Закон о военной разведке

Закон о военной разведке

Военная разведка: без права на славу, во славу державы

Сегодня 5 ноября, «День военного разведчика» — профессиональный праздник российских военных, чья служба, так или иначе, связана с военной разведкой. Дата праздника выбрана не случайно, так как именно в этот день в 1918 году в составе Полевого штаба Красной Армии было создано Регистрационное управление для координации усилий всех разведывательных органов армии, которое впоследствии превратилось в знаменитое Главное разведывательное управление (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных Сил. Кстати, ныне его в очередной раз переименовали, и теперь оно называется просто Главное управление Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации, хотя и в профессиональных кругах, да и среди широкой публики аббревиатура ГРУ продолжает использоваться (задействуем и мы это словообразование), а главное, как бы этот орган за всю его историю не называли, он был и остаётся центральным органом управления военной разведкой в нашей стране.

Сразу же подчеркнём, что в этот день мы чествуем не только высококвалифицированных офицеров ГРУ (оперативников, аналитиков, военных дипломатов, учёных, инженеров и техников, шифровальщиков и прочая, и прочая, и прочая), но и контрактников армейского спецназа, и солдат срочной службы разведывательных батальонов и многих многих других, кто занимается получением и обработкой данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах и боевых возможностях.

И вообще, несмотря на то, что о военных разведчиках написаны, без преувеличения, тысячи художественных и художественно-публицистических книг (сразу же подчеркнём диаметрально различных по художественной, фактологической ценности, а само главное с диаметрально противоположными целями — сравните: «Аквариум» Суворова (Резуна) и «Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки» Александра Колпакиди, Дмитрия Прохорова), сняты бесчисленное количество кинофильмов и телесериалов (и опять — сравните: фильмы «Звезда», особенно экранизация 1949 года, и «Сволочи») надо признать, что большинство из нас чёткими представлениями по этой тематике не обладает. Не претендуя на всеобъемлющий ответ на эти вопросы, ибо тема действительно необъятная, давайте всё-таки попытаемся разобраться хотя бы в элементарных понятиях, хотя при этом возможно придётся повторять банальные истины.

Сразу оговоримся, что ни в историю военной разведки как таковой, ни в историю российской военной разведки от времён Киевской Руси до Первой мировой войны, и даже периода Советского Союза углубляться не будем, иначе просто «утонем», хотя, конечно, без определённых ссылок на исторические примеры мы не обойдёмся.

Что такое военная разведка?

Наиболее краткую и точную характеристику современной военной разведке дал, само собой разумеется, начальник Главного управления Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации — заместитель начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации генерал-полковник Игорь Сергун:

Военная разведка добывает, анализирует, обобщает информацию о военно-политической обстановке, которая складывается вокруг России, прогнозирует её развитие, докладывает высшему политическому руководству РФ и командованию её Вооружённых сил о реальных и потенциальных угрозах национальным интересам и безопасности страны. В сферу интересов военной разведки входят региональные и локальные вооружённые конфликты, вооружённые силы иностранных государств, их техника и вооружение, оборудование возможных театров военных действий, а также экономика, задействованная в интересах Вооружённых сил. Всё, что происходило, происходит и будет происходить в мире и вблизи границ нашей страны, всегда будет внимательно оцениваться военной разведкой и представлять для неё интерес.

Чётко, но весьма обтекаемо. Конкретизировать решаемые ГРУ задачи позволяют имеющиеся в открытых источниках данные о структуре управления. Так, в состав сегодняшнего ГРУ входят 13 основных управлений и 8 вспомогательных отделов и управлений. В том числе управления по группам стран и направлениям, управления оперативной, радиотехнической, космической разведки, военных технологий и военной экономики, информационной войны и диверсионное управление. И опять сошлёмся на Игоря Сергуна:

Сегодня ГРУ — практически единственная спецслужба в мире, имеющая в своей структуре все известные в настоящее время виды и направления разведки, к приоритетным из них относятся — повышение эффективности добывания, анализа и обработки разведывательной информации в режиме времени, близкого к реальному, за счёт оснащения разведки современными техническими средствами, повышение уровня профессиональной подготовки военных разведчиков и обеспечение преемственности на всех направлениях деятельности военной разведки.

А ведь кроме ГРУ, как мы уже упоминали, существует (с 1950 года (!) ещё и армейский спецназ (спецназ ГРУ), который решал и решает задачи ведения разведки сосредоточения войск противника в глубоком тылу и проведения диверсий, причём не только в ходе учебно-боевых занятий, а и в операциях на территории Афганистана и Чеченской республики, где спецназовцы сыграли огромную роль, благодаря чему многим из нас и стало хоть что-то известно о силовой составляющей разведывательной деятельности в современных условиях. То же можно сказать и о действиях подразделений войсковых разведчиков сухопутных войск.

Каждый из нас понимает, что для того, чтобы оценить реальную эффективность работы российской военной разведки в современный период, придётся подождать лет 50, а то и более, пока не будут рассекречены соответствующие архивы, но по косвенным признакам кое о чём можно догадываться и сравнительно объективно отметить положительные итоги её деятельности.

Наиболее свежие доказательства — события в Сирии. Вот, только один пример: сообщение РИА от 28 октября сего года:

Количество боевых вылетов авиагруппы Воздушно-космических сил (ВКС) РФ увеличилось, что связано с увеличением количества разведданных и подтверждённых по различным каналам целей террористической инфраструктуры боевиков.

При этом следует понимать, что для получения информации военная разведка, впрочем, как и ограниченное число других спецслужб и органов, используют в своей практической деятельности специальные формы и методы, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идёт об использовании агентуры, то есть лиц, которые тайно, добровольно, либо по принуждению, на постоянной, или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют военной разведки проникнуть к важнейшим секретам стороны противника.

Военная разведка использует в своей деятельности специальные конспиративные агентурные и технические методы добывания, использования информации и воздействия на противоборствующую сторону, практическая реализация которых обеспечивается системой закрытых, при этом весьма специфических, методов и способов.

Некоторые исторические примеры

Но достаточно, наверное, о системе военной разведки, всё-таки мы сегодня отмечаем не просто день военной разведки, а «День военного разведчика», и понятно почему — в любом деле, а в разведдеятельности особенно, человеческий фактор является решающим. И здесь нам не обойтись без исторических примеров, так как о действующих сотрудниках российской военной разведки сегодняшнего дня мир узнает, если вообще узнает, ещё позднее, чем о самих результатах её деятельности, что вполне опять-таки объяснимо и понятно. За каждой операцией стоят судьбы людей, нередко рискующих своими жизнями. Человек, который занимается разведывательной деятельностью, должен быть уверен, что ни он, ни его близкие впоследствии не пострадают из-за предания гласности тех или иных фактов о деятельности российской военной разведки. Как правило, материалы об участниках этих операций не имеют срока давности и не подлежат огласке. А те, о которых мы знаем, стали известным нам лишь в силу определённых сложившихся обстоятельств.

Пожалуй, самый известный среди них, советский военный разведчик времён Второй мировой войны, по праву один из выдающихся разведчиков XX столетия, Герой Советского Союза Рихард Зорге. Вся жизнь этого человека, как и его деятельность сотрудника Разведупра, так в предвоенные годы именовалось ГРУ, заслуживает самого глубокого уважения, но, безусловно, венцом его профессионализма стало своевременное и полностью подтвердившееся сообщение о том, что Япония до конца 1941 года и в начале 1942 года не выступит против СССР, чем устранялась опасность открытия на Востоке СССР второго фронта. Донесение Зорге позволило Ставке снять с восточных границ страны 26 свежих, хорошо обученных дивизий и перебросить их под Москву, что сыграло решающую роль в битве за столицу нашей Родины.

Заметки на полях

Не хотелось бы в праздник говорить о чём-то негативном, но «из песни слов не выкинешь». Именно с именем этого действительно заслуженного человека связана очередная попытка Никиты Хрущёва, во времена правления которого была изготовлена фальшивка — шифртелеграмма «Рамзая» (агентурный псевдоним Рихарда Зорге) с указанием точной даты (22 июня 1941 года) нападения нацисткой Германии на Советский Союз, «убедительно» доказать несостоятельность И.В. Сталина, как государственного деятеля. И надо сказать, попытка эта имела успех (моральная сторона действий Никиты Хрущёва в комментариях не нуждается), дезинформации поверили именно потому, что сведения эти были «сообщены» Зорге — выдающимся советским военным разведчиком.

Лев Ефимович (Израилевич) Маневич

А вот небольшой рассказ о менее известном, от этого не менее мужественном человеке — советском военном разведчике Льве Ефимовиче (Израилевиче) Маневиче.

С середины 1920-х годов до 1936 года в качестве разведчика и резидента Маневич находился за границей, главным образом в Австрии, Германии, Италии и Испании. Добыл и передал в Центр ценную информацию о специальных технологиях производства высокопрочных сталей, необходимых для производства бронетанковой техники, об опытных образцах подводных лодок и надводных кораблей, о новых видах автоматического стрелкового оружия, а самое главное — о сильных и слабых сторонах новейшей авиационной техники, которые активно использовались советскими конструкторами при создании самолётов серии Як и Ла. В 1936 был арестован итальянской контрразведкой и приговорён к 12 годам тюрьмы. Но даже в заключении сумел организовать канал связи с Центром и передавал ценную разведывательную информацию (уникальный случай в практике вообще мировой разведки(!). С 1943-го по 1945-й годы Маневич под именем полковника Старостина содержался в лагерях Маутхаузен, Мельк и Эбензее.

Уже будучи тяжело болен туберкулезом, проявил большую силу воли и мужество, став в концлагере одним из руководителей подполья, которому удалось спасти жизни 16 000 узников концлагеря Эбензее. Умер в 1945 году, и только в 1965 году Льву Маневичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Владимир Васильевич Карпов

Среди войсковых разведчиков, возможно, к наиболее опять-таки известным фигурам принадлежит Владимир Васильевич Карпов (1922 — 2010).

Мы знаем о нём, его деятельности и его заслугах перед Родиной благодаря активной жизненной позиции нашего героя, его общественной и писательской деятельности, да и непростой биографии. Бывший заключённый, да ещё и осуждённый по «знаменитой» статье 58-10 УК РСФСР 1922 года (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений), бывший штрафник становится Героем Советского Союза, профессиональным военным, полковником, офицером Генерального Штаба. Карпов действительно является легендой войсковой разведки.

А как иначе, если проходя с января 1943 года службу в пешей разведке (разведвзвод 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии), он проявляет чудеса храбрости, выполняет сложнейшие задания командования; лично захватывает 45 (!) «языков» и в составе группы ещё 79 (. ), и это при условии, когда практически официальной «нормой» для представления разведчика к званию Героя Советского Союза было 20 «языков».

Читайте так же:  Пособие за рождение ребенка в 2014 году в свердловской области

Иван Алексеевич Кузнецов

Полный кавалер ордена Славы, ефрейтор, сапер-разведчик Иван Алексеевич Кузнецов, уже будучи награждённым за свои подвиги орденами Славы 3-ей и 2-ой степени, 22 октября 1944 года, вновь участвует в операции по захвату «языка».

В целях ускорения работы он не снимает с места мины натяжного действия, а лишь перерезает проволоку от их взрывателей. Сделав проход, первым ползёт впереди разведчиков, чтобы не подвергать их излишнему риску. За считанные минуты, проникнув в расположение противника, разведчики бесшумно захватывают «языка» и благополучно возвращаются назад. За этот подвиг Кузнецов был награждён орденом Славы 1-ой степени, в 1945 году демобилизовался. Но не прошли бесследно тяготы и лишения военной поры, и в возрасте 25 лет он скончался.

И наконец, давайте ознакомимся с информацией, помещённой на сайте «Герои спецназа ГРУ», в отношении нашего современника Никишина Дмитрия Николаевича — командира отделения бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального Штаба, сержанта.

Дмитрий Николаевич Никишин

Родился 2 марта 1979 года в городе Ейске Краснодарского края. Русский. Окончил среднюю школу. В 1997 году призван на срочную службу в Вооруженные Силы РФ. Служил в бригаде специального назначения ГРУ ГШ. В августе 1999 года спецназ был переброшен в Дагестан для отражения вторгшихся из Чечни банд Басаева и Хаттаба. Участвовал в шести рейдах по тылам бандформирований.

В последнем рейде группе поставлена задача: отбить у боевиков захваченного в плен офицера милиции. Однако после выполнения задачи группа была настигнута и окружена боевиками. Укрывшись в одном из строений, группа отбила несколько атак боевиков. Но ввиду недостатка боеприпасов длительная оборона неминуемо вела бы к гибели группы. Командир приказал идти на прорыв. Сержант Никишин под огнём врага первым покинул строение и огнём прикрывал прорыв остальных. Покидавший строение командир группы получил тяжёлые ранения и упал на простреливаемой площадке. Дмитрий Никишин бросился к офицеру и вытащил его в укрытие. Группа сумела с боем прорваться к своим. В этом бою Дмитрий Никишин лично уничтожил пятерых боевиков.

За мужество и героизм, проявленные в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1999 года сержанту Никишину Дмитрию Николаевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда»

Заключение

Всего несколько примеров… Но они свидетельствуют о том, что во все времена — есть уверенность, что и в наше время — российские военные разведчики самоотверженно выполняли и выполняют самые сложные и ответственные задания и твердо стоят на страже национальных интересов Родины, поэтому поздравим их с праздником, пожелаем крепкого здоровья, счастья и удачи и приведём слова Николая Добронравова — эти люди заслужили их:

Поклонимся и мёртвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!

Чтобы быть в курсе текущих событий и аналитики, используйте Новостную ленту

zakonvremeni.ru

Закон о разведке

Государственная Дума РФ в среду, 24 января, приняла в третьем чтении законопроект, вносящий поправки к федеральному «Закону о внешней разведке» от 10 января 1996 года. Поправки относятся в основном к 17-ой статье закона («Сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации») и вносят ряд уточнений, касающихся статуса сотрудников СВР. Новая редакция закона должна еще поступить на утверждение в Совет Федерации, а затем отправлена на подпись президенту России.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 17
Федерального закона «О внешней разведке», подготовленный депутатами Комитета Государственной Думы по безопасности при участии членов Комитета по обороне, был вынесен на первое чтение 3 июня 2006 года. Авторами законопроекта выступили депутаты «Единой России» и КПРФ: А.И.Александров, П.Т.Бурдуков, В.И.Волковский, М.И.Гришанков,А.И.Гуров и В.И.Илюхин.

В ряде российских СМИ появились утверждения, что основными поправками являются:

  • запрет сотрудникам СВР иметь двойное гражданство
  • обязательная дактилоскопия всех служащих СВР
  • право президента устанавливать численность сотрудников СВР
  • возложение на президента РФ полномочий по реализации федеральных законов, которыми предусматриваются особенности прохождения военной службы сотрудниками внешней разведки, в том числе обеспечение довольствием, а также правовые и социальные гарантии этим лицам и членам их семей
  • запрет сотрудникам СВР входить в партии и иные объединения, преследующие политически цели, а также их организовывать

    Вместе с тем сравнение текстов двух законов от 1996 и 2007 года, показывает, что на деле нововведений гораздо меньше, но при этом некоторые важные детали прошли незамеченными.

    Чистота рядов

    Пожалуй, основное из них состоит в запрете служащим СВР иметь двойное гражданство. В старой редакции говорилось только, что «сотрудником органов внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности».

    Авторы поправок посчитали нужным уточнить, что «сотрудником органа внешней разведки Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный и т.д».

    Вместе с тем внесено существенное дополнение, согласно которому, несоответствие требованиям, «касающихся профессиональных качеств, возраста, образования, состояния здоровья… служит основанием для отказа в приеме на работу в органы внешней разведки, … а также для расторжения с ним контракта о прохождении военной службы». В предыдущем законе особенности, касающиеся увольнения или расторжения контракта, прописаны не были.

    Президент считает «раз!»

    Бесспорным нововведением является право президента определять численность сотрудников СВР. В старой редакции закона этого не было. Согласно 12 статье президент осуществлял только «общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации». Как заявил в этой связи в одном из немногочисленных интервью заместитель главы СВР генерал-полковник Владимир Завершинский: «Президент определяет стратегию нашей работы, а тактика — это дело директора СВР и исполнителей».

    В целом, президент, согласно новой редакции, расширил и свои полномочия в отношении СВР. В частности, если раньше предельный возраст для служащих СВР устанавливался в соответствии с нормативными правовыми актами президента, но не мог быть менее предельного возраста, установленного федеральным законом, то в новой редакции ссылка на федеральный закон отсутствует — то есть, право определять, кому из разведчиков пора на покой, а кому можно продлить контракт, переходит к президенту.

    Новый закон отдельно оговаривает вопрос о социальных гарантиях военнослужащих СВР, чего в старом законе не было, и возлагает обязанности за их соблюдение опять таки на президента: «гарантии и меры правовой и социальной поддержки военнослужащих органов внешней разведки Российской Федерации и членов их семей реализуются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами».

    Повторная дактилоскопия

    Что касается обязательной дактилоскопии сотрудников СВР, не совеем понятно, в чем собственно состоит нововведение, о котором не раз сообщалось в прессе. В законе от 1996 года говориться буквально, что «сотрудники органов внешней разведки подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации». Новый текст слово в слово повторяет старую формулировку.

    Запрет на политическую деятельность?

    Запрет входить в объединения, преследующие политические цели, или их организовывать тоже не нов, он присутствовал и в старом законе. Изменения, внесенные в новой редакции, касаются не принципа как такового, а по-новому трактуют статус служащих СВР, на которых распространяется запрет. Сотрудников, которые в старом законе именовались «служащими» теперь будут называть «государственные гражданские служащие». Но уточнение статуса, почему-то никак не влияет на прояснение неких весьма расплывчатых формулировок.

    К примеру, в старой редакции говорится, что «служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки… не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели». А в новой — «военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели».

    Иными словами, в новом законе из-под запрета почему-то выпали «кадровые служащие», а остались только военнослужащие, которые проходят службу в СВР либо по призыву, либо по контракту. При этом статус самих «кадровых служащих» СВР, рассматриваемый статьей №18, не претерпел фактически никаких изменений. Ими являются «назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие (читай — «государственные гражданские служащие») органов внешней разведки, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности».

    Получается что, согласно новым поправкам, собственно «разведчики» могут участвовать в общественных объединениях, преследующие политические цели. То есть новая редакция не запрещает политическую деятельность членам СВР, а наоборот разрешает? Вопрос, как говорится, повисает в воздухе. И следующее положение нового закона, которое регулирует возможность создания членами СВР этих объединений, не только не дает на него ответ, а лишь увеличивает недоумение.

    В новой редакции закона говорится, что «государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации не могут создавать общественные объединения, преследующие политические цели». О ком идет речь? В старой редакции это относилось, прежде всего, к служащим «не входящим в кадровый состав органов внешней разведки», что было вполне логично, так как кадровикам запрещалось даже членство в политических организациях, не говоря уже об их организации.

    Однако в новой редакции, запрет кадровым СВРовцам, участвовать в политических объединениях не очевиден, а стало быть, если новая редакция сохраняет дух старого закона, то есть, если речь идет, как и раньше, о запрете организовывать политобъединения применительно к «некадровым», то получается совсем уж невероятное — «кадры» при желании не только могут состоять в партиях, но и их организовывать. Они ускользают от воздействия и параграфа про членство, и параграфа про организацию.

    Допустим теперь, что в новой редакции запрет об организации политобъединений касается «кадровых» сотрудников. Тогда «не кадровые» сотрудники, которые не имеют прямого доступа к гостайне, получили послабление, и говорить о запрете в их отношении неверно. Но важнее другое, почему в этом случае из числа «кадровых» выпали «назначенные на соответствующие должности военнослужащие», которые, согласно 18 статье, относятся именно к этой категории служащих? Им можно? Как писал Михаил Жванецкий: «Пусть четко скажут — они есть, или их нет?».

    При ближайшем рассмотрении получается, что запрет об участии служащих СВР в политической деятельности имеет много неясного, ряд трещинок, через которые все запреты утекают как вода. Конечно, текст закона и его реальное применение — «две большие разницы», вряд ли кому-нибудь их сотрудников СВР придет в голову заниматься помимо своих прямых обязанностей еще и политической деятельностью, там есть свой неписаный и довольно жесткий регламент, но тот факт, что на законодательном уровне существуют очевидные недоработки, удивляет.

    Партия СВР

    Как представляется, некоторые нестыковки в новой редакции закона «О внешней разведке» связаны с тем, что авторы дополнений сконцентрировались исключительно на одной из его статей, не заметив, что ее изменение предполагает новую редакцию ряда других положений закона.

    Например, подтвердив запрет на членство сотрудников в политических объединениях, авторы поправок не тронули статью 18, где говорится, что сотрудники СВР «для выполнения своих функциональных обязанностей могут…без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в федеральных органах исполнительной власти». А ведь не секрет, что на сегодняшний день многие представители федеральных органов исполнительной власти являются членами политических партий или объединений.

    Читайте так же:  Пройти то автомобиля правила

    Более того, новая редакция закона, которая, казалось бы, пытается оградить СВР от политики, никак не оговаривает вопроса о ветеранах СВР или уволившихся из рядов разведки. Они могут беспрепятственно заниматься политической деятельностью, в том числе активной.

    Но ведь сами СВРовцы любят повторять, что «бывших разведчиков не бывает». Как заявил Владимир Завершинский в интервью газете «Красная звезда»: «И вообще, работа с ветеранами у нас плавно вытекает из того, что всегда было заложено в Службе. Система у нас достаточно корпоративная, а потому ветераны тянутся к тому подразделению, в котором проработали долгие годы — и это подразделение, остается с ними до самых последних дней. «.

    Примечательны слова еще одного видного сотрудника СВР, генерал-лейтенанта Вадима Кирпиченко. По его мнению, в том, что бывшие разведчики приходят в политику и во власть, нет ничего плохого. Напротив, в этом есть положительный момент, так как в своем подавляющем большинстве люди разведки, считает Кирпиченко, всегда остаются «государственниками» и «в отличие от многих политических говорунов привыкли не растекаться мыслью по древу».

    О роли ветеранов разведки говорит также тот факт, что после смерти Александра Литвененко в западной прессе появились утверждения, что это дело рук Фонда ветеранов Службы внешней разведки России «Честь и достоинство». Его представителям пришлось выступить с официальным опровержением этой информации.

    Нельзя забывать, что министр обороны Сергей Иванов — также бывший разведчик. Наконец, впрочем, об этом уже можно не писать, но сам президент вышел из внешней разведки.

    Можно сказать, что со всеми своими противоречиями и двойственностью, слегка подправленный закон «О внешней разведке» в некоторой части как нельзя лучше отражает ситуацию, сложившуюся в российской политике с приходом во власть представителей силовых структур. С одной стороны, запрет на членство в объединениях, преследующих политические цели, с другой наличие лазеек, позволяющих так или иначе этот запрет обойти.

    Иначе говоря, разведчикам не нужны политические дрязги и многопартийность, потому что у них уже есть своя политическая партия, партия «государственников» — собственно, СВР.

    m.lenta.ru

    Закон РФ от 08.07.1992 N 3245-1 «О внешней разведке»

    О ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКЕ

    Настоящий Закон определяет статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью.

    Статья 1. Внешняя разведка Российской Федерации

    Внешняя разведка Российской Федерации является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, призванной защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Законом методов и средств.

    Статья 2. Разведывательная деятельность

    Разведывательная деятельность осуществляется специально создаваемыми государством органами — органами внешней разведки — посредством:

    добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее — разведывательная информация);

    оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

    Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

    Статья 3. Правовая основа разведывательной деятельности

    Правовую основу разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации — России, настоящий Закон и иные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся внешней разведки.

    Органы внешней разведки в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации издают нормативные акты, регулирующие их деятельность.

    Статья 4. Принципы разведывательной деятельности

    Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

    разделения полномочий государственных органов обеспечения безопасности;

    уважения прав и свобод личности;

    подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.

    Статья 5. Цели разведывательной деятельности

    Целями разведывательной деятельности являются:

    обеспечение высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;

    обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

    содействие экономическому развитию и научно-техническому прогрессу страны посредством добывания органами внешней разведки экономической и научно-технической информации, в том числе в овеществленной форме, и предоставления ее государственным органам, определяемым Президентом Российской Федерации.

    Разведывательная деятельность не может осуществляться для достижения антигуманных целей, а также для достижения целей, не предусмотренных настоящим Законом.

    Статья 6. Полномочия внешней разведки

    Для достижения целей разведывательной деятельности внешней разведке Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

    установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

    осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием для этого иной ведомственной принадлежности;

    использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки;

    взаимодействие с контрразведывательными органами Российской Федерации;

    заключение с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

    обеспечение безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

    взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном настоящим Законом;

    создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций, информационных систем и архивов, выпуск специальных изданий;

    обеспечение собственной безопасности;

    создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки.

    Статья 7. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов внешней разведки

    Органы внешней разведки финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Проекты смет расходов на содержание органов внешней разведки рассматриваются определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации и утверждаются на закрытом заседании Верховного Совета Российской Федерации.

    Материально-техническое обеспечение органов внешней разведки осуществляется в централизованном порядке Правительством Российской Федерации.

    Статья 8. Защита сведений об органах внешней разведки

    Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную специально охраняемую законом тайну, если другой порядок не предусмотрен законами Российской Федерации. Такая процедура включает принятие обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную законом ответственность.

    Материалы архивов органов внешней разведки, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются в Государственный архив Российской Федерации.

    Материалы органов внешней разведки, содержащие сведения об их кадровом составе, лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки.

    Статья 9. Связь органов внешней разведки с общественностью Российской Федерации

    Для информирования общественности о своей деятельности органы внешней разведки, их сотрудники осуществляют связь с общественными организациями, средствами массовой информации и гражданами Российской Федерации через создаваемые с этой целью в их структуре соответствующие службы.

    Предоставляемые средствам массовой информации материалы о деятельности органов внешней разведки Российской Федерации не должны содержать сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну.

    Не подлежит разглашению информация, затрагивающая личную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшая известной органам внешней разведки в процессе их деятельности, за исключением предусмотренных законом случаев.

    В целях предотвращения возможного использования средств массовой информации для разглашения сведений об органах внешней разведки, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке или средства массовой информации, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующие органы внешней разведки, которые должны в этом случае установить наличие или отсутствие в них указанных сведений и представить такое заключение автору или средству массовой информации.

    Опубликование средствами массовой информации материалов о внешней разведке, не направлявшихся на экспертное заключение или содержащих согласно такому заключению сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну, приведшее к их разглашению и нанесению органам внешней разведки и их сотрудникам морального или материального ущерба, влечет предусмотренную законом уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ

    Статья 10. Образование органов внешней разведки

    Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других министерств и ведомств органами внешней разведки.

    Создание, реорганизация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки осуществляется в порядке, устанавливаемом законом, регулирующим образование министерств и ведомств.

    Решение о создании, реорганизации и упразднении органа внешней разведки в составе министерства или ведомства принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего министерства, ведомства.

    Положения о самостоятельном органе внешней разведки, а также о министерстве и ведомстве, в состав которого входит орган внешней разведки, утверждаются Президентом Российской Федерации.

    Статья 11. Сферы деятельности органов внешней разведки

    Разведывательная деятельность осуществляется:

    Службой внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, научно-технической, экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, и командированных за границу граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

    органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической и военно-экономической сферах;

    органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации — в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи.

    Статья 12. Руководство органами внешней разведки

    Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации.

    Президент Российской Федерации:

    определяет совместно с Верховным Советом Российской Федерации стратегию разведывательной деятельности;

    контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки;

    принимает в пределах определяемой законом компетенции решения по вопросам, связанным с внешней разведкой;

    назначает руководителей самостоятельных органов внешней разведки Российской Федерации;

    утверждает по представлению соответствующих министерств и ведомств назначение руководителей органов внешней разведки, входящих в состав этих министерств и ведомств.

    Статья 13. Методы и средства разведывательной деятельности

    В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

    Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и окружающей среде.

    Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается.

    Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, отвечающие требованиям части второй настоящей статьи.

    Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется нормативными актами самостоятельного органа внешней разведки или министерства, ведомства, в состав которого входит орган внешней разведки. Эти акты принимаются ими в пределах своей компетенции по согласованию с определяемыми Верховным Советом Российской Федерации комитетами Верховного Совета Российской Федерации.

    Читайте так же:  Хорошее настроение залог успеха во всем

    Содержание нормативных актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну.

    Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

    Статья 14. Предоставление разведывательной информации

    Разведывательная информация предоставляется Верховному Совету Российской Федерации, Президенту Российской Федерации и определяемым ими государственным органам.

    Руководители органов внешней разведки несут ответственность перед высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.

    Руководители и другие должностные лица органов, получивших указанную разведывательную информацию, а также народные депутаты Российской Федерации, которым она предоставляется, несут предусматриваемую законом ответственность за неправомерное разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники приобретения указанной информации.

    Статья 15. Принципы и формы взаимодействия между органами внешней разведки, органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации, а также с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств

    Принципы и формы взаимодействия как между органами внешней разведки, так и органов внешней разведки с контрразведывательными органами Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации и заключаемыми на его основе соглашениями между ними.

    Взаимоотношения органов внешней разведки Российской Федерации с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств устанавливаются на основе двусторонних (многосторонних) межгосударственных соглашений.

    Статья 16. Взаимоотношения органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации

    Министерства и ведомства Российской Федерации оказывают содействие органам внешней разведки Российской Федерации в осуществлении ими разведывательной деятельности, если она не связана с изменением основных направлений деятельности указанных министерств и ведомств. Возмещение расходов на оказание такого содействия производится за счет средств органов внешней разведки.

    Порядок взаимодействия органов внешней разведки с министерствами и ведомствами по вопросам, касающимся оказания содействия этим органам в осуществлении разведывательной деятельности, определяется Президентом Российской Федерации.

    Условия взаимоотношений органов внешней разведки с министерствами, ведомствами, учреждениями, предприятиями и организациями Российской Федерации устанавливаются на основе соответствующих двусторонних соглашений с ними.

    ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СОТРУДНИКОВ

    ОРГАНОВ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ И ЛИЦ, ОКАЗЫВАЮЩИХ

    СОДЕЙСТВИЕ ЭТИМ ОРГАНАМ

    Статья 17. Сотрудники органов внешней разведки

    Сотрудниками органов внешней разведки являются военнослужащие и служащие кадрового состава и не входящие в кадровый состав военнослужащие, служащие и рабочие, добровольно поступившие соответственно на действительную военную службу или на работу в эти органы.

    Сотрудником органов внешней разведки может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим деловым качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

    На военнослужащих органов внешней разведки распространяются соответствующие положения о прохождении службы в Вооруженных Силах с учетом установленных законодательством Российской Федерации исключений, обусловленных спецификой выполняемых ими функций.

    На служащих и рабочих органов внешней разведки распространяются права, обязанности и льготы, предусмотренные трудовым законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации.

    Служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки не могут состоять в политических партиях, общественных организациях и массовых движениях, преследующих политические цели.

    Служащие, не входящие в кадровый состав, и рабочие органов внешней разведки не могут создавать организационные структуры политических партий, общественных организаций и массовых движений, преследующих политические цели.

    Статья 18. Кадровый состав органов внешней разведки

    К кадровому составу органов внешней разведки относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности. Перечень должностей кадрового состава определяется положением о соответствующем органе внешней разведки.

    Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки составляют государственную тайну.

    Сотрудники кадрового состава для выполнения своих функциональных обязанностей могут в соответствии с требованиями настоящего Закона без расшифровки их принадлежности к органам внешней разведки занимать должности в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях и в организациях.

    Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки запрещается принимать негласное участие в работе органов представительной или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации с целью оказания влияния на характер их деятельности.

    Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и творческой, осуществляемой с согласия руководителя органа внешней разведки.

    Статья 19. Лица, оказывающие конфиденциальное содействие органам внешней разведки

    Для достижения целей разведывательной деятельности органы внешней разведки могут устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с совершеннолетними дееспособными лицами, добровольно давшими согласие оказывать конфиденциальное содействие органам внешней разведки. Порядок взаимоотношений с такими лицами определяется нормативными актами этих органов, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Органы внешней разведки не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к народным депутатам, судьям и прокурорам всех уровней в Российской Федерации.

    Сведения о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, составляют государственную тайну. Доступ к этим сведениям имеют только уполномоченные на то сотрудники соответствующего органа внешней разведки.

    В целях обеспечения безопасности лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, и членов их семей могут проводиться мероприятия по их защите, не нарушающие права и законные интересы других лиц. Порядок проведения таких мероприятий определяется Президентом Российской Федерации.

    Статья 20. Правовое положение сотрудников органов внешней разведки

    Сотрудники органов внешней разведки несут обязанности и имеют права, предусматриваемые законом для граждан Российской Федерации, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Российской Федерации.

    Военнослужащие, служащие и рабочие органов внешней разведки Российской Федерации при исполнении своих служебных обязанностей находятся под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.

    Статус сотрудника органа внешней разведки не может использоваться в иных целях, кроме выполнения его функциональных обязанностей.

    Статья 21. Ответственность сотрудников органов внешней разведки за правонарушения

    Сотрудники органов внешней разведки несут ответственность за правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Принадлежность к органу внешней разведки и причастность к осуществлению разведывательной деятельности не освобождают его сотрудников от ответственности перед законами Российской Федерации.

    Статья 22. Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей

    Социальная защита сотрудников органов внешней разведки и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

    Все сотрудники кадрового состава этих органов подлежат обязательному государственному личному страхованию из средств федерального бюджета Российской Федерации на сумму их пятнадцатилетнего денежного содержания.

    Вред, причиненный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки или члену его семьи вследствие повреждения здоровья в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается в полном объеме в части, превышающей сумму пенсии, назначенной по данному основанию, за счет средств федерального бюджета Российской Федерации. Из этих же средств указанным лицам выплачивается единовременное пособие в размере от их годового до семилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

    В случае гибели сотрудника кадрового состава органа внешней разведки или члена его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности государство оплачивает расходы по подготовке к перевозке и по перевозке останков к месту захоронения, оговоренному в завещании или указанному ближайшими родственниками, а в случае их отсутствия — руководством органа внешней разведки, а также по их захоронению. Семье погибшего выплачивается единовременное пособие в размере его пятнадцатилетнего денежного содержания. Помимо этого, она пользуется льготами при решении вопросов социально-бытового обеспечения в порядке, предусматриваемом законодательством Российской Федерации.

    Государство обязано всемерно содействовать безусловному освобождению сотрудника кадрового состава органа внешней разведки и членов его семьи, задержанных или арестованных за пределами территории Российской Федерации в связи с осуществлением разведывательной деятельности.

    В случае полной или частичной утраты сотрудником кадрового состава органа внешней разведки профессиональной пригодности в результате его расшифровки или по другим не зависящим от него причинам орган внешней разведки обязан его трудоустроить или создать условия, включая связанные с этим расходы, для его профессиональной переподготовки.

    Имущественный ущерб, нанесенный сотруднику кадрового состава органа внешней разведки и членам его семьи в связи с осуществлением разведывательной деятельности, возмещается государством за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

    В случае привлечения сотрудников органов внешней разведки, не входящих в кадровый состав, к выполнению разовых разведывательных заданий и наступления в связи с этим последствий, перечисленных в частях третьей — седьмой настоящей статьи, на них распространяются льготы и привилегии, предусмотренные для сотрудников кадрового состава органов внешней разведки.

    Статья 23. Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки

    Лица, оказывающие (оказывавшие) конфиденциальное содействие органам внешней разведки и не являющиеся гражданами Российской Федерации, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации. Сотрудничество таких лиц с органами внешней разведки является обстоятельством, облегчающим прием в гражданство Российской Федерации.

    Период сотрудничества этих лиц, принятых в гражданство Российской Федерации, с органами внешней разведки включается в их трудовой стаж. Их социальная защита осуществляется в соответствии с частями третьей — седьмой статьи 22 настоящего Закона.

    Социальная защита лиц, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки, не являющихся гражданами Российской Федерации, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

    КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ

    Статья 24. Парламентский контроль за деятельностью органов внешней разведки

    Контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется Верховным Советом Российской Федерации через определяемые им постоянные комиссии палат и комитеты Верховного Совета Российской Федерации.

    Руководители органов внешней разведки отчитываются о деятельности этих органов и расходовании выделяемых им средств перед определяемыми Верховным Советом Российской Федерации постоянными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета Российской Федерации на их закрытых заседаниях.

    Народные депутаты Российской Федерации запрашивают и получают сведения о деятельности органов внешней разведки в порядке, устанавливаемом Верховным Советом Российской Федерации.

    Статья 25. Прокурорский надзор за исполнением законов органами внешней разведки

    Надзор за исполнением законов Российской Федерации органами внешней разведки осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и специально уполномоченными им прокурорами.

    Москва, Дом Советов России.

    8 июля 1992 года.

    Судебная практика и законодательство — Закон РФ от 08.07.1992 N 3245-1 «О внешней разведке»

    Правовую основу деятельности федеральных органов правительственной связи и информации составляют Конституция Российской Федерации, Законы Российской Федерации «О безопасности», «Об обороне», «О внешней разведке», настоящий Закон, другие законы Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

    С учетом положений Закона Российской Федерации «О внешней разведке» постановляю:

    Исключить из пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти» абзац 23 о Службе внешней разведки Российской Федерации. Служба внешней разведки Российской Федерации подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, ее статус определяется в соответствии с Законом Российской Федерации «О внешней разведке» и утвержденным ранее Положением о Службе внешней разведки Российской Федерации.

    legalacts.ru

  • Обсуждение закрыто.