Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Антитабачные законы в рф

Закон о запрете курения в общественных местах в России в 2018 году

Курение в России – настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают вредную привычку даже будучи в положении. Поэтому не стоит удивляться, что подрастающее поколение вместе с новорожденными, мягко говоря, не отличаются здоровьем.

У таких детей наряду с хроническими заболеваниями могут проявляться заторможенность, плохая память, невозможность сконцентрироваться на объекте, сонливость, депрессивность. Сигареты – своеобразный наркотик для курящих, привыкание к никотину происходит в рекордно сжатые сроки, а бросить пагубную привычку крайне сложно.

Статистические данные относительно курения описывают ужасающие масштабы проблемы, нависшей над Россией:

  1. В 2018 году курит почти половина россиян – 40%.
  2. Большинство курящих – мужчины, они составляют 60%. Женщины приобщились к вредной привычке в количестве 20% от общего числа курильщиков. Однако эксперты утверждают, что именно среди представительниц слабого пола намечается тенденция резкого роста тех, кто не может прожить без сигареты и дня.
  3. Возраст курильщиков в России варьируется от 19 до 44 лет. Практически у каждой четвертой девушки в сумочке лежит пачка сигарет, возраст девушек насчитывает 20-29 лет, а ведь именно в это время они становятся матерями.

Раньше самыми курящими странами были признаны Япония, Турция и Египет. Но буквально за последние 10 лет Россия перегнала их показатели, если сравнивать значения со статистикой, представленной Росстатом 10 лет назад, курящих россиян увеличилось на 450 000 человек. В среднем гражданин России ежедневно выкуривает около 10 сигарет.

Статистика смертности в России

Удивительно, но даже страшное предостережение «Вызывает рак» совершенно не останавливает россиян, которые продолжают опустошать полки с сигаретами. Кроме того, что они вредят собственному здоровью, табачный дым поражает некурящее население. Никотин давно признан опаснейшим ядом, ведь в его состав входит 4 000 химических соединений. Поэтому о нормальной экологии остается только мечтать, и все это делает человек собственными руками.

Каждый год в России фиксируются показатели смертности курильщиков – ежегодно в мир иной уходят 350 000 — 700 000 людей, которые считали, что по причине злоупотребления сигаретами с ними этого не произойдет. У 90% умерших диагностирован рак легких, 75% погибли из-за бронхита. Сердце не выдержало отравления в 25% случаев с летальным исходом.

Суть закона о запрете курения в общественных местах

В 2013 году Правительство России решило взяться за проблему курения в стране. Был подписан и введен в действие закон о запрете курения в общественных местах. Законопроект о курении призван решить сразу несколько задач:

    1. Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних.
    2. Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.

Если в 2013 году закон регламентировал небольшой перечень мест, где оштрафуют за сигарету, то в 2018 году он расширен по максимуму. Сказать, насколько эффективна программа о курении в общественных местах, сложно. По мнению аналитиков, должно пройти как минимум 5 лет, чтобы можно было делать первые выводы.

А вот негативных отзывов масса, курильщики считают, что об их демократических правах благополучно забыли.

finbazis.ru

«Антитабачный» закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон), запрещающий курение в общественных местах, спонсорство и рекламу табака, а также вовлечение детей в употребление табака. В связи с тем, что с 11 мая 2008 года Российская Федерация является стороной Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, принятие нового закона является выполнением обязательств по борьбе с курением и снижением смертности из-за употребления табака на международном уровне. Естественно, принятие как его еще называют «антитабачного» закона вызвало неоднозначное мнение в обществе, ведь новый закон затрагивает множество интересов, начиная с мощнейшего табачного лобби и заканчивая обычным курильщиком.

Запрет на курение в ряде общественных мест будет вводиться постепенно.

Напомним, что уже с 1 июня 2013 года запрещено будет курить в школах, вузах, больницах, поликлиниках, санаториях, зданиях органов государственной власти, муниципалитетах, помещениях социальных служб, лифтах и подъездах, самолетах, городском и пригородном транспорте, внутри и ближе 15 метров от входов на вокзалы и аэропорты, станции метро, на спортивных и культурных объектах, рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, на детских площадках и пляжах (ч. 1 ст. 12 Закона).

С 1 июня 2014 года запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона).

Какие последствия ожидают курильщиков в случае нарушения закона?

Очевидно, что запрет является действенным только тогда, когда подкреплен соответствующими нормами об ответственности за его несоблюдение. В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона).

14 мая 2013 года Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах за нарушение «антитабачного» закона (полное название — проект Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О рекламе» в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», № 222563-6, далее — Законопроект)

В законопроекте предусмотрены следующие административные штрафы (таблица):

Таблица. Административная ответственность за нарушение установленных запретов (ст. 1 Законопроекта)

Вид нарушения

Вид наказания

Физическое лицо

Юридическое лицо

Должностное лицо

Курение табака на запрещенных федеральным законом отдельных территориях, в помещениях и объектах

Штраф: 1000 – 1500 руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 90 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 8000 – 10 000 руб.;
— конфискация табачной продукции

— Штраф: 80 000 – 150 000 руб.;
— либо приостановление деятельности до 90 суток

Штраф: 5000 – 7000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака

Штраф: 2000 – 5000 руб.

Штраф: 8000 – 10 000 руб.

Нарушение запретов и ограничений на демонстрацию табачных изделий и процесса потребления табака в информационной продукции, предназначенной для несовершеннолетних

Штраф: 3000 – 5000 руб.

Штраф: 80 000 – 100 000 руб.

Штраф: 10 000 – 15 000 руб.

Реклама табака, стимулирование продажи табачной продукции (табачных изделий) или потребления табака

— Штраф: 100 000 – 500 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции либо приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией рекламной продукции

— Штраф: 5000 – 20 000 руб.;
— конфискация рекламной продукции

В процессе исполнения закона привычных мест для курения практически не останется, по сути курить можно будет только дома и на улице, где законодательно не установлен запрет. По данным Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS), проведенного в 2009 году, в России почти 44 млн человек (39,1% взрослого населения) являются постоянными курильщиками табака.

В результате опроса наших пользователей на тему: «Будет ли, на ваш взгляд, «работать» данный запрет, если за нарушения планируется ввести административные штрафы (соответствующий законопроект принят в первом чтении)?» выяснилось, что более половины опрошенных (67% – красный сегмент) считают, что запрет на курение работать не будет, при этом 32% пользователей считают, что такой запрет работать будет (зеленый сегмент), а 1% выразили безразличие к данной теме (желтый сегмент).

Время проведения опроса: 20-26 мая 2013 года
Место проведения опроса: Россия, все округа
Размер выборки: 528 респондентов

С введением запрета на курение автоматически становятся актуальными три вопроса:

    1. у курящего населения: где будет разрешено курить без последствий?
    2. у работодателей: попадает ли их организация под «двойной запрет» или есть возможность организовать специальные места для курения и по каким техническим требованиям?
    3. у некурящих граждан: куда обращаться в случае, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, предлагаем несколько рекомендаций:

1. Необходимо знать точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.
2. Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще установлены не на всех детских площадках и лестничных клетках.
3. В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).
4. Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Имеется ли возможность организовать специальные места для курения и какими требованиями при этом следует руководствоваться? Какие организации попадут под «двойной запрет»?

На основании решения собственника или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально оборудованных изолированных комнатах (ч. 2 ст. 12 Закона). Обустройство курилок является не обязанностью, а правом работодателя. И то, если собственник помещения не против. Однако если владелец офисного здания откажется идти «на поводу» у курящих сотрудников, то арендаторам придется искать нового, более лояльного арендодателя. Хотя во многих компаниях еще и до вступления в силу Закона действуют аналогичные правила. Так, например, в Unilever действует глобальная политика, согласно которой во всех арендованных или собственных зданиях, в том числе производственных, специальные курительные места должны быть оборудованы на улице, и в зданиях курение запрещено. «Одновременно с этим в договоре, подписанном между нашей компанией и бизнес-центром, уточнено, что курение в БЦ запрещено в принципе – исключения составляют специально отведенные места на улице», — отмечает Екатерина Одинцова, cтарший управляющий по работе со СМИ и корпоративным коммуникациям группы компаний Unilever в России, Украине и Беларуси. «Мы не планируем организовывать специальные курительные комнаты внутри арендуемого в Москве офиса, так как есть специальные места для курения на улице. К установленному уже сегодня запрету курящие сотрудники относятся положительно, поэтому новый закон никаким образом не повлияет на их работу».

Министерство здравоохранения РФ еще в марте текущего года обнародовало проект технических требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака и к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака.

Проекты приказов и требований к помещению для курения и знаку о запрете курения

www.garant.ru

Штрафы за курение табака в местах, где оно запрещено «антитабачным» законодательством, начали действовать в России. За нарушение закона взимаются штрафы от 500 до 1,5 тысяч рублей.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

    1. не соответствует тематике страницы;
    2. пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
    3. нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
    4. содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
    5. содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
    6. содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
    7. нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
    8. содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
    9. содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
    10. преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
    11. имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
    12. содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
    13. рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
    14. содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
    15. является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
    16. автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
    17. автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
    18. автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Борьба с курением 22 суток назад

Новости Общество

Антитабачный закон в РФ: помощь некурящим или геноцид курильщиков

Сегодня мир отмечает день отказа от курения. В России его встречают с особыми чувствами: уже завтра в силу вступают отдельные положения антитабачного закона, превращающие жизнь курильщика в кошмар и тотально запрещающие дымить в общественном транспорте, учебных заведениях и офисах, а также подъездах и лифтах. Штрафы будут высокими. Правда, столичная полиция обещает первые недели их не выписывать.

Завтра закон должен уже работать, но споры, по-прежнему не затихают: против курения он или против курильщиков? «Людей курящих свели к людям неполноценным. Второсортным», — считает писатель-сатирик Аркадий Арканов.

«Это закон о геноциде курильщиков. Мне часто приходится ездить в Питер. Так я в Бологом выскакивал, затянулся несколько раз и поехал дальше — кому я мешал?! На открытой платформе», — говорит в свою очередь юрист Михаил Барщевский. Разработчики считают, что думали исключительно о борьбе с потреблением табака, а не с его потребителями.

«В законе дан исчерпывающий перечень мест, где нельзя курить: больницы, школы, общественные места, федеральные и муниципальные органы власти. На предприятиях нельзя курить только на рабочих местах и в рабочих зонах», — говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по охране здоровья Николай Герасименко (фракция «Единой России»).

То есть, с 1 июня под запретом для курения все места, где учат, как детей, так и взрослых, где лечат, где занимаются спортом, культурные объекты, общественный транспорт, детские площадки и что сейчас актуально — пляжи. Нельзя закурить ни в лифте, ни в подъезде, ни за рабочим столом. Можно лишь пойти в курилку, если ее, конечно, обустроил работодатель.

Особенно некомфортно будет курящему путешественнику. Ведь затянуться он сможет, не сойдя с поезда, а выйдя из вокзала, и то за 15 метров от входа. Конечно, никакой контрольной полосы, обозначающей место курения, здесь не будет: достаточно понимать, что это где-то 20 шагов. Единственно, на этом расстоянии вы вряд ли найдете урну для окурков. Если кто-то закурит на территории вокзала, пока штрафовать не будут, хотя штраф предусмотрен — до полутора тысяч.

«В нашу компетенцию будет входить предупреждение граждан о том, что у них могут быть неприятности, если они будут демонстративно или недемонстративно, в зависимости от ситуации, продолжать курить», — говорит начальник сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов ОАО »РЖД» Дмитрий Писаренко.

Ровно через год закон вступит во вторую фазу — нельзя будет курить в кафе, ресторанах, гостиницах, поездах дальнего следования, на теплоходах и на пассажирских платформах. Впрочем, уже некоторые рестораны объявили себя полностью «некурящими» и также офисы — выгнали всех курильщиков за входную дверь. Ставропольский блогер борется за свои права некурящего сам — с водителями троллейбусов и маршруток.

«Они перестали меня возить. И чтобы их привлечь к какой-то ответственности за отказ в обслуживании, мне пришлось снимать эти ролики, где мне они угрожали там оторвать башку», — говорит блогер Максим Алферов.

Цены на сигареты завтра не поднимут, хотя, казалось бы, вот он — рычаг влияния. Парки, которые давно объявили себя некурящими, завалены окурками. Госдума, которая разработала и приняла антитабачный закон, сегодня, по-прежнему, курит в своей курилке.

www.vesti.ru

Антитабачные законы в рф

Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Закон) вовлекает в круг регулирования всех жителей нашей страны, формально разделяя их на курящих и некурящих. Кроме этого, в нем отражены все без исключения органы власти, предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, а точнее их обязательное участие в мероприятиях по защите от негативного воздействия табачного дыма. Разработчики этого нормативного акта, на наш взгляд, продемонстрировали весьма высокий уровень владения юридической техникой.
В статье 2 Закона разъяснены важнейшие понятия, с помощью которых возможна исчерпывающая юридическая фиксация факта курения табака. К ним относятся следующие:
курение табака — использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;
окружающий табачный дым — табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;
последствия потребления табака — причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;
потребление табака — курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.
Также отметим фундаментальную проработку принципов охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма, обозначенную в ст. 4 Закона. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
Вместе с тем в ч. 1 ст. 34 Конституции гарантируется свобода предпринимательской деятельности. Данные положения Основного Закона в антитабачном Законе получили не имеющую аналогов в российской правовой системе интерпретацию — в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.
Важно отметить, что в числе указанных принципов обозначена необходимость взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями, по вопросам защиты от табачного дыма (п. 7 ст. 4 Закона).
Весомым новшеством является закрепление открытости и независимости оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака (п. 8 ст. 4 Закона), а также принцип обязательности возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п. 10 ст. 4 Закона).

Не все сразу

Законодатель осознает необходимость постепенного введения всех норм Закона и в целях подготовки общества к жизни без табака вводит 4 этапа:
1) основная часть Закона вводится в действие с 1 июня 2013 года;
2) статья 13 Закона, определяющая ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия, начинает действовать с 1 января 2014 года;
3) запрет курения табака в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров; в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении вступает в силу с 1 июня 2014 года.
С этого момента начинает действовать запрет следующего содержания: при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы. С указанного времени будет применен ряд ограничений при торговле табачной продукцией и табачными изделиями;
4) с 1 января 2017 года вводятся в действие такие формы предотвращения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, как обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий.
Обратите внимание, что после введения в действие Закона действующий ныне Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» утрачивает свое действие (ст. 24 Закона).

Нет предела совершенству

Наряду с достоинствами антитабачного Закона в нем имеется ряд недостатков, которые, на наш взгляд, будут являться существенным тормозом к противодействию курению табака.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона запрещено курение в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов.
Возникает вопрос: как должен курильщик определить расстояние от входа, чтобы курить в безопасной зоне? Носить 15-метровую рулетку и самостоятельно производить замер? Статьи 6 — 10 Закона не содержат указаний на мероприятия, которые должны осуществлять органы государственной власти и местного самоуправления, а также собственники предприятий и организаций применительно к установлению зоны для курения на открытом воздухе.
Возможно, они должны обозначить такие зоны на асфальте с помощью бросающихся в глаза линий с надписью: «Здесь курить запрещено!». Но, как известно, в холодное время года большая часть Российской Федерации покрывается снегом, который скроет эти линии и надпись. Значит, необходимо будет постоянно очищать указанные обозначения. Но на кого эта обязанность будет возложена и кто должен будет финансировать эти мероприятия, из норм Закона не ясно. Также можно ставить столбики с соответствующими указателями и предупреждениями, но они будут мешать пешеходам. При этом может возникнуть ситуация, когда 15-метровая зона закончится на автомобильной дороге.
Однако Правила дорожного движения Российской Федерации не предусматривают нанесения на проезжую часть иных, не отраженных в приложении 2 обозначений, тем более установку каких-либо конструкций. Таким образом, если точно следовать букве закона, то вероятна весьма неоднозначная ситуация с исполнением этой нормы.
Как правило, входы на транспортные объекты — вокзалы, станции метро и прочие, указанные в п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона, — это многолюдные места. Даже если курильщики будут соблюдать подобный запрет, то проходящие мимо них потоки людей, среди которых есть некурящие, неизбежно вдохнут табачный дым, исходящий от лиц с сигаретами. Как же тогда замысел законодателя по ограждению от вредного воздействия табака будет воплощен в жизнь?

Бремя расходов

Закон содержит многочисленные организационные средства его реализации. В нем подробно описываются конкретные действия органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые они обязаны осуществлять в рамках широкомасштабной антитабачной кампании. Однако ни слова не говорится о том, на какие средства будет организовано его исполнение. Финансовая основа, которая важна для успеха воплощения в жизнь любого государственного начинания, в Законе полностью отсутствует. Финансовый механизм антитабачного Закона в принципе понятен.
По аналогии исполнения Федеральных законов от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» можно предположить, что основная нагрузка ляжет на федеральный бюджет, из которого в рамках проводимых федеральных программ будут выделяться необходимые дотации регионам и местным органам власти. Негосударственные предприятия и организации, индивидуальные предприниматели должны будут самостоятельно и за счет собственных средств бороться с курением.
«Побочные эффекты» нам также хорошо известны: коррупция при реализации антитабачных мероприятий, неправильное истолкование и применение Закона муниципальными образованиями, совершенствование маркетинговой стратегии табачных компаний по продвижению табачной продукции, предполагающее законное вовлечение новых курильщиков, прогнозируемое необоснованное в отдельных случаях давление на продавцов сигарет и иные негативные моменты.
Отсутствие закрепленного в Законе четкого порядка финансового обеспечения станет причиной следующей основной проблемы. Если читать его нормы внимательно, то налицо идея создать еще один «самоокупаемый законодательный проект», который, по мнению отдельных государственных чиновников, способен даже принести стране прибыль. Его суть заключается в поэтапном повышении акцизов на табачную продукцию. После полного введения в действие анализируемого нормативного акта стоимость одной пачки сигарет будет составлять около 5 евро в рублевом эквиваленте. Акцизные сборы будут перечисляться в федеральный бюджет, а часть из них будет направлена на реализацию программ по борьбе с курением. Таким образом, курильщики, покупая сигареты, будут оплачивать защиту иных граждан от табачного дыма, а также пополнять федеральный бюджет.
На первый взгляд подобный механизм выглядит логично и справедливо. Но ни для кого не является секретом, что уровень жизни в России невысок и в невыгодную сторону отличается от западных стран и США. Последствия законодательного введения такого механизма также очевидны: появление на рынке дешевой некачественной и еще более вредной для здоровья табачной продукции, от потребления которой возрастут заболеваемость и смертность населения с низкими доходами, которое не избавилось от этой вредной табачной зависимости.
Как мы уже отмечали, скорее всего, коммерческие структуры должны будут самостоятельно организовывать исполнение антитабачного Закона за счет собственной прибыли от основной деятельности. Однако, к сожалению, малый и средний бизнес в настоящее время переживает не лучшие времена. Чем же обернется исполнение Закона для предприятий и организаций?
Но вопрос нужно ставить иначе: как отразится борьба с курением на работниках этих предприятий и организаций? Ответ на него очевиден: возможная дискриминация курильщиков по отношению к некурящим, наложение на них незаконных штрафных санкций, необоснованное привлечение к дисциплинарной ответственности, «добровольно-принудительное» взимание различных «поборов на организацию здорового пребывания в помещениях компаний» и неоплачиваемое трудовое участие в проводимых руководством мероприятиях по предотвращению пагубного воздействия табачного дыма.
Примечательно, что ст. 21 Закона подчеркивает повсеместный государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, контролю и надзору в сфере здравоохранения, специальные функции по борьбе с контрабандой, контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Указанные органы, исходя из полномочий, закрепленных в нормативных актах, регламентирующих их деятельность, должны надзирать за производством и распространением табачной продукции и недопущением ее рекламы. Но из смысла этой нормы трудно понять, кто же должен ловить курильщиков за руку, а точнее за прикуренную сигарету в неположенном месте. Закон недвусмысленно намекает об ужесточении административной ответственности за подобное правонарушение и видит КоАП РФ как наиболее эффективное средство борьбы с табачным дымом.

Кто будет штрафовать?

Очевидна идея законодателя возложить привлечение к административной ответственности курильщиков на органы внутренних дел. Однако и здесь не все так просто, как кажется. Государство и общество потребуют исполнения Закона не только от юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в данной сфере, но и от простых граждан, имеющих эту вредную привычку. Вся тяжесть этого требования ляжет на плечи российской полиции. Сегодня это ведомство, пережившее этапы кадровых сокращений, к решению таких задач явно не готово, также к этому не готово и общество.
Повсеместное исполнение этого нормативного акта потребует значительной активизации работников полиции по поиску и наказанию курильщиков. Кадровые и иные ресурсы государственного органа, обеспечивающего законность и правопорядок в стране, ограничены. Может получиться, что полицейских, задействованных в раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, вместо этого обяжут ловить и штрафовать курильщиков. Да и вопрос о том, кто же будет штрафовать полицейских, инспекторов Роспотребнадзора и таможни, которые курят на рабочем месте либо в процессе исполнения своих должностных обязанностей по борьбе с курением, также остается открытым.
В заключение отметим следующее. Мы признаем важность борьбы с табачным дымом для всего общества и государства. Здоровье и жизнь российских граждан являются высшей ценностью. Полностью поддерживая законодательную инициативу, направленную на введение жестких мер в данной сфере, укажем, что без надлежащих корректировок рассмотренный антитабачный Закон, равно как и его предшественник — декларативный Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», может остаться без фактического исполнения.

www.vsemvsud.ru

Еще по теме:

    • Досрочный выход на пенсию при сокращении закон Правила досрочного выхода на пенсию при сокращении штата В последнее время сложилась такая тенденция, что многие производства принимают решение о сокращении своего штата. Если они этого не сделают, они могут попросту стать банкротами. Но что делать, если до пенсии […]
    • Справка что не выдавалось пособие Справка: единовременное пособие при рождении ребенка не выплачивалось Единовременное пособие при рождении ребенка положено только одному из родителей, это установлено ст. 11 Закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и п. 25 Порядка и условий […]
    • Прокладка под выпускной коллектор ваз Ремонт выпускного коллектора на ВАЗ 2109 (карбюратор) Выпускной коллектор — это компонент выпускной системы, который выполняет процесс отвода отработанных газов от цилиндров силового агрегата в выхлопную трубу. При нарушении работоспособности коллектора виновником […]
    • Штрафы за безбилетный проезд в электричке 2018 Штраф за безбилетный проезд в 2018 году За проезд в любом общественном транспорте, будь то автобус, монорельс или самолет, приходится платить определенную таксу. Отказ от оплаты является правонарушением, за которое приходится отдавать еще большую сумму. В каком […]
    • Закон о ветеранах московской области 2018 год Какими преимуществами могут пользоваться ветераны труда Московской области в 2018 году Ветераны труда – это те люди, которые своей верной службой заслужили это звание. Они имеют большой стаж работы, по истечении времени труженикам выдают специальное удостоверение. А […]
    • Продажа доли квартиры на материнский капитал у родственников Можно ли купить квартиру у родственников на материнский капитал? Государственная субсидия, известная как материнский капитал, предоставляется семье после появления на свет второго и последующих детей. Ежегодно размер субсидии индексируется. В 2018 г. он равен — 453 […]
    • Могу ли я снять 20 тысяч с материнского капитала в 2018 году Сколько денег можно снять с материнского капитала в 2018 году Для начала следует напомнить, что право на получение материнского капитала имеет только та ячейка общества, в которой родился малыш либо проводилось усыновление ребенка, ставшего в семье вторым. Ежегодно […]
    • Харв экер духовные законы денег Мероприятие Курс личностного роста «Духовные законы денег» Информация Описание: После 20 лет исследований, практики и работы с более чем 1,5 миллионами человекТ. Харв Экер представляет вам «Духовные законы денег» Самый верный и быстрый путь к богатству и духовному […]