Ч 3 ст 430 ук

Ч 3 ст 430 ук

Помощь: Уголовно-правовая оценка получения взятки (статья 430 Уголовного кодекса Республики Беларусь) (часть 2)

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ (СТАТЬЯ 430 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ)

Одним из оснований освобождения от уголовной ответственности при соучастии в получении взятки в силу примечания к ст.432 Уголовного кодекса РБ (далее — УК) является деятельное раскаяние, когда виновный после совершения преступных действий добровольно заявляет о содеянном.

По уголовному делу в отношении М. государственный обвинитель отказался от обвинения в пособничестве в получении взятки, поскольку соучастник в получении взятки добровольно заявил о совершении преступления и после этого было возбуждено уголовное дело. До указанного заявления орган уголовного преследования не располагал информацией о преступлении.

В то же время такое поведение взяткополучателя не освобождает его от уголовной ответственности. Согласно ст.63 УК оно может являться лишь смягчающим ответственность обстоятельством и учитывается при избрании вида и размера наказания. Поэтому, когда взяткополучатель добровольно возвращает полученное им от взяткодателя (даже по прошествии непродолжительного периода времени) и при этом не совершает обусловленных получением взятки действий, налицо состав преступления, соответственно каких-либо законных оснований для прекращения уголовного дела нет.

Субъектом получения взятки является лишь должностное лицо. На основании ст.4 УК субъектом рассматриваемого преступления, как и иных преступлений против интересов службы, является должностное лицо, выполняющее соответствующие функции в учреждении, организации, на предприятии, которые базируются на любой форме собственности, в т.ч. и частной. Принятие директором частной компании денежного вознаграждения, например за поставку товара по заниженным ценам, также может рассматриваться как получение взятки.

По делам в отношении должностных лиц, обвиняемых в получении взяток, обязательно устанавливается круг и характер их служебных прав и обязанностей, закрепленных в законодательных и иных нормативных правовых актах, должностных положениях и инструкциях, что позволяет избегать ошибок в оценке характера полномочий таких лиц.

Приговором суда начальник тоннельного отряда ГСП Ш. осужден по части второй ст.430 УК за получение взятки за сдачу в аренду помещений. Судом кассационной инстанции приговор изменен, действия Ш. переквалифицированы на злоупотребление властью или служебными полномочиями, поскольку согласно приказу начальника ГСП, имеющемуся в материалах дела, начальники структурных подразделений ГСП имели право заключать договоры аренды помещений только при наличии специальной доверенности начальника ГСП. При указанных обстоятельствах заключение и расторжение договоров аренды помещений не относилось к исключительной компетенции начальника тоннельного отряда, а следовательно, обвиняемый не является субъектом такого преступления, как получение взятки в правоотношениях по аренде помещений.

Проблема определения субъекта получения взятки требует разграничения должностной деятельности отдельных категорий лиц, связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей и совершением юридически значимых действий, от сугубо профессиональной (производственной) деятельности, когда эти же лица не осуществляют указанные обязанности и не выступают в качестве должностных лиц. Такими лицами, которые в зависимости от выполняемых действий либо являются субъектами получения взятки, либо не являются таковыми, могут быть педагоги, преподаватели, врачи, воспитатели.

Л., являясь заведующим отделением больницы предприятия, за благоприятное разрешение вопросов, входящих в его компетенцию (содействие в госпитализации, внеочередное предоставление места в отделении), принял незаконное вознаграждение. В связи с этим он обоснованно осужден за получение взятки.

К., работая главным врачом участковой больницы, составил и выдал заведомо ложную справку и листок временной нетрудоспособности О., за что получил продукты питания в качестве взятки. К. обвинялся также в получении взятки от Г., однако в ходе дела было установлено, что передача вознаграждения от Г. была связана с ее успешным лечением. Поэтому суд, исследовав материалы дела, по первому эпизоду обоснованно расценил действия К. как получение взятки и второй эпизод исключил из обвинения, так как в данном случае вознаграждение было передано за выполнение сугубо профессиональных функций К.

Обязательным признаком субъективной стороны получения взятки является убежденность должностного лица в том, что передающий вознаграждение осознает характер своих действий (т.е. что передаваемые им ценности являются именно взяткой). Взятка всегда предполагает прямой умысел обеих сторон, что необходимо доказать при квалификации взятки. Если должностное лицо получает за какие-либо действия по службе «благодарность» в виде подарков, денег или иных ценностей, то оно должно отчетливо сознавать, что принимает их за действия, совершенные с использованием своих служебных полномочий. Умыслом виновного должны охватываться не только характер и значение его собственных действий, но и характер, значение действий подкупающего и осознание последним этих обстоятельств. Таким образом, состав получения взятки отсутствует в том случае, если передающий деньги или иные материальные ценности не рассматривает их как взятку, а полагает, что это правомерная передача материальных ценностей.

По одному из дел З., являясь директором завода, злоупотребил служебными полномочиями и не заключил с частным предпринимателем Л. договор аренды помещения. З. был задержан во время передачи ему денег. Поскольку передаваемые деньги, по убеждению Л., являлись оплатой аренды и предназначались для зачисления на счет предприятия, то в действиях З. отсутствует состав получения взятки.

По этой причине не могут рассматриваться в качестве взятки поборы сотрудников ГАИ с водителей в случаях, если, передавая сотруднику милиции названную им сумму, водитель полагает, что уплачивает штраф за совершенное им правонарушение.

На практике имеют место случаи, когда предмет взятки не вручается должностному лицу лично, а передается его родственникам, близким либо незаметно подбрасывается, например, в ящик стола и т.д. И если взяткополучатель, обнаружив предмет взятки, оставляет его у себя, понимая и осознавая, что взятка передана ему за совершение служебных действий, он тем самым проявляет прямой умысел. Соответственно в таком случае налицо получение взятки.

По уголовному делу в отношении К. последняя утверждала, что сумка с продуктами питания, которые она в дальнейшем использовала, была забыта взяткодателями Ш. и Ф. у нее в кабинете. Однако установленная связь между совершенными служебными действиями К. и предоставлением ей незаконного вознаграждения позволила суду правильно квалифицировать действия К. как получение взятки.

Касаясь квалифицирующего признака повторности взятки, следует подчеркнуть, что нельзя понимать повторность упрощенно, в том смысле, что она имеет место во всех случаях, где материальные ценности в виде взятки передавались два и более раза. Если заранее обусловленная взятка получалась виновным по частям, в несколько приемов за выполнение одного и того же действия в интересах дающего взятку, то налицо лишь однократное получение взятки.

По приговору суда Д. признан виновным в получении взятки в два приема (он получил 50 и 100 долл. США). Из обвинения был исключен квалифицирующий признак повторности, поскольку изначально между Д. и С. была установлена точная сумма вознаграждения и она передавалась в два приема за одно и то же действие.

Факт увеличения должностным лицом ранее оговоренной суммы взятки и получения дополнительной части не образует признака повторности, если этим должностным лицом совершаются действия для достижения одного и того же результата в интересах взяткодателя. Одновременное получение должностным лицом взятки от нескольких лиц следует расценивать как преступление, совершенное повторно, если в отношении каждого взяткодателя совершается отдельное действие. В связи с этим, например, получение преподавателем за выставление положительных оценок на экзамене взятки от нескольких студентов следует расценивать как получение взятки повторно. Здесь отдельные действия следует понимать не в физическом, а в юридическом смысле.

Читайте так же:  Со скольки лет вписывают в страховку

Действия Х., работавшего инспектором отдела налоговых расследований и получившего на территории рынка в виде взятки от частных предпринимателей С., Ф. и Ч. денежную сумму за несоставление в их интересах соответствующих документов о нарушении налогового законодательства, суд квалифицировал как повторное получение взятки, поскольку в интересах каждого из указанных предпринимателей Х. совершил отдельные действия по службе.

Вместе с тем признак повторности не следует ставить в зависимость от того, достигнуты ли взяткой определенные результаты.

В УК понятие вымогательства взятки не закреплено, и суды при рассмотрении конкретных дел руководствуются определением, данным в п.10 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 26.06.2003 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве». Согласно указанной норме под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий по службе, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление гражданина посредством бездействия по службе в такие условия, при которых он был вынужден дать взятку для предотвращения вредных последствий его правоохраняемым интересам.

Вымогательство отличается от простого получения взятки тем, что исходит от должностного лица и сопровождается угрозой совершения незаконных действий по службе, влекущих неблагоприятные последствия. Нет вымогательства взятки в случаях, когда должностное лицо требует взятку под угрозой совершения законных, но ущемляющих интересы взяткодателя действий (например, отразить в протоколе или акте выявленные недостатки, законно возбудить уголовное дело, провести служебную проверку и т.п.).

Суд обоснованно исключил из обвинения признак вымогательства взятки по уголовному делу в отношении Ж., который получил взятку за благоприятное решение вопроса по установке телефона К. вне очереди, и в отношении врача-травматолога М., требовавшего передачи ему денег за предоставление не соответствующего действительности листка временной нетрудоспособности.

Простое предложение дать взятку не может рассматриваться как ее вымогательство, поэтому судом обоснованно исключен признак вымогательства взятки по уголовному делу в отношении Ю. Последний высказывал жалобы на свое тяжелое материальное положение, однако не угрожал причинением ущерба законным интересам взяткодателя.

Конкретные служебные действия в интересах дающего вознаграждение должны всегда оцениваться отдельно на предмет наличия в них наряду с получением взятки иного преступления против интересов службы. Освобождение от уголовной ответственности взяткодателей по мотивам вымогательства у них взятки или добровольного заявления о даче взятки, а также перечисленных в примечании к ст.432 УК лиц, добровольно сообщивших о содеянном, не исключает противоправного характера их действий. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими от преступления, за исключением случаев, когда будет установлено, что они действовали в состоянии крайней необходимости (ст.36 УК).

Поскольку размер полученной взятки имеет квалифицирующее значение, стоимость предмета взятки, включая различные услуги, должна всегда получать денежную оценку. Если взятка представляет собой завышение или занижение действительной стоимости вещи или услуги, в таких случаях размером взятки является разница между действительной ценой вещи или услуги и той, которая была реально оплачена или получена виновным.

В., являясь налоговым инспектором на территории автомобильного рынка, за непривлечение продавца Д. к ответственности ввиду нарушения налогового законодательства потребовал продать ему канистру моторного масла для автомашины ниже продаваемой цены. Д. занизил цену и тем самым предоставил взятку в этом размере.

За укрывательство выявленных нарушений налогового законодательства под видом комиссионной продажи принадлежащих ему предметов одежды и обихода по явно завышенной цене налоговый инспектор К. получил в качестве взятки денежное вознаграждение.

Денежная оценка объекта взятки производится на основании действующих цен на товары, расценок и тарифов на работы и услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при отсутствии цен и тарифов — на основании заключения экспертов. Представляется правильным обращение к единственно точной методике определения стоимости тех или иных материальных благ, услуг и предметов, предоставляемых в качестве взятки, по их рыночной цене.

Еще одним квалифицирующим признаком получения взятки является ее получение группой лиц по предварительному сговору. Действия каждого участника посягательства, совершенного группой лиц по предварительному сговору, оцениваются в совокупности с действиями других участников.

По уголовному делу в отношении Т. и З., работавших налоговыми инспекторами, они осуждены за получение взятки группой лиц по предварительному сговору. Было установлено, что при проведении инспекторами проверки киоска А. и выявлении нарушений налогового законодательства им была дана взятка в виде денежной суммы, принятая Т. с ведома З., которую они намеревались в дальнейшем разделить. Сам сговор на получение взятки возник непосредственно до совершения преступления, о чем свидетельствовали действия Т. и З., носившие согласованный характер.

Если же должностное лицо получило взятку, а затем передало часть полученного в качестве вознаграждения соответствующему должностному лицу (без предварительной договоренности с ним) в целях совершения им действий в интересах дающего взятку, то признак получения взятки группой лиц по предварительному сговору отсутствует.

К., находясь вместе с М. при исполнении служебных обязанностей по раскрытию преступлений, задержал Д. по подозрению в совершении преступления и по его предложению принял взятку, отпустив Д. без соответствующего разбирательства. Далее К. передал половину этой суммы М. за несообщение о происшедшем. Судом правильно был исключен из обвинения К. и М. рассматриваемый квалифицирующий признак, поскольку в данном случае отсутствовал как таковой сговор и деньги передавались, когда получение взятки было окончено.

Для квалификации получения взятки группой лиц, действующих по предварительному сговору, не требуется осведомленности взяткодателя об этом факте. Если в контакт с взяткодателем вступает одно должностное лицо и он не знает, что взятка будет поделена сговорившимися должностными лицами, имеет место получение взятки группой лиц по предварительному сговору.

В настоящее время санкция части первой ст.430 УК предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. В частях второй и третьей указанной статьи определен минимальный срок назначения наказания в виде лишения свободы от 6 и от 8 лет соответственно. Анализ содержания названных норм отражает стремление законодателя путем ужесточения уголовного наказания усилить эффективность борьбы с получением взятки.

В заключение хочется подчеркнуть, что полностью искоренить взяточничество не удалось ни одному государству, но снизить уровень данного негативного явления мероприятиями правового и социального характера можно (примерами этого являются многие государства, в частности Скандинавские страны, Малайзия, Дания и другие страны).

Анатолий Добродей, судья Минского областного суда,
кандидат юридических наук

Материал подготовлен редакцией журнала «Юрист»

www.busel.org

Получение взятки (ст.430 УК), его отличие от посредничества во взяточнистве (ст. 432 УК) и мошенничества (ст.209 УК).

Ст. 430. Получение взятки.

Объект – общественные отношения, обеспечивающие нормальное, основанное на законе, функционирование государственной службы, права и интересы граждан.

Предмет – материальные ценности (деньги, другое имущество), а также иные выгоды имущественного характера (например, осуществление безвозмездно ремонта квартиры.

Объективная сторона – принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за: — покровительство или попустительство по службе, — благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, — за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий

Читайте так же:  Увольнение во время больничного по собственному желанию

Субъективная сторона – характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Состав-формальный.

Субъект – специальный, с 16 лет (должностное лицо).

Квал. признак- повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере; совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение.

Ст. 432. Посредничество во взяточничестве

Объект –интересы службы.

Предмет – взятка (материальные ценности, выгоды имущественного характера).

Объективная сторона – пособнические действия, предусмотренные в качестве самостоятельного преступления и выразившиеся в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя.

Субъективная сторона – прямой умысел. Состав-формальный.

Субъект – общий, с 16 лет.

Квал. признак- совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере; совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере.

Ст. 209. Мошенничество

Объект –отношения собственности.

Предмет –чужое имущество..

Объективная сторона – завладение чужим имуществом, приобретение права на чужое имущество путем обмана (сообщение ложных сведений, умолчание, скорытие обстоятельств, имеющих значение, сообщение о которых было обязательным). или злоупотребления доверием (использование доверительных отношений между виновным и потерпевшим).

Субъективная сторона – характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.

Субъект – общий, с 16 лет. Состав-материальный.

Квал. признак- повторно; группой лиц; в крупном размере; в особо крупном размере, организованной группой.

jurisprudence.club

Ч 3 ст 430 ук

текст кодекса по состоянию на октябрь 2009 года

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде общественных работ —

наказывается арестом на срок до трех месяцев.

Статья 420. Воспрепятствование исполнению наказания в виде конфискации имущества

Отчуждение, сокрытие имущества, подлежащего конфискации, либо иное воспрепятствование исполнению вступившего в законную силу приговора суда о конфискации имущества —

наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 421. Несоблюдение требований превентивного надзора

Несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин, совершенное лицом, за которым установлен превентивный надзор, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, —

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до одного года.

Статья 422. Уклонение от превентивного надзора

Неприбытие лица, за которым при освобождении из исправительного учреждения установлен превентивный надзор, без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства, либо выезд лица, за которым установлен превентивный надзор, за пределы района (города) без согласия органа внутренних дел, либо перемена им места жительства в пределах района (города) без уведомления органа внутренних дел, совершенные с целью уклонения от превентивного надзора, —

наказываются лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 423. Неисполнение приговора, решения или иного судебного акта

Неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению —

наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Глава 35

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ИНТЕРЕСОВ СЛУЖБЫ

1. Должностное лицо, которое использовало свои властные или иные служебные полномочия для совершения преступления, не названного в настоящей главе, несет ответственность по совокупности преступлений. При этом совершение такого преступления признается существенным вредом, предусмотренным статьями настоящей главы. Правило о совокупности преступлений не применяется, если совершение должностным лицом преступления предусмотрено в качестве признака иного преступления.

2. Крупным размером (ущербом в крупном размере) в статьях настоящей главы признается размер (ущерб) на сумму, в двести пятьдесят и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, особо крупным размером (ущербом в особо крупном размере) — в тысячу и более раз превышающую размер базовой величины.

3. Не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки или незаконного вознаграждения лицами:

1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости, в силу чего были даны взятка или незаконное вознаграждение;

2) которые до передачи предмета взятки или незаконного вознаграждения добровольно уведомили органы уголовного преследования о вымогательстве взятки или незаконного вознаграждения и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки или незаконного вознаграждения.

4. Преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, признаются совершенными повторно, если им предшествовало совершение любого из перечисленных преступлений.

Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями

2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), —

3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, —

Статья 425. Бездействие должностного лица

2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий

1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, —

наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, —

Читайте так же:  Факультативные признаки субъекта преступления это

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 427. Служебный подлог

1. Внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы, либо подделка документов, либо составление и выдача заведомо ложных документов, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, при отсутствии признаков более тяжкого преступления —

наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок, или лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные с целью искажения данных государственной статистической отчетности, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 428. Служебная халатность

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо незаконные отчуждение или уничтожение государственного имущества, повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, в том числе при его разгосударствлении или приватизации, —

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности

Учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 430. Получение взятки

1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), —

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере —

наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Статья 431. Дача взятки

наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Дача взятки повторно либо в крупном размере —

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.

3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, —

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном.

Статья 432. Посредничество во взяточничестве

1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) —

наказывается штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, —

наказывается арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере, —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.

Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения

1. Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда —

наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере, —

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

pravo.kulichki.com

Обсуждение закрыто.