Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Речевая культура юриста что это такое

Понятие «Речевая культура юриста». Отличия устной монологической судебной речи от культуры письменной речи.

Следует помнить, что речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений — клише.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко используют конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности! Ведь она обращена непосредственно к живым людям! Поэтому культура публичной речи — это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению. Прочитайте обвинительную речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; защитительные речи — П.А. Александрова по делу В. Засулич, С.А. Андреевского по делу Мироновича, Н.И. Холева по делу Максименко, Я.С. Киселева по делу Бердникова, отвечающие этим требованиям.

Грамотный оратор не скажет: Читая дело / у меня / в общем-то / никаких сомнений / не вызвало о том / что в действиях Сазонова / будем говорить / есть состав преступления //. Действительно грамотного судебного оратора отличает глубина и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого (что в современных судебных речах делается, к сожалению, крайне редко), сумеет вызвать у судей сочувствие или справедливое негативное отношение к нему.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 86 ; Нарушение авторских прав

lektsii.com

Статья. Профессиональная речь юриста

04.09.2017 Аннотация: Профессиональная речь юриста является основой успешной коммуникации. Динамика жизни способствует возникновению условий, требующих быстрого реагирования в процессе межличностного взаимодействия, поэтому развитие речи у юристов является необходимым условием развития профессиональных навыков. Однако часто возникает необходимость в рекомендациях по усовершенствованию речи юриста, программированию диалога, проведению беседы. В данной статье рассмотрены особенности профессиональной речи юриста с правовой и лингвистической точки зрения.

Ключевые слова: речь, эффективность, разговор, беседа, квалификация, профессионализм.

Речь юриста, как какая-либо другая специализированная речь должна обладать и обладает на практике рядом особенностей, позволяющих узнать в ораторе именно юриста.
Но при этом стоит отметить, что качественно распоряжаться юридической речью может только опытный и квалифицированный юрист, обладающий достаточным запасом знаний как в сфере юриспруденции, так и в других сферах общественной жизни. На наш взгляд, основными особенностями юридической речи являются следующие постулаты:
1. Речь юриста в большинстве передает слушателям определённые знания полезные для него и содействует плавному переходу их в убеждения.
2. Юридическая речь учит, воспитывает, произносится с целью влияния на слушателя и аудиторию, на их мнения, интересы, настроение, чувства и поведение.
3. Чтобы достичь цели своего выступления юрист должен обладать высокой речевой и умственной культурой. Юридическая речь должна иметь научное содержание, соответствовать правовым нормам.
4. Идеальная речь юриста по форме — логична, ярка, образна.
5. Юрист, произносящий речь, должен обладать умением связывать умело содержание произносимого с жизнью, принимать во внимание запросы и состояние аудитории, эффективно пользоваться языковыми средствами выразительности (интонации, ударения, паузы и т. д.).
Конечный успех вступления юриста и его речи будет зависеть от его профессионального опыта, знаний, владения материалом, искренности, выдержки, самообладания, умения правильно внешне выражать свои чувства.
На наш взгляд, юрист должен быть человеком, безупречно владеющий нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального. Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Значит, язык это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. [1, с.45]
Обязанность юриста выражать свои мысли профессионально и грамотно в соответствии с нормами литературного языка подчеркивается высоким и ответственным статусом права. На наш взгляд, для юристов необходимо широкое фундаментальное общее образование. Юридическое образование рассматривается как составляющая гуманитарного образования, целью и результатом которого является всесторонне развитая личность. Культура речи является одной из составных частей правовой культуры. Юрист, безусловно, должен обладать способностью логически верно, грамотно, аргументированно и ясно строить устную речь. Проведенный анализ судебных актов и стенограмм позволяет нам прийти к выводу, что в судебных актах и стенограммах зачастую допускаются не только юридические, но и речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки. [2, с.27]
Были выявлены следующие типичные языковые ошибки:
1. Нарушение лексической сочетаемости. В качестве примеров можно привести следующие сочетания: «сделка заключена» (правильно: сделка совершена), «договор совершен» (правильно сказать: договор заключен), «оплатить задолженность» (правильно: погасить задолженность), «нарушение законных прав и интересов» (правильно: нарушение прав и законных интересов»; незаконных прав не бывает) и др.
2. Многословие. Например, употребляются следующие словосочетания: «несовершеннолетние граждане» (правильно: несовершеннолетние), «правопреемником общества после его реорганизации путем преобразования является. » (правильно: правопреемником общества после его преобразования является. ).
3. Тавтологические конструкции. Так, в судебных актах встречаются фразы: «Федеральный закон Российской Федерации» (правильно: «Федеральный закон», если он принят после 12.12.1993 г., или «Закон Российской Федерации», если он принят до 12.12.1993 г.), «федеральные органы Российской Федерации» (правильно: федеральные органы).
4. Употребление разговорно-просторечных слов: «проплатил», «закуп товара», «пролив квартиры» и т. д.
Также необходимо отметить, что речь в деятельности юриста выступает как носитель информации и как средство воздействия. Воздействие при помощи речи можно классифицировать на различные типы. Так, существует воздействие человека на человека, а также человека на группу лиц и т.д. На мой взгляд, профессиональная речь юриста является, главным образом, воздействием человека на человека и человека на группу.
Достижению профессиональной ясности в речи юриста могут способствовать глубокие знания в материале, четкость композиции речи, а также логичность изложения. Кроме того, профессиональная речь юриста должна изобиловать убедительностью приводимых аргументов. В основном, неясность речи приходится на низкую культуру мышления и нечеткое знание материалов дела. Зачастую речь становится неясной из-за использования заимствованных иностранных слов, словосочетаний и специализированных терминов, например, «моему подзащитному инкриминируется…» и т.д. Также в профессиональной речи юриста избыточность может проявляться при употреблении слов, которые ничего не прибавляют к содержанию высказывания, даже в узком контексте. Примеров использования в речи юриста может быть фраза: «незаконное растаскивание государственного имущества (может ли быть растаскивание государственного имущества законным?)» и т.д. [1, с.46]
Следовательно, юрист должен быть крайне точен в своих словах, а также при выражении норм права, обозначения действий обвиняемого, а также при обосновании квалификации преступления. Как считает Канафина М.А., важнейшим качеством речи, определяющим ее эффективность, является правильность, предполагающая соблюдение общепринятых норм русского литературного языка. Зачастую юристами нарушаются синтаксические нормы, например «не касались к нему», «Согласно объяснения», «согласно закона» и т.д. Также повышению эффективности профессиональной речи юриста мешает и нарушение синтаксических норм русского языка, например «Уже находясь в местах лишения свободы ему исполнилось 18 лет…». [4, с.17]
Лаконичность речи достигается точным выражением мыслей, наличием четких формулировок, отсутствием лишних слов, не несущих информации, отсутствием многословия и лишних, неуместных мыслей. Ошибкой является многословие: Подсудимый был в совершенно нетрезвом состоянии или Иванов всякий отзывается только положительно на просьбы своих соседей, где они живут вместе.
При разговоре юрист и собеседник ждут друг от друга определенных действий. Именно это и оказывает влияние на их речь. Стоит отметить, что при общении с юристом у собеседника зачастую первоначально возникает психологический барьер, поэтому развитие речи юриста является необходимым условием успешной коммуникации. Ведь от того насколько правильная речь у юриста будет зависеть преодоление этого барьера. Можно сказать, что лучшим методом здесь является высказывание своего одобрения собеседнику и образование положительной реакции с его стороны. Ведь согласие-это желанное явление, которое не содержит элементы конфликта. Именно поэтому напряжение должно быть снято посредством грамотной культуры речи юриста. [3, с.1]
Для позитивной беседы речь юриста должна соответствовать двум принципам первого этапа — снятие психологических барьеров и уменьшение напряжения, которые объединяются в одну функцию, которую можно назвать как подготовка основы для последующего контакта. Основные факторы первого этапа можно поделить на отрицательные и положительные.
Положительные — факторы, которые вызывают одобрение у клиента.
Выделяются:
а) частота согласий:
б) их взаимность и совпадение;
в) очередность согласий обеих стороны.
Отрицательный фактор – это непосредственно настороженность, которая определяет возникновение барьеров.
Когда собеседник услышит, что вы согласны с ним, с его точкой зрения, он воспримет это как успех. Частота согласий такого рода закрепляет стиль общения. Постоянство согласий создаст у собеседника состояние удовлетворенности действиями — как своими, так и вашими.
Одним из принципов общения должен быть выбор нейтральной темы для разговора, например погода. При этом в правильной речи юриста должна присутствовать оценка таких проблем, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это общие для определенной группы суждения.
Речь юриста, обладающая всеми перечисленными в статье качествами, воспринимается как воздействующая. Только при этом условии она может выполнять свою высокую общественную функцию.
Таким образом, речь занимает особое место в профессиональной деятельности юриста. Главная задача грамотной профессиональной речи юриста — исключить моменты, которые вызывают напряжение, психологический барьер. Юрист должен пытаться соглашаться с высказываниями собеседника и получать его согласие.

Читайте так же: Налоги с зп в ооо

1. Аверьянова М.Ю. Культура речи в профессиональной деятельности юриста // Актуальные проблемы права и управления глазами молодежи. — 2014.
2. Алимирзаева З.А. Индивидуальная речь будущего юриста как основа реализации профессиональных функций // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. — 2014.
3. Дылыкова Ц.Д. К вопросу речевой культуры юриста // Проблемы гражданского общества и правового государства. — 2016. — №1.
4. Канафина М.А. Профессиональная речь юриста // Наука и современность. — 2015. — №36.
5. Лазарева Н.М. Методические проблемы в определении содержания обучения профессиональной речи юристов // Приоритетные направления развития науки и образования. — 2015. — №2.
6. Чурсина Г.В. Основы профессиональной речи юриста // Актуальные проблемы социально-экономической политики на современном этапе. — 2015.

www.dagdiplom.ru

Речевая культура юриста что это такое

§2. Особенности культуры речи юриста

§3. Профессиональная этика юриста

Список использованной литературы

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист — это правовед. А право — это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.

Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой. Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, авторы выступают прежде всего как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы, и сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности.

По глубокому убеждению А.Ф.Кони, юрист должен быть человеком, безупречно владеющий нормами литературного языка, у которого общее образование идет впереди специального. Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить в правильности своей точки зрения обращающихся к нему людей. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний. Прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому необходимо владеть навыками публичной речи.

Актуальность темы обусловлена недостаточным вниманием к языку правоведения со стороны юристов и лингвистов, что приводит к снижению качества содержания судебной речи и ее эффективности. Данный факт свидетельствует о нежелании судебного оратора вдумываться в значение употребляемых слов, о его неуважении к языку. Ведь высокий рейтинг многих юристов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое оставляют их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Все эти факторы представляют собой обязательное условие для успешной самопрезентации судебного оратора. Значит, язык это профессиональное оружие юриста. И вопросы культуры речи юриста поднимаются самой жизнью, практической необходимостью.

Глава I. Культура речи юриста

§1. Понятию культуры речи

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Вдумайтесь в эти слова: нас оценивают по тому, как мы говорим. По нашей речи наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека- это своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления и сознательной любовью к языку. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий в какой- то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.

Основным критерием культуры речи считается нормативность, которая включает в себя точность и ясность, правильность, чистоту речи, то есть отсутствие в ней диалектных, просторечных слов, узкопрофессиональных выражений, неуместно употребляемых иноязычных слов. Кроме того, культурной считается речь, которой присуще речевое мастерство: логическая стройность, богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность.

Культура речи определяется как мотивированное употребление языкового материала, как использование в определенной ситуации языковых средств, оптимальных для данной обстановки, содержания и цели высказывания; это использование единственно нужных слов и конструкций в каждом конкретном случае. Только “ когда чувство нормы воспитано у человека, тогда- то он и начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее” ( Щерба Л.В.). Поэтому ораторская культура требует умения передавать мысли средствами языка не только правильно, но и точно, выразительно.

Почему необходимо говорить особо о культуре речи юриста?

Во — первых, профессия юриста требует не только высоких нравственных качеств и профессионального мастерства, но и широкого общего образования.

Юрист выступает в различных коммуникативных ролях: составляет законопроекты, ведет деловую переписку, ему приходиться писать протоколы допроса и осмотра места происшествия, различные постановления, обвинительные заключения, исковые заявления, приговоры и определения, договоры и соглашения.

Юристу приходиться сталкиваться с людьми самых разнообразных профессий и различного уровня культуры. И в каждом случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. От того, насколько точно понимают эти лица речь юриста, подчас зависит содержание их объяснений и показаний. Нарушение юристом языковых норм может вызвать отрицательную реакцию со стороны собеседников. К сожалению, бывают случаи, когда из-за неточно заданного вопроса допрашиваемый просит уточнить или исправить некорректно заданный вопрос. Кроме того, каждый юрист выступает и как оратор, как пропагандист правовых знаний, читая лекции; прокурор и адвокат ежедневно произносят публичные речи в судебных процессах, поэтому юристу необходимо владеть навыками публичной речи. Умение говорить публично, владение языком издавна считается необходимым профессиональным качеством юриста. Говорить о культуре речи юриста надо и потому, что юридический язык специфичен. В нем много терминов, имеющих особое юридическое значение, например: кодекс, контрабанда, алиби, мотивы преступления, и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, устаревшие, не характерные для общего употребления. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. В языке права наблюдаются словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например. Это самый трудный и самый интересный из всех профессиональных языков.

Что входит в понятие культуры речи юриста? С учетом задач уголовного судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как использование в процессуальных актах языковых средств официально — делового стиля, которые соответствуют требованиям УПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В официально — деловом стиле используется большое количество готовых, стандартных выражений — клише. И вот здесь встает проблема клише и штампов в речи юриста: уместность и необходимость клише при составлении документов и неуместность речевых штампов, которые причиняют вред. Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. Еще Цицерон, известный римский оратор и теоретик красноречия, отметил, что “ истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие — возвышенно, а средние — с умеренностью”. В речах прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по данному делу, поэтому судебный оратор нередко использует конструкции, уместные лишь в письменной официально — деловой речи. А публичная речь предполагает богатство словаря, художественную выразительность! Термин оратор обозначает не только лицо, выступающее с речью, но и человека, владеющего мастерством публичной речи, ее методикой. Речь должна быть построена так, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом способствовала убеждению.

Глава II. Основные коммуникативные характеристики речи

§1. Логическая культура

Точно обозначенные понятия, ясно выраженные мысли должны быть поданы логично, то есть отражать логику отношений и зависимостей между явлениями. Логичность определяется как выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями и компонентами мысли. Различается логичность предметная и понятийная. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная отражает движение мысли в смысловых связях элементов языка.

Мыслить и рассуждать логично — значит мыслить точно и последовательно, доказательно и убедительно, не допускать противоречий в рассуждении. Это необходимо особенно помнить юристам, так как их речи требуют обоснованности выводов. Логичность на уровне целого текста создается композицией речи и рядом логических приемов, основные из которых определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей.

Важным средством выражения логических связей между композиционными частями и отдельными высказываниями являются специальные средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, значит, повторяю, следовательно, итак и др.), противоречивые отношения (как уже было сказано, как было отмечено, поэтому, благодаря этому, сообразно с, следовательно и др.), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключении скажем, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…). В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

Одним из средств связи являются логические вопросы.

Функции вопросительных конструкций определяются их местом в структуре текста судебной речи и коммуникативным заданием. В форме вопроса осуществляется постановка проблем, с помощью вопросов получается новая информация. Проблемный вопрос, употребленный во вступлении, формулирует цель оратора в конкретном процессе, определяет задачу, стоящую перед ним. Вопросительная интонация позволяет более экспрессивно определить проблему, кроме того, способствует установлению психологического контакта между коммуникатором и адресатом.

Читайте так же: 623 правил проведения электронных государственных закупок

Полному и законченному изложению сложных вопросов помогает использование периода. Период это такая синтаксическая конструкция, которая позволяет выдвинуть какое-либо положение и доказать его. В грамматическом, интонационном и смысловом отношении период распадается на две равные части, причем первая состоит из цепочки однотипных или сходных синтаксических единиц и произносится с постепенным повышением тона, а вторая, заключительная, идет на понижении, указывая на завершенность высказывания. Граница между повышением и понижением, называемая кульминацией, узнается в устной речи по длительной паузе. Период хорошо воспринимается на слух, т.к. входит в сознание не сразу, а по частям, заставляя слушателя все более напрягаться в ожидании конца высказывания. В данном примере четко выделяются две части: первая заканчивается словами в вашем решении, после которых- пауза, и за ней следует главная мысль(рема). Рема- при актуальном членении главная часть высказывания, ядро, то новое, что сообщает говорящий. В первой части содержатся две частные мысли:

Первая — Если вы будете требовательны к доказательствам обвинения; вторая мысль — до паузы.

Период характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Частные мысли в периоде, которые всегда расположены в первой части, подчинены главной мысли, с которой они внутренне связаны. В ораторской речи- это цельное логическое рассуждение, по своей структуре одинаковое с умозаключением: тезис (выраженный или подразумеваемый)- аргумент- вывод ( см.схему):

В первой части периода делается развернутое, детальное изложение темы, ее глубокий анализ, вторая часть представляет более кратко сформулированную рему. Эти две части, логически дополняя одна другую, способствуют выражению одной мысли. В качестве темы и ремы обычно выступают:

1) условие и следствие;

2) причина и результат

3) основание и вывод.

Убедительность речи во многом зависит от качества аргументов, с помощью которых доказывается правильность позиции оратора. Аргументы должны быть истинными, достаточными для доказательства, не должны противоречить друг другу. Достаточность аргументов — это не количество их, а весомость, когда из них необходимо следует тезис. Тезис же является центральным пунктом всякого доказательства. Его раскрытию и обоснованию подчинено все содержание речи.

Логическая спаянность периода, его приспособленность к убеждающему рассуждению, полнота выражения мысли, а также экспрессивно-приподнятый характер обуславливают широкое использование его в ораторской речи, для которой характерно сочетание логичности рассуждения со страстностью убеждения. Период усиливает смысловую сторону ораторской речи, повышает ее эмоциональный накал. Показать взаимосвязь и движение мысли, нарастание и спад эмоциональной напряженности оратору помогут сложные высказывания, при условии их четкого логического членения. Способствуют логичности речи и высказывания с однородными членами предложения, с различными вставными конструкциями, уточняющими мысль, отдельные нюансы. Овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к логике изложения позволит оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.

§2. Речевые средства убеждения

Речь юриста, как мы уже знаем, целенаправленное произведение, которое предполагает достижение запланированного эффекта, регулярное воздействие на адресатов. Воздействие — это процесс привлечения внимания слушающих к предмету речи с целью произвести изменения во взглядах получателя сообщения. Главным средством воздействия является организация материала, логическая доказательность. Оратор с помощью убедительных фактов оказывает рациональное воздействие. Если он не боится ставить острые вопросы и находить им правильное решение, его речь звучит убедительно.

Однако эмоциональное воздействие выступает как необходимый момент, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным. «Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; … чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства». Без этого значительно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение.

В работе юристов о культуре речи нередко выражается мысль, что речь должна быть образной, эмоциональной, в то же время некоторые авторы предупреждают ораторов о том, что не следует увлекаться использованием художественных, изобразительных средств.

Эмоция — это чувство, переживаемое душевное волнение, чувственная реакция; Эмоциональность — выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи. Экспрессивность же речи понимается как ее выразительность, воздейственость. Все средства, которые делают речь глубоко впечатляющей, действенной, являются экспрессией речи. Это может быть определенный интонационный рисунок, усиление звучания согласных звуков, замедление и убыстрение темпа речи, интонационное выделение отдельных слов, паузы. Это может быть использование синтаксических средств: вопросительных конструкций, повторов, коротких предложений и т. д. Экспрессия может пронизывать как эмоциональное содержание, так и интеллектуальное, логическое. Кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи. Выражение эмоций в языке всегда экспрессивно, но экспрессия в языке всегда эмоциональна.

Задаче воздействия служит набор эмоциональных средств языка. Одними из способов воздействия является прием адресации, то есть способ отражения в речи наличия лица, к которому обращена речь. Используются также местоимения Вы, Вам, глаголы повелительного наклонения: посмотрите, вспомните и др. Довольно часто воздействие проявляется через инфинитивные предложения с модальными словами, имеющими значение долженствования: Нельзя не верить показаниям такого свидетеля; или: Нужно здесь сделать вывод; или: Его действия следует расценивать как неосторожные.

Одним из своеобразных средств воздействия аудиторию являются термины оценочного характера (юрид.: оценочные понятия), в которых имеется потенциальная оценочность за счет входящих в них слов оценочного значения: злостное хулиганство, грубое нарушение правил, условия усиленного надзора, колонии усиленного, строгого и особого режимов и т.д. Эти термины способствуют выполнению речью профилактической функции.

Важным средством речевого воздействия на является точность словоупотребления, когда оратор привлекает внимание к важным, с его точки зрения, явлениям.

Богатыми возможностями воздействия обладают изобразительно — выразительные средства языка. Яркие краски художественной литературы позволяют оратору создать эмоциональность, торжественность, пафос. Оратор может цитировать художественные произведения для подтверждения своих мыслей.

Средством, поддерживающим интерес к речи, побуждающим к активному восприятию того, о чем говорится, является риторический вопрос, который в экспрессивной форме несет определенную (утвердительную или отрицательную) информацию. Риторический вопрос, как правило, содержит в себе оценку того, о чем говорит оратор. Употребленный во вступлении, где обычно дается общественная или моральная оценка деяния, риторический вопрос, подчеркивая то или иное суждение, создает эффект эмоционального усиления. Такие выступления дают эмоциональный настрой всей речи.

Для выделения и подчеркивания тех или иных явлений, деталей в судебной речи широко употребляется инверсия — намеренное изменение объективного (прямого) порядка слов.

Повторы, то есть повторение слова или словосочетания, используются судебными ораторами с целью подчеркнуть значимость чего-либо. Аудитория, как правило, сосредоточивает внимание на тех моментах, которые подчеркивает оратор.

Таким образом, овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и к логике изложения позволит оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.

Этика — это нормы поведения, мораль человека какого — либо класса, общественной или профессиональной группы. Синонимом этого слова является нравственность — совокупность норм поведения в каком — либо обществе. Следовательно, можно говорить о нравственной культуре как форме общения. Что такое нравственная культура? Это единство внешней и внутренний культуры личности, одним из составных элементов которой является этикет. Этикет — это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости.

Неприятное впечатление производит чтение текста речи с листа, вместо произнесения речи — чтение прокурором обвинительного заключения.

Чтение нарушает контакт с аудиторией, и, кроме того, свидетельствует о неуважительном отношении к слушателям.

Нравственный долг оратора заключается в том, чтобы создать у присутствующих правильное представление об общественной опасности деяния, воспитать у них уважение к закону, к правосудию, содействовать правовому воспитанию граждан. В наибольшей степени это касается государственного обвинителя, на которого присутствующие в зале суда совершенно обоснованно смотрят как на лицо, провозглашающее точку зрения государства.

Этичным является поведение адвоката, который, защищая права подсудимого, совершившего убийство, выражает сочувствие, соболезнование родственникам погибшего. Уважительное отношение к подсудимому обусловлено осознанием общественной значимости судебного процесса, пониманием его глубокого воспитательного воздействия. Судебное заседание проходит в обстановке борьбы мнений процессуальных противников. Но самая накаленная атмосфера не дает права судебным ораторам некорректно отзываться друг о друге или о потерпевшем, подсудимом, свидетелях. Грубость недопустима, так как судебный процесс происходит при непосредственном общении с народом, и это требует от судебных ораторов сдержанности, вежливости.

Успех выступления оратора определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.

Культура речи начинается там, где знание переходит в навык, так как привыкнув в повседневном общении говорить как придется, в процессе работы юрист может повторить привычные ошибки. Поэтому необходимо постоянно работать над повышением культуры речи, стремиться знания увязать с речевыми навыками.

Коммуникативные качества речи: ясность (доступность, простота ), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивность позволяют юристу сделать речь по настоящему доказательной. Языковые средства способствуют логичности, убедительности речи.

Безусловно, общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения этих правил. Поэтому юрист должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

И в заключении, следует отметить, что необходимо уделять большое внимание развитию культуры общего ораторского искусства. Основы красноречия нужно закладывать уже в период обучения детей в школе, так как именно школа должна воспитывать сознательное отношение учеников к языку.

1. Адамов Е.А. Из истории ораторского искусства. М., 2004.

2. Алексеев Н.С., Макарова Е.В. Ораторское искусство в суде. 2003.

3. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор, 2005.

4. Гросудина Л.К. Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. 2006.

5. Ивакина Н. Н. Культура речи юриста., 2005.

www.labex.ru