Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Экономические ставки налога это

Экономические теории налогов

Общие теории налогов – теория обмена, атомистическая теория, теория наслаждения Ж.-С. Сисмонди, теория налога как страховой премии, классическая теория налогов, теория жертвы, теория коллективных потребностей Э.Селигмана, Кейнсианская теория, монетаристская теория М. Фридмана, теория экономики предложения, частные теории налогов.

Налоги — это одно из основных понятий экономической науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономическую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что » в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».

История свидетельствует, что налоги — более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались » auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый». На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство».

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Период с конца 17, начала 18 веков был ознаменован развитием налогообложения и появлением первых теорий и налоговых систем.

В конце XVII-XVIIIвв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (акцизы) и прямых (подушный и податной) налогов. В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.

Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетов. Право утверждать все государственные расходы и доходы окончательно закрепляются за представительными органами власти.

Теория обмена (Средние века):

Основана на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. (налогообложение носит возмездный характер).

Атомистическая теория (Эпоха Просвещения):

Одна из разновидностей теории обмена, по которой налог является результатом договора между сторонами. Гоббс в трактате «Левиафан» указывал, что налоги являются ценой за которую покупается общественный мир. Для существования людей, представляющих государственную власть, члены общества образуют общий фонд — государственную казну, или «фиск» (от латинского «фискус» — казна).

Ш. Монтескье — французский писатель (1689-1755) указывал, что ни один государственный вопрос не требует такого мудрого и благоразумного рассмотрения, как вопрос о том, какую часть, следует брать у подданных и какую часть оставлять им. В этих вопросах могут быть решения двоякого рода: «Доходы государства надо измерять не тем, что народ может давать, а тем, что он должен давать. Но если народу оставить лишь то, что нужно в обрез для поддержания жизни, то малейшая диспропорция приведет к самым пагубным явлениям».

Д. Юм — английский экономист и философ в своем эссе «О налогах» (1752) размышлял так: когда установлены налоги на потребление, то рабочие должны урезать свои потребности, либо потребовать увеличения оплаты своего труда — и тогда бремя налогов ляжет на богатых.

Но если налоги умеренные и вводятся постепенно. Рабочие начинают работать больше и лучше, а их жизненный уровень остается прежним без надбавок к заработной плате. Эта ситуация ведет к общему экономическому росту страны. На основе этой идеи в XVIII веке сформировалась теория «фискального договора» (Ж. Ж. Руссо) или концепция «обмена услугами между государством и гражданами», которая утверждала, что налог есть участие отдельных лиц в жизни общества, как целого.

Теория наслаждения Ж.- С. де Сисмонди (первая половина XIX века):

Теория налога предоставлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за получаемые им от общества наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности и т.д.

Теория налога как страховой премии (Первая половина 19 в.: Дж. Мак-Куххол, А. Тьер):

Налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государства на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики, являясь коммерсантами, в зависимости от величины своих доходов страхуют свою собственность от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка.

Классическая теория (А. Смит, Д. Риккардо):

Налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами.

Основоположником же теории налогообложения считается шотландский экономист и философ А. Смит, который считал, что платить налоги может лишь тот, кто имеет доход. Он выделил три основных источника, которым соответствовал вид дохода: земля — рента, капитал — прибыль, труд — оплата труда. Все другие виды доходов (например, артистов, писателей и т.п.) — вторичны и образуются от трех названных доходов.

Это явление было описано в XVIII в. и связано с введением нового налога. Установление государством налога на прибыль того или иного производителя, вызывает переложение его на потребителей продукции данного производителя, путем включения данного налога в цену. Часто переложение бывает многоступенчатым, до тех пор, пока данный налог не доходит до розничной цены и не уплачивается потребителем конечной продукции (примеры: от добытчика железной руды до покупателя металлической посуды, установление налога крупные универмаги в Пруссии в XIX в., введение налога на предметы роскоши, введение налога на хлеб и пиво в целях стимулирования труда рабочих).

Теория жертвы (XIX – начало XX в.):

Суть теории состояла в следующем: граждане при уплате государству налога приносят жертву; люди терпят большие лишения, уплачивая большие суммы налогов; государство являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования.

Теория общественных потребностей:

Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции, покрытием которых призваны служить налоги. При этом налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги.

Состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики. В таких условиях большие сбережения мешают экономическому росту, т.к. они не вкладываются в производство и представляют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов.

Дж. Кейнс и его последователи предлагали управлять динамикой совокупного спроса, стимулируя производство, развитие и рост за счет активного государственного вмешательства, в частности, через налоги. Дж. Кейнс считал, что налоги действуют в экономической системе как «встроенные механизмы гибкости». Он был сторонником прогрессивности в налогообложении, так как верил, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений.

Представители кейнсианства считали, что налог на потребление, введенный по прогрессивной ставке с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

Монетаристская теория (Фридман):

Теория основана на количественной теории денег. Регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.

В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Монетаристы считали, что рынки обладают высокой степенью конкурентоспособности и, что сама система свободной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Они выступили с требованием ограничения дискреционного регулирования, как необходимой предпосылки стабильного бескризисного развития.

Монетаризм поставил под сомнение механизм бюджетного мультипликатора, где изменение налоговых ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, и попытались развенчать утверждение кейнсианцев о сильном и хорошо предсказуемом влиянии бюджетных мероприятий на состояние платежеспособного спроса, занятости и цен. М. Фридман (основной представитель монетаризма) и Д. Мейзельман еще в 1963 году с помощью регрессивного анализа пытались доказать, что потребительские расходы имеют более тесную статистическую связь с денежной массой, чем с «автономными расходами», в состав которых включался дефицит государственного бюджета.

Разногласия монетаристов и кейнсианцев по вопросу о роли государства в хозяйственной жизни вылились в конечном счете в противопоставление двух основных инструментов макроэкономического контроля, используемых правительственными органами для воздействия на конъюнктуру — денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Первый вид политики, связанный с воздействием центрального банка на величину денежной массы, расценивается монетаристами как наиболее эффективный и органически вписывающийся в систему товарно-денежных отношений. Второй вид политики, заключавшийся в изменении налоговых ставок и управлении государственным долгом, связывается ими с произволом правительственного аппарата и расценивается как малоэффективный для хозяйственного развития.

Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер):

Теория рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приведет к бурному экономическому росту.

Одно из первых исследований взаимосвязи ставки налога и общей суммы налоговых поступлений в бюджет выполнено группой американских экономистов во главе с профессором А.Лаффером. Он заметил, что существует некоторая оптимальная величина ставки подоходного налога.

Зависимость А. Лаффера показывает связь между ставкой налога на прибыль и суммарной величиной поступлений в бюджет от сбора налога. С увеличением ставки налога от нуля, при котором поступления в бюджет нулевые, растет доля дохода каждого предприятия, отчисляемая в бюджет, но подрываются стимулы трудовой активности и развития производства. В результате при увеличении доли отчислений уменьшается объект обложения. До некоторой величины ставки тенденция снижения производства ярко не проявляется, более того, в некоторых условиях (например, когда фирма стремится максимизировать объем продаж продукции при ограничении на минимально допустимый объем прибыли, причем оптимальный объем выпуска еще не достигнут) установление налога даже способно подхлестнуть усилия предприятия в наращивании производства (так как налоговые отчисления могут снизить величину прибыли более допустимой величины). Однако с ростом доли отчислений тенденции падения производства усиливаются и с некоторого момента рост ставки налога начинает приводить к абсолютному уменьшению налогового оклада из-за более быстрого снижения величины объекта обложения по сравнению с ростом ставки налога.

Общие налоги

Индивидуальный налог

НДФЛ

Земельный налог

Налог на доход от продажи квартиры

Назад |

|

Вверх

center-yf.ru

СТАВКА НАЛОГА

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «СТАВКА НАЛОГА» в других словарях:

Ставка налога — ставка, определяющая ту часть дохода или стоимости, которая подлежит уплате в виде налога. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

Ставка налога — ставка, определяющая ту часть дохода или стоимости, которая подлежит уплате в виде налога … Ипотека. Словарь терминов

Ставка налога — – величина налога в расчете на единицу налогообложения, т. е. доля от стоимости объекта налогообложения, которую подлежит уплатить в виде налога, приходящаяся на единицу земельной площади, веса, количества товара или другую единицу, в которой… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

Ставка налога — (TAX RATE) ставка, определяющая ту часть дохода или стоимости, которая подлежит уплате в виде налога … Словарь инвестиционных и оценочных терминов

Ставка налога — это ставка, определяющая ту часть дохода или стоимости, которая подлежит уплате в виде налога … Жилищная энциклопедия

СТАВКА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ — в процентах к цене реализации товара, услуги без учета налога. Ставки устанавливаются в следующих размерах: 10% по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) по перечню, утверждаемому Правительством РФ, и товарам для детей по перечню … Большой бухгалтерский словарь

СТАВКА НАЛОГА МАРЖИНАЛЬНАЯ — (см. МАРЖИНАЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА) … Энциклопедический словарь экономики и права

СТАВКА НАЛОГА ПРЕДЕЛЬНАЯ — (см. ПРЕДЕЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ставка (налога, процента, платежа) — размер, доля, процентная доля налоговых изъятий из доходов, плата за предоставленный кредит, исчисляемая по отношению к общей сумме дохода, кредита. Ставка, по которой центральный банк представляет кредиты коммерческим банкам по межбанковским… … Словарь экономических терминов

МАРЖИНАЛЬНАЯ СТАВКА НАЛОГА — ставка налога, применяемая к последнему приращению налогооблагаемой величины (дохода, прибыли) … Энциклопедический словарь экономики и права

Тема №2. Экономические и правовые основы налогов и принципы налогообложения

В результате изучения данной главы студент должен:

— по признается плательщиками налогов и сборов; состав и назначение элементов налогообложения;

— содержание каждого элемента налогообложения (объект налогообложения. налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы);

— принципы организации налогообложения, методы налогообложения;

— выявлять роль отдельных элементов налогообложения и их логические связи;

— понимать причины развития методов налогообложения;

— выявлять роль принципов налогообложения для организации эффективной налоговой системы;

— способностью к экономическому образу мышления;

— способностью к обобщению, анализу, восприятию информации.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Кто признается налогоплательщиком, налоговым агентом, представителем налогоплательщика?

2. Для чего введен институт налогового агента и институт представительства в налоговых отношениях?

3. Перечислите права, которыми наделены налогоплательщики

4. Какие обязанности возложены на налогоплательщиков?

5. Объясните, какую роль играют элементы налогообложения при установлении налогов.

6. Что такое пеня и в каких случаях ее уплачивают?

7. Для чего необходима налоговая декларация?

8. Почему в ряде случаев налог исчисляет налоговый орган, а не сам налогоплательщик?

9. Для чего необходимы принципы налогообложения?

10. Почему происходило развитие методов налогообложения?

1.Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта обложения — это:

а) единица обложения;

б) налоговая база;

в) исчисленная сумма налога;

г) налоговый оклад.

2. Величина налога на единицу измерения налоговой базы — это:

а) налоговое бремя;

б) налоговая ставка;

в) налоговый оклад;

г) единица обложения.

3. Лицо, которое несет экономическое бремя налогообложения — это:

б) носитель налога;

в) налоговый агент;

г) сборщик налога.

4. Период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате, — это:

а) календарный год;

б) отчетный период;

в) налоговый период;

г) финансовый год.

5. Расположите представленные элементы налогообложения в колонках таблицы согласно предложенному принципу распределения: а) налоговые льготы; б) налоговая база; в) налоговый период; г) носитель налога; д) источник налога; е) объект налогообложения; ж) ставка налога; з) сроки уплаты налога; и) отчетный период

1.Элементы, отсутствие которых в законе о налоге освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате

2.Элементы, отсутствие которых в законе о налоге не освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате

6. Сопоставьте метод налогообложения, представленный в левой колонке таблицы, с содержанием метода в правой колонке:

а) для каждого плательщика установлена равная сумма налога

б) для каждого плательщика установлена равная ставка налога

в) с ростом налоговой базы налоговые ставки возрастают

г) с ростом налоговой базы налоговые ставки снижаются

7. Не относится к принципам А. Смита:

а) справедливость налогообложения;

б) определенность налогов;

в) удобность налогообложения;

г) целевое расходование средств.

8. Принцип «горизонтальной справедливости» означает, что:

а) налогоплательщики с разным экономическим потенциалом должны нести разное налоговое бремя;

б) налогоплательщики с одинаковым экономическим, потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя;

в) налогоплательщики с одинаковым доходом должны облагаться по одинаковым ставкам.

9. Принцип «вертикальной справедливости» означает, что;

б) налогоплательщики с одинаковым экономическим потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя,

в) налогоплательщики с разным доходом должны облагаться по разным ставкам.

10. Согласно принципу получения услуг от государства:

а) от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства;

в) должны быть установлены равные налоги на равновелики объекты обложения.

11. Согласно принципу платежеспособности:

б) личный доход налогоплательщика должен соответствовать его вкладу в достижение хозяйственного результата;

в) должны быть установлены разные налоги на разновеликие объекты обложения.

Ответы на тестовые задания:

1. В налоговом периоде у Иванова были следующие доходы:

заработная плата, начисляемая в соответствии с трудовым договором — 70 000 руб. в месяц;

начислены дивиденды в сумме 300 000 руб.; получен приз в рекламной акции стоимостью 60 000 руб.; начислены проценты по банковскому вкладу — 100 000 руб. Для справки. Заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13%. Стоимость приза, полученного в рекламной акции, облагается НДФЛ по ставке 35%. Дивиденды облагаются по ставке 9%. Проценты по банковскому вкладу у Иванова не облагаются. Определите законодательную, фактическую и экономическую ставку НДФЛ для Иванова.

2. Петров и Сидоров работают на одном предприятии. Заработная плата у Петрова и у Сидорова одинаковая и составляет 50 000 руб. в месяц. У Петрова есть взрослый сын, который работает на этом же предприятии. У Сидорова есть сын 8 лет и дочь 20 лет (учится в вузе на дневной форме обучения). Сидоров оплатил в отчетном году обучение дочери в сумме 60 000 руб.

Для справки. Сидоров имеет право на стандартный налоговый вычет в размере 1400 руб. ежемесячно на каждого ребенка. Также Сидоров имеет право на социальный налоговый вычет на обучение дочери в размере 50 000 руб. в год. Налоговые вычеты уменьшают доходы, которые облагаются НДФЛ. Рассчитайте эффективную налоговую ставку по НДФЛ для Петрова и Сидорова.

3. Рассчитайте фактическую ставку налога на прибыль, исходя из следующих данных, доход, полученный налогоплательщиком, — 4 500 000 руб., расходы налогоплательщика составили — 3 200 000 руб., налоговая база по налогу на прибыль — 920 000 руб., сумма уплаченного налога — 172 000руб.

4. Допустим, что в стране установлен косвенный налог — налог с продаж. Ставка данного налога 5% от стоимости реализованных товаров и услуг. Гражданин А получил годовой доход в размере 120 000 руб. Весь доход был потрачен на покупку товаров, оплату услуг, которые облагаются налогом с продаж. Гражданин Б получил годовой | доход 700 000 руб. На потребление гражданин Б потратил 300 000 руб. (купил товары, оплатил услуги, облагаемые налогом с продаж) и 400 000 руб. направил на сбережения (сбережения не облагаются косвенными налогами).

Определите законодательную и эффективную ставку, налога с продаж для гражданина А и гражданина Б. Докажите, что в косвенном налоге с продажи присутствует скрытая регрессия.

5. Физическое лицо А получило в отчетном году совокупный доход в виде заработной платы 400 000 руб. Физическое лицо Б в отчетном году получило совокупный доход в сумме 980 000 руб, из которого 400 000 руб. составила заработная плата и 580 000 руб. — процентный доход по вкладам в банках (который не облагается подоходным налогом с физических лиц).

Предположим, что в стране действует прогрессивный подоходный налог с физических лиц. Установлены следующие ставки прогрессивного подоходного налога с физических лиц (сложная прогрессия).

studfiles.net

Нало́г — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени. (Руководство по статистике государственных финансов 2001 года Международного Валютного Фонда)

В современном законодательстве России:

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ).

Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой.

Содержание

Доктринальные определения налога

Жан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан».

Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами».

Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».

Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов».

А. А. Исаев (1887) : «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления».

А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента».

Виды налогов

Налоги бывают двух видов.

Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода.

Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода.

Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.

Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях

1. обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ;

2. резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

3. создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности.

Налоговая нагрузка / Налоговое бремя

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60% ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]).

Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузкой определенного уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, т.к. более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.

В развитых странах номинальная и фактическая нагрузка находятся близко друг к другу. Во многих слаборазвитых странах номинальная нагрузка очень высока, в результате чего предпринимателей всегда можно уличить в нарушении налогового законодательства. Это приводит к зависимости предпринимателей от чиновников и развитию коррупции. Согласно официальным данным Минфина РФ, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 41%. Однако большинство экономистов приводят другие данные. Так, согласно исследованиям аналитического центра того же Минфина — Экономической экспертной группы, номинальная налоговая нагрузка в России составляет 55-60% ВВП.

dic.academic.ru

Читайте так же: Кому добавляют пенсию в 2014 году