Законы хаммурапи уголовное право статьи

Законы хаммурапи уголовное право статьи

§ 2.3. Преступления и наказания по «Законам Хаммурапи»

Рабовладельческая сущность ЗХ становится более очевидной при анализе норм о преступлениях и наказаниях. По сравнению с законами шумеров, ЗХ ужесточает наказание, заменяя в большинстве случаев штрафы телесными наказаниями или смертью. Вместе с тем родоплеменные воззрения на преступление и наказание полностью не утратили своего значения. К таким пережиткам относится ответственность общины за грабеж, если виновный не был схвачен и скрылся (ст.ст. 23, 24), изгнание из общины и отцовского дома человека, совершившего кровосмесительное преступление (ст.ст. 154, 158).
Кровная месть отменена, но ее эквивалентом стал принцип талиона — «равное за равное». Однако он применялся по отношению к лицам равного общественного положения, состоящим в одном сословии.
Если строитель построил дом, а он рухнул и в результате погиб хозяин, то предается смерти подрядчик (ст. 229). Если жертвой стал сын хозяина, будет умерщвлен сын строителя. Если же задавили насмерть раба хозяина, подрядчик должен отдать своего раба, то есть возместить ущерб. Эти статьи устрашали бракоделов. Такое же наказание грозило ростовщику, если он дурным обращением довел до смерти сына своего должника, отданного в долговую кабалу.
Если лекарь, цирюльник, снимая бельмо у авилума с глаза, повредил его, то ему отрубали кисть руки. За такое же повреждение, нанесенное рабу, лекарь мог отделаться штрафом. Следовательно, принцип талиона в ЗХ нашел более полное отражение, чем в каком- либо другом памятнике права той эпохи. Его происхождение ведет свое начало от законов шумеров.
Анализ преступлений и наказаний по ЗХ показывает явное неравенство социальных групп, их откровенно классовый, рабовладельческий характер, привилегированное положение авилум. Если раб сказал своему хозяину: «Ты не мой господин», — то господин может отрезать ему ухо (ст. 283).
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по ЗХ много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида. Так, кормилица, виновная в смерти ребенка, лишалась грудей.
Испытания водой (ордалии) также означали гибель человека, так как подозреваемый, как правило, тонул. Если жрица вошла в питейное заведение, по закону ее следовало сжечь (ст. 110).
Содержательницу кабака, постоялого двора, если она не схватила преступников и не привела их к властям, надлежало убить (ст. 109). В данном случае в качестве преступников, вероятно, рассматривались заговорщики, смутьяны, бунтовщики.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗХ преимущественно защищали права господствующего класса рабовладельцев.

uristinfo.net

Уголовное право по Хаммурапи

Законы Хаммурапи, как и другие древние кодификации, не проводят различий между преступлением и гражданским правонарушением. По мысли законодателя, и первое, и второе является преступным, и требует возмездия. В Законах отсутствуют общие принципы уголовного права, отраслевые понятия и теоретические обобщения, не содержится перечня деяний, признаваемых преступными. Это явно свидетельствует о низком уровне развития юридической мысли в Вавилоне. В основе уголовно-правовых санкций продолжает лежать принцип талиона (равным за равное), ведущий свое происхождение от общинно-родовых представлений о справедливости и предполагаемом равенстве людей. Применение принципа талиона исключает установление субъективной стороны преступления (умысел, неосторожность, случайность), объясняет неразработанность института соучастия, отсутствие анализа стадий преступного действия (приготовление, покушение, совершение преступления), предполагает наличие объективного вменения (наказания без вины). Вместе с тем завершившийся переход общества в классовое состояние влечет за собой ревизию первобытно-общинных представлений об изначальном социальном равенстве, порождает и все более усиливает классовый подход к уголовно-правовой действительности. Помимо возмездия как главной цели наказания (именно ей способствует идея талиона), возникают новые цели карательной политики – устрашение и извлечение материальной выгоды, поэтому не случайно в Законнике нет упоминания об обычае кровной мести, но зато часто говорится о штрафах в пользу потерпевшего.

Анализ содержания Законов позволяет выделить три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи.

Основную группу уголовно-правовых норм составляют преступления против личности. Среди них на первом месте стоит убийство: умышленное – убийство мужа женой, ложное обвинение и лжесвидетельство в убийстве, если обвиняемому грозит смертная казнь; неумышленное – ответственность строителя или его сына, если в результате обвала плохо построенного дома погиб хозяин дома или его сын; неудачная операция врача, повлекшая смерть больного; доведение до смерти голодом должника в доме кредитора. Значительную группу преступлений против личности составляют телесные повреждения, оскорбления, ложные обвинения, побои, клевета и др. В большинстве случаев при определении наказания действовал принцип талиона, либо денежный штраф. Смертная казнь грозила любому, кто похищал малолетних детей.

  • Currently 3.05/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Читайте так же:  Правила поведение в лесу раскраска

Рейтинг: 3.1/5 (1020 голосов)

book-science.ru

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Законы царя Хаммурапи: общественный строй; земельная собственность; обязательственное право; уголовное право; судебный процесс

Базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью — древнейший на земле свод законов; был составлен в царствование Хаммурапи , царя Вавилона, в XVIII столетии до н. э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона — Маардук. В руках Хаммурапи жезл — символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога — так пытались придать им большую силу. Законник Хаммурапи состоит из 282 статей . Полностью сохранилось 247.

Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же.

Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась как решение частного случая, казуса («Если человек выбьет зуб равного себе по общественному положению, то должно выбить его зуб») — казуальная форма изложения. Статьи сгруппированы по содержанию, но строгого различия, между отраслями права нет .

Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и судов вообще.

Для наиболее распространенных сделок, например купли-продажи , Законник предусматривает три условия действительности : чтобы имущество не было изъято из оборота (например, илку — земли воинов); чтобы продавец был действительным- собственником вещи и мог гарантировать нового приобретателя от эвикции, то есть истребования проданной вещи ее настоящим собственником; чтобы оформление сделки происходило в присутствии свидетелей.

Малоземелье (из-за роста населения и разграбления общинной земли), вызвало необычайное распространение арендных отношений. Условия аренды вследствие большого спроса были тяжелыми. Арендатор платил хозяину определенную долю, не зависящую от урожая: 1/3 или ½ того, что может принести поле.

Не лучшими были условия договора займа . %% составляли 20 годовых по займам и 30 для займа зерном. Заботясь об обеспечении долга, кредитор имел право требовать в залог обработанное и засеянное должником поле. Исполнение обязательств было непременным для обеих сторон. Только при их обоюдном согласии разрешалось «смочить договор» — размягчить глину, на которой он написан, стереть ненужное, вписать новое.

В древневавилонской семье господствует муж . Он ведет общее хозяйство семьи; представляет ее в деловых отношениях; ему принадлежит право распоряжения женой и детьми. В случаях крайней нужды отец вправе продать своих детей всякому , кто их захочет купить. Жену, которая «позорит» своего мужа или «расточает его имущество», разрешается «отвергнуть» и выгнать из дома. Во власти мужа оставить ее в доме на положении рабыни и жениться вторично. Бездетная жена может дать мужу наложницу, оставаясь хозяйкой в доме. Но муж и в этом случае имеет право на развод. Действуют два принципа : свобода развода для мужа и ограничение права на развод для жены (только три законных основания к разводу: прелюбодеяние мужа; оставление им дома и местности проживания; неосновательное обвинение в супружеской неверности). Жена вправе : распоряжаться своим имуществом, нажитым ею в браке: полученным по наследству, дарению и пр.; заключать сделки купли-продажи и займа, наживать деньги, приобретать землю, рабов. Мужу запрещалось : расточать имущество жены или распоряжаться им без ее согласия.

Два вида наследования — по закону и по завещанию.

Законник Хаммурапи говорит главным образом о законном наследовании . Завещательная свобода находится еще в зародыше. Отец вправе отказать сыну в наследстве, но не по произволу, а в наказание за «тяжелый грех», да и то по разрешению судей, которые исследуют дело. Дети наследуют в равной доле: сестры получают столько же, сколько и братья . Долю умершего сына получают его дети. Усыновленные дети наследуют на равных основаниях с «законными» детьми. Дети, прижитые от наложницы , наследуют, если отец признает их своими (и только движимое имущество).

Уголовное право Законника отличается значительной суровостью. В основе идея талиона : наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть «равным» преступлению. Это был наиболее логический способ ограничения наказания: не больше того, что сделано тебе . Прямолинейное применение этого принципа исключает установление субъективной стороны действия — умысла, неосторожности, случайности.

«Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить. Если же он причинит смерть сыну домохозяина — должно убить сына строителя». Закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь. Всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному — кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам.

Читайте так же:  Оформить субсидию квартплату

В Законнике Хаммурапи кровной мести уже нет . Применение кровной мести продолжалось до той поры, пока единственной платой за жизнь человека могла служить жизнь другого человека. Появление избыточного продукта меняло дело. На смену мести приходит выкуп, сначала натуральный, потом денежный штраф .

Законник Хаммурапи знает только денежный штраф в строго определенных размерах: Величина штрафа зависит как от тяжести преступления, так и социального положения сторон. «Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его. 60 раз плетью из воловьей кожи. Если авилум ударит по щеке равного себе. он должен отвесить одну мину серебра (500 граммов); если мушкенум (неполноправный свободный человек) ударит по щеке мушкенума — он должен отвесить 10 сиклей серебра» (в 6 раз меньше)».

Статьи 23-24 Законника : первая обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории общины, а виновный не найден; вторая устанавливает дополнительный штраф, «если при этом загублена жизнь». Обычай этот, напоминающий «дикую виру» РП , гораздо древнее Законника Хаммурапи, но сохранен в целях установления круговой ответственности членов общины.

Классовое содержание Законника : есть статьи, угрожающие смертной казнью за оказание помощи бежавшему рабу, покушение на священный принцип собственности и т. д. Кража скота или лодки каралась огромным штрафом (в 10-30 раз больше стоимости украденного). «Если же вору нечем отдать — его должно убить».

Врачу за исцеление полагалось вознаграждение (пропорционально классовой принадлежности больного), однако за причинение вреда — отрезание пальцев, штраф.

Четко регулировалась плата наемных работников (на 5 месяцев — 6 ше серебра в день; с шестого месяца — 5 ше серебра в день).

Законник Хаммурапи почти не говорит о государственных преступлениях . Смертная казнь упоминается в Законнике в 30 случаях; была, как правило, мучительной (сожжение, утопление, сажание на кол и т.п.).

Различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями) законник Хаммурапи не знает. Законнику не чуждо представление о смягчении наказания . Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить.

О судебном процессе Законник Хаммурапи говорит мало. Судебные функции осуществлялись, как правило, специальным чиновником. Жрецы участвовали в процессе только тогда, когда они принимали клятву свидетелей. Дело возбуждалось по частной инициативе потерпевшего, поэтому его речью начиналось обыкновенно и само судоговорение. В качестве доказательств выступают главным образом свидетельские показания. За лжесвидетельство — смертная казнь (если она грозила обвиняемому). В затруднительных случаях судьи прибегали к клятве перед статуями богов (Шамаша и Мардука). Судья не мог изменить уже вынесенное решение. Высшей судебной инстанцией был сам царь .

www.shpora.su

Законы хаммурапи уголовное право статьи

Нормы, которые с точки зрения современной теории права являются уголовно-правовыми, в Законах Хаммурапи (см. на нашем сайте краткую и подробную статьи о них, а также краткую биографию Хаммурапи) не выделены в особый раздел, а разбросаны среди других.

Хаммурапи перед богом Солнца Шамашем. Верхняя часть стелы с Законами

Законы Хаммурапи устанавливают суровые наказания за похищение чужой собственности (особенно за кражу рабов, грабеж, кражу со взломом и кражу во время пожара), за прелюбодеяние и другие преступления против семьи, за злоупотребление властью, за телесные повреждения и т. п. Карательная система Законов Хаммурапи предельно проста: почти за все преступления полагается смертная казнь. Это наказание применяется либо из-за особой, с точки зрения вавилонских правоведов, опасности того или иного преступления (например, против собственности), либо по принципу талиона – воздаяния равным за равное (в случае даже неумышленного, но неосторожного причинения смерти). Талион применялся также и в большинстве случаев других правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанес или (при лжесвидетельстве, ложном доносе и т. п.) только пытался нанести потерпевшему. Принцип талиона был известен месопотамскому законодательству и раньше, но только в Законах Хаммурапи он проводится столь широко и последовательно. К другим видам наказания прибегают очень редко. Денежное возмещение, ранее занимавшее важное место в законодательстве Двуречья, ныне применяется главным образом, когда потерпевшим является мушкенум, а не общинник.

Читайте так же:  Преступления в сфере экономической деятельности понятие виды

Приговоры о смертной казни или членовредительном наказании приводились, видимо, в исполнение немедленно и публично. Только в случае прелюбодеяния муж имел право «простить» жену и тем самым даровать ей жизнь. Но тогда помилованию подлежал и ее сообщник. Мужчин, вероятно, как и раньше, умерщвляли оружием, а женщины подвергались утоплению. Особые виды смертной казни (сожжение, сажание на кол) применялись лишь в редких случаях наиболее тяжких преступлений женщин.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

Суд как по гражданским, так и по уголовным делам происходил публично. Процесс носил состязательный характер, т. е. заинтересованные лица сами должны были возбуждать дело и поддерживать свои претензии или обвинения. В качестве доказательств могли служить письменные документы, свидетельские показания и ордалия – «суд божий». Ордалия могла состоять в испытании водой: обвиняемого бросали (или он сам бросался) в реку. Если Река (т. е. бог реки) «забирала» его, он признавался виновным. Если же обвиняемый выходил из реки невредимым, он считался оправданным. Отказ подвергнуться испытанию был равносилен признанию вины. Другим видом ордалии была клятва богами: считалось, что ложная клятва навлечет неминуемую кару богов. Отказ от клятвы тоже считался равносильным признанию. Никаких сведений о применении пыток или о каких-либо началах розыскного процесса до нас не дошло. (Хотя в одном из писем этого времени, возможно, речь идёт о пытке раба.)

Давая общую характеристику карательной системе Законов Хаммурапи, следует отметить, что, будучи в целом более суровыми, чем предшествовавшие им, эти законы все же значительно мягче многих более поздних. Они также превосходят многие позднейшие законодательства по логичности и последовательности.

rushist.com

Свидетельство, обвинение, традиции ограничений в образе жизни

Преступления против праведного поведения

Смерть, ордалии, рабство

1, 2, 3, 4, 110, 127 (против жены)

Жизнь мужа, честь мужа, честь и здоровье отца, честь жены, наследство сына

Преступления против семейного долга

Смерть, ордалии, отрезание пальцев, изгнание из семьи или остаться на правах рабыни

129, 131, 132, 141-143,168, 169,195

Кражи разных видов

Смерть, отрезание пальцев, возмещение убытков

6-8, 14, 15, 22, 23, 253, 255, 256, 265

Преступления против здоровья (членовредительство)

Принцип талиона, штраф, отрезание уха (раб)

Здоровье, жизнь, имущество

Нарушение профессиональных обязанностей

Принцип талиона, штраф, отрезание пальцев, возмещение убытков

5, 215-223, 226-235, 237

Другая классификация: Преступления против личности (умышленные и неумышленные), против собственности, против семьи и нравственности, должностные.(Кучма)

3. Тем, что Вавилонское право было примитивным, поэтому не различало открытого или тайного х-ищения имущества. Главным оставался сам факт хищения.

II. Судопроизводство

1. Процесс происходит в форме спора сторон в судебном заседании. Все участники процесса наделены равными процессуальными правами. Суд обязан выслушать обе стороны.

2. Да существовала: «Если на 6-й месяц своих свидетелей он не приведет, то он лжец, должен понести наказание, налагаемое при таком судебном деле» (ст. 13). Пока вина не доказана свидетелями (или наоборот не опровергнута), человек невиновен.

3. В основе лежал «принцип эквивалентности», согласно которому обвинение и контробвинение должны быть равноценными. Процесс не был строго регламентирован, а строился на основе обычаев. Судоговорение производилось публично, в присутствии общины, чаще всего – на храмовой площади. Решение судьи не могло быть изменено.

4. Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду. Доказательствами являлись свидетельские показания (сопровождаемые как правило религиозными клятвами. Ст. 131-клятва жены, Ст.9 – клятва свидетелей покупки), письменные документы подтверждающие имущественную сделку (ст. 7: без свидетелей и договора, покупатель-вор), ордалии (Ст.2 – в случае ложного обвинения в чародействе). В делах об имущественных правонарушениях главное доказательство – свидетели (Ст. 7, 9-13 – о покупке краденных вещей)

5. Ст.5: Судья, «пересудивший» уже разрешенное дело выплачивал штраф = 12-тикрат. стоимости иска, свергался с судебного кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

6. Хозяин вещи должен был привести свидетелей, знающих, что эта вещь его. Человек, который купил украденную вещь должен был привести свидетелей, что данная вещь была куплена, и продавца.(Ст.9)

7. Потому что продавец умер. Скорее всего, продавец был скупщиком краденного, потому что по ЗХ заключение сделки без гарантии, что вещь принадлежит владельцу, было не возможно. (Ст.12)

8. С поиском свидетелей. (ст.13.)

9. Да, можно было. Высшая судебная власть принадлежала царю, к которому можно было обратиться с аппеляцией на судебные решения местной администрации. Кроме того, царь обладал правом помилования.

studfiles.net

Обсуждение закрыто.