светлана Файзрахмановна, Санникова Лилия Наилевна,

Technology of examination of educational process of preschool establishment

The author describes one of the approaches to pedagogical examination of educational process in preschool establishment through characterization of its technology. The preschool establishment is the subject of special attention in the paper.

Текст научной работы на тему «Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения»

ностью. Настоящая реальность находится в системе координат поиска, так как человек пользуется приобретенными компетенциями, чтобы справиться с ситуациями современными и прогнозируемыми в XXI в.

1. Баранников, А. Б. Самообразование учащихся в системе общего образования / А. Б. Баранников. — М., 2001.

2. Вербицкая, Я. О. Витагенные критерии и показатели качества образования в высшей школе / Я. О. Вербицкая //Управление качеством образования. — Екатеринбург, 2001.

3. Кузьмина, Н. В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, Л. Е. Варфоломеева. — М.; СПб., 1998.

С. Ф. Багаутдинова, Л. //. Самникова

ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Ведущей задачей современных дошкольных учреждений является поиск методов и средств повышения качества предоставляемых образовательных услуг. На сегодняшний день практикам дошкольных учреждений предлагаются различные методы изучения, оценки и совершенствования образовательного процесса. Однако использование многих из них осложняется отсутствием разработанных и адаптированных технологий применения данных методов в сфере дошкольного образования. Одним из таких методов является экспертиза образовательного процесса.

Анализ педагогической, управленческой литературы и нормативно-правовых документов показал, что экспертиза как метод изучения и оценки активно применяется в сфере образования. В области дошкольного образования проводится экспертиза образовательных программ, игр и игрушек и т. д. Несмотря на широкое применение экспертизы, в большинстве случаев ее сущность представляется с позиции выделения требований к предмету изучения.

В рамках наших научных исследований мы рассматриваем необходимость проведения экспертизы образовательного процесса как процедуры изучения, оценки и совершенствования образовательных услуг в дошкольных учреждениях.

Педагогическая экспертиза — это особый способ изучения образовательной действительности, осуществляемый компетентными специалистами, экспертное решение которых позволяет получить комплексную оценку и проект развития данной действительности.

Существенным отличием экспертизы от других методов является то, что основным ее инструментом выступают мнение и оценка эксперта.

Эксперт — это специалист, компетентный в экспертируемых вопросах, имеющий большой опыт практической работы и хорошую научную подготовку.

Практическое применение экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения затрудняется неоднозначностью категории «образовательный процесс».

На сегодняшний день нет единства подходов к характеристике понятия «образовательный процесс» как в общей, так и в дошкольной педагогике. Зачастую понятие «образовательный процесс» применяется как синоним понятия «педагогический процесс», что не соответствует современным принципам реализации образовательного процесса. Характеризуя образовательный процесс дошкольного учреждения, необходимо обратиться к общим положениям теории целостного педагогического процесса.

Существуют различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса. Представление о целостном педагогическом процессе с позиции системно-структурного анализа раскрывается в исследованиях Ю. К. Бабанского. Автор отмечает, что необходимо выделять основные компоненты той системы, в которой протекает педагогический процесс, а также представлять сам педагогический процесс как систему. По мнению Ю. К. Бабанского, в качестве системы, в которой протекает педагогический процесс, выступает система народного образования, школа, класс и др. Представляя педагогический процесс как систему, он выделял в ней следующие компоненты: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, аналитико-результативный [1].

С позиции системного подхода рассматривает целостный педагогический процесс Б. Т. Лихачев [4]. Он отмечает, что педагогическая система как целостность представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Соответственно в педагогическом процессе в качестве основных структурных компонентов он выделил следующие: субъекты и объекты педагогического процесса, его содержание, организационно-управленческий комплекс, педагогическую диагностику, критерии эффективности педагогического процесса, организацию взаимодействия с общественной и природной средой.

Представляя образовательный процесс дошкольного учреждения как целостную систему, следует отметить, что на сегодняшний день также нет единства подходов в выделении его состава и структуры.

Изучение целостности образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (ДО У) исследователи проводили через такие проблемы, как развитие игры (Е. И. Тихеева), обучение дошкольников (А. П. Усова, Р. С. Буре); взаимосвязь игры и обучения (Т. М. Бабунова); планирование воспитательно-образовательной работы (Т. С. Комарова); развитие детской самостоятельности (И. А. Орлянская); взаимосвязь трудовой и учебной деятельности (В. И. Турченко); организация и содержание трудовой деятельности дошкольников (Л. И. Сайгушева) и др.

В методических рекомендациях Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой образовательный процесс рассматривается с позиций взаимодействия взрослого и детей [5]. На основании этого в образовательном процессе ДОУ условно выделяются три компонента: специально организованное обучение в форме занятий; совместная деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Таким образом, анализ литературы по проблеме показал, что отсутствует четкость и однозначность в характеристике компонентов образовательного процесса ДОУ.

Аккумулируя различные подходы к характеристике образовательного процесса ДОУ, а также опираясь на подход Ю. К. Бабанского [1] к выделению компонентов педагогического процесса как системы, мы конкретизировали целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты образовательного процесса ДОУ, определив критерии их оценки (табл. 1).

Анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы по проблеме педагогической экспертизы показал, что существуют различные подходы к проведению данной процедуры. Обобщив ряд научных подходов, мы выделили четыре основных этапа осуществления педагогической экспертизы: организационный, информационно-аналитический, оценочный и результативный.

Опираясь на научные изыскания, посвященные специфике педагогической экспертизы, мы обратились к разработке технологии осуществления экспертизы образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Понимая под технологией систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач, мы описали действия, необходимые для проведения экспертизы образовательного процесса ДОУ.

I. Организационный этап

1. Принятие решения о проведении экспертизы образовательного процесса в ДОУ.

1.1. Обоснование необходимости экспертизы образовательного процесса ДОУ.

Необходимость проведения экспертизы в дошкольном образовательном учреждении определяется актуальностью решаемых в дошкольном учреждении управленческих и педагогических задач.

1.2 .Постановка целей предстоящей экспертизы (конкретизация целей).

Следует четко прописывать цели предстоящей экспертизы, так как от поставленной цели зависят все остальные этапы проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Формирование группы экспертов.

2.1. Подбор экспертной группы в соответствии с требованиями.

Требования к экспертам должны быть четко определены, но могут варьироваться в зависимости от конкретных условий дошкольного образовательного учреждения.

2.2. Определение количества экспертов в группе.

Для проведения экспертизы образовательного процесса дошкольного

Компоненты и критерии оценки образовательного процесса ДОУ

Критерии оценки компонентов

1. Целенаправленность и целостность образовательного процесса: — соответствие целей образовательного процесса государственным требованиям и образовательной программе,

— согласованность реализуемых образовательных программ;

— направленность образовательного процесса на развитие готовности к школе (общей и специальной.).

2. Системность педагогического планирования:

— наличие в системе педагогического планирования стратегических (образовательная программа) и тактических планов (перспективное и календарное планирование образовательной работы в группах и педагогов-специал истов);

— взаимосвязь и согласованность стратегических и тактических планов, систематичность и последовательность планирования [8>

1. Обновление содержания образовательного процесса ДОУ:

— отражение основных направлений развития личности ребенка (физическое, познаватель-но-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое);

-реализация программ дошкольного образования нового поколения.

2. Учет принципов отбора содержания дошкольного образования:

— наиболее полного использования и развития потенциальных возможностей всех детей;

— построения содержания образования на основе единства различных видов деятельности;

— единства отражения в содержании образования прошлого, настоящего и будущего;

— достаточной основы, оптимального объема содержания образования;

— взаимной уравновешенности, пропорциональности и гармонии компонентов содержания образования;

— единства расчлененности и интегрированности содержания образования, принцип системности содержания образования;

— мультикультурности, подбора «здоровьесберегающего» содержания образования [3,6]

1. Соответствие образовательного материала и способов его освоения целям и задачам плановых документов [8]

2. Рациональность структуры образовательного процесса:

— организация различных видов деятельности детей;

— рациональное соотношение специально организованной, совместной со взрослым и свободной деятельности детей;

— соотношение физической, интеллектуальной и эмоциональной нагрузки воспитанников;

3. Предметно-средовая и информационно-методическая оснащенность образовательного процесса:

— соответствие развивающей среды образовательной программе;

— задействованность развивающей среды в образовательном процессе и в различных видах жизнедеятельности детей;

— наличие методических разработок, дидактического материала

4. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса:

— формирование подгрупп на основании данных диагностики;

— включенность специалистов в реализацию данной работы;

— наличие воспитывающего сообщества взрослых;

— единство целей, установок педагогической деятельности воспитывающего сообщества взрослых;

— включенность родителей в образовательный процесс ДОУ

1. Диагностичность образовательного процесса:

— соответствие диагностического материала для контроля образовательного процесса его целям, согласованность диагностических методик между собой;

— наличие единой системы контроля использования результатов в планировании образовательного процесса.

-степень реализации образовательной программы;

— уровень готовности ребенка к школе.

3. Мера реализации государственных требований:

— превышение по одному или отдельным направлениям образовательного процесса, превышение по всем направлениям образовательного процесса

учреждения мы считаем достаточным участие пяти экспертов.

2.3. Распределение обязанностей между экспертами.

На данном этапе распределяются конкретные области экспертирования.

II. Информационно-аналитический этап

Анализ образовательного процесса ДОУ.

1.1. Подготовка к анализу: сбор информации об образовательном процессе ДОУ с помощью различных методов.

Для проведения экспертизы могут быть использованы различные психологические, педагогические, социологические методы. В рамках данной технологии предлагаются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации и многие другие.

1.2. Собственно анализ: распределение собранной информации по критериям.

Описание критериев оценки образовательного процесса дошкольного учреждения мы представили в табл. 1.

III. Оценочный этап

1. Оценка образовательного процесса ДОУ в соответствии с уровнями. Нами установлены следующие уровни оценки: высокий, достаточный, допустимый, низкий. Мы определили инвариантную формулировку для оценки всех компонентов. Соотношение компонентов и уровней оценки образовательного процесса ДОУ представлено в табл. 2.

Уровни оценки образовательного процесса ДОУ

высокий достаточный допустимый низкий

Целевой, содержатель- ный, организаци- онно-деятелъ- ностный, аналитико-ре- зультативный Требования, заключенные в формулировке критерия, выполняются полностью и системно, в основе лежат оригинальные решения, творческий подход Требования выполняются постоянно, допускаются небольшие отступления; недостатки в выполнении требований не влияют на общее состояние образовательного процесса Требования выполняются формально, без взаимосвязи всех критериев; отсутствуют творческие решения Требования или не выполняются, или проявляется только их формальное выполнение; отсутствует взаимосвязь показателей, в результате нарушается целостность образовательного процесса

2. Формулировка выводов по анализу и оценке образовательного процесса ДОУ.

Читайте так же:  Статья ук 147

2.1. Коллективное обсуждение экспертами выводов, полученных в ходе анализа и оценки образовательного процесса ДОУ.

2.2. Подведение совместных итогов по экспертизе образовательного

IV. Результативный этап

Вынесение экспертного заключения, содержащего оценку состояния образовательного процесса в ДОУ и методические рекомендации по его модернизации.

Таким образом, применение данной технологии экспертизы образовательного процесса ДОУ позволит осуществлять оценку и совершенствование качества образовательных услуг, предоставляемых дошкольным упреждением.

1. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.

2. Братченко, С. Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения / С. Л. Братченко // Школьные технологии. — 2001. — №2. — С Л 79-195.

3. Едакова, И. Б. Организационно-педагогические условия повышения эффективности педагогического процесса ДОУ: дис. . канд. пед. наук / И. Б. Едакова. — Магнитогорск: МГПИ, 1999. -138 с.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2000. — 523 с.

5. Михайленко, Н. Я. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: метод, рекомендации / Н. Я. Михайленко, Н. А Короткова. — М.: Малое предпр. «Новая школа», 1993. — 31 с.

6. Парамонова, Л. А. Содержание дошкольного уровня образования: с чем связано его обновление / Л. А. Парамонова // Дошкольное воспитание. —

7. Педагогическая экспертиза школы / Я. Г. Плинер, В. А. Бухвалов. — М.: Центр «Пед. поиск», 2000. — 160 с.

8. Система планирования в дошкольном образовательном учреждении: пособие для рук. ДОУ / под ред. С. Ф. Багаутдиновой. — Магнитогорск: МаГУ,

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ГИМНАЗИИ

Совершенствование системы образования, системы управления и контроля эффективности образования в России является важнейшим компонентом Федеральной программы развития образования на 2000-2005 гг. и Концепции развития образования в России до 2010 г. Образовательная политика государства ориентирована на достижение общей цели — повышение эффективности образования и гарантирование того уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, который соответствует требованиям отечественной экономики и

cyberleninka.ru

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования
по специальности
40.05.03 Судебная экспертиза
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. N 1342)

С изменениями и дополнениями от:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ специалитета по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (далее соответственно — программа специалитета, специальность).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК — общекультурные компетенции;

ОПК — общепрофессиональные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика специальности

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организации).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной форме.

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы*(1).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы специалитета

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

судебно-экспертную деятельность по обеспечению судопроизводства, предупреждения, раскрытия и расследования правонарушений путем использования специальных знаний для обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материальных носителей информации, необходимой для установления фактических данных.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются свойства и признаки материальных носителей розыскной и доказательственной информации.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 «Криминалистические экспертизы»;

специализация N 2 «Инженерно-технические экспертизы»;

специализация N 3 «Экспертизы веществ, материалов и изделий»;

специализация N 4 «Экономические экспертизы»;

специализация N 5 «Речеведческие экспертизы».

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Пункт 4.4 изменен с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

производство судебных экспертиз по уголовным, гражданским, административным делам и делам об административных правонарушениях;

производство исследований по заданиям правоохранительных органов и других субъектов правоприменительной деятельности;

исследование вещной обстановки мест происшествий в целях обнаружения, фиксации, изъятия материальных следов правонарушения, а также их предварительного исследования;

участие в качестве специалиста в других процессуальных действиях;

участие в качестве специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях;

участие в качестве специалиста в гражданском и арбитражном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

участие в организации и ведение экспертно-криминалистических учетов, справочно-информационных и информационно-поисковых систем;

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

обучение и консультирование сотрудников правоохранительных органов и субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических средств и методов в установлении фактических обстоятельств расследуемого правонарушения;

обучение сотрудников судебно-экспертных учреждений приемам работы с материальной обстановкой мест происшествий и методикам производства судебных экспертиз;

распространение и внедрение современных достижений науки, техники, отечественной и зарубежной судебно-экспертной практики;

выявление на основе анализа и обобщения экспертной практики причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработка предложений, направленных на их устранение;

Абзацы 21 — 39 утратили силу с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

Профессиональные задачи в соответствии со специализациями, указанными в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяются организацией.

V. Требования к результатам освоения программы специалитета

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способностью ориентироваться в политических и социальных процессах (ОК-3);

способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ОК-8);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью применять в своей профессиональной деятельности познания в области материального и процессуального права (ОПК-1);

способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОПК-2).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:

способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);

способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);

способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);

способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов — вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);

способностью применять познания в области уголовного права и уголовного процесса (ПК-5).

способностью применять при осмотре места происшествия технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов — вещественных доказательств (ПК-6);

способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а так же в непроцессуальных действиях (ПК-7);

способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);

способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);

способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями основ делопроизводства, составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-11);

способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);

способностью к организации и осуществлению мероприятий по технической эксплуатации, поверке и использованию технических средств в экспертной практике (ПК-13);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую медицинскую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-14);

способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-15);

Читайте так же:  Официальный сайт учалинского районного суда

способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-16);

способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение (ПК-17).

Пункт 5.5 изменен с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета.

Содержание профессионально-специализированных компетенций специализаций, указанных в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяется организацией.

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации*(2).

VI. Требования к структуре программы специалитета

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специализации программы специалитета.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*(3).

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета

в том числе дисциплины (модули) специализации

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Государственная итоговая аттестация

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) профессиональной (профессиональных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, истории, теории государства и права, теории судебной экспертизы, судебной фотографии и видеозаписи, участии специалиста в процессуальных действиях, уголовному праву, уголовному процессу, гражданскому праву, гражданскому процессу, криминалистике, административному праву, безопасности жизнедеятельности, для специализации N 1 «Криминалистические экспертизы» — так же по трасологии и трасологической экспертизе, технико-криминалистической экспертизе документов, дактилоскопии и дактилоскопической экспертизе, судебной баллистике и судебно-баллистической экспертизе, судебной экспертизе холодного и метательного оружия, почерковедению и почерковедческой экспертизе, габитоскопии и портретной экспертизе и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке:

в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

в объеме не менее 328 академических часов (в з.е. не переводятся) в очной форме обучения.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют, в том числе, направленность (специализацию) программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (специализации) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Тип производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения учебной и производственной практик:

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительности проведения практик определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация при сохранении объема практик в з.е., определенного настоящим ФГОС ВО.

6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Максимальный объем занятий обучающегося с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не должен превышать 25 процентов объема Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Проведение практик и государственных аттестационных испытаний, а также реализация дисциплин (модулей), на которых до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

Приложение дополнено пунктом 6.12 с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

6.12. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 6.13 с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

6.13. Реализация части (частей) программы специалитета и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

VII. Требования к условиям реализации программ специалитета

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(4).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети «Интернет», определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

Читайте так же:  Судебная экспертиза по апк

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Утратил силу с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже «майор» («капитан 3 ранга»), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

7.2.4. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемой программы специалитета в общем числе работников, привлекаемых к реализации программы специалитета, должна быть не менее 1 процента.

7.2.5. В структуре организации, реализующей программу специалитета, должно быть не менее трех кафедр юридического профиля.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

Пункт 7.3.1 изменен с 19 августа 2017 г. — Приказ Минобрнауки России от 13 июля 2017 г. N 653

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным основным образовательным программам.

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической и специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:

лаборатории и полигоны:

судебной фотографии и судебной видеозаписи;

криминалистического исследования документов;

информатики (компьютерные классы);

для федеральных государственных образовательных организаций, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, также:

тиры (для стрельбы из табельного оружия);

специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа). Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд организации должен быть укомплектован данными печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению но мере необходимости).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.3.6. Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность служб федерального государственного органа для которого осуществляется подготовка кадров.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.

*(1) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).

*(2) Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).

*(3) Перечень специальностей высшего образования — специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).

*(4) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).

base.garant.ru

Обсуждение закрыто.