Государственная экспертиза запасов

Государственная экспертиза запасов

Содержание:

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69
«О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»

С изменениями и дополнениями от:

26 июля 2006 г., 22 января 2007 г., 22 апреля 2009 г., 5 февраля 2014 г., 4 декабря 2015 г., 18 февраля 2016 г.

В соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации «О недрах» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 2 внесены изменения

2. Организация проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и (в части участков недр местного значения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

См. Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденный приказом Минприроды России от 10 января 2018 г. N 4

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 210 «Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 12, ст. 1109).

Председатель Правительства
Российской Федерации

11 февраля 2005 г.

Положение
о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69)

26 июля 2006 г., 22 января 2007 г., 22 апреля 2009 г., 5 февраля 2014 г., 4 декабря 2015 г.

См. Временный регламент проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, утвержденный приказом Федерального агентства по недропользованию от 21 апреля 2005 г. N 450

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр (далее — государственная экспертиза), размер и порядок взимания платы за ее проведение.

2. Государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, государственного учета запасов полезных ископаемых и участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых и для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, оценки достоверности информации о количестве и качестве разведанных запасов полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность.

3. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

4. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Предоставление участков недр в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации о таких участках недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

6. Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 Положение дополнено пунктом 6.1

6.1. Заключения государственной экспертизы, утвержденные Федеральным агентством по недропользованию, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

II. Объекты государственной экспертизы

7. Объектами государственной экспертизы являются запасы полезных ископаемых, геологическая, экономическая и экологическая информация о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 в пункт 8 внесены изменения

8. Государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов (далее — материалы) по:

а) подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых;

б) технико-экономическому обоснованию кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата;

в) оперативному изменению состояния запасов полезных ископаемых по результатам геолого-разведочных работ и переоценки этих запасов;

г) геологической информации об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений для хранения нефти и газа, захоронения радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов, сброса сточных вод и иных нужд, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

д) подсчету запасов полезных ископаемых выявленных месторождений полезных ископаемых;

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321 пункт 8 дополнен подпунктом «е»

е) выбору места размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 9 внесены изменения

9. Требования к составу и правилам оформления материалов определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в наименование внесены изменения

III. Организация проведения государственной экспертизы (за исключением участков недр местного значения)

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 в пункт 10 внесены изменения

10. Для проведения государственной экспертизы заявитель направляет в адрес Федерального агентства по недропользованию:

материалы, подготовленные в соответствии с требованиями, определяемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в 2 экземплярах на бумажном носителе и в 1 — на электронном носителе;

документы, подтверждающие оплату государственной экспертизы в размере, установленном в соответствии с разделом V настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 10.1

10.1. В состав предусмотренных абзацем вторым пункта 10 настоящего Положения материалов, направляемых для проведения государственной экспертизы материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, включается один из следующих технических проектов разработки месторождения углеводородного сырья или дополнение к нему:

Читайте так же:  Размер льготы для подоходного налога

а) проект пробной эксплуатации месторождения (залежи);

б) технологическая схема разработки месторождения;

в) технологический проект разработки месторождения.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351 в пункт 11 внесены изменения

11. Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — уполномоченное учреждение).

Согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 22 февраля 2005 г. N 185 проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, возложено на Государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ГУ «ГКЗ»)

12. Представленные материалы регистрируются Федеральным агентством по недропользованию, которое в течение 3 дней с даты регистрации проверяет их комплектность и направляет комплектные материалы для проведения государственной экспертизы в уполномоченное учреждение. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 в пункт 13 внесены изменения

13. С целью проведения государственной экспертизы уполномоченное учреждение создает экспертную комиссию. Состав экспертной комиссии формируется из внештатных экспертов и штатных работников уполномоченного учреждения. Количество штатных работников уполномоченного учреждения в составе экспертной комиссии не может превышать 30 процентов от общего числа ее членов.

Экспертами могут быть специалисты, имеющие высшее образование по специальностям «геология», «прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия», «экономика и управление» и стаж работы по указанным специальностям не менее 3 лет.

В экспертную комиссию не могут быть включены специалисты, являющиеся представителями заявителя и лицами, принимавшими участие в работах по подготовке представленных материалов, а также граждане, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заявителем, и представители юридического лица, состоящего с заявителем в таких договорных отношениях.

Количество привлекаемых внештатных экспертов обуславливается сложностью рассматриваемых материалов.

Оплата труда внештатных экспертов осуществляется уполномоченным учреждением на договорной основе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в установленном порядке на обеспечение его деятельности.

Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней.

В случае необходимости уполномоченное учреждение вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым настоящего пункта.

Срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней, если в ходе анализа представленных заявителем материалов экспертная комиссия выявила отклонения в объеме запасов углеводородного сырья не менее чем на 5 процентов и не более чем на 20 процентов относительно объема запасов углеводородного сырья, указанного в материалах, представленных на государственную экспертизу.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 13.1

13.1. В случае представления заявителем на государственную экспертизу материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата экспертная комиссия в течение 60 дней с даты получения указанных материалов от Федерального агентства по недропользованию подготавливает справку об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца седьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 30 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы. В случае если срок проведения государственной экспертизы продлен на основании абзаца восьмого пункта 13 настоящего Положения, указанная справка подготавливается экспертной комиссией в течение 60 дней с даты принятия решения о продлении срока проведения государственной экспертизы.

Справка об оценке достоверности информации о количестве и качестве геологических запасов месторождения углеводородного сырья должна содержать выводы о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества геологических запасов углеводородного сырья в недрах. Указанная справка подписывается членами экспертной комиссии и в течение 3 дней с даты подписания направляется уполномоченным учреждением в комиссию, предусмотренную пунктом 5 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

14. Результаты государственной экспертизы излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается Федеральным агентством по недропользованию.

15. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321 в пункт 16 внесены изменения

16. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

о достоверности и правильности указанной в представленных материалах оценки количества и качества запасов полезных ископаемых в недрах, подготовленности месторождений или их отдельных частей к промышленному освоению, а также их промышленного значения;

о геологической, технологической и экономической обоснованности предельных значений кондиций для подсчета запасов полезных ископаемых в недрах, обеспечивающих наиболее полную и рациональную отработку (выработку) запасов месторождений при соблюдении экологических требований;

об обоснованности постановки на государственный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с государственного баланса, а также внесения в этот баланс изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

См. Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса, утвержденный приказом Минприроды России от 6 сентября 2012 г. N 265

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

об обоснованности выбора места размещения попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;

иные выводы и рекомендации.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 в пункт 17 внесены изменения

17. Заключение государственной экспертизы в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию направляется заявителю, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17.1 настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116 Положение дополнено пунктом 17.1

17.1. Заключение государственной экспертизы, осуществляемой путем проведения анализа материалов по технико-экономическому обоснованию коэффициентов извлечения нефти, газа и газового конденсата, направляется заявителю в течение 5 дней с даты его утверждения Федеральным агентством по недропользованию, но не позднее даты направления заявителю решения комиссии по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, рассмотрение которой осуществлялось в соответствии с пунктом 20 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2010 г. N 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Читайте так же:  Построение законов оптики

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в раздел IV внесены изменения

IV. Организация проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 18 внесены изменения

18. Для проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения заявитель направляет в адрес органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации материалы и документы, предусмотренные в пункте 10 настоящего Положения.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 19 внесены изменения

19. Проведение государственной экспертизы в части участков недр местного значения осуществляется экспертным органом, уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный экспертный орган).

20. Уполномоченный экспертный орган в течение 3 дней с даты регистрации органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации поступивших материалов проверяет их комплектность и принимает комплектные материалы к рассмотрению. Некомплектные материалы возвращаются заявителю.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 21 внесены изменения

21. Для рассмотрения принятых материалов уполномоченным экспертным органом создается экспертная комиссия. Состав экспертной комиссии формируется из штатных сотрудников уполномоченного экспертного органа и утверждается уполномоченным экспертным органом.

Срок проведения государственной экспертизы в части участков недр местного значения определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема материалов, но не должен превышать 30 дней.

В случае необходимости уполномоченный экспертный орган вправе запросить дополнительную информацию, уточняющую материалы, представленные заявителем. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 22 внесены изменения

22. Результаты государственной экспертизы в части участков недр местного значения излагаются в заключении, которое подписывается членами экспертной комиссии и в течение 5 дней с даты подписания утверждается руководителем уполномоченного экспертного органа.

23. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением государственной экспертизы, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется отдельным документом, содержащим его обоснование.

24. Заключение государственной экспертизы должно содержать выводы:

об обоснованности переоценки запасов полезных ископаемых по результатам геологического изучения, разработки месторождений или в связи с изменением рыночной конъюнктуры;

об обоснованности постановки на территориальный баланс запасов полезных ископаемых и их списания с территориального баланса, а также внесения изменений, связанных с оперативным учетом изменения запасов;

о возможностях безопасного использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых.

В случае если представленные материалы по своему содержанию, обоснованности и объему не позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, а также геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, то заключение государственной экспертизы должно содержать указание о необходимости соответствующей доработки материалов.

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 25 внесены изменения

25. Заключение государственной экспертизы в части участков недр местного значения в течение 5 дней с даты его утверждения руководителем уполномоченного экспертного органа направляется уполномоченным экспертным органом заявителю.

V. Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 пункт 26 изложен в новой редакции

26. За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно приложению N 1.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы устанавливаются согласно приложению N 2.

Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37 Положение дополнено пунктом 26.1

26.1. За проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому, объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81 в пункт 27 внесены изменения

27. Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения.

Проведение государственной экспертизы осуществляется государственным учреждением, уполномоченным Роснедрами по согласованию с МПР России. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, что представляемые геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их промышленного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. Срок проведения государственной экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ и объема представленных материалов, но не должен превышать 90 дней. В случае необходимости срок проведения государственной экспертизы может быть продлен, но не более чем на 60 дней.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

Постановка запасов полезных ископаемых на государственный учет осуществляется на основании заключения государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных полезных ископаемых.

Государственная экспертиза осуществляется на платной основе за счет пользователей недр. Приводятся размеры платы за проведение государственной экспертизы.

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 69 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г., N 8, ст. 651

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2016 г. N 116

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления

Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 1321

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2014 г. N 81

Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 351

Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 37

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 460

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

base.garant.ru

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Подтуркин Ю.А.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Подтуркин Ю.А.,

Текст научной работы на тему «Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в системе рационального использования недр»

Ю.А.ПОД ГУРКИН, канд. экон. наук, генеральный директор, gkz(a\gkz-rf.ru Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых», Москва

Yu.A.PODTURKIN. PhD in econ. sc., General director, pkz(a)gkz-rf.ru Federal official body «The state commission on stocks of minerals», Moscow

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАПАСОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В СИСТЕМЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДР

Важнейшей задачей органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования является создание условий для рационального использования недр. Основополагающую роль в ее решении играет экспертиза недропользования. Обеспечение эффективного проведения экспертизы требует постоянного ее совершенствования применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев в части подсчета и оценки запасов, а также составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Читайте так же:  Юридическая ответственность за уголовные преступления носит

Ключевые слова: функции и задачи Федерального агентства по недропользованию; этапы экспертизы; методика, техника и обоснованность объемов ГГР, подсчета запасов; обоснованности систем разработки, программы НИР.

STATE EXAMINATION OF MINERAL RESERVES IN THE SYSTEM OF WISE UTILIZATION OF THE EARTH’S INTERIOR

The major problem of bodies of the government in sphere of regulation of attitudes protection of reserves creation of conditions for rational use of resources. The basic role in its decision is played with examination protection of reserves. Maintenance of effective carrying out of examination demands its constant perfection with reference to market conditions with use of the international criteria regarding both calculation and an estimation of stocks, and drawing up design and the engineering specifications on development of mineral deposits.

Key words: functions and tasks of Federal Agency on utilization of the Earth’s interior; stages of examination; methods, techniques and feasibility study of volumes of works, calculation of reserves; substantiation of mining systems, programmes of researches in mineral deposit mining.

В реализации механизма контроля недропользования и создании условий рационального использования недр основополагающую роль играет экспертиза, которая является одной из важнейших функций Федерального агентства по недропользованию. Реализация этих функций осуществляется через Федеральное государственное учреждение «Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых» (ФГУ «ГКЗ») и 188 —

Центральную комиссию по разработке запасов полезных ископаемых (ЦКР)

Сегодня перед ФГУ «ГКЗ» стоят следующие задачи: обеспечение достоверности вносимых ежегодных изменений в государственный баланс в результате геологоразведочных работ (ГТР), переоценки, открытия новых месторождений полезных ископаемых (МПИ), государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, ТЭО

КИН, газового конденсата, кондиций на минеральное сырье. Основные организационные задачи включают: объективную оценку подготовленности месторождений к промышленному освоению, внесению изменений в отчетность по запасам, т.е. в государственный баланс; проведение предварительного рассмотрения проектной и технической документации на разработку МПИ, рассмотрение уточненных нормативов потерь твердых полезных ископаемых (ТПИ) при подготовке годовых планов развития горных работ; рассмотрение материалов по обоснованию отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным и утверждение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся в отвалах, отходах, во вскрышных, вмещающих породах.

Усилия ФГУ «ГКЗ» направлены на обеспечение на стадии проектных решений полноты извлечения из недр полезных ископаемых, исключения выборочной отработки МПИ, достижение эффективной переработки минерального сырья.

Экспертиза проводится в несколько этапов с участием высокопрофессиональных специалистов (геологов, горняков, геофизиков, экономистов и т.д.), затрагивающих весь спектр вопросов по экспертируемому объекту (месторождению).

При проведении экспертизы МПИ особое внимание уделяется следующим основным вопросам: правильность применяемой методики, техники и обоснованность объемов ГГР; обоснованность рекомендуемых граничных параметров для подсчета запасов; обоснованность мероприятий по обезвреживанию отходов производства; обоснованность принятого метода подсчета запасов и правильность техники его выполнения, выбор геолого-технологической модели МПИ и использование программ моделирования, обоснованность системы разработки; обоснованность внедрения различных технологий, повышающих эффективность освоения МПИ, полнота и комплексность использования природных ресурсов; обоснованность потерь полезных ископаемых в недрах; программы исследовательских работ

по контролю за разработкой МПИ и программам доизучения МПИ.

Важным является то, что проведение экспертизы способствует росту определенного прогресса в использовании при проектировании и промышленном внедрении новых научно-технических решений, а именно на примере углеводородного сырья (УВС): при разработке пластов с низкими фильтрационными характеристиками широкое применение находит гидравлический разрыв пласта; в соответствующих условиях применение систем разработки месторождений горизонтальными и разветвленно-горизон-тальными скважинами становится нормой; растут объемы бурения горизонтальных скважин и боковых горизонтальных стволов в «старых» скважинах месторождений, находящихся в поздней и завершающей стадиях разработки, что позволяет вовлекать в разработку ранее невырабатываемые пласты, пропластки и тупиковые зоны; применение специальных технологий, таких как равновесные промывочные буровые системы, глубоко проникающая перфорация и др., повышающих охват пластов выработкой, расширяются опытно-промышленные работы по полимерному заводнению, позволяющему в необходимых случаях снижать подвижность вытесняющей жидкости, увеличивать охват пластов вытеснением.

Благодаря требованиям экспертизы новые и применявшиеся эффективные технологические решения все чаще становятся основой технологических проектов разработки месторождений.

В качестве примера можно привести тот факт, что в 2008 г. при рассмотрении проектных технологических документов по месторождениям нефти в результате улучшения систем разработки, внедрения новых методов увеличения нефтеотдачи пластов, применения новой техники и технологии обеспечен прирост извлекаемых запасов нефти в объеме 110 млн т

По твердым полезным ископаемым в 2008 г. по результатам рассмотрения проектной документации по ряду месторождений были снижены проектные потери. В целом срок погашения уменьшения потерь ба-

лансовых запасов за счет снижения заявленных недроползователями проектных нормативов потерь составит более 17млнт угля, 31 млн т железной руды, 107тыс.т цветных и 150 т благородных металлов.

Сегодня в целях повышения эффективности недропользования нами активно проводятся работы по совершенствованию нормативно-методической базы, в частности, важно отметить работу над новой классификацией УВС

Ввод в действие этой классификации планировался с 1 января 2009 г., однако из-за необходимости доработки отдельных положений классификации и методических рекомендаций по ее применению, ввод был перенесен приказом Минприроды на 2012 г

В настоящее время ведутся работы по совершенствованию экономической и геологической составляющих классификации в двух направлениях; внесение изменений в существующую редакцию и подготовка альтернативного варианта классификации.

Помимо совершенствования нормативной базы, ФГУ «ГКЗ» стремится к профессиональному росту специалистов и экспертов, их объединению, повышению уровня представляемых на экспертизу материалов и качества проводимой экспертизы. Для достижения поставленной цели в 2007 г проведена организационная работа по созданию Общества экспертов России по недропользованию (ОЭРН).

Общество является общественной организацией, основанной на принципах, аналогичных признанным крупнейшими международными ассоциациями в области недропользования, таких как вРЕ, СМЯЗСО и др.

Задачи ОЭРН сводятся к обобщению опыта и наилучшей практики в области геолого-экономической оценки и аудита запасов и ресурсов полезных ископаемых, соз-

данию и совершенствованию единых правил, требований и отраслевых стандартов, повышению квалификации и подготовке новых специалистов-экспертов в области рационального недропользования, созданию прозрачности и независимости экспертизы. Общество является членом ЕФГ с правом аккредитации российских специалистов как «Геологов Европейского класса».

В целях развития экспертизы и ее нормативно-методической базы ФГУ «ГКЗ» осуществляет сотрудничество с организациями, сфера деятельности которых аналогична нашей сфере деятельности. Это участие в деятельности специальной группы экспертов, созданной при Европейской экономической комиссии ООН; участие в работе Европейской федерации геологов, взаимодействие с профессионально-ориентированными организациями, такими как Общество инженеров-нефтяников (8РЕ) Комитетом по международным стандартам отчетности о запасах ТПИ (СЮИ-БСО), с представителями аудиторских компаний (в частности, «Миллер энд Ленц»),

Проведение экспертизы недропользования осуществляется в целях обеспечения объективной количественной и качественной оценки минерального сырья по всей территории России применительно к рыночным условиям с использованием международных критериев для подсчета и оценки запасов и составления проектной и технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых. Также следует отметить неоценимую роль, которую экспертиза недропользования играет в управлении минерально-сырьевым комплексом страны, его рациональном использовании и охране недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.185

cyberleninka.ru


Обсуждение закрыто.