Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Статья управление муниципальной собственностью

113. Управление муниципальной собственностью

113. Управление муниципальной собственностью

Статья 130 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью. Статья 132 Конституции указывает на право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью и относит это их полномочие к вопросам местного значения. Данные нормы следует рассматривать в совокупности с п. 2 ст. 132 Конституции, установившим, что передача государственных полномочий на муниципальный уровень должна сопровождаться передачей соответствующих материальных и финансовых средств.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 215 ГК, муниципальной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

В соответствии со ст. 125 ГК РФ право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. По специальному поручению указанных органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования эти права могут также осуществлять государственные органы, иные органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Согласно ст. 124 ГК РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. При этом к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей муниципальных образований как субъектов гражданского права.

Похожие главы из других книг

Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для

Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью

Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ж

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности

Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности 1. Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или

Статья 215. Право муниципальной собственности 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.2. От имени муниципального образования права собственника

Статья 330. Передача или собирание сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства

Статья 330. Передача или собирание сведений, составляющих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства 1. Передача или собирание с целью передачи иностранным предприятиям, учреждениям, организациям или их представителям экономических,

Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жи

Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

4. Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы В ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба определена как

8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы

8. Управление реализацией государственной кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы Вопросы организации государственной и муниципальной службы — это прежде всего разработка и реализация кадровой политики на федеральном, субъектов Федерации

36. Понятие муниципальной службы (продолжение)

36. Понятие муниципальной службы (продолжение) Должность муниципальной службы – должность в органе МСУ аппарате избирательной комиссии МО, которые образуются в соответствии с уставом МО, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа

Статья 215. Право муниципальной собственности

30. Право государственной и муниципальной собственности

30. Право государственной и муниципальной собственности Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность — имущество, принадлежащее на праве собственности Российской

Глава 4. Как правильно управлять своей собственностью? Субъективное право каждого собственника составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение.Право владения– это охраняемая законом возможность фактического обладания вещью. В этом праве находит

16.3 Управление интеллектуальной собственностью

16.3 Управление интеллектуальной собственностью Следует заметить, что единично применяемые в настоящее время процедуры управления интеллектуальной собственностью не всегда отличаются совершенством и зачастую неэффективны. Трудности в этой сфере связаны прежде всего с

90. Понятие муниципальной собственности

90. Понятие муниципальной собственности В соответствии со ст. 215 ГКРФ муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. В настоящее время не существует единого

Глава 4. Как правильно управлять своей собственностью?

Глава 4. Как правильно управлять своей собственностью? Субъективное право каждого собственника составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение.Право владения – это охраняемая законом возможность фактического обладания вещью. В этом праве находит

law.wikireading.ru

Особенности управления муниципальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Буравков Сергей Валерианович

Показана роль субъектов и объектов муниципальной собственности в обеспечении развития муниципалитета. Раскрываются особенности управления муниципальной собственностью , исходя из специфики ее правовой и экономической природы.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Буравков Сергей Валерианович,

Peculiarities of Municipal Property Management

The role of municipal property subjects in the municipality development maintaining is shown. Peculiarities of municipal property management are revealed regarding the specifics of its legal and economic nature.

Текст научной работы на тему «Особенности управления муниципальной собственностью»

региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17 дек. 2010 г. № 1042 (в ред. постановления Правительства РФ от 28 июля 2011 г. № 628) // СЗ РФ. 2010. № 52 (ч. 1). Ст. 7102.

Читайте так же: Perfect time правила

6. Рылъко Д. Почему мы не Бразилия. Аграрное чудо за 20 лет: [сайт Института конъюнктуры аграрного рынка]. иКЬ: http://www.ikar.ru/articles/32.html

7. О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: Федер. закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ О // СЗ РФ. 2011. № 31. Ст. 4700.

S.V. Buravkov Peculiarities of Municipal Property Management

Key words and word-combinations: property, subject, object, management, municipal.

Показана роль субъектов и объектов муниципальной собственности в обеспечении развития муниципалитета. Раскрываются особенности управления муниципальной собственностью, исходя из специфики ее правовой и экономической природы.

Ключевые слова и словосочетания: собственность, субъект, объект, управление, муниципальный.

УДК 338.24:351.711 ББК 65.050+67.401.11

С.В. Буравков ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

современном обществе удовлетворение многообразных потребностей человека осуществляется через определенные форМЫ1 реализации собственности — частную и публичную.

Публичная собственность объективно необходима в любом обществе. Она являет собой специфическую форму присвоения, когда исключительное и абсолютное право на владение, распоряжение и пользование объектом собственности принадлежит обществу как совокупности индивидуумов.

Особенности обобществления в каждой конкретной стране могут быть различными. Чаще всего они определяются сложившимися размерами и структурой потребностей в обществе, а также административно-территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, ее экономическое содержание, назначение и формы реализации на всех уровнях качественно не различаются.

Для современной России характерно вы-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 19 7

деление трех уровней публичной собственности: государственного федерального, государственного субъектов Федерации и муниципального. Поскольку субъектами собственности выступают не конкретные физические лица, а определенная общность людей, то речь идет об ассоциированном делегировании этой общностью части функций собственника (без отчуждения права собственности) представительным и исполнительным органам власти соответствующего уровня.

В экономических исследованиях и дискуссиях традиционно большое внимание уделяется государственной собственности. Однако именно муниципальная собственность является важнейшим фактором развития локальных рынков и институциональной среды для формирования и жизнедеятельности домашних хозяйств.

Управление муниципальной собственностью представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который характеризуется особенностями субъектнообъектных отношений и преимущественной направленностью на процессы не производства, а потребления с целью реализации территориальных интересов населения. Эффективное управление муниципальной собственностью невозможно без осознания содержания, особенностей целевого развития, субъектно-объектного состава, специфики экономических отношений в рамках управляющих воздействий.

Особенностями формирования отношений муниципальной собственности объясняются различные подходы к определению ее содержания. Так, Е.Г. Ша-ломенцева определяет муниципальную собственность как «самостоятельную форму собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляющий собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в процессе реализации ими социально-экономических функций и иными субъектами экономической деятельности и обеспечивающих условия сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества» [1, с. 7]. Н.С. Бондарь и С. А. Зинченко указывают, что «муниципальная собственность -это отношение населения соответствующей территории к объектам, закрепленным за данным образованием, как к своим» [2, с. 86-96.].

В части первой Гражданского кодекса РФ (ст. 215) муниципальная собственность трактуется как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [3]. Следовательно, основными признаками муниципальной собственности являются ее вещное содержание и принадлежность муниципальному образованию. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 50) содержит перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность [4].

Однако более важно классифицировать, а не просто перечислить объекты собственности. Например, все объекты муниципальной собственности могут быть разделены на распределенное и нераспределенное имущество. К распределенному имуществу относятся объекты, закрепленные за муниципальными пред-

1 98 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

приятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах; к нераспределенному, составляющему казну соответствующего муниципального образования, — средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями. Данная квалификация имеет смысл с точки зрения определения правового режима соответствующего имущества, порядка его использования в целях установления единых подходов к управлению в отношении каждой категории объектов.

Субъекты муниципальной собственности могут быть классифицированы, например, исходя из их участия в воспроизводстве муниципальной собственности и степени реализации себя как собственника.

В системе местного самоуправления устанавливается определенная иерархия полномочий между субъектами, управляющими муниципальной собственностью. На первом уровне собственник (население) муниципального образования реализует свои права на объекты! муниципальной собственности и управление ими как путем референдума или через иные формы непосредственной демократии, так и через избранный им представительный орган местного самоуправления. На втором уровне избранный населением представительный орган муниципального образования является основным субъектом управления муниципальной собственностью. Этот орган по существу выполняет объединительную функцию, организуя население данной территории, и осуществляет контроль за деятельностью исполнительно-распорядительных органов, в том числе в сфере собственности. На третьем уровне исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления детализируют отношения муниципальной собственности и управления ею в организационно-техническом, властно-управленческом аспектах. Наконец, на четвертом уровне развитие отношений муниципальной собственности связано с деятельностью муниципальных предприятий и учреждений в рамках реализации права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Основной субъект муниципальной собственности — население конкретного муниципального образования, делегирующее функции собственника органам местного самоуправления. Юридически закреплено (ст. 125 ГК РФ, ч. I), что «от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» [3]. Компетенция органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью складывается из полномочий (прав и обязанностей), необходимых для реализации вопросов местного значения в сфере жизнедеятельности населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. Органам местного самоуправления как выразителям конкретных интересов населения приходится учитывать их в своей деятельности.

Сопоставляя вопросы местного значения и состав муниципального имущества, перечисленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», можно выделить три группы управленческих воздействий на объекты муниципальной собственности:

— организация и содержание (муниципальных учреждений образования и

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 199

здравоохранения; жилищного фонда; муниципальных электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения; автомобильных дорог общего пользования; земельного контроля; муниципальных архивов; библиотек; объектов культурного наследия; благоустройства и озеленения территории; ритуальных услуг;

— создание условий (для жилищного строительства, предоставления транспортных услуг; организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; развития массовой физкультуры и спорта; обеспечения нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями; жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; для массового отдыха; противопожарной службы);

— участие в регулировании (охраны окружающей среды; последствий чрезвычайных ситуаций; использования водных объектов, лесного фонда).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления вправе решать и иные вопросы, но только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов.

Основные направления управленческих воздействий органов местного самоуправления на объекты муниципальной собственности подтверждают специфику природы муниципалитета, состоящую в двойственности характера его развития, с одной стороны, как публично-правового образования, а с другой -как хозяйственного корпоративного субъекта муниципальной социально-экономической системы. Рассмотрение особенностей управления муниципальной собственностью невозможно без определения функции целевого развития субъектно-объектных отношений.

Принципиально то, что управление муниципальной собственностью ориентировано не на получение прибыли или ренты (хотя то и другое может целенаправленно или случайно создаваться), а на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий. Его функции определяются стоящими перед органами местного самоуправления приоритетами в достижении установленных целей и решении ключевых проблем. Миссия любого муниципального образования реализуется как выполнение фундаментальных задач управления муниципальной собственностью, в их числе следующие:

1) регулирование соотношения объемов и масштабов деятельности частной и публичных форм собственности на локальных рынках данной территории, осуществляемое в виде приватизации и муниципализации, предоставления концессии, регистрации и учета (прежде всего недвижимости), лицензирования, налогового регулирования и т.п.;

2) хозяйственное использование объектов права собственности — путем создания муниципальных организаций или участия в частных структурах, прямого заключения сделок по предоставлению муниципальных услуг;

3) грамотное задействование возможностей, предоставляемых рынком ценных бумаг и механизмом муниципальных займов;

Читайте так же: Кулагин гимназия 9 увольнение

4) управление местным бюджетом через создание эффективного механизма его исполнения за счет доходов от реализуемых благ и услуг, прибыли контролируемых предприятий и фирм, самообложения граждан. Данный механизм

2 00 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

должен предопределять вложение средств не в выполнение функций органов местного самоуправления и обеспечение деятельности подведомственных организаций, а в изменения, которые следует произвести для достижения необходимого роста качества жизни и большей доступности благ и услуг;

5) создание и поддержание муниципальной казны, стратегических резервов и осуществление финансового управления в интересах жителей, включая процедуры специализированных и специфичных инвестиций.

Спецификой экономических отношений в рамках управления муниципальной собственностью можно считать определение в интересах всех жителей направлений использования объектов собственности, контроль за распоряжением активами с точки зрения ущерба, который может быть нанесен поселению, природной среде, безопасности жизни, формирование муниципального сектора экономики, содействие домашним хозяйствам и, конечно, финансовое управление, нацеленное на сохранение и увеличение ценности объектов муниципальной собственности, а также создание стратегических резервов.

Управление муниципальной собственностью призвано обеспечивать не просто наполняемость бюджета, а качество решения вопросов местного значения, защищенность и развитие локальных рынков, формирование человеческого потенциала. Социальные и политические цели так или иначе должны быть ориентированы на создание доверия к органам местного самоуправления. При этом решения и действия должностных лиц должны стать предсказуемыми и результативными.

Вопросы собственности выступают как функционально обособленное направление работы органов местного самоуправления, но его результаты, по сути, отражают интегральный успех или неуспех их деятельности. Подчеркнем, что задачи, стоящие перед органами местного самоуправления, не могут быть решены только за счет налоговых доходов и бюджетных трансфертов. Грамотное распоряжение собственностью должно иметь не только экономическое, но и социальное измерение. К примеру, какую пользу получают жители от сдачи в аренду муниципального нежилого фонда — вот что должно определять объемы аренды, а не «голые цифры» перечислений в бюджет. Одновременно необходимо строго следить, чтобы расходы на содержание подотчетной недвижимости, безусловно, покрывались доходами от ее хозяйственного или финансового использования.

В связи с изложенным необходимо, на наш взгляд, изменить подходы к управлению муниципальной собственностью, используя системный анализ особенностей данной формы собственности и специфики ее реализации на современном этапе развития экономических отношений. Важно преодолеть сложившуюся практику управления имуществом муниципального образования, которая сводится к его перманентному содержанию и формированию расходных обязательств или к откровенной реализации частных интересов, и перейти к управлению, основанному на понимании особенностей муниципальной собственности, состоящих прежде всего в создании полезных общественных благ и повышении ценности публичных активов.

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 2 01

Понимание особенностей управления муниципальной собственностью позволит выявить недостатки в решении вопросов местного значения с учетом форм использования объектов собственности и имущественных правомочий. Следует оценить условия и эффективность реализации вопросов местного значения, основываясь на SWOT-анализе функционирования субъектов муниципальной экономики в разрезе параметров локального рынка и предоставления товаров и услуг в фокусе их доходности и ценности.

Требуется осуществить полную спецификацию субъектно-объектных отношений муниципальной собственности. Это предполагает, что каждый элемент пакета правомочий, делегированного в рамках управления муниципальной собственностью, имеет определенного субъекта. В качестве элементов же выступают такие компетенции, как управление по контракту, совершение определенных сделок, предпринимательство в режиме хозяйственного ведения (оперативного управления), использование активов на условиях аренды и т.п. Такая спецификация явится основой для составления и последующего анализа полного реестра объектов муниципальной собственности, субъектов и получаемого ими дохода, направлений и форм его последующего использования.

В рамках спецификации прав собственности выделяются следующие объекты управления: земля и земельные ресурсы; недвижимость (жилой и нежилой фонд); муниципальные предприятия и бюджетные учреждения; активы бюджетных организаций; активы, переданные юридическим и физическим лицам по тем или иным основаниям; ценные бумаги; муниципальная казна. Перечисленные области управления должны получить правовое и организационное оформление, закрепленное в соответствующих муниципальных правовых актах.

Выявление и анализ особенностей субъектно-объектных отношений муниципальной собственности позволит повысить эффективность инвестиционной политики муниципального образования, формировать стратегию управления бюджетными расходами и местной казной, определять и реализовывать системный подход к управлению муниципальной собственностью в интересах населения муниципального образования. В результате применения описанного подхода принятие решений органами местного самоуправления обеспечивается информацией о том, кто и в связи с чем несет расходы, кто и в связи с чем получает доходы, кто несет ответственность за снижение стоимости активов и что лежит в основе заключения контрактов, проведения сделок, разрешения конфликтов по использованию муниципальных ресурсов.

Управление муниципальной собственностью должно строиться на разделении системы стимулов в отношении предпринимательских, административных и политических компетенций, ограничении влияния бюрократии на принятие решений по вопросам хозяйствования, планирования, осуществления сделок, необходимости четкого разделения правомочий между населением, органами и должностными лицами местного самоуправления. При организации управления муниципальной собственностью важно заменить администрирование менеджментом — профессиональным контрактным управлением на базе безусловного исполнения обязательств и контроля над остаточным доходом. Необходи-

2 02 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

мо внедрять современные технологии управления, контроллинга, франчайзинга, аутсорсинга, реинжиниринга.

Учитывая особенности муниципальной собственности, управление ею должно быть централизовано в специальном органе местного самоуправления, а не в управляющей компании, преследующей частные интересы и имеющей привлеченный частный капитал. Такое «агентство» по управлению собственностью должно выступить в роли центра инвестиций, который определяет плановые «суммы покрытия» для центров ответственности, хозяйственных и других организаций, использующих объекты муниципального образования на основе соответствующих нормативных правовых актов.

Настало время, когда требуется переосмыслить и соответствующим образом реорганизовать систему управления муниципальной собственностью, в частности цели и решаемые задачи, объекты (нельзя ограничиваться вопросами аренды и унитарных предприятий) и исполнительные органы, ключевые принципы формирования и использования потенциала публичных активов.

Сегодня остро ощущается необходимость осознания особенностей управления муниципальной собственностью с целью ориентации на повышение устойчивости функционирования и эффективности использования объектов, совершенствования форм и методов обеспечения сохранности и результативного применения имущества, регулирования экономических отношений в рамках владения, пользования и распоряжения объектами собственности. Институциональная база управления собственностью любого муниципального образования должна формироваться применительно к его специфичным условиям в целях эффективного распоряжения публичными активами, увеличения их ценности и грамотного оперирования возможностями территории.

1. Шаломенцева Е.Г. Совершенствование процесса управления муниципальной собственностью в условиях реформы местного самоуправления в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. экон. наук. М., 2004.

2. Бондарь Н. С., Зинченко С.А. Городской совет и администрация: проблемы разграничения полномочий в сфере муниципальной собственности // Государство и право. 2003. № 3.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51 -ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Специфика управления муниципальной собственностью в современных экономических условиях России Текст научной статьи по специальности «Экономика города. Урбанизация. Городское развитие»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Днепровская Любовь Алексеевна

Рассматриваются особенности управления муниципальной собственностью в условиях современной экономики и изменения законодательства, выделяются отличительные черты собственности муниципальных образований, даются рекомендации по управлению муниципальной собственностью .

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Днепровская Любовь Алексеевна,

The features of municipal property management in the conditions of modern economy and changes in legislation are studies the distinctive features of the municipal property are marked out and the recommendations for the management of municipal property are given.

Текст научной работы на тему «Специфика управления муниципальной собственностью в современных экономических условиях России»

УДК 332.8:352 (47) Л.А. ДНЕПРОВСКАЯ

ББК 65.44 (2Рос) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: dneprovsk@mail.ru

СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РОССИИ

Рассматриваются особенности управления муниципальной собственностью в условиях современной экономики и изменения законодательства, выделяются отличительные черты собственности муниципальных образований, даются рекомендации по управлению муниципальной собственностью.

Читайте так же: 8 закона оперативно-розыскной деятельности

Ключевые слова: муниципальная собственность, управление муниципальной собственностью.

post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: dneprovsk@mail.ru

THE FEATURES OF MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF MODERN ECONOMY OF RUSSIA

The features of municipal property management in the conditions of modern economy and changes in legislation are studies; the distinctive features of the municipal property are marked out and the recommendations for the management of municipal property are given.

Keywords: municipal property, municipal property management.

Муниципальное имущество вместе со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами составляет экономическую основу местного самоуправления. К вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.

Эффективное управление этим сектором экономики является важнейшей задачей местных органов власти, без выполнения которой невозможны нормальное функционирование муниципалитета и его развитие. В 2008 г. в государственный реестр России было включено 24 151 муниципальное образование, в собственности которых находится 21 909 муниципальных унитарных предприятий, 103 312 муниципальных учреждений образования, 8 342 муниципальных учреждения здравоохранения, 37 345 муниципальных учреждений культуры, 10 626 муниципальных учреждений спорта [2].

Определение муниципальной собственности, предлагаемое законодательством России, — имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, — не дает полной информации о его составе, назначении и особенностях.

По мнению С.В. Королева, муниципальная собственность представляет собой совокупность публичных объектов, основная функция которых — универсальная служебная, для общего блага [1]. В соответствии с этим можно выделить два вида публичных объектов: объекты управленческого назначения, необходимые для функционирования муниципальной власти и обеспечения соответствующего уровня управления, и объекты общего пользования, непосредственно обеспечивающие осуществление общественных интересов, в функционировании которых заинтересован каждый житель муниципального образования.

© ЛА. Днепровская, 2010

Согласно Гражданскому кодексу РФ, по режиму функционирования объектов муниципальной собственности выделяют:

— средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, которое составляет муниципальную казну;

— муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения;

— муниципальные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления.

Как следует из этих подходов, в состав муниципальной собственности вводятся объекты с различными режимами функционирования (хозяйственное ведение, оперативное управление и режим муниципальной казны), используемые только в целях выполнения основной функции муниципальной власти — удовлетворения потребностей населения.

Что касается субъектов, то с юридической точки зрения собственник муниципального имущества — население. Однако фактически от его имени права осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (избранные населением органы и должностные лица). То есть население — собственник первого уровня, а местные органы власти — второго.

Таким образом, можем выделить особенности муниципальной собственности. Во-первых, с ее помощью решаются конкретные вопросы местного значения в целях удовлетворения потребностей населения территории.

Во-вторых, в ходе решения этих конкретных вопросов достигаются более глобальные цели: развитие всего муниципального образования, его инфраструктуры, наполнение местного бюджета и т.д.

В-третьих, собственность — это основа экономической и политической независимости и самостоятельности муниципалитетов. Благодаря эффективному использованию имущества местные органы власти влияют на структуру экономики муниципального образования, его инвестиционную привлекательность, активность бизнеса и т.д.

В-четвертых, в отличие от частной собственности, муниципальная служит общественному благу.

И наконец, первичным собственником муниципального имущества является население территории, а органы местной власти осуществляют непосредственное управление ею.

Перечисленные особенности необходимо учитывать при управлении муниципальной собственностью в качестве базовых принципов. При этом следует учесть ограничения, касающиеся использования имущества, и то, как они влияют на эффективность управления им.

В федеральном законодательстве появилось новое направление развития в сфере управления муниципальным имуществом. Логика законов заключается в движении не от собственности к полномочиям, а от полномочий к собственности. Если в одной из предыдущих редакций федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 ключевые фразы в формулировке перечня вопросов местного значения включали слова «обеспечить», «предоставить», «организовать», то в действующей редакции закона большая часть перечня начинается со слов «создание условий». В законе прописаны критерии сохранения имущества в муниципальной собственности. У муниципального образования должно остаться только то имущество, которое необходимо для решения вопросов местного значения, для осуществления государственных полномочий, переданных муниципалитетам, и для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Непрофильное имущество до 1 января 2012 г. должно быть отчуждено или перепрофилировано.

В сфере жилья за муниципалитетами остается только социальное жилье, используемое для обеспечения малоимущих граждан. В сфере ЖКХ, согласно концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», один из механизмов повышения эффективности муниципального коммунального хозяйства — ускоренное замещение унитарных предприятий частными операторами или перевод в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры. То есть в собственности муниципалитета может остаться только сете-

Известия ИГЭА. 2010. № 3 (71)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

вая инфраструктура, эксплуатация которой должна проходить на условиях передачи в аренду или в концессию частным лицам.

Таким образом, у муниципальных образований остается в собственности только то имущество, которое необходимо им для выполнения задач муниципальной власти. Не допускается использование муниципального имущества в коммерческих целях, так как это влечет за собой изменение его правового режима на общегражданский, в связи с чем появляется возможность отчуждения этого имущества по обязательствам вследствие поданного иска. Однако отчуждение данного имущества, в свою очередь, повлечет за собой невозможность исполнения муниципальным образованием своих полномочий.

Это нововведение законодателей имеет неоднозначную оценку. Основными ожидаемыми положительными результатами реформирования называют достижение оптимального баланса публичного и частного имущества в экономике и повышение эффективности использования имущества при смене собственника.

Однако существует вероятность, что данная мера снизит возможность наращивания доходов за счет использования рыночных механизмов в управлении собственностью у муниципалитетов; уменьшит мотивацию к экономическому развитию территорий; понизит возможность разработки и реализации перспективных планов развития муниципальных образований и т.д.

В соответствии с вышесказанным получаем определение муниципальной собственности: это самостоятельная форма собственности, представляющая собой экономические отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности органами местного самоуправления, возникающие в целях выполнения задач местной власти, а не для использования их в коммерческих целях, обеспечивающих условия сохранения

и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования с целью удовлетворения потребностей населения муниципального образования.

Безусловно, такая постановка вопроса влечет за собой множество проблем. Один из возможных вариантов — то, что муниципалитет может лишиться не только управленческих и контрольных функций по отношению к имуществу, но и части доходов в местном бюджете, так как получение доходов от использования собственности — средство решения вопросов местного значения, т.е. денежное обеспечение полномочий.

Следовательно, в целях эффективного управления собственностью муниципальному образованию требуется оптимизировать ее структуру (по признакам доходности и степени необходимого влияния в основных сферах жизнеобеспечения) в соответствии с требованиями законодательства. При этом одна из преследуемых целей — не допустить снижения экономической самостоятельности муниципалитета в части доходов. Для этого надо стремиться повышать эффективность управления, используя все современные методы и финансовые инструменты; выбирать наиболее оптимальные формы передачи непрофильного имущества (приватизация, аренда, концессия, передача в доверительное управление и т.д.), учитывая результаты планирования доходов, в том числе в долгосрочной перспективе. Следует обратить внимание на оптимальность планов приватизации муниципальной собственности, на контроль за использованием и сохранностью имущества, а также за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Не стоит исключать использование дополнительных источников доходов (например, доли муниципального образования в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, муниципальных кредитов и др.).

Список использованной литературы

1. Королев С.В. Теория муниципального управления: учеб. пособие. М., 1999.

2. Регионы России: Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008.

1. Regiony Rossii: Sotsial’no-economicheskie pokazateli. 2008: stat. sb. / Rosstat. M., 2008.

cyberleninka.ru