Sokolieds.ru

Юридические консультации

Блог

Закон рф о национальной платёжной системе

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ
«О национальной платежной системе»

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 5 мая, 22 октября, 29 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 апреля, 1 мая, 18 июля 2017 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года

Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 39 установлены иные сроки вступления их в силу

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. разъяснения о порядке применения отдельных норм настоящего Федерального закона, подготовленные Банком России

Устанавливаются правовые и организационные основы национальной платежной системы.

Закрепляется порядок деятельности ее субъектов, определяются требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в этой сфере.

К субъектам относятся операторы по переводу денег (ЦБР, кредитные организации, Внешэкономбанк). Банковские платежные агенты (субагенты). Организации федеральной почтовой связи. Платежные агенты. Операторы платежных систем. Операционные, платежные клиринговые и расчетные центры.

Регламентированы переводы электронных денег.

Физлица могут использовать неперсонифицированные электронные средства платежа. Это означает, что идентификация клиента в соответствии с Законом о противодействии отмыванию преступных доходов не проводится. Причем установлены следующие условия. Остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 15 тыс. руб. Общая сумма перевода с использованием 1 такого средства не может быть больше 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Для персонифицированных, а также корпоративных электронных средств (т. е. используемых организациями и предпринимателями) остаток электронных денег в любой момент не должен превышать 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте.

Организация может стать оператором платежной системы после того, как получит регистрационное свидетельство. Для этого в ЦБР, который должен вести соответствующий реестр, подаются определенные документы. Оператор обязан устанавливать правила платежной системы и контролировать их соблюдение. Закрепляются требования к их содержанию. Чтобы стать участником платежной системы, организации нужно присоединиться к правилам.

ЦБР вправе признать платежную систему значимой. В подобном случае он может установить определенные требования к ней. Например, срок осуществления расчетов. Необходимость анализировать риски в режиме реального времени и др.

Надзор и наблюдение в национальной платежной системе возлагаются на ЦБР.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после официального опубликования, кроме положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу

Пункты 12-16 статьи 3, статьи 5, 6 и 8 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Статьи 1, 2, пункты 1, 6 — 11, 20 — 25 статьи 3, статьи 15 и 16, части 1-7 статьи 17, статьи 18 — 25, 27 — 37 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Части 2, 4 — 8, 11 — 16 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 30 месяцев после дня официального опубликования настоящего Федерального закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июня 2011 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 июля 2011 г. N 27 ст. 3872, в «Парламентской газете» от 1 июля 2011 г. N 32

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 сентября 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 88-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 59-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 288-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 461-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 319-Ф3

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого подпункта «г» пункта 3 статьи 3 изменений, вступающих в силу с 1 ноября 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 403-ФЗ (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 110-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 августа 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 267-ФЗ

base.garant.ru

«Мир» бюджетникам и пенсионерам!

С 1 июля банки обязаны при обращении работников бюджетных учреждений, госорганов, студентов и пенсионеров за открытием банковского счета, предусматривающего осуществление операций с использованием платежных карт, предоставлять им только национальные платежные инструменты, в частности карту «Мир» (п.5.3 ст. 30.5 Федерального закона от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ). Однако, несмотря на то, что закон уже вступил в силу, правила использования карты «Мир» имеют много белых пятен. Рассмотрим наиболее злободневные вопросы.

История создания национальной платежной системы «Мир»

Непредсказуемые односторонние действия третьих стран в виде разного рода санкций и ограничений показали, что вопрос необходимости обеспечения надежности и бесперебойности расчетов физических лиц на территории Российской Федерации стал особенно очевидным.

Однако первые попытки создания национальной платежной системы были предприняты в России еще в 1993 году, когда группа частных лиц и банковских организаций запустили платежную систему под названием «Юнион Кард». В этот же период своя платежная система появилась и у Сбербанка, она получила название «СБЕРКАРТ» и к 2000 году объединяла 22 банковские организации, обеспечив работу примерно 3 млн пластиковых карт. Если в августе 2010 года Сбербанк принял решение о закрытии этого проекта, то запущенная в конце 1993 года в Новосибирском Академгородке платежная система «Золотая Корона» действует до сегодняшнего дня. Эмиссионный портфель системы на сегодня насчитывает 24 млн карт, включая ко-бейджинговые «Золотая Корона – MasterCard» и «Золотая Корона – UnionPay».

Но, как рассказал профессор кафедры финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Юрий Юденков, в 1990-х годах российские банки неоднократно обращались в Банк России с предложением запустить единую национальную платежную систему. Однако Банк России отклонял их из-за отсутствия бюджетных средств, поэтому на тот момент выгоднее оказалось подключиться к международным платежным системам. «Вместе с тем со временем стало понятно, насколько это ненадежно, когда в самый разгар финансового кризиса международные платежные системы отключили обслуживание российских карт в сети банкоматов и торговых точках», – отметил он.

Так, 5 мая 2014 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому при осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами платежных систем, находящимися на территории России, должны привлекаться операционные центры, которые соответствуют требованиям Закона № 161-ФЗ и находятся на территории Российской Федерации.

В связи с чем в июле этого же года было официально зарегистрировано акционерное общество «Национальная система платежных карт» (АО «НСПК»), оператор национальной платежной системы «Мир», 100% акций которого принадлежат Банку России. После чего АО «НСПК» приступило к тестированию собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем. Для этих операций использовался операционный и платежный клиринговый центр национальной системы платежных карт. А название «Мир» национальная платежная система получила по результатам всероссийского конкурса.

15 декабря 2015 года Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Сбербанк России, Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк. В 2016 году более 20 банков успешно завершили тестирование карт платежной системы «Мир» в своей инфраструктуре.

К июлю этого года количество выпущенных российскими банками карт национальной платежной системы «Мир» превысило 10 млн штук.

Примером успешного запуска национальной платежной системы является китайская компания UnionPay International. Она основана при поддержке Центрального Банка КНР, в числе ее акционеров входит более 200 финансовых учреждений. Отметим, что на мировом рынке китайская платежная система выступает абсолютным лидером по количеству выпущенных карт – около 4 млрд. Причем они принимаются к оплате во многих странах мира, включая Россию.

Кто и когда получит платежную карту «Мир»?

В мае 2017 года Президент России подписал закон о поэтапном переводе бюджетных выплат на карты платежной системы «Мир» (подп. «з» п. 6 ст. 2 Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе»).

Так, с 1 июля 2017 года первыми банковскую карту «Мир» в обязательном порядке получили новые сотрудники различных госструктур – учителя, врачи, работники министерств и ведомств, а также пенсионеры и студенты, которые впервые обратились за открытием банковского счета с использованием платежной карты в целях получения своих выплат (подп. 1 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Однако, как рассказали порталу ГАРАНТ.РУ наши читатели, многие давно перешли на карту «Мир». Например, уже в декабре прошлого года студентам вузов Республики Крым предложили заменить действующие пластиковые карты на национальные.

Помимо них, до 1 июля 2018 года карту «Мир» получат все те, кто уже работает в бюджетных организация, и все студенты, получающие стипендии (подп. 3 п. 5.3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Пенсионеры, имеющие действующие карты, будут менять их по мере того, как истечет срок действия их старых платежных инструментов, но не позднее 1 июля 2020 года.

Таким образом, к июлю 2020 года национальной платежной картой «Мир» должны быть обеспечены все те, кто получают выплаты за счет бюджетных средств: зарплаты, вознаграждения, выплаты денежного содержания, пенсии и стипендии (п. 5.5 ст. 30.5. Закона № 161-ФЗ). Однако, например, в случае получения разовых выплат, таких как налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц или единовременная выплата, законодатель не обязывает пользоваться только национальным платежным инструментом (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Однако, клиентами карты «Мир» могут пока не стать все те, кто не получает заработную плату за счет бюджетных средств. Но а некоторым совсем не придется переходить на новую платежную систему. Например, физическим лицам, имеющих постоянное место жительства за пределами Российской Федерации, сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений и постоянных представительств РФ при международных организациях (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ).

Кроме того, закон сохраняет также возможность получать обязательные перечислению на карту «Мир» выплаты наличными (п. 5.4 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ). Поэтому, если гражданин привык получать пенсию или иные социальные выплаты не на банковскую карту, то он так и будет получать их на руки.

Напомним также, что с переходом на национальную платежную систему у продавцов появляется обязанность обеспечить возможность оплаты товаров путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя. Однако и их минует такая обязанность, если место оплаты находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи или Интернету. В таком случае продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов (п. 1 ст. 16.1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителя).

О плюсах и минусах платежной карты «Мир»

Учитывая, что в перспективе предполагается полное «импортозамещение» платежной системы, рассмотрим ее преимущества и недостатки.

В первую очередь, первым и главным плюсом карты «Мир» является ее автономность и независимость от иностранных платежных систем, политической обстановки в мире. «Наличие в России собственной платежной системы – это, прежде всего, показатель высокого уровня развития экономики страны, гарант независимости от деятельности зарубежных финансовых организаций. Платежная система «Мир» – это полностью российская разработка, которая дает возможность гражданам Российской Федерации получать услуги по картам на территории нашей страны вне зависимости от внешних факторов, гарантирует развитие национальных платежных сервисов», – отметила пресс-секретарь АО «НСПК» Елена Бочарова.

Во-вторых, карта «Мир» создана на основе отечественных технологий и соответствует российским и международным стандартам безопасности. На карте присутствует российский чип, защищающий копирование карты, а также технология для безопасной оплаты в интернете, аналогичная 3D-Secure. Как рассказал заместитель руководителя Лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин для пользователей карт никакой разницы в плане безопасности, в сравнении с международными картами, не будет. «Принципиальных преимуществ или отличий, к сожалению, нет, хотя они могли бы быть. Например, можно было бы выпускать карты «Мир» исключительно в варианте с чипом, без магнитной полосы, и обязать все торгово-сервисные предприятия принимать их и модернизировать свое оборудование. В результате можно было бы победить скимминг [вид мошенничества с банковскими картами — Ред.] как таковой полностью, – считает эксперт. – Национальная платежная система защищает суверенитет страны, чтобы в случае отключения России от международных платежных систем не происходила остановка в обслуживании банковских карт».

Добавим, что интернет-платежи по карте «Мир» защищены также собственной технологией MirAccept, которая позволяет пройти полноценную 3D Secure-аутентификацию. Напомним, что MirAccept – это технология, которая обеспечивает безопасность платежей в Интернете. Держателю карты для операции требуется ввести код из СМС, что дополнительно защищает операции по банковской карте. По словам пресс-секретаря системы, в скором времени будет запущена более современная версия сервиса MirAccept 2.0, которая позволит подтверждать платежи в Интернете не только с помощью СМС-пароля, но и используя более безопасную биометрическую аутентификацию (например, отпечаток пальца) или графический ключ. Кроме того, она также отметила, что если банк, выпускающий карты «Мир», предоставляет дополнительные сервисы защиты, такие как «Личный кабинет», «Мобильный банк», то держателям карт «Мир» они будут также доступны.

Еще одно немаловажное преимущество – это цена. Для пенсионеров карты выпускаются и обслуживаются бесплатно. А в целом, как правило, большинство банков не взимают плату за выпуск карты. Оформить карту «Мир», по словам Елены Бочаровой, можно сегодня уже в 98 банках, в числе которых все крупнейшие банки страны: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВТБ24, Россельхозбанк, Тинькофф Банк, Связь-Банк, Почта Банк, Альфа-Банк и многие другие. Число участников НСПК постоянно расширяется. Их актуальный список можно посмотреть на сайтах www.nspk.ru и www.mironline.ru.

Что касается обслуживания карты, то, как отметила пресс-секретарь, каждый банк самостоятельно формирует для клиентов предложения по стоимости выпуска и обслуживания карты. Как правило, это зависит от типа карты (дебетовая или кредитная), ее уровня (классическая или премиальная) и прочих условий обслуживания. «В среднем годовое обслуживание карты «Мир» обойдется от 90 руб. в год. Точную стоимость можно узнать в банке, в котором планируется получение карты», – добавила она. Например, в ПАО «РНКБ» ежегодное обслуживание дебетовой карты «Мир»-Зарплатная» осуществляется бесплатно. В Сбербанке обслуживание карты «Мир»-Классическая» в первый год обойдется в 750 руб., в последующие – 450 руб. Напомним, что минимальная стоимость обслуживания дебетовых карт с оптимальным набором банковских услуг Visa Classic и MasterCard Standard от 750 руб. в год.

Также, по словам эксперта, сейчас в пилотном режиме работает собственная программа лояльности платежной системы «Мир». В основу программы заложен механизм cash-back – при оплате покупки национальной картой можно будет получить обратно на карту часть потраченных денег. «Средний размер такого возврата составит около 10-15 %, но в рамках отдельных маркетинговых акций сумма может быть увеличена до 50%. Полномасштабный запуск программы лояльности по всей стране запланирован на осень 2017 года», – добавила она.

Так, банкоматы и POS-терминалы для приема карт «Мир» становятся обязательными для всех банков и торговых точек (п. 3 ст. 30.5 Закона № 161-ФЗ, п. 1 ст. 16.1 закона о защите прав потребителя). Таким образом, совсем скоро национальная платежная карта будет доступна везде. Как отмечают разработчики, на сегодняшний день она принимается в миллионах торговых точек в России и в самых популярных интернет-магазинах. «Это такие торговые сети, как Ашан, Карусель, Metro, Окей, Лента; американские сети быстрого питания. Участниками платежной системы «Мир» являются 386 кредитных организаций, все они обслуживают карты «Мир» в своих устройствах – банкоматах и терминалах», – рассказала Елена Бочарова. Добавим, что найти ближайший банкомат, принимающий карты «Мир», банковский офис обслуживания для совершения операций по карте или торгово-сервисное предприятие (магазин, кафе, АЗС и т. д.), можно с помощью сервиса геолокации «Локатор устройств».

Между с тем, стоит учесть, что картой можно расплачиваться пока только в России. Однако, как отметил Александр Артемьев, никто не мешает гражданам перечислять с нее средства на карты других платежных систем. Напомним, что перевод между своими счетами в одном банке по общим правилам осуществляется бесплатно. В ином случае за рубежом вам понадобится ко-бейджинговая карта, совместная карта двух платежных систем. Пока такие карты выпускают не все банки. К примеру, мы выяснили, что карту «Мир»-Maestro и «Мир»-JCB может выдать АО «Газпробанк», при этом годовое обслуживание обойдется в 1000 руб. Также, как пояснила Бочарова, подписаны соглашения о выпуске совместных карт «Мир»-AmEx и «Мир»-Union Pay. В России такие карты работают в платежной системе «Мир», в других странах – как карты международной платежной системы.

«В будущем появится возможность использовать за рубежом обычную (не ко-бейджинговую) карту «Мир». В рамках проектов по межсистемному взаимодействию ведется работа по приему национальных карт в локальных платежных системах стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Флагманом в этом направлении выступает проект организации взаимодействия российской и армянской платежных систем, запуск которого планируется осенью 2017 года. После старта проекта карты «Мир» будут приниматься в армянской платежной системе ArCa, а карты ArCa – в устройствах сети обслуживания национальной платежной системы «Мир». Также ведутся переговоры по организации приема карт «Мир» за рубежом – в Турции, ОАЭ и Таиланде», – добавила она.

Помимо этого, в АО «НСПК» порталу ГАРАНТ.РУ рассказали о перспективах развития системы. Так, важное направление, над которым работает сейчас разработчик – создание нефинансовых приложений, которые могут быть интегрированы в банковскую карту. «Это дает возможность пользоваться банковской картой как социальной, получая скидки при оплате товаров и услуг, в качестве проездного билета или пропуска в университет для студентов. В настоящее время некоторые из таких приложений уже работают в регионах России. Среди них – социальная карта москвича, карта жителя Башкортостана, карта студента в Ростовском ЮФУ и другие», – подчеркнула Елена Бочарова.

Напомним также, что счет в банке ведется в рублях. А при выполнении платежной операции в других странах с помощью ко-бейджинговых карт, российская валюта автоматически будет конвертироваться в валюту государства по курсу банка, выдавшего карту, поэтому при расчетах в других видах валют будут потери из-за банковского курса конвертации.

Вместе с тем, заместитель генерального директора консалтинговой компании Berkshire Advisory Group Александра Артемьева считает, что банкам потребуется много времени для активного маркетинга и убеждения граждан в преимуществах карты «Мир» в сравнении с другими платежными системами. «В первую очередь это должны быть финансовые преимущества (стоимость выпуска, стоимость обслуживания, величина взимаемой комиссии при различных операциях и пр.), а также набор всех современных сервисов, опций и возможностей существующих у конкурентов», – считает эксперт. При этом, по мнению председателя правления АО «Риабанк» Бориса Липкина, с внедрением этих карт открытым остается вопрос из чего будет формироваться доход банков. «На чем будет зарабатывать банк – пока непонятно. Не брать же комиссии с бюджетников? А расходы для банков будут немалыми: это и затраты на обновление программного обеспечения, обучение персонала, трудозатраты. Поэтому, что касается сугубо банковского бизнеса, то пока нет понимания в отношении перспектив развития национальных платежных карт».

www.garant.ru

161 ФЗ «О национальной платежной системе»: последняя редакция

Национальная платежная система создана для поддержания национальной безопасности. Также она необходима для осуществления платежей, без использования иностранных сервисов. Она создана для обеспечения безотказного проведения расчетов по пластиковым картам. Весь процесс проведения денежных транзакций регулируется ФЗ № 161.

Описание закона

Работники Государственной Думы 14 июня 2011 года приняли ФЗ «О национальной платежной системе». 22 июня того же года, закон был одобрен Советом Федерации. И в законную силу вступил 27 июня.

161 ФЗ регламентирует бесперебойность проведения денежных транзакций через пластиковые карты. Предметом регулирования являются правовые и организационные основы национальной платежной системы (НПС). Законопроект также контролирует:

    • порядок предоставления услуг;
    • проводит реализацию перевода денежных средств с помощью национальной электронной платежной системы;
    • осуществляемые действия субъектов НПС;
    • выполнение законодательных требований по функционированию национальных платежных систем;
    • процедуру по осуществлению надзора.
    • Глава 1 заключает в себе общие положения закона — основные понятия, предмет регулирования и т.д.;
    • Глава 2 указывает на порядок действий при оказании платежных услуг;
    • Глава 3 содержит требования, предъявляемые к действиям субъектов национальной платежной системы;
    • Глава 4 закона № 161 характеризует перечень требований, которые необходимо выполнять для исправной работы платежной системы;
    • Глава 4.1 указывает на нюансы работы национальной системы платежных карт (НСПК);
    • Глава 5 содержит требования проведения контролирования и надзора за НПС;
    • Глава 6 оформлена из заключительных положений законодательного акта № 161.

В ФЗ № 161 в 11 статье указаны субъекты НПС, которые осуществляют бесперебойность работы системы. В качестве субъектов выступают:

    • Банк России;
    • Кредитные учреждения, которые вправе осуществлять электронные переводы денег;
    • Корпорация «Внешэкономбанк».

По Федеральному Закону, всю национальную платежную систему составляют операторы по осуществлению денежных транзакций по всей территории России. Настоящий закон обязывает операторов услуг эксплуатировать национальную платежную систему только в пределах РФ. Это свидетельствует о том, что информация о платежах, проводимых в России, не должна передаваться за границу.

ФЗ «О национальной платежной системе» содержит множество аспектов по использованию и применению электронных переводов. Чтобы детально изучить все нюансы НПС, можно скачать весь закон в последней редакции по ссылке.

Последние изменения, внесенные в 161 ФЗ

Все законы требуют пересмотра и внесения изменений, поправок и дополнений. Необходимы такие действия для уточнения некоторых нюансов в законодательстве. В закон о платежной системе РФ нередко вносились изменения. Последняя редакция закона приходится на 1 мая 2017 года. Внесенное дополнение в закон вступило в силу 5 мая того же года. Поправки были внесены на основании ФЗ №59. Изменения коснулись 3 главы.

Статья 19.1 закона 161

В ФЗ №161 ввели дополнение в виде ст. 19.1. Суть нововведения гласит об особенностях проведения трансграничных переводов денежных средств, когда иностранное государство ввело запреты. Для правильного исполнения пунктов настоящей статьи ведется контроль. Критерии проведения контроля указаны в ст 19.1 п 5, осуществляется надзор в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные стандарты должны быть признанными на территории России.

Данная статья регламентирует нормативно-правовое регулирование взаимоотношений в НПС:

    • закон об электронных платежах основывается на Конституции России и на международных контрактах;
    • Правительство РФ вправе принимать нормативно правовые акты для регулирования НПС;
    • Центральный банк РФ вправе принимать нормативные акты для регулирования отношений в национальной платежной системе.

При последней редакции внесенные изменения в 161 ФЗ «О национальной платежной системе» 2 статьи не коснулись.

Данная статья характеризует процедуру эксплуатации электронных платежных средств:

      • эксплуатация средств платежа начинается с подписания соответствующего договора;
      • оператор вправе выдать клиенту отказ в заключении контракта;
      • диспетчер обязан проинформировать клиента о пользовании электронной системой;
      • ч 4 ст 9 ФЗ 161 гласит — оператор должен сообщать клиенту обо всех проводимых операциях;
      • диспетчер предоставляет клиенту данные об использовании его средств без его согласия;
      • оператор фиксирует все клиентские уведомления;
      • согласно положениям контракта, операторы предоставляют всю запрашиваемую клиентом информацию об его электронном средстве платежа;
      • часть 8 ст 9 ФЗ 161 регламентирует рассмотрение возникающих споров на основании поданного заявления;
      • пользование услугами НПС может быть приостановлено по запросу клиента или по инициативе диспетчера;
      • если пластиковая карта утеряна, то она подлежит восстановлению на основании поданного заявления;
      • по закону, если диспетчер не сообщает клиенту информацию о проводимых денежных транзакциях, то он обязан возместить сумму перевода.

Настоящий закон создан для усовершенствования работы НПС.

210fz.ru

Приведение деятельности компании в соответствие Федеральным Законом «О национальной платежной системе»

29 сентября 2011 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», а также Федеральный закон № 162-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с вступлением в силу Федерального закона «О национальной платежной системе», регулирующие порядок оказания платежных услуг и определяющий требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Однако, Федеральный закон «О национальной платежной системе» крайне неоднозначен, в законе очень мало конкретики, по большей части он содержит набор абстрактных требований.

Хотелось бы отметить, что ФЗ «О национальной платежной системе» и ФЗ от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами во многом идентичны, используется одинаковая терминология, установлены единые требования, однако законы распространяют свое действие на различных субъектов.

Требования Федерального закона № 161-ФЗ

Во исполнение №161-ФЗ в июне 2012 года был опубликован ряд документов, в том числе Постановление Правительства РФ и документы Банка России, детализирующие требования №161-ФЗ в части обеспечения защиты информации в национальной платежной системе. 1 июля 2012 года вступила в действие статья 27 Закона об национальной платежной системе, которая устанавливает обязательное обеспечение защиты информации в платежных системах.

Независимо от роли, которую организация играет в рамках платежной системы, к ней применимы и обязательны для исполнения требования нормативных документов Банка России, разработанных на основании Закона об национальной платежной системе. На сегодняшний день ключевыми из таких документов являются:

  1. Положение Банка России от 09.06.2012 года № 382-П: «Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств»
  2. Указание Банка России от 09.06.2012 года № 2831-У: «Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств»

Положения новых нормативных документов по защите информации в национальной платежной системе привносят ряд дополнительных обязательных требований к субъектам национальной платежной системы, в том числе:

    • информировать клиентов о возможных рисках нарушения информационной безопасности;
    • в случае обнаружения инцидентов информационной безопасности взаимодействовать с участниками платежной системы согласно требованиям, установленными оператором платежной системы;
    • информировать оператора платежной системы об обеспечении в платежной системе защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
    • регулярно предоставлять Банку России отчетность для обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств.

zarlaw.ru

Еще по теме:

    • Закон г москвы 29 от 14062006 года Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29″Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» С изменениями и дополнениями […]
    • Закон об ооо ст15 Федеральный закон «Об ООО» Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ»Об обществах с ограниченной ответственностью» С изменениями и дополнениями от: 11 июля, 31 декабря 1998 г., 21 марта 2002 г., 29 декабря 2004 г., 27 июля, 18 декабря 2006 г., 29 апреля, 22, 30 […]
    • Федеральный закон от 17 декабря 2001 г n 173-фз о Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ»О трудовых пенсиях в Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 […]
    • Федеральный закон 2002 года о гражданстве рф Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ»О гражданстве Российской Федерации» С изменениями и дополнениями от: 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г., 1, 4 декабря 2007 г., 1 октября, 30 […]
    • Приказ 268 минюст Приказ Министерства юстиции РФ от 30 ноября 2016 г. № 268 «Об утверждении перечня тем, вопросы по которым предлагаются на квалификационном экзамене с использованием автоматизированной информационной системы проведения квалификационных экзаменов” (не вступил в силу) В […]
    • Закон 210 последняя редакция Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ»Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» С […]
    • 9 федеральный закон об актах гражданского состояния Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ»Об актах гражданского состояния» С изменениями и дополнениями от: 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 […]
    • Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения новый Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ»О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» С изменениями и дополнениями […]