Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Нарушения норм и правил пожарной безопасности

Пожарная безопасность

Вследствие пожаров в России гибнет все больше людей. В связи с этим государство усиливает контрольные мероприятия в сфере пожарной безопасности. В данном материале приведены примеры наиболее распространенных нарушений правил пожарной безопасности, особенности проведения проверок, а также меры ответственности предпринимателей за нарушения действующих правил и нормативов.

Проверки пожарной безопасности

Проверки пожарной безопасности проводит МЧС России. При проведении плановой проверки не позднее чем за три дня до начала контрольного мероприятия инспектор должен уведомить руководителя организации, а руководство предприятия обязано обеспечить присутствие своих представителей при проведении мероприятий по контролю. Основанием для проведения проверки является письменное распоряжение или приказ, подписанный руководителем контрольного органа. Проверка предприятия начинается с предъявления инспектором распоряжения на проверку и служебного удостоверения.

Помимо проверок по графику, инспекторы по пожарному надзору могут проводить внеплановые проверки. Например, если у ведомства имеется информация (от граждан, государственных органов, СМИ) о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации. Понятно, что именно это довольно широкое обоснование используется сейчас при интенсивных проверках клубов и иных заведений с массовым скоплением людей.

Наиболее распространенные нарушения правил пожарной безопасности:

    • загромождение путей эвакуации;
    • несоблюдение режима курения;
    • использование неисправного электрооборудования;
    • отсутствие первичных средств пожаротушения;
    • установка в организациях глухих решеток на окнах;
    • отсутствие систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
    • отделка путей эвакуации легкосгораемыми материалами.

По итогам контрольного мероприятия инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Чаще всего за нарушения пожарной безопасности инспекторы наказывают руководителя фирмы. Именно он отвечает за соблюдение пожарных требований. Реже к ответственности привлекают сотрудников, ответственных за пожарную безопасность, но если ответственный не выполнил приказ руководителя, ответственности ему не избежать.

Административная ответственность. За нарушение требований пожарной безопасности пожарные штрафуют самостоятельно. Инспектор составляет протокол, а главный государственный инспектор по пожарному надзору, его заместитель, назначает штраф.

Но есть нарушения, протокол по которым инспектор должен направить в суд. Речь идет о нарушении требований пожарной безопасности, повлекшем возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека. За это предусмотрено наказание вплоть до административного приостановления деятельности компании на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ) – это одна из наиболее широко применяемых сейчас мер воздействия на нарушителей. Но применять эту меру может только суд. Деятельность может быть возобновлена судом до истечения назначенного срока, если предприниматель докажет, что нарушения устранены.

Уголовная ответственность. Закон предоставляет дознавателям Государственной противопожарной службы право возбуждать и расследовать уголовные дела по ст. 219 Уголовного кодекса. Если из-за нарушений правил пожарной безопасности был причинен тяжкий вред здоровью человека, виновному грозит ответственность от штрафа в размере до 80 тыс. руб. до лишения свободы на срок до трех лет.

Тяжкий вред здоровью предполагает опасность для жизни или:

  • потерю зрения, речи, слуха или какого-нибудь органа;
  • прерывание беременности;
  • психическое расстройство;
  • заболевание наркоманией или токсикоманией;
  • неизгладимое обезображивание лица;
  • стойкую утрату общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
  • полную утрату профессиональной трудоспособности.

Уголовная ответственность наступит, даже если виновный причинил такой вред неосторожно. Суды, как правило, наказывают за это преступление руководителей фирм или предпринимателей. Реже сотрудников, назначенных ответственными за пожарную безопасность.

Если нарушения пожарной безопасности повлекли за собой смерть человека или группы лиц, выносится еще более строгое наказание – лишение свободы до семи лет.

Частые вопросы

Разрешена ли реализация (продажа) пиротехнических изделий в торговом комплексе, расположенном в жилом здании?

Требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий содержат нормы, запрещающие реализацию пиротехнических изделий бытового назначения торговыми предприятиями в том случае, если объекты торговли находятся в жилых зданиях.

Какую ответственность будет нести арендодатель, предоставивший помещения арендатору для реализации пиротехнических изделий, при нарушении последним правил реализации пиротехнических изделий, правил пожарной безопасности?

Если в договоре аренды прямо не предусмотрена обязанность сторон по соблюдению требований пожарной безопасности, то ответственность за несоблюдение требований пожарной безопасности будет нести арендатор. В то же время при наличии соответствующих оснований к административной ответственности может быть привлечен и арендодатель.

www.garant.ru

Нарушение требований пожарной безопасности: когда и на сколько закроют бизнес

Нарушение требований противопожарной безопасности может привести к остановке работы любого предприятия, напомнили в МЧС России. В настоящее время закрытие угрожает уже двум крупным торговым центрам в Москве, а к проверкам небольших организаций в пожнадзоре только преступили. Что нужно знать о сроках и порядке закрытия бизнеса при нарушении установленных законодательством требований?

Что случилось?

Главное управление МЧС по Москве собирается приостановить работу двух торговых центров, в которых выявлены грубые нарушения пожарной безопасности. На сайте Мэрии Москвы размещено соответствующее информационное сообщение. Начальник главка МЧС Москвы Илья Денисов на совещании по оперативным вопросам в правительстве города сообщил, что:

Грубые нарушения выявлены в двух торгово-развлекательных центрах, решается вопрос о временном приостановлении их деятельности на срок до 90 суток для устранения всех неисправностей. В общей сложности в столице 591 крупный ТЦ, в том числе 120 объектов с развлекательно-досуговыми центрами и кинотеатрами. Контроль за состоянием пожарной безопасности в них будет продолжен.

В связи с этим в МЧС решили напомнить предпринимателям, как происходит приостановление работы бизнеса, который нарушает требования пожарной безопасности.

Приостановление деятельности и штраф

За нарушение правил пожарной безопасности сотрудники МЧС имеют право наказать любую организацию, вне зависимости от ее формы собственности и организационно-правовой формы. Поэтому все бизнесмены должны отдавать себе отчет, что их бизнес может быть приостановлен. Особенно сейчас, когда по всей стране проходят массовые проверки соблюдения требований противопожарной безопасности на всех ообъектах, где бывает большое количество людей: в торгово-развлекательных центрах, магазинах, культурных объектах, объектах социальной сферы.

МЧС напоминает, что обычно при первом нарушении организации выдают предприсание о его устранении, а также выносят предупреждение или выписывают штраф. А вот за неисполнение предписания пожнадзора в условиях особого противопожарного режима по нормам статьи 20.4 КоАП РФ объект закроют на срок до 90 дней. Это административное наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 суток является максимальным из всех возможных мер. Кроме того, на практике к нарушителям еще применяют штраф в размере от 150 тыс. до 200 тыс. рублей.

Но приостановить деятельность организации или ИП инспекторы пожарного надзора сами не имеют права. Для это они должны обратиться в суд, который рассмотрит все обстоятельства и при наличии достаточных оснований прекратит деятельность компании на 3 месяца. Для того чтобы снова заработать, придется устранять все допущенные нарушения. Кстати, буквально год назад санкции за противовопожарную безопасность либерализировали. Оснований для прекращения деятельности бизнеса стало намного меньше. С 1 июня 2017 года МЧС не может требовать приостановления деятельности по КоАП РФ, в частности, за повторное нарушение требований:

Читайте так же: Заключение брачного договора в россии

  • к первичным средствам пожаротушения (огнетушителям, пожарным кранам и шкафам);
  • эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.

Однако это могут делать другие ведомства, особенно, когда речь идет о жизни и безопасности людей.

Угроза безопасности людей — отдельное основание

Приостановить работу организации или ИП может любой уполномоченный надзорный орган, например прокуратура, по статье 1065 Гражданского кодекса РФ , если существует угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан. Для этого ему также нужно обращаться в суд, который и должен вынести сответствующее определение. Подать иск в этом случае могут также владельцы здания, если их партнеры и арендаторы не соблюдают мер противопожарной обороны. Подобный случай, например, произошел в Новосибирске, где один из совладельцев здания магазина нарушал требования пожнадзора, а трое других не могли на него повлиять и обратились в суд. Суд постановил ввести в действие пожарную сигнализацию и устранить другие нарушения, а до этого момента запретил эксплуатировать здание (постановление АС Западно-Сибирского округа от 5 февраля 2018 г. по делу N А45-19584/2016). Аналогичные решения были и в других регионах РФ.

Скорее всего, в ближайшее время в России ожидается новая волна запретов на эксплуатацию торговых центров, торгово-офисных зданий, автосервисов, объектов социального назначения. МЧС и прокуратура уже запросили у мэрий городов соответствующие документы. По этому поводу МЧС даже успело поссориться с мэрией Москвы, которая не успевает подготовить все необходимые данные для проверок.

Напомним, массовые проверки авсех российских объектов начались в России после пожара в Кемерове, на котором оказалась полностью отключена противопожарная система в ТРЦ «Зимняя вишня», что привело к гибели 64 человек. С 28 марта 2018 года к административной ответственности за нарушения правил пожарной безопасности привлечены 125 юридических и более 100 должностных лиц организаций всех форм собственности. Проверки МЧС продолжаются, поэтому всем руководителям нужно быть готовыми к визиту инспекторов, а также обеспечению безопасности своих сотрудников и посетителей.

m.ppt.ru

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Кто отвечает за нарушения требований пожарной безопасности

Ответственность за то, что на объекте защиты найдены нарушения требований ПБ несут следующие лица:

  1. Владельцы (собственники) имущества.
  2. Руководство органов государственной власти РФ, выполняющих исполнительные функции управления.
  3. Руководство органов местного самоуправления.
  4. Уполномоченные владельцы, пользователи либо распорядители имущества, включая руководителей государственных учреждений.
  5. Ответственные за обеспечение ПБ, назначаемые руководством предприятий.
  6. Должностные служащие в пределах своей компетенции.

В жилых домах ответственными за пожаробезопасность квартир в случае их аренды или съема являются арендаторы и съемщики (если другое не зафиксировано в договоре).

Виды ответственности за нарушение требований ПБ

Ответственность за то, что требования пожаробезопасности нарушены, может быть разной степени тяжести – от дисциплинарной или административной до уголовной.

1. Дисциплинарное взыскание грозит сотруднику предприятия, ответственному за обеспечение ПБ, если нарушены требования ПБ. Может быть назначена одна из таких мер:

  • выговор;
  • замечание;
  • увольнение, если имеются достаточные основания.

Определяются меры в соответствии с трудовым договором, заключенным при принятии наказуемого на работу и Трудовым кодексом РФ (ст. 192).

2. Административная ответственность подразумевает такие виды наказаний:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • изъятие с возвращением либо полная конфискация орудия правонарушения;
  • лишение специальных прав физ. лица;
  • админ. арест;
  • дисквалификация;
  • приостановление деятельности предприятия;
  • выдворение за пределы государства (касается граждан других стран либо лиц, не имеющих гражданства).

Уголовная ответственность может быть следующая:

  • штрафы в различных размерах;
  • лишение права занимать определенную должность или заниматься детерминированным видом деятельности;
  • обязательные или исправительные работы на различный срок;
  • арест сроком до 3 мес.;
  • лишение свободы до 5-и лет.

За что конкретно придется нести ответственность

Нарушения требований ПБ могут быть разной степени тяжести, соответственно, от этого будет зависеть вид ответственности. Штрафы накладываются на ответственное лицо в самых различных размерах, что также определяется разновидностью обнаруженного инспекцией нарушения. Кроме того, штрафные санкции несколько различаются для юридических, должностных и гражданских лиц.

Неуголовная ответственность предусмотрена за:

  • простые нарушения требований ПБ;
  • повторные нарушения требований ПБ;
  • нарушения требований ПБ, но совершенные в условиях действующего особого противопожарного режима;
  • нарушения, касающиеся внутреннего противопожарного водопровода; электрических установок на объектах защиты; электротехнической продукции; первичных средств тушения пожара;
  • нарушения требований, которые предъявляются к эвакуационным путям, выходам, системам ПС, АУПТ, СОУЭ, СПЗ;
  • нарушения требований по пожаробезопасности проходов, подъездов, проездов к зданиям, строениям и другим конструкциям на территории объекта защиты;
  • невыполнение производителем требований, включенных в тех. документацию на опасные вещества, материалы.

Уголовное наказание несут лица, совершившие:

  • поджог, взрыв либо иное опасное действие из хулиганских побуждений, повлекшее за собой тяжелые последствия (вплоть до смерти человека) либо значительный материальный ущерб;
  • такое нарушение требований ПБ, которое повлекло (по неосторожности) тяжелый вред здоровью или смерть людей/человека;
  • повреждение или полное уничтожение лесных массивов (либо иных насаждений) по причине неосторожного пользования взрыво- и пожароопасных веществ, материалов; обращения с огнем; а также при загрязнении или другом негативном воздействии.

На все волнующие Вас вопросы по требованиям пожаробезопасности объектов защиты и ответственности, запланированной при их нарушении, знают ответ грамотные консультанты компании «Пожарная безопасность». Обратитесь к нашим специалистам онлайн либо в телефонном режиме и проясните все сомнения.

При необходимости мы осуществим выезд на объект заказчика, проведем необходимые обследования и предоставим отчет.

В спектр наших услуг также входит:

  • пожарный аудит;
  • составление пожарной декларации;
  • подготовка объектов к проверкам службы пожарного надзора;
  • сертификация продукции в области пожарной безопасности и много другое.

Быстро, качественно и эффективно мы обеспечим комплексную пожарную безопасность Вашего объекта.

fire-declaration.ru

Нарушение требований пожарной безопасности

Нежелание задумываться о пожарной безопасности может влететь организации «в копеечку». Какая ответственность предусмотрена действующим российским законодательством за нарушение требований пожарной безопасности?

В современных условиях проведение практически любой проверки соблюдения требований пожарной безопасности (как плановой, так и внеплановой) в организациях заканчивается выявлением тех или иных нарушений. Указанные нарушения делятся на две большие группы и могут носить режимный либо нережимный характер.

Нарушения требований пожарной безопасности

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

  • допуск к работе лиц, не прошедших обучения мерам пожарной безопасности;
  • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.

К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

    • отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
    • превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
    • отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.

Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).

Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.

К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.

Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.

Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.

Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.

Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.

Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан – в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
    • на юридических лиц – в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.

Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.

При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:

    • на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
    • на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
    • на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
    • на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.


Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:

  • загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:
    • загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
    • блокировать двери эвакуационных выходов;
  • нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:
    • обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
        • автоматических (автономных) установок пожаротушения;
        • автоматических установок пожарной сигнализации;
        • установок систем противодымной защиты;
        • системы оповещения людей о пожаре;
        • средств пожарной сигнализации;
        • противопожарных дверей;
        • противопожарных и дымовых клапанов;
        • защитных устройств в противопожарных преградах;
        • организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
        • изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:
        • подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
        • п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .

      Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:

          • неправильная эксплуатация электроустановок;
          • аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.

      Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.

      С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.

      Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.

      При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:

          • оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
          • эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
          • пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
          • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
          • пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
          • применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
          • оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.

      Наказание за нарушения требований пожарной безопасности

      КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:

        1. административный штраф;
        2. административное приостановление деятельности;
        3. дисквалификация.

      Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.

      Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

      Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.

      Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:

        1. раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
        2. добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
        3. добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
        4. оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
        5. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
        6. добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
        7. добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
        8. совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
        9. совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
        10. совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

      Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

      Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:

        1. продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
        2. повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
        3. вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
        4. совершение административного правонарушения группой лиц;
        5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
        6. совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

      При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.

      Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).

      Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:

        1. для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
        2. для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
        3. для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

      В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:

        1. для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
        2. для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
        3. для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

      Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

      Нарушения такого рода наказываются штрафом:

        1. для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
        2. для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
        3. для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

      В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.

      Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

      Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

      Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.

      Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.

      Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).

      Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

      Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.

      Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.

      С.А. Лысиков, полковник внутренней службы, зам. нач. Главного управления МЧС России по г. Москве – нач. Управления надзорной деятельности. Журнал «Справочник специалиста по охране труда» №5 2015 г.

      Источник: Журнал «Справочник специалиста по охране труда»

      srgroup.ru

      Читайте так же: 400 закон армия