Законы и нормативные акты регулирующие страховую деятельность

Законы и нормативные акты регулирующие страховую деятельность

Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность страховой компании

Система законодательства, регулирующая в настоящее время страховую деятельность в России, базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе «Об организации страхового дела в РФ» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года).

Гражданский Кодекс Российской Федерации, регулируя общие обязательственные стороны осуществления страхования, определяет суть правоотношений, возникающих по договору страхования. Законодательство о страховании определяет форму (добровольное или обязательное) проведения вида страхования, порядок и механизмы регулирования страховой деятельности, требования к участникам страхового процесса. Подзаконные акты органов надзора и ведомственные нормативные документы координируют страховую деятельность компаний по конкретным вопросам ее осуществления.

Определенные законодательством механизмы регулирования деятельности страховых компаний по своим принципам в целом соответствуют мировой практике, но их неактивное применение не способствует эффективному росту качественных показателей отечественных страховщиков. Основное внимание в нормативах контроля и регулирования уделяется управлению активами и обязательствами страховой компании. Механизм надзора и контроля включает в себя регулирование следующих показателей и процедур деятельности страховой компании: уставный капитал; лицензирование; формирование тарифов страховых взносов; формирование и структура резервов; соответствие нормативам платежеспособности; перестрахование; ограничение размеров единичных рисков; инвестиционная политика.

Схематически (см. Рис. 1.) это может быть представлено в форме двух основных аспектов регулирования: законодательного регулирования и страхового надзора.

Рисунок 1. Схема регулирования страховой деятельности

Цель права страхового надзора установлена в законе РФ «Об организации страхового дела» и состоит в обеспечении соблюдения требований действующего законодательства о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Основу права страхового надзора составляют нормы административного и финансового права, содержащиеся в Законе РФ об организации страхового дела, указах Президента, постановлениях Правительства, ведомственных нормативных актах.

Административное право, являясь важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций, регулирующим отношения между страховщиками, страховыми брокерами и государством, основывается на следующих основных источниках права (главным образом ведомственных нормативных актах, изданных федеральным органом России по надзору за страховой деятельностью):

— Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 декабря 1992 года;

— Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 года;

— Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года;

— Правила размещения страховых резервов от 14 июня 1999 года с изменениями и дополнениями;

—Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности от июня 2001 года;

—Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков от ноября 2001 года;

—Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, от 9 февраля 1995 года;

— План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению;

— Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 года;

—Положение о госрегистрации объединений страховщиков на территории Российской Федерации от 26 апреля 1993 года.

Государственное право регламентирует правовую форму государственного органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти и основывается на: Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 года, Указе Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1998 года.

Сущность коммерческого банка и принципы его деятельности
Современные коммерческие банки – банки, обслуживающие организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы и независимо от формы собственности самостоятельным субъектом экономики. Согласно банковскому законодательству банк – кредитная орга .

Понятие инвестиций
В системе воспроизводства инвестициям принадлежит очень важная роль в деле возобновления и увеличения производственных ресурсов, и, следовательно, в обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и .

Проблемы брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в РК
На рынке ценных бумаг и соответственно в структуре брокерско-дилерской деятельности существуют определенные проблемы, которые препятствуют дальнейшему развитию. Хотя основная волна мирового финансового кризиса прошла в 2008 году, его последствия существенно отразились на фондовом рынке Республики К .

Важнейшим условием нормальной жизнедеятельности человека является непрерывность и бесперебойность. Но многовековой опыт человечества показывает, что процесс общественного производства прерывается или нарушается в результате разрушительного воздействия стихийных сил природы или негативных последствий других чрезвычайных ситуаций.

www.solidbanking.ru

9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность

9. Законодательные акты, регулирующие страховую деятельность

К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников, относятся:

1) глава 48 ГК РФ; устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций;

2) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; формулирует основные понятия в области страховой деятельности (страхование и перестрахование, формы страхования);

3) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;

4) Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан»; регламентирует порядок проведения медицинского страхования;

5) Закон РФ от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»;

6) Закон РФ от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»; регулирует отношения в системе обязательного социального страхования;

7) Закон РФ от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;

Читайте так же:  Приказ о паспорте педиатрического участка

8) Закон РФ от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, порядок выплаты возмещения по вкладам;

9) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»; определяет основные принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме.

econ.wikireading.ru

Тема 2. Юридические основы страховых отношений

Цель – дать характеристику законодательной базе страхования, определить порядок осуществления государственного регулирования и лицензирования страховой деятельности.

Задачи:

1. Рассмотреть нормативные акты, касающиеся организации и функционирования страховых компаний.

2. Изучить функции органов государственного страхового надзора.

3. Определить основные принципы, на которых строится порядок государственного регулирования страхового надзора.

4. Раскрыть условия выдачи лицензии страховым организациям.

5. Рассмотреть порядок наложения на страховщиков следующих санкций: выдачи предписания, ограничение действия лицензии, приостановления действия лицензии, отзыв лицензии.

Оглавление

1. Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность

В системе законодательных и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность в Российской Федерации, выделяют: общее и специальное законодательство; подзаконные акты и ведомственные нормативные документы, а также методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, рекомендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями.

Нормативно-правовая база страховой деятельности в РФ

Гражданский кодекс Российской федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие законы

Устанавливаются организационно-правовые формы и определяется порядок создания предприятий, в том числе и страховых. Законодательством регулируются договорные правоотношения, отношения предприятий между собой и государством, что особенно важно в области налогообложения, и т. д. Правовые нормы общего законодательства и принятия на их основе нормативных документов различных органов исполнительной власти, рекомендаций и методик по вопросам хозяйствования в сфере страхования

Специальное страховое законодательство

Регулирует специфические страховые отношения

Гражданский кодекс РФ, гл. 48 «Страхование»

Устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операции. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования. Дается характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования. Регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании. Установлены требования к форме договора страхования, дается характеристика его существенных условий. Определяется порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев

Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (носил название «О страховании») (в последней редакции от 7 марта 2005 г. № 12-ФЗ )

Даются определения страхования и перестрахования, форм страхования. Характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников. Рассматриваются термины, используемые в договорах страхования: объект страхования, страховая сумма, страховой тариф, страховой взнос, страховой случай, страховая выплата

Кодекс торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.

Гл. XV кодекса регламентирует условия договора морского страхования

Закон РФ «О медицинском страховании граждан» от 28 июня 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 02 апреля 1993 г.)

Регламентирует порядок проведения медицинского страхования

Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов правительственной связи и информации и граждан, призванных на военные сборы» в редакции от 31 января 2000 г. № 15

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями на 23 декабря 2003 г.)

Устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим федеральным законом случаях.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изменениями на 23 июня 2003 г.)

Принят в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Настоящим федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование)

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями на 20 июля 2004 г.) (редакция, действующая с 1 января 2005 г.)

Устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации

Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изменениями на 20 августа 2004 г.)

Устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации (далее — система страхования вкладов), компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Агентство по страхованию вкладов, далее также — Агентство), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками Российской Федерации, Агентством, Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках

Указ Президента РФ от 06 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования»

Определяет принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме

Указ Президента РФ от 07 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров»

Подзаконные акты и ведомственные документы

  • Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.;
  • Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
  • Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г.;
  • Правила размещения страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. (в редакции изменений от 16 марта 2001 г.);
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г.;
  • Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г.; и др.
Читайте так же:  Закон от 17 июля 1999 года 178-фз

Принимаются в пределах компетенции различными органами исполнительной власти и органом страхового надзора в пределах своей компетенции, касаются указаний и рекомендаций по различным вопросам страхования

Методические документы и инструкции

Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденная распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г.; инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности

2. Принципы государственного регулирования в страховании

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования с учетом значимости страхования в процессе общественного воспроизводства.

При осуществлении регулирования страховой деятельности государство преследует следующие цели:

  • Обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
  • Обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
  • Повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
  • Обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
  • Защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
  • Получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
  • Методы государственного регулирования реализуются через осуществление следующих функций:

  • Принятие законов и нормативных актов в области страхования;
  • Контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
  • Регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • Контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
  • Наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
  • При этом государственному регулированию в страховании подлежат:
  • Деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
  • Деятельность страховых посредников;
  • Деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).
  • Государственное регулирование страховой деятельности, как правило, осуществляется с помощью специально создаваемых государственных организаций — органов государственного страхового надзора. В России функции данного органа в настоящее время выполняет Министерство финансов РФ, в составе которого функционирует Департамент страхового надзора.

    3. Деятельность государственного страхового надзора

    Департамент страхового надзора в составе Министерства финансов РФ как орган государственного страхового надзора осуществляет, в частности, следующие функции:

    1. Выдает страховщиками лицензии на осуществление страховой деятельности на территории России и ведет их единый государственный реестр;
    2. Осуществляет регистрацию страховых брокеров и ведет их реестр;
    3. Обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;
    4. Осуществляет контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов РФ, связанных с проведением страховой деятельности;
    5. Разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности и контролирует их соблюдение;
    6. Получает от страховщиков бухгалтерскую и статистическую отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, рассматривает и анализирует ее;
    7. При выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании дает им предписания по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает или ограничивает действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимает решение об отзыве лицензий;
    8. Обращается в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;
    9. Рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.
    10. Кроме органа страхового надзора, государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют:

    11. налоговые органы — контроль за уплатой налогов;
    12. Центральный банк РФ — контролирует проведение страховых операций в иностранной валюте;
    13. Комитет по антимонопольной политике — осуществляет предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке и др.
    14. Контроль за деятельностью страховщиков осуществляется в две стадии:

    15. предварительный контроль;
    16. текущий контроль.
    17. На первой стадии — стадии предварительного контроля — осуществляется отбор организаций, которые получают право заниматься страховой деятельностью.

      Задача этой стадии — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям. Для этого органом страхового надзора проводится отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги, которым выдается разрешение (лицензия) на право заниматься страховой деятельностью. Для получения лицензии следует представить предусмотренные законодательством документы, располагать необходимыми финансовыми средствами, выполнить другие установленные требования.

      На стадии текущего контроля, органы страхового надзора:

    18. рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность;
    19. при необходимости требуют от страховых организаций предоставления дополнительных сведений об их деятельности;
    20. рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования;
    21. проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
    22. принимают решения о мерах воздействия на страховщиков, не соответствующих каким-либо требованиям;
    23. проводят мероприятия по санации страховщиков, попавших в затруднительное финансовое положение, а также по их ликвидации.
    24. Основные задачи этой стадии:

    25. Составить представление о положении дел в страховых организациях;
    26. Проконтролировать соблюдение страховыми компаниями норм законодательства;
    27. Оценить способность и готовность выполнить принятые обязательства страховыми компаниями;
    28. Оценить финансовое состояние страховых организаций (контроль соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установленным нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию);
    29. Минимизировать убытки потребителей страховых услуг от деятельности страховщиков, попавших в сложное финансовое положение.

    В случае выявления несоответствия деятельности страховых организаций действующим нормам органы государственного страхового надзора дают указания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению корректив в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.

    Решения об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме, а также публикуются в печати.

    Орган страхового надзора имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков. Кроме непосредственно страховщиков органы страхового надзора следят также за деятельностью других лиц, не допуская проведения ими страховых операций без получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов Министерство финансов РФ имеет право обращаться в Арбитражный суд с исками о ликвидации таких организаций.

    4. Лицензирование деятельности страховых организаций

    Лицензирование страховых операций страховщиков, которые осуществляют свою деятельность на территории России, производится Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации и носит обязательный характер. Лицензированию подлежат конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса, т. е. лицензируется добровольное и обязательное личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности, а также перестрахование.

    Читайте так же:  Реестр учета уведомлений

    Общие положенияе о лицензировании, составе лицензии, владельцах лицензии, порядке выдачи лицензии на проведение страховой деятельности, контроле за использованием лицензии изложены в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994 г.

    Лицензирование страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора. Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.

    Для получения лицензии страховая организация должна выполнять следующие условия:

  • быть зарегистрированной на территории РФ;
  • иметь необходимый размер уставного капитала, оплаченного в соответствии с действующим законодательством, не менее:
    • 30 млн руб., при проведении иных видов страхования, чем страхование жизни;
    • 60 млн руб., при проведении страхования жизни;
    • 120 млн руб., при проведении исключительно перестрахования;
    • выполнять определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми по данному виду страхования на первый год деятельности, которые рассчитываются по формуле:
    • выполнять ограничения по показателю максимальной ответственности по отдельному риску. Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10 % собственных средств страховщика.
    • Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов Российской Федерации следующие документы:

      1) заявление установленной формы;

      2) документы, которые подтверждают оплату уставного капитала: акты приема-передачи имущества, справка банка, а также другие документы;

      3) учредительные документы: устав, который составлен в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, который подтверждает государственную регистрацию юридического лица;

      4) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);

      5) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме;

      6) экономическое обоснование страховой деятельности, куда входят:

    • план по перестрахованию (необходим в том случае, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10 % собственных средств страховщика);
    • бизнес-план на первый год деятельности;
    • план размещения средств страховых резервов; положение о порядке формирования и использования страховых средств;
    • расчет соотношения активов и обязательств представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее 1 года;
    • баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;
    • 7) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета с указанием источника исходных данных и структуры тарифных ставок.

      Страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим требованиям:

      1) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;

      2) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования;

      З) отсутствие действующих санкций за нарушение законодательства.

      Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов, а в случае отказа в выдаче лицензии в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа.

      При получении лицензии страховщику выдаются следующие документы:

      1) лицензия, которая содержит такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов деятельности, на проведение которых страховщик имеет право; номер лицензии и дата ее выдачи;

      2) приложение к лицензии, содержащее перечень конкретных видов страхования, на проведение которых имеет право страховщик;

      3) структуру страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора;

      4) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора.

      Если в деятельности страховщика выявлены нарушения требований законодательства о страховании, Департамент страхового надзора Российской Федерации имеет право налагать на страховщика следующие санкции:

      • предписание,
      • ограничение действия лицензии,
      • приостановление действия лицензии,
      • отзыв лицензии.
      • Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, которое обязывает страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания являются:

        1) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;

        2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;

        3) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;

        4) непредставление в срок документов, которые были потребованы органами страхового надзора;

        5) несообщение в установленный срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях;

        6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;

        7) нарушение установленных требований о представлении отчетности в орган страхового надзора.

        Приостановление действия лицензии — запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия.

        Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории.

        Представление страховщиком в установленный срок документов, которые свидетельствуют об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, служит основанием для возобновления действия лицензии.

        Отзыв лицензии — непредставление страховщиком в установленный срок данных документов. Он влечет за собой прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность и исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.

        При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. Решения о приостановлении, ограничении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме и публикуются в печати. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор.

        Выводы

        В результате рассмотрения темы были определены основные законодательные и нормативные акты, регулирующие страховую деятельность в РФ. Установлены органы государственного страхового надзора и их основные функции. Определен порядок и условия выдачи лицензии страховщикам и порядок применения различных санкций в случае нарушения ими условий проведения страховой деятельности.

        eos.ibi.spb.ru


  • Обсуждение закрыто.