Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Что дает коэффициент по осаго

КБМ ОСАГО: коэффициент бонус-малус

КБМ коэффициент бонус-малус для ОСАГО

Расшифровка КБМ буквально выглядит так: коэффициент «бонус-малус».

Коэффициент бонус-малус достаточно прост, поэтому стоит выделить следующие его определения:

  • Ставки страховой премии рассчитываются с учетом практики вождения водителя;
  • При отсутствии страховых случаев водителю предлагаются скидки;
  • Рейтинговые системы, которые базируются на страховом опыте и заслугах водителя в прошлом (страхователя).

Среди основных целей систем бонус-малус можно выделить:

1. Повышение аккуратности вождения страхователей за счет получаемых от этого преимуществ.

2. Максимально точный расчет тарифа (неаккуратные водители будут платить больше за свою страховку).

3. Эффект франшизы (страхователи будут меньше обращаться за незначительными страховыми выплатами).

Таблица Кбм ОСАГО 2018. Как правильно ее использовать.

1. Левый столбец содержит класс водителя. Там необходимо найти интересующий класс. Например, возьмем третий, который характерен для всех водителей, заключающих страховой договор в первый раз.

2. Затем необходимо определить, сколько страховых случаев было во время действия прошлых страховых договоров, в которых водитель был признан виновным. У нас таких случаев ноль, потому что мы страхуемся впервые.

3. Столбец с количеством убытков необходимо для определения класса на следующий год. У нас этот класс – 4.

4. Для класс 4, в соответствии с таблицей, значение Кбм равно 0.95.

В нашем примере водитель страхует свою ответственность в первый раз, поэтому его Кбм – 1, класс – 3. При управлении автомобилем в течении года и отсутствии страховых случаев по его вине на второй год страховая класс будет 4, а Кбм равняться 0.95. Скидка за безаварийную езду в 5% (уменьшение Кбм на 0.05) будет даваться за каждый год, в течение которого не было аварий по вине водителя.

Правила применения КБМ

1. Данный коэффициент будет обязательно использован в случае продления, изменения или заключения договора обязательно страхования со сроком действия на 12 месяцев.

2. Чтобы определить коэффициент (как считать) КБМ, все страховые выплаты по одном страховому случаю принимаются в качестве одной страховой выплаты.

3. Все сведения о прошлых договорах обязательного страхования (в т.ч. и те, которые были прекращены досрочно), которые требуются для того, чтобы определить класс водителя, могут быть получены из информации о страховании, которая была представлена страхователем, или на основе информации, которая имеется у страховой компании, относительно наличия или отсутствия страховых выплат.

4. Если договор предусматривает возможность управления конкретным транспортным средством без ограничений, то класс водителя будет определяться на основе данных относительно собственника автомобиля, указанного в страховом договоре, а также класса, определенного при заключении прошлого страхового договора. Класс будет присвоен только собственнику автомобиля, который отмечен в страховом договоре. Если никаких данных относительно собственника автомобиля применительно к транспортному средству, описанному в страховом договоре, а также не было предоставлено или не было найдено страховой компанией, то собственник автомобиля получает класс 3.

5. Если страховой договор предусматривает ограничения по управлению транспортным средствам, т.е. к управлению автомобилем допускаются только те люди, которые были отмечены страхователем в договоре, то класс будет определяться на основе данных относительно каждого водителя, отмеченного в договоре. Каждый водитель, который имеет право на управление конкретным транспортным средством, получит свой класс. Если о каком-то водителе нет никакой информации, то ему присваивается класс 3. Когда страхователь предоставит страховщику данные, в соответствии с которым прошлый страховой договор заключался на условиях, которые не предусматривали ограничения на управления транспортных средством, то представленные сведения будут учитываться только в тех случаях, когда страхователь является собственником автомобиля.

6. Если сведения о водителях предоставляют сразу по нескольким страховым договорам, то класс будет определяться на основе общей суммы числа страховых выплат, которые содержатся в данных о прошлых страховых договорах, действующих не более года назад до момента заключения настоящего страхового договора, а также класса, определенного при заключении последнего страхового договора.

7. Для страховых договоров, в которых предусмотрено ограничение количества лиц, которым разрешено управление автомобилем, расчет страховых тарифов будет осуществляться с использованием самого высокого показателя коэффициента, который был определен относительно каждого в отдельности водителя, имеющего доступ к управлению автомобилем.

8. В тех случаях, когда страховщик получил данные о досрочно прекращенных страховых договорах, информация о страховых выплатах, которые были осуществлены в течение срока действия этих договоров, будет учитываться при заключении нового страхового договора.

9. Если в течение срока действия досрочно прекращенного страхового договора страховые выплаты не имели место, то в процессе заключения нового страхового договора будет присваиваться класс, который закреплен за собственником автомобиля (договоры, в которых нет ограничений по количеству лиц, имеющих право на управление автомобилем) или водителем (договоры, в которых есть ограничения на количество лиц, имеющих право на управление автомобилем) в процессе заключения досрочно прекращенного страхового договора.

10. Чтобы определить класс, принимаются во внимание данные по страховым договорам, которые действовали не более года назад с момента заключения нового страхового договора.

Распространенные вопросы, которые поступают в РСА относительно того, как отечественные страховые компании применяют КБМ в процессе заключения ОСАГО.

1. Как проверить обоснованность КБМ, который был использован страховой компании, относительно водителя, который указан в ОСАГО?

С прошлого года страховые компании для получения информации о прошлой страховой практике водителя могут использовать только ту информацию, которая имеет в информационной системе РСА. Данная система имеет все данные об ОСАГО, которые были заключены с начала 2011 года.

2. Может ли кто-то, помимо страховой компании, изменять класс водителя в системе РСА АИС?

Нет, вся подобная информация загружается в АИС РСА только представителями страховых компаний. Сотрудники РСА не могут изменить данные в АИС. Любые корректировки могут внести только сотрудники той страховой компании, с которой водитель заключил договор ОСАГО. С 2014 года страховые компании обязаны передавать информацию о договорах ОСАГО в информационную систему (в течение 24 часов с момента заключения договора).

3. Что нужно сделать, если один из водителей, который имел право на управление автомобилем, заменил своё водительское удостоверение?

Если при замене водительского удостоверения действует договор ОСАГО, то водителю требуется немедленно сообщить об этом сотрудникам страховой компании, а также любую другую информацию, связанную с изменением данных в водительском удостоверении. Если во время действия ОСАГО один из водителей, имеющих право на управление транспортным средством, сменил водительское удостоверение или поменял фамилию, то страхователю необходимо сразу сообщить об этом в страховую компанию с помощью письменного уведомления, чтобы страховщик смог оперативно внести необходимые корректировки в информационную систему РСА.

4. Как страховщики используют КБМ по договору, в котором предусмотрено ограничение числа лиц, имеющих право на управление автомобилем?

Читайте так же: Кредит деньгами без залога

Когда автомобилем может управлять ограниченное число лиц, то сведения о каждом водителе должны быть отображены в ОСАГО. Вместе с этим, КБМ будет рассчитываться на основе данных, полученных о каждом водителе. Свой индивидуальный класс будет присвоен каждому водителю, который имеет право на управление автомобилем. Одновременно с этим, общий КБМ (в том числе и размер выплат при страховых случаях) будет соответствовать классу водителя, имеющего минимальный коэффициент. Следует отметить, что класс будет определяться на основе общей суммы страховых выплат, которые содержаться в сведениях о прошлых страховых договорах, действие которых закончилось не более за 12 месяцев с момент заключения нового страхового договора, а также класса, определенного при заключении последнего страхового договора, действие которого закончилось. Если нет данных о прошлых страховых договорах водителей, допущенных к управлению автомобилем, то всем присваивается третий класс.

5. Как страховщик определяет КБМ, если управлять автомобилем может неограниченное число водителей (кбм при неограниченной страховке)?

Если на управление автомобилем есть права у неограниченного количества человек, то класс будет присваиваться собственнику ТС, которое указано в страховом договоре. В соответствии с договором ОСАГО, в котором нет ограничений по количеству водителей, имеющих право на управление автомобилем, класс будет определяться по закончившему свое действие страховому договору, если собственник автомобиля и самое транспортное средство остались прежними. Если никаких сведений (о страховых договорах, действие которых было завершено досрочно, или попросту закончившихся) относительно собственника автомобиля, отмеченного в страховом договоре, не имеется, то собственник автомобиля получает третий класс.

6. Каким образом происходит определение КБМ, если в новый страховой договор не предусматривает ограничений по числу водителей, которые имеют право на управление автомобилем, а также с условием, что прошлый страховой договор заключался на условиях, в которых были ограничения по числу водителей, имеющих право на управление автомобилем, фигурирующим обоих договорах?

Страховая компания будет присваивать класс собственнику автомобиля, указанному в страховом договоре. Если сведений о договорах собственника автомобиля, отмеченного в договоре ОСАГО, которые закончили свое действие или были прекращены досрочно, не имеется, то собственник автомобиля получает третий класс.

7. Каким образом происходит определение КБМ, если в новом страховом договоре предусмотрено ограничение по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, с условием, что прошлый страховой договор не имел каких-либо ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, фигурирующим в обоих договорах?

Когда прошлый страховой договор не имел ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем (и не было страховых выплат), а новый страховой договор заключается на условиях, предусматривающих подобные ограничения, то страховая компания, в соответствии с действующими правилами, обязана понизить КБМ. Это возможно в том случаев, если водитель в страховом договоре, в котором не было ограничений по числу лиц, имеющих право на управление автомобилем, являлся собственником автомобиля.

Вопросы читателей

1. Чем чревато водителю заключение страхового договора с незаконным «малусом»? К примеру, когда водитель не предоставил страховой компании сведений о своих дорожно-транспортных происшествиях, в которых он был виновником?

В соответствии с действующим законодательством, стоимость ОСАГО для всех страховщиков одинакова. При неправильном расчете КБМ неточность данных сразу будет обнаружена в информационной базе РСА, поэтому любая страховая компания к водителям, предоставляющим неверную информацию, будет применять соответствующие санкции. Штраф выражается в коэффициенте 1.5 за предоставление неверных данных – по страховому договору следующего года страховая выплата будет увеличена благодаря правильному КБМ и коэффициенту 1.5. В случае неправильно использованного КБМ на следующий год водитель будет подвергнут санкциям за предоставление неправдивых данных в процессе заключения страхового договора, что выразится в коэффициенте 1.5. Санкции будут применены в любом случае, даже если водитель обратиться с вопросом оформления ОСАГО к другому страховщику.

2. Можно ли не страховать ответственность по ОСАГО и сохранить при этом свой класс (когда сгорает кбм)?

Да, можно. Допускается «перерыв» сроком в 1 год.

3. Моя машина была припаркована, в нее врезался другой автомобиль, но с места аварии скрылся. У меня есть страховые договоры ОСАГО И КАСКО в одной страховой компании. Обратившись к страховщику с вопросом продления ОСАГО, мне сказали, что коэффициент КБМ будет увеличен на три позиции. Мотивация данного решения – страховщик оплатит мне ремонт в соответствии с договором КАСКО. Может ли страховщик в подобных ситуациях увеличивать КБМ, если я виновником аварии не являюсь?

Стоит отметить, что подобное дорожно-транспортное происшествие вообще никак не связано с вашим договором ОСАГО! Соответственно, никакого влияния эта авария на уровень КБМ оказать не может. Использование КБМ в договорах КАСКО на сегодняшний день каждой страховой компанией регламентируется по-своему. Напомним, что КАСКО заключается добровольно, поэтому при любых затруднениях и недовольствах можно обратиться с заключением нового договора к другому страховщику.

4. Страховой договор по ОСАГО закончится в январе 2016 года, но диагностическая карта будет действовать до января 2017 года. Автомобилем на данный момент не пользуюсь. Надо ли продлевать страховой договор? Или его оформление возможно, когда я снова начну пользоваться автомобилем?

Конечно, оформить страховой договор вы можете только тогда, когда снова решите пользоваться автомобилем. Но нужно принимать во внимание, что если перерыв в оформлении договоров составляет год и более, то коэффициент будет приведен к номинальному значению (1).

5. Действует ли страховщик по закону, если отказывается оформлять мне полис ОСАГО по меньшему тарифу, мотивируя это тем, что в информационной системе РСА нет сведений о моем классе, потому что водительские права я менял в 2013 году, а первое удостоверение получал в 2003 году? Аварий у меня никогда не было, страховаться начал сразу после появления ОСАГО.

Страховая компания действует незаконно, отказывая вам на подобных условиях в оформлении полиса по заниженному тарифу. Сотрудники страховой компании должны проверять сведения о вас по старому водительскому удостоверению.

autodr.ru

Что такое КБМ в ОСАГО — значение термина, для чего нужен и к чему обязывает

Привет всем автомобилистам, читающим мой блог! В сегодняшней статье я расскажу вам о том, что такое КБМ в ОСАГО, как он влияет на стоимость полиса для водителя и как его узнать по таблице.

Автогражданка довольно строго регулируется на уровне государства, и в то же время данный вид страхования является коммерческим продуктом, продажа которого сопровождается различными маркетинговыми расчетными схемами и приемами.

Коэффициент КБМ занимает в них важнейшее место, позволяя мощно стимулировать систему ОСАГО сразу с нескольких сторон: к выгоде государства, автомобилистов и страховых компаний.

Каждому водителю, который не привык разбрасываться деньгами, крайне желательно владеть базовой информацией по КБМ, что даст большое преимущество при покупке полиса, а также позволит существенно сэкономить на штрафах, а может и на лечении травм, способствуя пониманию необходимости развития навыков безаварийной езды.

Вы привыкли разбрасываться деньгами? Если нет, тогда читайте статью.

Значение термина коэффициент бонус-малус

Аббревиатура КБМ расшифровывается как коэффициент бонус-малус. Такое, сперва, не очень понятное и немного экзотическое словосочетание, не правда ли? Термин бонус-малус имеет латинские корни и дословно переводится как «хороший/плохой», что уже неплохо характеризует его суть.

В российское страхование данный коэффициент пришел из европейского бизнеса (там он называется BMS – Bonus-Malus System), где он используется в различных коммерческих скидочных схемах, для стимулирования активности клиентов в требуемом направлении.

Читайте так же: Закон о выплате ежемесячного пособия на ребенка

Но наиболее широко КБМ применяется при страховании транспорта, для чего эта система подходит больше всего. На данный момент КБМ используется не только в Европе, но и во многих странах мира, где он адаптирован в соответствии с местным законодательством.

Общие определения понятия бонус-малус

В самом общем плане суть системы бонус-малус представляет из себя издревле известную на Руси схему «кнута и пряника». Знакомо? Еще бы! То есть, это вполне понятная всем схема штрафов (малус) и поощрений (бонус), применяемых к какому-либо лицу, с какой-либо целью.

В коммерции такой целью является выработка наиболее выгодного для компаний потребительского поведения своей клиентуры. Иными словами, к потребителям применяется поощрительно-наказательная дрессура, что с человеческой точки зрения выглядит как-то не очень.

Однако, если разобраться, то основа большей части законодательства всех стран построена вообще на чисто карательном принципе, без каких-либо бонусов, и она ни у кого не вызывает предубеждений.

Поэтому использование схем «бонус-малус» в коммерции и других областях вполне человечное, честное и цивилизованное решение для склонения поведения людей к требуемому шаблону. Так что не нужно его опасаться – он ваш друг!

Тройная польза от использования принципа бонус-малус

В отличие от других сфер деятельности, использование системы бонус-малус в страховании по типу ОСАГО, приносит наибольшую совокупную пользу. Какие это дает результаты?

Вот самые главные из них:

  • Мощное благотворное воздействие на безопасность дорожно-транспортного движения в государстве при минимальных вложениях с его стороны – в качестве «побочного эффекта» от коммерческой деятельности;
  • Существенное повышение прибыльности страхового бизнеса без необходимости серьезных вливаний капитала;
  • Прямая материальная заинтересованность автомобилистов в многолетней безаварийной езде, повышении своего мастерства вождения и, в конечном итоге, выгодность для аккуратных водителей и большая для них же безопасность.

То есть, для ОСАГО мы имеем три в одном – довольны все: государство, бизнес и потребители. Такое выгодное соотношение весьма редкое явление само по себе в капиталистической экономике, согласитесь. Поэтому бонус-малус в ОСАГО водителям правильнее воспринимать как полезную во всех отношениях систему, чем как некое негативное препятствие.

Рейтинговая система ОСАГО на основе принципа бонус-малус

Для того, чтобы принцип бонус-малус действовал, на его основе разработана система понижающих и повышающих коэффициентов. Да, без цифр сейчас ничего не работает. Но вы не переживайте, система эта довольно проста и специально рассчитана на понимание обычными людьми, так что вы точно справитесь.

Сразу я приведу более точные определения именно страхового КБМ для ОСАГО:

  • Коэффициент бонус-малус представляет собой рейтинговую систему, использующую для начисления или снятия баллов группы риска водителя и его мастерство безаварийного вождения транспортного средства (ТС).
  • Согласно системе КБМ, для водителя устанавливается плавающая стоимость полиса обязательного страхования, расчет которой производится на основе страховой истории и исходных данных по страховому риску.

То есть, чем безопаснее выглядят для страховщиков исходные данные водителя (группа риска), и история его страховых случаев, тем дешевле для него будет стоить автогражданка. Вот так незатейливо и просто.

Группа риска и страховая история

Что такое группы риска и как они относятся к КБМ

Группа риска называется у страховщиков водительскими страховыми классами (только не путайте с классом вождения).

Строго говоря, группа риска касается системы бонус-малус лишь отчасти и большей частью расчеты по ней проводятся отдельно, о чем читайте в статье о классах ОСАГО.

Однако изначально, при первом оформлении страховки, КБМ определяется исключительно в соответствии со страховым классом, поэтому я кратко упомяну о нем и здесь.

Группа риска, каждой из которых присваивается свой класс, рассчитывается на основе данных по водителю и его транспортному средству.

Данные по водителю:

  • Возраст.
  • Стаж вождения.
  • История вождения.
  • Количество допущенных к управлению лиц.

Данные по автомобилю:

  • Место регистрации (территориальный коэффициент).
  • Тип транспорта.
  • Марка/модель транспорта.
  • Мощность агрегата ТС.

На основе расчетов по этим данным, водителю присваивается страховой класс в диапазоне 15 уровней: от самого низкого «М», до самого высокого «13». Причем базовым (начальным) классом обычно считается третий класс.

От него идут 4 понижающих (2, 1, 0, М) и 10 повышающих (от 4 до 13) класса. Каждому из 15-и классов соответствует свой цифровой коэффициент бонус-малус, по которому и производится расчет скидок или же повышений стоимости полиса.

Думаю, тут вам все понятно – система довольно проста, хотя я сам не до конца понимаю зачем страховщикам нужно было самый плохой класс именовать буквой, а все остальные цифрами, тем более, что самый высокой класс обозначается цифрой 13, которая у водителей не особо почитаема. Ну да ладно, будем считать, что СК противники суеверий.

Как влияет на стоимость полиса ОСАГО страховая история и станет ли он дороже, если вы потерпевший?

Страховая история к КБМ относится уже полностью и прямо влияет на его цифровой показатель, вне зависимости от периода вождения. То есть, для очередного ежегодного расчета стоимости страхования берутся данные за весь учтенный период вашего водительского стажа.

В страховую историю вносится масса всяческих данных, но главное влияние на КБМ оказывает безаварийное вождение. То есть, чем меньше на вашем счету ДТП, тем лучше в глазах страховщиков выглядит ваша страховая история.

Причем, вы должны знать, что учитываются только документально зафиксированные, аварии в которых вы выступаете в качестве виновника ДТП, и по которым потерпевшим были выплачены страховые возмещения в любом объеме, даже минимальном.

Если же потерпевшим являетесь вы, то данные по этим ДТП в историю вносятся, но не влияют на нее негативно – все ваши наработанные баллы сохраняются и скидки увеличиваются.

Сведения по страховым историям всех водителей РФ начиная с 2011 г. содержит общая база АИС Российского союза страховщиков (РСА). Сегодня все страховые компании обязаны как предоставлять туда данные по страховым историям своих клиентов, так и использовать их оттуда при определении стоимости ОСАГО. Такие вот теперь строгости для СК.

Какое значение КБМ самое плохое, а к какому нужно стремиться?

Как я уже говорил, КБМ есть цифровое расчетное соответствие страхового класса водителя. То есть для непосредственных расчетов применяется не цифро-буквенное обозначение класса, а соответствующие им цифровые коэффициенты бонус-малус.

Их тоже 15, но базовым считается не тройка, а единица: 3-й класс соответствует КБМ=1. Причем понижающие и повышающие коэффициенты, в отличие от классов, идут в обратном порядке: повышающий КБМ от 1.4 (класс 2) до 2.45 (класс М), и понижающий от 0.95 (класс 4) до 0.5 (класс 13). Какой самый лучший показатель из всех? Это последнее значение, равное 0.5, что дает максимальную 50% скидку.

Разобрались с этой циферью? Думаю, да.

Ежегодно за безаварийную езду начисляется 5% понижающего коэффициента. Сие фактически и есть тот самый «пряник» от СК. Но если имеются ДТП и вы в них виновны, то повышающий коэффициент «съедает» по нескольку классов за одну аварию!

Вот так жестко: копил, копил, совершил ДТП и сразу в серьезный минус – это, понятно, «кнут». Вот так вот и приучают страховщики водителей к безаварийной езде.

Как долго придётся платить больше денег за страховку после аварии?

Сколько действует повышающий коэффициент после ДТП? КБМ изменяется раз в год, при оформлении новой страховки, так как договор страхования заключается равно на один год. При этом не важно какой коэффициент: повышающий или понижающий. В этом смысле между ними нет разницы.

Читайте так же: Причина развода яглыча

Но через год КБМ может как снизиться, так и вырасти. Давайте сначала разберёмся, насколько снизят класс.

В этом вам поможет расположенная ниже таблица. Находите свой текущий класс в самом левом столбце. Второй столбец покажет коэффициент, соответствующий вашему классу. Дальше во второй строке находите соответствующее вашей ситуации количество страховых выплат за год действия текущего полиса по ДТП, в которых вы были виновником.

Цифра на пересечении строки с вашим классом и столбца с количеством страховых выплат и будет вашим классом на будущий год, соответственно классу будет применён КБМ при расчёте стоимости страховки. Аварий не было – класс повысится на 1 (13 останется как был). ДТП случалось – класс понизится в соответствии с таблицей, а значит, вырастет КБМ.

Пример изменения КБМ

Пусть у водителя был класс 13, а значит КБМ 0,5. Но он стал виновником ДТП. В следующем году у него будет класс 7, соответственно коэффициент 0,8. То есть коэффициент ещё понижающий, но скидка уже не 50%, а только 20%.

Сколько будет действовать такой коэффициент? Один год. Но в следующем году, если водитель не попадёт в ДТП, он станет 0,75, и так по 5% будет уменьшаться. То есть, чтобы опять достичь класса 13 и 50% скидки, этому водителю потребуется 6 лет ездить без попадания в аварию по своей вине.

А вот если в год, когда ему присвоили класс 7, по его страховке СК опять придётся выплачивать, да ещё два раза, его класс снизится до 2. А для него предусмотрен коэффициент 1,4, уже повышающий. Этот также будет действовать один год. Не попадёт водитель в аварию, через год класс повысится на один, то есть станет 3, а коэффициент 1. Ещё через год без происшествий – класс 4, соответственно, КБМ 0,95. То есть уже понижающий. А чтобы достигнуть опять класса 13, автолюбителю с классом 2 потребуется 11 лет езды без аварий. Так что водите аккуратнее!

Таким образом, каждый год надо определять свой КБМ на будущий страховой договор заново, и заранее нельзя сказать, какой коэффициент будет применён даже в следующем году.

Таблица для определения страховых классов и коэффициентов КБМ

Быстро определить все соответствия классов к КБМ и количеству ДТП вам поможет специальная таблица.

Еще вы должны иметь в виду, что в ОСАГО существуют несколько технических разновидностей КБМ:

  1. Начальный – стартовый показатель для каждого нового вашего страховщика. То есть, с чем вы ушли от одной страховой компании (СК), с тем вы начнете в другой.
  2. Собственнический – показатель, больше привязанный к основному владельцу или собственнику автомобиля. Он нужен для расчетов в некоторых сложных случаях.
  3. Водительский – личный КБМ, прописываемый для каждого из водителей, которые указаны в полисе как лица допущенные к управлению ТС.
  4. Расчетный – это полный КБМ, после всех предварительных расчетов, который прямо соответствует страховому классу и непосредственно участвует в определении стоимости полиса. Именно это значение указывается, если для расчетов используется онлайн калькулятор.

Факторы, влияющие на значения КБМ

Как обстояли дела ранее

До марта 2008 г. в ОСАГО не существовало такого базового понятия, как страховая история, так как страховые классы присваивались не водителям, а автомобилям. При смене собственника наработанная классность за авто не сохранялась (ибо это абсурд) и просто аннулировалась до базовой. То есть копи, не копи, а конечный результат один – ноль!

В результате у водителей не было стимула к безаварийному вождению, т. к. все их баллы сгорали при смене ТС и все приходилось начинать с начала. В то время, если автомобилист хотел обнулить до базового (в данном случае повысить) свой низкий класс (например, с М до 3), достаточно было сменить машину.

После 2008 г. страховые классы наконец закрепили за водителями, но все равно оставалась возможность обнулять свои нехорошие баллы простой сменой страховщика, т. к. до 2011 г. страховые базы по водителям были локальными и данные из них не передавались в другие СК.

Как обстоят дела сейчас

После введения в 2011 г. общей базы данных (АИС РСА) по водительским страховым историям, обнулить свои понижающие баллы стало невозможно – все ваши прошлые грешки и откровенные «косяки» надежно вписаны в электронный реестр на постоянной основе и от них никуда не деться. Можно только нарабатывать себе страховую автокарму безаварийным вождением.

Если вы хотите просто проверить свой КБМ, то можете сделать это на специальной странице моего сайта, где информация берётся из официальной базы РСА. А вот прямо повлиять на содержащиеся в базе данные получится только, если имеется обоснованная жалоба на некорректность выдаваемого значения бонус-малус. Причем, она должная быть официальной, даже если отправляется в режиме онлайн, а не обычной почтой.

Сегодня даже не имеющий собственного авто водитель, который ранее покупал ОСАГО для управления чужими машинами, при приобретении своего транспорта будет иметь те же наработанные ранее баллы. Справедливо, согласны?

Но все же обнулить свой КБМ и страховой класс можно, если они были выше базового – это автоматически произойдет при перерыве страхового стажа в 1 год.

Кстати, базовые значения КБМ присваиваются также на временные страховки: транзитную и для авто иностранных граждан. Подробнее про все нюансы, связанные с КБМ я напишу в статье о расчетах его показателей с разными исходными данными в различных ситуациях.

Полезные советы

    • Для СК нет строгого требования прописывать значение КБМ в выдаваемом полисе, но серьезные учреждения обязывают своих агентов это делать в «особых отметках» или напротив фамилий вписанных водителей.
    • Иногда, если стоимость полиса ОСАГО уж очень давит на бюджет, а региональный коэффициент страховки высок (например, Москва и т. п.), некоторые водители оформляют авто на родственников в регионах с низким коэффициентом и ездят по доверенности.
    • Если по вашей вине случилось ДТП, но оно незначительное, то в некоторых случаях имеет смысл договориться с потерпевшим на месте и не оформлять аварию документально. Тогда ваш КБМ не пострадает – в СК это называют эффектом франшизы и одобряют подобные действия.
    • Имейте в виду, что Европротокол тоже считается официальным документом и он понизит КБМ так же, как и обычный протокол от приехавшего на место ДТП наряда ДПС.

Заключение

Теперь вы имеете представление о том, что такое система бонус-малус и ее коэффициент (КБМ). Эти знания вам потребуются как при простой проверке, так и при полном самостоятельном расчете КБМ.

Ну что, узнали ли что-нибудь новое из моей статьи? Пишите об этом в коментах ниже.

Для вас, как обычно, старался подобрать интересное видео. На этот раз про 10 наикрутейших побед в спорте:

Рекорд на реальном летающем хаверборде (вы вообще знаете что это?)

Скорость самолёта на велосипеде;

100500 летнем 105 летнем марафонце;

И много чего ещё.


На этом я завершаю сегодняшнюю публикацию. Оформляйте подписку на блог, кто этого еще не сделал, и вы будете в курсе всех полезных обновлений. А если мои статьи вам понравились, то оцените их, запостив в социальные сети через расположенные ниже кнопки.

Нарабатывайте баллы аккуратной безаварийной ездой и до следующей встречи!

kulikavto.ru