Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Флаг на торговых судах

Флаг на торговых судах

До образования централизованного русского государства на нынешней территории Российской Федерации существовали другие государства. Об известных нам флагах и знаменах Татарии, Золотой Орды, Казанского ханства см. на странице «Флаги Татарстана»

Информации о морских флагах русских кораблей до середины XVII века практически нет. Тем любопытнее изображение крестового флага на русской лодье на гравюре «Становище на Восточном Кильдине» в книге Яна Гюйгена ван-Линшотена, сопровождавшего в качестве комиссара голландские экспедиции в Поморье. (1594 г.). (подробнее о карте Ван-Линшотена см. на сайте «Остров Кильдин»). Помимо датских и голландских судов на гравюре изображена поморская лодья с флагом на мачте. На флаге явно виден крест.

По материалам статьи на сайте «Остров Кильдин»

Первое упоминание о государственных цветах и флаге России относится к царствованию Алексея Михайловича (1645-1676), когда в селе Дединове шло строительство первого русского военного корабля «Орёл». Намечаемое плавание в заморские страны потребовало ознакомления с международными морскими обычаями и соблюдения их. Командир корабля капитан О.Бутлер просил царя указать, какой флаг надлежит поднять на корабле, ибо «…на кораблях бывает, которого государства корабль, того государства бывает знамя».

Для царя по этому поводу была подготовлена справка «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров», где были изображены флаги ведущих морских держав того времени: Великобритании, Дании, Швеции и Нидерландов. После этого царём 9 апреля 1667 года Сибирскому приказу было «велено прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых и лазоревых к корабельному делу на знамена и яловички».

На основе этого указа нельзя установить рисунок первого российского флага, но некоторые исследователи (П.И.Белавенец, К.А.Иванов, А.А.Усачёв и др.) считали, что для «Орла» по образу и подобию как флагов Великобритании, Дании и Швеции, так и знамен стрелецких полков был создан крестовый флаг — полотнище с синим прямым крестом, дополненным по углам попеременно белыми и красными прямоугольниками. Такой крестовый флаг можно видеть в «Книге о флагах» Карла Алярда (1700) и гравюре Адриана Шхонебека «Осада Азова в 1696 году» (1700).

По сообщениям А. Басова и др.

Интересные сведения о флагах российских судов содержатся в книге голландца Николааса Витсена (Nicolaes Witsen) «Старинное и современное судостроение и судовождение» (1690). В книге приводится описание некоторых русских кораблей, лично виденных Витсеном в Архангельске и, возможно, в других местах. Тексты сопровождены гравюрами. Видимо, зарисовки сделаны им в 1664–1665 годах, когда он посетил Россию в составе голландского посольства. При описании военного корабля, который ранее участвовал в боях на Черном и Каспийском море (предположительно называемого «Зосима старец»), Витсен описывает флаги:

«. Почти на всех флагах можно видеть крест греческого вида рядом с копьем и губкой».

При описании ярмарки в Архангельске Витсен рассказывает о стоящих тесно рядом друг с другом ладьях, с которых велась торговля.

«»Флюгеры на мачтах привлекают внимание своей вычурной формой. . Приметен колокольчик, висящий на флюгере и служащий для того, чтобы по звону его определять силу ветра. Иногда на флюгере можно видеть сразу три или четыре колокольчика.

На гравюрах, хоть и не очень четко, но видны прямоугольные флаги с широкой каймой, флюгеры на мачтах торговых судов в виде зооморфных фигурок с колокольчиками.

Использован текст работы Н.Витсена в переводе со староголландского Л. Кубановой (http://www.solovki.info/?action=archive&id=377)

Арсеньев Ю.В. в своей статье «К вопросу о белом цвете царского знамени, существовавшем на Руси до начала XVIII века» (1912) упоминал изображение белого знамени с изображением золотого двуглавого орла на зеркальном стекле, выполненном в годы Полтавской битвы (хранится в Оружейной палате). Там же он писал о белом «ясачном» знамени, использовавшемся в 17 веке в начале царствования Петра, о котором оставил записки австрийский дипломат Корб.

.

Флаг российских торговых судов был известен с 90-х годов 17 века. В 1693 году Пётр I пожаловал вместе с грамотой голландскому купцу Францу Тиммерману, помогавшему Петру I изучать астрономию, и флаг. На том флаге был изображен черный двуглавый орёл в центре белого прямоугольного полотнища. «На всяком судне на кормах герб вообразить Его Царского Величества Российского царствия, подобием распростёртого крылами двоеглавого орла с тремя над ним венцами, а на персях у того орла воина на коне, с копьём, в сбрую воинскую устроенного, в челюсти змеиные прободающего, а в ногах у того ж орла, в правой скиптр, а в левой яблоко с крестом, да и на знаменах и на прапорах на тех кораблях, на щоглах и на носу и на корме, нашить ему, Францу, такие ж его Царского Величества гербы, что на корме, по тафте белой, на обе стороны, в середине черною тафтою, или иною материею того ж цвета».

Использованы материалы статьи А.А.Усачёва «Российские морские флаги» и книги К.А.Иванова «Флаги государств мира»

О таком же белом флаге с орлом говорилось в грамоте 1696 года посадским людям Осипу и Федору Бажениным на постройку судов в Двинском уезде и отправку этих судов в море. Об этой грамоте упоминает С.Елагин в статье «Наши флаги» в «Морском сборнике» за 1863 год.

Существуют исследования, доказывающие, что в начале 18 века русские торговые корабли носили сначала голландский, а затем перевернутый голландский флаги. Подробнее об этом см. на странице «Флаги ВМФ»

Уже в 1697 году Петр I учредил новый флаг военных кораблей, в основу которого лёг штандарт яхты «Святой Пётр» 1693 года (под которым группа малых судов под командой Петра I прошла по Северной Двине и Белому морю), — бело-сине-красное полотнище из равновеликих горизонтальных полос.

Именным указом от 20 января 1705 года (ПСЗ №2021) Пётр I утвердил флаг для коммерческих судов, ходящих по Москве-реке, Волге и Северной Двине. Внешний вид этого флага не известен, рисунок, о котором говорится в Указе, не сохранился. Обычно считается, что Петром тогда утвержден бело-сине-красный полосатый флаг. Видимо, на морских судах флаг уже «прижился», а для речных судов пришлось издать дополнительный указ.

В т.н. «Киевской таблице флагов» 1709 года единственным торговым флагом России уже назван бело-сине-красный. В 1718 году в изданном в Амстердаме французском переводе книги К. Алярда изображены военный Андреевский и торговый трехполостный русские флаги.

По данным А. Басова

Закрепление бело-сине-красного флага за торговым флотом произошло в Морском Уставе 1720 года. «Торговый флаг из трех колороф вышеописанных составлен, то есть белой, синей, красной». Этот флаг подтверждался и Морскими Уставами 1724 и 1886 годов.

Корабль под торговыми флагами на Неве на картине неизвестного художника середины 18 века. На некоторых кораблях видны красные флюгеры на мачтах, видимо, это как раз торговые корабли, т.к. на изображенном там же военном корабле — Андреевский флаг и вымпелы с Андреевским флажком в головке.

Использованы фото В. Ломанцова в Государственном Эрмитаже

Во флажных таблицах французского ВМФ XIX века приводятся изображения вариантов торгового флага России (Pavillons des Batiments de Commerce) в виде белого, красного или синего полотнищ с национальным триколором в кантоне. Собственно такие же три варианта торгового флага приведены в «Альбоме штандартов. » 1869-1870 года.

Источник — Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, европейских и внеевропейских государств, изданный Гидрографическим департаментом Морскаго министерства в 1869 году. — Санкт-Петербург:, 1869. Рис. печатаны в сентябре 1870 г.

Собственно национального флага в России до середины XIX века не было. В большинстве европейских стран наоборот национальные цвета были определены. В Париже в 1812 году русские войска были встречены бело-сине-красными флагами, которые парижане считали русским флагом. В Берлине же Александра I встретили чёрно-жёлто-белыми флагами. Постепенно это сочетание стало привычным и уважаемым в армии. Бело-сине-красный флаг оставался исторической реликвией, связываемой часто с именем Петра I.

По предложению заведующего Гербовым Отделением Департамента Герольдии Правительствующего Сената Б.В.Кёне, доложенному императору министром двора графом В.Адлербергом, 11 июня 1858 года указом Александра II были утверждены гербовые цвета империи для знамён, флагов и других предметов (драпировок, розеток и т.п.) употребляемых для украшения помещений и зданий в торжественных случаях. На таких флагах для украшения (декоративных флагах) предписывалось изображать три горизонтальные равновеликие полосы – чёрную, жёлтую и белую:

«Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I , между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе».
(Полное собрание законов Российской Империи, т.XXXIII, №33289)

К вышесказанному следует добавить, что упоминание белой кокарды Петра I вероятно ошибочно, при Петре не существовали кокарды, позднее, в 1731 году, действительно появилась белая кокарда или бант («российский полевой знак»). Чёрный бант с жёлтыми полосками по краям установил император Пётр III, Екатерина II вновь ввела белый бант, но Павел I в 1796 году повторно установил чёрно-оранжевую кокарду; при Александре I в 1844 году кокарда стала трёхцветной.

При этом военно-морской флаг оставался без изменений (Андреевский флаг – белое полотнище с косым синим крестом), должностные флаги на флоте и флаг коммерческих судов (бело-сине-красное полотнище) остались без изменений.

28 апреля 1883 года «Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях» императора Александра III было предписано, во изменение указа от 11 июня 1858 года, для украшения зданий в торжественных случаях использовать флаги, ленты и драпировки исключительно бело-сине-красных цветов.

Тот факт, что даже в 1890-х годах еще не было чёткого представления, что же является национальным флагом России, иллюстрирует, например, сувенирная тарелка, приуроченная к взаимным визитам глав государств России и Франции в 1891-1893 годах. На тарелке изображены перекрещенные французский и российский флаги, в качестве российского флага показан императорский штандарт.

Источник фото тарелки — аукцион E-BAY

Вопрос о том, какие цвета должны быть использованы во время коронации императора Николая II, был рассмотрен специальной комиссией под председательством члена Государственного совета Российской империи генерал-адьютанта К.Н.Посьета, которая в своём решении 5 апреля 1896 года указала, что белый, синий и красный цвета с исторической и геральдической точек зрения по праву могут считаться русскими национальными цветами. В соответствии с этим 14 мая 1896 года коронация императора Николая II прошла со множеством бело-сине-красных флагов, драпировок и др. Участникам коронации раздавались бело-сине-красные нагрудные ленточки, почётным гостям вручались памятные медали на бело-сине-красных лентах.

Читайте так же: Хоум кредит банк претензия

Приведена фотография коронационного шествия с сайта «Фотографии старой Москвы»

Утверждение российского национального флага объявлено в приказе по военному ведомству № 102 в 1896 году.

«По Высочайшему повелению для рассмотрений вопроса о Российском национальном флаге, было собрано, под председательством генерал-адьютанта Посьета, особое совещание из представителей от Императорской академии наук и министерств: иностранных и внутренних дел, морского, финансов и юстиции. Совещание это, ознакомившись со всеми относящимися к вопросу законоположениями и историческими документами, пришло к единогласному убеждению, что флаг бело-сине-красный имеет полное право называться Российским, или национальным, и цвета его белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических основ. Флаг бело-сине-красный должен быть единым для всей Империи, не исключая и Финляндии».
По всеподданнейшем докладе о сем Его Императорским Высочеством Генерал-Адмиралом, Государь император, в 29 день апреля, Высочайше повелеть соизволил: объявить теперь же, что национальным флагом должен почитаться во всех случаях флаг бело-сине-красный и другие флаги допускаемы быть не должны.
О таковой Высочайшей воле, сообщенной в отзыве управляющего морским министерством от 1 сего мая № 6537, объявляю по военному ведомству для руководства в надлежаюищ случаях».

До приказа № 102 1896 года в военном ведомстве, когда нужно было употреблять флаги, использовались чёрно-оранжево-белые флаги. В частности большое количество чёрно-оранжево-белых флагов было заготовлено для военно-врачебных заведений. После выхода приказа № 102 черно-оранжево-белые флаги были заменены на бело-сине-красные.

Любопытный чёрно-жёлто-белый флаг (знамя?) с бело-сине-красным крыжом был изображен в испанском журнале на рисунке, посвященном визиту Николая II во Францию в 1901 году. Судя по информации на «Википедии», хромолитографии с таким рисунком были изданы в Париже в честь визита Николая II и помещались в корзины с покупками в крупных парижских универмагах. Достоверность этого флага (знамени?) вызывает определенные сомнения. В частности, в серии картин художника П.Я.Пясецкого, посвященной этому визиту императора во Францию (см., например, http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post103821792/), изображены только жёлтые императорские штандарты, а чёрно-жёлто-белые флаги не фигурируют.

В конце 19 века иногда продолжали использовать черно-жёлто-белые флаги. А иногда и бело-жёлто-черные. На рисунке — оформление Меню торжественного обеда, Самара, 1892.

Вопрос о национальных цветах еще долго вызывал в обществе интерес и был поводом для дискуссий. Для примера приводим статью В.Белинского «Русский национальный флаг и его реформа» 1910 года

12 августа 1914 года Император разрешил «для употребления в частном быту» новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался как с титульными гербами на крыльях, так и без них; на некоторых рисунках квадрат перекрывает белую и около четверти синей полосы флага, на некоторых — две верхние полосы. Этот флаг был введен особым циркуляром министерства внутренних дел № 29897 от 12/25 августа 1914 года (или 18 августа ? в циркуляре от 11.09.1914 есть ссылка на циркуляр № 29897 от 18 августа. ). Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь «разрешалось». Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Циркуляром МВД № 70 от 11 сентября 1914 года было подтверждено использование этого флага
«на украшениях патриотических картин и изданий;
для ношения в виде нагрудного (эмалированного, металлического, матерчатого или бумажного) значка как в частном быту, так и на разрешенных патриотических собраниях;
для ношения в виде ручного флажка, но размерами не более четырех вершков длиною, трех вершков шириною при древке, не длиннее семи вершков».
но указано, что «для внешнего украшения зданий в торжественные дни, так и во всех остальных случаях частного или общественного быта, когда будет дозволен подъем флага над зданием или несение его в процессии, исключительно бело-сине-красный национальный флаг и не допускать подъема в этих случаях нового флага-символа, содержащего в своём рисунке Императорский штандарт».

Газета «Петроградский листок» писала об этом так:

Новый русский национальный флаг. Министр Императорского двора уведомил министра внутренних дел, что Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было Всемилостивейше разрешить употребление в настоящее время в частном быту флагов, изображающих символ единения Царя с народом. Новый флаг представляет соединение национального трехцветного флага с Императорским штандартом. Наверху – белая горизонтальная полоса, посредине — синяя и внизу – красная. В левом верхнем углу помещается квадрат , не закрывающий нижней красной полосы. На желтом фоне штандарта изображение черного двуглавого орла».

Приводим фотографию марки пропагандистского выпуска с изображением флага 1914 года, а также почтовой открытки с изображением этого же флага.

Бело-сине-красный торговый флаг просуществовал до 1918 года и по морским обычаям считался национальным флагом России. За сочетанием чёрного, золотого (жёлтого) и серебряного (белого) цветов сохранился статус гербовых цветов Империи, но их перестали использовать для украшения домов (но они продолжали широко использоваться на кокардах и знаменах в армии, в окраске полицейских и пограничных строений и сооружений, и т.д. Однако, с появлением в русской армии первых аэропланов, на них стала изображаться бело-сине-красная, а не черно-желто-белая кокарда).

www.vexillographia.ru

Морское право

Глава V. МОРСКОЕ СУДНО

§ 21. ПОНЯТИЕ МОРСКОГО СУДНА

Под морским судном в соответствии с КТМ (ст. 9) понимается «самоходное или несамоходное плавучее сооружение», т. е. искусственно созданный человеком объект, предназначенный для постоянного пребывания в море в плавучем состоянии. Таким образом, для признания того или иного сооружения судном не имеет значения, снабжено ли оно собственным двигателем, находится ли на нем экипаж, перемещается оно или находится преимущественно в стационарном плавучем состоянии (например, плавучий док, дебаркадер).

В соответствии со ст. 9 КТМ в зависимости от целей, для которых они предназначены, различаются суда, используемые:

1) для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасения судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;

2) для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т. п.);

3) для научных, учебных и культурных целей (например, суда АН СССР, учебные суда морских учебных заведений ММФ и МРХ).

Это перечисление и подразделение целей, для которых могут использоваться суда, имеет в основном поясняющее, а не юридическое значение. Во-первых, согласно ст. 9 КТМ судном признается также плавучее сооружение, используемое для «иных целей», кроме перечисленных. Во-первых, число случаев, когда с различным назначением морских судов связываются определенные правовые последствия, сравнительно невелико (например, суда, используемые для несения специальной службы, не обязаны иметь свидетельство о грузовой марке — см. п. 3 ст. 32 КТМ).

Транспортные и рыбопромысловые морские суда, принадлежащие советским организациям, действуют, как правило, на началах внутреннего хозяйственного расчета, имеют свой производственно-финансовый план и определенную внутреннюю организацию. Но судно не является субъектом гражданского права, оно не обладает правами юридического лица. Следовательно, морские суда не несут самостоятельной имущественной ответственности. От своего имени они не могут заключать договоры, вступать в другие сделки или иным образом самостоятельно участвовать в гражданско-правовых (имущественных) отношениях. В то же время, морские суда, посещая различные порты, вступают в административно-правовые отношения с пограничными, таможенными, санитарными и карантинными властями и органами, осуществляющими надзор за безопасностью мореплавания.

§ 22. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА МОРСКИЕ СУДА В СССР

Виды и формы собственности на морские суда. Одной из основ советского морского права является социалистическая собственность на орудии и средства морского транспорта, в том числе на морские суда. Согласно ст. 11 Конституции СССР и ст. 19 КТМ, морские суда находятся в собственности государства, колхозов, иных кооперативных или общественных организаций. Преобладающей формой собственности на морские суда является государственная социалистическая собственность.

Государственные морские суда, используемые для перевозки пассажиров, грузов, багажа и почты, находятся в оперативном управлении морских пароходств, как основных органов управления транспортным флотом. Морские суда рыбной промышленности в основном находятся в оперативном управлении соответствующих организаций, подведомственных Министерству рыбного хозяйства СССР. Государственные морские суда, которые используются для добычи полезных ископаемых, транспортного строительства и для иных хозяйственных, научных и культурных целей, находятся в ведении Министерства транспортного строительства СССР и других министерств и ведомств.

Наряду с социалистической собственностью на средства морского транспорта в СССР существует и личная собственность на морские суда. Закон предоставляет гражданам право иметь в личной собственности суда валовой вместимостью не более 10 рег. т, предназначенные для удовлетворения их материальных и культурных потребностей (ч. 2 ст. 19 КТМ). Грузоподъемность и мощность двигателя этих судов законом не ограничивается. Суда, находящиеся в личной собственности, не могут быть использованы для извлечения нетрудовых доходов и эксплуатации чужого труда.

Иммунитет государственных торговых судов. Он представляет собой проявление важного международно-правового принципа иммунитета (неприкосновенности) собственности иностранного государства и означает недопустимость применения к таким судам со стороны другого государства и его органов принудительных мер с целью лишить государство-собственника судна его прав на судно или ограничить эти права. Поскольку все государства суверенны и в этом отношении равны между собой, ни одно из них не имеет юрисдикции над другим государством, его представителями и его имуществом.

Иммунитет государственной собственности закреплен в Основах гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1961 г., в которых установлено, что «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящегося в СССР», возможны лишь с согласия соответствующего государства (ст. 61). Об иммунитете государственных торговых судов говорится в КТМ СССР, который предусматривает, что на суда, находящиеся в собственности Советского государства, «не может быть наложен арест или обращено взыскание без согласия Совета Министров СССР» (ст. 20). Кодекс не допускает задержания в советских портах судов находящихся в собственности иностранного государства, в целях обеспечения требований гражданско-правового характера (например, возмещение ущерба от столкновения и т. п.) к владельцу судна (ст. 77).

Принцип иммунитета государственных торговых судов предусмотрен также в Соглашении о сотрудничестве в морском торговом судоходстве, заключенном в 1971 г. НРБ, ВНР, ГДР, ПНР, СРР, СССР и ЧССР (ст. 3), и в некоторых двусторонних соглашениях СССР с другими государствами. Однако многие капиталистические государства не признают иммунитета государственных торговых судов. Поэтому пароходствам ММФ приходится сталкиваться со случаями неоправданного ареста за границей советских судов в порядке обеспечения имущественных требований к пароходству.

Понятие судовладельца. Это понятие не совпадает с понятием собственника судна. Собственником судна является тот, кто обладает правом собственности на него. Судовладельцем в смысле КТМ признается «лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании» (ст. 10). Поэтому, если собственником советских судов является Советское государство, то в качестве судовладельцев в этих случаях выступают соответствующие государственные организации (морские пароходства, рыбопромысловые базы и т. д.), в оперативном управлении которых находятся государственные суда. Основанием эксплуатации этими организациями-судовладельцами закрепленных за ними судов от своего имени является принадлежащее им право оперативного управления этими судами. Разумеется, законным основанием эксплуатации судна от своего имени является и право собственности на него: когда рыболовецкий колхоз или гражданин эксплуатирует свое собственное судно, он является не только его собственником, но и судовладельцем. Законным основанием эксплуатации судна от своего имени может быть также договор: лицо, эксплуатирующее судно, полученное им по бербоут-чартеру, также является судовладельцем.

Читайте так же: Жилищные субсидии новости

Понятие «судовладелец» имеет важное практическое значение, так как закон предоставляет судовладельцу ряд прав и возлагает на него ряд обязанностей, которые подробно рассматриваются в последующих главах учебника.

§ 23. ПРАВО ПЛАВАНИЯ ПОД ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФЛАГОМ СОЮЗА ССР

Флаг судна и его значение. В соответствии с Конвенцией об открытом море 1958 г., участником которой является Советский Союз, «суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать» (ст. 5). Таким образом, флаг судна свидетельствует о его определенной национальной принадлежности, что имеет важное правовое и политическое значение.

Во время плавания судна в открытом море оно, как правило, подчинено юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. В определенной мере это государство осуществляет юрисдикцию и контроль над судном и тогда, когда судно находится в иностранных территориальных водах и портах. Находясь в этих водах и портах, судно может рассчитывать на защиту и содействие со стороны дипломатических и консульских представителей государства флага. С флагом связано также предоставление судну ряда преимуществ и льгот (налогового, административного, коммерческого характера) государством флага и некоторыми другими государствами в силу существующих между ними и государством флага соглашений (например, льгот при взимании портовых сборов). Факт плавания судна под Государственным флагом Союза ССР имеет важное политическое значение. Государственный флаг СССР символизирует на национальную принадлежность судна суверенному государству — Союзу Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Союза ССР — это знамя победившей социалистической революции, а изображение на нем пятиконечной звезды, серпа и молота символизирует единство трудящихся всего мира и нерушимый союз рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества. Советские моряки должны бережно охранять Государственный флаг СССР и поддерживать его честь и достоинство.

Право плавания под Государственным флагом Союза ССР. Условия предоставления судам права плавать под флагом определенного государства определяются национальным законодательством этого государства. Определяя эти условия, государство должно придерживаться установившегося в международном праве принципа «реальной связи» между судном и государством. Суть этого принципа состоит, в частности, в том, что «государство должно эффективно осуществлять в области технической, административной и социальной свою юрисдикцию и свой контроль над судами, плавающими под его флагом (ст. 5 Конвенции об открытом море 1958 г.).

В советском законодательстве условия предоставления судам права плавать под Государственным флагом СССР и порядок осуществления права на флаг определены Положением о Государственном флаге Союза ССР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1980 г. [Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, № 14, ст. 262.] , инструкцией по применению этого Положения, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1980 г. № 750, и статьями 22 и 23 КТМ.

Право плавания под Государственным флагом Союза ССР предоставляется судам, принадлежащим на праве собственности Советскому государству, колхозам, другим советским кооперативным или общественным организациям и советским гражданам (ст. 22 КТМ). Изъятия из этого правила, т. е. предоставление права плавать под советским флагом судам, находящимся в собственности иностранных государств, организаций или граждан, могут допускаться только в порядке, установленном Советом Министров СССР [Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, № 22, с. 324.] . Право плавания под Государственным флагом Союза ССР судно приобретает с момента внесения его в Государственный судовой реестр в одном из морских торговых или рыбных портов страны или с момента регистрации его в судовой книге. Предоставление судну этого права удостоверяется выдачей ему специального свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР или судового билета.

Морские суда, которые приобретены за границей, получают право плавания под Государственным флагом Союза ССР с момента выдачи им консулом СССР, аккредитованным в стране приобретения судна, временного свидетельства, удостоверяющего это право.

Лица, виновные в подъеме Государственного флага Союза ССР на судне, не имеющем на то право, несут уголовную ответственность. Так, в РСФСР такие действия наказываются лишением свободы на срок до одного года, с конфискацией судна или без таковой (ст. 203 УК РСФСР). Государственный флаг Союза ССР поднимается на судах ежедневно на гафеле либо на кормовом флагштоке в 8 ч утра, а спускается с заходом солнца. Флаг может быть поднят ранее установленного времени и не спущен после захода солнца в следующих случаях: когда судно заходит в порт либо выходит из него; когда судно в море встречается с военными кораблями и торговыми судами, плавающими под флагом СССР (до расхождения с ними).

§ 24. РЕГИСТРАЦИЯ СОВЕТСКИХ МОРСКИХ СУДОВ

Цели и юридическое значение регистрации. Каждое советское морское судно должно быть зарегистрировано в одном из морских торговых или рыбных портов СССР (приписано к порту) или в судовой книге. Регистрации не подлежат шлюпки и иные плавучие средства, которые сами являются принадлежностью какого-либо другого судна.

Государственная регистрация морских судов имеет важное юридическое значение. Во-первых, только с момента такой регистрации судно (за исключением судов, приобретенных за границей) приобретает право плавания под Государственным флагом Союза ССР (ст. 23 КТМ). Во-вторых, при регистрации судна проверяются и устанавливаются сведения относительно того, кто является собственником судна, и на основании этого выдаются документы, удостоверяющие право собственности на судно (свидетельство о праве собственности на судно или судовой билет). Регистрация судов вызывается также необходимостью учета флота и контроля за соблюдением законодательства о безопасности мореплавания.

Суда, подлежащие внесению в Государственный судовой реестр. Такие суда составляют основную часть советского морского торгового флота. В Государственный судовой реестр должны быть внесены «все суда, технический надзор за которыми осуществляется Регистром СССР» (ч. 1 ст. 24 КТМ). К ним относятся все пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные и буксирные суда, а также другие самоходные суда с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт (75 л. с.) и несамоходные суда валовой вместимостью не менее 80 рег. т (ч. 2 ст. 29 КТМ). Эти суда должны быть внесены в Государственный судовой реестр независимо от того, чьей собственностью является судно, в ведении какой организации оно находится и для каких целей в данное время служит.

Государственный судовой реестр ведется только в морских торговых и рыбных портах.

Суда, регистрируемые в судовых книгах. Суда, которые не подлежат техническому надзору со стороны Регистра СССР, в Государственный судовой реестр не вносятся, регистрируются в судовых книгах. Такие судовые книги ведутся:

в спортивных организациях для регистрации спортивных судов (ч. 1 ст. 25 КТМ);

в исполкомах местных Советов народных депутатов — для регистрации судов колхозов (кроме рыболовецких) и граждан (ч. 2 ст. 25 КТМ); в морских торговых и рыбных портах — для регистрации всех остальных судов, причем суда рыболовецких колхозов регистрируются только в рыбных портах (ч. 2 ст. 24 КТМ).

Порядок регистрации судов. Этот порядок устанавливается главным образом ведомственными нормативными актами. Министерством морского флота на основании КТМ СССР 14 июля 1971 г. утверждены Правила регистрации судов в морских торговых портах.

В соответствии с названными Правилами для внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации в судовой книге порта судовладелец должен подать заявление с изложением в нем всех необходимых данных о судне, а также приложить документы, подтверждающие эти данные. В Государственном судовом реестре на основании этих данных и документов указываются наименования судна и порта приписки, технические характеристики судна, время и место его постройки и т. д. Всякие последующие изменения основных данных о судне должны быть внесены в Государственный судовой реестр (судовую книгу).

Судно исключается из Государственного судового реестра (судовой книги) в случаях, когда оно утратило право плавания под Государственным флагом Союза ССР, признано негодным к дальнейшей эксплуатации или ремонту, погибло либо меняет порт приписки.

В случае приобретения судна за границей все записи, ранее сделанные в отношении этого судна в судовых реестрах иностранных государств, с момента внесения судна в Государственный судовой реестр или регистрации его в судовой книге Союзом ССР не признаются. Равным образом Союзом ССР не признается внесение советского судна в судовой реестр иностранного государства, если это судно не исключено в установленном порядке из Государственного судового реестра или судовой книги (ст. 27 КТМ).

§ 25. СУДОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Значение и виды судовых документов. В международных соглашениях и в национальном законодательстве государств содержится ряд правил, обязывающих судно иметь различные судовые документы. В советском законодательстве такие правила содержатся в КТМ (статьи 30—38 и др.) и в нормативных актах, изданных в развитие Кодекса.

По своему содержанию и назначению судовые документы подразделяются на: 1) документы, определяющие правовое положение судна (о национальной принадлежности судна, о праве собственности на него, об обеспечении его ответственности и др.); 2) документы, удостоверяющие состояние судна (его годность к плаванию, вместимость, санитарное состояние и т. д.); 3) документы, отражающие деятельность судна (судовой, машинный и другие ведущиеся на судне журналы).

Судовые документы имеют важное юридическое значение. От наличия судне надлежащих судовых документов в ряде случаев зависит возможность выхода судна в рейс. В соответствии со ст. 74 КТМ капитан порта может отказать в выдаче разрешения на выход из порта «в случаях нарушения требований относительно судовых документов». По данным, указанным в судовых документах (в частности, в мерительном свидетельстве), исчисляется размер взимаемых с судна сборов. Судовые документы, и особенно ведущиеся на судне журналы, имеют важное доказательственное рачение при судебном и административном разбирательстве различных связанных с мореплаванием происшествий и споров.

Серьезное практическое значение имеет вопрос о признании одним государством судовых документов, выдаваемых органами другого государства. В ст. 38 КТМ сказано, что признание таких судовых документов иностранного судна, посетившего советский порт, как свидетельство годности к плаванию, мерительное свидетельство, пассажирское свидетельство, разрешение на право пользования судовой радиостанцией, свидетельство о грузовой марке, осуществляется на основании международных договоров, в которых участвует СССР.

Если же на иностранном судне не окажется перечисленных документов, оно подвергается обязательному освидетельствованию в порядке технического надзора, определению вместимости, пассажировместимости, наименьшей высоты надводного борта и освидетельствованию его радиостанции на одинаковом основании с советскими судами.

Судно, плавающее под флагом государства, с которым не имеется соответствующего соглашения, при посещении порта СССР может быть подвергнуто освидетельствованию, если такие же меры применяются в портах этого иностранного государства по отношению к судам, плавающим под Государственным флагом СССР и имеющим надлежащие документы. При наличии сомнений в том, что иностранное судно, посетившее порт СССР, удовлетворяет требованиям безопасности плавания, такое судно, даже если оно снабжено соответствующими судовыми документами, может быть подвергнуто освидетельствованию в порядке технического надзора на равном основании с советскими судами.

Читайте так же: Закон адаптивности

Документы, определяющие правовое положение судна. Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР (судовой патент) выдается владельцу каждого судна, вносимого в Государственный судовой реестр, инспекцией портового надзора советского морского торгового или рыбного порта регистрации судна. Свидетельство является бессрочным. В тех случаях, когда судно приобретается за границей, ему выдается временное свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР консулом СССР сроком не более чем на один год.

Правовое значение свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Союза ССР состоит в том, что оно удостоверяет национальную принадлежность судна Союзу ССР и, как следствие этого, административную и техническую подконтрольность судна органам Советского государства, а также является основанием для подъема на судне Государственного флага Союза ССР.

В свидетельстве указывается, что все гражданские и военные учреждения и должностные лица СССР обязываются, а учреждения и должностные лица дружественных держав — приглашаются на основе взаимности, в соответствии с началами международного права и обычаями, а также заключенными договорами оказывать судну и его капитану всяческое содействие и помощь. Свидетельство содержит также основные данные о судне и сведения о месте и времени его регистрации.

Свидетельство о праве собственности на судно выдается владельцу каждого судна, которое вносится в Государственный судовой реестр, одновременно с выдачей ему свидетельства о праве плавания под Государственным флагом СССР. Свидетельство выдает инспекция портового надзора советского морского торгового или рыбного порта регистрации судна бессрочно. В свидетельстве отмечаются назначение и тип судна, его название, время и место постройки, основные технические данные. Правовое значение этого документа состоит в том, что он служит исключительным доказательством права собственности на судно Союза ССР, если судно является государственным, либо указанной в нем в качестве собственника судна советской кооперативной или общественной организации.

Судовой билет выдается советским судам, регистрируемым в судовых книгах, вместо свидетельства о праве плавания под Государственным флагом СССР и свидетельства о праве собственности на судно. Он одновременно является доказательством права собственности на это судно и удостоверяет его право плавать под советским флагом.

Документы, удостоверяющие состояние судна и его пригодность к эксплуатации. Свидетельство о годности к плаванию должно иметься у каждого морского судна. Этим документом удостоверяется соответствие технического состояния судна требованиям Регистра СССР и его пригодность к плаванию в любых районах либо в том или ином морском районе. Свидетельство о годности к плаванию выдается на один год.

Правовое значение этого документа состоит в том, что он является одним из важнейших доказательств мореходности судна. Но свидетельство не является неоспоримым доказательством этого: при возникновении у заинтересованных лиц (фрахтователей, страховщиков и др.) сомнений в мореходности судна они вправе потребовать переосвидетельствования судна или представлять доказательства, оправдывающие данные свидетельства.

Свидетельство выдает орган, осуществляющий технический надзор за судном (ч. 2 ст. 34 КТМ). Для большинства советских судов таким органом является Регистр СССР.

Мерительное свидетельство — документ, содержащий сведения о чистой и валовой регистровой вместимости судна, о размерениях судна и отдельных его помещений. Мерительное свидетельство выдается лишь судам, подлежащим техническому надзору Регистра СССР. Оно выдается Регистром СССР бессрочно и пересматривается в случаях изменения и вместимости судна при его реконструкции или перестройке судовых помещений.

По данным мерительного свидетельства взимаются корабельный и лоцманский сборы. Содержащиеся в нем сведения также необходимы при прохождении судна каналами, шлюзами, узкостями и при составлении грузового плана.

Для прохождения судна Суэцким, Кильским и Панамским каналами Регистр СССР выдает специальные мерительные свидетельства.

Пассажирское свидетельство согласно ст. 32 КТМ должно иметься у каждого пассажирского и грузопассажирского судна, перевозящего более 12 пассажиров. Пассажирские свидетельства подтверждают, что судно в конструктивном отношении имеет надлежащую для судов такого рода остойчивость, водонепроницаемость и прочность и что оно обеспечено соответствующими спасательными, водоотливными и противопожарными средствами в соответствии с требованиями Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г.

Свидетельство выдает Регистр СССР сроком на один год.

Свидетельство о грузовой марке выдается в соответствии с требованиями Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и ст. 32 КТМ морским судам, занимающимся перевозкой грузов, пассажиров, багажа и почты, морским рыбным промыслом, добычей полезных ископаемых, спасением судов, терпящих бедствие на море, буксировкой других судов и иных плавучих объектов, производством гидротехнических работ или подъемом затонувшего в море имущества, а также научным и учебным судам. Пассажирским и грузовым судам заграничного плавания валовой регистровой вместимостью свыше 150 рег. т выдается международное свидетельство о грузовой марке, а суда каботажного плавания валовой вместимостью свыше 80 рег. т снабжаются свидетельством о грузовой марке. Выдачу этих документов по уполномочию правительства СССР осуществляет Регистр СССР.

Свидетельство удостоверяет, что судно освидетельствовано и нанесенные на его бортах грузовые марки и минимальная величина его надводного борта удовлетворяют установленным в интересах безопасности мореплавания требованиям.

Минимально допустимая высота надводного борта определяется с учетом района плавания и времени года. Загрузка судна грузами и судовыми запасами с нарушением предельно допустимой осадки является грубым нарушением требований безопасности мореплавания.

В соответствии с положениями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. грузовым судам заграничного плавании Регистром СССР по уполномочию правительства СССР выдаются:

свидетельство о безопасности судна по конструкции, в котором удостоверяется, что судно надлежащим образом освидетельствовано и что состояние корпуса, механизмов и оборудования во всех отношениях удовлетворяет требованиям указанной конвенции;

свидетельство о безопасности судна по оборудованию и снабжению, в котором содержатся данные, удостоверяющие наличие на судне соответствующих спасательных средств (шлюпок, плотов и их снабжения, спасательных кругов), устройства для выбрасывания спасательного линя и переносной радиоаппаратуры для спасательных средств в соответствии с правилами Конвенции 1974 г. Свидетельство подтверждает, что судно снабжено средствами и устройствами противопожарной защиты, сигнально-отличительными огнями и сигнальными знаками, лоцманским штормтрапом и средствами подачи звуковых сигналов и сигналов бедствия в соответствии с положениями названной Конвенции;

свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелеграфии и свидетельство о безопасности грузового судна по радиотелефонии, в которых удостоверяется, что судно отвечает Положениям Правил Конвенции в отношении радиотелеграфии, радиолокации и радиотелефонии.

Согласно ст. 32 КТМ судно должно иметь разрешение на право пользования судовой радиостанцией и радиотелеграфный журнал, если на судне имеется радиостанция. Разрешение выдает Государственная инспекция электросвязи Министерства связи СССР.

Классификационное свидетельство — документ, удостоверяющий, что корпус судна, его снабжение и устройства, главные и вспомогательные механизмы, котлы и воздухохранители освидетельствованы Регистром СССР и признаны удовлетворяющими требованиям Правил Регистра СССР, в результате чего судну присваивается класс Регистра СССР. Класс Регистра СССР свидетельствует о высоких технических, мореходных и эксплуатационных качествах судна, что обычно обеспечивает судовладельцу более выгодные условия эксплуатации судна, в частности возможность заключения договоров с фрахтователями по более высоким ставкам фрахта.

Судовое санитарное свидетельство выдается органами санитарного надзора и содержит их заключение о годности судна к плаванию с точки зрения его санитарного состояния.

Судовая роль — список лиц судового экипажа — ведется администрацией судна по установленной форме с указанием должности, фамилии, имени и отчества каждого члена экипажа, его гражданства, года рождения, номеров паспорта и диплома. При оформлении прихода и отхода судна судовая роль представляется в портовый надзор, таможню и органам пограничной охраны. По судовой роли контролируется укомплектованность судна надлежащим по количеству и квалификации экипажем.

Документы, отражающие повседневную деятельность судна. Судовой журнал ведется по форме и правилам, устанавливаемым ММФ, а для судов рыбной промышленности — Министерством рыбного хозяйства СССР (ст. 37 КТМ).

Судовой журнал является основным официальным документом, отражающим непрерывную деятельность судна во всех ее проявлениях, а также объективные условия и обстоятельства, сопровождающие эту деятельность. В судовом журнале с момента подъема впервые на судне Государственного флага Союза ССР и до тех пор, пока на нем есть капитан или лицо, исполняющее его обязанности, ведется запись всех событий на судне.

Правовое значение судового журнала заключается в том, что содержащиеся в нем записи являются одним из видов письменных доказательств при расследовании аварий и аварийных происшествий, при рассмотрении судебных и арбитражных споров, связанных с порчей или недостачей грузов, столкновением судов, спасанием, а также при распределении общей аварии. Записи в судовом журнале должны быть полными, объективным и своевременными.

При выходе судна в рейс в судовом журнале должны быть указаны: количество членов экипажа и пассажиров, число тонн принятого груза, запасов воды, продовольствия и других видов снабжения, осадка судна; фамилия лоцмана, если судно пользовалось его услугами. В период плавания в судовом журнале должны быть, в частности, отражены название моря (океана), гирокомпасный курс и курс судна по главному магнитному компасу с их поправками; отсчет лага, скорость и пройденное расстояние; состояние моря, направление и сила ветра; определения места судна разными способами; меры, принятые экипажем судна и капитаном по обеспечению перевозки груза в сохранности, время осмотров груза, его крепления; изменения курса и скорости судна.

При стоянке судна в порту в судовом журнале должны быть отражены время вручения нотиса о готовности судна к грузовым операциям, время начала и окончания грузовых работ, перерывов в них и простоев с указанием их причин; число открытых и работающих люков; какими средствами куда выгружался груз (причал, лихтер, баржа); случаи несогласия с действиями стивидора или агента и причины этого; количество погруженного или выгруженного грузов; время закрытия люков и крепления грузов в трюмах и на палубе и т. д.

Судовой журнал ведется вахтенными помощниками капитана под ежедневным контролем капитана. Все записи должны излагаться понятным языком в формулировках, не допускающих ошибочных толкований или сомнений, должны быть непрерывными, не должны содержать каких-либо дописываний, исправлений или подчисток. Записи должны быть обстоятельными и объективными и вестись с точностью до 5 мин. Особые требования к точности записей предъявляются при столкновении судов, спасании и оказании помощи на море терпящим бедствие судам, при общей аварии и в других чрезвычайных ситуациях.

Машинный журнал ведется вахтенным механиком под непосредственным контролем старшего механика. Машинный журнал отражает работу главного двигателя и других судовых механизмов; время получения и исполнения распоряжений с мостика о скорости, реверсах судна; подачу воды для тех или иных целей, случаи приема и откачки балласта, стопорения и остановки машины, расход топлива и смазочных материалов.

Радиотелеграфный журнал ведется вахтенным радистом и отражает работу судовой радиостанции в соответствии с установленными правилами.

www.tapemark.narod.ru