Наказание в виде ограничения свободы исполняет

Наказание в виде ограничения свободы исполняет

Ограничение свободы по Уголовному кодексу РФ

13 мая 2015 года 16:10

Ограничение свободы — это один из видов наказания, предусмотренный Уголовным кодексом РФ (ст. 53 УК РФ).

Ограничение свободы применяется в качестве основного наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также может назначаться дополнительно к лишению свободы.

В качестве основного наказания ограничение свободы назначается на срок от двух месяцев до четырех лет, в качестве дополнительного — на срок от шести месяцев до двух лет.

По своему содержанию данный вид наказания заключается в ограничении свободы лица выбирать место пребывания и жительства, место работы, учебы, а также формы досуга.

Перечень ограничений установлен в ст. 53 УК РФ: не посещать места проведения массовых и иных мероприятий; не изменять место жительства или пребывания, место работы, учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции;

не уходить из дома в определенное время суток,

не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

не выезжать за пределы муниципального образования

Обязательным является установление ограничений на изменение места жительства или пребывания, а также на выезд за пределы соответствующего муниципального образования. Также на осужденного должна быть возложена обязанность являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации. Установление других ограничений является правом суда.

Данный вид наказания не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, которые не имеют постоянного места проживания на территории Российской Федерации.

Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Уголовно-исполнительная инспекция (далее — УИИ), получив приговор, в течение 15 суток вручает осужденному официальное уведомление о необходимости явки в инспекцию для постановки на учет. После получения уведомления осужденный в течение трех суток должен явиться в УИИ, где ему разъясняются права и обязанности, порядок отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

Если осужденному необходимо выехать за пределы муниципального образования, изменить место постоянного проживания, работы, учебы, то в таких случаях осужденный, его адвокат, законный представитель либо близкий родственник должен обратиться в УИИ с письменным ходатайством.

В ходатайстве должны содержаться сведения о необходимости изменения места постоянного проживания (пребывания), изменения места работы и (или) обучения , ухода из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, посещения определенных мест, расположенных в пределах территории муниципального образования, либо выезда за его пределы.

Такое ходатайство может быть удовлетворено только при наличии исключительных личных обстоятельств, к которым, например, относятся смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения медицинской помощи, прохождение обучения за установленными судом пределами территории, необходимость сдачи вступительных испытаний при поступлении в образовательную организацию.

Полный перечень таких обстоятельств содержится в Уголовно- исполнительном кодексе РФ.

По результатам рассмотрения ходатайства уголовно-исполнительная инспекция выносит постановление с указанием мотивов и оснований принятого решения не позднее десяти суток со дня поступления письменного ходатайства, а в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника осужденного, угрожающей жизни больного, — не позднее трех суток.

Для обеспечения надзора и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспектор может вызвать осужденного для беседы, провести проверку по месту его жительства, работы и учебы; посетить в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного; навести справки по месту жительства, работы и учебы осужденного о его поведении; принять решение об использовании технических средств надзора и контроля.

Перечень технических средств определяется Правительством РФ. Это могут быть, например, электронный браслет, мобильное контрольное устройство и другие средства.

Данные технические устройства предназначены для длительного ношения на теле и имеют систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

В случае нарушения порядка отбывания ограничения свободы уголовно- исполнительная инспекция предупреждает осужденного о недопустимости нарушений. Если после вынесения предупреждения осужденный продолжает нарушать порядок отбывания наказания, то ему выносится официальное предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. При необходимости уголовно-исполнительная инспекция может внести в суд представление о дополнении ранее установленных осужденному ограничений В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, которое назначено в качестве основного наказания, инспекция вносит в суд представление о замене наказания в виде ограничения свободы на лишение свободы.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:

procspb.ru

Что такое ограничение свободы и как его применяют?

00:00, 08 июля 2011г, Происшествия 13240

«Ограничение свободы — одно из самых новых видов применяемой уголовной ответственности. Но уже прошло какое-то время с тех пор, как его начали применять в крае. Хотелось бы узнать, насколько удачен опыт его применения.
Ирина С., Барнаул».

На этот вопрос отвечает старший прокурор управления по рассмотрению уголовных дел судами прокуратуры края Наталья Попова:

— Как таковое ограничение свободы в российском законодательстве предусмотрено Уголовным кодексом РФ (УК РФ), вступившим в силу 1 января 1997 года. Изначально предполагалось содержание осужденных, достигших совершеннолетия, в специальных исправительных центрах в условиях надзора, с соблюдением определенных ограничений и привлечением к труду, но в отличие от лишения свободы без изоляции от общества.

Применение такого наказания было отсрочено до 2005 года, однако материальная база для его исполнения создана не была. Лишь спустя 13 лет федеральным законом № 377-ФЗ от 27.12.2009 введено в действие ограничение свободы, взгляды на характер и природу которого в условиях реформы, направленной на гуманизацию уголовного законодательства, принципиально пересмотрены. Положения закона действуют с января 2010 года.

Ограничение свободы в новом качестве заключается в установлении признанному виновным в совершении преступления определенных запретов. Их соблюдение контролируется специализированным органом – уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства или пребывания осужденного. К обязательным ограничениям, без которых наказание считается неназначенным и не подлежит исполнению, относится запрет на изменение места жительства или пребывания без согласия инспекции, а также выезд за пределы территории соответствующего города или района. Кроме того, суд может запретить осужденному уходить из дома в определенное (как правило, ночное) время суток, посещать места проведения массовых и иных мероприятий, участвовать в таких мероприятиях, изменять место учебы или работы без согласия инспекции и т.п. Также суд обязывает осужденного являться на регистрацию в инспекцию от одного до четырех раз в месяц.

В случае нарушения осужденным таких запретов судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции ограничение свободы может быть заменено лишением свободы, срок которого определяется из расчета 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы. В период отбывания наказания по представлению инспекции осужденному могут быть установлены дополнительные ограничения.

Читайте так же:  Пдд штрафы рб

В отличие от первоначальной редакции УК РФ законодатель предусмотрел возможность назначения ограничения свободы как в качестве основного наказания за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, так и в качестве дополнительного — наряду с лишением свободы за совершение ряда преступлений (как правило, тяжких и особо тяжких). При этом в первом случае это наказание может быть назначено осужденным независимо от возраста, во втором (дополнительное наказание) – только достигшим к моменту совершения преступления возраста 18 лет.

Согласно статистическим данным за 2010 год и 1 квартал текущего года ограничение свободы на территории края назначено в качестве основного наказания 75 осужденным за угрозу убийством, причинение вреда здоровью средней тяжести, грабежи, угоны, а также преступления, связанные с незаконным приобретением и хранением наркотиков, сбытом спиртосодержащих жидкостей и др.

В качестве дополнительного наказания ограничение свободы назначено 14 осужденным, совершившим убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования и насильственные действия сексуального характера, кражи и др.

Дополнительное наказание в виде ограничения свободы исполняется после освобождения осужденного из исправительного учреждения. За злостное уклонение от отбывания дополнительного наказания в виде ограничения свободы предусмотрена уголовная ответственность (ст. 314 УК РФ).

Пока в общей массе уголовных наказаний на ограничение свободы приходится менее одного процента. Оно не конкурирует с условным лишением свободы, доля которого составляет почти 50 процентов. По своей природе условное осуждение аналогично ограничению свободы и заключается в соблюдении установленных судом обязанностей в течение испытательного срока, несоблюдение которых влечет продление испытательного срока или отмену условного осуждения и реальное исполнение назначенного судом наказания. Но в силу длительного применения и, как следствие, более отлаженного механизма исполнения, в том числе реагирования на нарушения, допущенные условно осужденными в период испытательного срока, осуждение к условному лишению свободы более распространено.

Возможно, с течением времени ограничение свободы получит более широкое применение, как, например, обязательные работы, доля которых относительно общей массы наказаний за период с 2005 по 2010 год возросла с одного до девяти процентов. Влияние этого нововведения на правосознание и исправление осужденных еще предстоит оценить.

ap22.ru

Статья 16 УИК РФ. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части — в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест — на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее — командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Комментарии к ст. 16 УИК РФ

1 — 6. Исполнение наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Наказание всегда связано с ограничениями прав, свобод и законных интересов лиц, его отбывающих. Поэтому деятельность, связанная с исполнением наказания, должна быть не только урегулирована государством на законодательном уровне (причем, как устанавливает ст. 71 Конституции РФ, это законодательство является исключительно федеральным), но и осуществляться государственными органами.

С системой уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, корреспондирует система учреждений и органов, их исполняющих, закрепленная ст. 16 УИК РФ. Поэтому виды исполняемых наказаний расположены в основном в той последовательности, которая предусмотрена УК РФ. Исключение составляют наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих, сгруппированные УИК РФ в одной части статьи.

УИК РФ дифференцирует учреждения и органы, исполняющие наказания, по двум основаниям в зависимости от того, что лежит в основе классификации — вид наказания или вид учреждения либо органа, его исполняющего. В зависимости от вида наказания учреждения и органы подразделяются на следующие группы: 1) исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества (разд. II УИК РФ), — штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; 2) исполняющие наказания, связанные с изоляцией от общества (разд. III и IV УИК РФ), — арест; лишение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; 3) исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих (разд. V УИК РФ) — ограничение по военной службе; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; 4) исполняющие наказание в виде смертной казни.

По второму основанию органы и учреждения, исполняющие наказания, дифференцируются на следующие категории: 1) суд, исполняющий лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Реально никаких функций по исполнению данного наказания суд не осуществляет, поскольку требования приговора выполняются соответствующими государственными органами либо должностными лицами, перечисленными в ч. 3 комментируемой статьи. Следует подчеркнуть, что они согласно п. 3 ст. 5 Закона об исполнительном производстве не являются органами принудительного исполнения и потому не относятся к учреждениям и органам, исполняющим наказания. Вместе с тем ч. 3 ст. 16 УИК РФ, наделяющая суд несвойственной ему функцией — исполнением наказания, — нуждается в редакции, так как противоречит принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции РФ; 2) Федеральная служба судебных приставов, исполняющая наказание в виде штрафа; 3) командование воинских частей, исполняющее наказания в отношении осужденных военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части, ареста, ограничения по военной службе, а также осуществляющее контроль за условно осужденными военнослужащими; 4) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие остальные виды наказаний.

Читайте так же:  Как написать заявление в ворде

Статья 3 Закона об исполнительном производстве возлагает исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации на службу судебных приставов, а непосредственное осуществление этих функций — на судебных приставов-исполнителей. Их права и обязанности предусмотрены ст. 12 Закона о судебных приставах. Исполнение наказания в виде штрафа является одной из функций судебных приставов-исполнителей (см. комментарий к ст. 31 — 32 УИК РФ).

Уголовно-исполнительная инспекция, входящая в уголовно-исполнительную систему, исполняет наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; осуществляет контроль за условно осужденными, осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей, к которым применена отсрочка исполнения наказания. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность инспекций, являются: УИК РФ, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (см. комментарий к ст. ст. 25 — 30, 33 — 46, 177 — 178, 187 — 190 УИК РФ).

Утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (в ред. от 20.02.1999) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947; 1999. N 10. Ст. 1228.

7. Наказание в виде ограничения свободы должны исполнять исправительные центры. Данный вид наказания задумывался, с одной стороны, как наказание, которое должно быть достаточно суровым для реализации такой цели наказания, как восстановление социальной справедливости, с другой, чтобы у него отсутствовали те негативные последствия, которые свойственны лишению свободы, и главное — отсутствие изоляции от общества. Поэтому условия и порядок отбывания ограничения свободы урегулированы в соответствии с данными целями. Однако как материальные возможности государства, так и внутренние противоречия законодательства (конкуренция с институтом колоний-поселений) не позволяют на протяжении уже свыше 10 лет исполнять это наказание. За это время было принято два Федеральных закона, которыми продлялось действие отлагательных норм о введении в действие наказания в виде ограничения свободы. По последнему из них (Федеральному закону от 10.01.2002 N 4-ФЗ) намечалось применять это наказание не позднее 2005 г.

8. Наказание в виде ареста должно исполняться арестными домами. Арест, так же как и ограничение свободы, не назначается и не исполняется с момента принятия УК РФ и УИК РФ, и перспектив в обозримом будущем это наказание не имеет. Срок действия отлагательных норм о введении в действие наказания в виде ареста истек в 2006 г.

9 — 10. Лишение свободы — наиболее часто назначаемый судами РФ вид наказания. Его удельный вес на протяжении многих лет стабильно составляет свыше 30% от всех уголовных наказаний. Лишение свободы может быть назначено как на определенный срок, так и пожизненно. Для его исполнения законодательством предусмотрена разветвленная система исправительных учреждений, включающая исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ст. 74 УИК РФ). В соответствии с доктриной уголовно-исполнительного права основными учреждениями, исполняющими лишение свободы, являются исправительные колонии, подразделяемые на колонии-поселения трех видов, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. Отбывание части срока наказания в тюрьмах назначается достигшим совершеннолетия осужденным мужчинам, представляющим на момент совершения преступления наибольшую общественную опасность. Отбывание лишения свободы в воспитательных колониях назначается лицам, не достигшим на момент вынесения приговора 18 лет. Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены соответственно для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, и для медицинского обслуживания осужденных (см. комментарий к разд. IV УИК РФ).

11. Смертная казнь впредь до ее отмены согласно ст. 20 Конституции РФ является исключительной мерой наказания. Обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В целях обеспечения безопасности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предупреждения преступлений и правонарушений УИК РФ не называет вид исправительных учреждений, в которых смертная казнь приводится в исполнение. В то же время на законодательном уровне подробно урегулированы порядок применения этого наказания и особенности правового положения осужденных к смертной казни.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П наказание в виде смертной казни на территории Российской Федерации не может ни исполняться, ни назначаться впредь до реального обеспечения права каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, т.е. до создания судов присяжных в каждом субъекте РФ (см. комментарий к ст. ст. 184 — 186 УИК РФ).

12. В связи с особенностями правового статуса обеих сторон правоотношений наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих, выделены в самостоятельный раздел УИК РФ. Наказания, перечисленные в ч. 12 комментируемой статьи, а также осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими исполняются командованием воинских частей в соответствии с уголовно-исполнительным и военным законодательством, включая нормативные правовые акты, изданные Минобороны России (см. комментарий к разд. V УИК РФ).

13. Контроль за условно осужденными осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их деятельность регламентирована федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минюста России (см., например, Инструкцию о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества). Для повышения эффективности поставленных перед ними задач инспекции тесно взаимодействуют с органами внутренних дел, главным образом с участковыми уполномоченными милиции и инспекциями по делам несовершеннолетних (см. комментарий к ст. ст. 187 — 190 УИК РФ).

14. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает перечень учреждений и органов, исполняющих наказания, входящих в уголовно-исполнительную систему. Структура, содержание и правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительной системы предусмотрены Законом об органах, исполняющих уголовные наказания, и Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» (в ред. от 29.10.2003) .

СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 769; 2003. N 44. Ст. 4317.

Читайте так же:  Что может смягчить приговор суда

rulaws.ru

Наказание в виде ограничения свободы исполняет

Статья 47.1. Порядок исполнения наказания в виде ограничения свободы

(введена Федеральным законом от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

1. Специализированным государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.

2. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы не позднее 15 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет. Осужденный к наказанию в виде ограничения свободы в течение трех суток после получения указанного уведомления обязан явиться в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет. Уголовно-исполнительная инспекция разъясняет осужденному его права и обязанности, порядок и условия отбывания наказания, а также ответственность за нарушение порядка и условий отбывания наказания.

3. Осужденный, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, и осужденный, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, освобождаются из учреждения, в котором они отбывали наказание в виде лишения свободы, и следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. Администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание о выезде к месту жительства с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.

4. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к наказанию в виде ограничения свободы ставит его на персональный учет. При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию.

5. Уголовно-исполнительная инспекция в течение трех суток со дня постановки на учет осужденного к ограничению свободы извещает об этом орган внутренних дел по месту жительства осужденного.

6. Уголовно-исполнительные инспекции проводят воспитательную работу с осужденными к наказанию в виде ограничения свободы. В воспитательной работе с осужденными могут принимать участие представители общественности.

Комментарий к статье 47

1. Наказание в виде ограничения свободы в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2001 г. N 4-ФЗ должно быть введено не позднее 2005 г., для чего должен быть издан специальный федеральный закон. Однако перспектива введения данного вида наказания неясна, поскольку оно предполагает наличие большого количества свободных рабочих мест (желательно постоянных, а не временных, сезонных и т.п.), в то время как в нашей стране отсутствуют масштабные стройки и производства, требующие соответствующего количества неквалифицированной рабочей силы.

Ограничение свободы является уголовным наказанием, которое заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ).

В соответствии со ст. 45 УК РФ ограничение свободы может применяться только в качестве основного вида наказания. В качестве дополнительных видов наказания лицу, совершившему преступление, одновременно с ограничением свободы могут быть назначены штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, которые исполняются самостоятельно.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами первой и второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, женщинам, достигшим 55 лет, мужчинам, достигшим 60 лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (ч. 5 ст. 53 УК РФ).

2. Согласно ч. 7 ст. 16 УИК наказание в отношении лиц, осужденных к ограничению свободы, а также лиц, которым это наказание назначено в порядке замены иного вида наказания, исполняют специальные учреждения — ИЦ, являющиеся учреждениями УИС и находящиеся в прямом подчинении ее территориальных органов. ИЦ являются юридическими лицами и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, владеют, пользуются и распоряжаются имуществом УИС, являющимся федеральной собственностью.

ИЦ создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальными органами УИС по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Минюстом России. Положение об ИЦ утверждается Правительством РФ.

3. Ограничение свободы может быть назначено в порядке замены иного вида уголовного наказания: обязательных либо исправительных работ при злостном уклонении осужденного от их отбывания (ст. 49, 50 УК РФ); лишения свободы в связи с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ).

Беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, ограничение свободы может быть назначено в связи с отсрочкой отбывания наказания и последующей заменой неотбытой части наказания более мягким наказанием (ч. 3 ст. 82 УК РФ).

Военнослужащим арест или содержание в дисциплинарной воинской части могут быть заменены ограничением свободы в связи с освобождением от дальнейшего отбывания наказания по причине заболевания осужденного, делающего его негодным к военной службе, и последующей заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Кроме того, ограничение свободы может быть назначено вместо лишения свободы в порядке назначения более мягкого наказания в соответствии со ст. 64 УК РФ, а также при вердикте присяжных заседателей о снисхождении (ст. 65 УК РФ), в связи с применением акта амнистии (ст. 84 УК РФ), акта помилования (ст. 85 УК РФ).

Осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в ИЦ, расположенный на территории другого субъекта РФ.

Учитывая сложность создания ИЦ одновременно во всех субъектах РФ, законодатель предусмотрел возможность направления осужденных к ограничению свободы, по месту постоянного жительства которых отсутствуют ИЦ, в ИЦ, находящиеся в других регионах. Направление осужденных в этом случае осуществляется в порядке, установленном для осужденных, которым ограничение свободы назначено взамен иного вида наказания.

4. Основными средствами исправления осужденных к ограничению свободы являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Учитывая, что ограничение свободы не предусматривает изоляции осужденного от общества, ведущая роль из всего спектра средств исправления осужденных отводится общественно полезному труду. Регламентации условий труда осужденных к ограничению свободы посвящена ст. 53 УИК.

Обеспечение трудовой занятости осужденных к ограничению свободы в современных условиях является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед администрацией ИЦ. В связи с этим законодатель включил в комментируемую статью норму, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны содействовать трудовому и бытовому устройству осужденных, отбывающих ограничение свободы в ИЦ, расположенном на их территории. Органы местного самоуправления могут привлекать к этой работе свои службы занятости. При возникновении проблем с обеспечением трудовой занятости осужденных к обязательным работам объекты труда могут быть определены путем введения органами местного самоуправления соответствующих квот рабочих мест на предприятиях различных организационно-правовых форм.

ugolovno-ispolnitelniy-kodeks-rf.com


Обсуждение закрыто.