Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Закон об основах гражданской службы

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ
«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

2 февраля 2006 г., 2 марта, 12 апреля, 1 декабря 2007 г., 29 марта, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 17, 18 июля, 25 ноября, 17 декабря 2009 г., 29 января, 14 февраля, 29 ноября, 13, 28 декабря 2010 г., 27 июня, 11 июля, 6, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 3, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 мая, 7 июня, 2 июля, 22 октября, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 2 апреля, 1, 22, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 8 июня, 13 июля, 5 октября, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 23 мая, 2, 30 июня, 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1, 26, 29 июля, 28 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2004 г.

Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации») устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Устанавливаются правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Законом регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ.

Определяются основные права и обязанности государственных гражданских служащих, ограничения и запреты на гражданской службе, а также требования к их служебному поведению.

Должности гражданской службы подразделяются на категории (руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты) и группы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие). Все должности государственной гражданской службы включаются в реестры должностей государственной гражданской службы. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы.

На гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие установленным в Законе квалификационным требованиям. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Вводится понятие «служебный контракт», определяются стороны, содержание, формы и сроки действия служебного контракта, а также порядок его заключения. Детально регламентируются вопросы испытания при поступлении на гражданскую службу, перевода на другую должность или изменения существенных условий служебного контракта с согласия гражданского служащего. Устанавливается исчерпывающий перечень оснований для прекращения служебного контракта.

В законе регламентируются вопросы служебного времени и времени отдыха гражданских служащих, определяются нормальная продолжительность служебного времени, условия установления ненормированного служебного дня.

В Законе также регулируются вопросы оплаты труда государственных гражданских служащих и определяется порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрен особый порядок вступления в силу.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 17 и статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона

Часть 2 статьи 17 настоящего Федерального закона вступает в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление принадлежащими гражданским служащим и приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций)

Положения статей 50, 51 и 55 настоящего Федерального закона вступают в силу в отношении федеральных гражданских служащих одновременно с вступлением в силу указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих — с 1 августа 2006 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 31 июля 2004 г. N 140-141, в «Российской газете» от 31 июля 2004 г. N 162, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3215

Постановлением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. N 31-П содержащееся в подпункте «а» пункта 3 части 1 статьи 37 и пункте 4 части 1 статьи 33 во взаимосвязи с частью 3 статьи 37 настоящего Федерального закона нормативное положение признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой данное нормативное положение по его смыслу в системе действующего правового регулирования допускает увольнение с государственной гражданской службы по инициативе представителя нанимателя беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, которые не находятся в отпуске по беременности и родам, в случаях, не связанных с ликвидацией соответствующего государственного органа, в том числе при совершении дисциплинарного проступка

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. N 26-П положение части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им требование учитывать при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы РФ, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, — при отсутствии в действующем правовом регулировании нормативных положений, конкретизирующих порядок использования Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы для целей определения содержания реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, — рассматривается в судебной практике как подразумевающее необходимость обеспечения тождества системы государственной гражданской службы субъекта РФ системе федеральной государственной гражданской службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 423-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 275-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 133-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 64-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 505-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие частей 11 и 12 статьи 50 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Читайте так же: Ч 3 ст 209 ук рф

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 276-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 418-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 395-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие частей 11 и 12 статьи 50 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 147-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие частей 11 и 12 статьи 50 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 510-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 509-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 396-ФЗ

Действие части 11 статьи 50 приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г. в части ежегодного увеличения (индексации) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в Администрации Президента РФ, в Аппарате Правительства РФ, в аппарате Счетной палаты РФ, в центральном аппарате МИД РФ, в территориальных органах — представительствах МИД РФ на территории РФ

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 53-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ

Действие части 11 статьи 50 было приостановлено с 1 января 2014 г. до 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 149-ФЗ

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 327-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 295-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 155-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 419-ФЗ

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ (в редакции Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 301-ФЗ)

Действие части 11 статьи 50 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 14 февраля 2010 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 29 января 2010 г. N 1-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 322-ФЗ

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 313-ФЗ

Действие части 11 статьи 50 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января 2010 г. до 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 269-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 29 марта 2008 г. N 30-ФЗ

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 12 апреля 2007 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ
«Об основах государственной службы Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.

См. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 6 сентября 1995 г. N 900

См. Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации (далее — государственная служба) и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации (далее — государственные служащие).

31 июля 1995 года

Устанавливается, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в установленном порядке обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

Закреплены принципы государственной службы. Государственная служба основана, в частности, на принципах: единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; гласности в осуществлении государственной службы; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения.

Сведения о государственных служащих вносятся в федеральный реестр государственных служащих и реестры государственных служащих субъектов РФ.

Вводится ряд ограничений, связанных с государственной службой. Государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности, использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию, получать вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию.

Читайте так же: Оформление дома в собственность раменский район

Регулируются дисциплинарные вопросы государственной службы. Например, установлен дополнительный вид дисциплинарного взыскания, применяемый в отношении госслужащих, — предупреждение о неполном служебном соответствии.

Закон устанавливает систему социальных гарантий для государственных служащих, регламентирует порядок прохождения государственной службы.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 3 августа 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., N 31, ст. 2990

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 18 февраля 1999 г. N 35-ФЗ

base.garant.ru

Реформирование государственной службы: сравнительный анализ норм Федерального закона «Об Основах государственной службы Российской Федерации»

скачать
Реформирование государственной службы:
сравнительный анализ норм Федерального закона
«Об Основах государственной службы Российской Федерации»
1 и Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» 2

Зенков М.Ю., ст. преподаватель кафедры
«Социальная психология управления» СГУПС

Федеральный закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» (далее именуется – закон о системе) – первый из законв, подготовленных в рамках работы межведомственной рабочей группы по подготовке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе, созданной распоряжением Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 436-рп.

Данный закон был подготовлен в соответствии с Планом первоочередных мероприятий на 2001-2002 годы по реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, одобренной Президентом Российской Федерации.

Разработка закона по вопросам системы государственной службы Российской Федерации указана в числе первоочередных мероприятий по совершенствованию законодательной базы реформирования государственной службы, предусмотренных Федеральной программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)». В данной Федеральной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 года, необходимость принятия закона о системе государственной службы обосновывается тем, что в настоящее время в Российской Федерации отсутствует целостная и комплексная система правового обеспечения государственной службы. В связи с этим законопроект призван устранить существующие, по мнению авторов законопроекта, серьезные противоречия между Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», законами субъектов федерации о государственной службе и рядом федеральных законов о видах государственной службы, создать законодательную основу для начала реального реформирования отношений в сфере государственной службы.

Предметом законодательного регулирования закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно преамбуле, являются отношения, связанные с установлением правовых и организационных основ системы государственной службы Российской Федерации и системы управления государственной службой Российской Федерации. Законопроект носит базовый, основополагающий характер и содержит исходные начала для законодательных и иных нормативных правовых актов о государственной службе.

Вместе с тем, действующий Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» также устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации, а также определяет основы правового положения государственных служащих. Его действие распространяется на все виды государственной службы Российской Федерации (в том числе федеральную государственную службу, государственную службу субъектов РФ, военную и иные), особенности отдельных видов государственной службы должны быть предусмотрены специальными законами об этих видах государственной службы (ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об Основах…»). Таким образом, появление нового Федерального закона, находящегося в иерархии законов о государственной службе выше действующего, во-первых, не предусмотрено действующим законодательством (ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об Основах…»), а, во-вторых, нецелесообразно – проще было внести на рассмотрение Федерального Собрания РФ новую редакцию Федерального закона «Об основах…», а не усложнять систему законодательства. Прежде всего, такое обилие базовых законов может привести к проблеме соотношения правил, установленных ими, даже, несмотря на наличие прямых указаний на то, что Федеральный закон «Об Основах…» будет применяться в части не противоречащей новому закону. Фактически Федеральному закону «Об Основах…» отводится роль не принятого закона о государственной гражданской службе: налицо следование потребностям практики, но не соответствует сущности самой государственной службы (об этом подробнее – у Г.В. Атаманчука «Сущность государственной службы», стр. 109 и далее).

Тем не менее, закон о системе уже принят, а без его одобрения не начнет реализовываться базовая часть административной реформы, провозглашенной Президентом РФ В. Путиным, — реформа государственной службы (это предписано Концепцией). Поэтому актуальным является анализ правовых новелл в основах государственной службы Российской Федерации.

В первую очередь, это касается уточнения формулировки понятия «государственная служба», которое дополняется прилагательным «служебная» («профессиональная деятельность»; без расшифровки), а также к государственной службе отнесена деятельность по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации и полномочий субъектов Российской Федерации (ст. 1 закона о системе), а также служба в отдельных государственных учреждениях (ст. 8 закона о системе).

Однако понятия «полномочия Российской Федерации» и «полномочия субъектов Российской Федерации» являются спорными (в сфере взаимоотношений между федерацией и ее субъектами принято говорить о разграничении предметов ведения), в отличие от понятия «полномочия органа государственной власти». Кроме того, в конечном счете, реализацию полномочий федерации и субъектов федерации в рамках их предметов ведения осуществляют соответственно федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов федерации, на обеспечение исполнения полномочий которых и должна быть непосредственно направлена служебная деятельность. Также определение «государственная служба» (ст. 1 закона о системе) не согласовано с определениями отдельных видов государственной службы (ст. 6, 7, 8 закона о системе).

Прорывом в регулировании государственной службы Российской Федерации является более точное определение видов государственной службы в законопроекте (в действующем ФЗ «Об Основах…» виды государственной службы предполагаются, но не определены). Вместе с тем классификация видов государственной службы нуждается в доработке: может быть выделена в самостоятельный вид дипломатическая служба (тем более, что отдельные дипломатические должности могут замещаться не только гражданами РФ, что прямо запрещено для остальных государственных должностей); службу в правоохранительных органах можно рассматривать как объединение статусов гражданской и военной службы, что не приветствуется законопроектом (п. 3 ст. 9 закона о системе допускает возможность учреждения в одном федеральном органе государственной власти должностей различных видов государственной службы).

Закон о системе уточняет и отнесение государственной службы субъекта РФ к ведению субъекта РФ, правовую регламентацию которой в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ оставляя в качестве совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законом о системе предусматривается новая система принципов государственной службы. В табл. 1 проведено сравнение принципов государственной службы.

Табл. 1. Принципы государственной службы в соответствии с ФЗ «Об Основах…» и законом «О системе…»

Читайте так же: Размер пенсии госслужащего в россии

Часть 2 статьи 3 закона о системе предусматривает возможность установления специальными законами иных принципов функционирования других видов государственной службы.

При сравнении перечней принципов выясняется, что такие базовые принципы функционирования системы государственной службы (в целом, а не конкретного вида – государственной гражданской службы) оказываются незаслуженно забытыми разработчиками закона о системе: пп. 2, 4, 5, 8, 10, 11, 12. В практическом плане это приведет к существенному ограничению полномочий законодательных органов государственной власти по регламентации государственной службы, будет способствовать корпоративизации государственной службы и большей, чем сегодня, ее зависимости от политических решений.

Во-первых, это касается упрощения порядка учреждения должностей государственной службы. В ст. 9 закона о системе предусматривается, что должности государственной службы могут быть учреждены подзаконными нормативно-правовыми актами не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов федерации. Это снижает значение законодательного регулирования государственной службы, передает возможности по увеличению бюрократического аппарата в руки самих государственных служащих и может привести к необоснованному расширению круга должностей государственной службы 3 .

Во-вторых, изменяется порядок поступления на государственную службу. В соответствии с Федеральным законом «Об Основах» предусматривалось 3 способа замещения государственных должностей государственной службы, непосредственно привязанные к группе и категории государственной должности государственной службы:

  • должности государственной службы категории «В» группы младших должностей – путем зачисления в штат государственного органа;
  • должности государственной службы категории «В» групп старших, ведущих, главных и высших должностей – на конкурсной основе;
  • должности государственной службы категории «Б» – по представлению лица, замещающего государственную должность категории «А».

Законопроект предусматривает наличие иных способов замещения государственных должностей (ч. 2 ст. 13 закона о системе). В Концепции реформирования системы государственной службы это положение развито в отношении государственной гражданской службы: помимо новой классификации государственных должностей 4 предусматривается внеконкурсный порядок поступления 5 граждан РФ на должности категорий «руководители» и «советники» по представлению лиц, замещающих конституционные должности и конституционные (уставные) должности. Таким образом, вмешательство в дела государственной службы политической инициативы оказывается весьма существенным (от этого, кстати, отошли законодатели Казахстана в ходе недавнего – 1999-2001 гг. – реформирования системы государственной службы, это показалось им не соответствующим принципам народовластия, профессионализма и равенства прав граждан при поступлении на государственную службу 6 ).

Поступление на государственную службу организуется по контракту (служебному контракту) (ч. 1 ст. 13) или без заключения соответствующего контракта (ч. 5 ст. 13). Понятие контракта, вводимое законопроектом, противоречит действующему трудовому законодательству, которое не использует это понятие (в отличие от КзоТ 1971 г.). В связи с введением нового правового института (института служебного контракта) необходимо будет в последующем определить соотношение контракта с трудовым договором, определить существенные условия контракта, его типовую структуру и порядок заключения. Вместе с тем, представляется необоснованным именовать этот правоустанавливающий документ контрактом, что может свидетельствовать о проникновении частно-правового метода регулирования в исключительно публично-правовые отношения. Поступление на государственную службу является, с одной стороны, проявлением субъективной воли гражданина Российской Федерации, но, прежде всего, является фактом, устанавливающим тесную служебно-правовую связь между ним и Российской Федерацией (соответственно субъектом РФ, муниципальным образованием).

Как уже было сказано выше, меняется система учреждения государственных должностей государственной службы, в связи с этим претерпевает изменение и система реестров государственных должностей. Сводный реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации не будет играть роль регулятора структуры и содержания соответствующих реестров, принятых в субъектах РФ. С одной стороны, это оправдано, так как конституционное право субъектов федерации об определении ими самостоятельно на основе общих принципов собственной системы государственной власти, в том числе структуры государственных должностей государственной службы. С другой, это лишит Российскую Федерацию существенного правомочия в регулировании единой (это, кстати, подтверждает и законопроект) системы государственной службы РФ. Сводный реестр государственных должностей государственной службы РФ не будет иметь самостоятельного юридического значения, так как содержащиеся в нем реестры и перечни типовых должностей соответствующих видов служб принимаются несоподчиненными друг другу государственными органами (какова бы ни была единая вертикаль исполнительной власти, но она реализуема лишь в пределах ведения ст. 71 и 72 Конституции РФ; кроме того, реестры государственных должностей государственной службы субъектов РФ будут утверждаться законодательным органом соответствующего субъекта РФ 7 ).

Большое внимание в рассматриваемом законопроекте уделяется вопросам кадрового обеспечения государственной службы, что можно прямо трактовать как прямое вторжение в нормативное пространство действующего ФЗ «Об Основах…». Помимо отмеченного выше пересмотра процедуры поступления на государственную должность, законопроект подробно регламентирует вопросы формирования и работы с кадровым резервом, который, к сожалению, создается в государственном органе (ст. 18 закона о системе). В таком случае трудно говорить о единой государственной кадровой политике и единой системе управления государственной службой, которая сегодня действительно является неэффективной. Орган управления государственной службой Российской Федерации, установленный ФЗ «Об Основах…», не правомерен в связи со своим правовым статусом (совет при Президенте РФ) реализовывать управленческие функции (он может только советовать, предлагать, консультировать). Рассматриваемый законопроект в ст. 19 только обозначает вновь цели системы управления государственной службы, не устанавливая правомочие по управлению напрямую.

Некоторые нововведения устанавливаются в отношении реестров, персональных данных государственных служащих (они касаются, прежде всего, процедурных моментов – оформления и защиты соответствующих данных, определения обязанностей по ведению реестров).

Существенные изменения касаются присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских или специальных званий. Сама обоснованность замены квалификационных разрядов государственных служащих, установленных ст. 7 ФЗ «Об Основах», классными чинами вызывает сомнения, поскольку за 8 лет, прошедшие после принятия ФЗ «Об Основах…», государственным служащим далеко не всех государственных органов (особенно территориальных) присвоены квалификационные разряды. Учитывая «масштабность» этого действия, нужны серьезные аргументы для данного нововведения. При этом закон о системе обходит вопрос о связи соответствующего чина с квалификацией государственного служащего (в частности с результатами аттестации и квалификационного экзамена, на основании которых и присваивается в соответствии с ФЗ «Об Основах…» квалификационный разряд), опосредуя присвоение, сохранение и лишение чина через временной фактор (установление времени пребывания в определенном чине), факт занятия государственной должности, как форму поощрения.

В целом, закон о системе вносит существенные коррективы в функционирование системы государственной службы, которые, с одной стороны, будут способствовать реализации целей, провозглашенных в Концепции реформирования системы государственной службы РФ, а с другой, вызывать негативные последствия, которые сложно предугадать. Реформирование государственной службы, начатое в конце 80-начале 90-х гг. прошлого столетия, продолжается сегодня, но при правовом оформлении общественных правоотношений необходимо учитывать и прошлый опыт регламентации этих отношений. В частности, отдельными инициативными группами выдвигались проекты кодексов государственной службы, которые оказались невостребованными, но были более проработанными, нежели рассматриваемый законопроект. Это касается «рамочности», отсылочности большинства содержащихся в нем правовых норм, которые должны находить свое развитие в специальных законах (в том числе законах о видах государственной службы) и иных нормативных правовых актах.

rudocs.exdat.com