Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Урок по химии основные понятия и законы химии

Урок №1 -2 «Основные понятия и законы химии»

Главная > Урок

Учебник химии 8 кл. Автор Ярошенко О.Г. Киев 2008 г. Учитель Тараторина Г.А.

Урок № 1 -2 «Основные понятия и законы химии».

Цель урока: повторить основные химические понятия и термины курса 7 класса: вещество, явления физические и химические, химические элементы; закрепить умения составлять формулы веществ по валентности химических элементов и вычислять молекулярную массу вещества и массовую долю элемента в сложном веществе.

Вопросы для повторения:

1)Что изучает химия?

2)Из каких частичек состоят вещества?

3)Из чего состоят молекулы?

4)Дайте определение химического элемента. Повторите символы, произношение и названия изученных вами в 7 классе химических элементов.

5)Химические формулы веществ.

Задание: составьте формулы соединений Гидрогена, Магния, Алюминия, Калия с Сульфуром(II).

7)Вычислить массовую долю Оксигена в составленных вами формулах химических веществ в пункте №6.

Урок № 3 «Количество вещества. Моль – Единица количества вещества. Постоянная Авогадро».

Цель урока: сформировать понятие о количестве вещества и единице измерения количества вещества — моль; выяснить значение постоянной Авогадро.

Ответить на вопросы:

1)Какую информацию о веществе дает химическая формула?

2) Как выражается количественный состав вещества?

3) Какую информацию предоставляет уравнение химической реакции?

Изучение нового материала.

1. Понятие о количестве вещества.

Порция воды объемом 18 мл (приблизительно 1 столовая ложка) имеет массу 18 г, так как плотность воды составляет 1г/мл. Это привычные для вас цифры. А вот если представить такую величину как 602 000 000 000 000 000 000 000? Не правда ли удивительно? Но именно столько молекул содержится в порции воды объемом 18 мл! Согласитесь, не так уж и удобно отсчитывать число молекул воды в определенной ее порции, да и счетчиков таких еще не придумали. Во избежание этих неудобств и была введена физическая величина количество вещества.

Количество вещества – это физическая величина, которая показывает, сколько наименьших частичек данного вещества (атомов, молекул, ионов) содержится в том или ином образце вещества.

Количество вещества обозначают буквой греческого алфавита ʋ (читается ню).

В каких единицах измеряют эту физическую величину? Существует ли ее эталон?

За единицу измерения количества вещества принят МОЛЬ. В переводе «моль» означает множественное число.

2. Моль – единица количества вещества.

МОЛЬ ̶ это количество вещества, которое содержит столько частиц ( атомов, молекул, ионов ) этого вещества, сколько атомов содержится в 12 г более легкой разновидности атома углерода.

Как показали расчеты, 12 г атомов углерода содержат 602 204 500 000 000 000 000 000 атомов. С введением физической величины количества вещества было принято, что это число показывает, сколько частиц вещества содержится в одном моле любого вещества. В честь итальянского ученого Авогадро его назвали числом Авогадро (обозначается NА).

NA ̶ постоянная Авогадро; NA=6, 02҆∙10 23 моль -1 .

Домашнее задание. Выучить §1, ответить на вопросы № 1-4 на стр. 14.

Урок № 4. «Вычисление количества вещества: вычисление количества атомов, молекул в определенной порции вещества».

Цель урока: научиться вычислять число атомов и молекул по известному количеству вещества и количество вещества – по известному числу молекул.

I. Проверка изученного материала:

1) Что означает физическая величина количество вещества?

2) В каких единицах она измеряется?

3) Что обозначают числом Авогадро?

ll.Вычисление количества вещества.

Вычисление количества вещества с использованием постоянной Авогадро будем по формуле:

Задача № 1. В комнате содержится 2,76∙10 26 молекул кислорода. Определите количество вещества кислорода.

ʋ=N/NA; ʋ=2,76∙10 26 /6,02∙10 23=460 (моль).

Задача № 2. В стакане содержится 11 моль молекул воды. Определите число молекул волы в стакане.

N=ʋ∙NA; N=11моль ∙ 6,02 моль -1=6,62 ∙ 10 24 .

Задача №3. Определите число атомов Оксигена и Гидрогена, которые содержатся в 5 моль воды.

В 5 моль H2O содержится 5 моль атомов Оксигена и 10 моль атомов Гидрогена. Таким образом :

N (O)=5 моль ∙ 6, 02∙10 23 моль -1=3, 01∙10 24 .

N (Н)=10 моль ∙ 6, 02∙10 23 моль -1=6, 02∙10 24 .

Домашнее задание. Повторить § 1.Ответить на вопрос №5 стр.14.

Решить задачи (письменно):

1) В ложке воды содержится приблизительно 0,5 моль этого вещества. Вычислить число молекул в ложке воды.

2) Дано: а) 3 ∙10 23 атомов алюминия

б) 12∙10 23 атомов алюминия.

Вычислить количество вещества в обоих случаях.

gigabaza.ru

Урок химии в 11-м классе на тему «Основные понятия химии»

Разделы: Химия

Тип урока – работа с информационным текстом

При построении этого урока используются приемы и методы технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”

Одно из основных положений технологии РКЧМП – следование 3 фазам:

Вызов – Осмысление новой информации (смысловая фаза) – Рефлексия.

Хорошо усваивается актуальная информация, стимулирование интереса к новому знанию происходит через извлечение уже известного и выяснение появившихся вопросов.

Читайте так же: Депозит арбитражного суда

Цели и задачи:

  • вспомнить и систематизировать знания по теме “Основные понятия химии”
  • продолжить развитие умения самостоятельно добывать знания
  • создать возможность учащимся оценить свои знания, сопоставив их с новой информацией
  • развитие умения работать с текстом, ставить вопросы
  • развитие внимательности
  • развитие памяти и речи
  • развитие умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы

развитие умения удерживать одновременно несколько смыслов сложных событий, явлений, текстов, высказываний и т.п.

развитие умения получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать её для достижения целей и собственного развития;

дальнейшее развитие умения схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать их;

дальнейшее развитие умения проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своём развитии.

Вызов – мозговой штурм, кластер — графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Осмысление – “инсерт”. “Инсерт” – прием маркировки текста значками:

“v” — это известно – знаю;

“-” — противоречит представлениям читающих – вызывает сомнение, думал иначе

“+” — интересно и неожиданно – новое для меня;

“?” — необходимо узнать это более подробно – не понял, есть вопросы, требуется дополнительная информация, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Рефлексия – возвращение к кластеру.

— что является предметом изучения химии

— современная химия настолько разнообразна как по объектам, так и по методам исследования, что многие ее разделы представляют собой самостоятельные науки. Назовите основные разделы химии (органическая и неорганическая, физическая химия и химическая физика, биохимия, геохимия, космическая химия, математическая химия и т.д.)

— какие законы и теории составляют основу химии (АМУ, теория строения атомов и молекул, закон сохранения массы и энергии, периодический закон). Учащимся предлагается вспомнить основные положения АМУ и основные понятия химии.

По ходу обсуждения учитель или ученик на доске оформляет кластер .

Заканчивается фаза вызова предложением прочитать текст, используя известные значки маркировки.

Стадия осмысления – читая текст, учащиеся делают пометки карандашом, используя ключевые слова и фразы, заполняют таблицу с графами: знал, новое, сомневаюсь, толстые и тонкие вопросы по ходу чтения.

Текст для учащихся.

Основные понятия химии. Атомно-молекулярное учение.

А) История создания АМУ

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций

1.Все состоит из атомов и пустоты.

2.Многообразие веществ – формы различного сочетания атомов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект урока по химии (11 класс) по теме:
Важнейшие химические понятия и законы.

Предварительный просмотр:

Тема: Важнейшие химические понятия и законы.

Систематизировать, обобщить и углубить знания по химии.

  • Формировать познавательную культуру личности студента, развивать логическое мышление, памяти, воображение;
  • Самостоятельно формировать информационную базу по определенной теме.

Тип урока: комбинированный.

  • Химические понятия и законы.
  • Валентность.
  • Основные типы химической связи.
  • Важнейшие классы органических соединений

Одним из важнейших понятий в химии – химический элемент – это вид атомов (химически не связанных друг с другом) с одинаковым зарядом ядра. Н/р: химический элемент водород ( Н), азот (N), кислород (О). Эти буквы химических элементов приняты за химические знаки или химические символы.

Что обозначает химический символ?

Название данного химического элемента

Один атом данного химического элемента

Один атом кислорода

Один атом водорода

Один атом железа

Относительная атомная масса данного химического элемента

Количество вещества (моль) – один моль атомов

1 моль атомов кислорода

1 моль атомов водорода

1 моль атомов железа

Молярная масса – называют массу молекулы, выраженную в атомных единицах массы.

Если требуется обозначить не один, а несколько атомов, то перед химическим знаком ставят соответствующую цифру, которая называется – коэффициентом. НР: три атома водорода – 3Н, пять атомов железа — 5 Fe и т.д.

Выясним, какую информацию можно получить по его химической формуле:

Химическая формула вещества

Одна молекула данного вещества

Одна молекула воды

Одна молекула углекислого газа

Качественный состав (из каких химических элементов состоит данное вещество)

В состав воды входят химические элементы водород Н и кислород О

В состав углекислого газа входят химические элементы углерод С и кислород О.

Количественный состав (сколько атомов элемента входит в состав данного вещества и в каких массовых отношениях)

Молекула воды образована двумя атомами водорода Н и одним атомом кислорода О

Молекула углекислого газа образована одним атомом углерода С и двумя атомами кислорода О

Относительная молекулярная масса

Мr(Н 2 О)=2х1+16=18

Мr(СО 2 )=12+2х16=44

В химии выделяют три основных закона:

  • Закон постоянства состава веществ: каждое химически чистое вещество независимо от места нахождения и способа получения имеет один и тот же постоянный состав. На основе этого закона можно произвести различные расчеты.

Например : определите массу серы, реагирующей без остатка с железными опилками массой 2,8 кг, если в данном случае химические элементы железо и сера соединяются в массовых отношениях 7:4

  • Закон сохранения массы веществ: масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образовавшихся веществ. (Нр – в колбу поместить немного фосфора, закрыть пробку и взвешать на весах. Затем колбу с фосфором нагреть. О том, что произошла химическая реакция судят по появлению в колбе белого дыма, состоящего из частиц оксида фосфора (V). При вторичном взвешивании убеждаемся, что в результате реакции масса веществ не изменилась).
  1. Закон Авагадро: В равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул. Из этого закона следует, что моль газа при н.у. имеет объем 22,4л. Этот объем называют молярным объемом газа.
  • Валентность – это свойства атомов химического элемента присоединять определенное число атомов других химических элементов.

Например: атом водорода не может присоединить более одного атома другого элемента, поэтому валентность водорода принята за единицу.

nsportal.ru

Урок химии по теме «Основные химические понятия» (9 класс)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Сабақтың тықырыбы/ Тема урока :

Основные понятия и законы химии.

Сабақтың мақсаты/ Цель урока : Систематизировать и обобщить знания об основных понятиях и законах химии. Знать основные положения атомно-молекулярного учения, понятия: атом, молекула, химический элемент, простые и сложные вещества, химический элемент, аллотропия и уметь их применять. Уметь определять относительные атомные массы, вычислять относительные молекулярные массы, молярные массы и количество вещества. Уметь составлять уравнения реакций и определять их тип.

Міндеттер/ Задачи: 1 ) білімділік / образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;

2) тәрбиелік/ воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;

3) дамытушылық/ развивающая – развитие навыков решения задач.

Өткізу/ Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация решение задач.

Құрал жабдық/ Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.

Сабақтың түрі/Тип урока : комбинированный.

Сабақ жоспары/ План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Задание на дом.

6. Подведение итогов урока.

Сабақтың барысы/ Ход урока:

1. Ұйымдастыру бастамасы/ Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.

2. Негізгі білімді оңтайландыру/ Актуализация опорных знаний.

Дайте определение понятиям «атом», «молекула» и объясните их отличия друг от друга.

Приведите примеры простых и сложных веществ. Написав химические формулы объясните их отличия друг от друга.

Химия — наука о веществах, закономерностях их превращений (физических и химических свойствах) и применении. В настоящее время известно более 100 тыс. неорганических и более 4 млн. органических соединений. Вещество — это любая совокупность атомов и молекул.

Химические явления: одни вещества превращаются в другие, отличающиеся от исходного состава и свойствами, при этом состав ядер атомов не изменяется.

Физические явления: меняется физическое состояние веществ (парообразование, плавление, электропроводность, выделение тепла и света, ковкость и др.) или образуются новые вещества с изменением состава ядер атомов.

Атом — наименьшая частица элемента в химических соединениях (определение 19-го века). Современное определение: атом — это электронейтральная частица, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.

Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами (определение 19-го века). Современное определение: молекула — это наименьшая электронейтральная замкнутая совокупность атомов, образующих определенную структуру с помощью химических связей.

Химический элемент — это вид атомов, характеризующийся определенными зарядами ядер и строением электронных оболочекХимическая формула — это условная запись состава вещества с помощью химических знаков (предложены в 1814 г. Й. Берцелиусом) и индексов (индекс — цифра, стоящая справа внизу от символа, обозначает число атомов в молекуле). Химическая формула показывает, атомы каких элементов и в каком отношении соединены между собой в молекуле.

Индивидуальные вещества делятся на простые и сложные.

Простые вещества образованы атомами одного элемента (кислород О2, водород Н2); сложные вещества образованы атомами разных элементов (этанол С2Н5ОН, вода Н2О).

Аллотропия — явление образования химическим элементом нескольких простых веществ, различающихся по строению и свойствам. Аллотропия может быть обусловлена:

3. Жаңа деректерді танып білу/ Изучение нового материала. .

Атомно — молекулярное учение. (1741 г. М.В.Ломоносов)

1. Все вещества состоят из молекул. Молекула — наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами.

2. Молекулы состоят из атомов. Атом — наименьшая частица химического элемента, сохраняющая все его химические свойства. Различным элементам соответствуют различные атомы.

3. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении; между ними существуют силы притяжения и отталкивания.

Относительная атомная масса (Ar) — безразмерная величина, равная отношению средней массы атома элемента (с учетом процентного содержания изотопов в природе) к 1/12 массы атома 12C.

Средняя абсолютная масса атома (m) равна относительной атомной массе, умноженной на а.е.м.

m (Mg)=24·1,66057 · 10-24=4,037 · 10-23 г

Относительная молекулярная масса (Mr) — безразмерная величина, показывающая, во сколько раз масса молекулы данного вещества больше 1/12 массы атома углерода 12C.

Mr=mr / (1/12 mа(12C))

mr — масса молекулы данного вещества;

mа(12C) — масса атома углерода 12C.

Mr=S Ar(э). Относительная молекулярная масса вещества равна сумме относительных атомных масс всех элементов с учетом индексов.

Примеры . Mr(B2O3)=2 · Ar(B) + 3 · Ar(O)=2 · 11 + 3 · 16=70

Mr(KAl(SO4)2)=1 · Ar(K) + 1 · Ar(Al) + 1· 2 · Ar(S) + 2· 4 · Ar(O)=

=1 · 39 + 1 · 27 + 1 · 2 · 32 + 2 · 4 ·16=258

Абсолютная масса молекулы равна относительной молекулярной массе, умноженной на а.е.м. Число атомов и молекул в обычных образцах веществ очень велико, поэтому при характеристике количества вещества используют специальную единицу измерения — моль.

Количество вещества, моль. Означает определенное число структурных элементов (молекул, атомов, ионов). Обозначается n, измеряется в моль. Моль — количество вещества, содержащее столько же частиц, сколько содержится атомов в 12 г углерода.

Число Авогадро (NA). Количество частиц в 1 моль любого вещества одно и то же и равно 6,02 · 1023. (Постоянная Авогадро имеет размерность — моль-1).

Задача № 1. Сколько молекул содержится в 6,4 г серы?

Молекулярная масса серы равна 32 г /моль. Определяем количество г/моль вещества в 6,4 г серы:

n(s)=m(s) / M(s)=6,4г / 32 г/моль=0,2 моль

Определим число структурных единиц (молекул), используя постоянную Авогадро NA

N(s)=n(s) · NA=0,2· 6,02· 1023=1,2· 1023

Молярная масса показывает массу 1 моля вещества (обозначается M).

Молярная масса вещества равна отношению массы вещества к соответствующему количеству вещества.

Молярная масса вещества численно равна его относительной молекулярной массе, однако первая величина имеет размерность г/моль, а вторая — безразмерная.

M=NА · m(1 молекула)=NА · Mг · 1 а.е.м.=(NА · 1 а.е.м.) · Mг=Mг

Это означает, что если масса некоторой молекулы равна, например, 80 а.е.м. (SO3), то масса одного моля молекул равна 80 г. Постоянная Авогадро является коэффициентом пропорциональности, обеспечивающим переход от молекулярных соотношений к молярным. Все утверждения относительно молекул остаются справедливыми для молей (при замене, в случае необходимости, а.е.м. на г) Например, уравнение реакции: 2Na + Cl2=2NaCl, означает, что два атома натрия реагируют с одной молекулой хлора или, что одно и то же, два моль натрия реагируют с одним молем хлора.

Задача № 2. В какой массе оксида кальция содержится 1,6 г кальция?

1. Находим относительную молекулярную массу оксида кальция:

2. Вычисляем, в какой массе оксида кальция содержится 1,6 г кальция:

56 г СаО содержится 40 г Са

Х г СаО содержится 1,6 г Са

X=56 · 1,6/40=2,24 г.

Ответ. 1,6 г содержатся в 2,24 г СаО.

Расчеты по химическим формулам — нахождение массовой доли элементов b и массовое отношение химических элементов по химической формуле в сложном веществе. Типовые задачи и решения

Задача № 2 . Вычислите массовые доли химических элементов в гидроксиде кальция.

W(эл-та)=n Ar (эл-та)/ Мr (вещ-ва)*100%

W(H)=100 – (54,05 + 43,24)=2,71%

Закон Авогадро — в равных объемах любых газов при постоянных температуре и давлении содержится одинаковое число молекул.

Количество газа при нормальных условиях рассчитывают по формуле:

4. Жаңа деректерді ұғып білу/ Закрепление нового материала.

Упражнения 4, 5, 7 стр. 11 учебника.

5. Үйге тапсырма/ Задание на дом

§ 1 учить, упр.10 на стр.11.

Сабаққа қорытынды жасау/ Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.

Конспект урока по химии 9 класс «Основные понятия и законы химии»

Основные понятия и законы химии.

Знать: основные понятия и законы химии.

Уметь: применять знания на практике.

Понимать, объяснять: законы химии.

Все учащиеся смогут характеризовать основные понятия химии

Большинство учащихся будут уметь применять на практике основные понятия при вычислениях

Некоторые учащиеся смогут объяснять значение законов химии.

Проектор, интерактивная доска, презентация, тестовые задания.

Проверка отсутствующих. (Слайд1)

Психологический настрой на урок.

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Перечислите основные понятия и законы химии, которые вы помните из курса 8 класса

Беседа с учащимися

Определение целей урока (Слайд 1)

Совместная постановка целей.

Основные химические понятия (слайд 2)

1. Что изучает химия? (слайд 3)

2. Что такое атом? (слайд 4,5)

3. Что такое молекула? (слайд 6)

4. Дайте определение химическому элементу (сл 7)

Состав веществ. Изменение свойств. (слайд 8)

1.Простые и сложные вещества (слайд 9)

2.Качественный и количественный состав (сл 10)

3.Химический знак (слайд 11)

4.Химическая формула (слайд 12, 13)

5.Валентность (слайд 14,15)

6.Относительная атомная масса (слайд 16)

7.Относительная молекулярная масса (слайд 17)

8.Количество вещества (слайд 18, 19, 20)

9.Молярная масса (слайд 21, 22)

Основные законы химии (слайд 23)

1.Закон сохранения массы (слайд 24)

2.Закон постоянства состава вещества (Слайд 25)

3.Закон Авогадро (Слайд 26-28)

4.Закон объемных отношений (слайд 29)

Выполнение заданий (слайд 30)

Тестовое задание. (слайд 31)

Ключи к тесту: 1 – 1, 2 – 3, 3 – 1, 4 – 3, 5 – 2, 6 — 2,4, 7 – 4, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 3.

— мне не понравилось (Слайд 32)

Ребята на стикерах заполняют выходной билет

Просит оценить работу на уроке, заполнить листы оценивания.

§ 1 упр 3 (А) стр 14 (слайд 33)

Записывают в дневник

  • Жусупова Людмила Александровна
  • 975
  • 16.09.2016

Номер материала: ДБ-197133

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

infourok.ru

Читайте так же: Декларация по земельному налогу за 2014 бланк