Нормы правила в экологическом праве

Нормы правила в экологическом праве

Экологическое право

3.Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения.

Нормами экологического права являются правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, экологических прав и свобод граждан. Они подразделяются на отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов – земли, вод, лесов и т.д.), комплексные (охрана и использование отдельных природных и искусственных комплексов, природной среды в целом, экологических прав и свобод граждан) и экологизированные нормы других отраслей права (административного, уголовного, хозяйственного), направленные на охрану объектов экологического права.

По содержанию юридического предписания эколого-правовые нормы подразделяются на нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны природной окружающей среды. Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в использовании и охране одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Нормы-правила закрепляют правила поведения участников экологических отношений, рассчитанные на многократное применение и исполняемые в добровольном или принудительном порядке.

Экологическими правоотношениями следует считать общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества с окружающей его природной средой и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений являются юридические факты. Основными видами правомерных действий являются природопользование и охрана окружающей среды. Действия как основания прекращения экологических правоотношений традиционно разделяют на две группы. К первой относятся те, которые происходят по воле природопользователя (отказ от использования природного ресурса, ликвидация хозяйствующего субъекта). Ко второй – относятся те, которые совершаются по воле органов государства, управомоченных на охрану окружающей природной среды, в том числе правоохранительных органов общей компетенции (изъятие природного ресурса, лишение права пользования им в связи с нарушением закона, нерациональным или нецелевым использованием, неосвоением в течение установленного срока, уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей, нарушением договорных обязательств).

Основным методом регулирования экологических правоотношений является административный метод правового регулирования. Это вызвано закрепленным в ст.16 Конституции Украины общесоциального значения экологических отношений, и государство как властный выразитель общественной воли принимает на себя функцию законодательного регулирования экологических общественных отношений в качестве одного из основных направлений своей деятельности.

Под содержанием экологического правоотношения понимают права и обязанности их участников по использованию и охране окружающей природной среды. Содержание прав и обязанностей зависит от состава участников и объекта конкретного правоотношения. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

— органы государственной власти и местного самоуправления, имеющие право на регулирование использования и охраны объектов экологических правоотношений;

— природопользователи – носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных объектов экологических правоотношений;

— общественные объединения экологического профиля, наделенные правом участия в экологических правоотношениях и правом общественного контроля за выполнением экологических предписаний;

— органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Принятие законов в области регулирования экологической безопасности требует разработки и принятия нормативно-правовых актов, которые могли бы охватить широкий круг природоресурсовых, природоохранных и средозащитных отношений. Это относится к выдаче разрешений на специальное водопользование и регламентов сбросов сточных вод из накопителей, методик определения предельно допустимых сбросов и выбросов в окружающую среду и инструкций о взыскании платы за сбросы и выбросы.

bookwu.net

Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения

Нормы экологического права — это такие правила поведения, которые регулируют отношения между субъектами по поводу использования природных ресурсов и полной охраны окружающей среды, обеспечение достойной экологической безопасности, также реализации экологических прав и свобод граждан.
Такие нормы подразделяются на:

  1. Отраслевые.
  2. Комплексные.
  3. Экологизированные, которые направлены на охрану объектов в экологическом праве.

По содержанию юридических предписаний:

  1. Нормативные принципы.
  2. Нормативные приоритеты.
  3. Нормативные правила.
  4. Экологические правоотношения – это отдельные общественные отношения, которые возникают в сфере взаимопонимания общества с окружающей средой и урегулированные правовыми нормами

    Действия, как основания прекращения экологических правоотношений делятся на такие группы:

    1. Действия, которые могут происходить по воле природопользователя.
    2. Действия, которые совершаются по воле органов государства, управомоченных на охрану окружающей среды, и в том числе правоохранительные органы общей компетенции.
    3. Основными методами регулирования экологических правоотношений является административный метод правового регулирования.

      По содержанию, правовые нормы можно разделяют на:

      • • нормы-принципы;
      • • нормы-правила.
      • • нормы-приоритеты
      • Нормы-принципы в себе закрепляют основные стартовые этапы охраны окружающей среды.

        Нормы-приоритеты устанавливают главные преимущества в охране и эксплуатации объектов в интересах надлежащего качества и соответствия природной среды.

        Нормы-правила – это третья категория экологических норм. Такие нормы содержат специальные экологические требования-императивы, которые применяются к конкретной сфере экологических отношений.

        www.virtualvis.com

        Экологическое право

        Нормы экологического права и экологические правоотношения.

        Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права — это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права — это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.

        Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.

        Нормы экологического права делятся на три группы:

        1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и т.д.);

        2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);

        3) экологизированные (нормы других отраслей права — административного, уголовного и др.).

        Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:

        1) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;

        2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:

        регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);

        охранительные — предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав);

        специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные — содержащие легальные определения терминов, коллизионные — рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные — которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).

        По характеру обязательности нормы подразделяются на:

        § императивные — носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;

        § диспозитивные — предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.

        С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию — технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.).

        В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:

        1) нормы-принципы — закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;

        2) нормы-приоритеты — устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;

        3) нормы-правила — содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.

        Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.

        Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

        Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты.

        Юридические факты — это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

        События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

        Действия — это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие — это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие — это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

        Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности.

        Субъективное право — это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством.

        Юридическая обязанность — это мера должного поведения, обеспеченная государством.

        Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.

        Субъектами экологических правоотношений являются:

        § государство — в лице компетентного органа;

        § физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;

        § хозяйствующие субъекты — предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

        По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:

        1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;

        2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;

        3) общественные объединения экологического профиля;

        4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

        Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы.

        ecologylaw.narod.ru

        Нормы правила в экологическом праве

        Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в о

        txt fb2 ePub html

        на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

        Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по экологическому праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по экологическому праву — и никакой экзамен вам не страшен!

        Не нашли что искали?

        Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

        Законодательство в области охраны окружающей среды определяет правовые основы государственной

        Нормы экологического права и экологические правоотношения

        Нормы экологического права представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:

        1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;

        7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;

        8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;

        9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;

        10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;

        11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;

        12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;

        13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;

        14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;

        15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;

        16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;

        17) обращении с отходами производства и потребления;

        18) установлении защитных и охранных зон;

        19) приватизации и национализации имущества;

        20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;

        21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.

        За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.

        Похожие вопросы

        • Экологическоеправо — . праваиэкологическиеправоотношения
          Нормыэкологическогоправаиэкологическиеправоотношения. Нормыэкологическогоправа представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения – несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством.
        • Шпаргалки по экологическомуправу
          Нормыэкологическогоправаиэкологическиеправоотношения. Нормыэкологическогоправа представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а эколог. подробнее ».
        • Экологическоеправо — Понятие экологическогоправоотношения.
          Экологическиеправоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодействия общества и природы и регулируются нормамиэкологическогоправа.
        • Экологическоеправо — Специфические черты экологическогоправа
          Нормыэкологическогоправаиэкологическиеправоотношения. Нормыэкологическогоправа представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а. Загрузка.
        • Экологическоеправо — . правового регулирования экологическогоправа
          2) нормыэкологическогоправа, которые устанавливают правила поведения человека по поводу использования и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности; 3) правоотношения.
        • Экологическоеправо — Система и принципы экологическогоправа
          Нормыэкологическогоправаиэкологическиеправоотношения. Нормыэкологическогоправа представляют собой требования в области охраны окружающей среды, а.
        • Экологическоеправо — Источники экологическогоправа
          Экологическиеправоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодей.
          Среди предписаний экологическогозаконодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическомправе является одной из основных.
        • Экологическоеправо — Источники международного экологическогоправа
          Составной частью правовой системы РФ являются общепризнанные принципы и нормы международного п.
          Международное сотрудничество в области соблюдения норм международного экологическогоправа выр.
        • Социальная экология — Международное экологическоеправо.
          . международное экологическоеправо)– это совокупность норм и принципов, призванных регулировать международные отношения в
          права: Все основные принципы международного права являются регуляторами правоотношений в сфере охраны окружающей среды.
        • Экологическоеправо — . и объекты экологическихправоотношений
          Экологическиеправоотношения – это общественные отношения, которые возникают в сфере взаимодей.
          Достаточно скачать шпаргалки по экологическомуправуи никакой экзамен вам не страшен!

        найдено похожих страниц:10

        cribs.me

        Нормы экологического права: понятие, виды, особенности

        Механизм реализации норм

        Экологические правоотношения

        Нормы экологического права

        21.09.2011.

        Терминология: в литературе есть термин эколого-правовые нормы. Это взаимозаменяемый термин с понятием «нормы экологического права».

        Понятие норм экологического права связано с общим понятием правовых норм. Они соотносятся как общая и особенная. У них есть сектор пересечения и специфические моменты в сфере взаимодействия общества и природы.

        Для юриста самая главная проблема: понимание механизма действия права. Если возьмем правовые проблемы, то нужно понять, как реально работает законодательство. Самое страшное для юриста состоит в том, что они знают, чего нельзя. Нужно знать, как можно сделать в рамках реально действующего законодательства.

        1. Нормы права и в особенности эколого-правовые нормы- это разновидность социальных норм. Все они призваны регулировать, а некоторые и регулируют правила поведения людей. В этом смысле эколого-правовые нормы ничем не отличаются от других норм. Экологическое право регулирует отношения между людьми, складывающихся по поводу объектов экологического права.

        Отличия правовых норм:

        Ø Правовая норма других социальных норм отличается общеобязательностью. Моральные нормы являются групповыми. Право всегда имеет общеобязательный характер или должно иметь такой характер. Это основная характеристика права. это связано с теми отношениями, которые связаны с экологическими интересами. Например, сначала закрыли ЦБК у Байкала, а потом через некоторое время открыли. Есть другой пример- Закон о недрах. Прямо, вопреки Конституции, закреплена исключительная компетенция государства на недра. На п/и, добытые из недр может быть частная собственность.

        Лет 10 не можем провести через Думу новый Закон о недрах. Это природным монополиям невыгодно.

        2. Формальная определенность- без исключения, за исключением норм морского права, все нормы являются формально-определенными.

        Существуют специальные акты, регулирующие эколого-правовые нормы.

        3. Наличие принудительной силы государства.

        Есть нюансы эколого-правовых норм:

        Ø Специфика состоит в том, что все остальные группы социальных норм противостоят экологическим нормам. Т.к. иногда легче нарушить закон, чем нести издержки с его исполнением. До 70% затрат на проект строительства занимают природоохранные издержки. Все западные инвесторы в намерениях подчеркивают верность закону, в том числе и по экологическим моментам. Мы берем участок леса, недр, животное, водный объект. Переход этих объектов из государственной собственности в частную не только меняют его статус, но и не отменяет статус части природного объекта ресурса. Здесь две группы норм, которые регулируют отношения участников оборота. Проблема состоит не в игнорировании факта того, что недвижимость перестала быть объектом природоохранного законодательства, а нужно понимать, что проблема в защите общих интересах.

        Ø Не работают моральные, этические нормы. Не было осуждения со стороны групп людей, общественности, связанных с нарушением эколого-правовых норм, за исключением случаев, когда это затрагивает частные интересы.

        Ø Есть проблемы эффективности правоприменения, в т.ч. в УК, в КоАПе.

        Ø В этих отношениях изначально заложен некий дуализм. Это система норм, которая направлена на охрану окружающей среды. Можно их понимать как нормы, связанные с природными ресурсами, а также нормы об экологической безопасности.

        Классификация норм экологического права (за основу можно взять классификацию норм права):

        1. По функциям права:

        o Управомачивающие-Например, п.1. ст. 12 Закона об охранен окружающей среды: общественные, иные некоммерческие организации, имеют право..устанавливать общественную экологическую экспертизу. Если допустить, чтобы этап норма реализовывалась, то нужна норма обязывающая. Норма такая есть. Но она не работает.

        o Обязывающие- ст. 13 ЗООС- органы гос власти РФ обязаны оказывать содействие гражданам, организациям в реализации прав охраны окружающей среды. Есть также норма об ответственности.

        o Запрещающие. Ст. 36 ЗООС (2002)- запрещается изменение стоимости проектных работ при строительстве, реконструкции объектов. Эти нормы называются нормы-гарантии. Такого рода нормы- это нормы-гарантии.

        Есть нормы об ответственности в ЗООС, которые устанавливают виды ответственности и обязанность возместить причиненный вред. В Конституции есть право на возмещение вреда, причиненного экологическом правонарушением. Статья 77 ЗООС- вред возмещается в соответствии с утвержденными нормативами, а в случае их отсутствия- фактическими затратами на восстановление.

        2. По другим критериям можно классифицировать нормы:

        · Нормы-правила (см. выше- всё это нормы правила)

        · Нормы-дефиниции- это термин и его определение в законе. Первопроходцами в определении таких норм были ученые, которые занимались УП.

        Например, ст. 1 ЗООС- термин окружающая среда («в целях настоящего закона»). Это совокупность трех видов объектов- естественный характер происхождения объектов, смешанные и антропогенные. Дальше идет определение природной среды: природное происхождение и антропогенное происхождение объектов.

        · Нормы-принципы. Это базовые положения. Но это и практическое значение. Не все отношения отрегулируются с самого начала. И в закон переходят только те отношения, на которых закон сошелся. Это особая деятельность.

        Например, статья 3 ЗООС: всего 17 принципов. Их можно классифицировать, разбить на группы по определенному критерию. Появился такой принцип как презумпция экологической опасности планируемой, хозяйственной или иной деятельности. В законе нет определения этого принципа. Речь идет не о текущей деятельности, но речь идет не только о хозяйственной деятельности, но и деятельность, связанная с принятием решений, инвестиции на ранней стадии. Это норма охватывает стадию, когда не только нет вреда от деятельности, но и самой деятельности нет.

        Презумпция в плане ст. 3- до той поры, пока не будет обосновано, что деятельность ведется без вреда экологии, деятельность будет считаться опасной. Есть экологическая экспертиза и оценки воздействия на окружающую среды. Экологическая экспертиза- это редчайший элемент, а оценка воздействия- здесь нужно выяснять мнение граждан по определенным проектам.

        Практическая реализация- если выяснить, что экспертиза не проводилась, то суд может признать нарушение презумпции.

        Обязательность проведения экологической экспертизы проектов и иной документации, которая может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

        · Нормы-приоритеты- устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Такие преимущества могут быть отраслевыми. Особая охрана защитных лесов и насаждений, может быть приоритет особо ценных земель. Может быть охрана лесов первой группы.

        3. Экологические нормы можно разделить на нормы:

        Ø Специальные- например, нормы статьи 3 ГК. Любая норма может действовать, если не противоречит ГК. В экологическом праве есть нормы, которые содержаться в специальных актах. Есть нормы, которые находятся не в специальных актах. Такие нормы не могут противоречить основному Закону об ООС.

        Ø Экологизированные нормы- нормы, которые изначально предусмотрены для регулирования иных отношений, не природоохранных. Они параллельно решают задачу охраны окружающей среды или разумного использования природных ресурсов.

        Например, ст. 19 Устава ж/д транспорта- грузоотправители, грузополучатели, перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за загрязнение окружающей среды.

        Ст. 209 ГК- владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственником свободно, если не нарушает прав и законных интересов других лиц, а также не приводит к нарушению охраны окружающей среды.

        Ст. 751- подрядчик не праве использовать материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, если это может привести к нарушению правил охраны окружающей среды.

        studopedia.ru

        Читайте так же:  373 приказ об образовании
Обсуждение закрыто.