Значение защиты прав потребителей

Значение защиты прав потребителей

Содержание:

Роспотребнадзор (стенд)

Роль стандартов в обеспечении прав потребителей — Защита прав потребителей

Breadcrumbs

Роль стандартов в обеспечении прав потребителей

Роль стандартов в обеспечении прав потребителей

14 октября — Всемирный день стандартизации.

В 2015 году праздник проходит под девизом — «Стандарты — это язык, на котором говорит весь мир».
Обеспечение потребителей качественными и безопасными товарами и услугами возможно ТОЛЬКО при обязательном соблюдении требований, установленных техническими регламентами и стандартами к самой продукции, к процессам ее производства и реализации.

Объектами стандартизации являются конкретная продукция и услуги, в технических регламентах нормируются важные для потребителей характеристики товаров и услуг, при этом Федеральный закон «О техническом регулировании» определил, что одной из целей технических регламентов является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей относительно потребительских свойств и качества продукции. В этом проявляется прямая связь с положениями законодательства о защите прав потребителей.

Одним из основных прав потребителей, гарантированных Законом «О защите прав потребителей» является право на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества.

Закон обязывает продавца передать товар, а исполнителя – выполнить работу или оказать услугу, качество которых соответствует условиям договора, а при отсутствии в договоре условий о качестве — обычно предъявляемым в таких случаях требованиям (статья 4 Закона), то есть требованиям, установленным в стандартах, технических регламентах.

Примерыиз судебной практики Управления Роспотребнадзора по Пензенской области (участие в гражданском деле о защите нарушенных прав потребителя для дачи заключения в порядке ст. 47ГПК):

— Кухонная мебель в течение гарантийного срока пришла в негодность, между продавцом и покупателем возник спор: кто виноват: продавец считал, что покупатель неправильно эксплуатировал мебель — заливал водой, а покупатель был не согласен. Дело дошло до судебного разбирательства, в ходе которого была проведена экспертиза на соответствие мебели требованиям Технического Регламента Таможенного союза и национальных стандартов. Экспертизой были выявлены множественные недостатки производственного характера, на основании чего суд вынес решение в пользу потребителя (заменить мебель, выплатить в пользу потребителя неустойку, штраф, компенсацию морального вреда).

— Потребитель заказал двери и все сопутствующие детали для их установки. Но когда привезли дверные полотна, коробки и наличники, то выяснилось, что наличники оказались другими по цвету, фактуре выработки. Продавец считал, что имеет место разный рисунок древесного полотна, предусмотренный ГОСТом, и отказал потребителю в замене. Потребитель не согласился и пошел в суд. В суде было установлено, что ГОСТ ни при чем, привезенные наличники по цвету, фактуре выработки относятся совсем к другой модели, артикулу, поэтому суд обязал продавца все-таки поставить необходимый потребителю товар в соответствии с заказанным, а также обязал продавца выплатить в пользу потребителя неустойку, штраф, компенсацию морального вреда.

Законом «О защите прав потребителей» потребителю гарантировано право на безопасность. Статья 7 Закона «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя произвести продукцию, продавца передать потребителю товар, а исполнителя — выполнить работу или оказать услугу, которые соответствуют обязательным требованиям безопасности, установленным законом или в соответствии с ним.

Обязательные требования к продукции и способ подтверждения ее соответствия обязательным требованиям устанавливаются техническими регламентами Таможенного союза, безопасность товаров и услуг обеспечивается безусловным выполнением требований национальных стандартов, требований санитарных норм и правил.
Следующее основное право — право потребителя на информацию, которое обязывает изготовителя, исполнителя, продавца предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, работе или услуге, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Предоставление информации для потребителей регламентировано, то есть в статье 10 Закона «О защите прав потребителей» установлен конкретный перечень обязательных сведений, которые должны быть в доступной форме предоставлены потребителям. Аналогичные требования к маркировке готовой продукции указаны в специальных технических регламентах, и могут быть уточнены в национальных стандартах на конкретный вид продукции.

Роль технических регламентов и стандартов в обеспечении соблюдения прав потребителей, а при необходимости и защиты нарушенных прав на качество и безопасность товаров и услуг не нужно даже обсуждать — настолько они имеют огромное и всем понятное значение.

Если бы у нас не было стандартов, то связь между людьми, машинами, деталями и изделиями была бы крайне затруднена. Например, графические символы отображают важную информацию быстро и четко, независимо от того, на каком языке мы говорим или читаем – будь то инструкции по стирке и уходу за одеждой, знаки аварийной эвакуации или инструкции по эксплуатации электрического оборудования. Но если бы все люди для передачи одной и той же информации использовали различные символы, цель не была бы достигнута! Технологии также нуждаются в стандартах для взаимодействия. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, как компьютер отправляет документы на принтер, произведенный другим изготовителем? Стандарты устанавливают общие правила и показатели, чтобы обеспечить взаимную совместимость продукции. Теперь представьте, как сложно было бы заказывать продукцию и комплектующие у поставщиков, расположенных по всему миру, если бы у нас не было стандартизированных единиц измерения. Ведь понятия «маленький», «средний», «большой» для разных людей имеют разные значения.

Стандарты нужны не только в торговле, они также способствуют сотрудничеству людей во всем мире.

58.rospotrebnadzor.ru

Закон о защите прав потребителей / ПРЕАМБУЛА

(в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ,

от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

Читайте так же:  Правило первое слагаемое второе слагаемое

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

изготовитель — организация независимо от ее организационно — правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

исполнитель — организация независимо от ее организационно — правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

продавец — организация независимо от ее организационно — правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли — продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

стандарт — государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Комментарий к преамбуле

1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в дальнейшем — «Закон»), принятый Верховным Советом 7 февраля 1992 года, вступил в силу 7 апреля 1992 года («Российская газета» от 7 апреля 1992 года).

Необходимость принятия специального Закона, направленного на защиту интересов практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, сравнительно давно уже действуют подобные законы, Проблема защиты потребителя приобрела международное значение, и в апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали максимального расширения прав потребителей и главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально — экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушения прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения в экономической обстановке, выявились отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений и дополнений в Закон. Соответствующие коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» была принята новая редакция Закона, вступившая в силу со дня официального опубликования — 16 января 1996 года.

С 1 марта 1996 года введена в действие часть вторая Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), содержащая нормы об отдельных видах обязательств. Федеральным законом «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 января 1996 года N 15-ФЗ с 1 марта 1996 года признаны утратившими силу раздел «Обязательственное право» Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), ряд других актов и аналогичный раздел «Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (1991 г.), ряд других актов СССР — не подлежащими применению на территории РФ.

Этим Законом (ст. 9) установлено, что когда одной из сторон в обязательстве является гражданин — потребитель, то он пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

К сожалению, в новой редакции не были учтены некоторые нормы части второй ГК, имеющие отношение к Закону. В связи с этим обнаружилось немало норм Закона, не соответствующих аналогичным нормам ГК, что создавало определенные трудности для практики их применения. К тому же отдельные нормы ГК содержали явные ошибки и недостатки.

В этой связи Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ в Закон были внесены существенные изменения и дополнения, основной целью которых является приведение Закона в соответствие с нормами ГК. Одновременно Федеральным законом РФ N 213-ФЗ, подписанным в тот же день (17.12.99), были внесены изменения и дополнения в некоторые статьи части второй ГК.

2. Структура Закона

Закон, как это видно из преамбулы, регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами, исполнителями при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, т.е. по поводу удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. Несмотря на видимое отличие отношений по купле — продаже от отношений по поводу оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие черты, что и дает возможность регулировать их в едином законе.

Вместе с тем по некоторым вопросам между куплей — продажей и оказанием услуг имеются существенные отличия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах. Исходя из этих соображений и построена структура Закона, который разделен на 4 главы (ранее — разделы).

Глава 1. «Общие положения» включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование как купли — продажи товаров, так и выполнение работ и оказание услуг потребителям (ст. ст. 1 — 17). Это обстоятельство весьма важно учитывать при применении норм Закона. Вместе с тем необходимо учитывать, что сохранившееся в Законе единое регулирование некоторых вопросов, относящихся к указанным договорам, не всегда соответствует нормам части второй ГК, где предусмотрены различные требования для них. Эти различия будут изложены при рассмотрении конкретных вопросов.

В составе статей, входящих в главу 1, произошли определенные изменения по сравнению с первоначальной редакцией Закона: исключены ст. 2 (о применении законодательства республик в составе Российской Федерации) и ст. 15 (о праве на получение льгот в сфере обслуживания); введены новые: ст. 3 («Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей»); ст. 5 («Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)»); ст. 6 («Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара»).

Читайте так же:  Образец заявления на выдачу карты сбербанка

Глава 2. «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям», как видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся к этим отношениям и не рассмотренные в главе 1 (ст. ст. 18 — 26). В главу 2 введена новая статья 22 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» и исключена статья 24 (форма и порядок оплаты приобретаемых товаров).

Глава 3. «Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг» посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. ст. 27 — 39). Из главы 3 исключена ст. 26 (обязанность исполнителя заключить договор на выполнение работ) и введена новая ст. 31 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя».

Глава 4. «Государственная и общественная защита прав потребителей» является, как и глава 1, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли — продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. ст. 40 — 46). В эту главу дополнительно введена новая ст. 41 «Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) по предоставлению информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам).

3. Основные понятия, используемые в Законе

Как видно из преамбулы, Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами. Разъясняя эти понятия, Закон определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести или заказать либо заказывающего, приобретающего товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. В соответствии со ст. 2 ГК потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.

Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ понятие «потребитель» приведено в соответствие с текстом ст. 492 ГК, дающей определение договора розничной купли — продажи. Изменения коснулись формулировки целей использования приобретаемого товара (работы, услуги): товар должен приобретаться и использоваться исключительно для личных либо семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство имеет решающее значение для определения области применения законодательства о защите прав потребителей или иного законодательства.

Прежняя редакция понятия «потребитель», предусматривавшая в качестве определяющего критерия отсутствие прибыли от использования товара, необоснованно исключала из области действия Закона ряд товаров (работ и услуг), приносивших потребителю прибыль (доход), хотя они приобретались и использовались исключительно для личных нужд. Например, приобретение сельскохозяйственной техники для обработки огорода, в результате чего образовывался доход, и т.п.

Совершенно очевидно, что подобные действия не могут считаться предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли. В отличие от целей потребителя единственной целью предпринимателя является именно получение прибыли.

Включение в понятие «потребитель» граждан, которые еще только имеют намерение купить товар или заказать услугу, имеет особо важное значение для реализации их прав на ознакомление с товаром, получение информации о товаре, условиях его продажи, изготовителе и т.д.

Таким образом, Закон не распространяется на потребителей — юридических лиц, а также на потребителей — физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают либо имеют намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу для предпринимательских целей, а также на договорные отношения между гражданами по поводу удовлетворения их нужд.

Поскольку использование товара (работы, услуги) в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, постольку гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если товар (работа, услуга) приобретены для него юридическим лицом независимо от оснований приобретения. При необходимости гражданин — пользователь вправе от своего имени предъявить соответствующие требования на основе Закона.

Режим использования имущества может измениться, поэтому при возникновении спора следует исходить из первоначальной цели приобретения товара, которая должна быть подтверждена объективными доказательствами.

В некоторых случаях пользоваться товаром (услугой), а значит считаться потребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем). Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнего следования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.

Согласно разъяснениям Государственного антимонопольного комитета РФ, утвержденным

Приказом председателям ГАК от 20 мая 1998 года N 160 (зарегистрированы Минюстом РФ 28 декабря 1998 года N 1669), не является потребителем гражданин, приобретающий товар (заказывающий работы, услуги) для организаций и за их счет с целью использования в производстве. Но гражданин, заказывающий личные услуги, хотя и за счет организации в связи с производственной необходимостью, должен считаться потребителем. Например, командированный, проживающий в гостинице.

3.2. Изготовитель, исполнитель, продавец

При характеристике отношений, регулируемых Законом, законодатель (в редакции 1996 года) отказался от использования обобщающего наименования контрагентов потребителя — «предприниматель», — предпочитая называть их конкретно в соответствии с выполняемыми функциями. Это имеет свое юридическое обоснование, вытекающее из ГК. Согласно ГК (ст. 50) юридические лица могут быть коммерческими организациями, т.е. организациями, для которых извлечение прибыли является основной целью деятельности. Их деятельность, согласно ст. 2 ГК, является предпринимательской. Организации, основной целью деятельности которых не является извлечение прибыли, и которая не распределяется между участниками, именуются некоммерческими. Они в принципе не создаются для занятия предпринимательской деятельностью, но могут ее осуществлять, поскольку это предусмотрено их учредительными документами, служит достижению целей организации и соответствует этим целям.

Приведенная характеристика некоммерческих организаций, предусмотренная ст. 50 ГК, воспроизведена в ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», вступившего в силу со дня его официального опубликования 24 января 1996 года. Этим Законом конкретизированы цели создания, предусмотрены новые организационно — правовые формы некоммерческих организаций, а также определен характер их предпринимательской деятельности. Согласно ст. 24 указанного Закона предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, контрагентом потребителя могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации, в том числе иностранные юридические лица.

Однако как потребителям, так и организациям следует иметь в виду, что некоммерческие организации, а также казенные, коммерческие унитарные государственные и муниципальные предприятия в отличие от иных коммерческих предприятий могут совершать лишь те сделки, которые вытекают из их устава, т.е. они обладают специальной правоспособностью. Большинство коммерческих организаций обладает общей правоспособностью, т.е. может совершать любые не запрещенные законом сделки.

Все организации для занятия определенными видами деятельности, установленными Законом, должны иметь лицензии (ст. ст. 49, 52 ГК, ст. 24 Закона РФ «О некоммерческих организациях»). Сделка, совершенная юридическим лицом с нарушением его специальной правоспособности (внеуставная сделка) или без лицензии, может быть признана sсудом недействительной по иску этого лица, его учредителя или государственного контролирующего органа, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности (ст. 173 ГК). Следствием такого решения является двусторонняя реституция, т.е. возвращение каждой из сторон другой стороне всего полученного по сделке (ст. 167 ГК).

Контрагентом потребителя также могут быть индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица. Они вправе заниматься любой предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Важно отметить, что к ним применяются правила ГК, которые регулируют деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Это действует и в отношении тех граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью без государственной регистрации.

С другой стороны, если гражданин совершил разовую сделку (продажу, работу), не получает систематически прибыль, т.е. не является предпринимателем, на него не распространяются специальные обязанности, предусмотренные законом, в том числе Законом о защите прав потребителей, для предпринимателей.

Читайте так же:  Размер вычета при совместной собственности

Для всех контрагентов потребителя установлено, что Закон на них распространяется независимо от организационно — правовой формы организации.

Изготовитель согласно Закону должен производить товары для реализации потребителю. Иными словами, изготовитель, реализующий изготовленный им товар, например другому предприятию для комплектации его изделия, не может руководствоваться в этом случае нормами Закона.

Исполнителем согласно Закону является организация, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. Следовательно, оказание безвозмездных услуг гражданину не может регулироваться нормами настоящего Закона.

Продавец — организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары, предназначенные для предусмотренных Законом нужд потребителям по договору купли — продажи, независимо от вида последнего.

4. Стандарт

Согласно определению, данному в Законе, под стандартом понимаются не только собственно государственные стандарты как нормативные документы по стандартизации, но также любые другие нормативные документы, в которых в соответствии с законом устанавливаются обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг), в частности санитарные нормы и правила, утверждаемые Минздравом РФ, строительные нормы и правила, утверждаемые Госстроем РФ, и др. (см. Положение о Госстрое России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 1999 года N 1289).

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 года N 659, одной из основных задач Минздрава РФ является разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая разработку и утверждение федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов (п. 28), утверждение в пределах своей компетенции государственных стандартов (фармакопейных и временных фармакопейных статей) на лекарственные и диагностические средства, иммунобиологические препараты, а также медико — технических требований на изделия медицинского назначения и медицинскую технику (п. 49).

Несмотря на принципиальное определение в Законе понятия стандарта как документа, имеющего общеобязательную силу и узаконенную юридическую форму, как в практической деятельности, так и в законодательстве, в частности при установлении различных видов ответственности, в это понятие нередко включают другие категории стандартов и даже технические документы. В этой связи необходимо рассмотреть соответствующие положения Закона РФ «О стандартизации», являющегося основополагающим в этих вопросах.

Согласно ст. 6 этого Закона к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Российской Федерации в случаях, порядке и на условиях, установленных настоящим Законом, относятся:

государственные стандарты Российской Федерации (далее — государственные стандарты); применяемые в установленном порядке международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико — экономической информации;

стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно — технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Под отраслью в настоящем Законе понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение.

Вопрос о применяемых нормативных документах по стандартизации, об их содержании и юридическом статусе не является формальным. Введение новых или отмена действующих документов, изменение их юридической силы помимо того, что связано со значительными материальными затратами, оказывает непосредственное влияние на организацию и функционирование производства, на мобилизационную готовность предприятий, на объем прав, обязанностей и юридической ответственности государственных органов и предприятий, на эффективность защиты прав потребителей.

Разработка и применение нормативных документов по стандартизации совершенно справедливо рассматриваются в преамбуле закона о стандартизации в качестве меры государственной защиты интересов потребителей и государства. Поэтому с изменениями государственного устройства и форм управления народным хозяйством меняется перечень, содержание и юридический статус нормативных документов по стандартизации.

В условиях централизованной системы управления народным хозяйством, ничтожной самостоятельности предприятий действовала соответствующая система нормативно — технической документации, согласно которой существовали 3 категории стандартов (государственные, республиканские, отраслевые), а также технические условия, которые являлись обязательными для соответствующих предприятий, поскольку утверждались государственными органами. Предприятия могли устанавливать требования к качеству выпускаемой ими продукции лишь тогда, когда они не были установлены вышестоящими органами.

uozp.akcentplus.ru

Отдел территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве в Юго-Восточном административном округе: 109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д. 113, корп. 5, тел.+7 (495) 919-36-91

Территориальным органом, осуществляющим контроль за соблюдением прав потребителей и благополучием человека в Юго-Восточном Административном округе (ЮВАО) по городу Москве является территориальный отдел Роспотребнадзора. В числе основных задач Роспотребнадзора – надзор и контроль за соблюдением санитарных норм и правил; деятельность в области защиты прав потребителей; предупреждение вредного воздействия окружающей среды на организм человека; профилактика массовых инфекционных заболеваний (эпидемий).
В Роспотребнадзоре ЮВАО, как и других отделениях Роспотребнадзора, создан отдел по защите прав потребителей, который непосредственно осуществляет полномочия в сфере защиты прав потребителя.
Специалисты Роспотребнадзора оказывают консультационные услуги с учетом особенностей в каждой конкретной ситуации. Например, существует список товаров, не подлежащих обмену и возврату, о котором обычный покупатель может и не догадываться. Сотрудники отдела по защите прав потребителей помогут поределить, какие меры в отношении недобросовестного продавца применимы в конкретном случае.

Закон о защите прав потребителей предусматривает возможность обмена и возврата товаров надлежащего качества в ту торговую точку, где они были приобретены, если они не подошли потребителю по некоторым параметрам: цвет, форма, размер и т.д. Условия обмена и возврата подробнее описаны в соответствующих статьях.
Однако, не все товары, чем-то не устроившие покупателя при ближайшем рассмотрении, можно отнести обратно в магазин. Существует утвержденный Постановлением Правительства список товаров, не подлежащих возврату. Он включает в себя следующее:
1. Лекарственные средства, а также предметы, применяющиеся в домашних условиях для лечения заболеваний и в профилактических целях.
2. Предметы, применяющиеся в целях личной гигиены: расчески, зубные щетки, заколки, парики и т.п.
3. Парфюмерная и косметическая продукция.
4. Товары, измеряемые на метраж: ткани, шнуры и провода, пленка, напольные покрытия, линолеум и т.п.
5. Бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия.
6. Полимерные изделия и материалы, используемые в качестве тары для пищевых продуктов.
7. Средства бытовой химии, а также химикаты и пестициды, используемые в сельском хозяйстве.
8. Бытовая мебель.
9. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и с драгоценными камнями.
10. Автомобили, мотовелотехника, автоприцепы, малая сельскохозяйственная техника, суда и плавсредства, используемые в быту.
11. Технически сложные изделия, на которые при продаже устанавливается гарантия: электробытовые товары, теле-радиоаппаратура, стационарные телефоны и факсы, дерево- и металлообрабатывающие станки, электронные игрушки и прочее.
12. Гражданское оружие и его основные части, а также патроны.
13. Растения и животные.
14. Печатные издания: книги, календари, буклеты, брошюры, атласы, ноты, альбомы.

В соответствии со статьей 3 Устава муниципального округа Печатники в городе Москве к вопросам местного значения относится:

рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей.

Аппарат Совет депутатов осуществляет для жителей муниципального округа Печатники следующие виды деятельности по вопросам защиты прав потребителей :

1. Оказание консультативной помощи населению по вопросам защиты прав потребителей с целью обеспечения возможности осознанного выбора товара, работы, услуги, а также формирования потребительской грамотности;

2. Проведение мероприятий, направленных на обучение и повышение уровня правовой грамотности граждан и субъектов предпринимательской деятельности;

3. Предоставление доступа к базе судебных актов в сфере защиты прав потребителей.​​

Прием граждан:
вторник — с 9.00 до 15.00
четверг — с 9.00 до 15.00
перерыв на обед- с 12.00 до.12.45

vmo-pechatniki.ru


Обсуждение закрыто.