Учить правила по физкультуре

Учить правила по физкультуре

Учить правила по физкультуре

Почему на уроках физкультуры есть нормативы, оценки и занятия «по плану», а не по желанию ребят

«Физ-ра, физрук, подумаешь, что это такое!» — цитирует некоторых родителей руководитель научного коллектива по разработке учебных программ Виктор Овчаров. Вместе с другими специалистами он отвечает за содержание уроков физкультуры и искренне недоумевает, почему к этому предмету у многих «превратное отношение». Но еще больше эксперта расстраивает, когда после несчастных случаев на физкультуре в интернете сходу выставляют виноватыми учителей.

Обсуждая две последние трагедии со столичными школьницами, многие родители ставили под сомнение необходимость оценок и учебных нормативов на уроках физкультуры. Разговоры о безотметочной системе уже не первый год идут и на министерском уровне.

Сторонники таких вольностей аргументируют свою позицию тем, что в погоне за высокими баллами дети перенапрягаются и получают проблемы со здоровьем. Логика в этих рассуждениях есть: почему ребенок не может прийти на физкультуру и выбрать занятие по душе, не получая за это оценку? И для здоровья польза, и стрессов никаких.

Но пока урок физкультуры в нашей стране по-прежнему четко регламентирован: прописано, какими видами спорта могут заниматься школьники, в какое время года, с какой интенсивностью и за что на уроках получают отметки.

«Учебная программа — это серьезный государственный документ», — подчеркивает ее разработчик Виктор Овчаров. Вместе с коллегой, практикующим учителем физкультуры и членом научного коллектива Светланой Хваловой он рассказал нам о некоторых особенностях этого несерьезного, с точки зрения родителей, предмета.

Кто решил, что лыжи нужны, а плавание не очень

Сегодня белорусские школьники занимаются физкультурой три раза в неделю: два стандартных урока и один «час здоровья и спорта».

Основа учебной программы досталась нам в наследство от СССР. Со временем некоторые активности из нее исключали (особенно травмоопасные, такие, как упражнения на брусьях) и внедряли новые, например, элементы аэробики. Последний раз программу меняли в 2012 году. Прежде чем сделать ее обязательной для всех школ республики, научный коллектив трудился над ней несколько лет, включая предварительную апробацию на базе школ в разных регионах страны.

Фото: Reuters

Все занятия специалисты разделили на базовые, то есть обязательные для выполнения во всех школах без исключения, и вариативные — тут учитель волен выбирать. К стандартному набору относятся гимнастика, акробатика, легкая атлетика, лыжные гонки и 4 командные игры: волейбол, баскетбол, гандбол, футбол.

Виктор Овчаров называет эти виды спорта базовыми, поскольку, изучив их, ребенок может перейти к любым другим. Кроме того, есть понятие «пожизненного вида спорта».

— Посмотрите, что у нас летом на пляже происходит? Во что играют? В волейбол и в мини-футбол, а это пример пожизненных видов спорта. Круглый год люди ходят в бассейны. Потребность есть, а возникла она после того, как учитель научил в школе.

Плавание не оказалось в базовом наборе по одной простой причине: школы с бассейном — по-прежнему в Беларуси редкость. Обеспечить школьников лыжами проще, поэтому этот вид спорта, напротив, входит в программу.

К вариативным видам спорта разработчики отнесли то же плавание, настольный теннис, аэробику, атлетическую гимнастику и некоторые игровые виды спорта. В средних классах из 70 уроков по обязательной программе должны проходить 60, а в старших — 50.

Почему нельзя выбирать занятия по желанию

Разрешить школьникам заниматься на физкультуре тем, что нравится, пока невозможно, считают разработчики программы. «Вообще это прекрасная мысль! — поддерживает Виктор Овчаров и сразу же выступает против. — Во-первых, это будет развивать ребенка очень односторонне. А во-вторых, это нереально с точки зрения организации уроков».

Светлана Хвалова соглашается с коллегой. «Один ребенок может сказать, что хочет заниматься волейболом, второй — баскетболом, третий — настольным теннисом. Как можно натянуть в спортивном зале волейбольную сетку и одновременно играть в баскетбол?».

Учитель напоминает, что во многих школах сегодня залы переполнены, а учителей физкультуры не хватает. Предоставить учащимся право выбора сегодня могут единичные школы, к примеру, лицей № 1 Минска. Там ребята приходят на урок и расходятся по нескольким группам, к разным учителям, рассказывает Хвалова. «Это шикарно, это насущно, но мало где применимо». По словам специалиста, в свое время в Беларуси даже создавалась инициативная группа с предложением разрешить учащимся 10−11 классов заниматься физкультурой по своему сценарию. Но идея разбилась о материальные возможности школы.

«А вы представьте, что вы с сельским учителем разговариваете, который один на всю школу? — вступает Овчаров. — Чем конкретнее программа, тем легче учителю от этой базы переходить на те виды деятельности, к которым больше тянутся дети».

Детям, кстати, в большинстве своем нравятся игровые виды спорта, рассказывают специалисты. А вот на занятия по легкой атлетике школьники чаще всего приходят через силу, особенно им не нравится кроссовая подготовка. Но это не значит, что нужно идти на поводу у желания школьников и исключать из программы тренирующий выносливость бег, отмечает Виктор Овчаров. По его мнению, в неприязни к физкультуре нужно винить не программу, а отдельных непрофессиональных учителей.

— Грубая ошибка некоторых начинающих учителей заключается в том, что они сразу ставят детей на старт и заставляют бежать, вместо того, чтобы учить, как бежать, как сохранять темп, как поставить дыхание, чтобы от бега получать удовольствие, а не отрицательный эмоциональный всплеск. Понятно, что после этого ребята часто могут сказать: да ну ее, эту физкультуру, я не бегал и бегать не буду! Тут вопрос в учителях.

Откуда взялись учебные нормативы

Перечень нормативов, которые сдают сегодня школьники, белорусские разработчики также взяли не из воздуха. Существует система контрольных упражнений «Еврофит» — ей пользуются европейские страны и Всемирная организация здравоохранения. Белорусские ребята подтверждают уровень своей физической подготовленности по тестовым упражнениям из европейского списка.

Сама шкала, по которой учителя ставят отметки за норматив, разрабатывается на научной основе. Создается временный научный коллектив, в который входят опытные учителя-практики и ученые, определяются экспериментальные регионы и школы. Так, в последний раз масштабный эксперимент проводился в 2003-2005 годах на базе более 30 районов республики.

В начале и в конце учебного года девочки и мальчики, девушки и юноши разных возрастов выполняли одни и те же тестовые упражнения. Полученные результаты для каждого класса выстраивали по убыванию в вертикаль. Верхние 10% — это результат на десятку, от 80 до 90% — на девятку и так далее. Доказательством того, что таблицы составлены правильно, должно быть преимущество средних результатов. Так, за прошлый год в середине оказались более 82% учащихся, высокий результат — у 14% и крайне низкий — всего у 4%.

Сам принцип формирования оценочной шкалы говорит о том, что школьники не могут поголовно сдавать нормативы на «отлично», как того хотят родители. «А к нашему предмету почему-то превратное отношение, подумаешь «физ-ра»! Почему там семь? А когда по физике семерку принесет, так еще и похвалят: ой, молодец! По физкультуре все хотят иметь почему-то не ниже девятки», — возмущается Виктор Овчаров.

Нормативы позволяют судить о том, в чем хорошо подготовлены современные ребята. Так, из года в год девочки неплохо сдают поднимание туловища на время, наклон вперед, демонстрирующий гибкость. Мальчишки, как правило, хорошо пробегают короткие дистанции. А вот прыжки в длину с разбега и кроссовый бег современным ребятам даются сложно — эти упражнения требуют длительной целенаправленной подготовки.

Читайте так же:  Как оформить в дар дом

Стали ли дети быстрее, выше, сильнее

Любопытно сравнить сегодняшние нормативы с советскими, когда физкультура была в особом почете.

Возьмем учащихся выпускных классов. В далеком 1987 году, чтобы получить пятерку в беге на 100 метров, юношам нужно было выбежать из 14,2 секунды. Сегодня таких скоростных качеств отличникам будет недостаточно: ту же дистанцию надо пробегать в 13,8 секунды. Но для средних баллов норматив изменился в пользу современных ребят: с 14,5 до 14,8 секунды. Минимальный результат тоже стал мягче: было 15,0 секунды, стало 15,7.

В советское время девушкам-отличницам нужно было пробежать кросс 2000 метров за 10 с половиной минут. В наши дни любительницам высоких баллов придется пробежать эту дистанцию немного быстрее — за 10 минут и 17 секунд. Зато средних результатов, как и в случае с предыдущим нормативом, достичь стало легче.

Советские юноши могли подтянуться 12 раз и получить пятерку. Сегодня десятка дается школьникам гораздо сложнее — минимум 16 подтягиваний. Средняя отметка в прошлом ставилась за 10 подтягиваний, сегодня посредственным результатом считается 8 раз. Программа-минимум в прошлом — те же 8 подтягиваний, у современных ребят в этой графе значится цифра 1 — всего одно подтягивание.

news.tut.by

План-конспект занятия по физкультуре (1 класс) по теме:
Инструктаж по технике безопасности. Построение в шеренгу по росту. Ходьба и бег.

Предварительный просмотр:

Тема: Инструктаж по технике безопасности. Построение в шеренгу по росту. Ходьба и бег.

Место проведения: Спорт зал Время:40 мин.

1.ознакомить учащихся с содержанием по физкультуре; рассказать о предмете «физическая культура»; объяснить правила безопасного поведения в местах занятий физическими упражнениями; учить ходьбе и ее разновидности ; бегу и ее разновидности; ознакомить с построением в шеренгу по росту;

2. развитие быстроты, координации, выносливости.

3. воспитание дисциплинорованности, активности.

Тип урока: обучающий.

Метод проведения: фронтальный, групповой.

1. Построение, сдача рапорта.

2. Сообщение темы и задач урока.

3. Построение в шеренгу по росту.

4. Строевые упражнения в движении.

5. Ходьба и её разновидности:

а) ходьба на носках;

б) ходьба на пятках;

в) ходьба в полуприседе;

г) ходьба в приседе;

д) прыжки вверх на каждый шаг.

5. Бег и его разновидности:

а) бег в медленном темпе;

б) бег с захлестыванием голени;

в) бег с высоким подниманием бедра;

д) ускорение с набеганием.

6 . О. Р. У. на месте:

1. И. п. — основная стойка, руки в стороны.
В. — руки за голову, вернуться в и. п., руки перед грудью, вернуться в и. п.
2. И. п. — ноги врозь, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки.
В. — повороты туловища влево, правую руку выпрямить вперед, вернуться в и. п.; то же в другую сторону (бокс;
3. И. п. — основная стойка.
В. — взмах левой ногой влево, руки в стороны, вернуться в и. п.; то же другой ногой
4. И. п. — основная стойка, руки на поясе.
В. — наклоны туловища вперед, смотреть вперед, спина прямая, вернуться в и. п
5. И. п. — основная стойка, руки вверх.
В. — присесть на всей ступне, обхватить руками колени, голову наклонить вперед, вернуться в и. п.
6. И. п. — ноги врозь, руки в стороны.
В. — прыжки ноги вместе, руки вперед-вверх, хлопок в ладоши, вернуться в и. п.
7. Отжимание (столько раз, сколько ученик сможет, — индивидуально).

nsportal.ru

Почему физкультура в школе приносит вред детям?

Сообщения о том, что очередной украинский школьник умер на уроке физкультуры, появляются с пугающей регулярностью. Почему же вместо пользы обязательные занятия спортом причиняют ребенку вред и даже приводят к трагическим последствиям?

Каждый подобный случай вызывает бурные обсуждения и дает повод родителям в очередной раз в сердцах заявить: уроки физкультуры в школе следует отменить! Почему же вместо пользы обязательные занятия спортом причиняют ребенку вред и даже приводят к трагическим последствиям?

«ОСВОБОЖДЕННЫХ» — ПОЛОВИНА КЛАССА!

Не могу сказать, что в школе физкультура была моим любимым предметом. Более того, добрая половина нашего класса терпеть не могла ни «физру», ни физрука. И тем не менее весь класс два раза в неделю брал спортивную форму, переодевался и по мере сил и возможностей сдавал нормативы. На 30 человек в нашем классе не было ни единого освобожденного!

В современных школах картина принципиально иная — сейчас справки, освобождающие от физкультуры, имеет чуть ли не половина учеников. Неудивительно, что большинство нынешних детей и подростков — рыхлые, слабые, неповоротливые, а подняться в школе даже на четвертый этаж для них проблема.

Примечательно, что многие родители «организовывают» липовые справки своим детям вовсе не по состоянию здоровья или из соображений безопасности. Причины иногда называют такие, что просто нет слов!

— Дочка всегда была отличницей, единственная проблема — физкультура, — рассказывает мама девятиклассницы Людмилы. — Она у меня очень полная, ей трудно и бегать, и на скакалке прыгать, и приседать. А учительница физкультуры у нас принципиальная — ни в какую не желает идти Людочке навстречу. Поэтому мне проще было купить эту справку, так что дочка уже не ходит на физкультуру третий год и вполне может претендовать на медаль!

Еще более «весомая» причина оказалась у мамы пятиклассника Ильи.

— В младшей школе не было никаких проблем: спортивная форма хранилась в шкафчике, раз в 1-2 недели я забирала ее домой постирать, — рассказывает Ольга. — Однако в пятом классе началась кабинетная система, и ребенок вынужден таскать за собой дополнительный рюкзак с формой целый день! В гардероб рюкзак не принимают, в кабинете оставлять не разрешают. Я дважды поднимала этот вопрос на родительском собрании, а потом поняла: чем бороться по этому поводу со школьной администрацией — лучше взять справку и не ходить на «физру» вовсе!

Итог такого отношения печален. В классе дочери моей подруги в начале учебного года провели плановый медосмотр. Оказалось, что из 29 десятиклассников заниматься в основной группе могут всего… трое.

СДАТЬ НОРМАТИВ И УМЕРЕТЬ

Справедливости ради отмечу, что все же большинство родителей настроены не столь кардинально.

— Я — за зарядку или игры на свежем воздухе, — говорит мама двоих детей Елена. — Но я не могу согласиться с тем, что, несмотря на смерти на уроках физкультуры и изменение программы, во многих школах детей по-прежнему заставляют «ставить рекорды», не обращая внимания на слабую подготовку и плохое самочувствие. Физкультура в школе должна укреплять, а не убивать, но учителю физкультуры просто невозможно объяснить, что ребенка нельзя оздоровить, заставляя выполнять невыполнимые для него нормативы!

Современные дети действительно очень болезненные и хрупкие, но это уже вопрос к нам, родителям: кто их такими сделал? Почему многие родители задумываются о здоровье детей, когда уже становится слишком поздно? Почему мы не проводим с ними время на свежем воздухе, не учим плавать и играть в бадминтон, а молчаливо соглашаемся с тем, что они с самого детства сутки напролет проводят перед телевизором и компьютером?

О том, что школьные уроки физкультуры становятся для детей все более опасными, заговорили в 2008-м, когда прямо на уроках один за другим погибли 7 школьников. Медики забили тревогу, а специалисты Минобразования принялись пересматривать учебные планы. В школах отменили кроссы и обязательный бег, снизили пороги нормативов по подтягиванию, отжиманию, прыжкам. Кроме того, теперь в начале каждого учебного года проводятся ежегодные медосмотры (которые — будем смотреть правде в глаза! — чаще всего чистая формальность).

ЧТО ДАЛЬШЕ?

О том, что принципы, на которых базируется школьная физкультура, неплохо было бы пересмотреть, родители знают не понаслышке.

Читайте так же:  Комментарий к статье 196 ук рф

— Физкультура вообще не должна оцениваться, и, по-моему, это очевидно! — считает Наталья, мама двух дочерей 16 и 13 лет. — Мои дочки совершенно разные. Старшая — флегматичная, медлительная и совсем не спортивная, для нее присесть 15 раз — уже подвиг. Младшая — наоборот: и бегает быстрее всех в классе, и прыгает как кузнечик, и отожмется без особых усилий 15-20 раз. И глядя на них, я понимаю, что это несправедливо: младшая совершенно не напрягаясь легко получает свои «12» просто в силу спортивного телосложения, в то время как старшая ценой неимоверных усилий едва-едва вытягивает оценку на «7»! Все же тут при оценивании нужно учитывать и физическое состояние ребенка, и его старания, и работу над собой, и даже минимальный прогресс!

В том, что «надо что-то делать», сегодня убеждены не только родители, но и учителя, медики, чиновники. Нормативы постоянно снижаются, при этом уже с нового учебного года в начальной и старшей школе будет не два, а три урока физкультуры в неделю (подробнее — см. Компетентно), и это — не предел. В начале нынешнего учебного года министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник заявил, что задача министерства — «сделать так, чтобы в соответствии с нашим новым образовательным стандартом каждый день от первого до одиннадцатого класса у нас обязательно был ежедневный урок физической культуры».

Надо сказать, эти нововведения имеют как сторонников, так и противников.

Сторонники увеличения количества часов на «физру» говорят о том, что два урока в неделю — это рывковая нагрузка на организм, которая никакой пользы не приносит. Для того чтобы детское здоровье укреплялось, нагрузки должны быть регулярными.

Противники утверждают, что для внедрения нововведений в большинстве учебных заведений просто нет базы. Уже сегодня во многих школах одновременно переодеваются в крошечных раздевалках и занимаются в одном спортзале по 2-3 класса. А теперь нагрузка на спортивные помещения вырастет еще в полтора раза.

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НЕТ.

В последнее время от родителей все чаще приходится слышать, что физкультура в школе не нужна — гораздо лучше заниматься в спортивной секции, где имеются соответствующие условия. Кроме очевидного возражения по поводу того, что далеко не все школьники имеют возможность заниматься в секциях, есть еще один момент. Специалисты говорят, что такой подход нивелирует роль физкультуры в школе, которая, по идее, должна не только научить бегать и подтягиваться, но и прививать ученику азы физической культуры. Привыкнув с раннего детства не просто регулярно выполнять физические упражнения, а еще и получать от этого удовольствие и прилив бодрости, ребенок сохранит приобретенные навыки на всю жизнь. К сожалению, сегодня многие подростки отдают предпочтение сигаретно-пивному, а не спортивному досугу.

— Дело в том, что в стране физкультура как система отсутствует, и вместо этого идет массовая «футболизация» нации, — считает заслуженный учитель Украины, автор уникальных оздоровительных методик Станислав Трилис. — Что такое сегодняшний урок физкультуры в школе? Загоняют три класса в один спортивный зал, дают им мяч. Те, кто посильнее да понахальнее, лупят по мячу, остальные жмутся под стенкой. И это называется «физической культурой»!

Педагог убедился на собственном опыте: из любого больного ребенка можно не только через год сделать здорового, но и воспитать чемпиона (Станислав Трилис подготовил 140 чемпионов Украины. — Авт.). Но дело в том, что это никому не нужно, ведь работа учителя физкультуры — это каторжный труд, если им заниматься по-настоящему.

— На уроках нужно следить за правильным дыханием детей, периодически проверять пульс — кто сейчас этим занимается? В наших школах нет методики, нет соревнований, нет кружков по плаванию, легкой и тяжелой атлетике — нет ничего! И пересмотр нормативов — это не выход. Я никогда ни одного ребенка не заставлял тянуться за нормативами и рекордами, но мои ученики всегда выполняли любые требования, потому что работали по системе. Что касается снижения нормативов, то даже если утвердить, что, например, ребенок должен два километра не пробегать, а проползать, через несколько лет детское сердце перестанет выдерживать и ползанье. Так что нужно не гнать детей на выполнение норм, а учить их быть здоровыми.

КСТАТИ

Специалисты утверждают, что растущему организму требуется 10-12 часов двигательной активности в неделю, то есть ни два, ни три урока физкультуры школьника «не спасают». Родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровым и гармонично развивались, придется заинтересовать их спортивной секцией и добиться того, чтобы ребята занимались спортом вне школы.

ГЛАС НАРОДА

«Ребенок должен больше двигаться»

— Нагрузка в школе у детей сегодня очень большая — даже у малышей по пять уроков почти каждый день, — говорит Марианна, мама второклассника. — Ребенок физически не может высидеть столько времени на одном месте, ему просто необходимо движение! Поэтому уверена: раз уроков становится больше, должно быть больше и физкультуры! Я уже не говорю о том, что дети сегодня полдня проводят за партой, а полдня — за компьютером. Сейчас все эти сидяче-лежачие занятия стали очень доступными, и дети предпочитают их подвижным играм. У большинства даже прогулки на воздухе ограничиваются дорогой в школу и обратно, так пусть хоть на уроке подвигаются!

«Никакой пользы нет»

— Я бы вообще физкультуру в школе отменила, — заявляет Альбина, мама пятиклассника. — Условия для занятий спортом нет, плюс еще у нас физкультура стоит третьим уроком! Дети потные, всклокоченные, за короткую перемену едва успевают переодеться — а им тут же дают контрольную по математике! И потом целый час на собрании рассказывают, какие ребята несобранные и как они ее плохо написали.

Отдельный разговор — это школьный физрук, занятия с которым приносят ребенку не пользу, а вред. Я не знаю, сколько еще детей должно умереть на уроках физкультуры, чтобы учитель наконец уяснил: если ребенок на уроке говорит, что ему плохо, это не «отмазка»: ему действительно может быть плохо!

m.kp.ua

Техника безопасности на уроках физкультуры. Инструкция

Техника безопасности на уроках физкультуры предполагает, что ученики с ней будут ознакомлены еще до того как приступят к занятиям. Правила техники безопасности направлены на минимизацию травматизма во время уроков и обязательны к выполнению всеми участниками процесса обучения.

Здесь мы приводим лишь базовые правила техники безопасности по физкультуре. Каждое учебное заведение может видоизменить или дополнить перечень запрещенных или разрешенных действий в соответствии местными условиями. Также рекомендуем ознакомиться со статьей «Техника безопасности на уроках труда в мастерской». А для учителей младших классов, возможно, будет интересен материал, размещенный на нашем сайте, «Правила безопасности на уроках труда для младших школьников»

Вводные положения техники безопасности на уроках физкультуры

  • Во время проведения занятий по физкультуре вероятно воздействие на обучающихся таких факторов: травмы при падении на твердом покрытии или грунте, травмы при нахождении в секторе броска, травмы вследствие плохой разминки, травмы при столкновении и нарушении правил спортивных игр или обращения со спортивным инвентарем. Для минимизации рисков необходимо придерживаться техники безопасности;
  • К занятиям по физической культуре допускаются только ученики, которые прошли инструктаж по технике безопасного поведения;
  • На уроках по физической культуре участвуют только ученики, которые имеют соответствующих уровень допуска из медицинского учреждения и предоставили преподавателю документ;
  • Ученики, имеющие полное либо частичное освобождение от занятий по физкультуре, должны присутствовать на уроке.
  • После болезни ученики обязаны предоставить преподавателю справку из медицинского учреждения;
  • Учащиеся для занятий по физической культуре обязаны иметь при себе чистую спортивную обувь и спортивную форму, которые должны соответствовать месту проведения занятий. В случае если урок проводится на улице, спортивная одежда и обувь должна соответствовать текущим погодным условиям;
  • На занятиях физкультуры запрещено жевать жевательную резинку или употреблять пищу;
  • После физической нагрузки ученикам нельзя пить холодную воду во избежание простудных заболеваний.
  • Читайте так же:  Судебная практика по ч 2 ст 238 ук рф

    Положения техники безопасности на уроках физкультуры во время учебного процесса, а также до и после занятий

    Техника безопасности на уроках физкультуры до начала занятий

  • Ученики должны переодеваться в специально отведенном для этих целей помещении – раздевалке. Мальчики и девочки должны переодеваться в раздельных помещениях. На занятие ученик должен выходить в спортивной форме и обуви;
  • Перед уроком необходимо снять с себя и убрать из карманов все предметы, которые могут представлять собой опасность при занятиях физкультурой – браслеты, перстни, часы и так далее.;
  • С разрешения учителя школьники могут приходить на место проведения урока;
  • Перед уроком физкультуры с разрешения преподавателя ученики могут аккуратно подготовить спортивный инвентарь;
  • Услышав команду, ученики должны встать в строй для начала проведения урока физкультуры.
  • Инструкция по технике безопасности на уроках физкультуры во время занятий

    • Необходимо внимательно слушать и неукоснительно выполнять инструкции учителя по технике безопасности на уроках физкультуры;
    • Выполнять упражнения и брать спортинвентарь можно только после соответствующего разрешения преподавателя;
    • Выполняя групповой забег на короткую дистанцию, бежать только по свой дорожке;
    • При забеге для минимизации риска падения и столкновения после пересечения финишной черты школьник не должен резко останавливаться;
    • Нельзя выполнять прыжки на рыхлом, скользком или неровном грунте, также нельзя приземляться после прыжка на руки;
    • Перед выполнение упражнений метания необходимо удостоверится в отсутствии в секторе броска людей или посторонних предметов. Также нельзя стоять справа вблизи от метающего, находится в зоне броска во время упражнения и ходить за снарядами без разрешения преподавателя;
    • Во время упражнений выполнять соответствующие правила техники безопасности: соблюдать дистанцию, избегать несанкционированных падений, столкновений и так далее;
    • Ученикам запрещено несанкционированно менять траекторию движения, делать опасные движения или броски предметов, выполнять упражнения на брусьях и перекладине с влажными ладонями, баловаться и мешать проведению занятия;
    • При ухудшении самочувствия или получении травмы школьник обязан немедленно прекратить занятие физическими упражнениями и сообщить об этом преподавателю.
    • Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий

    • При необходимости и с разрешения преподавателя ученики убирают спортивный инвентарь;
    • Ученики после разрешения учителя по физкультуре организованно и спокойно покидают место спортивных занятий и идут в раздевалку;
    • Учащиеся переодеваются в школьную одежду и обувь;
    • Школьники хорошо моют с мылом руки и умываются.
    • Техника безопасности – это важный элемент учебного процесса, поэтому к нему надо относиться серьезно в первую очередь каждому из преподавателей, внимательно проверяя состояние инвентаря и контролируя поведения школьников.

      Чтобы не потерять статью и поделиться с друзьям в соцсетях сохраните её адрес, нажав одну из иконок:

      Или же узнать о всех новых материалах в Твиттере или RSS-ленте:


      Ознакомьтесь с похожими статьями на нашем сайте, нажмите на интересующую тему:


      bezopasnost-detej.ru

      Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?

      Главная > Консультации > омбудсмен > Какие нормативы по физкультуре предусмотрены для учащихся в школе (нормативы комплекса ГТО)?

      Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания. Чтобы дети могли чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, учиться играть в спортивные игры, поддерживать высокий уровень активности. Необходимо отметить и внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» среди обучающихся всех образовательных организаций во всех субъектах РФ, которое начнется с января 2016 г., а завершится в декабре 2016 г.

      Нормы ГТО, ФГОС предъявляют высокие требования к уровню формирования у детей здорового образа жизни. Таким воспитанием и занимаются педагоги физической культуры. Особую категорию учащихся составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети из специальной группы здоровья. Для них в школе создаются специальные условия прохождения программы по физической культуре и специальные условия оценивания их деятельности.

      Классификация обучающихся в зависимости от состояния здоровья, особенности оценивания детей из специальной и подготовительной групп здоровья, требования и нормативы комплекса ГТО, гигиенические требования к уроку физкультуры определены в следующих нормативных актах.

      Требования к учащимся на уроке физкультуры зависят от того, к какой группе здоровья относится ребенок. От этого зависит и его допуск к сдаче нормативов ГТО.

      В соответствии с Письмом на уроке физкультуры дети распределяются на несколько групп.

      Основная группа здоровья (I группа)

    • Разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
    • Обучающиеся основной группы здоровья допускаются к выполнению нормативов ГТО.
    • Подготовительная группа здоровья (II группа)

    • Дети, относящиеся к подготовительной группе здоровья, допускаются к выполнению нормативов ГТО после дополнительного медицинского осмотра.

    Специальная группа здоровья (III группа)

    • Физкультурно-оздоровительная работа проходит с учетом заключения врача.
    • Дети занимаются со снижением физической нагрузки.
    • Учитель физкультуры и школьный врач должны знать об особенностях здоровья ребенка в специальной группе здоровья. В качестве тестов допустимо использовать строго определенные упражнения, которые не противопоказаны ребенку (Письмо).
    • Дети из этой группы здоровья не допускаются к выполнению нормативов ГТО.
    • Специальная группа здоровья делится на:

      1. Подгруппу «А» — обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые могут быть переведены в подготовительную.

      2. Подгруппу «Б» — обучающиеся с необратимыми заболеваниями.

      Как аттестовать учащихся, которые относятся ко II и III группе здоровья?

      Выдержки из Письма.

    • Учитель должен заметить даже незначительные и малозаметные изменения в физических возможностях ученика и выставить положительную отметку.
    • Если ученик не продемонстрировал динамики в формировании умений и навыков по предмету, то все равно должна быть выставлена положительная оценка.
    • В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
    • Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
    • Как определить нормативы выполнения заданий для учащихся из основной группы здоровья?

      С введением комплекса ГТО в начале 2016 г. каждое образовательное учреждение столкнется с необходимостью подготовить учащихся к выполнению нормативов ГТО. До экспериментального введения комплекса ГТО нормативы по уровню физической подготовленности в официальных документах определены не были. Использовались нормативы, которые описывались в различных примерных программах по физическому воспитанию.

      В программу учебного курса, образовательную программу по предмету «Физическая культура», программы внеучебных курсов по физическому воспитанию должна быть включена деятельность, которая обеспечит выполнение испытаний комплекса ГТО, подготовит к тестированиям комплекса ГТО («Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением Всероссийского фзкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утв. Минобрнауки России, Минспортом России от 31.10.2014).

      Структура комплекса предполагает 11 ступеней и включает возрастные группы обучающихся с 1 — 11 класс (Постановление Правительства «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» № 540 от 11.06.2014 г.). Первые пять ступеней охватывают возраст обучающихся с 6 до 17 лет, то есть период обучения в школе.

      Для каждого возраста определен норматив, выполнив который обучающийся получит знак ГТО (золотой, серебряный, бронзовый). Нормативы ГТО станут ориентиром, на который необходимо будет равняться при составлении образовательной программы по физкультуре. Особую значимость приобретает сдача нормативов ГТО для выпускников школ, которые могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в ВУЗ.

      Для получения знака отличия комплекса ГТО обязательны тесты по определнию уровня развития скоростных возможностей, выносливости, силы, гибкости и т. д. К выпускникам школ предъявляются следующие требования (Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» № 575 от 8.06.2014 г..):

      eduface.ru


    Обсуждение закрыто.