Sokolieds.ru

Юридические консультации

Полезные статьи

Защита материальных и духовных ценностей общества это одна из

Духовная и материальная культура

    • Формы культуры

    • Молодежная культура

    • Массовая культура

Духовная и материальная культура общества и человека

Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность человека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.

В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.

Во всех этих трактовках культуры речь идет как о материальных предметах (картинах, кинофильмах, зданиях, книгах, машинах), гак и о нематериальных продуктах (идеях, ценностях, образах, теориях, традициях). Материальные и духовные ценности, созданные человеком, называют соответственно материальной и духовной культурой.

Материальная культура

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

    • Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.
    • Технологии — средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.
    • Техническая культура — это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Духовная культура

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

    • Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.
    • Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.
    • Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Материальная культура — это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.

Вещи — результат материально-созидательной деятельности человека — являются важнейшей формой ее существования. Как и человеческое тело, вещь одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после обработки человеком. Именно так когда-то действовали наши далекие предки, превращая камень в рубило, палку в копье, шкуру убитого зверя в одежду. При этом вещь приобретает очень важное качество — способность удовлетворять определенные человеческие потребности, быть полезной человеку. Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре.

Но вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов, текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Это было особенно характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала символическая полезность, позволявшая использовать веши в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. В древности появилась еще одна форма вещи — игрушка, предназначенная для детей, с помощью которой те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к взрослой жизни. Чаще всего это были миниатюрные модели реальных вещей, иногда имевшие дополнительно эстетическую ценность.

Постепенно, в течение тысячелетий утилитарные и ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — прозаических, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях, например флаги и гербы государств, ордена и т.д. Между данными классами никогда не было непреодолимой преграды. Так, в церкви для обряда крещения используют специальную купель, но при необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру тазом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом. Стечением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценноегь вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали разделяться. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей и в то же время красивых дорогих безделушек, подчеркивающих богатство их владельца.

Можно сказать, что материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека конкретной эпохи, культуры, социального положения и т.п. Так, рыцарский меч может служить образом и символом средневекового феодала, а в современной сложной бытовой технике легко увидеть человека начала XXI в. Портретами эпохи являются и игрушки. Например, современные технически сложные игрушки, среди которых много моделей оружия, довольно точно отражают лицо нашего времени.

Социальные организации также являются плодом человеческой деятельности, еше одной формой материальной предметности, материальной культуры. Становление человеческого общества проходило в тесной связи с развитием социальных структур, без которых невозможно существование культуры. В первобытном обществе в силу синкретизма и однородности первобытной культуры существовала лишь одна социальная структура — родовая организация, обеспечивавшая все бытие человека, его материальные и духовные потребности, а также передачу информации следующим поколениям. С развитием общества стали формироваться разные социальные структуры, отвечавшие за повседневную практическую жизнь людей (труд, общественное управление, война) и за удовлетворение его духовных потребностей, прежде всего религиозных. Уже на Древнем Востоке четко выделяются государство и культ, тогда же появились школы как часть педагогических организаций.

Развитие цивилизации, связанное с совершенствованием техники и технологии, строительством городов, формированием классов, требовало более эффективной организации общественной жизни. В результате появились социальные организации, в которых опредмечивались экономические, политические, правовые, нравственные отношения, техническая, научная, художественная, спортивная деятельность. В экономической сфере первой социальной структурой стал средневековый цех, в Новое время сменившийся мануфактурой, развившейся сегодня до промышленных и торговых фирм, корпораций и банков. В политической сфере помимо государства появились политические партии и общественные объединения. Правовая сфера создала суд, прокуратуру, законодательные органы. Религия сформировала разветвленную церковную организацию. Позже появились организации ученых, художников, философов. Все существующие сегодня сферы культуры имеют сеть созданных ими социальных организаций и структур. Роль данных структур повышается стечением времени, так как возрастает значение организационного фактора в жизни человечества. Через эти структуры человек осуществляет управление и самоуправление, создаст основу для совместной жизни людей, для сохранения и передачи накопленного опыта следую щи м п окол с н и я м.

Вещи и социальные организации в совокупности создают сложную структуру материальной культуры, в которой выделяют несколько важнейших направлений: сельское хозяйство, здания, инструменты, транспорт, связь, технологии и т.п.

Сельское хозяйство включает в себя выведенные в результате селекции сорта растений и породы животных, а также культивированные почвы. С этой областью материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как она дает продукты питания и сырье для промышленного производства. Поэтому человек постоянно заботится о выведении новых, более продуктивных видов растений и животных. Но особенно важна правильная обработка почвы, поддерживающая ее плодородие на высоком уровне, — механическая обработка, удобрение органическими и химическими удобрениями, мелиорации и севооборот — последовательность культивирования разных растений на одном участке земли.

Здании — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и бытия (жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности), и сооружении — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта (помещения для производства, мосты, плотины и т.н.). Как здания, так и сооружения являются результатом строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.

Инструменты, приспособлении и оборудование предназначены для обеспечения всех видов физическою и умственного труда человека. Так, инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и используемых для одной цели. Они различаются в зависимости оттого, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. История человечества свидетельствует о постоянном совершенствовании этой области материальной культуры — от каменного рубила и палки-копапки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всего необходимого для жизни человека.

Транспорт и пути сообщения обеспечивают обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию. В эту область материальной культуры входят: специально оборудованные пути сообщения (дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов), здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта (железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.), все виды транспорта (гужевой, автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный).

Связь тесно связана с транспортом и включает почту, телеграф, телефон, радио и компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией.

Технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальней шее совершенствование технологий, но и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования, а это свидетельствует о тесной связи материальной культуры и духовной.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры. Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности — идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты — планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале — в собственном сознании, затем — на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).

В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы — природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

      • техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;
      • социальное по созданию моделей общественных явлений — новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;
      • педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.
      • Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Более того, часто сложно понять, к какому виду культуры — материальной или духовной — относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы скорее всего отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде 300-летнего возраста, экспонирующемся в музее, о нем следует говорить как о предмете духовной культуры. Книга — бесспорный предмет духовной культуры — может быть использована для растопки печи. Но если предметы культуры могут менять свое назначение, то должны быть введены критерии для различения предметов материальной и духовной культуры. В этом качестве можно использовать оценку смысла и назначения предмета: предмет или явление, удовлетворяющие первичные (биологические) потребности человека, относятся к материальной культуре, если они удовлетворяют вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, его считают предметом духовной культуры.

Между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное оттого, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура). Иными словами, деньги выступают универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как деньги уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры. При этом у многих людей рождается иллюзия, что все имеет свою цену, что все можно купить. В таком случае деньги разобщают людей, принижают духовную сторону жизни.

www.grandars.ru

Духовные ценности современной цивилизации

Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

        • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
        • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
        • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:

          • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
          • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
          • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
          • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
          • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
          • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного — это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции — научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры — формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

            • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
            • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
            • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
            • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
            • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
            • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю. Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,— проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных — солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» — вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

              • как особую систему знаний;
              • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
              • как особый вид деятельности — систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука — это мышление в понятиях, а искусство — в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция — она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран — членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

                • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
                • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
                • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
                • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы — их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации — усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

                  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
                  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
                  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
                  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
                  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия — это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,— есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

                  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
                  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
                  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.

Структура религии:

                    • религиозное сознание;
                    • религиозная вера;
                    • религиозные представления;
                    • религиозная деятельность;
                    • религиозные общины, конфессии, церкви.

Религиозное сознание:

                      • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
                      • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).

Антропологические основания религии:

                        • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
                        • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
                        • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
                        • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.

Функции религии:

                          • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
                          • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
                          • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
                          • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога — центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви — папа римский — является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии — конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,— буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе». Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,— учит Иисус.— Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) — самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет — частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности — уголовной или гражданской — за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное — это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни — сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание — эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры — это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию — принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

                            • Активное творческое отношение к жизни.
                            • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
                            • Постоянное обогащение своего духовного мира.
                            • Избирательное отношение к источникам информации.
                            • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» — способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект — это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти — чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля — это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Рекомендации к теме

Необходимо объяснять различия и взаимосвязь духовной и материальной культуры.

Обосновать свою точку зрения на появление субкультуры, массовой и элитарной культуры, контркультуры.

Обратитесь к материалам истории, которые рассматривают вопросы культуры, а также к учебному курсу МХК.

Попытайтесь определить состояние духовной культуры Вашей страны.

Обратите внимание на достижения науки и техники, которые есть в мире и Вашей стране.

Попытайтесь определить особенности образования в мире, в России, в Вашей стране.

Определяя роль религии, рассматривайте проблему как диалог и сотрудничество верующих и неверующих, ибо основа этого процесса — свобода вероисповедания.

Для выполнения заданий по Теме 8 Вам необходимо:

1. ЗНАТЬ ТЕРМИНЫ:
Духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура.

2. ОПИСЫВАТЬ:
Религию как феномен культуры, образование в современном обществе.

3. ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ:
Многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы.

www.yaklass.ru

Читайте так же: Как заверить брачный контракт