Айкидо на боях без правил

Айкидо на боях без правил

Айкидо на боях без правил

Айкидо получило удивительную популярность. Каждый второй неофит приходит в айкидо желая обрести умение обездвиживать противника любых габаритов. При этом избегая на тренировках болезненные ситуации.

Да и как не избегать, когда сами инструкторы настаивают на мягкости и плавности выполнения приемов. Но чем больше неофит занимается, тем более сомневается в боеспособности изучаемой систему (если он, конечно не восторженная девушка, которая за свою коротенькую жизнь была способна свалить с ног только котенка).

Юный айкидока начинает задаваться ГЛАВНЫМ вопросом юного айкидоки — а БОЕВОЕ ли искусство — айкидо? Все форумы БИ пестрят жарким спорами на эту тему. Чего я ни где не видел в отношении других БИ — карате, к примеру, или дзюдо.

Многочисленные истории именитых данов говорят в пользу «боепригодности». Путаницы добавляет жизнеописание Сенсея Основателя айкидо — Морихея Уешибы. Он ведь начинал практиковаться очень жестко. До того жестко, что школа, которой он руководил называлась — «Дьявольской». Масла, конечно же подливают фильмы и высказывания Стивена Сигала. И особенно его жизнеописание. Но, вот, синяки, полученные во дворе говорят об обратном. В чем же дело?

Особо упертые айкидоки частенько приходят к такому выводу; «айкидо — это супер техника. Для ее овладением нужны годы. вот дойду до 3 кю (2, 1, 1 дана, 2. ) и начну людей раскладывать на асфальте редком».

Эту мысль поддерживают вид «приемчиков», которые изредка, под большим секретом показывают инструктора (пока не видят японские наставники). Они отличаются особой, жесткостью простотой и практичностью — броски с захватом за горло или за ноздри, удушения, броски через переломы, удержание ногами и еще многие другие.

«Вот подросту», — думает юный айкидока, — » И меня научат всем этим приемчикам». Но ни чего подобного не происходит. Годы идут а секреты не только не раскрывают, но и не разрешают пробовать. И правильно делают. Ибо все эти секретные приемчики к айкидо вообще не относятся. Большинство из них — относятся к джиу-джитсу (дзю дзютцу) и ни какими секретами не являются.

С первой же тренировки в джиу-джитсу мне начали преподавать многие из этих «секретов». При этом я увидел что мой учитель знает еще более «злые» способы воздействия на противника, которые слабонервным лучше вообще не видеть. Джиу-джитсу — боевое искусство самураев из рода Такеды, которое стало базой для возникновение айкидо.

Джиу-джитсу наиболее органично сочетается с айкидо. То есть большинство движений имеет единую основу. В этом и заключается загадка боеспособности айкидо. Все знаменитые айкидоки во главе с основателем — Уешибой-сенсеем прекрасно владели джиу-джитсу.

Сам Уешиба-сенсей был лучшим учеником Такеды и долгое время преподавал именно и исключительно джиу-джитсу. По этому его школа и отличалась жесткостью. Но со временем Уешиба-сенсей начал задумываться о гуманизации своего умения. Только к концу жизни он создал новую технику, удалив из джиу-джитсу жесткость и агрессию. С глубокой болью говорил он том, что учил людей убивать друг друга. И чем старше он становился, тем мягче становилось его техника.

Глупец тот, кто с помощью айкидо хочет добиться превосходства. Это искусство для тех, кто силу уже обрел. Это искусство для тех. кто желает обрести мудрость и терпение. Только эти качества помогут обуздать врага, сохранив его жизнь и здоровье.

Я глубоко уверен, что для того что бы в бою использовать айкидо необходимо освоить джитсу. По моему убеждению айкидо и джиу-джитсу — это единый комплекс разрывать который нельзя. Айкидо без джиу-джитсу беспомощно. Джиу-джитсу жестоко и некрасиво.

1. Любое действие психологически и физически НАПРАВЛЕННО и должно быть ЗАКОНЧЕНО уничтожением противника, а не обездвиживанием. Любой прием — встречная агрессия. Ни каких полумер, концовка одна — выламывание суставов и отрезание головы.

То что в айкидо называется и является «удержанием» (фиксацией противника на земле) в джиу-джитсу является кратким промежуточным этапом болевого воздействия. По сути это быстрый слом суставов, после которого противника действительно становиться возможно контролировать — убить или связать (вот не верю, что тренированного мужчину (без нанесения повреждений) можно долгое время удерживать на месте. Он обязательно выждет, когда ослабнет хватка и вывернется).

И айкидо сильно этим страдает. То есть для айкидо цель — уничтожение агрессии противника (усмирение, чего для улицы часто бывает достаточно), для джиу-джитсу — победа и уничтожение тренированного врага.

2. Айкидо воздействует на противника выведением его из равновесия, используя энергию его движения, а как ДОБАВОЧНОЕ средство (в качестве страховки) употребляется болевые (что, впрочем, и следует из его названия). Использование энергии противника в айкидо отточено и превращено в сложное и красивое искусство. Прямо таки на уровне чайной церемонии.

Джиу-джитсу (дзю дзютцу) — использует болевые, в равной мере как и энергию атаки противника. Использование энергии противника здесь скупо и не изящно. Болевые изощренны и обильны.

www.fightbox.ru

Айкидо на улице

NORD:
Просьба сразу не бить, а спокойно ответить на неожиданно возникший вопрос. . Спорили мы накануне в офисе (ну что еще можно на работе делать?!), аж до хрипоты, и все на тему боевых искусств. Много их, разные они. И у каждого свои поклонники и последователи, у каждого свои плюсы и минусы. Вот и высказал коллега: айкидо мол это не боевое искусство, а полностью тепличное. Если честно, то меня такое мнение несколько удивило. Поэтому хочу поинтересоваться у форумчан: айкидо работает в реальной жизни? Можно ли, занимаясь айкидо, научится побеждать в бою? Кто-то смог эффективно применить айкидо против реального нападения? Стал ли кто либо, занимаясь только айкидо, бойцом, способным противостоять подготовленному противнику? А группе противников?

Я, например, совершенно искренне считаю, что лучший бой – это тот бой, которого не было, или когда все решается с одного удара или движения. Из числа БИ только айкидо такое может, (ну может еще какие-нибудь боевые искусства, но я о них не знаю). Айкидо изящнее, в нем нет жестокости. Айкидо не насильственное БИ, не требует большой физической силы и главное в айкидо важен разум. Плюс еще по сравнению с другими БИ ( бокс, карате и пр.) ты силен пока сильно твое тело, а в айкидо ты силен всегда, будь ты здоров как Сигал, или слаб как дряхлый дед.
Но это все теория, а как дело обстоит на практике?

Ryoshika:
Все, что я здесь напишу — это не абсолютная истина, а всего лишь мое личное мнение, основанное на жизненном опыте, наблюдениях и обработке массы материала по теме боевых искусств (БИ).
Хотелось бы начать с того, что сравнивать разные виды БИ и всевозможные стили — абсолютная безсмыслица. Нет хороших или плохих школ. Есть личности, которые их создают или продвигают вперед и их единицы. Есть масса последователей с разным уровнем подготовки и с разным отношением к тому, чем они занимаются. В любой школе начальный уровень подготовки — это прежде всего набор упражнений и техник, которые закладывают базу в культуру движения, на которой и строится дальнейшее продвижение вперед. Для отработки изученных техник используются спарринги, но я еще не знаю такой школы, где они проводятся в обстановке уличной драки, т.е. без правил. Даже в боях без правил существуют свои правила 🙂 А это значит, что любой боец не знает, что его ждет на улице и выигранные бои на ринге или на татами не гарантируют победы во дворе. И я знаю такие случаи, когда каратисты с отличной техникой были биты обычной шпаной. Просто потому, что эта самая шпана делает это из удовольствия, им нравится так жить. Несомненно, человек с наработанной ударной или бросковой техникой будет иметь преимущество перед соперником без подготовки. Но что будет, если противником окажется человек с солидным стажем простых драк? Лично я не берусь предугадывать.
Теперь к вопросу: «А откуда беруться такие споры?» Первое, что я хочу сказать — никакой уважающий себя мастер или считающий себя таковым не будет поливать грязью другие школы или стили. Каждый выбирает тот путь самосовершенствования (а именно этим и являются все вибы БИ), который более подходит ему по духу и по физическим возможностям. Никакой уважающий себя тренер не будет говорить, что его школа лучше, а остальные занимаются ерундой. На чем основываются такие заявления?! Он что, провел жизнь в поиске, переходя от одного додзё к другому и постигая преподаваемое там искусство в совершенстве, чтобы на склоне лет придти к выводу: «Вот, это то, что я искал. » Скорее всего он просто нахватался поверхностных знаний и навыков и поспешил открыть свою секцию, а реклама, как известно, двигатель торговли. Ведь чаще именно ради этой самой торговли, как это не прискорбно, и открываются многие секции. И люди, которые впервые попадают к такому вот сэнсэю с первых же дней слушат: «Мы самые лучшие, наши техники самые эффективные, все остальные уроды и козлы, вы только посмотрите на них, ха-ха-ха. » И так далее и тому подобное. Плюс к этому у многих тренеров нет ни малейшей тяги к самосовершенствованию. Их вполне устраивает то, что они доросли до собственного зала и у них есть последователи, которые ежемесячно сдают им плату за обучение. Чего еще желать? Жизнь и так в шоколаде. А самому учиться — это ж напрягаться надо. А тот, кто не учится — не может учить других. Я лично знаю инструкторов айкидо, которые говорят, что занимаются этим только ради бизнеса, т.к. это самое модное из БИ на настоящий момент. И при этом добавляют, что дзюдо (каратэ, бокс и т.д.) гораздо лучше, но на них так не заработаешь. И кого они могут воспитать, если сами не верят в то, чему учат других. А потом про их учеников говорят, что они на улице ничего сделать не могут. Хотя подобных каратистов, дзюдоистов и прочих адептов единоборств (не в обиду самим этим видам БИ будет сказано ;)) тоже хоть пруд пруди. Подавляющая масса мужского населения при разговоре о самообороне обязательно заявит вам, что да, занимались, было дело, это я сейчас такой, а вот раньше огого, плавали — знаем. И как раз вот эта самая масса профанов и создает представление об эффективности или полном фиаско того или иного стиля. Ведь это они в первую очередь пытаются испробовать на улице тот или иной приемчик. И бывают биты. Ведь чем дольше человек занимается, чем более высоких результатов он добивается, тем меньше желания пойти на улицу и попробовать. А потом оно пропадает совсем. Лично я на разных этапах испытывал такие побуждения. Сначала все велосипедисты, едущие мне навстречу, ну просто напрашивались на отличное Ирими нагэ. А как они красиво летели со своих велосипедов, в моем воображении естественно ::). Потом очень хотелось на каждом светофоре выйти из машины и боккэном отшибить боковое зеркальце, а потом очень красиво разбить лобовое стекло. Как это ни странно — ушли такие мысли в прошлое и больше не возвращаются 8)
О практике. Было несколько случаев, когда назревала не очень здоровая ситуация, готовая перерасти в мордобой. И противоположная сторона была даже очень не против такого развития событий. Но внешнее спокойствие и отсутствие агрессивных действий с моей стороны само собой разряжало обстановку. Не видя перед собой «достойного» противника аппонент как то сам успокаивался, а я был совсем не против 8) Хотя четко отдавал себе отчет в том, что запросто и не задумываясь могу ткнуть ему пальцем в глаз или раздробить кадык, но желания испробовать это первому не было абсолютно. Это я к тому, что айкидо это танцы и фигня полная. В арсенале айкидо почти все техники приводят либо к страшным увечьям, либо к летальному исходу. Но зная это и умея пользоваться всегда имеешь выбор применить в полную силу или только уронить противника и натолкнуть его на мысль, что это он сам случайно упал ::)
И еще один раз знакомый попросил показать на татами, что такое айкидо. Типа он будет нападать как захочет, а я должен выкручиваться из этой ситуации. Я не отказался от такого предложения, грешен. В итоге в мою сторону посыпался град всевозможных махов и тычков руками и ногами. Скажу честно — я не применил ни одного приема. Я видел массу дыр в обороне аппонента. Представлял какую технику в данный момент могу провести, но отдавал себе отчет, что это приведет к травме, так как соперник совершенно не умел страховаться. Мне только приходилось уходить от атак и пару раз я вывел человека из равновесия так, что он упал без последствий для здоровья. Все закончилось тем, что он сам буквально запутался в собственных движениях и САМ СЕБЕ сломал палец на ноге :o. Вот собственно и весь мой небогатый опыт применения айкидо на практике. Лично меня это вполне устраивает 😉 8).
И в заключение скажу, что те мастера, у которых я учусь, не оставляют никакого сомнения в том, что это НАСТОЯЩЕЕ БОЕВОЕ ИСКУССТВО. Может, мне просто повезло с учителями?

Читайте так же:  Слова на правило чу щу слова

Ryoshika:
В дополнение к вышесказанному. Представитель известной школы этикета Огасавара писал: «Венцом любого этикета является такое воспитание Вашего разума, при котором, даже если Вы просто сидите, ни один грубый буян не посмеет оскорбить Вас». Думаю, что это можно отнести к любой школе БИ, если там царит гармония духа и тела.

NORD:
Ой, ну я же просила. не бейте меня. ;D
А если серьезно.
Еще раз про айкидо. Я как и Ryoshika (да и как все каким-либо образом причастные к айкидо) считаю, что айкидо – это БИ. Искусство, после занятия которым человек способен защищаться и защищать окружающих его людей, как от физических нападений, так и от психических атак. Айкидо приспособлено для боя, для того, чтобы быстро причинить противнику максимальный вред. Это боевое искусство, а не школа борьбы нанайских мальчиков.
Айкидо и танцы. Айкидо похоже на танцы лишь по легкости движения, расслабленности в движениях, раскованности и смотрится как танец только тогда, когда участвующие танцуют. А когда не танцуют, то Айкидо на танец не похоже…..Один знает, как делать, что бы убить, а второй знает, как сделать так, что бы его не убили и соответственно страхуется.
Морихей говорил (дословно не помню, поэтому примерно): Вода- она плавная, обтекает всё вокруг, мягкая. Но знаете ли вы, что с течением лет вода стачивает могучие камни? Он сравнивал айкидо со стихией, с водой: с одной стороны мягкость, с другой разрушительная сила.
Есть такая идея, что если много лет заниматься айкидо, то тогда боевой уровень в какой то момент принципиально повысится. С течением возраста айкидоиста айкидо становится относительно сильнее других БИ.
Но….. на улице господствует, как правило, простой мордобой в исполнении шпаны, которая жестока ради жестокости. Отличие мордобоя и БИ: наличие философии и цели. Результат изучения айкидо для меня, то, что я хочу получить: искусство схватки, а не навыки мордобоя, активное развитие тела и духа, что в свою очередь, способствует достижению максимальных результатов при изучении боевого искусства.
Вот в кратце мое понимание айкидо.

Читайте так же:  Опека на войковской

«Но что будет, если противником окажется человек с солидным стажем простых драк? Лично я не берусь предугадывать. » — . Грешным делом я считала, что прозанимавшись (именно прозанимавшись!!) айкидо энное количество лет и достигнув определенных результатов в целом «человека с солидным стажем простых драк» можно особо «не пугаться», а с достоинством и олимпийским спокойствием его «усмирить». ( я говорю в общем, учитывая, что из каждого правила бывают исключения).

Ryoshika:
Просто уличная драка — это как игра в рулетку. Можно руганью обойтись и оплеухами, а можно и ножичком сзади получить. :-\

aikikai-mo.ru

Айкидо и смешанные единоборства

Вместо предисловия

Редакция нашего информбюро очень редко размещает на страницах сайта переводы чьих–то статей, не без оснований полагая, что гораздо справедливей излагать собственный взгляд на ту или иную проблему. Однако в данном случае ситуация не совсем обычная.

Собственно говоря, критика айкидо вещь сама по себе не новая. Одни сомневаются в его эффективности, другие заявляют о несоответствии этого боевого искусства современным требованиям рукопашного боя. В подавляющем большинстве случаев такие критики сами не являются экспертами какого–либо вида единоборств, а их мнение основывается на богатом опыте просиживания штанов у экрана зомбоящика или просмотре видеороликов в интернетах. В других случаях в боевых искусствах люди таки разбираются, однако склонны путать зелёное с квадратным или деревянным. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобные критические статьи редко представляют интерес для занимающихся айкидо или адептов других единоборств.

В данном случае главный редактор информбюро не поленился и перевёл как раз критическую статью об айкидо. С одной стороны, он в очередной раз посчитал, что нет такой избитой темы, которую нельзя было бы избить ещё раз. А с другой стороны, редактору показалось, что данный опус таки может показаться интересным кому–то из айкидок. Во–первых, автор его является не абы кем, а лично практикует Айкидо Айкикай на протяжении достаточно длительного промежутка времени. При этом он профессионально участвует в турнирах по смешанным единоборствам (ММА — Mixed Martial Arts). Во–вторых, эту статью философски прокомментировал сихан Джо Тамбу (7 дан Айкидо Ёсинкан) в своём интервью электронному журналу «Blitz».

Автор Рик Эллис (Великобритания).

Для наблюдателя со стороны, а также даже для тех, кто занимается тем или иным видом единоборств айкидо и ММА находятся на противоположных концах всего спектра боевых искусств. Айкидо известно как утончённое искусство, направленное на восприятие силы атакующего и стремление погасить конфликт с минимально возможными повреждениями и потерями. Смешанные единоборства, которые сами по себе стали самодостаточной дисциплиной, являются современным, эклектичным методом обучения, направленным на подготовку сильных, быстрых и высококвалифицированных спортсменов для участия в полноконтактных поединках.

В течение последних 30 лет или около того, айкидо, в большинстве своём, превращается из боевого искусства в нечто, что лишь немногим отличается от просто искусства. Айкидо, которое впервые появилось в Соединённом Королевстве в 1955 году благодаря усилиям сенсея Кендзиро Абэ, было достаточно традиционным и включало интенсивную физическую подготовку, а также ударную технику руками и ногами, как неотъемлемую часть основной программы обучения.

Кроме того, в программу обучения входили силовая подготовка и кроссы. Присутствовали такие упражнения, как отжимание на тыльных сторонах кисти, которые выполнялись от 10 до 200 раз в зависимости от уровня вашей подготовки. Во многих современных школах айкидо с трудом можно найти то, что называется «боевым духом», вместо этого боевые аспекты преподносятся как «дух гармонии». Кроме того, на тренировках вы редко увидите упражнения, направленные на что–то иное кроме как на развитие умений прыгать вверх или вниз и размахивать руками.

К большому раздражению многих представителей британского айки–сообщества, я являюсь, пожалуй, единственным человеком в Соединённом Королевстве, который имеет большой опыт изучения традиционного айкидо, а также профессионально сражается на ринге. Я получил чёрный пояс в школе традиционного айкидо «Эллис», однако я также практиковал ММА под руководством Сулеймана Раджа в борцовской школе Фарнборо и совершенствовал свою физическую подготовку в школе боевых искусств Алдершота вместе с Ником Чапманом по прозвищу «Охотник за головами».

Однако в то время, как представители федерации айкидо серьёзно упрекают меня за участие в поединках ММА, само современное айкидо подвергается непрерывной критике как со стороны публики, так и со стороны представителей других направлений единоборств. По моему мнению, чаще всего подобная критика действительно справедлива.

В последние годы наблюдается значительный рост интереса к техникам айкидо в плане их адаптации к условиям поединков в смешанных единоборствах. Это происходит во многом благодаря тому, что знаменитый актёр боевиков Стивен Сигал начал делиться своими знаниями с членами UFC (Ultimate Fighting Championship (Абсолютный бойцовский чемпионат) — спортивная организация, базирующаяся в Лас–Вегасе и проводящая бои по смешанным правилам), в том числе с великими Андерсоном Сильвой и Лиото Мачидой.

Я восхищён тем позитивным стилем айкидо, который Стивен Сигал демонстрирует на своих ранних обучающих видеофильмах. В начальной и завершающей сценах Сигал показывает сильное и динамичное айкидо, очень похожее на то, которому я обучался у своего отца, Генри Эллиса (6 дан Айкидо Айкикай), последнего представителя ранней школы айкидо Великобритании. Как и мой отец, который был прямым учеником легендарного мастера боевых искусств сенсея Кендзиро Абэ, Стивен Сигал является человеком, который демонстрирует то айкидо, которое может считаться боевым искусством.

Именно по этой причине многие айкидоки не одобряют его мощную и жёсткую технику, которая так не похожа на те чрезвычайно преувеличенные, текучие, напоминающие танец движения, которые мы видим сегодня. В наши дни многие занимающиеся айкидо имеют какое–то псевдорелигиозное отношение к своим невнятным тренировкам, к которым они к тому же относятся спустя рукава. И потом они утверждают, что Сигал представляет айкидо в слишком жестоком стиле, в то время как они демонстрируют «искусство мира».

Что такое реальное айкидо?

Я начал заниматься айкидо в возрасте 5 лет под руководством своего отца. Занятия проходили как дома, так и в детской группе додзё «Эллис». Мой отец обучал меня искусству традиционного айкидо так, как он сам изучал его у сенсея Кендзиро Абэ в 50–х — 60–х годах ХХ века. С самого раннего возраста ударная техника руками и ногами была неотъемлемой частью моих тренировок айкидо, точно так же, как и сейчас. Нынешний дезинформированный айкидока скажет, что в айкидо нет ударов руками и ногами. Однако поверьте, в додзё моего отца они были.

Подобные люди что–то бормочут, просматривая видеоролики с моими схватками в ММА: «Я не вижу здесь айкидо». Главная причина того, почему они не видят там айкидо, состоит в том, что они ожидают увидеть стилизованное, хореографическое, привычное для додзё айкидо, в котором два человека двигаются гармонично друг относительно друга. Многие айкидоки работают друг с другом так мягко и заботливо, что они могли бы претендовать на место в популярном телевизионном шоу «Приходите и танцуйте».

В турнирах по смешанным единоборствам мой противник совершенно не собирается находиться со мной в гармонии. Любой, кому доводилось использовать техники айкидо в реально враждебной ситуации, скажет вам, что они не имели ничего общего с теми приёмами, которые они отрабатывали в додзё каждый должен быть способен адаптировать себя и свою технику к любой ситуации, с которой ему придётся столкнуться.

Читайте так же:  Пособие по беременности и родам за счет работодателя или фсс

Что касается меня, то айкидо находится внутри моего тела, в моём разуме. Я не делаю вид, будто с помощью стандартной стилизованной стойки айкидо предлагаю противнику самого себя на тарелочке. Наибольшая ошибка, которую можно совершить на ринге или на улице состоит в том, чтобы проиграть руку или ногу своему противнику. В этом случае вы окажетесь на земле быстрее, чем сумеете сообразить, что же произошло. Вся ваша айкигармония вылетит из вас вон.

Большинство практикующих айкидо имеют своих излюбленных уке (партнёров или тех, кто «принимает технику») для отработки приёмов. Это очередной шаг к тому, чтобы как многие старшие инструктора иметь персонального уке и путешествовать с ним по всей стране или даже за рубежом. Мой отец рассказывал, что когда Дошу Киссёмару Уэсиба много лет назад приехал в Британию, отец настаивал на том, чтобы ему позволили ассистировать. Это доставило много дополнительных хлопот организаторам, не смотря на то, что в зале присутствовало много опытных инструкторов, которые были вполне способны исполнять роль уке при работе с Дошу. Почему так?

Не поймите меня неправильно, я уважаю айкидо и его принципы. Я не уважаю людей, которые с их раздутым самомнением и высокими рангами пытаются исказить то, что когда–то было боевым искусством. Они пытаются превратить его в нечто наподобие квази–религии для того, что удовлетворить свою неадекватность или какие–то другие стремления. Такие люди ссылаются на так называемые принципы и идеологию айкидо, используют надуманные правила этикета в додзё (как, например, выбор собственного уке) лишь для того, чтобы избежать ситуации, в которой им придётся применять своё «стремящееся к гармонии» айкидо против оппонента, совсем не настроенного на сотрудничество. Не будем даже говорить о реальной атаке. В некоторых школах айкидо, если у ученика присутствует боевой дух, то это зачастую порицается на том основании, что это демонстрирует «склонность к конфликту».

Мне кажется, ещё Конфуций заметил, что если вы построите свой дом (или додзё) из какой–то хрени, то в конечном итоге окажетесь полностью под ней погребённым.

Айкидо для смешанных единоборств

Способ, с помощью которого можно использовать принципы айкидо в ММА заключаются в применении эффективных и адаптированных техник.

На ринге вы встречаетесь с настоящим противником. Он не является для вас уке. Это профессиональный боец, который не собирается находиться с вами в гармонии. Вы не увидите, что я поворачиваюсь спиной к своему оппоненту. Я буду стараться применить и часто применяю болевые на запястья, разнообразные контроли локтя, однако, вы не увидите амплитудных круговых движений.

Если айкидока с ограниченным кругозором захочет немного приоткрыть себя реальности, то он может заметить бойца, который очень расслаблен как перед схваткой, так и на всём её протяжении. Немного приглядитесь, и, возможно, вы увидите очень сокращённый вариант ирими наге (бросок со входом), или ирими тенкан (вход и разворот), или успешно выполненную технику на противоходе. Возможно, мне удастся выполнить какую–нибудь другую технику, которая поможет моему противнику оказаться на ринге или даже за его пределами. То же самое можно сказать и про работу в партере. Очень часто удаётся эффективно использовать на партнёре техники коте гаеси, иккё и санкё.

Мой отец, который пришёл в айкидо после дзюдо говорил, что наилучшие мастера айкидо пришли именно из дзюдо. Это Кендзиро Абэ, Тадаши Абэ, Мицуро Наказоно, Казуо Чиба и другие. Одним из первых айкидок в Британии был сенсей Кен Вильямс — обладатель 3 дана в дзюдо. Эти инструктора знали, как приучить своё тело к максимально эффективной работе в условиях плотного контакта с противником и жёстких техник. Дзюдо — это одна из базовых дисциплин для ММА.

«Понторезы» и игрушечные самураи

Я часто читаю об айкидоках, которые действительно верят, будто их чистый разум и тело смогут помочь им в реальных уличных ситуациях. Им предстоит в этом горько разочароваться. Если вы изучаете Ки айкидо, то не ожидайте, что нападающий упадёт до того, как вы коснётесь его; он не знает, что от него ожидается именно это.

К сожалению, мы видим айкидо, которое в некоторых случаях превращается в какой–то смешной танец, включая странные примеры демонстраций техник под музыку, с использованием разноцветных лент и стробоскопической иллюминации. Ки айкидок обучают «дышать через свои носки» или пытаться сбивать яблоки с головы друг друга с помощью одной лишь силы своего ки. Он верят, что их фантастические техники реальны и заявляют, что первейшая обязанность айкидоки состоит в том, чтобы защитить нападающего от травм. Первейшая ваша обязанность — это защитить самого себя, поэтому необходимо сделать всё, чтобы быть уверенным, что нападающий не поднимется и не станет атаковать вас снова! Неужели эти люди настолько сбиты с толку, что всерьёз верят, будто смогут полностью контролировать любую враждебную ситуацию? Мне очень стыдно смотреть бесконтактные броски, которым обучают некоторые инструктора, и которые, разумеется, эффективны лишь на своих собственных уке. Поначалу у нас было просто айкидо, а затем Коичи Тохей оторвался от техник О–сенсея Уэсибы и перешёл к форме «Ки айкидо».

Я нахожу это странным, поскольку Ки и так всегда было неотъемлемой частью айкидо (отсюда и название этого боевого искусства).

Вот утверждение сенсея Годзо Сиоды (основателя школы Айкидо Ёсинкан, известной своим интенсивным обучением полиции общественной безопасности города Токио), которое подводит итог под высказанной мною ранее идеей о недостатке духа в айкидо.

«В наши дни айкидо столь безмерно! Однако оно полое, пустое изнутри. Люди пытаются достичь высоких рангов, не желая прилагать особых усилий. Всё это привело к тому, что айкидо сегодня напоминает танец. Вам придётся упорно осваивать основы, тренировать своё тело, а лишь затем переходить к изучению более высоких уровней. В наши дни мы не видим ничего помимо слепого копирования и попыток имитировать движения без стремления понять реальное положение дел. »

Мой отец утверждал, что никогда не стал бы изучать то айкидо, которое чаще всего преподаётся сегодня. Поясняя кому–то особенности своего айкидо, он обычно говорил: «Не приходите ко мне в поисках духовности — лучше обратитесь за этим к своему священнику. Не приходите ко мне, ожидая, что я сделаю вас лучше — это была тяжёлая обязанность ваших родителей и школьных учителей. Если вы ищите чего–то мистического, то лучше посмотрите выступление Гудини. Я же здесь для того, чтобы обучать вас боевому искусству айкидо».

Я дополню предыдущую идею выдержкой из одного письма, которое сенсей Дзиро Наказоно (сын сихана Мицуро Наказоно) прислал однажды моему отцу: «Мне 60 лет, а потому хотя я слишком молод, чтобы считать себя частью «первого поколения» европейских айкидо, тем не менее, я жил сразу вслед за настоящими воинами, которые на каждых показательных выступлениях демонстрировали техники на любом желающем, готовым выйти на татами из окружающей публики».

Когда мой отец вместе с сенсеем Тадаши Абэ приехал в Марсель по приглашению Французского иностранного легиона, их встретили два больших солдата, которые подкарауливали их по сторонам от двери с бейсбольными битами. Они были настоящими мастерами боевых искусств, и их студенты стремились следовать по их стопам. Некоторые. Другие же предпочли более «цивилизованный» путь, который ныне знаком нам как айкидо.

Статья опубликована в апрельском номере журнала «Blitz».

www.aikido2.ru


Обсуждение закрыто.