Затраты на ликвидацию пожара
Если фирме нанесен ущерб в результате чрезвычайной ситуации
Стихийные бедствия, а также аварии и другие подобные инциденты на производственных объектах могут привести к утрате или серьезному повреждению имущества компании, а иногда и к человеческим жертвам. Какие доходы и расходы могут возникнуть у фирмы в результате таких чрезвычайных ситуаций и как правильно отразить их в учете, читайте в статье.
Определение чрезвычайной ситуации, которое приводит Минфин России 1 , дано в Законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 2 .
Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В статье мы рассмотрим бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, возникших в результате такой чрезвычайной ситуации, как пожар. Он может возникнуть как по вине стихии, так и по недосмотру или халатности конкретных лиц.
Учет расходов.
В бухгалтерском учете чрезвычайные расходы, которые возникли в результате пожара, относятся к прочим расходам. В налоговом учете — к внереализационным 3 . Исходя из требований Налогового кодекса и разъяснений специалистов Минфина России в составе расходов, связанных с чрезвычайной ситуацией, могут учитываться 4 :
Все эти расходы фирма может признать при исчислении налога на прибыль в полном объеме, но только при наличии необходимых документов. Исходя из требований законодательства, а также разъяснений чиновников для отражения расходов, возникших в результате пожара, необходимы следующие документы.
1. Справка Государственной противопожарной службы МЧС России.
Кроме этой справки, подтверждающей факт пожара, налоговики дополнительно требуют еще и протокол осмотра места происшествия и акт о пожаре, в котором установлена причина возгорания 5 .
2. Инвентаризационные и иные документы, фиксирующие размер нанесенного ущерба.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» 6 в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, проведение инвентаризации обязательно. На основании результатов этой инвентаризации убытки отражаются в учете. Также специалисты Минфина России требуют документально подтвердить, что причинами нанесенного ущерба явились обстоятельства объективного характера 7 . С этим согласны и некоторые судьи, которые помимо справки о пожаре и инвентаризационных документов указали на необходимость подтвердить и факт нахождения соответствующего имущества в зоне пожара 8 .
В более ранних разъяснениях финансистов, которыми, видимо, до сих пор руководствуются в налоговой службе, высказывалось также мнение, что убытки от пожара учитываются в расходах лишь в том случае, если отсутствуют виновные лица, что требуется подтвердить справкой о закрытии уголовного дела 9 . Но Налоговый кодекс не связывает возможность учета убытков от чрезвычайной ситуации с наличием или отсутствием виновных лиц, поэтому сумму ущерба от пожара, на наш взгляд, можно учесть в расходах на основании вышеперечисленных документов, не дожидаясь окончания расследования причин пожара. А в случае возмещения ущерба виновными лицами или страховой компанией — включить эти суммы в состав внереализационных доходов, как следует из наиболее «свежих» разъяснений Минфина России 10 .
Итак, «чрезвычайные» расходы отражаются в налоговом учете в том же порядке что и в бухгалтерском — в полном объеме (при условии их документального подтверждения) в периоде их фактического возникновения.
Утраченные в результате пожара основные средства отражаются в налоговых расходах по остаточной стоимости, которая определяется по данным налогового учета как разница между первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период их эксплуатации 11 .
При отнесении стоимости сгоревшего имущества на расходы чиновники требуют восстанавливать суммы НДС по нему, ранее принятые к вычету. Сумму восстановленного НДС также можно учесть в расходах по налогу на прибыль. В особом порядке восстанавливается НДС по основным средствам: с их остаточной стоимости без учета переоценки 12 .
Но с требованием чиновников о восстановлении суммы налога можно поспорить. Есть обширная судебная практика, которая подтверждает, что налоговое законодательство не обязывает в случае пожара, кражи и иных форс-мажорных обстоятельств восстанавливать к уплате в бюджет суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету 13 .
Пример
В результате пожара ЗАО «Эра» был причинен значительный ущерб (факт пожара подтвержден справкой противопожарной службы МЧС России). Проведенная инвентаризация установила, что сгорели товары на сумму 300 000 руб., а также часть складского оборудования — основные средства, остаточная стоимость которых составила 120 000 руб. (первоначальная стоимость — 200 000 руб., сумма начисленной амортизации — 80 000 руб.) По всему сгоревшему имуществу ранее был принят к вычету НДС (по ставке 18%). На основании данных инвентаризации бухгалтер ЗАО «Эра» списал расходы:
ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 41
– 300 000 руб. — учтена в расходах стоимость сгоревших товаров;
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие ОС» КРЕДИТ 01
– 200 000 руб. — списана первоначальная стоимость сгоревшего основного средства;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 01
субсчет «Выбытие ОС»
– 80 000 руб. — списана амортизация;
ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 01 «Выбытие ОС»
– 120 000 руб. — списана на расходы остаточная стоимость сгоревшего оборудования.
Обратите внимание, что чрезвычайные расходы списываются в периоде их фактического возникновения (п. 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации), а не тогда, когда закончено расследование причин пожара и можно сделать вывод о наличии или отсутствии виновных лиц, поэтому в данном случае в проводках не используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В этом же периоде бухгалтер ЗАО «Эра» восстановил сумму НДС со стоимости сгоревшего оборудования и товаров и также включил ее в состав расходов:
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19 субсчет «НДС по ТМЦ»
– (300 000 руб. x 18%) — восстановлен НДС по сгоревшим товарам;
ДЕБЕТ 68 субсчет «НДС» КРЕДИТ 19 субсчет «НДС по ОС»
– (120 000 руб. x 18%) — восстановлен НДС по сгоревшему оборудованию;
ДЕБЕТ 91.2 КРЕДИТ 76
– 75 600 руб. (54 000 + 21 600) — сумма восстановленного НДС отнесена на расходы.
Общую сумму расходов, понесенных в результате пожара, в размере 495 600 руб. (300 000 + 120 000 + 75 600) бухгалтер ЗАО «Эра» включил в состав внереализационных расходов в налоговом учете.
Если в связи с пожаром фирма приняла решение выплатить отдельным работникам материальную помощь или иную аналогичную единовременную выплату, то НДФЛ при этом удерживать не нужно. Также эта сумма не будет облагаться обязательными страховыми взносами, за исключением случаев, когда эта выплата предусмотрена в трудовых (включая коллективный трудовой договор) или гражданско правовых договорах с работниками и превысила определенный лимит (необлагаемая материальная помощь не должна превышать 4000 руб. в год на одного работника) 14 . Но в расходах по налогу на прибыль сумма материальной помощи работникам в любом случае не учитывается 15 .
Доходы в результате пожара фирма может получить в следующих случаях:
- если сумма ущерба возмещается виновными лицами или страховой компанией;
- если при списании сгоревших основных средств выявлены материалы, пригодные к использованию. Рассмотрим порядок учета каждого вида таких доходов подробнее.
Возмещение ущерба
Если установлено лицо, виновное в возникновении пожара, то за его счет организация сможет полностью или частично возместить сумму причиненного ущерба. Это может быть как работник самой фирмы, так и представитель компании-контрагента. И если пожар произошел по вине работника, то при взыскании с него суммы ущерба будут действовать ограничения, установленные трудовым законодательством. Например, в большинстве случаев размер взыскиваемой задолженности не может превышать среднемесячного заработка работника 16 .
Но независимо от источника возмещения ущерба (виновниками пожара или страховой компанией) сумма возникшего в связи с этим дохода отражается в бухгалтерском учете фирмы в том отчетном периоде, в котором должник признал сумму ущерба или суд вынес решение о ее взыскании. В налоговом учете — на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда 17 .
То есть если сумму ущерба от пожара должника обязал возместить суд, то периоды отражения этого дохода в бухгалтерском и налоговом учете фирмы могут быть разными.
Пример
ООО «Диана» через суд взыскало со страховой компании сумму ущерба, причиненного природным пожаром, в общей сумме 300 000 руб. (НДС не облагается). Решение суда было вынесено в сентябре, а вступило в законную силу в октябре.
В сентябре на основании судебного решения бухгалтер ООО «Диана» сделал проводки:
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1
– 300 000 руб. — отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению должником (на дату вынесения решения).
В налоговом учете этот доход — 300 000 руб. — будет признан лишь в октябре (на дату вступления в силу судебного решения), из-за чего в сентябре у ООО «Диана» возникла налогооблагаемая временная разница и в результате сформировалось ОНО (п. 15 ПБУ 18/02).
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
– 60 000 руб. (300 000 руб. x 20%) — сформировано ОНО.
В октябре, когда сумма этого дохода будет отражена в налоговом учете, бухгалтер ООО «Диана» сделает проводку по погашению ОНО:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 60 000 руб. — погашено ОНО.
Материалы, оставшиеся от списанных основных средств
Если от сгоревших основных средств остались материалы, которые еще могут быть использованы, то в учете они отражаются по рыночной стоимости на дату их получения, то есть на момент подписания акта о списании основных средств (по формам N ОС-4, ОС-4а, ОС-4б). В бухгалтерском учете их стоимость будет являться прочими доходами, а в налоговом — внереализационными 18 .
Авторы статьи:
М.В. Кузьмина,
эксперт журнала
Экспертиза статьи:
О.В. Монако,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор
1 письмо Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31
2 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ
3 п. 13 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ
4 письма Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691, от 16.01.2006 N 03-03-04/1/31
5 письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190
6 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ
7 письмо Минфина России от 13.03.2006 N03-03-04/1/208
8 пост. ФАС СЗО от 10.09.2007 N А05-12441/2006-31
9 письма Минфина России от 16.01.2006 N 03-03-04/1/18, УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190
10 письмо Минфина России от 24.09.2007 N 03-03-06/1/691
11 письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190
12 письма Минфина России от 15.05.2008 N 03-07-11/194, от 06.05.2006 N 03-03-04/1/421
13 пост. ФАС СЗО от 03.09.2009 N А56-5351/2009, ФАС МО от 02.04.2009 N КА-А41/2501-09, и др.
14 п. 8 ст. 217 НК РФ; письмо Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 426-19
15 п. 23 ст. 270 НК РФ
16 ст. 241 ТК РФ
17 пп. 8, 16 ПБУ 9/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; подп. 4 п. 4 ст. 271, ст. 317 НК РФ
18 п. 13 ст. 250 НК РФ; п. 10.3 ПБУ 9/99; пп. 5, 6 ст. 274 НК РФ
www.garant.ru
«Чрезвычайные» расходы и доходы
Любой налогоплательщик в той или иной степени может пострадать от стихийных бедствий, техногенных катастроф, террористических актов или иных чрезвычайных обстоятельств. В большинстве подобных случаев у организации возникают расходы и убытки, связанные с порчей и уничтожением имущества. Однако иногда появляются и доходы.
Чрезвычайные обстоятельства хозяйственной деятельности ? это стихийные бедствия, пожары, аварии, эпидемии и т. п. Это следует из п. 13 ПБУ 10/99 и п. 9 ПБУ 9/99. Для налогоплательщиков последствия указанных событий могут быть самыми разными: от незначительного повреждения запасов, товаров, материалов, основных средств и иного имущества, принадлежащего организации, до полного его уничтожения.
Что же следует предпринять организации, попавшей в чрезвычайную ситуацию, а также какие существуют особенности признания и документального оформления расходов и доходов, полученных в результате возникновения такой ситуации?
Организации, пострадавшей от непредотвратимых обстоятельств, прежде всего, нужно установить размер причиненного ущерба. Для этого она должна провести инвентаризацию. Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №129-ФЗ) проведение инвентаризации обязательно в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
В ходе инвентаризации определяется сумма поврежденных и уничтоженных ценностей, а также устанавливается уцелевшее имущество. Проведение инвентаризации и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые утверждены Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. Этот документ может быть использован не только в целях бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационными описями. По итогам инвентаризации непригодное для дальнейшего использования имущество списывается, а материалы (запчасти, лом и др.), полученные при списании этого имущества, которые можно использовать или продать, приходуются. Списание и принятие на учет имущества, пострадавшего в результате непредвиденных обстоятельств, оформляется соответствующими первичными документами.
Так, материально-производственные запасы, непригодные для дальнейшего использования, списываются по фактической себестоимости на основании акта по форме №МБ-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71а. Для списания основных средств используются формы №ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», ОС-4а «Акт о списании автотранспортных средств» и ОС-4б «Акт о списании групп объектов основных средств» (утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03 г. №7). Основные средства списываются по остаточной стоимости.
Материальные ценности, оставшиеся от списанного имущества, которые могут быть использованы в деятельности организации, приходуются на основании акта на списание и требования-накладной №М-11. Также применяется форма №М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений». Данные материальные ценности приходуются по цене возможного использования.
Признание «чрезвычайных» расходов
Стоимость поврежденного и уничтоженного имущества ? это только часть расходов, которые появляются у организации при возникновении непредвиденных обстоятельств. После стихийного бедствия, пожара или аварии, как правило, необходимо ликвидировать их последствия. Например, привести в порядок территорию, разобрать обломки сгоревшего здания и т. д. Затраты на эти цели также относятся к расходам, связанным с чрезвычайными обстоятельствами.
Отражение расходов в налоговом и бухгалтерском учете
В налоговом учете затраты, возникающие в результате чрезвычайных обстоятельств, включаются во внереализационные расходы. Так, в подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ говорится, что потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий, учитываются при исчислении налога на прибыль. Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации по этим основным средствам, уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Уменьшение налоговой базы вызывает также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества).
В бухгалтерском учете все затраты, возникающие в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств, относятся к прочим расходам. Согласно Плану счетов они отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчета 91-2) в корреспонденции со счетами учета имущества и денежных средств (01, 04, 10, 43, 50), расчетов с персоналом по оплате труда (70) и др.
Следует иметь в виду, что затраты по устранения последствий стихийного бедствия, пожара, наводнений и т.п. не могут быть включены в расходы по обычным видам деятельности, поскольку не связаны с производством и реализацией продукции, а также выполнением работ (оказанием услуг), осуществляемых в рамках деятельности организации. Согласно общему порядку, установленному в п. 18 ПБУ 10/99, в бухучете «чрезвычайные» расходы являются расходами того отчетного периода, в котором были произведены. При этом расходы в виде стоимости списанных материально-производственных запасов и иного имущества признаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация (п. 5.5 Методических указаний).
ООО «Амврозия» занимается переработкой куриного мяса. В результате аварии на электростанции на предприятии 5 октября 2010 года была отключена электроэнергия. Это привело к прекращению работы холодильного оборудования и порче хранящейся в нем готовой продукции. Кроме того, из-за перепадов напряжения в сети один из холодильников вышел из строя и подлежит ремонту. В ходе инвентаризации товарно-материальных ценностей (была завершена 8 октября 2010 года) установлено, что испорчено продукции на сумму 87 000 руб.
Стоимость работ по ремонту холодильного оборудования, выполненных специализированной организацией, составила 46 020 руб. (включая НДС 7020 руб.). Данные работы закончены и приняты ООО «Амврозия» по акту 15 октября 2010 года. В налоговом учете организация в октябре 2010 года вправе включить в состав внереализационных расходов стоимость списанной продукции ? 87 000 руб. и прочие расходы ? стоимость работ по ремонту холодильного оборудования ? 39 000 руб. (46 020 руб. ? 7020 руб.).
В бухгалтерском учете ООО «Амврозия» были сделаны следующие проводки: На 8 октября 2010 года:
Дт91-2 — Кт43 ? списана пришедшая в негодность готовая продукция на сумму 87 000 руб.;
Дт91-2 — Кт60 ? учтена стоимость работ по ремонту холодильного оборудования на сумму 39 000 руб.;
Дт19 — Кт60 ? учтен НДС, предъявленный по ремонтным работам в размере 7020 руб.
Документальное подтверждение расходов
Как уже отмечалось, стоимость имущества, пострадавшего в результате чрезвычайных ситуаций и непригодного для дальнейшего использования, списывается на основании соответствующих актов. Затраты на оплату работ по устранению последствий чрезвычайных обстоятельств также должны быть оформлены подтверждающими документами. Для обоснования необходимости проведения этих работ руководителю организации следует издать приказ о создании комиссии, ответственной за устранение последствий стихийного бедствия, пожара, аварии и т. д., и о привлечении сотрудников к работам по устранению этих последствий. В этом приказе также указывается объем работ, которые нужно выполнить, и сроки их выполнения. Факт выполнения работ подтверждается актом, подписанным названной выше комиссией.
Хотя, указанные документы и подтверждают совершение хозяйственных операций, их недостаточно, чтобы признать поименованные выше затраты в качестве прочих расходов в бухучете и в составе внереализационных расходов в целях налогообложения прибыли. К этим документам необходимо приложить документы из соответствующих органов исполнительной власти, подтверждающие чрезвычайные обстоятельства. Чтобы подтвердить возникновение чрезвычайной ситуации в результате стихийного бедствия, следует обратиться в Росгидромет, пожара ? в противопожарную службу МЧС России. Справку об отключении электроэнергии выдает организация, обслуживающая электросети. Дорожно-транспортное происшествие подтверждается справкой, выдаваемой должностным лицом ГИБДД. Аварию системы отопления, в результате которой затопило офис организации, подтверждает ДЭЗ. Факт отсутствия виновных лиц при хищении имущества и документов подтверждается справкой из органов внутренних дел о прекращении уголовного дела.
Особенности подтверждения расходов по восстановлению утраченных документов
Нередко в результате чрезвычайных обстоятельств бывает испорченным не только имущество организации, но и документы бухгалтерского и налогового учета. Они могут сгореть или размокнуть от воды. Основная задача организации в такой ситуации ? принять все необходимые меры для восстановления уничтоженных документов. Особенно это важно в случае, если документы отсутствуют за период, за который ещё не проводилась выездная налоговая проверка.
Сразу после происшествия в организации создается комиссия по расследованию причин гибели документов и выявлению виновных лиц. Об этом сказано в пункте 6.8 Положения «О документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденного Минфином СССР от 29.07.83 №105. При необходимости в работе комиссии принимают участие сотрудники МЧС России, органов внутренних дел, уполномоченные лица организации, в ведении которой находится эксплуатация и обслуживание здания, и иных ведомств. Результаты работы комиссии оформляются актом, в котором должен быть зафиксирован факт утраты или порчи документов. Этот акт утверждается руководителем организации, к нему следует приложить справку из соответствующего ведомства о пожаре, наводнении, аварии электроподстанции, а также опись утраченных (поврежденных) документов. Такие документы выявляются по результатам инвентаризации оставшихся документов, которую в этом случае организация обязана провести в соответствии с п. 2 ст. 12 Закона №129-ФЗ. Кроме того, с лиц, ответственных за сохранность документов, необходимо получить письменные объяснения. Несмотря на то что согласно п. 3 ст. 17 Закона №129-ФЗ ответственность за организацию хранения учетных документов, а также регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации, эти объяснения обычно берут с главного бухгалтера, так как именно в его ведении находятся первичные документы, регистры налогового и бухгалтерского учета, документы налоговой и бухгалтерской отчетности. После того как будет установлен перечень утраченных документов, организации следует приступить к их восстановлению. Для этого назначается ответственное лицо, как правило, ? главный бухгалтер. Восстанавливать бухгалтерские документы организация может собственными силами либо с привлечением сторонних лиц (например, аудиторских фирм, контрагентов, обслуживающего банка). После завершения работ по восстановлению документов, выполненных сторонними фирмами, необходимо составить акт сдачи-приемки выполненных работ.
Перечисленные выше документы послужат основанием для отражения затрат организации по восстановлению документов в бухгалтерском и налоговом учете. Данные затраты, как и другие расходы, вызванные чрезвычайными событиями, в бухучете признаются в составе прочих расходов, а в целях налогообложения прибыли ? во внереализационных расходах (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Признание «чрезвычайных» доходов
В налоговом учете поступления, связанные с чрезвычайными событиями, отражаются в составе внереализационных доходов. При этом стоимость материальных ценностей, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в целях налогообложения прибыли на основании п. 13 ст. 250 НК РФ. Датой признания таких доходов считается дата составления акта о ликвидации амортизируемого имущества, оформленного в соответствии с требованиями бухгалтерского учета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Страховая выплата и суммы компенсации, возмещаемые виновным лицом, увеличивают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 250 НК РФ. Согласно этому пункту к внереализационным доходам относятся поступления в виде сумм возмещения убытков или ущерба, признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда. Датой получения подобных доходов считается дата, когда соответствующее решение суда вступило в законную силу. Основанием является подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ.
Изложенный выше порядок признания доходов касается налогоплательщиков, определяющих доходы методом начисления. Если организация применяет кассовый метод, то стоимость материалов, полученных при списании основных средств, отражается в налоговом учете в день поступления этих материалов, а страховые выплаты и суммы компенсации от виновного лица ? в день поступления средств на счета в банках и (или) кассу. На это указывает п. 2 ст. 273 НК РФ.
Поступления, возникающие в связи с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности, относятся к прочим доходам организации (п. 9 ПБУ 9/99). Они отражаются по кредиту счета 91 (субсчета 91-1) в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, денежных средств и т. д.
В основном указанные доходы в организациях формируются за счет двух источников: стоимости материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, и суммы страхового возмещения получаемой от страховой организации при утрате (порче) застрахованного имущества. Если будет установлен виновник чрезвычайной ситуации, то в состав указанных выше доходов включаются также суммы, поступившие от виновного лица в возмещение ущерба.
Доходы в виде стоимости пригодных материальных ценностей, остающихся от списания не подлежащих восстановлению и дальнейшему использованию основных средств, отражаются в бухучете по мере их выявления, а доходы в виде страхового возмещения признаются в том отчетном периоде, в котором страховая компания признала сумму ущерба страхователя. Что касается доходов в виде сумм компенсации убытков организации, подлежащих возмещению виновным лицом, то они включаются в состав прочих доходов в том отчетном периоде, в котором виновник согласился возместить их либо суд вынес решение о взыскании с него этих убытков.
У ЗАО «Феличита» 25 сентября 2010 года сгорел склад, который был застрахован на сумму 1 200 000 руб. По результатам инвентаризации, проведенной 27 сентября, организация выявила и приняла к учету материалы, пригодные к дальнейшему использованию, на сумму 45 000 руб. Страховая компания 15 октября 2010 года признала размер ущерба организации и 19 октября выплатила страховое возмещение в полной сумме (1 200 000 руб.).
ЗАО «Феличита» в налоговом учете в целях налогообложения прибыли доходы и расходы признает по методу начисления, поэтому общество отразило в составе внереализационных доходов:
27 сентября ? выявленные в ходе инвентаризации материалы на сумму 45 000 руб.;
В бухгалтерском учете ЗАО «Феличита» сделаны следующие записи:
На 27 сентября 2010 года:
Дт10 — Кт91-1 ? оприходованы материалы, полученные в результате списания основных средств, на сумму 45 000 руб.;
На 15 октября 2010 года:
Дт76-1 — Кт91-1 ? отражена в составе прочих доходов сумма страхового возмещения в размере 1 200 000 руб.;
На 19 октября 2010 года:
Дт51 — Кт76-1 ? получена сумма страхового возмещения в размере 1 200 000 руб.
Отражение «чрезвычайных» расходов и доходов в налоговой и бухгалтерской отчетности
В декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом Минфина РФ от 05.05.08 №54н (в редакции Приказа Минфина РФ от 16.12.09 №135н), доходы и расходы, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, отражаются следующим образом. Общая сумма таких доходов указывается по строке 100 приложения №1 к листу 02. В этой строке, в частности, указываются суммы страховых выплат от страховых организаций, суммы компенсации ущерба, подлежащие получению от виновных лиц, а также стоимость материалов или иного имущества, полученных при ликвидации и ремонте основных средств.
Кроме того, доходы в виде стоимости материалов или иного имущества, полученных при ликвидации основных средств, отражаются по строке 102.
«Чрезвычайные» расходы отражаются в приложении №2 к листу 02. Они указываются общей суммой по строке 200. Показатель данной строки включает расходы в виде стоимости списанных материально-производственных запасов и основных средств, а также расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. При этом расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, объектов незавершенного строительства и иного имущества указываются также по строке 204.
Для целей бухгалтерского учета доходы и расходы, возникающие в результате непредвиденных обстоятельств, отражаются в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности в разделе «Прочие доходы и расходы» по строкам 090 и 100.
m.ppt.ru
Порядок отражения расходов по ликвидации последствий пожара: бухгалтерский учет и налогообложение Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»
Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Журавлев В.В., Родюшкин С.П.
В статье рассматривается порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов по ликвидации последствий пожара, а также убытков от списания имущества , уничтоженного пожаром.
Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Журавлев В.В., Родюшкин С.П.,
Текст научной работы на тему «Порядок отражения расходов по ликвидации последствий пожара: бухгалтерский учет и налогообложение»
ISSN 2311-9411 (Online) Учет в государственных (муниципальных) учреждениях
ISSN 2079-6714 (Print)
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ РАСХОДОВ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОЖАРА: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Вячеслав Владимирович ЖУРАВЛЕВа% Сергей Павлович РОДЮШКИНЬ
a эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
b рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер, Москва, Российская Федерация
История статьи: Аннотация
Принята 29.09.2016 В статье рассматривается порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов по
Одобрена 13.10.2016 ликвидации последствий пожара, а также убытков от списания имущества, уничтоженного
бухгалтерский учет, налогообложение, инвентаризация, имущество, расходы, НК РФ, ПБУ 10/99
Пример. На предприятии (общая система налогообложения) произошел пожар.
По результатам инвентаризации выявлено уничтоженное и пришедшее в негодность имущество.
Получены справка Государственной противопожарной службы МЧС России, а также протокол осмотра места происшествия. Ведется следствие, которым устанавливается причина возгорания.
Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов по ликвидации последствий пожара, убытков от списания имущества, уничтоженного пожаром?
Можно ли списать данные убытки на счет 91 «Прочие расходы» как расходы, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами, не используя счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»?
На основании п. 13 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и тому подобного), учитываются в качестве прочих расходов.
К таким расходам, в частности, относятся:
— стоимость уничтоженного или испорченного имущества;
— расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий (за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов), и другие расходы.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению», расходы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара и т.п.), отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
При списании имущества, пострадавшего от чрезвычайной ситуации, следует учитывать, что при возникновении стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, организация в обязательном порядке проводит инвентаризацию имущества.
На основании результатов инвентаризации устанавливается фактический размер понесенного ущерба, а также имущество, подлежащее списанию (п. 27 Положения о бухгалтерском учете
и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н и п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, далее — Методические указания по инвентаризации имущества).
Расходы, связанные с последствиями чрезвычайных обстоятельств, учитываются в периоде их возникновения (п. 17, 18 ПБУ 10/99). При списании имущества расходы признаются в том месяце, в котором была закончена инвентаризация (п. 5.2, 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества).
Для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и продажи, независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) или виновных лиц, предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». По дебету счета 94 отражается, в частности, фактическая себестоимость полностью испорченных товарно-материальных ценностей (см. Инструкцию по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция).
При этом если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то потери ценностей, возникшие в результате чрезвычайных обстоятельств, относятся на субсчет «Прочие расходы», открытый к счету 91 (некомпенсированные потери, связанные с последствиями чрезвычайных обстоятельств).
В соответствии с п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков о р ганизации, кр оме с лучае в , когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Таким образом, убытки от пожара могут отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:
списана себестоимость испорченной продукции, товара;
Дебет счета 99 Кредит 94 — отражены некомпенсированные потери, возникшие в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
Если по каким-либо видам уничтоженных ценностей установлены нормы естественной убыли, то в пределах таких норм расходы относятся на издержки производства или обращения (счета 20, 26, 44), сверх норм — на счет виновных лиц (счет 73 или счет 76). Если же виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки списываются в дебет счета 91 (п. 5.1, 5.2 Методических указаний по инвентаризации имущества).
Таким образом, если будет установлено виновное лицо, то убытки от пожара могут отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:
Дебет счета 94 Кредит счета 43 (01, 10, 41) —
списано имущество, пришедшее в негодность в результате чрезвычайной ситуации;
Дебет счета 76 Кредит счета 94 — отражена задолженность виновного лица по возмещению убытков;
Дебет счета 51 Кредит счета 76 — виновником погашена задолженность.
На наш взгляд, предложенный вариант учета расходов, возникших из-за пожара, в соответствии с которым предлагается списывать расходы сразу в дебет счета 91 без применения счета 94, можно применить при условии закрепления его в учетной политике данной организации.
При этом если расходы от пожара вызваны обстоятельствами субъективного характера (неосторожными действиями работников, нарушением технологий, нарушением правил пожарной безопасности т.д.), то такие расходы в обязательном порядке должны аккумулироваться на счете 94, при этом порядок их списания будет таким же, как при списании недостач.
Налог на прибыль
Согласно ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, о с у щ е с т в л е н н ы е ( п о н е с е н н ы е )
налогоплательщиком, а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, — убытки.
Подпунктом 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации к внереализационным расходам пр и р ав ни в аю тс я у б ы тки , п о л у че нны е налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
К таким потерям, в частности, относятся:
— стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации (за исключением стоимости арендованного, полученного в залог или комиссионного имущества);
— расходы, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и аварий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;
— потери от простоев, вызванных стихийными бедствиями;
— расходы на мероприятия, связанные с предотвращением последствий стихийных бедствий, и т.д. (см. письма Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/208, УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 № 16-15/065190).
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации по этим основным средствам, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на основании подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации для выполнения требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо документально подтвердить факт пожара, факт уничтожения имущества и факт осуществления расходов на их приобретение (см. письма Минфина России от 24.09.2007 № 0303-06/1/691, от 16.01.2006 № 03-03-04/1/31).
Следует отметить, что подп. 6 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации не связывает право налогоплательщика на отнесение убытков от пожара к внереализационным расходам
ни с фактом неустановления лица, виновного в пожаре, ни с конкретной причиной пожара. Поэтому убытки, вызванные пожаром, могут быть включены налогоплательщиком в состав внереализационных расходов при исчислении налога на прибыль, независимо от факта установления лица, виновного в возникновении пожара (см. п. 10 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (налог на прибыль организаций), одобренного протоколом Президиума ФАС Уральского округа от 29.05.2009 № 8).
Однако налоговые органы, опираясь на подп. 5 п. 2 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, выражали мнение о необходимости наличия у налогоплательщика справки о закрытии уголовного дела, документально подтверждающей факт отсутствия виновных лиц (см. письма УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 № 16-15/065190, от 15.01.2007 № 19-11/2462).
Дата возникновения расхода в виде потерь от пожара в ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации не приводится. Соответственно, в отношении данного вида расходов следует руководствоваться п. 1 ст. 272 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся.
Налог на добавленную стоимость
Положениями главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не установлено требование производить восстановление принятого к вычету «входного» НДС в случае списания имущества, уничтоженного в результате пожара. Это обусловлено тем, что случаи восстановления налога на добавленную стоимость (НДС) перечислены в п. 3 ст. 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный перечень носит закрытый характер и такого основания для восстановления налога, как списание товара в результате пожара, не содержит.
Однако Минфин России и налоговые органы считают, что суммы НДС, ранее принятые к вычету по утраченным в результате пожара товарам, следует восстановить (см. письма Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387, от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332, от 15.05.2008 № 03-07-11/194, от 01.11.2007 № 03-07-15/175, от 14.08.2007 № 03-07-
15/120, УФНС России по г. Москве от 20.03.2012 № 16-15/23877). При этом восстановление налога рекомендуется производить в том налоговом периоде, в котором товар списывается с учета в установленном порядке.
Сложившаяся судебная практика подтверждает, что нало го во е законодате льс тво не предусматривает обязанности налогоплательщика восстановить правомерно принятые к вычету суммы НДС в случае последующего списания стоимости приобретенных товаров на потери, порчи, утраты в результате пожара. Судьи делают вывод, что выбытие товарно-материальных ценностей вследствие пожара само по себе не меняет первоначальной цели их приобретения и, как следствие, не свидетельствует об утрате налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов.
Налоговое законодательство не предусматривает такого основания для восстановления НДС, как списание товарно-материальных ценностей,
утраченных в результате пожара либо в случае обнаружения брака (см., например, постановления ФАС Московского округа от 15.07.2014 № Ф05-7043/14 по делу № А40-135147/2013, от 25.12.2013 № Ф05-16440/13 по делу № А40-34818/2013, от 28.06.2013 № Ф05-5714/13 по делу № А40-113901/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.07.2013 № Ф02-2713/13 по делу № А78-10218/2012, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 № Ф07-5151/12 по делу № А56-165/2012, от 03.09.2009 № А56-5351/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 по делу № А82-15724/2004-37, рекомендуем также ознакомиться с решением ВАС РФ от 19.05.2011 № ВАС-3943/11, постановлениями ФАС СевероКавказского округа от 10.04.2014 № Ф08-1216/14 по делу № А61-1644/2012, ФАС Московского округа от 04.10.2013 № Ф05-12037/13 по делу № А40-149597/2012, ФАС Поволжского округа от 09.11.2012 № Ф06-8238/12 по делу № А65-10659/2012, от 10.05.2011 № А55-17395/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 № 09АП-6551/12).
1. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: утверждены приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
2. Налоговый кодекс (часть первая) Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
3. Налоговый кодекс (часть вторая) Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
7. Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (налог на прибыль организаций): одобрено протоколом Президиума ФАС Уральского округа от 29.05.2009 № 8.
8. Письмо Минфина России от 16.01.2006 № 03-03-04/1/31.
9. Письмо Минфина России от 13.03.2006 № 03-03-04/1/208.
10. Письмо Минфина России от 14.08.2007 № 03-07-15/120.
11. Письмо Минфина России от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691.
12. Письмо Минфина России от 01.11.2007 № 03-07-15/175.
13. Письмо Минфина России от 15.05.2008 № 03-07-11/194.
14. Письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/332.
15. Письмо Минфина России от 04.07.2011 № 03-03-06/1/387.
16. Письмо Минфина России от 05.07.2011 № 03-03-06/1/397.
17. Письмо УФНС России по г. Москве от 15.01.2007 № 19-11/2462.
18. Письмо УФНС России по г. Москве от 25.06.2009 № 16-15/065190.
19. Письмо УФНС России по г. Москве от 20.03.2012 № 16-15/23877.
20. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 № 09АП-6551/12.
21. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2008 по делу № А82-15724/2004-37.
22. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.07.2013 № Ф02-2713/13 по делу № А78-10218/2012.
23. Постановление ФАС Московского округа от 28.06.2013 № Ф05-5714/13 по делу № А40-113901/2012.
24. Постановление ФАС Московского округа от 04.10.2013 № Ф05-12037/13 по делу № А40-149597/2012.
25. Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2013 № Ф05-16440/13 по делу № А40-34818/2013.
26. Постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № Ф05-7043/14 по делу № А40-135147/2013.
27. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.05.2011 № А55-17395/2010.
28. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2012 № Ф06-8238/12 по делу № А65-10659/2012.
29. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2009 № А56-5351/2009.
30. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 № Ф07-5151/12 по делу № А56-165/2012.
31. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.04.2014 № Ф08-1216/14 по делу № А61-1644/2012.
32. Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.05.2011 № ВАС-3943/11.
cyberleninka.ru