Законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан

Законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан

Содержание:

Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-I «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»

Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-I
«Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»

О проверке конституционности настоящего Закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 1993 г. N 12-П

О мерах по восстановлению сбережений граждан Российской Федерации см.

Постановление Правительства РФ от 20 мая 1999 г. N 553

Указ Президента РФ от 2 декабря 1997 г. N 1269

Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 733

Указ Президента РФ от 8 апреля 1996 г. N 494

См. Постановление ВС РСФСР «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»

Настоящий Закон устанавливает порядок индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (далее — потребительские цены).

Москва, Дом Советов РСФСР.

24 октября 1991 года.

Закон РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-I «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»

Текст Закона опубликован в газете «Российская газета» от 12 ноября 1991 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 7 ноября 1991 г., N 45, ст. 1488

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Определение Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 N 324-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кулагина Андрея Яковлевича на нарушение его конституционных прав статьей 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исп

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 апреля 2008 г. N 324-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА КУЛАГИНА АНДРЕЯ ЯКОВЛЕВИЧА

НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 156

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22 АВГУСТА 2004 ГОДА N 122-ФЗ

«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ

С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ

ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)

И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» И «ОБ ОБЩИХ

ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Я. Кулагина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Решением Гагаринского районного суда города Москвы от 26 мая 2006 года, оставленным без изменения определением суда кассационной инстанции, гражданину А.Я. Кулагину было отказано в удовлетворении исковых требований к Сберегательному банку Российской Федерации об индексации срочных вкладов и сертификатов. Суд исходил, в частности, из того, что Закон РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», на который ссылался истец в обоснование своих требований, утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.Я. Кулагин оспаривает конституционность статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, пунктом 5 которой признается утратившим силу Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». По мнению заявителя, тем самым были нарушены его права, гарантированные статьей 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные А.Я. Кулагиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. В Постановлении от 31 мая 1993 года N 12-П Конституционный Суд Российской Федерации, проанализировав практику реализации Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», которым вклады граждан в Сберегательном банке РСФСР были определены как объекты, подлежащие индексации (статья 2), пришел к выводу, что высшие государственные органы не принимают необходимых мер по выполнению требований, предусмотренных статьями 1 и 2 названного Закона, чем нарушают конституционные права граждан. В связи с этим Правительству Российской Федерации было предписано разработать и принять меры, направленные на реализацию его положений с учетом всех возможных путей и механизмов по поддержанию покупательной способности сбережений граждан.

В целях обеспечения прав граждан, гарантированных статьей 35 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10 мая 1995 года N 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» были определены порядок восстановления сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации, и порядок управления внутренним долгом, учитывающий имеющиеся в государстве финансовые средства, которые могут быть выделены на эти цели. Согласно названному Федеральному закону государство гарантирует восстановление и сохранность ценности указанных денежных сбережений (статья 1), относимых к внутреннему государственному долгу (статья 2), обеспеченному государственной собственностью и всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства Российской Федерации (статья 3); в целях исполнения данного публично-правового обязательства государства предусмотрен перевод гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации (статья 5).

Читайте так же:  Государственные пособия 2018г

В этом Федеральном законе закреплено также, что порядок перевода, виды, условия и формы обслуживания указанных долговых обязательств, а также порядок определения долговой стоимости устанавливаются федеральными законами (статья 12), без которых предусмотренный им механизм восстановления и обеспечения сохранности ценности гарантированных сбережений граждан не может быть реализован, — по смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1997 года N 21-П, именно и только в федеральном законе может быть определен баланс между правами и законными интересами лиц, состоящих в имущественных отношениях с государством в качестве кредиторов, и всех иных лиц.

На сегодняшний день приняты Федеральные законы от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», от 12 июля 1999 года N 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» и от 4 февраля 1999 года N 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» (действие которого Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 года).

2.2. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 133-О Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что приобретенное на основе публично-правового обязательства Российской Федерации право граждан на восстановление и обеспечение сохранности ценности их денежных сбережений может быть признано реализованным в полном объеме (а указанное обязательство — прекращенным) федеральными законами, которыми регулировалось бы предоставление соответствующих материальных гарантий, а также предусматривался бы такой механизм реализации данного права, который позволяет государству фактически исполнить добровольно взятое на себя обязательство; вместе с тем само по себе осуществление предварительной компенсации (а равно дополнительной предварительной компенсации), имевшей место до начала реализации положений Федерального закона «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», не означает, что были разработаны и приняты все возможные меры, направленные на реализацию требований данного Федерального закона, и учтены все возможные пути и механизмы поддержания покупательной способности сбережений граждан.

Конституционным Судом Российской Федерации также было признано, что нормативные положения, предусматривающие выплату компенсации гражданам Российской Федерации в размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году), не могут рассматриваться как допускающие в рамках длящихся правоотношений возможность прекращения реализации носящих компенсационный характер гарантий, предоставленных гражданам Российской Федерации Федеральным законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», являющихся внутренним государственным долгом, поскольку не содержат правового регулирования механизма восстановления сбережений граждан как такового и не могут отменять положения ранее принятых федеральных законов, регулирующих указанные отношения; иное не согласуется с принципом правового социального государства (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), которое не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и с вытекающим из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости конституционно не оправданных ограничений прав граждан.

Таким образом, нельзя сделать вывод о том, что пунктом 5 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ были нарушены конституционные права заявителя, а потому его жалоба не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кулагина Андрея Яковлевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

rulaws.ru

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 1993 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", постановления девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ от 27 марта 1993 г. "О компенсации и восстановлении сбережений граждан РФ", Указа Президента РФ от 28 марта 1993 года "О защите сбережений граждан Российской Федерации"

Постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 1993 г. N 12-П
«По делу о проверке конституционности Закона РСФСР
от 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений
граждан в РСФСР» и постановления Верховного Совета РСФСР
от 24 октября 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР
«Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР»,
постановления девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов РФ
от 27 марта 1993 г. «О компенсации и восстановлении сбережений
граждан РФ», Указа Президента РФ от 28 марта 1993 года
«О защите сбережений граждан Российской Федерации»

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, секретаря Ю.Д. Рудкина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева

с участием народного депутата Российской Федерации В.В. Мукусева, направившего ходатайство в Конституционный Суд, представителей ходатайствующей стороны — адвокатов А.П. Галаганова и И.С. Карпинской; представителей Президента Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации как сторон, издавших соответствующие нормативные акты, А.К. Уткина — председателя подкомиссии Верховного Совета Российской Федерации по индексации денежных доходов, С.К. Дубинина — первого заместителя министра финансов Российской Федерации; А.П. Вавилова — первого заместителя министра финансов Российской Федерации,

руководствуясь частью первой статьи 165 и статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 части второй статьи 1, пунктом 2 части первой и частью второй статьи 57 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации,

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и постановления Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановления девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации».

Поводом к рассмотрению дела согласно части четвертой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явились ходатайство народного депутата Российской Федерации В.В. Мукусева от 14 декабря 1992 года и дополнение к ходатайству от 7 мая 1993 года. В ходатайстве, основывающемся на презумпции конституционности названных выше правовых актов, содержится требование признать их подлежащими действию вопреки позиции высших государственных органов, не применяющих их как не соответствующих Конституции Российской Федерации.

В соответствии с частью второй статьи 59 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации ходатайство народного депутата В.В. Мукусева допустимо для рассмотрения по существу.

Читайте так же:  Налоги свойства

Основанием к рассмотрению дела согласно части первой статьи 58 и части пятой статьи 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти нормативные акты Конституции Российской Федерации в связи с необходимостью реализовать их на практике.

В настоящее время действует Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Заслушав выступление судьи-докладчика Г.А. Гаджиева, объяснения сторон, показания экспертов, изучив представленные документы, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь частью четвертой статьи 1 и статьей 32 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации установил:

1. Закон РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и постановление Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения его в действие направлены на защиту конституционного права каждого гражданина быть собственником и на осуществление обязанности государства защищать собственность граждан. Как следует из Закона, установление порядка индексации сбережений граждан связано в первую очередь с ростом потребительских цен на товары народного потребления.

Целям возмещения гражданам потери части их сбережений в связи с проведением экономической реформы отвечают также постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации» и Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации».

Анализ названных в ходатайстве нормативных актов позволяет Конституционному Суду прийти к выводу, что они по содержанию, форме и другим основаниям, перечисленным в части первой статьи 58 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, соответствуют Конституции Российской Федерации.

2. Статья 1 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», определяя понятие и цели индексации, обязала Верховный Совет Российской Федерации при утверждении бюджета на соответствующий год рассматривать изменения, вносимые в механизм поддержания покупательной способности доходов граждан. Однако Верховный Совет Российской Федерации ни разу при рассмотрении законопроектов о бюджете специально такого вопроса не рассматривал.

Необходимо отметить также, что Верховный Совет с момента введения в действие указанного Закона (т. е. в течение полутора лет) не рассматривал вопроса его реализации.

Пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» содержит поручение Совету Министров — Правительству Российской Федерации в месячный срок со дня подписания Закона разработать и утвердить инструкцию о порядке индексации доходов граждан.

Однако несмотря на то, что со дня вступления в силу указанных нормативных актов прошло длительное время, Совет Министров Российской Федерации не утвердил такую инструкцию, не принял всех необходимых мер по обеспечению индексации вкладов в соответствии с Законом. Верховный Совет, являющийся в силу статьи 107 Конституции Российской Федерации контрольным органом, обращал внимание Правительства Российской Федерации на необходимость поиска способов и разработки механизма индексации. Однако это не получило должного отклика со стороны органов исполнительной власти.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти не выполнили требований статьи 4 Конституции Российской Федерации, обязывающей все органы государства соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации.

3. До рассмотрения настоящего дела в Конституционном Суде проценты по вкладам граждан в Сберегательном банке в течение 1992 — 1993 годов повышались трижды. Однако в условиях акционирования Сберегательного банка повышение процентных ставок является не специальной мерой по индексации сбережений граждан, предпринятой для исполнения Закона РСФСР «Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР», а способом привлечения клиентов в конкурентной борьбе и не компенсирует потерь граждан. Нерешенность вопросов об индексации вкладов, находящихся в Сберегательном банке (на 1 января 1992 года), отсутствие видимых усилий Правительства Российской Федерации по индексации вкладов нарушает конституционные права граждан Российской Федерации. Анализ практики исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года «О защите сбережений граждан Российской Федерации» свидетельствует о том, что Правительством совместно с Центральным банком Российской Федерации и Сберегательным банком Российской Федерации предпринимаются конкретные меры, направленные на реализацию его требований.

Анализ практики реализации Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», а также постановления Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этого Закона позволяет сделать вывод о том, что Верховный Совет Российской Федерации и Правительство Российской Федерации не приняли необходимых мер по выполнению содержащихся в названных нормативных актах требований. Не применяя данные правовые акты на практике, высшие государственные органы фактически поставили под сомнение их конституционность.

Поскольку введение особого порядка индексации вызвано необходимостью защиты собственности граждан, созданной и приумноженной за счет их трудовых доходов ( части первая и вторая статьи 13 Конституции Российской Федерации), охраны прав и свобод человека и гражданина ( часть первая статьи 4 Конституции), права каждого гражданина быть собственником ( статья 52 Конституции), неуклонного осуществления курса на повышение реальных доходов трудящихся ( статья 23 Конституции), неприменение рассматриваемых нормативных актов Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации влечет нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 165.1 Конституции Российской Федерации, статьей 58 , частью второй статьи 59, частью первой статьи 64 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать Закон РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации» соответствующими Конституции Российской Федерации.

Признать, что несоблюдение порядка введения в действие и неприменение всех требований, предусмотренных статьями 1 и 2 Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», нарушают основные права граждан, закрепленные в статьях 13 и 52 Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 55 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации указать Верховному Совету Российской Федерации и Совету Министров — Правительству Российской Федерации на нарушение ими обязанностей, предусмотренных статьей 4 , пунктом 7 части первой статьи 109 , пунктами 1, 2 и 3 части второй статьи 125 , статьей 127 Конституции Российской Федерации, а также на необходимость разработки и принятия мер, направленных на реализацию Закона РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», с учетом всех возможных путей и механизмов по поддержанию покупательной способности сбережений граждан.

3. Согласно статьям 49 и 50 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление вступает в силу немедленно после его провозглашения, является окончательным и обжалованию не подлежит.

4. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации настоящее Постановление подлежит опубликованию в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации». Постановление должно быть также опубликовано во всех печатных органах, где были опубликованы Закон РСФСР от 24 октября 1991 года «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года «О порядке введения в действие Закона РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», постановление девятого (внеочередного) Съезда народных депутатов Российской Федерации от 27 марта 1993 года «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 28 марта 1993 года N 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации».

Читайте так же:  Финансы форм собственности

www.garant.ru

Законом об индексации денежных доходов и сбережений граждан

Статья 81.1 Индексация оплаты труда

Индексация оплаты труда работников предприятий, учреждений, организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (введена Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 81.1 КЗоТ РФ

§1. Закон РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 45, ст. 1488) определяет индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации — поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривает также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации отнесена и оплата труда работников предприятий, учреждений и организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (то есть индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признается индекс в размере 6 процентов.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривает следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексируется на полный индекс потребительских цен; вторая последующая часть дохода, равная также полуторной величине минимальной оплаты труда, — на 50 процентов индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежат. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов.

§2. С момента принятия Закона «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» и до настоящего времени применялся иной способ государственного регулирования доходов населения — в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий. Динамика роста минимальной оплаты труда и тарифных ставок по ЕТС, на основе которых оплачивается труд работников, занятых в бюджетной сфере, показана в соответствующих таблицах в комментарии к ст. ст. 80, 81 КЗоТ РФ.

§3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы (см. комментарий к ст. 81 КЗоТ, §§ 3, 4, 5). Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах. В целях решения данной проблемы Генеральное соглашение на 1996-1997 гг. рекомендует предусматривать в проектах федерального бюджета и бюджетов всех уровней средства на оплату труда работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством, не допуская снижения уровня средней заработной платы в бюджетных отраслях ниже 85 процентов средней заработной платы в промышленности. В связи с данной рекомендацией в Плане мероприятий Правительства РФ по реализации Генерального соглашения на 1996-1997 гг., утвержденном постановлением от 21 марта 1996 г. N 321 (СЗ РФ, 1996, N 14, ст. 1449) предусмотрено обязательство учитывать эти рекомендации при формировании бюджетов всех уровней и, кроме того, дано поручение Минтруду, Минэкономики, Минфину РФ внести в Правительство проект постановления о совершенствовании заработной платы работников бюджетных отраслей.

§4. Непрерывный рост потребительских цен объективно влечет повышение стоимости жизни и соответственно увеличение прожиточного минимума. Учет этих факторов при индексации оплаты труда — объективная необходимость. Один из способов установления зависимости размеров оплаты труда от уровня прожиточного минимума предусмотрен в Генеральном соглашении на 1996-1997 гг. — это разработка и осуществление комплекса мер по приближению в 19961997 гг. тарифной ставки I разряда ЕТС и минимального размера оплаты труда к размеру прожиточного минимума для граждан трудоспособного возраста. В связи с таким условием Генерального соглашения в Плане мероприятий Правительство поручило соответствующим министерствам РФ представить в первом квартале 1996 г. необходимые предложения, а в 1997 г. подготовить проект Федерального закона о размере часовой тарифной ставки в Российской Федерации.

§5. Наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке на основании законов и постановлений Правительства РФ, она проводится также и на основании договорного регулирования. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в ред. от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что как соглашения, так и коллективные договоры могут содержать положения о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением (ст. ст. 21, 13).

Условие об индексации оплаты труда может быть включено по соглашению сторон в содержание трудового договора (контракта). В силу ст. 15 КЗоТ РФ работодатель обязан обеспечить выполнение данного условия как и других, о которых стороны договорились при заключении трудового договора (контракта).

§6. Действующие правила гарантируют учет повышения размеров оплаты труда, произведенного в связи с индексацией заработка, во всех случаях, когда работнику причитаются те или иные выплаты, исчисленные на основе среднемесячного заработка. Так, в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка в 1996 г., утвержденным постановлением Минтруда РФ от 15 февраля 1996 г. N 10 (РГ от 16 мая 1996 г.) при повышении размеров оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка (расчетным периодом являются три календарных месяца, предшествующих событию, с которым связана соответствующая выплата), увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) в соответствии с нормативными правовыми актами РФ. Для работников других организаций выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) при увеличении минимального размера оплаты труда в соответствии с Федеральным законом. В случаях, когда повышение размеров оплаты труда произошло в пределах расчетного периода, повышению подлежат тарифные ставки (оклады), а также другие выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка за предшествующий изменению отрезок времени. При повышении оплаты труда в период, следующий за расчетным, но до дня наступления события, с которым связана соответствующая выплата, повышению подлежит средний заработок, исчисленный исходя из расчетного периода. Повышение оплаты труда в период действия события (например, отпуска работника, увольнения и других случаях) дает право на повышение лишь той части среднего заработка, которая приходится на период с момента повышения тарифных ставок (окладов) до окончания события.

www.vuzllib.su


Обсуждение закрыто.