Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Организация создание ликвидация

Порядок создания и ликвидации организации

Порядок создания юридического лица………………………..4-17

Порядок ликвидации юридического лица……………………..18-39

Порядок реорганизации юридического лица………………….40-42

Список используемой литературы……………………………………..46

Порядок образования и прекращения деятельности юридического лица заслуживает особого рассмотрения в силу того, что вследствие указанного события такое лицо создается или выбывает из числа субъектов гражданского права, и приходится решать вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее существование юридическое лицо.

При образовании юридического лица обязательным условиям является его государственная регистрация. Государственная регистрация юридических лиц является необходимым условием стабильности гражданского оборота и защиты интересов его участников. В процессе регистрации осуществляется государственный контроль за соблюдением установленного законом порядка образования юридического лица, соответствием его учредительных документов закону, а также учет юридических лиц в целях налогообложения и в иных предусмотренных законом целях.

Статья 2 ГК РФ называет условие о регистрации в качестве одного из обязательных признаков лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Создаваемые гражданами общественные объединения (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться и функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

В зависимости от наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, как реорганизация и ликвидация.

Реорганизация — это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярное правопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Ликвидация представляет собой прекращение деятельности юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей.

Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству.

1.Порядок и способы создания юридических лиц

Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.

Создание любого предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот — заемных, налоговых и др.) [1]

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:

1) концентрации внимания на рынке;

2) финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;

3) создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;

4) умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;[2]

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

1) политические факторы — стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;

2) социально-экономические — состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;

3) правовые — наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

Не менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.

В соответствии с ГК РФ, предприятие на территории РФ может быть создано в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) полное товарищество

2) товарищество на вере

3) общество с ограниченной ответственностью

4) общество с дополнительной ответственностью

5) акционерное общество: открытое или закрытое

6) дочерние предприятия

7) зависимые предприятия

8) производственные кооперативы

9) государственные и муниципальные унитарные предприятия

10) потребительские кооперативы

11) общественные и религиозные организации

14) ассоциации и союзы

Факторы, определяющими выбор организационно-правовой формы являются следующие:

1) участие в образовании имущества юридического лица и обязательственное либо право собственности или другое вещное право по отношению к этому имуществу;

2) объем правоспособности (общей или специальной);

3) вид деятельности;

4) необходимость лицензирования и территория деятельности;

5) место государственной регистрации;

6) количество участников;

7) предполагаемые органы управления;

8) наличие предполагаемых филиалов и представительств;

9) система налогообложения, желательная участникам, а также система бухгалтерского учета и отчетности;

Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

5) подбор соучредителей предприятия;

6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);

7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;

8) проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;

10) изготовление печатей, штампов;

11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания юридических лиц регулируется специальными законами и подзаконными актами.[4]

На практике существует три порядка образования юридических лиц: распорядительный, разрешительный и нормативно-явочный.

Распорядительный порядок означает, что юридическое лицо создаётся по распоряжению собственника либо уполномоченного им органа и специальной государственной регистрации не требуется. Например, приказом министерства создаётся предприятие, постановлением правительства — концерн и т.д.

В странах с рыночной экономикой такой порядок заменяет явочный порядок образования юридических лиц. Для этого способа образования юридических лиц также характерно отсутствие специальной государственной регистрации последних. Предприятия (организации) создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица. Так, некоторое время в России в явочном порядке создавались профессиональные союзы, их объединения и отделения. За рубежом явочный порядок применяется, например, при создании ассоциаций во Франции и некоммерческих учреждений в Швейцарии. Однако в настоящее время в статье 51 Гражданского Кодекса не предусматривается исключений о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно предположить, что этот способ образования юридических лиц сегодня в России не применяется.

Разрешительный порядок, который, в свою очередь, предполагает, что создание предприятия (организации) разрешено тем или иным компетентным органом. Например, в таком порядке в СССР создавалось большинство общественных и кооперативных организаций. При этом в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

Явочно-нормативный порядок состоит в том, что юридическое лицо создаётся по инициативе граждан и (или) юридических лиц после получения на это согласия (разрешения) соответствующего государственного либо иного органа (например, создание дочерних предприятий и т.д.) Этим нормативно-явочный порядок отличается от разрешительного. Такой способ образования юридических лиц наиболее распространен в России, и за рубежом.

Создать юридическое лицо может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним (унитарные предприятия), или только несколькими (хозяйственные товарищества, кооперативы) учредителями.

Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо. При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остаётся неизменной, какие бы перемены в составе участников не происходили.

works.doklad.ru

Создание, реорганизация и ликвидация коммерческих организаций

Большое множество простых умов

Живет постройкой карточных домов,

Хотя при жизни даже самый стойкий

Доводит редко до конца постройку.

Создание предпринимательских организаций

Это сложный и ответственный период их жизни, состоящий из двух стадий.

1. Подготовка документов, включающих в себя учредительный договор (т.е. договор между создателями или учредителями данного предприятия) и учредительный документ – устав. В этих документах должны быть указаны:

– наименование юридического лица;

– место его нахождения;

– порядок управления его деятельностью;

– порядок и условия распределения прибыли и убытков;

2. Регистрация в государственных органах. Ее цель – устранить возможные нарушения законодательства при создании предприятий и определить нового налогоплательщика.

Индивидуальные предприниматели регистрируются в налоговых органах.

Читайте так же: На сколько повысят пенсию с 1 августа 2018

Что для этого нужно сделать? Написать заявление, оплатить регистрационный сбор (его размер не превышает минимальной месячной оплаты труда) и лично или по почте ценным письмом направить в налоговый орган. Спустя пятидневный срок с момента получения указанных документов заявителю выдается свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя. Если человек занимается предпринимательской деятельностью без регистрации, все доходы от такой деятельности могут быть взысканы в пользу государства.

С юридическими лицами дела обстоят несколько сложнее. Их регистрируют налоговые органы, помимо заявления и учредительных документов, им необходимо документально подтвердить адрес, наличие капитала, заплатить более высокую пошлину, открыть банковский счет и др. Документы также можно принести в налоговый орган либо отправить по почте. Сроки регистрации те же. Регистрация не является очень сложной процедурой, однако на практике часто можно встретиться с неоправданными или даже незаконными препятствиями.

Разумеется, орган, зарегистрировавший предприятие, обязан сообщить об этом в государственные внебюджетные фонды.

Когда могут отказать в регистрации? Основное положение – неправильное составление документов. Но ошибки можно исправить. В любом случае отказ в регистрации можно обжаловать в арбитражный суд.

Реорганизация предпринимательских организаций

Существует множество способов реорганизации предприятий:

Любая реорганизация предприятий в принципе не должна пугать клиентов и контрагентов. Особенность любой реорганизации заключается в следующем: все обязательства преобразованных предприятий не ликвидируются, а переходят к новым (преобразованным) предприятиям. Допустим, вы сдали дорогую дубленку в химчистку, а потом узнали, что теперь у предприятия новый хозяин: химчистка приватизирована и превратилась из государственного предприятия в частное. Дубленку вы получите от нового собственника. Или туристическое агентство, с которым вы заключили договор, разделилось на два: первое стало обслуживать европейское, а второе – азиатское направление. Вы ездили по туристической путевке в Финляндию, но имеете претензии по обслуживанию. Их надо предъявлять первому туристическому агентству.

Ничего предосудительного в реорганизации нет. Закон требует только одного – уведомить об этом своих контрагентов, которые, если сочтут нужным, могут потребовать прекращения ранее заключенных договоров и, если есть убытки, возместить их.

Ликвидация предпринимательских организаций

Как правило, этот процесс является болезненным. В этом случае права и обязанности ликвидируемой организации никому не переходят. Предприятие выбывает из числа участников рыночных отношений. Существуют два порядка (способа) ликвидации предприятий.

1. Добровольный порядок. В этом случае решение о ликвидации принимают учредители предприятия либо орган управления, например общее собрание акционеров. Как правило, здесь все относительно просто и, главное, – меньше конфликтов. Важно, чтобы добровольная ликвидация не прикрывала противоправные намерения. Например, вновь созданная туристическая фирма заключила множество договоров на туристические поездки в зарубежные страны, а потом вдруг заявляет о своей ликвидации. Денег на банковском счете нет, а из имущества – только два стола, два стула и печатная машинка. Отвечать по долгам нечем. В такой ситуации придется разбираться правоохранительным органам.

2. Принудительный порядок. Осуществляется по решению суда. За что возможно его применение? Гражданский кодекс РФ устанавливает следующие случаи:

– осуществление деятельности без регистрации;

– осуществление деятельности, запрещенной законом (например, лечение онкологических больных);

– неоднократное и грубое нарушение закона (например, торговля без сертификатов качества товаров или без лицензии).

Особый повод к ликвидации связан с банкротством (см. 7.9).

Это надо запомнить

1. Чтобы создать предприятие, необходимо:

– подготовить документы (учредительный договор и устав);

– зарегистрировать его в налоговых органах.

2. Регистрация предприятий осуществляется налоговыми органами в пятидневный срок с момента поступления документов.

3. Существуют следующие способы реорганизации предприятий:

4. Все обязательства преобразованных предприятий не ликвидируются, а переходят к новым (преобразованным) предприятиям.

5. Ликвидация предприятий может происходить двумя способами: добровольно и принудительно.

6. В принудительном порядке ликвидировать предприятие можно, если оно:

– осуществляет свою деятельность без регистрации;

– осуществляет деятельность, запрещенную законом;

studme.org

Организация создание ликвидация

Комментарий к статье 22

Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственная образовательная организация — это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.

Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).

Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством. Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» .

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов;

2) общественных организаций;

3) общественных движений;

4) ассоциаций (союзов);

5) товариществ собственников недвижимости;

6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);

9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);

10) автономных некоммерческих организаций;

11) религиозных организаций;

12) публично-правовых компаний.

13) адвокатских палат;

14) адвокатских образований.

Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях», не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.

Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.

Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 «Основные положения об учреждениях» Гражданского кодекса РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений — казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом — Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Казенное учреждение, как это определено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст. 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» .

Читайте так же: Какой налог можно вернуть за квартиру

СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений. Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 «О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы» , Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г. N 359 «О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан» , решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г. N 6/7 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области» и т.д.

Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398.

Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.10.2008. N 20. Ст. 879.

Котельники сегодня. 19.02.2015. N 8; 26.02.2015. N 9.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 296).

Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 123.23 ГК РФ и др.).

Законодательство об образовании может устанавливать особый порядок создания образовательных организаций в зависимости от их профиля (от реализуемых ими образовательных программ).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливается особый порядок создания духовных образовательных организаций.

Гражданское законодательство, содержащее ряд статей, которыми установлен гражданско-правовой статус религиозной организации (ст. ст. 123.26, 123.27, 123.28 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), выступает общим правом (lex generalis) при регулировании отношений по созданию духовных образовательных организаций. Специальным правом (lex specialis) в этом случае будет выступать законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, которое формируется на базе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» .

СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Такое правовое положение согласуется с конституционными принципами светского характера Российского государства и отделения религиозных организаций от государства (ст. 14 Конституции РФ), свободой совести и свободой вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), а также принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, устанавливающим светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В ст. 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закреплены право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также норма, в соответствии с которой воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В этой же статье закреплено право религиозных организаций на создание образовательных организаций в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации.

Особенности организации и деятельности духовных образовательных организаций установлены в ст. 19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»:

— исключительное право создавать духовные образовательные организации предоставлено централизованным религиозным организациям ;

Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

— установлено требование обязательной регистрации духовных образовательных организаций в качестве религиозных организаций ;

Религиозная организация — добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

— наделение духовных образовательных организаций правом на реализацию образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Особенности получения религиозного образования установлены также в ст. 87 комментируемого Закона.

Устанавливая особый порядок создания образовательных организаций, законодатель использует различные приемы.

В случае с духовными образовательными организациями регулирование этих отношений исключается из предмета законодательства об образовании и в качестве применимого права определяется другая отрасль законодательства (Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Еще один прием создания особого порядка формирования образовательной организации состоит в ограничении круга лиц, которые могут создавать образовательные организации.

В этих целях законодатель может использовать запретительные нормы. Так, уже упоминалось, что в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи иностранным религиозным организациям запрещено создавать на территории Российской Федерации частные образовательные организации.

Может устанавливаться исключительное право на создание образовательных организаций определенного профиля. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи исключительным правом создания образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, наделяется Российская Федерация.

Только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации могут создавать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа — образовательные организации для обучающихся с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 комментируемой статьи).

Таким образом, по действующему законодательству об образовании в Российской Федерации не могут быть созданы, например, частные (региональные, муниципальные) военные образовательные организации, не могут быть созданы частные или муниципальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением.

В комментируемой статье установлены особенности процедуры создания образовательной организации, нацеленные на осуществление более эффективного контроля за соблюдением законодательства об образовании и всеобъемлющий учет вновь создаваемых образовательных организаций. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 на Федеральную налоговую службу (ФНС России) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на ее территориальные органы, возложена обязанность уведомить о государственной регистрации образовательной организации Рособрнадзор — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности (региональные министерства образования, департаменты образования и т.д.).

Порядок и сроки такого уведомления устанавливаются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» . При этом факт установления в Законе об образовании особого порядка государственной регистрации образовательной организации согласуется с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором допускается установление особенностей в процедуре регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10).

СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

Предмет комментируемой статьи, помимо вопросов создания образовательной организации, составляют также отношения по реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

В отношении образовательной организации, с одной стороны, действует общий порядок реорганизации или ликвидации юридического лица, установленный гражданским законодательством а с другой стороны, законодательством об образовании устанавливается ряд особенностей.

Общий порядок реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе образовательной организации, закреплен в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 57, 61 и др.), а также в иных Федеральных законах — Федеральном законе «О некоммерческих организациях» (ст. ст. 16 — 21), Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (главы V и VII) и т.д.

Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Образовательная организация считается реорганизованной (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Ликвидация образовательной организации влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.

Образовательная организация ликвидируется по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда. В статье 61 Гражданского кодекса РФ перечислены иски, по которым судом может быть принято решение о ликвидации юридического лица (например, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, и т.д.).

Законодательством об образовании определены особенности процедуры реорганизации и ликвидации образовательной организации. Они касаются, прежде всего:

1) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации официальной оценки последствий такого решения;

2) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, учет мнения жителей данного сельского поселения;

3) особенностей реорганизации и ликвидации международных (межгосударственных) образовательных организаций.

Особенности процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, нацелено на сохранение сельских малокомплектных школ и создание благоприятных социальных условий проживания в сельской местности.

Правовые формы, в которых может учитываться мнение населения по вопросам местного значения, в том числе по вопросам реорганизации и ликвидации сельских школ, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : местный референдум (ст. 22), сход граждан (ст. ст. 25, 25.1), собрание граждан (ст. 29), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32) и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

Читайте так же: Налоги малый и средний бизнес 2018

СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Компетентные органы муниципальных образований могут принимать муниципальные правовые акты, в которых непосредственно устанавливается порядок учета мнения населения по вопросам реорганизации и ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении (например, Постановление администрации муниципального района «Вуктыл» от 16 сентября 2015 г. N 09/627 «Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального района «Вуктыл» при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации» .

Официальный сайт администрации муниципального района «Вуктыл»: http://www.vuktyl.com. 17.09.2015.

Обязательным условием для принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации является наличие положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 комментируемой статьи).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, а также порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2014 г. N 84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений» .

СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 681.

В Правилах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства РФ, определено, что решение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации принимается в соответствии с установленным Правительством РФ Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» ) при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации.

Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, до принятия соответствующего решения представляет в комиссию предложение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, по согласованию с Минобрнауки России.

Последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:

а) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:

— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС (в случае принятия решения о реорганизации);

б) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:

— обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

в) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу профессиональной образовательной организации:

— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

г) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу образовательной организации высшего образования:

— обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации);

— обеспечение повышения качества проводимых научных исследований (в случае принятия решения о реорганизации);

д) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного образования:

— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

е) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного профессионального образования:

— обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

Значения вышеприведенных критериев с учетом отраслевой особенности деятельности, осуществляемой федеральной государственной образовательной организацией, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации:

— Приказ Минсельхоза России от 14 июля 2014 г. N 275 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, подведомственной Министерству сельского хозяйства Российской Федерации» ;

Российская газета. 14.08.2014. N 182.

— Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. N 262 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации» ;

Российская газета. 14.05.2014. N 106.

— Приказ Минкультуры России от 15 июля 2015 г. N 2000 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства культуры Российской Федерации» ;

Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 13.08.2015.

— Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 498 «Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, и перечня документов, необходимых для проведения такой оценки» .

Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2015.

Вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ утверждены Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки комиссией заключений.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации или муниципальной образовательной организации устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть как правительство субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2013 г. N 508 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Республики Коми, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» ), так и региональное министерство образования (департамент образования) (например, Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 8 ноября 2013 г. N 1442 «Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Марий Эл, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» .

Официальный интернет-портал Республики Коми: http://www.rkomi.ru. 20.12.2013.

Официальный интернет-портал Республики Марий Эл: http://www.portal.mari.ru. 16.12.2013.

Аналогичные документы принимаются также на муниципальном уровне (например, Постановление Исполкома муниципального образования «Лаишевский муниципальный район» от 7 апреля 2014 г. N 710 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан» , Постановление главы Озерского муниципального района Московской области от 24 декабря 2013 г. N 1705 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Озерского муниципального района, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений» ).

Камская новь. 23.04.2014. N 30.

Вестник Озерского муниципального района Московской области. 27.01.2014. N 1.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Например; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета (Москва, 29 августа 1997 г.) , Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об условиях учреждения и деятельности в городе Бишкеке Кыргызско-Российского славянского университета (Бишкек, 9 сентября 1993 г.) , Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета (Москва, 10 июня 1997 г.) .

Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 9 — 12.

Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

Так, например, в ст. 14 Межправительственного соглашения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета установлено, что Соглашение заключается сроком на 10 лет и вступает в силу после уведомления Сторонами друг друга о выполнении государственных процедур, предусмотренных внутренним законодательством государств Сторон. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода. В ст. 15 этого же Соглашения установлены особенности процедуры ликвидации Российско-Армянского (Славянского) университета: «В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны обеспечивают завершение обучения студентов Университета, назначают ликвидационную комиссию, которая составляет ликвидационный баланс имущества Университета. Ликвидационный баланс представляется на утверждение Сторонам».

Автор — Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

www.lexed.ru