Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

102 фз о третейских судах в рф

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ
«О третейских судах в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

27 июля 2010 г., 7 февраля, 21 ноября 2011 г., 29 декабря 2015 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» с 1 сентября 2016 г. нормы настоящего Федерального закона не применяются, за исключением арбитража, начатого и не завершенного до дня вступления в силу названного Федерального закона

Президент Российской Федерации

Закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории РФ. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Федеральный закон не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 27 июля 2002 г. N 137, в «Парламентской газете» от 27 июля 2002 г. N 140-141, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3019

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

base.garant.ru

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» 102-ФЗ 2018

ФЗ «О третейских судах» в последней действующей редакции от 1 сентября 2016 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регулирует порядок образования и функционирования третейских судов, которые действуют на территории РФ. Третейский суд может рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если об этом есть договор сторон конфликта.

Действия ФЗ «О третейских судах в РФ» не действует на коммерческий и международный арбитраж. В Российской Федерации могут образовываться и действовать на постоянной основе третейские суды для решения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образовываются организаторами торговли, торговыми палатами, другими организациями (ассоциациями, союзами).

В Законе « О третейских судах в РФ» регламентировано, что образовывать постоянно действующие третейские суды не могут государственные органы власти и органы местного самоуправления.

  • утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;
  • утверждён обязательный список судей (он может найти обязательный или рекомендованный характер).

Также в ФЗ «О третейских судах в РФ» устанавливается, что порядок образования третейских судов для решения конкретного спора определяется по соглашению сторон. Федеральный закон «О третейских судах в РФ» регулирует порядок образования и функционирования третейских судов, которые действуют на территории РФ. Третейский суд может рассматривать любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если об этом есть договор сторон конфликта.

В Законе «О третейских судах в РФ» регламентировано, что образовывать постоянно действующие третейские суды не могут государственные органы власти и органы местного самоуправления.

Третейский суд признается постоянно действующим, когда организация:

  • приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
  • утвержден обязательный список судей (он может найти обязательный или рекомендованный характер).

Также в ФЗ «О третейских судах в РФ» устанавливается, что порядок образования третейских судов для решения конкретного спора определяется по соглашению сторон.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ФЗ «О третейских судах» не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» 102-ФЗ». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Пробелы федерального законодательства о третейских судах

Прокуратурой области проведен анализ практики создания и деятельности третейских судов, изучены вопросы законности принятия решений об образовании третейских судов в рамках Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ).

Анализ свидетельствует о том, что в России образованы и действуют третейские суды, имеющие различные наименования. Так, в наименовании одних указывается регион деятельности суда (третейский суд Кемеровской области) или используется слово «арбитраж» (межрегиональный арбитражный суд (Краснодарский край). В названии других указывается, что в качестве третейского суда выступает сама организация (третейский суд предприятий ФПГ «Уральские заводы») или обозначается собственное наименование суда (третейский суд «Санкт-Петербургский экономический арбитраж»). Имеются случаи обозначения третейского суда в форме юридического лица (автономная некоммерческая организация «Третейский суд строительных организаций города Москвы»).

В этой связи актуален вопрос о допустимости столь различных наименований третейских судов. Употребляемые в наименованиях таких судов слова «федеральный», «региональный», «арбитраж» и т.п. не имеют правового обоснования и вводят стороны в заблуждение. Такое расширительное толкование Федерального закона № 102-ФЗ приводит к фактическому смешиванию наименований третейских и государственных судов.

В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 2 Федерального закона № 102-ФЗ третейским судом является постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора. В силу части 2 статьи 3 названного Федерального закона постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами и их объединениями, действуют при этих организациях.

Таким образом, третейские суды не являются юридическими лицами по смыслу статьи 48 Гражданского кодекса РФ, органами юридического лица, исходя из понимания положений статьи 53 Гражданского кодекса РФ, либо обособленными подразделениями юридических лиц (статья 55 Гражданского кодекса РФ), а являются по своей сути структурными подразделениями при юридических лицах. Третейский суд не является и субъектом гражданско-правовых отношений. Следовательно, такой суд не должен иметь наименование, отличное от наименования юридического лица.

Статьей 40 Федерального закона № 102-ФЗ установлено, что решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд (в порядке главы 46 ГПК РФ, главы 30 АПК РФ). Решение третейского суда может быть оспорено только в случае, если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным. Однако данные нормы могут привести к нарушению прав и интересов третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения.

Более того, в Федеральном законе № 102-ФЗ не содержится данных об органах, осуществляющих контроль за деятельностью третейских судов. Частью 4 статьи 3 этого Федерального закона регламентирован уведомительный порядок начала осуществления деятельности третейского суда путем направления юридическим лицом, его образовавшим, в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих о его образовании.

Для эффективной совместной работы государственных и третейских судов важным является механизм контроля за соблюдением прав сторон в третейском разбирательстве, позволяющий учитывать частные и публичные интересы. Таким механизмом является контроль государственных судов, означающий их право по заявлению стороны рассмотреть и вынести решение о принципиальных вопросах третейского разбирательства. Однако судебный контроль является ограниченным, так как связан пределами, установленными законом.

Кроме того, в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 102-ФЗ третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие известными ему в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников. Третейский судья не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства.

В связи с этим при поступлении обращений граждан и юридических лиц в органы прокуратуры и иные правоохранительные органы проведение проверок по доводам, изложенным заявителями, чьи права нарушены, будет затруднено. В то же время частью 2 статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокуратурой области в Генеральную прокуратуру РФ направлена информация об указанных пробелах законодательства в сфере деятельности третейских судов для инициирования внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации».

www.prokuror-rostov.ru

102 ФЗ о третейских судах с последними изменениями

Третейский суд выполняет функции саморегулирования общества посредством решения споров, связанных с гражданско-правовыми отношениями. Особенности формирования данного судебного учреждения и его деятельность регулируется федеральным законом № 102-ФЗ.

Общие сведения

Федеральный закон № 102-ФЗ “О третейских судах в Российской Федерации” был принят Государственной Думой в третьем чтении 21 июня 2002 года и одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Законодательство было подписано президентом и вступило в силу 24 июля 2002 года.

ФЗ-102 устанавливает порядок формирования и особенности работы третейских судов. В указанные инстанции, по соглашению сторон спора, могут направляться любые дела, касающиеся гражданских правоотношений. Исключение составляют дела, связанные с международным коммерческим арбитражем.

Настоящее законодательство состоит из 47 статей и 9 глав, регулирующих следующие положения:

  • Глава 1 устанавливают сферу деятельности закона, предусматривает порядок создания и осуществления деятельности третейских судов, а также правила направления в данные суды споров и нормы, которые применяются ими для решения конфликтов;
  • Глава 2 предусматривает требования к форме и содержанию третейского соглашения;
  • Глава 3 определяет правила формирования состава судебной коллегии, число судей, а также приводит перечень требований к арбитражному исполнителю и устанавливает его полномочия;
  • Глава 4 описывает особенности распределения расходов на разрешение споров;
  • Глава 5 устанавливает порядок осуществления арбитражного разбирательства;
  • Глава 6 предусматривает требования к принятию решений третейскими инстанциями;
  • Главы 7 и 8 были признаны утратившими силу;
  • Глава 9 содержит заключительные положения о вступлении законодательства в силу.

Решение споров в третейских судах производится на основании следующих принципов:

  • законность;
  • конфиденциальность;
  • независимость;
  • беспристрастность;
  • диспозитивность;
  • равноправие.

Статьёй 17 настоящего законодательства устанавливаются следующие компетенции третейского суда:

  • Суд вправе самостоятельно принимать решение о наличии или отсутствии компетенций для решения направленного ему спора;
  • Одна из сторон спора вправе подавать заявление об отсутствии полномочий арбитражного суда на решение направленного ему дела;
  • Стороны разбирательства могут заявлять о превышении компетенций посреднического суда, если в ходе решения спора были затронуты вопросы, которые выходят за рамки полномочий указанной судебной инстанции;
  • Если суду поступает заявление, указанное в предыдущих пунктах, он обязан рассмотреть его и принять соответствующее решение. Если в результате определяется, что решение спора выходит за рамки юрисдикции третейского суда, он отказывает в рассмотрении вопроса по существу.

Стороны спора могут самостоятельно выбирать нечётное количество судей для решения их вопроса. Однако если они не договорились по поводу данного положения, число судей устанавливается по умолчанию в количестве трёх человек..

Третейский судья должен соответствовать следующим требованиям:

  • беспристрастность и незаинтересованность в исходе разбирательства;
  • наличие высшего юридического образования;
  • соответствие требованиям квалификации, предъявляемым по согласованию сторон или правилами судебного учреждения;
  • отсутствие привлечений к уголовной ответственности;

Также в качестве третейского судьи не может выступать физическое лицо, которое было лишено полномочий работника исполнительных или правоохранительных органов вследствие нарушений, которые несовместимы с профессиональной деятельностью.

Последние изменения, внесенные в 102 ФЗ

Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2015 года. В ходе изменений статьи 7 и 8 были признаны утратившими силу.

Статьи 7 и 8, регулирующие порядок оспаривания решений третейских судов и порядок их исполнения соответственно, были упразднены в связи со вступлением в силу федерального закона № 382-ФЗ “Об арбитраже (третейском разбирательстве)”.

С началом действия нового законодательства об арбитраже, им осуществляется регулирование гражданско-правовых разбирательств, а ФЗ-102 был признан частично утратившим силу. Исключения составляет арбитраж, который начался и не окончился до момента вступления в силу ФЗ-382.

Скачать закон о третейских судах в Российской Федерации

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 102-ФЗ от 24.07.2002 “О третейских судах в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ по ссылке.

lawlinks.ru

ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Федеральный закон под номером 102 регулирует деятельность третейских судов согласно законодательству РФ. Регламентируются вопросы учреждения и организации данных судебных инстанций, а также их функционирования. Любой спор, возникающий во взаимоотношениях граждан, может решаться согласно положениям данного документа, если иной порядок не предусмотрен законодательством.

Описание Закона «О третейских судах в РФ»

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» под номером 102 принят Государственной Думой 21 июня 2002. Документ вступил в силу в день официального опубликования 24 июля того же года.

На протяжении его функционирования в положения были внесены некоторые поправки, призванные устранить неточные формулировки и актуализировать документ. Последние изменения в Закон о третейском суде были внесены в декабре 2015.

Документ подразделяется на главы, каждая из которых регламентирует определенные аспекты:

  • общие положения, нацеленные на создание правовой базы для регулирования последующих вопросов;
  • понятие третейского соглашения, его формы и содержание;
  • состав третейского суда;
  • расходы, направленные на разрешение конфликтных ситуаций через судебное рассмотрение дела;
  • процедура третейского разбирательства;
  • порядок принятия решения.

Для углубленного изучения документа определенные главы следует рассматривать подробнее. Общие положения закона регулируют основные аспекты, связанные с действием данного правового акта:

    • сфера применения;
    • основные понятия и определения;
    • порядок учреждения третейских судов, их деятельность;
    • оформление документов;
    • порядок передачи споров на судебное рассмотрение и применяемые нормы при разбирательстве.

Состав третейского суда регламентируется следующими правовыми нормами:

    • предписания и требования к назначаемому судье;
    • количество судей и формирование судейского состава;
    • основания и порядок отвода судей;
    • прекращение их полномочий и замена.

Рассмотрение дела и судебное разбирательство осуществляется в соответствии со следующими положениями закона 102 ФЗ:

    • определение компетенции третейского суда;
    • принципы и правила разбирательства, место проведения слушания;
    • определение принципа конфиденциальности;
    • подача искового заявления и отзыв на него;
    • процедура оформления встречного иска и его требований;
    • порядок предоставления доказательств и участие сторон в рассмотрении дела;
    • последствия неявки или непредставления требуемых документов;
    • назначение и проведение судебной экспертизы;
    • составление протокола заседания.

По результатам рассмотрения дела выносится решение. Судебное постановление регламентируется следующими правовыми нормами:

    • принцип обязательности к исполнению;
    • порядок принятия решения, его форма и содержание;
    • дополнительное постановление и разъяснение;
    • порядок исправления технических ошибок и неточностей;
    • прекращение разбирательства и направление документов на хранение.

Главы 7 и 8 Федерального закона о третейских судах утратили свою силу. В заключительные положения документа включена статья о его вступлении в силу, а также предписание об упразденнии следующих правовых актов:

      • приложение под номером 3 к ГПК РСФСР;
      • Постановление Верховного Совета РФ 3115-1, утверждавшее Временное положение о третейских судах;
      • п 7 ст 1 ФЗ 144, регулировавшего отдельные изменения в судебном законодательстве РФ.

Скачать Федеральный закон под номером 102 «О третейских судах в Российской Федерации» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Редакция будет полезна для изучения деятельности судебных инстанций как рядовыми гражданами, так и юристами.

Изменения в 102 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»

Последние изменения в Закон под номером 102 ФЗ были внесены 29 декабря 2015 года. Согласно поправкам главы 7 и 8 об оспаривании и исполнении решения суда были упразднены.

Изменения были внесены в рамках принятия нового Федерального закона 382 об арбитраже. Порядок оспаривания, а также процедура исполнения постановлений суда регулируется положениями нового документа. Кроме данных аспектов новый закон рассматривает и иные нормы, не включенные в ФЗ 102 и затрагивающие исключительно арбитражное рассмотрение споров.

Новый закон об арбитраже имеет схожую структуру с ФЗ 102 о третейских судах. При углубленном изучении положений нового документа прослеживается правопреемственность отдельных положений и общих принципов законодательства. Хотя ФЗ 102 продолжает действовать, его правовые нормы уже не принимаются во внимание, чаще обращаются к новому документу об арбитраже.

ФЗ 382 начал действовать с 1 сентября 2016 года. Скачать Закон об арбитраже в последней редакции можно здесь. Изучение документа актуально при необходимости выявить процедуру оспаривания и исполнения постановлений. Таковая рассматривается в главах 7 и 8 ФЗ 382.

210fz.ru

Еще по теме:

      • Приказ мо рф 550 от 29102018 Приказ мо рф 550 от 29102018 Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 января 2006 г. N 7408 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОБ ОТНЕСЕНИИ ЛИБО ОТКАЗЕ В ОТНЕСЕНИИ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ К ВВОЗУ В РОССИЙСКУЮ […]
      • Закон 89-фз от 24061998 Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов 1. При размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей […]
      • Федеральный закон 87-фз от 19 мая 2010 года Федеральный закон от 19 мая 2010 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры» (с изменениями и […]
      • Приказ мз рф 363 от 2002 Кабинет врача трансфузиолога Нормативно-правовая документация, лежащая в основе организации трансфузионной помощи в медицинской организации. Закон РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Закон РФ от 20 июля […]
      • Приказы ппс го Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Приказом МВД России от 11 марта 2012 г. N 160 в настоящий приказ внесены […]
      • Как рассчитать страховые выплаты осаго Как рассчитать стоимость выплаты по ОСАГО после ДТП Как проводится расчет стоимости выплат по ОСАГО при наступлении страхового случая? Этот вопрос задается всеми автовладельцами, которые попали в дорожно-транспортное происшествие. Дорогие читатели! Статья […]
      • Закон рф о торгово-промышленных палатах рф Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-I»О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 19 мая 1995 г., 21 […]
      • 8 федеральный закон о информации Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ»Об обеспечении доступа к […]