Закон об оружии и его применении

Закон об оружии и его применении

§ 5. Правовые основы применения огнестрельного оружия гражданами Российской Федерации

§ 5. Правовые основы применения огнестрельного оружия гражданами Российской Федерации

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие в целях самообороны, а именно для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости[171]. Следует заметить, что в данной статье установлены одинаковые основания применения гражданами как газового, так и огнестрельного оружия.

Огнестрельное оружие запрещается применять в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Причем в отношении тактико-технических характеристик гражданского огнестрельного оружия Федеральным законом «Об оружии» установлены довольно жесткие требования, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 3 оно должно исключать ведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. Обеспокоенность граждан за обеспечение надежной защиты своей чести, достоинства, жизни, семьи, жилища, собственности находит выражение в предложениях предоставить им право на приобретение, хранение, ношение и использование любого огнестрельного оружия (к примеру, снайперской винтовки с лазерным прицелом, пулемета или гранатомета)[172]. Однако при этом сразу встает вопрос, насколько подобные предложения соответствуют нормам, устанавливающим правила применения оружия?

В соответствии с действующим законодательством лицо, применившее огнестрельное оружие в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, не понесет ответственности за причиненный нападающему вред, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны либо пределов крайней необходимости.

При наличии в руках мощного оружия, гражданин стоит перед выбором принять ответственное и юридически значимое решение, за последствия которого он должен держать ответ перед государством. Чем большей поражающей способностью обладает применяемое огнестрельное оружие, тем больше риск нарушить нормы о соразмерности защиты и нападения и, соответственно, вероятность самому стать подсудимым.

По смыслу закона правомерность (или неправомерность) обороны зависит не от того, чем и как защищается человек, а прежде всего от соотношения вреда причиненного и вреда предотвращенного. Однако в судебной практике долгие годы существовал стереотип: оправданно обороняется тот, кто претерпел больший ущерб, чем причинил, т. е. сопоставляется вред, реально причиненный друг другу противоборствующими сторонами[173]. Поэтому если принять предложение о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия, то возникнет необходимость радикального пересмотра как нормы закона о необходимой обороне, так и судебной практики по делам этой категории.

Статья 24 Федерального закона «Об оружии» разрешает применять его и для защиты собственности. Это новый подход к проблеме самообороны, ибо на протяжении многих лет в теории и судебной практике жизнь и здоровье преступника признавались более ценным благом, чем имущество правопослушного человека, и если собственник действовал решительно, то привлекался за превышение необходимой обороны. Однако закон не дает ответа на вопрос, какая по характеру угроза собственности является поводом для производства выстрела на поражение посягающего.

Следовательно, прежде чем говорить о необходимости предоставления гражданам Российской Федерации права на приобретение любого огнестрельного оружия, в первую очередь необходимо решить проблему несовершенства норм, регламентирующих основания и порядок его применения.

Кроме того, само по себе наличие в арсенале средств защиты гражданина «пулемета» или «гранатомета» не решит проблему его безопасности. Как показывает практика, в большинстве случаев сотрудники милиции пострадали от рук преступников не по причине отсутствия у них табельного оружия, а по причине ослабления бдительности и неготовности отразить внезапное нападение, либо, как следствие этого, из-за нерешительности и медлительности своих действий. Это происходит, прежде всего, потому, что преступники выбирают время, место, способ, орудия посягательства, жертву таким образом, чтобы добиться успеха. То есть заранее обеспечивается преимущество над потерпевшим[174]. Поэтому поражающая способность оружия в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

На наш взгляд, Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. «Об оружии», закрепляя соответствующие требования к тактико-техническим параметрам гражданского оружия, достаточно полно, четко и сбалансированно, чем прежнее законодательство, учитывает потребности практики. Думается, что предложения о снятии ограничений на типы и модели гражданского огнестрельного оружия продиктованы не столько заботой о надежной защите граждан от преступных посягательств, сколько интересами самого производителя оружия.

Пойдя по такому пути, государство в очередной раз переложит с себя ответственность по обеспечению защиты жизни и здоровья граждан от преступных посягательств и за последствия таких действий на них самих. Думается, будет более правильным, если этим будут заниматься профессионалы, т. е. соответствующие должностные лица государственных военизированных организаций, которым государство обязано обеспечить необходимую правовую защиту. А вот об оснащении профессионалов самым современным вооружением государство должно серьезно озаботиться, чтобы выполнить одно из требований Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия. Суть его в следующем: «Правительства и правоохранительные органы разрабатывают как можно более широкий арсенал средств и обеспечивают должностных лиц по поддержанию правопорядка различными видами оружия и боеприпасов, позволяющими дифференцированно применять силу и огнестрельное оружие. В их число входит разработка не приводящих к смерти, но нейтрализующих видов оружия, применяемого в надлежащих ситуациях, в целях все большего сужения сферы использования средств, способных убить или ранить».

law.wikireading.ru

Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации

Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. При этом применение оружия в состоянии необходимой обороны не должно причинить вред третьим лицам.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия владелец оружия обязан незамедлительно, но не позднее суток, сообщить в орган внутренних дел по месту применения оружия.

Лицам, владеющим на законном основании оружием и имеющим право на его ношение, запрещается иметь при себе оружие во время участия в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных, спортивных и иных публичных мероприятиях, за исключением лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных мероприятиях с использованием спортивного оружия, казаков, участвующих в собраниях казачьих обществ, религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением казачьей формы, лиц, участвующих в религиозных обрядах и церемониях, культурно-развлекательных мероприятиях, связанных с ношением национального костюма, в местностях, где ношение клинкового холодного оружия является принадлежностью такого костюма, а также лиц, уполномоченных организатором определенного публичного мероприятия обеспечивать общественный порядок и безопасность граждан, соблюдение законности при его проведении. Организаторы культурно-развлекательных и спортивных мероприятий вправе осуществлять временное хранение принадлежащего гражданам оружия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Читайте так же:  Умысел в составе преступления

Правила использования спортивного и охотничьего оружия устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Запрещается обнажение оружия в случае, если отсутствуют основания для его применения, предусмотренные частью первой настоящей статьи (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

www.zakonprost.ru

Статья 21. Применение оружия

Статья 21. Применение оружия

1. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:

1) для защиты граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;

2) для пресечения попытки завладеть оружием, боевой, специальной и иной техникой, собственными объектами войск национальной гвардии;

3) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

4) для задержания лиц, застигнутых при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающихся скрыться либо оказывающих вооруженное сопротивление;

5) для производства предупредительного выстрела, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении;

6) для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на территории (акватории) (покинуть территории (акватории) охраняемых войсками национальной гвардии объектов, а также постов и других мест несения войсками национальной гвардии боевой службы, если невозможно пресечь эти попытки иным способом;

7) для остановки транспортного средства, плавучего средства (судна) путем его повреждения, если водитель (капитан) отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии;

8) для обезвреживания животного, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии;

9) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности по основаниям, предусмотренным статьей 12 настоящего Федерального закона.

2. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение боевой и специальной техники.

3. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии имеет право применять оружие без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов.

4. Запрещается применять оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни или здоровью граждан или военнослужащего (сотрудника) войск национальной гвардии.

5. Военнослужащий (сотрудник) войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии.

6. Вооруженным сопротивлением или вооруженным нападением признается сопротивление или нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с оружием или внешне не отличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

base.garant.ru

150 ФЗ об оружии с последними изменениями

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, оружие входит в категорию предметов с ограниченным оборотом. Это означает, что стать его обладателем по закону можно только при условии соблюдения определенных требований и получив соответствующее разрешение.

Нормативным актом, регулирующим сферу обращения с различными видами вооружения и амуниции с правовой точки зрения, является Федеральный закон №150 (ФЗ 150).

Общие сведения

ФЗ 150 был принят в декабре 1996 года. Закон регулирует правовое взаимодействие при обороте гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного видов оружия на территории Российской Федерации. 150 ФЗ затрагивает также вопрос оборота боеприпасов и патронов.

Задачей закона является охрана жизни и здоровья граждан, сохранение общественного порядка и безопасности, защита природы.

Структурно ФЗ 150 не подразделяется на главы. Все положения закона прописаны в 32 статьях, охватывающих следующие аспекты:

  • Основные понятия и определения;
  • Классификация видов изделий;
  • Ограничения на оборот;
  • Существенные требования к оружию и патронам;
  • Государственный кадастровый учет;
  • Лицензии на разработку, производство, хранение, торговлю и др.;
  • Право на приобретение различными лицами: гражданскими, юридическими, военными организациями;
  • Порядок приобретения, реализации, ввоза и вывоза;
  • Дарение и наследование;
  • Порядок взимания платежей при выдаче и продлении лицензий и разрешений;
  • Применение;
  • Учет, ношение, перевозка, транспортирование ликвидация, коллекционирование и экспонирование оружия;
  • Аннуляция и изъятие лицензии и самого оружия;
  • Контроль за оборотом.
  • С момента появления и вступления в силу, в 150 ФЗ были введены многочисленные изменения с целью актуализации закона. В 2017 году нормативный акт также претерпел некоторые поправки. Последние изменения в ФЗ 150 датируются июлем.

    Особенности хранения оружия по ФЗ 150

    Возможность и правила хранения оружия и патронов к нему устанавливаются статьей 22 ФЗ 150. Данная статья закона непосредственно касается хранения гражданского и служебного оружия, которое позволено иметь лицам, получившим на то разрешение. Выдается такое разрешение соответствующей государственной службой — в частности, органами внутренних дел, обладающих полномочиями в сфере оборота оружия. К числу таких документов относятся разрешение на хранение или хранение и ношение. Если сами приобретаемые изделия не требуют лицензирования или регистрации, то и право на их хранение подтверждать нет необходимости.

    Спортивным организациям и гражданам, в распоряжении которых есть оружие и патроны к нему, используемые для занятий спортом, для получения разрешения на хранение по закону необходимо обратиться в органы внутренних дел. Существенные требования к условиям хранения таких изделий:

  • Граждане-члены спортивных стрелковых клубов вправе хранить принадлежащее им оружие только на спортивных объектах, на территории которых проводятся тренировки и соревнования;
  • Спортивная организация должна оборудовать под эти цели отдельное спецхранилище;
  • Хранить огнестрельное оружие в тире во время перерыва в стрельбах, а также оставлять его на огневом рубеже без надзора по закону запрещено;
  • Порядок принятия на хранение и выдачи в пользование спортивного оружия утверждается государственными органами.
  • Существует ограничение для граждан других стран на хранение оружия, приобретенного на территории Российской Федерации. Им по закону предписывается хранить изделие не более 10 дней с момента покупки на основании лицензии на приобретение, исключая доступ к нему для посторонних.

    Читайте так же:  Реквизиты госпошлины о разводе

    Хранение огнестрельного оружия, которое не является собственностью лица, будучи найденным или незаконно переданным, запрещено. Изделие подлежит незамедлительному изъятию. За незаконное хранение нарушителю грозит наказание в виде административной или уголовной ответственности.

    Условия содержания огнестрельного и холодного оружия должны обеспечивать его сохранность, безопасность и исключать доступ к изделию посторонних лиц. Требования к этим условиям содержатся в разработанном Правительством России 814-ом Постановлении от 1998 г. Основные моменты: изделия должны храниться дома у владельца в закрывающихся на ключ сейфах, металлических шкафах или ящиках. Сотрудники ОВД имеют по закону право проводить проверку на предмет соблюдения условий его хранения с периодичностью один раз в год.

    Должности, связанные с хранением и учетом оружия и патронов к нему, не могут занимать граждане, прежде нарушавшие закон: с неснятой или непогашенной судимостью за умышленное преступление, а также те, на кого был наложен судебный запрет на участие в профессиональной или предпринимательской деятельности в сфере оборота оружия.

    Наказание за распространение

    Первая статья закона описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия»: это производство, торговля, дарение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз и вывоз за пределы России.

    ФЗ № 150 направлен на борьбу с преступностью и незаконным распространением оружия.

    В статье 18 закона очерчивается круг лиц, которые вправе осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и документальные основания, дающие им такое право. Также прописываются требования к ведению торговли. Установлено правило, по которому продажа изделия и комплектов к нему, не имеющих номера, запрещена при отсутствии декларации или сертификата соответствия. Также имеет значение культурная ценность предмета.

    ФЗ 150 определяет перечень лиц, имеющих право приобретать оружие, регламентирует порядок его продажи и передачи государственным военизированным организациям (ст. 19), прописывает правила контроля за оборотом (ст. 28).

    Наказание за незаконное распространение оружия устанавливается Уголовным кодексом России в 222 статье и зависит от вида изделия, введенного незаконно в оборот, тяжести совершенного преступления и обстоятельств, таких как: количество участников, степень организации группы и т.д. В качестве основной меры наказания выступает лишение свободы.

    Помимо этого, к основным преступлениям и нарушениям в сфере оборота относятся:

    • Незаконное изготовление (статья 223 УК РФ);
    • Небрежное хранение (статья 224 УК РФ);
    • Ненадлежащая охрана средств вооружения, повлекшая их хищение, уничтожение либо иные тяжкие последствия (225 статья УК РФ);
    • Хищение либо вымогательство (статья 226 УК РФ);
    • Возможности применения оружия по закону

      Российские граждане вправе использовать оружие, находящееся в их распоряжении на законных основаниях, при следующих обстоятельствах:

    • В качестве вынужденной меры для защиты жизни, здоровья и собственности в случае крайней необходимости;
    • Четко выразив предупреждение о намерении применить оружие лицу, против которого оно используется, если промедление не создаст еще большую опасность и тяжкие последствия для жизни и здоровья. Третьи лица не должны пострадать от обороны;
    • Законом запрещено использование огнестрельного оружия против женщин, несовершеннолетних и инвалидов, если соответствующие признаки очевидны. Исключением являются случаи, когда эти лица вооружены или совершают групповое нападение;
    • Обнажать оружие, не имея оснований для его применения, запрещено.

      Запрещено носить оружие в состоянии опьянения. Ношение также воспрещается во время участия в массовых мероприятиях за исключением ситуаций когда:

    • Лицу поручено обеспечение общественного порядка и безопасности;
    • Изделие является частью костюма в религиозных церемониях или культурно-развлекательных программах;
    • Ношение связано с участием в спортивном соревновании.
    • Владелец оружия по закону обязан сообщить о случае его применения в местный Отдел внутренних дел не позднее 24 часов после использования.

      Какие были внесены изменения?

      Статья 1 ФЗ 150 описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия».

      Статья 6 ФЗ 150 устанавливает все виды изделий, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия по закону запрещен на территории Российской Федерации. Помимо этого обозначены виды, запрещенные для:

    • хранения и использования вне спортивных объектов;
    • перевозки и ношения в границах населенных пунктов;
    • использования в целях самообороны.

    Также законом запрещены:

  • Перевозка изделий;
  • Изменение устройства изделия путем установки на гражданское и служебное оружие так называемых глушителей и прицелов ночного видения;
  • Передача патронов лицам, официально не владеющим соответствующим изделием;
  • Уничтожение и порча предметов вооружения, имеющих культурную ценность.
  • Статья 26 ФЗ 150 предписывает порядок аннулирования лицензий на приобретение, а также разрешений на хранение и ношение оружия. Основаниями для подобных изменений могут выступать добровольный отказ, смерть собственника, ликвидация юридического лица, соответствующее судебное решение, аннулирование охотничьего билета, а также возникновение других предусмотренных законом обстоятельств.

    В 2017 году в ФЗ 150 были внесены многочисленные изменения, в той или иной степени коснувшиеся следующих девяти статей закона: 5, 16, 17, 19, 20 и 24. В том числе в последней редакции, вступившей в силу 01.10.2017, изменения отразились в статьях № 9, 13 и 23.

    Рассмотрим их подробнее:

  • Статья 9 ФЗ 150. Согласно последним изменениям в законе, отныне ограничение действия лицензии сроком в 6 месяцев со дня выдачи распространяется только на приобретение оружия и патронов, в то время как лицензия на экспонирование и коллекционирование не имеет ограничения по времени;
  • Статья 13.1 ФЗ 150. В целях ведения экспертно-криминалистического учета и обновления информационной базы Всероссийской коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, из гражданского оружия с нарезным стволом с определенной периодичностью должен проводиться контрольный отстрел. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 13.1 п.2 закона, организациям, предприятиям и учреждениям отныне необходимо осуществлять контрольный отстрел при продлении лицензии на хранение и использование раз в 15 лет, а не 5, как было раньше. Гражданам Российской Федерации согласно изменениям в законе, также предписано осуществлять отстрел один раз в 15 лет (ст. 13.1. п.6). Пункт 8 утратил силу.
  • Статья 23 ФЗ 150 была переименована и изложена в новой редакции. Название статьи стало более обобщающим: «Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые действия в сфере оборота оружия». К таковым относятся: выдача лицензии на приобретение, разрешение на хранение и (или) ношение, ввоз и вывоз из Российской Федерации и т.д. Согласно внесенным изменениями, размеры и порядок выплаты государственной пошлины определяются законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
  • Скачать действующую редакцию ФЗ 150

    Принимая решение о приобретении оружия, какова бы ни была цель его покупки, — охота, спортивные тренировки, защита частной собственности, здоровья и жизни, — необходимо понимать, что шаг этот сопряжен с высокой степенью ответственности. Изучение закона об оружии в последней редакции, учитывающей все внесенные в закон изменения, позволит последовательно и грамотно оформить необходимые для получения лицензии, разрешения и др. документы, а после — владеть изделием, не нарушая положений закона.

    lawlinks.ru

    В Совете Федерации готовится закон об обязательном страховании для владельцев оружия

    Сенатор Антон Беляков подготовил законопроект об обязательном страховании ответственности при приобретении оружия.

    Читайте так же:  Оплата патентов фмс

    В России необходимо менять законодательство в сфере оборота оружия, заявил в интервью Федеральному агентству новостей сенатор Антон Беляков. Им уже подготовлен законопроект об обязательном страховании ответственности при приобретении оружия.

    «Необходимо законодательно обеспечить гражданам реальное право на защиту себя и окружающих. Сейчас крайне сложно защитить себя, не нарушая закон, — говорит он. — Инструкторы на курсах пугают людей: купи травмат, спрячь его и не доставай, а то сядешь. Защищающий себя и других человек не должен нести за это ответственность!»

    Выступая за смягчение одних положений закона об оружии, Беляков требует ужесточение других. В частности, он ратует за усиления контроля за оборотом оружия. И отдельно — за введение страховки.

    «Есть же в ОСАГО условие об ответственности водителя, который на своей машине поцарапает чужой автомобиль. Вот так же и владелец оружия должен нести ответственность, — считает он. — Подобное есть в законодательстве некоторых стран».

    Напомним, в разных странах законодательная база, касающаяся оборота т.н. гражданского оружия, значительно отличается. Понятие «гражданское оружие» включает не только огнестрельное, однако именно оно, как правило, становится объектом наиболее острых дискуссий.

    Обычно, обсуждая тему доступности оружия для населения, принято говорить о США. Однако в этой стране, после множества случаев его применения психически неуравновешенными людьми, все больше говорится о необходимости ужесточения законодательства.

    В России тоже участились дискуссии на тему того, что принятый в 1996 году закон об оружии [Федеральный Закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», — прим. ФАН], а также ряд статей УК РФ морально устарели и нуждаются в серьезных поправках.

    Активисты, выступающие за легализацию гражданского оружия, приводят свои аргументы. По их мнению, право на оружие (именно так, «Право на оружие», и называется одно из движений) — это неотъемлемое право свободного человека. Ведь оружие есть у преступников, а обычный гражданин лишен возможности защищать свою жизнь, жизнь близких, а также имущество. Наиболее крайние из них настаивают на том, чтобы любое оружие было доступно всем без каких бы то ни было ограничений.

    Умеренные полагают, что в России назрела актуальность легализации короткоствольного оружия, то есть пистолетов. Их оппоненты, в числе которых — представители Росгвардии, говорят о том, что из-за многих случаев неадекватного и необоснованного применения гражданского оружия необходимо ужесточение закона об оружии.

    Доходит даже до необходимости запрета оборота травматического оружия и получения разрешения на пневматику. К травматам у правоохранительных органов вопросы возникли практически сразу после их разрешения в 2004 году.

    Дело в том, что без прохождения специальных курсов обычный человек в стрессовой ситуации часто бывает не в состоянии его применить. Кроме того, условия, выдвигаемые законом к владельцами травматов, по сути, делают невозможным их нормальное, легальное использование по назначению. При этом травматы часто идут в ход при так называемых «дорожных разборках», их также нередко используют в состоянии алкогольного опьянения и т.д. Причем не по назначению — гораздо чаще.

    «Мы должны дать возможность законопослушным гражданам, имеющим на легальной основе травматическое или охотничье оружие, использовать его. То есть дать им право защищать себя, своих близких и людей, находящихся в заведомо беспомощном положении», — уверен Беляков.

    По его словам, речь идет о таких обстоятельствах, как, например, защита принципа «мой дом — моя крепость». Если человек находится дома, а некие злоумышленники выламывают дверь, разбивают окно и, проникая на его территорию, угрожают ему, он не должен ждать, исходя из теперешнего законодательства, пока наступит обстоятельство, напрямую угрожающее его жизни.

    «Человек заведомо находится дома, к нему заведомо незаконно проникают, заведомо угрожают. Сегодня, исходя из судебной практики, человек, если его душат или режут ножом, может защитить себя, только поняв, что его душат насмерть, а не пугают. В такой ситуации человек должен иметь право использовать оружие — травматическое, холодное, газовое, огнестрельное, любое оружие, чтобы защитить себя», — уверен сенатор.

    По его словам, в некоторых странах эти нормы не ограничиваются жильем. Например, это может быть машина. Человек закрылся в автомобиле, кто-то разбивает стекло и хочет что-то похитить или начинает ему угрожать — налицо проникновение на его территорию, сопровождающееся физической угрозой, считает Беляков. Вполне достаточный аргумент для правоохранительных органов и суда, чтобы защищающий себя человек был оправдан.

    «Мы с моими единомышленниками стараемся поддерживать людей, которые были обвинены в подобных ситуациях, — рассказал сенатор. — Чтобы вы представляли себе масштаб бедствия — почти 800 человек за прошлый год были осуждены судом за то, что они защищали себя, за превышение пределов необходимой самообороны.

    Почти все случаи были резонансные, рассказывает Антон Беляков, и в ряде ситуаций общественному мнению удалось повлиять на позицию Фемиды. Часто получается отыграть, но, главным образом, за счет опять же общественного мнения и резонанса в СМИ.

    По мнению члена комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франца Клинцевича смягчающие изменения в законодательство в ближайшее время внесены не будут. В стране «и с охотничьим оружием пока достаточно проблем», заявил он ФАН.

    Вместе с тем со стороны любителей оружия, а таких в России довольно много, раздаются голоса за незначительные послабления в данной сфере. Обозреватель портала WarHead Юрий Данилов в беседе с ФАН выразил уверенность, что российская Фемида все же пойдет на некоторые уступки. По его словам, с одной стороны в ближайшее время стоит ожидать разрешения снаряжения патронов к нарезному оружию [изготовление патронов в домашних условиях, — прим ФАН].

    «Собственно, эта послабляющая поправка уже принята в первом четнии, второе-третье в Думе отложены. Росгвардия просит отложить вступление поправок до сентября 2018 года, — рассказал эксперт. — С другой стороны, та же Росгвардия настаивает на регистрации даже пневматического оружия».

    По словам Данилова, пакет из 15 поправок в «Закон об оружии» был не так давно внесен от концерна «Калашников», в первую очередь концерн требует вывести винтовки-мелкашки из категории нарезного оружия. Предлагается также увеличение емкости магазинов для нарезного и гладкоствольного оружия.

    По мнению эксперта, во избежание «вечной путаницы» необходимо также четко прописать в законе определение «спортивного оружия». Еще одно назревшее изменение, по его словам, снижение ценза на приобретение нарезного оружия. Сейчас для того, чтобы купить винтовку или карабин, необходимо 5 лет владеть ружьем. Необходимо снижать этот срок, поскольку он тормозит развитие рынка нарезного оружия, так как его мало покупают.

    В одном все эксперты сошлись. Вряд ли стоит ждать каких-либо послаблений, даже незначительных, в вопросах владения оружием до начала «домашнего» Чемпионата мира по футболу — 2018. Ограничения же, наоборот, вполне возможны.

    riafan.ru


    Обсуждение закрыто.