Собственность план с8

Собственность план с8

Готовые планы C8 по обществознанию

Новый номер — 35.

Общество
1) Роль семьи в жизни человека и общества
2) Общественные отношения и их виды
3) Общество как целостная система
4) Формы государства
5) Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности
6) Экологический кризис как глобальная проблема современности
7) Этнос
8) Социальный институт
9) Многовариантность общественного развития
10) Общество как сложная динамическая система
11) Типы обществ
12) Глобализация
13) Социальное государство
14) Основные сферы общественной жизни
15) Социально-демографические проблемы современности
16) Российское образование в XXI веке
17) Деятельность – основа существования и развития общества.
18) Конформизм и девиантное поведение.
19) Общественный прогресс
20) Многовариантность и движущие силы развития общества
21) Наука в жизни современного общества
22) Глобальные проблемы человечества — угроза 21 веку
23) Развитие общества
24) Подходы к изучению общества
25) Общество и природа
26) Образование как социальный институт.
27) Воинская обязанность гражданина РФ
28) Молодежь как социальная группа
29) Социальная мобильность
30) Социальная норма
31) Этническая общность
32) Нации и межнациональные отношения
33) Проблема Севера и Юга и пути её решения
34) Отклоняющееся поведение
35) Социальный конфликт
36) Малая социальная группа и ее роль в обществе

Человек
1) Потребности и интересы человека
2) Деятельность
3) Мировоззрение
4) Человек как духовное существо
5) Человек, индивид, личность
6) Внутренний мир человека
7) Изменение взаимодействия человека и природы в процессе общественного развития
8) Цель и смысл жизни
9) Свобода и ответственность
10) Человек как продукт эволюции
11) Биологическое и социальное в человеке
12) Человек есть существо общественное в большей степени, нежели всякого рода стадного животного
13) Социализация личности
14) Проблема неполных семей
15) Биосоциальная природа человека
16) Бытие
17) Мышление

Познание
1) Проблема познаваемости мира
2) Наука
3) Истина
4) Познание и знание
5) Искусство
6) Духовная деятельность
7) Многообразие путей познания мира

Политика
1) Государственный бюджет
2) Государство как институт политической системы
3) Роль политических партий в жизни общества
4) Основные ценности демократии
5) Избирательные системы
6) Политическая идеология
7) Осуществление власти в РФ
8) Политическое поведение
9) Политическое лидерство
10) Политические идеологии
11) Роль выборов в политическом процессе
12) Политический процесс как совокупность видов политической деятельности субъектов
13) Политическая система как целостный механизм осуществления политической власти и
Управления обществом
14) Выборы в Гос. Думу РФ
15) Роль СМИ в политической жизни
16) Разделение властей в РФ
17) Механизм государственного регулирования экономики
18) Политическая власть как особый вид общественных отношений
19) Современные политические идеологии
20) Демографическая ситуация в современной России
21) Тенденции развития демографического кризиса
22) Политическое участие
23) Избирательная кампания в РФ
24) Политический режим (ПР)
25) Политический плюрализм. Становление многопартийности в России.
26) Политические партии
27) Политическое сознание и политическое поведение
28) Законотворческий процесс в РФ
29) Межнациональные конфликты в современном мире и пути их предотвращения
30) Политические отношения
31) Многопартийность и партийные системы
32) Политические организации

Экономика
1) Налоги
2) Экономика и ее роль в жизни общества
3) Экономический рост
4) Экономика и государство
5) Инфляция
6) Финансы в экономике
7) Человек в системе экономических отношений
8) Мировая экономика
9) Механизмы гос. регулирования экономики
10) Предпринимательство
11) Роль экономики в жизни общества
12) Производство
13) Экономика: наука и хозяйство
14) Рынок и рыночный механизм
15) Финансовые институты
16) Экономическая свобода и социальная ответственность
17) Основные типы экономических систем
18) Государство в рыночной экономике
19) Фирма в экономике
20) Место информации в современной экономике.
21) Деньги. Инфляция
22) Фирма как субъект рыночной экономики
23) Понятие и механизм рынка
24) Конкуренция
25) роль конкуренции в рыночной экономике
26) Рыночная экономика
27) Рациональное поведение потребителя и производителя
28) Торговля и обмен, их роль в экономической жизни общества
29) Роль денег в экономике.
30) Занятость и безработица
31) Банки и банковская система
32) Экономическая система
33) Основные виды деятельности человека в экономике
34) Экономика как наука
35) Налоговая система
36) Предпринимательская деятельность и ее формы
37) Участие государства в экономической жизни общества
38) Деньги как живительная сила экономики

Право
1) Правовой статус налогоплательщика в РФ
2) Правонарушение
3) Право в системе социальных норм
4) Гражданство РФ
5) Право собственности
6) Гражданские правоотношения
7) Воинская обязанность
8) Правовое государство и гражданское общество
9) Уголовный процесс
10) Система российского права
11) Конституция РФ — основной закон общества и государства
12) Нормативно-правовой акт как источник права
13) Юридическая ответственность
14) Отношения супругов
15) Правовое государство
16) Уголовное право
17) Гражданское право
18) Трудовые правоотношения (трудовое право)
19) Основы конституционного строя РФ
20) Правовое регулирование семейных отношений
21) Право – регулятор общественных отношений
22) Гражданский процесс

Социальные отношения
1) Соц. структура (стратификация)
2) Семья как социальный институт
3) Социальная роль
4) Социальные группы
5) Взаимодействия человека и природы
6) Социальная мобильность и изменение социального статуса
7) Противоречия социального прогресса
8) Семья в современном обществе.
9) Межэтнические отношения в современном мире
10) Социальный контроль
11) Социальный статус и социальная роль
12) Мораль как регулятор социальных отношений
13) Целостность и противоречивость современного мира.
14) Семья и брак как соц. институты
15) Межнациональные отношения
16) Социальная стратификация и ее типы
17) Вертикальная социальная мобильность

Культура
1) Человек и культура
2) Культура и духовная жизнь
3) Средства массовой информации СМИ)
4) Культура как общественный феномен
5) Современные угрозы культуре и духовному развитию человека.
6) Религия как форма духовной культуры
7) Культура.
8) Мораль и золотое правило нравственности
9) Диалог культур

4ege.ru

Выполнение задания Ч.С8 план. Задание Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мышление и деятельность». Составьте план, в соответствии с которым. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемpedsovet.org

Похожие презентации

Презентация на тему: » Выполнение задания Ч.С8 план. Задание Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мышление и деятельность». Составьте план, в соответствии с которым.» — Транскрипт:

1 Выполнение задания Ч.С8 план

2 Задание Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мышление и деятельность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3 План: 1.Понятие деятельность 2.Виды деятельности 2.1. Практическая и духовная 2.2.игра, учение, труд, творчество 2.3.целенаправленная, ценностно- рациональная, аффективная, традиционная 3.понятие мышление 4 Виды мышления

4 4.1.понятийное 4.2.образное 4.3.вербально-речевое 4.4. деятельностно-орудийное 5. Неразрывность деятельности с мышлением 5.1.мотив деятельности формирует мышление 5.2.мышление в процессе постановки цели деятельности 6.Мышление и деятельность обладают личностным характером

5 Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

6 Оценивание При анализе ответа учитываются: корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

7 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). 3 балла

8 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 балла

9 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1 балл

10 Оценивание План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы. 0 баллов

11 Задание Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Рынок труда». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

12 Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Труд как экономический ресурс. 2. Спрос и предложение на рынке труда. 3. Сегментация рынка труда: а) руководители высшего звена; б) специалисты с высшим образованием; в) персонал средней квалификации; г) высококвалифицированные рабочие и др. 4. Мотивация труда и трудовые отношения: а) оплата труда; б) развитие экономической демократии. 5. Безработица: а) сущность безработицы; б) структура и виды безработицы; в) масштабы безработицы. 6. Государственное регулирование рынка труда: а) стимулирование роста занятости; б) программы профессионального образования; в) программы социального страхования.

Читайте так же:  Претензия н

13 Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

14 Оценивание При анализе ответа учитываются: корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

15 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу. Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два из которых детализированы). 3 балла

16 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы. План включает не менее трех пунктов, из которых один детализирован. ИЛИ Один из пунктов плана не отражает содержания темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 2 балла

17 Оценивание Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План включает два пункта, один из которых детализирован ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы. План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. 1 балл

18 Оценивание План по содержанию и структуре не раскрывает указанной темы. 0 баллов

19 Возможные задания Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Рынок и его роль в экономической жизни общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Собственность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

www.myshared.ru

11 Основные институты общества

1. Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.


2.
Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется на­личием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.

Функции

Ключевые институты

Сферы общества

Основные роли

Физические черты

Символичес-кие черты

Другие институты данной сферы общества

Забота, воспитание детей

Семья,

Наследование

Социальная (семейно-брачные отношения)

  • Отец
  • Мать
  • Ребенок
  • Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др.

    Добывание пищи, одежды, жилья

    Собственность

  • Работодатель
  • Наемный работник
  • Покупатель
  • Продавец
  • Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др.

    Поддержание законов, правил и стандартов

    Власть

    Государство

  • Законодатель
  • Субъект права
  • Общественные здания и места

    Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др.

    Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

    Религия

  • Священник
  • Прихожанин
  • Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам

    Образование

    • Учитель
    • Ученик
    • Общественное мнение, СМИ и др.

      В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: насле­дование, власть, собственность, семья.

      Внутри фундаментальных социальных институтов су­ществуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым инс­титутом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, марке­тинговые, организационно-управленческие институты. В сис­теме политических институтов современного общества, наря­ду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.


      Социальные институты:

      • организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учи­теля и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законода­тельно, другие поддерживаются традициями, обычаями, об­щественным мнением;

      • включают систему санкций — от правовых до мораль­но-этических;

      • упорядочивают, координируют множество индивиду­альных действий людей, придают им организованный и пред­сказуемый характер;

      • обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.


      3. Типы функций социальных
      институтов:

      • Явные – заявлены офици­ально, признаны и контролируют­ся обществом
      • Скрытые – выполняются скрыто или не­преднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
      • Когда расхождение между этими функциями велико, воз­никает двойной стандарт социальных отношений, что угро­жает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на се­бя функцию регуляции важнейших общественных отноше­ний (например, криминальные структуры).


        4. Значение социальных институтов.
        Социальные институты определяют общество в це­лом. Любые общественные преобразования осуществля­ются через изменения в социальных институтах.

        humanitar.ru

        «Основы интеллектуальной собственности» в вузы! Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

        Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Лебедев C., Бромберг Г.,

        Текст научной работы на тему ««Основы интеллектуальной собственности» в вузы!»

        С. ЛЕБЕДЕВ, доктор философских наук Г.БРОМБЕРГ, кандидат технических наук МГУ им. М.В. Ломоносова

        В данной статье речь пойдет о необходимости введения в учебные планы российских вузов новой дисциплины — «Основы интеллектуальной собственности ». В этой связи мы затронем четыре проблемы: 1) чем вызвана необходимость преподавания данного курса; 2) наше видение его основного содержания; 3) возможности и формы его введения в действующие учебные планы и 4) статус курса в системе гуманитарной подготовки студентов.

        После десятилетнего периода утверждения в России рыночного хозяйства стало окончательно ясно, что сам по себе рынок вовсе еще не обеспечивает процветания и могущества общества, достижение которых лежит в иной плоскости — в понимании «содержательной начинки» экономики. Выбор здесь невелик: либо акцент на торговлю сырьем и услугами, либо на развитие наукоемкого производства. У современного государства, которое хочет быть независимым, сильным, да еще и играющим существенную геополитическую роль в мире, выбора уже нет: его экономический базис должен быть основан только на развитии высокотехнологичного производства.

        Между тем факты свидетельствуют, что за период проведения реформ использование новой техники в промышленности сократилось почти в 20 раз.

        «Основы интеллектуальной собственности» — в вузы!

        Удельный вес предприятий, осуществлявших разработку и использование нововведений, составлял: в 1992 г.- 16,3%, в 1996-98 гг. — только 4-5%. [1, с. 5]

        Необходимость перехода экономики современной России на преимущественно инновационный тип развития все четче осознается сегодня политическим руководством страны, ее биз-нес-элитой, учеными и массовым общественным сознанием. Создание в России полноценно функционирующего рыночного наукоемкого производства представляется одной из сверхзадач ее развития на ближайшие 10-15 лет. Очевидно, что ее решение невозможно не только без серьезного внимания со стороны общества и государства к развитию научно-технического потенциала страны, а также эффективному использованию уже имеющихся возможностей научно-технического комплекса, но и без соответствующей государственной политики гармонизации отношений между бизнесом и наукой, всемерного стимулирования (в частности, через налоговое законодательство) коммерческого использования результатов НИОКР и широкого вовлечения их в хозяйственный оборот.

        Как показывает опыт развитых государств, наука и рынок — вещи не только вполне совместимые, но и взаимно поддерживают друг друга. Но этот же

        опыт показывает, что утверждение рыночных отношений в научно-техничес-кой сфере возможно только через институты правовой охраны результатов научно-технической деятельности. И здесь не обойтись без создания в ближайшие годы за счет средств государства и частного бизнеса развитой инновационной инфраструктуры, включающей в себя три важнейшие компоненты: 1) институт интеллектуальной собственности (сеть фирм по учету, оценке, сертификации и консалтинговым услугам; 2) институт подготовки специалистов для работы в этих фирмах, а также менеджеров для работы на предприятиях; 3) центр по развитию инновационной культуры работников научно-технической сферы, а также всего общества (образовательные программы разного вида в вузах, школах, на телевидении, выпуск учебной, научной и методической литературы по проблемам управления наукой, интеллектуальной собственностью и т.д.).

        Последняя компонента особенно важна. Дело в том, что основные проблемы неэффективного использования научно-технического потенциала страны связаны отнюдь не только (как это принято думать) с ограниченным бюджетным и внебюджетным финансированием, но и с отсутствием у работников большинства научных организаций и инженерно-технического состава промышленных предприятий рыночной инновационной культуры. Как справедливо отмечается в литературе, современные «предприятия научно-техни-ческой сферы. не умеют распоряжаться принадлежащим им интеллектуальным капиталом, не готовы к коммерческой реализации собственных разработок. Результаты научно-технической деятельности в основной своей массе не являются коммерческим продуктом, готовым для производства и эффективной реализации» [1, с. 5]. Дело в том,

        что результат научно-технической деятельности может полноценно функционировать в инновационной среде, лишь если он представлен (оформлен) в виде коммерческого (рыночного) продукта (товара). А для этого должен быть указан и юридически закреплен (в рамках патента, лицензии или договора) его конкретный собственник, конкретный перечень прав собственника в отношении данного интеллектуального продукта и т.д. Если же интеллектуальный продукт (изобретение, полезная модель, промышленный образец, ноу-хау и т.п.) юридически четко не определен и не оформлен как чья-то собственность, то он останется просто невостребованным (ибо, в сущности, покупать с юридической точки зрения нечего и не у кого). Ясно, что царящее у нас как наследие социалистической формы хозяйствования отсутствие правовой определенности в отношении большинства интеллектуальных продуктов служит главным препятствием привлечения инвестиций (особенно зарубежных) в научно-техническую сферу. Наиболее парадоксальная ситуация сложилась с огромным числом интеллектуальных продуктов, созданных в СССР, но до сих пор используемых в хозяйственном обороте теперь уже приватизированных предприятий и научных объединений.

        Как отмечал в одном из интервью зам. министра науки и технологий РФ Ю.Н. Юдинцев, «Зарубежные инвесторы не раз отказывались вкладывать средства в российское наукоемкое производство из-за того, что не понимают, кто владелец патентов на разработки, сделанные до 1990 г.» [2, с. 6]. Аналогичная ситуация «неприятия » наукоемких товаров российских фирм, созданных в ходе приватизации бывшей госсобственности, ожидает их и при выходе на мировой рынок. И это будет до тех пор, пока между государством,

        объявившим себя правопреемником СССР в вопросах собственности, и приватизированными промышленными и научно-техническими фирмами не будет установлена полная юридическая ясность. Предстоит длительная работа по инвентаризации на приватизированных предприятий всех объектов интеллектуальной собственности (ОС), находящихся в хозяйственном обороте, определению их стоимости, законного владельца, что не исключает и закрепленного юридически добровольного отказа государства от конкретных объектов. В проведении этой необходимой работы в равной мере заинтересованы как государство, так и сами приватизированные предприятия.

        Ясно, что эта проблема не может быть решена не только без достаточного количества специалистов в области интеллектуальной собственности, но и без формирования инновационной культуры в обществе, носителями которой должны стать прежде всего выпускники вузов. Каждый из них должен обладать необходимыми знаниями и практическими навыками работы с объектами интеллектуальной собственности, знать возможности их эффективного функционирования. Приходится констатировать, что подавляющее большинство выпускников современных российских вузов не имеют, как правило, даже малейших представлений об интеллектуальной собственности, о патентном праве, авторском праве и других аспектах ее структуры и законов функционирования. И это не их вина, а скорее, беда: их этому никто не учит. «Основы интеллектуальной собственности» и близкие им по содержанию «Патентоведение», «Авторское право», «Технологический менеджмент » и т.п. считаются почему-то узкоспециальными и не входят в учебные планы подавляющего большинства ес-тественно-научных, технических и гу-

        манитарных вузов и факультетов. Имеется, правда, несколько счастливых исключений; к их числу, насколько нам известно, относятся Уральский государственный технический университет, где объем занятий по данной дисциплине варьируется от 8 до 60 часов [3], Московский физико-технический университет, отдельные факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова. Для системы высшего образования в целом все это имеет явно спорадический, случайный характер. Мы считаем, что сегодня наступила пора поэтапного, массового и интенсивного, в конечном счете, всеобщего введения преподавания «Основ интеллектуальной собственности» в программы подготовки и учебные планы. Дело в том, что будущая деятельность выпускников всех вузов будет непосредственно относиться к сфере интеллектуального труда в условиях рыночной экономики. Поэтому каждый выпускник вуза должен иметь хотя бы общие представления (инновационную интуицию) о том, как вообще можно стать собственником интеллектуального продукта, как юридически закрепить свои права на него, как уберечься от недобросовестных конкурентов и т.д. Все это, несомненно, имеет существенное практическое значение и для будущего управленца. Человек, умеющий по-настоящему ценить и защищать результаты своего творчества, будет с уважением и на основе закона относиться и к интеллектуальным достижениям других.

        В Роспатент порой обращаются за помощью при нарушении своих прав патентообладатели,авторы оригинальных работ. Но при этом обнаруживают незнание элементарных правил, основ интеллектуальной собственности. Так, например, изобретатель конструкции оборудования для нефтедобычи подал иск к известной компании, нарушившей его авторские права, на сумму

        в несколько миллионов рублей, неправильно определив дату начала нарушения его прав, в результате чего причинённый ему ущерб был определён значительно меньшим, нежели указанный в исковом заявлении.

        Такого рода «патентная неграмотность» приводит к напрасной трате сил, времени и средств не только в России, но и в других странах. Так, грузинский изобретатель Г. Хоштария подал иск в суд на концерн «Даймлер-Крайслер» [4]. Он заявил, что ещё в 1995 году изобрёл и запатентовал полезную модель «Автомобильное зеркало заднего вида» со световой сигнализацией, которой с ноября 1999 года «ДаймлерКрайслер» оснащает почти все выпускаемые им автомобили. Изобретателю из Грузии невдомёк, что его грузинский патент действует только на территории Грузии и для предъявления иска к «нарушителю» следовало бы сначала получить охрану на территории тех стран, куда «Даймлер-Крайслер» поставляет свои автомобили. Но его, к сожалению, этому не научили.

        Всё сказанное относится и к объектам искусства. Публикация,обнародование художественных произведений не только делает возможным их «потребление» любым членом общества, но и немедленно входит в активный фонд культуры. Здесь опять речь идет о получении права на монопольную прибыль за счет копирования его творческих результатов.

        Теперь перейдем к обсуждению второго аспекта обозначенной темы — нашему видению основного содержания курса. Было бы логично, видимо, начать с определения сущности главной категории данной дисциплины — понятия «интеллектуальная собственность» (ИС). Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть необходимость строгого различения понятий «интеллектуальный продукт» (или «результат интеллекту-

        альной деятельности»)и «интеллектуальная собственность». Сами по себе многочисленные результаты интеллектуальной творческой деятельности — в виде или натурной модели новой машины, или описания изобретения, или промышленного образца, или в виде оригинала художественного произведения, в виде комплекта чертежной или иной документации — интеллектуальной собственностью не являются. Интеллектуальная собственность — это исключительное право использования результата интеллектуальной творческой деятельности в виде предметного воспроизведения сделанного изобретения или в виде копий художественного произведения, сделанных в любой форме, позволяющей впоследствии восстановить это произведение. Промежуточная форма произведения может быть любой — фотографической, типографской, электронной и т.п.

        Поэтому наиболее характерной особенностью интеллектуальной собственности является право использования некоторого результата интеллектуальной деятельности, подпадающего под определение объекта ИС. В подобном подходе к определению нет чего-то сверхособенного. Недвижимое имущество по своей сути («недвижимость») также есть не что иное, как право исключительного (т.е. по своему усмотрению) владения в смысле распоряжения участком земли, зданием и т.п., и это право можно продать, передать и т.д.

        Для нашего общества всё ещё непривычны многие понятия и термины в области ИС, начиная от самого этого словосочетания. Так, промышленная собственность довольно часто путается с недвижимостью в виде заводов, фабрик с их зданиями, станками и т.п., в виде трубопроводов и других транспортных средств, портов и т.д. и т.п.. В действительности промышленная собствен-

        ность имеет, во-первых, характер прав на интеллектуальные результаты (изобретения, промышленные образцы, полезные модели и др.) и, во-вторых, представляет интерес не только для промышленности, но и во многом для торговли, которая обеспечивает товаропроизводящую функцию экономической сферы.

        Отличительной особенностью традиционных объектов промышленной собственности является то, что правовая охрана и защита (в том числе в суде) этих объектов возможна только в случае их регистрации в специальных государственных ведомствах и получения специального охранного документа -патента или свидетельства.

        Теперь несколько методологических замечаний об авторском праве и его основных объектах.

        Этот раздел курса можно рекомендовать вузам всех специальностей, но прежде всего гуманитарным.

        Авторским правом охраняются произведения науки, искусства, т.е. произведения литературы, картины, музыкальные сочинения и т.д. В широком смысле под литературным произведением понимается информация любого характера, признаваемая авторской, зафиксированная на материальном носителе в виде любых знаков.

        В подавляющем большинстве случаев творческие результаты, подпадающие под охрану авторским правом, публикуются, т.е. распространяются в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, что зависит, естественно, от характера произведения. Сценическая постановка произведения эквивалентна опубликованию. Охрана произведения авторским правом не зависит от его качества или текущей ценности, т.е. в принципе все произведения признаются ценными и заслуживающими охраны.

        Охрана авторским правом не исчер-

        пывается «копирайтом»,хотя нередко эти понятия используются как синонимы. Копирайт — это право получения из интеллектуального продукта дохода, образующегося путем продажи копий творческого достижения либо путем продажи самого права копирования другому лицу. Копирайт не исчезает с продажей оригинала художественного произведения, например картины или скульптуры, и действует по крайней мере в течение всей жизни автора, а затем продлевается ещё на срок 50 лет. Считается, что такой механизм охраны обеспечивает справедливый баланс между имущественными правами владельца интеллектуальной собственности и потребностями общества в свободном использовании данного творческого достижения. Нередко пользование такими произведениями за временными рамками копирайта также сопровождается определенными сборами в интересах общества и развития культуры.

        Копирайт — важнейшее имущественное право в области ИС, но не исчерпывает всех прав автора. Авторское право защищает и другие права, в основном неимущественного характера -сохранение имени автора, невозможность правки или изменения произведения без согласия автора (наследника) и т.д. Поэтому понятия авторского права и копирайта не синонимичны, не одинаковы.

        Произведением, охраняемым авторским правом, признается оригинальный интеллектуальный продукт автора, хотя требование оригинальности к содержанию (идее) произведения не предъявляется. Хорошо известны многочисленные произведения литературы и искусства, в которых основное содержание не изменяется, т.е. остаются сюжет, главная мысль. Упомянем хотя бы сюжет «Кармен », к которому обращались и писатели, и композиторы, и постановщи-

        ки оперы и балета. Не менее красноречиво об этом говорят картины художников, выражавших в своей форме известные библейские сюжеты. Найденная художником, артистом форма выражения сюжета и есть его творческое достижение. Исполнители музыкальных произведений по одним и тем же нотам получают художественные результаты, окрашенные индивидуальной особенностью игры или пения.

        Точно так же учебник, излагающий известные знания, имеет личностную, авторскую форму и защищается авторским правом. Даже подборка материалов других авторов, выполненная в виде сборника, книги для чтения и т.п., дает автору такой подборки известные права.

        Безусловно, защита интеллектуальной собственности с помощью авторского права является наиболее универсальной ее формой в силу того, что авторское право охраняет созданное произведение целиком — с его содержанием и формой изложения. В той же мере оно защищает и научное произведение, где форма изложения или форма представления, не меняя сути излагаемых вопросов, практически не играет никакой роли. Здесь авторское право охраняет суть научных результатов, оберегая их авторство. Вместе с тем этот принцип рождает такие ситуации, когда возможны попытки присвоения чужих научных результатов за счет изменения формы их представления. Это хорошо известная в научной среде практика научного плагиата, которая обычно не имеет правовых последствий по формальным признакам отсутствия прямого текстового заимствования, но может оказаться решающим фактором при аттестации научных кадров, в научных конкурсах и т.п.

        Авторским правом охраняются и запатентованные технические решения, так что изобретения защищены патентами по сути технического реше-

        ния, а форма изложения, представления информации об изобретении защищена авторским правом, и сроки этого вида охраны не связаны со сроками действия патента и даже с отказом в выдаче патента по причине отсутствия новизны в предлагаемом техническом решении. Кроме того, охраняются только авторским правом такие создаваемые в сугубо «технических» областях результаты исследований и разработок, как программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, а также тексты научных публикаций и научных отчётов.

        Авторское право, т.е. права автора на созданное им творческое произведение, возникает «само собой», в связи с самим фактом создания данного произведения. Для возникновения авторского права обычно не требуются никакие регистрации, не нужно получение специального документа типа патента или свидетельства. Однако, когда механизм авторского права используется для защиты объектов, относящихся по своему назначению к объектам промышленной собственности, используется процедура регистрации. Это правило действует по ряду объектов авторского права — топологии микросхем, программам для ЭВМ и некоторым другим.

        Основная тематика курса видится следующим образом.

        Тема 1. Объекты интеллектуальной собственности.

        Интеллектуальная собственность и ее виды: авторское и смежное право, промышленная собственность. Объект авторского и смежного прав, промышленной собственности. Охрана объектов интеллектуальной собственности. Патент и другие виды охранных документов.

        Тема 2. Экономика интеллектуальной собственности.

        Экономические льготы для предпри-

        ятий и физических лиц, создающих и (или) использующих объекты интеллектуальной собственности. Необходимость и выгодность учёта объектов интеллектуальной собственности как нематериальных активов на предприятии. Оценка стоимости прав на объекты интеллектуальной собственности. Расчёт цены лицензии. Определение ущерба от нарушения прав на объект интеллектуальной собственности. Вознаграждение авторам объектов интеллектуальной собственности и лицам, содействующим использованию этих объектов.

        Тема 3. Становление и развитие авторского и патентного прав за рубежом.

        Основы интеллектуальной собственности. Международные соглашения и международные организации в области интеллектуальной собственности. Законодательство по интеллектуальной собственности стран «дальнего» и «ближнего» зарубежья.

        Тема 4. Классификация охранных документов.

        Международная патентная классификация (МПК), её структура и состав. Национальные патентные классификации, их соотношение с МПК. Поиск в МПК. Алфавитно-предметные указатели. Международная классификация промышленных образцов. Международная классификация товаров и услуг. Базы данных об объектах интеллектуальной собственности в системе Роспатента.

        Тема 5. Оформление охраны интеллектуальных продуктов.

        Законодательство об охране интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Патентная система РФ. Патентные службы на предприятиях, институт патентных поверенных. Состав материалов заявки на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и другие объекты интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Патентование

        российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности за рубежом. Международная заявка. Конвенционный приоритет.

        Тема 6. Использование объектов интеллектуальной собственности.

        Лицензионные и авторские договоры. Виды лицензий. Использование объектов интеллектуальной собственности в собственном производстве. «Ноу-хау». Патентная чистота и патентная защита объектов экспорта. Недобросовестная конкуренция. Защита от нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности.

        Тема 7. Использование информации об объектах интеллектуальной собственности в научной, производственной и коммерческой деятельности.

        Виды патентной и иной информации об объектах интеллектуальной собственности. Анализ патентной статистики. Определение приоритетов научно-технического и хозяйственного развития экономики страны, отрасли, предприятия. Патентная политика фирмы в условиях рыночной конкуренции. Маркетинг объектов промышленной собственности. Использование информации об объектах интеллектуальной собственности при прогнозировании научно-технического развития.

        Наряду с теоретической частью, курс включает в качестве важнейшей компоненты обучение студентов практическим навыкам работы с объектами интеллектуальной собственности. Практическая часть предполагает формирование следующих умений:

        • оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;

        • анализ рисков при оценке стоимости объектов интеллектуальной собственности;

        • соблюдение правил и порядка учета интеллектуальной собственности;

        • оформление заявочных материалов на правовую охрану объектов интеллектуальной собственности, в том числе и за рубежом;

        • пользование патентной документацией России и других стран;

        • проведение экономических расчетов в сфере интеллектуальной собственности и др.

        Теперь хотелось бы перейти к соображениям о практических возможностях и формах введения данного учебного курса в действующие учебные планы вузов и факультетов. Нам представляется, что организационное решение этой проблемы не должно встретить сколько-нибудь серьезных препятствий. Во-первых, курс рассчитан всего на 30-36 часов учебного времени. Во-вторых, по данному курсу уже существует определенная учебная и методическая литература, хотя, возможно, и в недостаточном ассортименте [3, 5, 6, 7,8,9]. Наконец, в третьих, данная дисциплина может быть достаточно легко введена в курсы подготовки магистров и аспирантов, учебные планы которых в отличие от бакалаврских являются менее жесткими. Каждый вуз и факультет сам вправе определить статус новой учебной дисциплины: основная или факультативная, обязательная или по выбору и т.д. Более серьезная проблема состоит в том, кто сможет обеспечить квалифицированное преподавание. Существует ли достаточное количество специалистов для этих целей? Сегодня на этот вопрос можно дать только отрицательный ответ. Вот почему введение данного курса в вузы страны может быть только поэтапным. На первых порах его могли бы преподавать юристы и практики по управлению интеллектуальной собственностью. Такие есть во всех регионах страны, во всех областных центрах. Полное же решение данной проблемы потребует организации специальной подготовки пре-

        подавателей в ведущих учебных заведениях страны, где есть для этого соответствующие условия (специалисты + организация учебного процесса). Такая подготовка может быть осуществлена по трем направлениям: а) базовое образование (юридические и экономические факультеты), б) второе высшее образование, в) повышение квалификации. Нам представляется, что головной организацией по подготовке преподавателей новой дисциплины мог бы стать факультет государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, где для этого имеются все необходимые предпосылки.

        В заключение несколько замечаний о статусе «Основ интеллектуальной собственности» в системе гуманитарной подготовки. Данная дисциплина, во-первых, является комплексной, объединяющей сведения из трех областей знания — права (юридическая фиксация и защита прав на объекты интеллектуальной собственности), экономики (расчеты, связанные с получением прибыли, со штрафными санкциями за нарушение исключительного права на интеллектуальную собственность, с вознаграждением авторов и лиц, содействующих созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности), конкретной области интеллектуальной деятельности, позволяющей профессионально оценить содержание интеллектуального продукта, его подлинную новизну и значимость. Во-вто-рых, новая дисциплина является прикладной областью гуманитарного знания. И, наконец, в-третьих, она является одной из частных науковедческих дисциплин, тесно связанной с другими предметами прикладного науковедения (экономикой науки, правовым регулированием научной деятельности, психологией научной деятельности, социологией науки,научно-технической политикой, управлением наукой и науч-

        ными коллективами, статистикой науки, библиометрией и др.) Не отрицая важности преподавания в вузах в качестве обязательных гуманитарных наук мировоззренческого характера (истории, политэкономии,экономики,политологии, социологии, философии), их безусловной общекультурной и воспитательной значимости для студентов, хотелось бы обратить внимание на не менее важное значение для будущей профессиональной работы выпускников вузов — ученых, технологов, инженеров, руководителей наукоемкого производства — знаний по прикладным гуманитарным дисциплинам науковед-ческого цикла. Мы полностью разделяем положение проекта «Концепции государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки» о необходимости «расширить преподавание в вузах науковедческих дисциплин для формирования у молодых специалистов основ знаний о науке и ее организации в современном наукоемком обществе, а также умений работы с научными организациями и учеными на практике для развития деловой сферы» [10, с. 8]. Резерв мы видим в существенном изменении содержания гуманитарного образования магистров и аспирантов, которое в его нынешнем виде сводится к изучению (правда, «на новом уровне») тех же общемировоззренческих дисциплин, которые студенты уже изучали на младших курсах или на ступени бакалавриата. Необходимо больше ценить учебное время студентов и аспирантов, предоставив им более широкий спектр гуманитарной подготов-

        ки и, в частности, возможность изучения тех гуманитарных дисциплин, знание которых будет иметь для них профессиональное практическое значение. Одной из них и являются «Основы интеллектуальной собственности».

        1. Концепция государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета (проект).// Поиск № 25 (579). — 23 июня 2000.

        2. Е. Понарина. Выкупать придется, как из ломбарда. // Поиск. — № 25 (579). — 23 июня 2000.

        3. Ерёменко В.И. Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности. М., 1997.

        4. В. Авербух. Пустышка из теста.// Известия, 11 июля 2000.

        5. Белов В.В. и др. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М., 1997.

        6. Бромберг Г.В. Основы патентного дела. М., «ИНИЦ» Роспатента, 2000.

        7. Гаврилов Э.П. Комментарий закона об авторском праве и смежных правах. М., 1996.

        8. Корчагин А.Д. и др. Интеллектуальная собственность: словарь-справочник. М., 1995.

        9. В. Растяпин. Вузы и охрана интеллектуальной собственности. // Интеллектуальная собственность. — 1995 — № 3-4. -С. 65-68.

        10. Концепция государственной поддержки талантливой научной молодежи и развития кадрового потенциала российской науки (проект). // Поиск № 24 (578).- 16 июня 2000.

        cyberleninka.ru

        Читайте так же:  Понятие собственности ее виды и формы

    Обсуждение закрыто.