Налоги малый и средний бизнес 2018

Налоги малый и средний бизнес 2018

Содержание:

Льготы для бизнеса в 2018 году: налоговые льготы, субсидии и гранты

Содержание

У индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса есть несколько законных вариантов как сохранить свои заработанные средства и в этой статье мы их подробно опишем.

Налоговые каникулы для новых предпринимателей

Решение по налоговым каникулам отдано на откуп регионам, то есть они не введены федеральным законом по всей территории РФ, а меняются от региона к региону, где-то их может и не быть. О налоговых каникулах и конкретные ставки налога в регионах Вы можете прочесть в статье Налоговые каникулы ИП (регионы 2017 год).

Налоговые каникулы предоставляются только новым ИП на УСН и ПСН, вмененка (ЕНВД) и ОСНО лишены этого права. Организации не могут применять сниженные ставки налога.

Срок действия налоговых каникул у конкретного предпринимателя ограничивается двумя годами, причем считается и тот год, в котором ИП зарегистрировался. Если Вы зарегистрировали ИП в середине 2018 года, то каникулы будут применены к 2018 (как за полный год) и 2019 годам, в 2020 году налог придется платить по полной ставке.

Сниженные ставки налога на УСН и ПСН действуют не на все виды деятельности, льготные виды деятельности так же утверждаются регионами.

На данный момент, в соответствии с законодательством, срок налоговых каникул установлен до конца 2020 года.

Подробнее о налоговых каникулах для индивидуальных предпринимателей читайте здесь.

Льготные налоговые режимы ИП

Упрощенная система налогообложения (УСН) – это один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. Этот режим могут применять как ИП, так и организации.

Условия, при которых возможно применение УСН

  • Сотрудников не должно быть более 100 человек.
  • Доход должен быть менее 150 млн.руб.
  • Остаточная стоимость должна быть менее 150 млн.руб.
  • Доля участия в компании других организаций не может превышать 25%.
  • Запрещено применять УСН для организаций, у которых есть филиалы.
  • Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе, ее доходы не превысили 112,5 млн. рублей (ст. 346.12 НК РФ)
  • УСН разделяется на два вида — УСН Доходы и УСН Доходы минус расходы (ДмР).

    УСН Доходы

    Для исчисления налога ведется только учет доходов, налог платиться только с полученных доходов. Под доходами понимают все поступления в ККМ, БСО или на расчетный счет (кроме пополнения собственного счета).

    Ставка налога — от 1 до 6% в зависимости от региона.

    УСН Доходы минус расходы

    Для исчисления налога ведется учет доходов и расходов. Налог платится с разницы доходов и расходов. Под доходами понимают все поступления в ККМ, БСО или на расчетный счет (кроме пополнения собственного счета). С расходами сложнее: при УСН (в отличии от ОСНО) в расходы можно вписывать только расходы, связанные с предпринимательской деятельностью и только те, что перечислены в статье 346.16 НК РФ

    Ставка налога — от 5 до 15% в зависимости от региона. Если расходы выше доходов, то платится 1%.

    Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — льготный налоговый режим для малых (в основном микро-) ИП и организаций в РФ. ЕНВД заменяет налог НДФЛ и, в некоторых случаях, налог на имущество. НДС также не платится. Налог оплачивается не от доходов, а от местоположения и физических показателей — квадратные метры, работники, количество единиц техники и пр.

    Лимит годовой выручки не установлен, количество работников не должно превышать 100 человек.

    Патентную систему налогообложения (ПСН) могут применять только ИП (ООО и другие организации не могут).

    Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.

    Количество работников — до 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности.

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим для организаций и ИП, которые являются производителями сельхозпродукции и перешли на этот налог. C 1 января 2017 года ЕСХН смогут применять также организации и ИП оказывающие услуги вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельскохозяйственной продукции (согласно ОКВЭД).

    Лимит годовой выручки не установлен, однако, доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода.

    Ограничения по количеству работников нет, кроме ИП и рыбохозяйственных организаций — для них ограничение в 300 работников.

    Финансовые льготы

    Некоторые категории ИП и организаций могут получить помощь от государства:

    • В некоторых регионах, для некоторых категорий(многодетные семьи, инвалиды и пр.) предусмотрена льгота по оплате госпошлины.
    • Субсидии для начинающих предпринимателей.
    • Субсидия от от центра занятости при регистрации ИП или ООО.
    • Возмещение части затрат на проценты по кредитам и лизингу.
    • Оплата профессионального обучения работников.
    • Возмещение затрат на участие в выставках и ярмарках.
    • Оснащение центров инноваций, технополисов, индустриальных парков и др.
    • Субсидии для начинающих предпринимателей

      Субсидии начинающему индивидуальному предпринимателю выдаются безвозвратно, однако, если Вы хотите претендовать на такую субсидию учтите следующее:

    • Необходимо заниматься определенными видами деятельности, которые поддерживаются в конкретном регионе.
    • Необходимо пройти конкурс и доказать работоспособность и прибыльность проекта.
    • Необходимо вложить в проект не менее 50% собственных средств из необходимых по бизнес-плану.
    • Необходимо использовать субсидию только по целевому назначению, иначе эту помощь придется вернуть.
    • Сумма субсидии варьируется от региона к региону, в некоторых регионах ее вообще может не быть, поэтому лучше обратиться напрямую в местную администрацию.

      Льготы по страховым взносам

      Субсидия от от центра занятости при регистрации ИП или ООО

      В 2018 году размер субсидии будет зависеть от региона проживания и выдаваться на следующие нужды:

    • Закупка сырья.
    • Приобретение оборудования.
    • Покупка расходного материала.
    • Нематериальные активы.
    • Ремонтные работы.
    • Программа субсидий индивидуальным предпринимателям позволяют начинающим бизнесменам получать государственное финансирование. Размер субсидии зависит от региона, в котором проживает бизнесмен. В среднем сумма выплат составляет 60 000 рублей.

      Субсидию нельзя получить на производство табачных изделий или алкогольных напитков.

      Также ЦЗ компенсирует расходы, связанные с открытием бизнеса. Вам вернут деньги затраченные на:

    • Госпошлину (800 р. или 4000 р.).
    • Услуги нотариуса (300 — 1000р).
    • Изготовление печати (400 — 1200р).
    • Услуг правового и технического характера приобретение бланков, изготовление и штампов и др.
    • На любой возврат денег вам необходим товарный и кассовый чек.

      АО «ПФ «СКБ Контур» при содействии Центра Занятости предлагает для вновь созданных ИП интернет-бухгалтерию — первый год на тарифе Премиум в подарок (бесплатно) . Чтобы воспользоваться предложением не обязательно быть на учёте в ЦЗ

      Административные льготы

      Малый бизнес, помимо налоговых льгот и субсидий, имеет послабления и в администрировании бизнеса:

    • Можно не применять кассовый аппарат (ККМ) на ЕНВД и ПСН до июля 2018 года (в некоторых случаях до июля 2019 года).
    • Упрощенное ведение бухгалтерии для малых организаций.
    • ИП и малые ООО не устанавливают лимит касс и ведут кассовые операции в упрощенном порядке.
    • При согласии работника малые организации имеют право оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет. При этом численность персонала не может быть выше 35 работников.
    • Запрет на проведение плановых неналоговых проверок в 2018 году. Внеплановые неналоговые проверки и плановые налоговые проверки могут проводиться.
    • При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
    • Льгота для малого бизнеса в госзакупках — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.
    • Мораторий на проверки малого бизнеса и ИП

      Если на предпринимателя не поступает жалоб, то первые 3 года ему не грозят проверки контролирующих органов.

      Рассрочка по уплате налогов

      Освобождение от уплаты налогов или рассрочка как налоговые льготы для ИП могут быть применены в отношении бизнесменов, если:

    • Имущество ИП пострадало в результате пожара, стихийного бедствия и т. п.
    • Сложилась ситуация частичной неплатежеспособности или ему грозит банкротство.
    • Деятельность ИП носит сезонный характер.
    • ИП понес ущерб вследствие техногенной катастрофы.
    • Чтобы воспользоваться освобождением или рассрочкой, необходимо предъявить документы, которые подтвердят, что произошла одна из этих ситуаций.

      ipipip.ru

      Действуют ли льготы на налогообложение малого бизнеса в 2018 году

      Налоговая реформа, которая начала внедряться с первых месяцев 2015 года, заявлена как комплекс финансово-административных мероприятий по преодолению кризисных явлений в экономике и стимулированию развития приоритетных отраслей производства. В том числе существенным изменениям подверглось налогообложение малого бизнеса в 2018 году.

      О роли малого бизнеса

      По оценкам экспертных организаций в сфере экономики и финансов, российский малый бизнес так и не сумел стать ключевой структурой в общей экономической системе государства. Это обстоятельство расценивается как отрицательное явление, поскольку недостаточная активность мелкого и среднего частного капитала негативно сказывается на таких основообразующих экономических процессах, как:

    • занятость населения и уровень его благосостояния;
    • перераспределение капитала между всеми отраслями экономики и, как следствие, наличие одинаковых возможностей для развития каждой из этих отраслей;
    • общие возможности для роста добавленной стоимости в составе национального продукта.
    • Отсутствие позитивных изменений по указанным направлениям является одной из основных причин невозможности переориентировать российскую экономику с сырьевой на инновационную.

      Существенные преобразования сформировавшихся за последние годы финансово-хозяйственных отношений невозможны без поддержки государством представителей малого бизнеса. В рамках рыночной экономики такая поддержка может осуществляться путем целевого субсидирования, налоговых льгот и введения благоприятных условий администрирования и контроля над деятельностью субъектов хозяйствования.

      Нынешняя государственная программа направлена на проведение ряда мероприятий по каждому из указанных направлений.

      Налоговая реформа

      Заявленное правительством льготное налогообложение малого бизнеса в 2018 году предполагает введение следующих положительных новаций:

    • упрощение администрирования налогов;
    • снижение налоговой ставки (решение принимается региональными органами);
    • мораторий на проверки;
    • индивидуальный подход к определению размеров штрафов для предпринимателей.
    • Также реформой в рамках снижения налогов для малого бизнеса в 2018 году предусмотрен ряд мер по увеличению базы налогообложения и даже введение новых налоговых сборов, что экспертами расценивается как ухудшение фискальных условий для индивидуальных предпринимателей. Новые виды налогообложения:

    • торговый сбор (платеж в казну, который должен осуществлять торговец из расчета торговой площади, на которой осуществляется торговля);
    • налог на недвижимое имущество (перечисляется в казну по результатам 2016 года и представляет собой уплату процента от кадастровой стоимости коммерческой недвижимости, которая находится в собственности предпринимателя);
    • пересчет взносов в государственные страховые фонды (в связи с повышением минимального размера оплаты труда, увеличились взносы в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования).
    • Таким образом, даже на основании приведенного общего перечня нововведений можно констатировать, что льготы для малого и среднего бизнеса в 2018 году имеют усеченный характер. Некоторые налоги на малый бизнес на 2018 год даже увеличены, тогда как правительством вовсе не был осуществлен пересмотр базы, ставок и объектов по уже существующим налоговым сборам.

      Упрощение администрирования налогов

      В рамках программы налоговых льгот малому бизнесу в 2016 году фискальными органами проведен ряд мероприятий, направленных на упрощение администрирования существующих налогов и сборов. Что же вышло на самом деле?

      1. Внедрение обязательной электронной отчетности. На данном этапе аудиторы и финансовые эксперты расценивают это новшество как дополнительную нагрузку на предпринимателя. Электронная налоговая отчетность уже несколько лет эффективно используется субъектами предпринимательства РФ. Новации 2016 года ввели дополнительные обязательства по контролю над этими операциями. Причем в случае нарушения предпринимателем контрольных процедур фискальные органы имеют право применять жесткие санкции, вплоть до блокировки счета предприятия.
      2. Новые формы деклараций, отмена журналов регистрации счетов-фактур, создание электронных онлайн-сервисов для подачи отчетности и внесения обязательных платежей и сборов. Эти изменения действительно помогут предпринимателю более эффективно и оперативно осуществлять налоговое планирование своего бизнеса.
      3. Ужесточение контроля со стороны фискальных органов. Несмотря на заявленные налоговые каникулы (мораторий на проверки), реформа, декларирующая льготное налогообложение малого бизнеса, вводит новый порядок привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за налоговые нарушения. Согласно новациям в нормы об уголовном производстве, инициировать возбуждение уголовного дела можно на основании простого заявления в правоохранительные органы.
      4. Индивидуальный подход к определению размеров ответственности предпринимателей. Фискальным органам разрешено вменять штрафы ниже предельных размеров, установленных НК РФ. Эта норма позволит определять ответственность предпринимателя, исходя из реальных условий ведения ним хозяйственной деятельности, что, безусловно, является положительным изменением. Однако такая новация создает пространство для внедрения новых коррупционных схем.

      Мораторий на проверки

      Еще одним одиозным новшеством, которому подверглись налоги на малый бизнес в 2018 году, являются широко разрекламированные налоговые каникулы, которые освободят индивидуальных предпринимателей от давления фискальных органов на несколько лет. Однако эти нормы действуют с существенными ограничениями. Так, законом запрещено проводить налоговые проверки только у узкого круга предпринимателей, деятельность и порядок регистрации которых соответствует следующим параметрам:

    • время существования зарегистрированного бизнеса не должно превышать два года по состоянию на 1 января 2015 года;
    • деятельность осуществляется в одной из трех сфер (социальная, научно-техническая, производство);
    • налогообложение деятельности предпринимателя осуществляется по патентной системе либо по упрощенной системе налогообложения.
    • Налоговые органы призваны постоянно осуществлять мониторинг эффективности применения налоговых каникул. В случае, если будут зафиксированы негативные тенденции, данные нормы будут исключены из налогового законодательства.

      Льготы для малого бизнеса в 2018 году

      Необходимо обратить внимание представителям малого бизнеса и на следующие моменты:

    • сроки проверки субъекта МСБ контролирующим органом не могут превышать 50 часов в год. При этом часы всех проверяющих органов суммируются. Например, если фирму проверяла трудовая инспекция и время проверки составило 20 часов, то следующий контролирующий орган не сможет ее проверять больше 30 часов;
    • с 1 января 2016 года введены надзорные каникулы. Срок их действия до 31 декабря 2018 года. В течение этого периода запрещены все плановые неналоговые проверки малых предприятий (например, пожнадзором, санэпидемстанцией ). Однако право проверки остается у налоговых служб и инспекторов Пенсионного фонда и ФСС;
    • региональные органы получили полномочия освобождать от уплаты налога частных предпринимателей, которые находятся на «упрощенке» или патенте и начинают свою деятельность в сфере науки, производства или социальных услуг.

    К содержанию

    ИП и его налоги: Видео


    ipinform.ru

    Некуда бежать: государство давит на малый бизнес

    Экономические проблемы государства и попытка увеличить налоговые сборы на фоне падения цен на нефть привели к тому, что прошлый год стал годом масштабного переворота в работе малого и среднего бизнеса (МСБ). Причин этому несколько: с одной стороны, борьба ЦБ и Росфинмониторинга с отмыванием денег, схемами по уходу от НДС, обналичкой, с другой — желание Минфина и ФНС собрать больше налогов.

    Возможно, в голове у чиновников возникает баланс отношений с МСБ. Государство протоколирует преференции малому бизнесу и выделяет деньги через специальные фонды развития, но они часто испаряются и не доходят до адресата. А с другой стороны, ЦБ закручивает гайки, но в куда более ощутимом для предпринимателей виде: рассылает признаки компаний малого бизнеса, которым нужно закрыть счета. ЦБ поддерживает руководство крупных банков, например, руководитель Сбербанка Герман Греф назвал сектор малого бизнеса «фабрикой по отмыванию доходов».

    Бизнес получил ужесточение налогового бремени и усиление регулирования. И если раньше это были проверки налоговиков и других госслужб, то теперь к ним добавился новый регулятор — банки. Они стали элементом фискальной политики — предприниматели должны знать и документально подтверждать им бенефициарных владельцев, кредитным организациям дали право отказывать в проведении операций и открытии счетов. Банки боятся Центробанк и спешат без промедления закрывать счета небольшим или подозрительным компаниям, заодно под нож попадают компании, которые не приносят кредитным организациям больших доходов.

    Вероятно, регулятор предполагал, что кредитные организации предложат индивидуальный подход к каждому бизнесу, но на деле этого не происходит. Страх после массовой зачистки финансовой системы привел к тому, что банки с удвоенной скоростью и без разбора принялись выкашивать счета небольших компаний.

    Причем банки закрывают счета без предупреждения: останавливают операции, перестают выдавать наличные и закрывают доступ в интернет-банк. И этого достаточно, чтобы перестать существовать бизнесу, если только не перейти на бартерную систему или криптовалюты. Предпосылки для этого есть, но бизнес к этому еще полноценно не готов.

    В прошлом году российские банки в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» заблокировали более 600 000 счетов предпринимателей. За полгода закрыты около полумиллиона счетов. Проблема затронула множество представителей малого бизнеса.

    Оснований для отказа в работе с малым бизнесом десятки, есть и те, что носят непубличный характер. Банк России и Росфинмониторинг считают, что достаточно подпадать лишь под несколько из них, чтобы закончить обслуживание в банке, а в итоге и бизнес. Среди них обслуживание юрлица со сроком регистрации менее двух лет, рост объема наличного оборота (более 30% от недельного оборота), проведение операций, которые не приводят к уплате налогов (платежи менее 0,5-0,9% от оборота), операции со счетами контрагентов с признаками транзитных, получение средств суммами до 600 000 рублей, регулярное снятие наличных (ежедневно или в течение трех-пяти дней со дня поступления), снятие наличных, не превышающих 600 000 рублей, наличие у компании нескольких корпоративных карт, через которые только снимаются наличные (без других операций), также регулятору не нравится работа предпринимателя с неправильными контрагентами — бизнес должен знать, кто из них платит налоги, является ли директор контрагента или адрес регистрации массовым.

    Банк не дает возможности предпринимателю получать непрофильные платежи на расчетный счет, например, ресторатор не должен получать деньги за стройматериалы или собственник такого бизнеса не должен покупать за корпоративные средства автомобиль.

    Список этих критериев неокончательный — ЦБ постоянно вводит новые. Это приводит к тому, что некоторые бизнесы открывать станет невозможно — в банке не должно быть счетов молодой курьерской фирмы, которая работает с интернет-магазинами, платит мало налогов и принимает деньги от покупателей.

    Поведение банков напоминает введение американских санкций: никто из банкиров не хочет держать счета компании, которой по каким-то причинам отказал в обслуживании другой банк. Это приводит к лавинообразному эффекту — банкиры вдобавок к базам ЦБ делятся между собой базами закрытых ими же счетов, и предпринимателям отказывают в банковском счете везде. В результате открывать бизнес в некоторых регионах, где банковская сеть сократилась в результате чистки ЦБ, станет просто невозможно.

    Бизнес тоже придумал выход из ситуации — он больше начал прибегать к услугам номинальных директоров, скрывает бенефициаров. Банки воспользовались ситуацией и выстроили два новых вида дохода на пострадавших бизнесменах: берут взятки, чтобы не закрывать счет, и официально берут комиссию за перевод средств (при блокировке) в другой банк — стоимость операции вывода доходит до 15-25% от суммы.

    В результате страдают не только «отмывальщики», которые обычно имеют тесные отношения с банками (их счета закроют в последнюю очередь) и быстро приспосабливаются к новым подходам регулятора, а и обычные бизнесмены.

    И, конечно, ни Банк России, ни Финмониторинг, ни банки никак не ответят за то, что бизнесмен в результате закрытия счета может потерять деньги и попасть по суд, если нарушит условия договоров, многие из которых могут грозить ему судебными последствиями и штрафами. Жаловаться предпринимателям некому.

    В любом случае попытка обелить бизнес и заработать дополнительный налог приведет к тому, что цена входного билета для малого бизнеса вырастет. Это опять же неприятно, так как критерии ЦБ по кредитованию малого бизнеса тоже носят дискриминационный характер — за кредитование МСП банки могут получить дополнительное начисление резервов (что при проверках может выйти им боком), а в итоге получить деньги на развитие невозможно.

    Что же делать предпринимателям? К банкам нужно относиться так же, как к регуляторам: иметь запасные счета и альтернативные способы оплаты-получения средств, проверять контрагентов (арбитраж, исполнительные производства) и не открывать фирму в массовом месте регистрации или с массовым номинальным директором. Стараться меньше снимать наличных, четко прописывать основания платежа и вовремя подавать отчетность и, возможно, авансировать налоги.

    От государства ждут прекращения налогового и правоохранительного беспредела, глубокой проработки законодательной базы под МСБ, создание соответствующей бизнес-среды. Необходим специализированный и полноценный опорный банк под МСБ. Идею задвинули в дальний ящик. Помимо стандартных банковских услуг, такой банк должен полностью взять на себя сопровождение малого бизнеса, а это значит — вести бухгалтерию, оказывать налоговое и юридическое сопровождение, представлять интересы бизнеса во взаимодействии с государственными органами и судами, осуществлять проверку контрагентской базы. Под такой банк должны быть разработаны своя нормативная база и льготный режим резервирования.

    В условиях ужесточения санкций, когда, как воздух, нужен новый качественный скачок в росте экономики, а вложения в инфраструктурные проекты уже свое отработали, именно сейчас пора от слов переходить к делу и принять срочные меры по стимулированию данного сектора экономики, но пока все идет по накатанной, к очередному ужесточению для бизнеса.

    www.forbes.ru

    Малый бизнес в России: статус, льготы и статистика

    Главный госинспектор по пожарному надзору МЧС Ринат Еникеев сообщал, что проверки по контролю нарушений в сгоревшем ТЦ в Кемерове в 2016 году не проводились, так как объект относится к малому бизнесу

    ТАСС-ДОСЬЕ. 25 марта 2018 года в Кемерове произошел пожар в торговом центре «Зимняя вишня», в результате которого погибли, по последним данным, не менее 64 человек, опознаны 25 жертв пожара, в том числе 13 детей. Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС России Ринат Еникеев сообщал, что проверки по контролю нарушений в ТЦ в 2016 году не проводились из-за надзорных каникул, поскольку объект относится к малому бизнесу.

    По данным «Спарк-Интерфакс», за последние несколько лет компания, называвшаяся в СМИ владельцем площадей центра, ОАО «ККК», прошла плановую проверку МЧС один раз (в 2012 году). ООО «Зимняя Вишня Кемерово», которое по открытым источникам было одним из основных операторов ТЦ, было проверено два раза (также планово, в 2016 году). Во всех случаях нарушений выявлено не было. О проверках еще двух операторов, ООО «Бизнес-спорт» и ООО «Бизнес-спорт Кемерово», данные отсутствуют. Все эти четыре юридических лица относятся к категории малых предприятий, поскольку их выручка не превышает 120 млн рублей, а число сотрудников — менее 100 человек.

    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о статусе, численности и обороте малых предприятий России, а также о положенных им льготам.

    В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», малым считается предприятие, в котором заняты до 100 человек. Если в организации работают до 15 человек, то она имеет статус микропредприятия. Кроме того, одним из критериев классификации юридических лиц как больших, средних или малых предприятий, является выручка. В соответствии с действующим правительственным постановлением от 4 апреля 2016 года, выручка от реализации для малых предприятий не должна превышать 800 млн рублей, а для микропредприятий — 120 млн рублей.

    Таким образом, любая компания с выручкой до 800 млн рублей и менее 100 сотрудниками относится к категории малых предприятий. При этом даже если организация превысит лимит по числу сотрудников или выручке, последующие три года после выхода за лимит оно все равно будет считаться малым.

    Статистика

    По состоянию на март 2018 года, в России работают 2 млн 847 тыс. 854 малых предприятия (включая микропредприятия). В них работают 11 млн 743 тыс. человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемым Федеральной налоговой службой.

    Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные Росстатом не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть 19,7% от общего валового внутреннего продукта РФ (82 трлн 918 млрд рублей). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40%.

    Также по данным Росстата, в 2016 г. из действовавших 2 млн 770 тыс. малых предприятий 24,5% (681 тыс.) были заняты в области оптовой торговли; 21,5% (600 тыс.) — в сфере операций с недвижимым имуществом; 12% (336 тыс.) — в строительстве; 9% (255 тыс.) — в розничной торговле.

    Малые предприятия в России пользуются государственной поддержкой в виде налоговых и административных льгот.

    Для субъектов малого бизнеса существуют четыре специальные схемы по уплате налогов: упрощенная налоговая система (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), патентная система налогообложения (ПСН) и единый сельхозналог (ЕСХН). Если общая схема налогообложения подразумевает, что с доходов взимается налог в 20%, то по УСН — 5-15%, по ЕСХН — 6%. Патентная система подразумевает покупку патента, стоимость и условия которого устанавливаются региональными властями.

    Часть субъектов малого предпринимательства (в зависимости от выручки, рода деятельности и численности персонала) могут заключать только срочные трудовые договоры, проводить наличные расчеты без кассового аппарата, получать различные государственные субсидии.

    При этом у всего малого бизнеса есть несколько общих льгот:

  • право вести бухгалтерский учет в упрощенной форме;
  • доля в 15% в госзакупках;
  • право на получение государственной гарантии;
  • защита от избыточных проверок со стороны государственного и муниципального контроля.
  • Надзорные каникулы

    Меры по ограничению административного давления на малый бизнес начали наиболее активно принимать в России во второй половине 2000-х годах. Так, 17 мая 2008 года, вскоре после своей инаугурации, президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», который запрещал проверять юридические лица органами госконтроля чаще, чем раз в три года (за исключением налоговых проверок). Известность получило требование Дмитрия Медведева о том, «чтобы правоохранительные органы и всякого рода власти перестали «кошмарить» бизнес», высказанное им на совещании по развитию малого и среднего предпринимательства в городе Гагарин Смоленской области 31 июля 2008 года.

    С предложением сократить число проверок малого бизнеса неоднократно обращалась общественная организация «Опора России».

    4 декабря 2014 года президент РФ Владимир Путин предложил предусмотреть введение надзорных каникул для малого бизнеса. «Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей» — подчеркнул тогда глава государства. Задача по разработке нормативных актов по введению надзорных каникул» была поручена правительству РФ.

    13 июля 2015 года президент РФ подписал разработанные правительством поправки в законодательство, вводящие надзорные каникулы для малого бизнеса на срок с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Они касаются только неналоговых проверок. Согласно установленному режиму, проверять субъекты малого бизнеса МЧС или Роспотребнадзор могут только с санкции прокуратуры, по жалобе или обладая доказательством нарушений.

    17 августа 2016 года правительство РФ приняло постановление «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты». Данный документ регламентирует принципы формирования списков на проверку. В частности, в случае отсутствия пожаров на объекте, его разрешается проверять реже. Однако такие объекты как торговые центры в постановлении в отдельную категорию не вынесены.

    В июле 2017 года главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Сергей Кададов сообщил, что «МЧС России переходит от системы тотального контроля на партнерские отношения как с бизнесом, так и с населением». По его словам, в 2016 году из сферы госнадзора было выведено более 700 тыс. объектов малого и среднего бизнеса, сокращено число внеплановых проверок.

    Торговые центры — малые предприятия

    Практика, когда торговые центры принадлежат или управляются малыми предприятиями широко распространена в российских регионах. Например, по данным «Спарк-Интерфакс», малыми предприятиями являются:

  • ООО «Европа-Центр» (управляет самым большим в Калининградской области ТЦ «Европа», площадь — 60 тыс. кв. м), его выручка с 2016 г. превышает 800 млн рублей, но формально для надзорных органов оно еще год будет оставаться малым предприятием;
  • ООО «Управление на Свободном» (владеет ТЦ «На Свободном» в Красноярске, 37 тыс. кв. м);
  • ООО «ИНД-Гарник» (владелец тульского ТЦ «Гостиный двор» площадью 51 тыс. кв. м).
  • tass.ru

    Читайте так же:  Что делать если остановили без страховки

    Обсуждение закрыто.