Правила летоисчисления

Правила летоисчисления

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн

ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ — последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы — от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон «Великого Могола» Акбара (в 1550 году). До

указа Петра I (от 20 декабря 1699) на территории России имело хождение

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием «наша эра». Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. — календарь древних майя,

соответственно на наш «юбилейный год» древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году «всего лишь» 13900 и

13542 новый год соответственно. В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

«дат сотворения» насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили «некруглую дату нашего Мира — 8984 год. Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год. Еще одно «сотворение мира» было якобы в 3483 году,

так что нам — уже 5483 года. Китайцы в это же время встретят «всего лишь»

4698 год своего календаря. Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на «юбилей» у него также будет кругля дата — 3300 год.

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора.

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484. Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год.

Календарь хинди отметит 2080 год. Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год. Исламский

календарь — самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год. Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

Вводили новый календарь после Великой французкой революции. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

www.bibliotekar.ru

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ — система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события.
Современное летоисчисление – «наша эра», «новая эра» (н.э.), «эра от Рождества Христова» (Р.Х.), Anno Domeni (A.D. – «год господа») – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил «научно», на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний «солнечный круг» – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний «лунный круг» – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов «солнечного» и «лунного» круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 х 19 + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре «от Рождества Христова» «приживался» очень медленно: вплоть до XV века (т.е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D). Сейчас эта система летосчисления (новая эра) принята в большинстве стран.

ЭРА
Начальная дата и последующая система летоисчисления называются эрой . Начальную точку отсчета эры называют ее эпохой . У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 н.э. (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).
За начало китайской 60-летней цикловой эры принята дата 1-го года царствования императора Хуанди — 2697 г. до НЭ.
В Древней Греции счет времени велся по олимпиадам, с эпохи 1 июля 776 г. до НЭ.
В Древнем Вавилоне «эра Набонассара» началась 26 февраля 747 г. до НЭ.
В Римской империи счет велся от «основания Рима» с 21 апреля 753 г. до НЭ и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. НЭ.
Различных эр летоисчисления в мире насчитывается более 1000, в том числе кратковременных = девизы по правлению императоров в Китае 350, а в Японии 250.
В Византийской империи и позднее, по традиции, на Руси – с принятия христианства князем Владимиром Святославовичем (988г) до указа Петра I (1700 г.) счет лет велся «от сотворения мира»: за начало отсчета была принята дата 1 сентября 5508 г. до НЭ (первый год «византийской эры»).
Для удобства астрономических и хронологических расчетов с конца XVI века применяется предложенное Ж. Скалигером летоисчисление юлианского периода (JD). Непрерывный счет дней ведется с 1 января 4713 г. до НЭ.

Одна из древнейших эр относится к дате — среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея — римского императора Антония Пия (138—161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра — Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов — потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник — пасху — следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца — Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, — значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. — «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 — как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра — хиджра, получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии — Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10—11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества

www.abc-people.com

Правила летоисчисления

Юлианский календарь, старый стиль, система летосчисления, введена Юлием Цезарем в 46 до н. э. В Юлианском календаре високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (напр., 1900, 1976, 1980 и т. д.); т. о., ср. продолжительность года в этом календаре составляет 365,25 сут., что на 0,0078 сут длиннее тропического года. Так как «ошибка» Юлианского календаря составляет ок. 3 сут за 400 лет, он с 1582 в ряде католических стран стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР григорианский календарь введён с 14 февраля (1 февраля ст. ст.) 1918. Разница между новым стилем и старым стилем в 18 в. составляла 11 сут, в 19 в.- 12 сут, в 20 в. составляет 13 сут. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая н. ст. и 18 апр. ст. ст. 1979 — вторник).

Читайте так же:  Реестр оформление документов

Юлианский период, промежуток времени в 7980 лет, используемый при астрономических и хронологических расчётах. Широкое применение в науке нашла система непрерывного счёта времени в юлианских днях (J. Е).), предложенная в кон. 16 в. франц. учёным Ж. Скалигером. В этой системе каждый момент времени обозначается количеством суток (с учётом дробной части суток), прошедших с начала текущего Ю. п., в качестве которого принят гринвичский полдень (12 ч всемирного времени) 1 янв. 4713 г. до н. э. Для определения количества целых суток, прошедших до интересующего момента, пользуются таблицами, которые публикуются в астрономических ежегодниках и справочниках.

Если расчёты ведутся с точностью до суток, содержащиеся в таблицах числа удобно рассматривать как номера соответствующих дат. В этом случае для определения числа дней, прошедших между двумя ист. событиями, достаточно из номера даты второго события вычесть номер даты первого события.

В 60-е гг. 20 в. получил распространение счёт дней в модифицированных юлианских днях (М. J. D.), в к-ром начало суток перенесено на гринвичскую полночь, что более удобно в практических расчетах. Модифицированные юлианские дни связаны с юлианскими днями формулой: М. J. D.= = J. D -2400000,5.

Ю. п. представляет собой наименьшее кратное трёх циклов: 28-летнего солнечного, приводящего дни недели на те же числа месяцев; 19-летнего лунного (цикл метона), приводящего фазы Луны на те же даты; 15-летнего, т. н. рим. индиктиона, по прошествии которого в Др. Риме взималась чрезвычайная подать. Однако этот факт для счёта времени в юлианских днях практического значения не имеет.

Для того чтобы определить номер заданной даты 20 в. в новом стиле (григорианском календаре), складывают: а) номер условного 0-го января високосного года, предшествующего заданному году (табл. 1);

Табл. 1. -Число дней, прошедших от начала периода до полудня 0-го января високосного года

б) количество суток, прошедших от этих суток до 0-го числа заданных месяца и года (табл. 2); в) заданное календарное число. Так, 22 июня 1941 = = 2 429 629 + 517 + 22 = 2 430 168 J. D.; 9 мая 1945 = 2 431 090 + 486 + 9 = =2 431 585 J. D. Вычтя из второго номера первый, находим, что с начала Великой Отечеств, войны до Дня Победы прошло 1417 сут. Для определения номеров суток 19, 18 и 17 веков из числа, найденного по табл. 1 для соответствующего года 20 в., необходимо вычесть величину 36524, соответственно, 1, 2 и 3 раза. Для отмеченного звёздочкой 1900, а также для годов 1800 и 1700, невисокосных в новом стиле, в табл. 2 для января 0 и февраля О в первой строке вместо 0 и 31 следует брать, соответственно, 1 и 32.

Табл. 2. — Число суток, прошедших до начала каждого месяца четырёхлетнего интервала

Использована Большая Советская энциклопедия.

При составлении хронологических таблиц одной из важнейших проблем является согласование различных систем летосчисления. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события. Так, христианская церковь приурочила начало летосчисления к рождению Иисуса Христа. Эта система летосчисления (новая эра) принята в настоящее время в большинстве стран. У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 н. э. (от даты переселения Мухаммеда — основателя ислама — в Медину).

В ряде мусульманских стран пользуются лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 суток 12 часов 44 мин 2,9 с. 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют разновидности лунно-солнечного календаря, в котором смена фаз Луны согласуется с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т. н. Метонов цикл).

Вплоть до новейшей истории существовали и две системы летосчисления: на базе григорианского календаря, и на основе действовавшего параллельно юлианского. В настоящее время в нашей стране летосчисление ведется также по григорианскому календарю (новый стиль), который был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 с превышает тропический год. Григорианский календарь считается более точным, в нем меньше високосных годов, вводимых для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен с 14 февраля 1918. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в. 11 суток, в 19 в. 12 суток и в 20 в. 13 суток.

При составлении хронологических таблиц по периодам до 1918 года часто приводится две различные даты.

Введение григорианского календаря

Григорианский календарь, принятый в большинстве стран мира, был введен в употребление не сразу.

1582 — Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Лотарангия, Голландия, Люксембург.

1583 — Австрия (часть), Бавария, Тироль

1584 — Австрия (часть), Швейцария, Силезия, Вестфалия.

1700 — Протестантские немецкие государства, Дания.

1918 — Советская Россия.

Увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями

При переводе дат с юлианского календаря на григорианский следует помнить, что разница между ними — число непостоянное. В 1582 г., когда была проведена реформа, отставание юлианского календаря от григорианского составляло 10 суток. В дальнейшем через каждые 400 лет разница увеличивалась на трое суток. В результате в XX в. разница достигла 13 суток.

Увеличение разницы осуществляется за счет лет, которыми оканчиваются столетия. По юлианскому календарю годы 1600, 1700, 1800,1900, 2000 и т. д. считаются високосными, а по григорианскому високосными считаются лишь те из них, у которых первые две цифры делятся на 4. Следовательно, 1600 г. по юлианскому и григорианскому календарю был високосным, поэтому в XVII в. разница оставалась равной 10 суткам. 1700 г. по юлианскому календарю — високосный год, по григорианскому — простой. Вследствие этого разница увеличилась на 1 сутки и составила в XVIII в. 11 суток. 1800 г. также по юлианскому календарю високосный, а по григорианскому — простой. Разница снова увеличилась на 1 сутки и составила уже 12 суток. Далее, 1900 г. по юлианскому календарю — високосный, а по григорианскому — простой. Разница опять увеличилась на 1 сутки и в XX в. составила уже 13 суток.

В некоторых случаях при переводе дат следует учитывать, с какого момента 10 суток увеличивается до 11, 11 суток до 12 и 12 суток до 13.

Увеличение разницы между юлианским и григорианским календарями происходит за счет добавочного дня в юлианском календаре в годах, которыми кончаются столетия, т. е. за счет 29 февраля 1700, 1800, 1900 гг. По юлианскому календарю февраль этих лет имеет 29 дней, а по григорианскому — 28 дней. Следовательно, с 1 марта 1700 г. разница между юлианским и григорианским календарями будет 11 дней, с 1 марта 1800 г. — 12 дней, с 1 марта 1900 г. — 13 дней. Разница до 14 дней увеличится с 1 марта 2100 г., так как 2000 г. будет високосным по юлианскому и Григорианскому календарю и разница с 1 марта 2000 г. не увеличится, оставшись в 13 дней.

В каких же случаях следует употреблять юлианский календарь, когда даты юлианского календаря переводятся на григорианский и в каких случаях указывается двойная дата?

В нашей стране в практике датировки событий все события и документы, относящиеся к периоду до 1 февраля 1918 г., датируются по юлианскому календарю («старый» стиль), с 1 февраля 1918 г. — по григорианскому («новый» стиль). Основной дате может сопутствовать дата другого стиля, помещенная рядом в круглых скобках. До 1 февраля 1918 г. в круглых скобках помещается дата григорианского календаря, после 1 февраля 1918 г. — дата юлианского календаря. Двойной датой датируются события и документы в тех случаях, когда требуется указать «старый» и «новый» стиль. Например, для юбилейных дат, основных событий во всех работах биографического характера и дат событий и документов по истории международных отношений, связанных со странами, где григорианский календарь был введен раньше, чем в России. В этом случае основной датой является дата юлианского календаря, в скобках указывается дата григорианского календаря. При датировке документов по истории гражданской войны в некоторых случаях также следует ставить двойную дату. Но основной датой в этих датировках является дата григорианского календаря. В скобках ставится дата юлианского календаря так как белогвардейцы продолжали употреблять юлианский календарь. *

Необходимо оговаривать все случаи отступления от этих принципов и указывать стиль даты.

Примечания

* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, в ХРОНОСе во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.

Читайте так же:  Задай питання юристу

Литература по летосчислению и хронологии

Андреев А.Ю. Ошибка папы Григория XIII Вернется ли Россия вновь к старому стилю?

Андреев И. Естественный календарь. М., 1900.

Араго Ф. Общепринятая астрономия. Спб., 1861.

Ахелис Э. Мировой календарь: Пер. с англ./Природа, 1963 N 3.

Баринов В. А. Время и его измерение. М, 1949.

Беляев И. Д. Хронология Нестора и его продолжателей. «Чтения в обществе истории и древностей Российских». М, 1846, N 2.

Бережков Н. Г. Общая формула определения дня недели по числу месяца в январских годах н. э. и в сентябрьских, мартовских и ультрамартовских годах от «сотворения мира». «Проблемы источниковедения», вып. VI, 1958.

Бережков Н. Г.О хронологии русских летописей по XIV век включительно. «Исторические записки», кн. 23, 1947.

Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963.

Берри А. Краткая история астрономии. М., 1946.

Бируни А. Памятники минувших поколений. Избр. произв., т. 1. Ташкент, 1957.

Блажко С. Н. Курс общей астрономии. М. — Л, 1947.

В.В. Болотов. «Александрийская пасхалия: логика и эстетика». Доклад профессора Санкт-Петербургской духовной академии, крупнейшего церковного историка конца XIX века. Приложение к Журналу третьего заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе, 31 мая 1899 г. («Приложение V. Доклад В. В. Болотова, в заседании 31 мая 1899 г.»). (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Большаков А. М. Вспомогательные исторические дисциплины, изд. 4. Л, 1924, раздел «Хронология».

Вrosset М. De la chronologic technigue georglenne, ecclesistique, et civill. «Bulletin l’academie emeriale des sciences de st. Petersbourg», t. XXII. Спб., 1877.

Вrosset М. Etuder de Chronologic technique. «Memoires l’academie imperiale des sciences de st». Petersbourg, t. XX, N 13. Спб., 1868.

Буткевич А. В., Ганынин В, Н., Хренов Л, С. Время и календарь. М 1961.

Буткевич А. В., Зеликсон М.С., Вечные календари — 2-е издание — М.Наука, 1984.

Бутурлин П.П. О календарях юлианском и григорианском. Спб., 1866.

Введенский А., Дядиченко В., Стрельский В, Допомiжнi историчнi дисциплини. Краткий курс. Киев, 1963, раздел «Хронология».

Вербицкий В. И. Названия месяцев у черневых инородцев Кузнецкого округа. «Томские губернские ведомости», 1864, N 3.

Виноградов Г. С. Материалы для народного календаря русского старожилого населения Сибири. «Записки Тулуновского отделения Общества изучения Сибири и улучшения ее быта», вып. 1. Иркутск, 1918.

Володомов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. Москва, «Наука», 1987 г.

Володомов Н.В. Проект постоянного всемирного календаря // Природа, 1969, N 9.

Вороницын И. П. Светский календарь и гражданская религия Великой Французской революции. Без даты.

«Вспомогательные таблицы по времясчислению». М., 1859.

Георгиевский А.И., доцент Московской духовной академии О церковном календаре. М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. 1996 г. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Головацкий Я. Ф. Книга о новом календаре, напечатанная в Риме в 1596 г. Спб., 1877.

Горбачевский Н. И. Археографический календарь на две тысячи лет (325 — 2324) по юлианскому счислению и на семьсот сорок два года (1583 — 2324) по григорианскому счислению Вильна, 1869.

Горбачевский Н. И. Краткие таблицы, необходимые для истории, хронологии, вообще для всякого рода археологических исследований и в частности для разбора древних актов и грамот Западного края России и Царства Польского. Вильна, 1867.

Гордлевский В. А. Материалы для османского народного календаря. Спб., 1911.

Гохман X. И. Полный вечный календарь старого и нового стилей. Одесса, 1880.

Григорьев В. В. О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству. М, 1842.

Декрет о введении нового стиля 1918 г. «Декреты Советской власти», т. 1, N 272. М., 1957.

Диваев А. А. Исчисление времени года по киргизскому стилю. «Туркестанские ведомости», 1892, N 5.

Диваев А. А. Месяца по киргизскому стилю с обозначением народных примет. «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т. XIII, вып. 4. Казань, 1896.

Днепровский Н. И. Время, его измерение и передача. Л., 1924.

Добиаш-Рождественская О. А. Как люди научились считать время. Пб. — М., 1922.

Добрянский А. И. Календарный вопрос в России и на Западе. Спб., 1894.

Докукин И. И, Вечный календарь православной церкви в таблицах. Рязань, 1914.

Долгов П. Н. Поясное время и новые границы часовых поясов. М., 1956.

Дульзон А. П. Система счета времени у чулымских татар. «Краткие сообщения Института этнографии АН СССР», вып. X. М. — Л, 1950.

Жекулин В. А. Откуда взялась семидневная неделя. М., 1939.

Жекулин В. А. Старый и новый календарь. М., 1941.

3авельский Ф. С. Время и его измерение. М., 1965.

Захаров А.И. Античная фотометрия и Датирование звездного каталога «Альмагеста» по величинам входящих в него южных звезд.

Зелинский А.Н. Конструктивные принципы древнерусского календаря. — М.: Подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1996. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Зимин А. А. О хронологии договорных грамот Великого Новгорода с князьями XI И — XV вв. «Проблемы источниковедения», вып. V. М., 1956.

Зимин А. А. О хронологии духовных и договорных грамот великих и удельных князей XIV — XV вв. «Проблемы источниковедения», вып. VI. М., 1958.

Зубов В. П. Кирик новгородец и древнерусское деление часа. «Историко-математические исследования», вып. 6, 1958.

Зубов В. П. Кирик новгородей,. Учение им же ведати числа всех лет. «Историко-математические исследования», вып. 6, 1958.

Идельсон Н. И. История календаря. Л., 1925.

Каменцева Е. И. Русская хронология. (Справочное пособие) М, 1960.

Каменцева Е. И. Хронология. — М.: Высшая школа, 1967.

Капустин П. И. В какой день недели случилось или будет данное число данного месяца и года. М, 1877.

Катанов Н, Ф. Восточная хронология (Из курса лекций, читанных в Северо-Восточном археологическом и этнографическом институте в 1918 — 1919 учебном году). «Известия Северо-Восточного археологического и этнографического института в г. Казани», т. 1. Казань, 1920.

Катанов Н. Ф. Сагайские названия 13 месяцев года. «Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете», т, XIV, вып. 2. Казань, 1897.

Кинкелин Г., проф. Базельского университета. Вычисление христианской пасхи. Перевод с немецкого Н. Я. Сонина. «Математической сборник», изд. Московского математического общества, т. 5, отд. 2. М, 1870.

Кись Я. П. Хронология письменных памятников Западно-Украинских земель в XIV — XVIII вв. «Iсторичнi джерала та ix викорисання», вып. 1. Киев, 1964.

Климишин И.А. Календарь и хронологияю — 2-е изд. — М. Наука, 1985.

Климович Л. И. Праздники и посты ислама. М., 1941.

Кнорозов Ю. В. Письменность индийцев майя. М. — Л , 1963.

Ковальский О. О китайском календаре. Казань, 1835.

Колесников И. Ф. Хронологическая дата второго договора Руси с греками. «Труды секции археологии института археологии и искусствознания», IV, 1928.

Корчмар Я. И. Историческая хронология. Ворошиловград, 1955.

Косцова А. Рукописный месяцеслов середины XVII в. «Сообщения Государственного Эрмитажа», 9, 1956.

Кремлев-Свен Л. Л. Нужен ли новый календарь. М, 1930.

Крушинский Л. Простонародная пасхалия. «Волынские губернские ведомости», 1860, N 18.

Кудрявцев О. В. О неправильном исчислении юбилейных дат, событий, имевших место до нашей эры. «Вестник древней истории», 1956, N 12.

Кузьмин Б. С. Основы астрономического метода измерения времени. М., 1954.

Кулаковский Ю. А. Римский календарь. «Киевские университетские известия», 1883, N 2.

К уник А. А. Доказательство, что текущий XIV Великий индиктион начинается 1 марта 6917 мартовского и сентябрьского года от с, м. в пятницу. «Журнал министерства народного просвещения», 1857, кн. 12.

К уник А. А. Известен ли нам год и день смерти великого князя Ярослава Владимировича? «Летопись занятий Археографической комиссии», т. XI. Спб., 1903.

Куник А. А. О годах смерти великого князя Святослава Игоревича и Ярослава Владимировича. «Записки Академии наук», т. 28. Спб., 1876.

Куник А. А. О признании 1223 года временем битвы при Кадке. «Ученые записки Академии наук по первому и третьему отделениям», т. II, вып. 5. Спб., 1854.

Лалош М. Н. Времясчисление христианского и языческого мира. Спб., 1867.

Лалош М Н. Сравнительный календарь древних и новых народов. Спб.. 1869.

Лапшин В. И. О старом и новом стиле. Спб., 1897. Лебедев Д. А. К истории времясчисления у евреев, греков и римлян. Пг., 1914.

Ливерий Воронов, протоиерей, профессор Ленинградской духовной академии. Календарная проблема. Журнал «Богословские труды», 1971 г. Сборник 7. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Лямешь М. Времясчисление христианского и языческого мира. Спб., 1867.

Майстеров Л. Е, Просвиркина С. К. Народные деревянные календари. «Историко-астрономические исследования», вып. 6. М., 1960.

Макаренко А. А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении. Восточная Сибирь. Енисейская губерния. «Записки Русского географического общества по отделению этнографии», т. 36. Спб., 1913.

Мамедбейли Г. Д. Синхронические таблицы для перевода дат. Баку, 1961.

Матье М. и Шелпо Н. Настоящее, прошлое и будущее календаря. Л., 1931.

Медлер. Еще о реформе календаря. «Журнал Министерства народного просвещения», 1864, кн. 3.

Менделеев Д. И, Заявление о реформе календаря. Соч., т. 22. Л — М., 1950.

Менделеев Д И. Календарное объединение. Соч., т. 22. Л — М., 1950.

Менделеев Д. И, Предисловие к письму профессора Симона Ньюкомба о длительности тропического года. Соч., т. 22. Л. — М., 1950.

Мещерский Н. А. О датировке новгородских берестяных грамот. «Советская археология», 1963, N 4,

Михайлов В. По вопросу о согласовании предполагаемого исправления нашего календаря с каноническими постановлениями православной церкви. Спб., 1900.

Мчедлидзе Г. Л. Хронология в древнегрузинской исторической литературе (5 — 14 вв.). Тбилиси, 1963.

Никольский В. К. Происхождение нашего летосчисления. М., 1938.

О праздновании нового года. Указ 20 декабря 1699 года. «Полное собрание законов», т. 3, N 1736.

Огицкий Д.П., профессор Московской духовной академии. Канонические нормы православной пасхалии. Журнал «Богословские труды», 1971 г. Сборник 7. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Читайте так же:  Штраф за неправильную парковку в краснодаре

Орбели И. А. Синхронистические таблицы гиджры. Л , 1940.

Орбели И. А. Синхронистические таблицы для перевода исторических дат по хиджре на европейское летосчисление. М. — Л., 1961.

О реформе календаря. (Без автора.) «Журнал Министерства народного просвещения», 1864, кн. 1.

Павлов А. П. Представление о времени в истории, археологии и геологии. М., 1920.

Пацановский Е. Л. Определение дня недели любой хронологической даты. «Природа», 1929, N 2.

Перевощиков Д. М. Правила времясчисления, принятого православной церковью. М., 1880.

Перель Ю. Г. Календарь и проект его реформы, «Природа», 1958, N 7.

Писарчик А. К. Таблицы двенадцатилетнего животного цикла. «Материалы Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции», вып. 1. Ашхабад, 1949.

Погодин М. П. О хронологии в русских летописях, «Исследования», т. 4, 1850.

Позднеев А. М. Монгольская летопись «Эрдэнийн эрахе». Материалы для истории халхи с 1636 по 1736 гг. Спб, 1683.

Полак И. Ф. Время и календарь. М, 1959.

Полак И. Ф. Изменение календаря. М., 1918.

Полак И. Ф. Курс общей астрономии. М., 1955.

Попов П. И, Общедоступная практическая астрономия, изд. 4. М., 1958.

Приселков М.Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг, 1916.

Прозоровский Д. И. О старинном русском счислении чанов. «Труды второго археологического съезда», вып. 2. Спб, 1861.

Прозоровский Д. И. О славяно-русском дохристианском счислении времени. «Труды восьмого археологического съезда», т. 3, М., 1897.

Пронштейн А.П., Кияшко В.Я., Хронология. — М. Высшая школа, 1981.

Рафаил (Карелин) архимандрит. Календарный вопрос. «Христианство и модернизм» М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Россовская В. А. Календарная дань веков. Л. — М , 1936.

Саар Г. П. Источники и методы исторического исследования. Баку, 1930, раздел «Хронология».

Салтыков А. Б. Хронология битвы при р. Калке. «Ученые записки Института истории», т. 4. РАНИОН, 1929.

Самгин Н. А. Календарь, его значение и реформы. М. — Пг , 1923.

Святский Д. О. Астрономические явления в русских летописях с научно-критической точки врения. М., 1915.

Святский Д. О. Календарь наших пределов, «Известия Русского общества любителей мироведения», 1917, т. VI, N 6 (30),

Святский Д. О. Очерки истории астрономии в Древней Руси. «Историко-астрономические исследования», вып. VII. М, 1961,

Селешников С. И. История современного календаря. К предстоящей его реформе. Л, 1958.

Селешников С. И. История календаря и его предстоящая реформа. Л, 1962.

Селешников С. И. История календаря и хронология / Под. ред. П.Г.Куликовского. 3-е изд. — М. Наука, 1977.

Серафим (Соболев) Разорвать экуменическое кольцо. Всеправославное совещание 1948 г. об экуменизме. — М.: «Одигитрия», 1998. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000 поз заглавием: «О новом и старом стиле»).

Селиванов В. В. Год русского земледельца. Соч., т. II. Владимир, 1902.

Степанов Н. В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентиевской и 1-й Новгородской летописи. М, 1909.

Степанов Н. В. Заметка о хронологической статье Кирика (XII века). «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XV, кн. 3. Спб., 1910.

Степанов Н. В. Исследование «лунного течения». М, 1913.

Степанов Н. В. Календарно-хронологические факторы Ипатьевской летописи до XIII в. «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XX, кн. 2. Пг. 1915.

Степанов Н. В. Календарно-хронологический справочник. «Чтения в обществе истории и древностей Российских», кн. 1. М, 1917.

Степанов Н. В К вопросу о календаре Лаврентиевской летописи. М, 1910.

Степанов Н. В. К вопросу о летописном счислении часов. «Журнал Министерства народного просвещения», 1909, кн. 6.

Степанов Н. В. Новый стиль и православная пасхалия М, 1907.

Степанов Н. В. Таблицы для решения летописных «задач на время». «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. XIII, кн. 2. Спб, 1908.

Сумцев Н. Ф. Исторический очерк попыток католиков ввести в южную и западную Россию григорианский календарь. Киев, 1888.

Сюзюмов М. Я. Календарь. «Советская историческая энциклопедия», т. 6. М., 1965.

Терентьев М. А. О мусульманском летосчислении. Приложение к журналу «Среднеазиатский вестник». Ташкент, 1896, май.

Тихон (Шевкунов), архимандрит. Календарь вечности. Интервью. «Сретенский календарь-сборник» М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2000. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Ундольский В. М. Исследование о значении вруцелета в пасхалии, о способе проверять им данные, и решение посредством вруцелета того, что год сентябрьский предшествует 6-ю месяцами мартовскому. «Временник Московского общества истории и древностей российских». М., 1849. кн. IV.

Фролов О. Вечный православный календарь. Архангельск, 1889.

Фролов О. О православном летосчислении. Вольск, 1910.

Хавский П. В. Взгляд на хронологию европейскую, христианскую вообще и русскую в особенности. «Журнал Министерства народного просвещения», 1849, кн. 6.

Хавский П. В. Истинное значение вруцелета. «Журнал Министерства народного просвещения», 1850, кн. 12.

Хавский П. В. Месяцесловы, календари и святцы русские. М., 1860.

Хавский П. В. Новое руководство к познанию неисходимой пасхалии математическим порядком изложенной в таблицах. М., 1841.

Хавский П. В. Опыт исправления недостатков в русских летописях, историях государства Российского, месяцесловах, календарях и святцах. М., 1862.

Хавский П. В Ответ критику хронологических таблиц. М, 1853.

Хавский П. В. О тысячелетии государства Российского и способах поверки и исправления времясчисления, показанного в русских летописях. М, 1861.

Хавский П. В. Предложение для окончания ученого спора о начале годов по русскому счислению. М, 1850.

Хавский П. В. Примечания на русские хронологические вычисления XII века. «Чтения в Обществе истории и древностей российских», 1847, N 6.

Хавский П. В. Русское летосчисление древнее и новое. М, 1859.

Хавский П. В. Сентября 1 число, или древнемосковское лето-провождение. «Ведомости Московской городской полиции», 1850, N 192, 193.

Хавский П. В. Сокращенные хронологические таблицы. М, 1856.

Хавский П. В. Таблица для проверки годов в русских летописях. М, 1856.

Хавский П. В. Хронологические таблицы. Кн. 1 — 3. М, 1848. Хавский П. В. Хронологические таблицы сравнения юлианского календаря с григорианским. М, 1849.

Цыпин В.А., доктор богословия, профессор Московской духовной академии, протоиерей. «О календарных спорах и церковных канонах». Отрывок из книги «Церковное право». — 2-е изд. — М.: Изд-во МФТИ, 1996. (Также напечатан в кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Цыбульский В. В. В каком году мы живем? О системе календарей в странах Востока. «Современный Восток», 1959, N 10.

Цыбульский В. В. Современные календари стран Ближнего и Среднего Востока. Синхронистические таблицы и пояснения. М, 1964.

Чхартишвили А. Г., кандидат физико-математических наук, преподаватель МГУ. Наши календари. Журнал «Андреевский вестник» № 1, декабрь 1999 (См. также: Газета «Татьянин День» № 35, октябрь 1999; Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000).

Черепнин Л. В. Русская хронология. М, 1944.

Черухин Н. И. Календарь для хронологических справок. «Русская старина», 1873, N 7.

Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI — XIX веков. (Очерки по истории народных верований.) «Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая». Новая серия, т. XL. М., 1957.

Шакир-паша А. Солнечное летосчисление в мусульманском мире. М, 1897.

ШахматовА. А. Исходная точка летосчисления «Повести временных лет». «Журнал Министерства народного просвещения», 1897, кн. 3.

Шишков В. П. Почему считают годы от «рождества Христова». М, 1929.

Шляков Н. В. Легкий способ определения дня недели и пасхи в любом году. «Известия отделения русского языка и словесности Академии наук», т. X, кн. 3. СПб., 1905.

Штауде Н. Григорианский календарь в Египте. «Мироведение», 1928, т. XVII, N 6.

Шур Я. И. Когда? Рассказы о календаре. — 2-е изд. — М, Детская литература, 1968.

Шур Я. И. Рассказы о календаре. М, 1962.

Энгельман А. Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в XIII — XIV ст. Спб, 1858.

Яковкин И. Н. Вечный календарь или руководство к удобнейшему определению хронологических терминов на всякое время. Спб, 1862.

Яковкин И, Ф. Летосчислительное изображение российской истории. Спб, 1798.

Ясинский М.Н. Счисление суточного времени в Западной России и в Польше в XVI — XVII вв. Киев, 1902.

Ячин В. К вопросу о происхождении древнерусских названий месяцев. «Мироведение», 1928, т. XVII, N 3.

Словарь терминов

Лунно-солнечный календарь — календарь, применяя который, стремятся согласовать солнечный год и лунный (синодический) месяц. Для этой цели изобретались циклы различной длины, например: 8-летний (октаэтерида), 19-летний (цикл Метона), 76-летний (цикл Каллиппа), 84-летний (применялся Римской Церковью в III-VI вв.), 304-летний (цикл Гиппарха).

Синодический (лунный) месяц — промежуток времени, спустя который фазы луны (новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть) снова повторяются в том же порядке. Этот промежуток, согласно современным астрономическим наблюдениям и расчетам, составляет в среднем 29,53058812 суток, или 29 суток 12 час. 44 мин 2,8 с.

Эмболисмический (эмболимический) год — год лунно-солнечного календаря, содержащий 13 лунных месяцев.

Интеркаляция — вставка дополнительного дня или месяца.

Эпакта — возраст луны (т. е. время, прошедшее с последнего новолуния) на определенный момент.

14-я луна — 14-й день с момента последнего новолуния (в христианской пасхалии считается полно-лунием).

Пасхальная граница (лат. terminus paschalis) — «пасхальное полнолуние», день, в ближайшее воскресенье после которого празднуется Пасха.

Тот (тоут) — первый месяц александрийского календаря. 1 тота соответствует 29 августа (в годы, предшествующие високосным, — 30 августа) по юлианскому календарю.

Фармути — восьмой месяц александрийского календаря. 1 фармути соответствует 27 марта по юлианскому календарю.

Тишри, адар, нисан, ийяр (ияр) — месяцы еврейского лунно-солнечного календаря. В эмболисмические годы дополнительный месяц вставляется перед адаром и получает название адар первый, адар же становится следующим месяцем и получает название адар второй.

Лунация — здесь: синодический месяц.

Огдоада, эндекада — здесь: восьмилетка, одиннадцати летка.

Использованы материалы кн.: Календарный вопрос. Сборник статей. Издание Сретенского монастыря, 2000.

www.hrono.info

Обсуждение закрыто.