Законодательные органы субъектов рф имеют право изменять налоговую ставку по

Законодательные органы субъектов рф имеют право изменять налоговую ставку по

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 — 15 настоящего Кодекса.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Комментарий к Ст. 12 НК РФ

В соответствии со ст. 12 НК РФ на территории РФ могут устанавливаться, вводиться и взиматься:

федеральные налоги и сборы;

региональные налоги и сборы;

местные налоги и сборы.

Признаками федеральных налогов и сборов являются:

установление налогов и сборов исключительно Налоговым кодексом РФ;

обязательность к уплате таких налогов и сборов на всей территории России.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13 НК РФ.

Признаками региональных налогов и сборов являются:

а) установление таких налогов и сборов не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов РФ о налогах и сборах.

Региональные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и сборах;

б) обязательность к уплате таких налогов и сборов на территориях соответствующих субъектов РФ.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов. Например, применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с Налоговым кодексом РФ);

в) закон субъекта РФ, устанавливающий новый региональный налог, должен определять следующие элементы налогообложения:

налоговую ставку — величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения). Налоговые ставки могут быть определены органами власти субъекта РФ лишь в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ;

порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. При этом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются Налоговым кодексом РФ применительно к каждому такому действию.

Конкретный порядок и сроки уплаты регионального налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ применительно к каждому налогу законами субъектов РФ;

налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Льготы по региональным налогам могут быть определены органами власти субъектов РФ лишь в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ о налогах.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам (то есть налоговая база, объект налогообложения, налоговый период) и налогоплательщики определяются исключительно Налоговым кодексом РФ.

Признаками местных налогов и сборов являются:

а) установление таких налогов Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных местных налогов и сборов, указанных в ст. ст. 13 — 15 НК РФ.

Например, применение специального режима налогообложения в виде УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).

Отметим, что с 1 января 2015 г. к местным налогам и сборам относится торговый сбор, установленный гл. 33 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации»).

В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Также при применении определенных специальных налоговых режимов предоставляется освобождение от уплаты некоторых местных сборов. Так, от уплаты торгового сбора, введенного гл. 33 НК РФ по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор, освобождаются:

а) индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения;

б) и налогоплательщики, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Читайте так же:  Кредит под залог курск

Освобождение от уплаты торгового сбора предоставляется по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых нормативным правовым актом муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен сбор и при осуществлении которых используются соответствующие объекты движимого или недвижимого имущества (п. 2 ст. 411 НК РФ).

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах;

б) обязательность к уплате таких налогов на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ и специальными налоговыми режимами;

в) при установлении местного налога соответствующий орган в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, определяет те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов (налоговые льготы, налоговые ставки и др.). Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно Налоговым кодексом РФ. Отмена указанных налогов допускается только после внесения изменений в Налоговый кодекс РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы не могут устанавливаться, если они не предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, для того, чтобы ввести новые федеральные, региональные, местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, или отменить уже предусмотренные Налоговым кодексом РФ, необходимо внести изменения в сам Налоговый кодекс РФ.

В то же время из п. 6 ст. 12 НК РФ следует сделать вывод и о том, что субъект РФ (и (или) муниципальное образование) не обязан вводить все виды региональных (местных) налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Одним из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов является обязанность к их уплате на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

Однако Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, устанавливая специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 — 15 НК РФ. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения и др.

Налоговым кодексом РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяется порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в п. 4 ст. 12 НК РФ, который посвящен местным налогам и сборам, вносятся существенные изменения.

Так, п. 4 ст. 12 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») предусматривается, что местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.

Местные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

stnkrf.ru

Статья 59. Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

1. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством Российской Федерации.
2. Законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
3. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете.
5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, только при отсутствии задолженности по бюджетным кредитам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных настоящим Кодексом.

1. В комментируемой статье регламентируются полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов РФ по формированию доходов их бюджетов.
Они во многом аналогичны общим положениям, установленным в главе 6 БК РФ. Однако стоит отдельно рассмотреть следующую норму: законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством РФ. Здесь БК РФ снова обращается к налоговому законодательству, которое, как известно, установило «закрытый» перечень налогов в РФ. Иначе говоря, власти субъектов РФ не имеют прав самостоятельно вводить налоги, не НК РФ. Какие же права в части налогообложения у них имеются? Они вправе:
— вводить или не вводить налоги, определенные перечнем региональных налогов, установленных НК РФ;
— определять ставки в установленных пределах (как правило, эти пределы даются в законе о конкретном налоге);
— устанавливать дополнительные льготы в пределах сумм налогов, поступающих в их бюджеты.
Например, решение о введении налога с продаж (регионального налога) в конкретном субъекте РФ принималось на основе закона субъекта РФ об этом налоге, но такое решение могло быть и не принято. Органы законодательной власти субъектов РФ могут снизить ставку налога на имущество юридических лиц (в федеральном законе установлена ставка в 2%) либо освободить отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога на данной территории.
Аналогичные права имеют органы местного самоуправления, однако они должны учитывать также законодательство субъекта РФ по вопросам налогообложения.
2. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов о региональных бюджетах на очередной финансовый год. Это положение БК РФ должно рассматриваться в увязке с нормой НК РФ (п. 1 ст. 5), в соответствии с которой акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.
Внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только при условии внесения соответствующих коррективов в законы о региональных бюджетах на текущий финансовый год.
3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ по формированию доходов региональных бюджетов относится предоставление налоговых кредитов, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональные бюджеты. Эти полномочия они должны реализовывать в строгом соответствии с НК РФ.
В соответствии со ст. 63 НК РФ решения об изменении срока уплаты региональных налогов и сборов могут приниматься финансовыми органами субъектов РФ.
В комментируемой статье законодатель устанавливает следующие условия, при одновременном соблюдении которых органы исполнительной власти субъекта РФ могут принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов в региональные бюджеты в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в региональный бюджет:
1) отсутствие задолженности по бюджетным кредитам регионального бюджета перед федеральным бюджетом;
2) соблюдение предельного размера дефицита регионального бюджета;
3) соблюдение предельного размера государственного долга субъекта РФ.
Так, ст. 11 закона Саратовской об областном бюджете на 2004 г. установлено, что в пределах 2004 финансового года общий лимит предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, полностью или частично зачисляемых в областной бюджет, должен составлять не более 0,2% от объема налоговых доходов областного бюджета. Отсрочки и рассрочки по налогам и сборам, полностью или частично зачисляемым в областной бюджет, предоставляются в пределах финансового года.

bk-rf.ru

2. Транспортный налог

Своим историческим предшественником данный налог имеет «налог с владельцев транспортных средств», который имеет давнюю историю и существовал еще в советские времена, а виде «гужевого налога» – применялся еще до революции.

Транспортный налог регулируется в настоящее время главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, а также актами субъектов Российской Федерации, посредством которых данный налог вводится в действие на территории соответствующего субъекта.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  Госпрограмма софинансирования пенсии

В этом, надо сказать, проявляется существенное отличие данного налога от налога с владельцев транспортных средств, плательщиками которых выступали фактические владельцы транспортного средства, в том числе владеющие им на основании доверенности на право управления данным транспортным средством, за чем нередко скрывалась сделка купли – продажи транспортного средства без его перерегистрации и уплаты соответствующего налога.

В принципе, транспортный налог также может платить не только собственник транспортного средства, но и лицо, которое владеет им по доверенности. Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента введения транспортного налога, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств другим лицам.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке.

Объектом налогообложения теперь выступают и те автомобили, которые стоят «на приколе». И, в первую очередь, это касается тех машин, которых бросили их собственники, не желающие обременять себя заботой об их продаже или утилизации, со снятием с учета в установленном порядке. Раньше, когда существовал налог с владельцев транспортных средств, такой собственник транспортного средства просто не проходил техосмотр, и значит не платил налог. Теперь ситуация меняется в корне: уплата налога не увязывается с прохождением технического осмотра.

Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определена валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Усредненные налоговые ставки устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Например, в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил налоговая ставка установлена в размере 5 рублей с каждой лошадиной силы, а с мощностью двигателя свыше 200 л. с. до 250 л. с. ставка составляет 15 рублей с каждой лошадиной силы.

Налоговые ставки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Таким образом, размер налога, предусмотренный Налоговым кодексом, Российской Федерации носит рамочный характер. Так, в отношении автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с., по которым Налоговый кодекс Российской Федерации предусмотрел ставку в размере 5 рублей за каждую лошадиную силу, в г. Москве установлена ставка в размере 5 рублей (то есть также, как установил Налоговый кодекс Российской Федерации), в Челябинской области – 3 рубля (то есть ниже, чем предусмотрел Налоговый кодекс Российской Федерации), а в Саратовской области – 5 рублей. В отношении автомобилей с мощностью двигателя от 200 до 250 л. с. в г. Москве установлена ставка 25 рублей за одну лошадиную силу, в Челябинской области – 20 рублей, в Орловской области – 30 рублей. И это при условии, что Налоговый кодекс в данном случае предусмотрел ставку в размере 15 рублей с каждой лошадиной силы.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

Порядок исчисления налога . Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в эти органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В этом, заметим, проявляется существенное отличие транспортного налога от существовавшего ранее налога с владельцев транспортных средств, сумму которого граждане – владельцы транспортного средства рассчитывали самостоятельно.

Сумма налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Кроме того, указанные органы обязаны сообщать в налоговые органы сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.

Порядок и сроки уплаты налога . Уплата налога производится налогоплательщиком по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Отметим, что в большинстве субъектов Российской Федерации транспортный налог должен быть уплачен за текущий налоговый период, не дожидаясь его окончания. Только Калининградская область решила, что налог будет взиматься по окончании налогового периода, то есть, за прошедший календарный год.

3. Налог с продаж.

Налог с продаж регулируется в настоящее время главой 27 Налогового кодекса Российской Федерации, а также актами субъектов Российской Федерации, посредством которых данный налог вводится в действие на территории соответствующего субъекта.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

Плательщиками налога с продаж выступают: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели.

Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен указанный налог.

Объектом налога с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных и кредитных банковских карт.

При установлении и введении налога на своей территории субъект Российской Федерации определяет перечень товаров не первой необходимости, реализация которых облагается налогом с продаж, а также перечень товаров первой необходимости, освобожденных от налога с продаж.

При этом реализация следующих товаров не подлежит обложению налогом с продаж:

хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, муки, яйца птиц, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;

детской одежды и обуви;

лекарств, протезно-ортопедических изделий;

жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;

зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;

путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов.

товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых образовательными учреждениями;

учебной и научной книжной продукции;

периодических печатных изданий, за исключением печатных изданий рекламного или эротического характера;

услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых учреждениями и организациями культуры и искусства (театрами, кинотеатрами, концертными организациями и коллективами, клубными учреждениями, в том числе сельскими, библиотеками, цирками, лекториями, планетариями, парками культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при проведении ими театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе операции по реализации входных билетов и абонементов;

услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;

услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;

услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;

ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;

услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;

В соответствии с решениями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации данный перечень может быть дополнен иными товарами (работами, услугами), в том числе и не первой необходимости.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных товаров) без включения в нее налога с продаж.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Предельная ставка налога составляет 5 процентов стоимости товара. Субъекты Российской Федерации при введении налога на своей территории вправе установить ставку налога в меньшем размере. На территории Санкт-Петербурга, например, налоговая ставка установлена в размере 5 процентов.

Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг). Кроме того, не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от того, кто является налогоплательщиком или покупателем (заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг). Иначе говоря, ставка налога должна быть единой в отношении всех видов товаров (работ, услуг) и в отношении всех видов налогоплательщиков.

Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику).

Налог подлежит уплате по месту осуществления операции по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению.

Как устанавливает Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2001 г. «О налоге с продаж», в случае, если в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом) и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента), обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет возлагается на комиссионера (поверенного, агента), который признается в этом случае налоговым агентом. При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).

Суммы налога зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджеты в размере 40 процентов и 60 процентов соответственно.

Сроки уплаты налога устанавливаются законодательством субъекта Российской Федерации.

Налог с продаж представляет собой классический вид косвенного налога, когда его сумма перекладывается налогоплательщиком на покупателя товаров (работ, услуг). Его параллельное использование наряду с налогом на добавленную стоимость и акцизом приводит к увеличению цены товара [1] . Не говоря уже о том, что это приводит к снижению жизненного уровня населения (особенно малообеспеченных его слоев), возрастание цены товара порождает сложности с их реализацией. А это уже отрицательно сказывается на производственном секторе экономики.

Поэтому в последнее время все чаще раздаются голоса об отмене данного налога. С этим можно было бы полностью согласиться, если бы не вопрос: а чем его заменить, поскольку с отменой данного налога региональные и местные налоги лишаются весьма значительного доходного источника.

4. Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес регулируется в настоящее время главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации.

Плательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Читайте так же:  Закон 43 оз

Игорный бизнес – предпринимательская деятельность, , связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями дохода в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или), не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.

Азартная игра – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное между двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатором тотализатора), по правилам, установленным организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Организатор игорного заведения – организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность по организации азартных игр, за исключение азартных игр на тотализаторе.

Участник – физическое лицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимых организатором игорного заведения (организатором тотализатора).

Объектом налогообложения признаются: а) игровой стол; б) игровой автомат; г) касса тотализатора; д) касса букмекерской конторы.

Общее количество объектов налогообложения каждого вида объектов игорного бизнеса подлежит обязательной регистрации в налоговых органах не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации.

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком заявления о регистрации объекта налогообложения.

Объект налогообложения считается выбившим с даты с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.

В свою очередь налоговые органы должны в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления налогоплательщика выдать свидетельство о регистрации или внести изменение в ранее выданное свидетельство.

Разъясняя содержание объектов игорного бизнеса, отметим следующее.

Игровой стол – специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор.

Игровое поле – специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правилами азартной игры с любым количеством участников и только с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим в указанной игре.

Игровой автомат – специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное и иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.

Пари – основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное между двумя или несколькими участниками между собой либо с организатором игорного заведения (организатора тотализатора), исход которого зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Касса тотализатора или букмекерской конторы – специально оборудованное место у организатора игорного заведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол – от 25 тысяч до 125 тысяч рублей;

2) за один игровой автомат – от 1,5 тысячи до 7,5 тысяч рублей;

3) за одну кассу тотализатора или букмекерской конторы – от 25 тысяч до 125 тысяч рублей;

Налоговый период для налога на игорный бизнес устанавливается как один календарный месяц.

Суммы налога , подлежащие уплате, определяются плательщиком налога самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующим за истекшим налоговым периодом.

Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют отсрочки и рассрочки по уплате налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации в части суммы федерального налога, поступающей в бюджет этого субъекта, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга субъекта Российской Федерации, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (пп. 4 и 5 ст. 59).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные основания предоставления отсрочек и рассрочек в части налогов субъектов Российской Федерации.

Например, бюджетным законодательством Санкт-Петербурга установлено следующее дополнительное основание предоставления отсрочки и (или) рассрочки по уплате налогов и сборов субъекта Российской Федерации в части сумм, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга: «Осуществление промышленным предприятием (юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере промышленного производства) реструктуризации (изменения организационной и производственной структуры предприятия, направленного на обеспечение финансовой устойчивости), проводимой в соответствии с договором о поддержке процесса реструктуризации, заключенным предприятием и соответствующим отраслевым исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в порядке, установленном Администрацией Санкт-Петербурга» [2] .

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога субъекта Российской Федерации, являются финансовые органы субъекта Российской Федерации

Завершая рассмотрение вопроса о налоговых доходах бюджетов субъектов Российской Федерации, отметим, что в настоящее время наблюдается явная недостаточность собственных налоговых источников этих бюджетов в виде налогов субъектов Российской Федерации.

Для сравнения отметим, что даже в СССР, который многие исследователи не без оснований признавали унитарным государством, такие платежи, как лесной доход, подоходный налог с колхозов, а также подоходный налог с кооперативных и других общественных организаций зачислялись в доход бюджетов союзных республик. То есть, применительно к современному государственному устройству эти налоги выступали в качестве доходных источников субъектов Российской Федерации. В настоящее же время данные налоги, изменив, естественно, свое название и статус плательщиков, стали доходом федерального бюджета. Ранее союзные республики имели право на 50 % отчислений от подоходного налога с населения, теперь же подоходный налог с физических лиц является одним из видов федерального налога. Дело доходит до парадоксальных явлений: предприятия, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, налог на прибыль платят федеральному центру, в то время как даже в советские времена платежи из прибыли государственных предприятий республиканского подчинения были доходом бюджетов союзных республик.

Естественно, что при такой организации налоговой системы субъекты Российской Федерации совершенно не заинтересованы в увеличении числа хозяйствующих субъектов (как в виде юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей), действующих на их территории (а именно это является предпосылкой общего экономического развития страны), поскольку заведомо знают, что увеличение числа налогоплательщиков, а равно улучшение их деятельности не обернется ростом доходов их бюджетов.

Кроме того, в литературе правильно, по нашему мнению, отмечается, что отнесение Налоговым кодексом Российской Федерации к федеральному уровню налогов на использование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесного, водного, экологических налогов, а также сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами не соответствует Конституции Российской Федерации. Согласно пункту «в» статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, поступления от названных налогов и сбора должны равномерно зачисляться во все виды государственных бюджетов [3] .

В итоге доходов, собранных посредством налогов субъектов Российской Федерации, не хватает для покрытия расходов субъектов Российской Федерации и недостающие денежные средства они могут получить лишь из федерального бюджета в виде регулирующих налогов, а также всякого рода дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, что в финансовом отношении делает эти субъекты полностью зависящими от федерального центра. Так, в бюджете Санкт-Петербурга на 2003 г. доходы от налогов субъекта Российской Федерации составляют лишь 19 процентов от общей суммы налоговых поступлений. А между прочим Санкт-Петербург в отличие от многих других субъектов Российской Федерации обладает весьма значительной налоговой базой. Это означает, что во многих других субъектах Российской Федерации доля собственных налогов в общей массе налоговых поступлений еще ниже.

Как отмечается в литературе, принцип самостоятельности бюджетов различных уровней «может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления денежных средств в бюджет». Между тем «межбюджетные отношения федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, территориальных и местных бюджетов допускают проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими» [4] .

Безусловно, единство налоговой системы и налоговый централизм упрощает организацию налогообложения на территории государства и даже, возможно, делает налогообложение экономически более эффективным. Но при этом нельзя упускать из виду, что Россия – федеративное государство и в ее состав входят публично-территориальные образования, имеющие право на свой бюджет, на свои собственные доходы, включая доходы, полученные за счет своих собственных налогов. Поэтому формирование налоговой системы и организация налогообложения, выступающего в качестве способа получения доходов бюджетов, должны осуществляться не только с политических позиций, когда бюджетные и налоговые системы призваны усилить «властную вертикаль», что практически означает усиление власти центра, и не только на основе финансово-экономических критериев и удобства управления денежными потоками центральными органами, но и с позиций государственного устройства страны.

В заключение отметим, что именно доходы от налогов субъектов Российской Федерации составляют основную массу доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, в бюджете Санкт-Петербурга они составляют 72 процента всех доходов.

Контрольные вопросы

1. Понятие налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Виды налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Порядок установления и введения налогов субъектов Российской Федерации.

4. Система налогов субъектов Российской Федерации.

5. Общая характеристика налога на имущество организаций.

6. Субъект и объект налога на имущество организаций.

7. Общая характеристика транспортного налога.

8. Субъект и объект транспортного налога.

9. Общая характеристика налога с продаж.

10. Субъект и объект налога с продаж.

11. Общая характеристика налога на игорный бизнес.

12. Субъект и объект налога на игорный бизнес.

[1] В практике формирования национальных налоговых систем обычно выбирают или налог с продаж или налог с оборота (НДС) в силу их однотипности. Скажем, в Европе есть НДС, но нет налога с продаж, в США, напротив, есть налог с продаж, но нет НДС. Одновременное использование этих двух видов налогов экономически не оправдано.

[2] См. ст. 23 Закона Санкт-Петербурга от 18 ноября 2002 г. «О бюджете Санкт-Петербурга на 2003 год».

[3] См.: Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. Н. И. Химичевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 346.

[4] См.: Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (вводный) / М. В. Романовский и др. Под ред. М. В. Романовского и О. В. Врублевской. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-М, 2001. С. 13.

openbudget.karelia.ru


Обсуждение закрыто.