Закон об соцобслуживания

Закон об соцобслуживания

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ
«Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2014 г., 14 ноября, 5 декабря 2017 г., 5 февраля, 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

28 декабря 2013 года

В законе четко прописаны принципы, условия и порядок предоставления, а также состав и содержание социальных услуг.

Определены основания для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Это наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности лица. Например, частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению; наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе; внутрисемейные конфликты; насилие в семье; беспризорность несовершеннолетних; отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию.

Основанием для предоставления соцобслуживания может быть заявление как самого гражданина, так и его законного представителя, иных лиц, органов и общественных объединений.

Особый упор сделан на профилактику нуждаемости граждан в соцобслуживании. Вводится социальное сопровождение. То есть гражданам при необходимости могут оказать содействие в получении необходимой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Закрепляется принцип осуществления соцобслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости в соцуслугах. Последние могут предоставляться в стационаре, полустационарных условиях и на дому. Предусмотрена разработка индивидуальной программы оказания соцуслуг.

В неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и экстренной психологической помощи и др.).

Согласно закону платность соцуслуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за соцуслуги. При этом закреплено, что новые условия предоставления соцуслуг не должны ухудшить положение тех, кто имеет право на их получение в настоящее время. В том числе это не должно привести и к повышению платы за услуги для указанных лиц.

Бесплатно соцуслуги оказываются следующим категориям. Во всех формах — несовершеннолетним детям, а также пострадавшим от чрезвычайных ситуаций и вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и полустационарной форме бесплатно могут получать соцуслуги граждане, чей среднедушевой доход ниже установленной величины. Размер предельного среднедушевого дохода для предоставления соцуслуг бесплатно будут определять региональные власти (но не менее 1,5 регионального прожиточного минимума).

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей соцуслуг, предусмотрено ведение реестра поставщиков и регистра получателей.

К оказанию соцуслуг привлекут бизнес. Вводится общественный контроль в сфере соцобслуживания.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 7007

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 324-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 февраля 2018 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

base.garant.ru

Социальное обслуживание по новым правилам

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. «Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны», – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие «получатель социальных услуг»

С 1 января из законодательства исчез термин «клиент социальной службы» (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие «получатель социальных услуг» (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).
  • Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

    До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).

    Читайте так же:  Правила составления рекламного объявления

    Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

    «Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов».

    Определен поставщик социальных услуг

    Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

    Расширен перечень видов социальных услуг

    Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

    После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).
  • К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

    Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

    Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

    С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.
  • Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

    Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

    Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

    Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года»). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»).

    Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

    Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

    Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

    (12 000 руб. — 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

    Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

    Формула для расчета тарифа будет следующая:

    12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

    Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

    Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

    Изменен порядок получения социальных услуг

    С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

    БЛАНКИ

    Заявление о предоставлении социальных услуг

    С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

    Читайте так же:  Правила гугл плей

    Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

    После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

    «Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя».

    Определена организация социального обслуживания

    Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

    Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

    Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

    Но есть и «ложка дегтя» в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

    www.garant.ru

    442 ФЗ об основах социального обслуживания граждан в РФ

    Одной из главных обязанностей государства как института социальной защиты является «обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (статья 39 Конституции Российской Федерации).

    Суть ФЗ 442

    Федеральный закон N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2013 года. Предметом регулирования настоящего закона являются правовые, экономические и организационные аспекты в сфере обслуживания населения: полномочия государственных служб, права и обязанности получателей и поставщиков услуг и так далее.

    Структурно 442 закон о социальном обслуживании представлен десятью главами, содержащими 37 статей. Рассмотрим его краткое содержание, отметив основные положения:

  • Общие положения: предмет регулирования, правовое регулирование обслуживания населения, основные понятия, принципы, система социального обслуживания, конфиденциальность сведений о получателе услуг;
  • Полномочия государственных органов: полномочия федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
  • Получатели услуг: права и обязанности;
  • Поставщики услуг: права, обязанности и информационная открытость;
  • Порядок предоставления социального обслуживания: обращение за предоставлением услуг, признание лица нуждающимся в обслуживании, индивидуальная программа, договор о предоставлении услуг, отказ от обслуживания;
  • Социальное обслуживание: формы, виды, срочные услуги, социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и иной помощи, не относящейся к социальным услугам);
  • Предоставление социальных услуг: организация социального обслуживания, независимая оценка качества, профильные информационные системы, реестр поставщиков и регистр получателей, требования к порядку предоставления услуг, межведомственное взаимодействие;
  • Финансирование: финансовое обеспечение социального обслуживания, предоставление услуг бесплатно, определение размера платы;
  • Контроль (надзор): государственный, общественный;
  • Заключительные и переходные положения.
  • Подписанный еще в декабре 2013 года, закон о социальном обслуживании вступил в силу лишь 1 января 2015 года. ФЗ 446 пришел на смену утратившим в тот же день силу нормативно-правовым актам: от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Единственное изменение, вступившее в силу на текущий момент, закон претерпел в июле 2017 года, на тот момент еще не войдя в законную силу.

    Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» произвел определенный ажиотаж в профильных кругах еще на этапе обсуждения. Закон включил в себя некоторые аспекты, которые были затронуты и прописаны в России впервые. В первую очередь речь идет о приобщении к данной деятельности негосударственных коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Предпосылками для такого кардинального решения явились во многом большие очереди граждан, желающих стать получателем услуг, что свидетельствовало о несостоятельности существовавшей на тот момент системы социального обслуживания и соответственно законов, действовавших в этой сфере.

    Рассмотрим основные нововведения, последовавшие за принятием настоящего закона:

  • Привлечение к сфере социального обслуживания коммерческих и некоммерческих организаций при условии государственной поддержки (снижение налоговой ставки, субсидирование);
  • Расширение круга граждан, которым может быть оказана такая помощь. В число лиц, которым положено бесплатное обслуживание вошли: инвалиды, пожилые люди, несовершеннолетние и граждане, денежный доход которых не превысил установленного порога;
  • Были четко прописаны основания для признания лица нуждающимся в предоставлении помощи. Для сравнения, в законе от 1995 года в качестве основания была прописана формулировка «трудная жизненная ситуация», которая неизбежно влекла за собой расхождения в трактовке;
  • Поменялась система поддержки детей-сирот, полномочия по опеке над которыми перешли в ведение органов соцзащиты;
  • Было предусмотрено создание единого реестра поставщиков и регистра получателей в сфере социального обслуживания.
  • Права и обязанности получателей социальных услуг по закону

    Согласно положениям девятой статьи 442 закона, получатели социальных услуг имеют право на:

  • Уважение и гуманное отношение;
  • Бесплатный доступ к информации, касающейся их прав и обязанностей, видов услуг, сроков, порядка и условий их предоставления, тарифов на эти услуги, возможности получения их бесплатно и других требующихся сведений;
  • Выбор поставщика или поставщиков;
  • Отказ от предоставления услуг;
  • Защиту собственных прав и интересов в соответствии с законодательством России;
  • Участие в разработке индивидуальной программы;
  • Обеспечение условий в период нахождения в организациях социального обслуживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на необходимый уход;
  • Свободное посещение законными представителями, родственниками, юристами (адвокат, нотариус), представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • Социальное сопровождение (подробно прописано в ст. 22 закона).
  • Читайте так же:  Юрист на казахском

    Согласно статье десятой настоящего закона, в число обязанностей получателей социальных услуг входят:

    • Предъявление требуемых для предоставления услуг сведений и документов (список может отличаться в зависимости от субъекта РФ);
    • Своевременное информирование поставщика об изменении обстоятельств, явившихся изначально причиной предоставления услуг;
    • Соблюдение условий договора о предоставлении услуг, в частности своевременная и полная оплата стоимости, если предусмотрено.
    • Какие были внесены изменения?

      После подписания законопроекта, на подготовку материально-технической базы и реализацию всех положений закона был предусмотрен год. За этот период закон претерпел поправки в июле 2014 года. В основном они касались вопроса независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.

      К полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, действующих в данной сфере, таким образом добавилось создание условий для проведения независимой оценки качества обслуживания и обеспечение на своих официальных интернет-сайтах технической возможности выражения мнений получателями услуг о качестве их оказания и об организации социального обслуживания в целом. Также на поставщиков легло обязательство по обеспечению открытости и доступности информации в сфере проведения независимой оценки качества их оказания.

      В настоящем году вышел Федеральный закон от 14.11.2017 N 324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно статье 2 ФЗ-324, закон вступит в силу по истечении девяноста дней со дня официальной публикации. Был опубликован в «Российской газете» 17 ноября 2017 года, таким образом, закон (и, соответственно, вносимые им поправки) вступает в силу 13 февраля 2018 года. Рассмотрим изменения, которые предстоит претерпеть закону 442-ФЗ.

      Пункт 2 статьи 5 закона был изложен в другой редакции. Уточнено, что полномочия органа государственной власти субъекта РФ в сфере социального обслуживания действуют только на территории самого субъекта, а также была сделана уточняющая приписка о том, что к полномочиям данного органа относятся признание граждан нуждающимися в обслуживании и составление индивидуальных программ.

      Статья 5 ФЗ-442 была дополнена пунктом 7. Таким образом, в систему социального обслуживания вошли организации, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ, если им, согласно положениям закона 442-ФЗ, были предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися и на составление индивидуальных программ на территории одного или нескольких муниципальных образований.

      Формулировка пункта 13 части 2 статьи 7 ФЗ-442 была сокращена: были исключены слова «предоставления социальных услуг (далее — индивидуальная программа)».

      Пункт 2 статьи 8 ФЗ-442 был изложен в другой редакции. Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов России в сфере соцобслуживания было отнесено определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости — уполномоченной организации.

      Аналогичное уточнение коснулось статьи 14, части 2 статьи 15 и части 4 статьи 16, в которых формулировка «уполномоченный орган Российской Федерации» была дополнена «уполномоченной организацией».

      Рассмотрим также несколько отдельных статей закона ФЗ-442, имеющих большое значение в рамках данного законодательного акта.

      Статья 15 ФЗ-442 определяет порядок признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Основанием для признания согласно закону могут служить следующие обстоятельства:

    • Потеря способности осуществлять самообслуживание, передвигаться без чужой помощи, обеспечивая основные физиологические и иные потребности ввиду болезни, травмы, возраста или инвалидности;
    • Наличие в семье инвалида, нуждающегося в постоянном постороннем уходе;
    • Наличие в семье ребенка, у которого трудности с адаптацией в социуме;
    • Невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком (детьми) либо отсутствия попечения над ними;
    • Семейное насилие, наличие у членов семьи наркотической, алкогольной или иных зависимостей;
    • Отсутствие определенного места жительства. В особом порядке данное основание прописано для бывших воспитанников детских домов и лиц, оставшихся без попечения родителей, не достигших при этом возраста 23 лет;
    • Отсутствие работы, и, соответственно, средств к существованию;
    • Иные обстоятельства, признанные ухудщающими жизнь граждан согласно законам субъектов РФ.
    • Уполномоченный орган или организация согласно закону ФЗ-442 о социальном обслуживании граждан обязаны принять решение о признании лица нуждающимся в помощи либо об отказе в течение 5 дней с момента подачи заявления. Ответ предоставляется в письменной или электронной форме. Решение по оказанию срочных услуг принимается незамедлительно. Если заявитель считает, что полученный им отказ является неправомерным и противоречит закону, он вправе обжаловать решение в суде.

      Статья 13 442-ФЗ регулирует аспекты обязательств поставщиков социальных услуг в сфере обеспечения информационной открытости в процессе своей деятельности. Так, поставщики обязаны формировать общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию о своей деятельности и обеспечивать доступ к данным ресурсам путем размещения их на информационных стендах в своих офисах, а также в средствах массовой информации, сети «Интернет» — на официальном сайте.

      Также на официальном сайте должен быть размещен определенный перечень сведений и документов (часть 2 статьи 13), обновляясь в случае внесения каких-либо изменений в срок до десяти рабочих дней. Порядок размещения и обновления информации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

      Статья 16 ФЗ-442 содержит положения, связанные с разработкой и применением индивидуальной программы предоставления услуг. Это документ, в котором указываются сведения о форме, видах, объеме, периодичности, условиях и сроках предоставления социальных услуг. Программа также включает списки рекомендованных поставщиков и мероприятий по сопровождению (ст. 22 закона). Составляется в соответствии с потребностями человека и пересматривается в зависимости от изменения обстоятельств, определяющих данную потребность. Происходит пересмотр не реже одного раза в течение трех лет.

      Подробнее об условиях составления документа и действии его положений читайте в тексте закона (ст. 16). Ссылка на скачивание закона ФЗ-442 дана в последнем подзаголовке настоящей статьи.

      Статья 21 ФЗ-442 описывает, что включает в себя понятие «срочные социальные услуги»:

    • обеспечение бесплатным питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
    • содействие в получении временного жилого помещения и оказании необходимой юридической помощи;
    • создание условий для оказания экстренной психологической помощи с привлечением психологов и священнослужителей и иные срочные услуги.

    Название услуг говорит само за себя — предоставляться они должны без промедления, т.е. без составления индивидуальной программы или договора о предоставлении услуг. Основанием согласно закону может служить как заявление гражданина, так и получение соответствующей информации от представителей других государственных структур (медицинских, образовательных). Подтверждением является соответствующий акт, включающий сведения о получателе и поставщике, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и условиях предоставления. Заверяется подписью получателя.

    Статья 31 442 ФЗ предписывает, что обслуживание на дому, а также в стационарной и полустационарной формах предоставляются на безвозмездной основе детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных национальных конфликтов. Все это при условии, что на момент обращения средний доход на одного члена семьи равен или ниже определенного законами субъекта РФ порога (зачастую равен полутора прожиточным минимумам).

    Скачать текст закона о социальном обслуживании

    Текст настоящего закона может быть полезен как правозащитникам и должностным лицам, так и простым гражданам, желающим расширить свои знания в области собственных прав и свобод, предусмотренных законодательством.

    Предлагаем скачать закон фз о соц обслуживании в последней редакции, вступившей на настоящий момент в силу.

    lawlinks.ru


    Обсуждение закрыто.