Закон о творческом работнике

Закон о творческом работнике

Правовой статус творческих работников, осуществляющих свою деятельность самостоятельно (Трофимова Г.А.)

Дата размещения статьи: 05.08.2016

Правовому статусу творческих работников в научной литературе не уделено должного внимания. Как правило, обсуждаются вопросы, связанные с трудовой деятельностью тех творческих работников, с которыми заключаются трудовые договоры, т.е. с лицами, вступающими в трудовые отношения , и чаще всего — по поводу передачи работодателю прав на служебное произведение .
———————————
См., в частности: Авдеев В.В. Трудовой договор (отношения) с творческим работником // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2009. N 10. С. 38 — 45.
См., например: Панкеев И.А. Служебное произведение: pro et contra // Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика. 2010. N 5. С. 11 — 17.

Регулирование правового статуса творческих работников также представлено неполно, в большей степени фрагментарно и касается только определенной категории творческих работников или отдельных вопросов, связанных с их деятельностью.
Так, Трудовым кодексом РФ выделено несколько статей (59, 113, 153, 157, 268, 351) в отношении труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, Перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ .
———————————
См.: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 30.12.2015 N 434-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
См.: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 «Об утверждении перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлен Трудовым кодексом РФ» // СПС «КонсультантПлюс».

Основами законодательства РФ о культуре даны следующие определения (ст. ст. 3, 10):
———————————
См.: Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 (в ред. от 28.11.2015 N 357-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация;
творческий работник — физическое лицо, которое создает или интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми соглашениями и является или нет членом какой-либо ассоциации творческих работников. К числу творческих работников относятся лица, причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников органов радиовещания;
право на творчество — право каждого на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Таким образом, нормы трудового законодательства посвящены правовому регулированию труда творческих работников только некоторых категорий и притом состоящих в трудовых отношениях, а Основы законодательства РФ о культуре не определяют правовой статус творческих работников, дают лишь общие понятия.
Вместе с тем огромное множество лиц творческих профессий осуществляет свою деятельность самостоятельно, без прикрепления к какой-либо организации. Их принято называть самозанятыми лицами, т.е. осуществляющими трудовую деятельность на свой страх и риск. В частности, в связи с упадком газетно-журнальной отрасли в большинстве случаев работу выполняют внештатные корреспонденты без прикрепления к конкретной организации (издательства), получающие гонорар за каждую отдельную работу творческого характера. Композитор может написать музыку для какого-то конкретного фильма или спектакля по предварительному заказу и относиться к числу работников творческого коллектива, но вполне реальна и такая ситуация, когда музыка, взятая для фильма, может быть создана задолго до съемок и не в качестве заказа, может быть адресована неопределенному кругу лиц, желающих ее использовать в своей творческой работе (например, при исполнении на концертах).
Все лица, осуществляющие свою творческую деятельность самостоятельно, по собственной инициативе, с точки зрения ныне действующего законодательства могут быть отнесены к числу граждан, выполняющих работы по авторским договорам . Однако специфика осуществления такими гражданами трудовой функции, начало, продолжение и приостановление соответствующей деятельности и другие вопросы правового положения нигде не закреплены, за исключением частных вопросов гражданско-правового регулирования.
———————————
См., например: ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2015 N 388-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Признана, правда, широко применяемая в советское время система объединения работников определенной профессии (творческой сферы деятельности). По этому принципу созданы Союз писателей России, Союз художников России, Союз журналистов России и др. Ими приняты уставы , определяющие некую правовую основу как самого объединения и членства в нем, так и статуса лица, входящего в состав такого объединения. В частности, на основании членства в том или ином объединении в отношении представителей ряда творческих профессий может устанавливаться стаж творческой деятельности, дающий право на получение пенсии, подтверждаемый постановлениями органов управления соответствующего объединения .
———————————
См., напр.: Устав Союза журналистов России // http://www.ruj.ru/_about/how_to_join_the_russian_union_of_journalists.php (дата обращения: 15.12.2015); Устав Российского союза писателей // http://rossp.ru (дата обращения: 15.12.2015); Устав Союза художников России // http://www.nro-shr.ru/node/138 (дата обращения: 02.02.2016).
См.: Постановление Совета министров СССР от 7 августа 1957 г. N 946 «О пенсионном обеспечении писателей, композиторов, работников изобразительных искусств и членов их семей» (в ред. от 19.12.1977 N 1128) // СПС «КонсультантПлюс».

Следует заметить, что регламентирующий этот порядок документ принят более полувека назад и касается далеко не всех категорий творческих работников. Правовые отношения, в том числе по социальному страхованию граждан, учету стажа работы (по времени направляемых в Пенсионный фонд РФ отчислений), а также в целом по правам на социальные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью и по иным причинам (так называемый соцпакет, который приобретают работники, осуществляющие деятельность по найму), давно изменились. И творческие работники, не прикрепленные к какой-либо организации, по сути, оказались лишены и права на пенсию, и иных социальных выплат, кроме тех, которые предоставляются любому гражданину страны независимо от его статуса официально работающего или официально неработающего лица.
Имеются недостатки и в определения периода творческой деятельности на основе членства в профессиональном объединении. Так, согласно Уставу Союза журналистов России стать его членом может лицо, представившее список опубликованных им произведений (т.е. предоставившее сведения об имеющихся у него результатах творческой деятельности), две рекомендации и документ, подтверждающий осуществление журналистской деятельности на штатной или внештатной основе.
Но период творческой деятельности не может определяться с момента представления ее результатов, ведь, прежде чем произведение опубликовать, его нужно создать, и уж тем более не должен зависеть от чьих бы то ни было рекомендаций как субъективного фактора или подтверждения каких-либо взаимоотношений с работодателем или стороной заключаемых гражданско-правовых договоров.
Кроме того, писателем или иным творческим работником человек не может быть признан исключительно в период его членства в каком-либо творческом объединении, пусть даже федерального или регионального уровня, так как вступление в общественное объединение является правом, а не обязанностью (ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, ст. 3 Федерального закона об общественных объединениях ). Да и посредством нормативного регулирования такую обязанность вменить человеку, занимающемуся творческой деятельностью, тоже нельзя, это будет нарушением Конституции РФ (согласно ч. 2 ст. 30 Основного Закона страны никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем).
———————————
См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 08.03.2015 N 43-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Попытка определиться с правовым статусом творческих работников, в том числе осуществляющих свою деятельность на основе заключения гражданско-правовых договоров или без таковых, уже была предпринята Федеральным Собранием Российской Федерации в рамках рассмотрения проекта Федерального закона N 96700541-2 «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах» и его обновленного варианта — проекта Федерального закона N 98092301-2 (далее — проекты Закона). Однако эта попытка не была завершена.
———————————
СПС «КонсультантПлюс».

Если проанализировать положения указанных проектов, то можно обнаружить три существенных недостатка:
1) предметом правового регулирования были выбраны только творческие работники определенной сферы деятельности, в то время как правовой же статус всех творческих работников должен быть равным;
2) несмотря на то что в качестве цели закона было названо создание правовых гарантий обеспечения социальных прав творческих работников независимо от их членства в общественных объединениях творческих работников (ст. 1), далее по тексту прослеживалась некая зависимость от этих объединений, в частности при определении стажа творческой деятельности до даты специальной регистрации в качестве творческого работника (ст. 8);
3) было установлено, что обязанностями по закреплению отдельных моментов трудовой деятельности творческого работника наделяются лица, с которыми он состоит в гражданско-правовых отношениях, что противоречит гражданскому законодательству.
Таким образом, предлагаемые проекты Закона о творческих работниках оказались концептуально непродуманными. Между тем проблема определения правового статуса самозанятых творческих работников требует объективного и единого для всех работников творческих профессий подхода.
К числу творческих работников следует отнести всех тех, кто занимается творческим трудом, как это определено в Основах законодательства РФ о культуре или предлагающем более широкий вариант Гражданском кодексе РФ в разделе VII, посвященном правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Творческим работником следует считать любое лицо, занимающегося творческой деятельностью независимо от того, связано ли оно трудовыми соглашениями с тем или иным работодателем и является ли членом какой-либо ассоциации творческих работников (на что справедливо указано в Основах законодательства РФ о культуре).
Любой автор результата интеллектуальной деятельности должен быть признан творческим работником исходя из подхода, установленного Гражданским кодексом РФ, поскольку положения законов, относящихся к различным отраслям права, должны быть согласованы между собой. В соответствии с ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат (п. 1 ст. 1228); результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие охране, перечислены в пункте 1 статьи 1225 ГК РФ (к ним, в частности, относятся произведения науки, литературы и искусства, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, исполнения, фонограммы, изобретения, полезные модели, секреты производства).
Правовой статус творческих работников, не состоящих в трудовых отношениях (самозанятых работников), следует, на наш взгляд, определить в Законе о занятости населения в РФ и включить в названный Закон главу, посвященную статусу творческих работников, осуществляющих свою деятельность самостоятельно, без прикрепления в качестве работника (пусть и временного) к какой-либо организации.
Закон о занятости населения в РФ более всего подходит для регулирования труда самозанятых творческих работников потому, что данным Законом определяются все категории занятых граждан, а Трудовым кодексом РФ регулируются отношения, связанные с осуществлением труда только наемными работниками. Кроме того, многие из элементов трудовых отношений, закрепленных в Трудовом кодексе РФ, не подходят к труду самозанятых граждан, так как предполагают работу в организации работодателя (за исключением работы надомников и дистанционников — главы 49 и 49.1 ТК РФ), подчинение общим для всех работников правилам, наличие трудовой дисциплины; управление и контроль работодателя (ст. 15 ТК РФ). Самозанятый творческий работник устанавливает распорядок дня, время отдыха и время работы в течение суток, месяца или года самостоятельно, обеспечивает условия труда и осуществляет контроль за своей деятельностью также сам. Имеется и еще немало отличий выполнения трудовой функции в рамках организации от реализации ее на свой страх и риск.
В главе Закона о занятости населения в РФ, посвященной правовому статусу самозанятых творческих работников, необходимо решить несколько важных вопросов.
Во-первых, должны быть определены понятия творческой деятельности, осуществляемой вне трудовых отношений, и самозанятого творческого работника.
Следует установить, что творческая деятельность, осуществляемая самостоятельно, — это деятельность лиц творческих профессий (писателя, композитора, журналиста и других), которая осуществляется ими за свой счет, на свой риск, под собственным контролем и без вступления в трудовые отношения с какой-либо организацией или индивидуальным предпринимателем (работодателем).
Так как эта деятельность осуществляется за свой счет и на свой риск, она напоминает предпринимательскую деятельность. Сравним: предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Однако творческая деятельность имеет иные цели, а именно: создание результата интеллектуальной деятельности, в частности произведения литературы, искусства или науки, его обнародование и получение вознаграждения. Правда, за исключением первой цели, остальные могут выступать факультативно — при наличии иных источников существования, чем творчество.
Таким образом, можно дать следующее определение: творческая деятельность, осуществляемая самостоятельно, — это деятельность лиц творческих профессий (художников, скульпторов, писателей, сценаристов, поэтов, журналистов, композиторов, исполнителей музыкальных произведений и хореографических постановок, ученых, изобретателей и других), направленная на создание интеллектуального результата (в частности, произведения литературы, искусства, науки) с правом обнародования созданного результата и получения вознаграждения за него, осуществляемая на свой страх и риск, под собственным контролем и без вступления в трудовые отношения с какой-либо организацией или индивидуальным предпринимателем (работодателем).
Самозанятый творческий работник — физическое лицо, занимающееся творческой деятельностью без вступления в трудовые отношения с какой-либо организацией или индивидуальным предпринимателем (работодателем), права, обязанности и ответственность которого определяются Законом о занятости населения в РФ и принятыми в соответствии с ним иными правовыми актами.
Во-вторых, следует установить, с какого момента можно считать такую деятельность начатой и приостановленной. В данном случае нельзя опираться на понятия систематичности и прерывности, которые свойственны как трудовой, так и предпринимательской деятельности. Творческий процесс не всегда можно поместить в строго определенные рамки, его срок определяется возможностью и желанием лица осуществлять данную деятельность, системность или периодичность также субъективны. Однако в целях определения стажа творческой деятельности и отнесения лица к соответствующей категории творческих работников необходимо установить какие-то формально обозначенные пределы.
Для определения начала самостоятельной творческой деятельности можно использовать три варианта отсчета, каждый из которых должен быть закреплен законом, а выбор конкретного варианта предоставлен самому творческому лицу в зависимости от вида творческой деятельности, периода ее осуществления по отношению к моменту вступления закона в силу, актуальности обозначения себя в качестве самозанятого творческого работника .
———————————
Например, творческий работник может сначала работать штатным сотрудником какой-либо организации, а потом решить начать самостоятельную творческую деятельность.

Читайте так же:  Защита прав потребителей самара телефон

Итак, началом самостоятельной творческой деятельности могут быть названы:
1) первое число года обнародования первого созданного произведения (результата интеллектуальной деятельности);
2) дата регистрации в службе занятости, ином специально определенном органе (по усмотрению законодателя) в качестве лица, осуществляющего самостоятельную творческую деятельность, и предоставления в дальнейшем сведений о создании и (или) обнародовании произведения (результата интеллектуальной деятельности) не позднее чем до истечения пятилетнего срока с момента такой регистрации;
3) первое число года, предшествующее году обнародования произведения (результата интеллектуальной деятельности), который может быть предположительно назван началом работы над данным произведением (результатом интеллектуальной деятельности) с учетом его сложности.
Формула сложности того или иного произведения может быть рассчитана объединением работников соответствующей сферы творчества или научно-исследовательскими учреждениями, занимающимися научными разработками, и представлена Правительству РФ для закрепления в нормативном правовом акте. Например, в отношении произведений литературы сложность может зависеть от объема произведения (количества страниц); от типичности или индивидуальности представленных героев, наличия единой или нескольких линий повествования, уровня стилистической проработки (высокого или просто соответствующего норме литературного языка); от оценки народного интернет-голосования, от оценки профессиональными критиками посредством присвоения или включения в шорт-лист литературной премии общенационального уровня, международного уровня.
С этого момента должен считаться начавшимся и стаж работы лица в качестве самозанятого творческого работника.
К авторам произведений и других результатов интеллектуальной деятельности невозможно применение такого варианта учета их стажа, как период сделанных в Пенсионный фонд отчислений . Во-первых, отчисления от авторского вознаграждения могут быть произведены только организацией (иным субъектом, имеющим статус работодателя), а не частным лицом, приобретшим у автора произведения результат его творческих усилий. Во-вторых, отчисления происходят уже после создания произведения, а стаж работы — это время, затрачиваемое на творческий процесс. В-третьих, регулярность вознаграждения здесь невозможна, так как выплата вознаграждения в любом случае имеет разовый характер и связана с окончанием процесса работы над произведением, который может быть довольно долгим и занимать несколько месяцев, а то и лет. Выплата вознаграждения зависит также от заключения с автором произведения договора об обнародовании произведения и о выплате вознаграждения. Но возможны ситуации, когда обнародование произведения осуществляется без выплаты автору вознаграждения либо за его счет.
———————————
Такой порядок, в частности, предусмотрен на сегодняшний день ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. 29.06.2015 N 173-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Перерыв творческой деятельности в качестве формального показателя может быть установлен на основании отсутствия в течение пяти лет с момента обнародования последнего произведения (результата интеллектуальной деятельности) или отсутствия отчислений от выплачиваемых вознаграждений за тот же период в Пенсионный фонд РФ.
Возобновление самостоятельной творческой деятельности может устанавливаться на основании одного из следующих фактов: регистрация в соответствующем качестве, обнародование произведения (результата интеллектуальной деятельности), отчисления от выплаченного вознаграждения.
Кроме того, с целью ликвидации пробела, связанного с осуществлением перечислений в Пенсионный фонд РФ только работодателями, следует при заключении договора о передаче результата интеллектуальной деятельности частному лицу и выплате за него вознаграждения предоставить право самозанятым творческим работникам осуществлять перечисления в Пенсионный фонд РФ самостоятельно с представлением гражданско-правового договора или иных документов, свидетельствующих о произведенном творческом труде и оплате за него. Функции плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ может осуществлять и орган, регистрирующий лиц в качестве самозанятых творческих работников.
Представляет интерес и вопрос о минимальном размере выплачиваемого создателю результата интеллектуальной деятельности вознаграждения. Так, в ранее отмеченных проектах Закона о творческих работниках предполагалось установить, что размер авторского вознаграждения и размер вознаграждения исполнителя не могут быть меньше установленных Правительством РФ минимальных ставок (ст. 6). Вместе с тем на сегодняшний день сложилась система обнародования результатов интеллектуальной деятельности не создавших себе имя авторов на бесплатной основе, т.е. без выплаты какого-либо вознаграждения, либо обнародования произведения за счет правообладателя. Как быть в этой ситуации?
Здесь видится два варианта правового регулирования. Первый — безусловное требование выплаты минимального вознаграждения, как было предложено авторами обозначенных проектов Закона, но при условии дополнительного финансирования организаций культуры и искусства, в частности библиотек. Второй — уменьшение налогооблагаемой базы самозанятого творческого работника на трехкратную сумму вознаграждения, которое он заслужил в результате обнародования результата своей интеллектуальной деятельности, независимо от года такого обнародования, при условии, что обнародование было осуществлено организацией, несущей ответственность за качество представляемых ими результатов творческого труда (перечень таких организаций должен быть определен Правительством РФ).
При налогообложении из суммы вознаграждения должны исключаться документально подтвержденные затраты на создание результата интеллектуальной деятельности. При отсутствии документального подтверждения затрат на создание объекта авторского и патентного права должны исключаться расходы в размере 80 процентов, если результат творческого труда, зафиксированный на копируемом носителе творческого труда (результат литературного, аудиовизуального, музыкального или иного аналогичного по форме воплощения произведения), был представлен впервые автором, в остальных случаях — 20 процентов от суммы дохода. Заметим, что в соответствии с ныне действующим законодательством такая дифференциация отсутствует, существует разделение по видам творчества, носящее не всегда объективный характер (в частности, разделяются затраты на создание музыкального и литературного произведения) .
———————————
См.: ст. 221 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 01.02.2016 N 8-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Контракт по осаго

Право на страховые выплаты в связи с временной нетрудоспособностью по состоянию здоровья, а также в иных случаях должно осуществляться через посредничество службы занятости (иного органа регистрации творческих работников, обеспечивающего их взаимодействие с органами власти) и не зависеть от среднего дохода за предыдущий период и других оснований, никак не связанных с наступлением обстоятельств, свидетельствующих о необходимости социальной поддержки гражданина.
Приведенные права должны быть безусловно закреплены за авторами произведений, изобретателями и обладателями смежных с авторскими прав, а в отношении последних — с учетом особенностей их деятельности.
Таким образом, может быть урегулирован вопрос о статусе самозанятых творческих работников и ликвидирован ныне имеющийся законодательный пробел в отношении защиты прав значительной социальной группы граждан.

xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai

Модельный закон о творческих работниках и творческих союзах (Принят в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997 Постановлением 10-10 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)

на десятом пленарном заседании

от 6 декабря 1997 года)

О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКАХ И ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗАХ

Настоящий Закон является специальным актом для определения и регулирования правоотношений государства с творческими работниками литературы и искусства, а также для создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов.

Цель настоящего Закона: обеспечить правовые гарантии для развития духовного потенциала государств-участников СНГ, способствовать совершенствованию деятельности профессионально-творческих объединений мастеров культуры в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, расширения международных связей в области культуры, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав их носителей на свободное самовыражение, на юридические, материальные, социальные и иные гарантии конституционных прав с учетом специфики их деятельности.

Положения настоящего Закона исходят из принципа добровольности участия в творческих союзах и не ущемляют прав творческих работников, не входящих в такие объединения, работающих и не работающих по найму.

Государство содействует развитию культуры и созданию условий, необходимых для деятельности всех творческих работников, законодательной, бюджетной, налоговой и социальной политикой, гарантирует им социальные права, предусмотренные конституциями государств-участников СНГ. Учитывая роль творческих союзов в развитии культуры, государство предусматривает условия и льготы, способствующие выполнению ими своих функций.

В соответствии с конституцией каждого государства Содружества, действующим законодательством, нормами международного права, а также со спецификой творческих союзов настоящий Закон закрепляет их право на самостоятельное регулирование вопросов внутренней жизни исключительно по уставам этих объединений.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

Предметом регулирования настоящего Закона является правовой статус творческого работника и творческого союза, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации таких общественных объединений, их правоотношения с государством, работодателями, другими общественными объединениями, юридическими и физическими лицами.

Статья 2. Сфера действия

Настоящий Закон распространяется на творческих работников, все виды и формы творческих союзов и их региональные организации (отделения), а также на создаваемые творческими союзами некоммерческие организации, действующие в государствах-участниках СНГ.

Статья 3. Основные понятия

Для целей настоящего Закона указанные ниже термины имеют следующее значение:

творческий работник — физическое лицо, субъект авторского смежного или трудового права, чья профессиональная творческая деятельность направлена на создание или интерпретацию (перевод) произведения литературы и искусства, каким бы способом или в какой бы форме они ни были выражены;

творческий союз — вид профессионально-творческой общественной организации творческих работников одной или нескольких областей культуры, создаваемой на основе их индивидуального членства.

Глава 2. ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ

Статья 4. Порядок признания статуса творческого работника

Статус творческого работника-члена творческого союза подтверждается этим союзом в соответствии с его уставными документами.

Статус творческого работника, не состоящего в творческих союзах, работающего или не работающего по найму, подтверждается профессиональным сертификатом, выдаваемым специальной экспертной комиссией, создаваемой в каждом из государств Содружества. Основанием для получения такого сертификата являются результаты профессиональной творческой деятельности кандидата (публикации, обнародования, исполнения, представления, выставки).

Статья 5. Социальный и трудовой статус творческих работников

Творческие работники могут быть как наемными работниками, так и не работающими по найму (лицами свободных профессий).

Творческая деятельность не является предпринимательской деятельностью и не требует официальной регистрации в качестве индивидуального предпринимательства.

Обязательное государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение творческих работников, не работающих по найму, производится в порядке и на условиях специального регулирования в соответствующих законодательных актах.

Специальное регулирование осуществляется принятием нормативных актов органами государственного управления по согласованию с творческими союзами. Этими же актами устанавливается порядок уплаты обязательных страховых взносов за творческих работников.

Глава 3. ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ

Статья 6. Виды и статус творческих союзов

В государствах-участниках СНГ создаются и действуют общенациональные, региональные и местные творческие союзы.

Общенациональным признается творческий союз, уставные цели и задачи которого имеют общенациональный характер, а деятельность осуществляется на всей территории государства.

Региональными признаются творческие союзы, не имеющие отделений за пределами одного из субъектов государства (края, области, города и т.д.).

Местными творческими союзами признаются творческие союзы, уставы которых регистрируются соответствующими местными органами юстиции.

Отношения творческих союзов с зарубежными партнерами, в частности с международными творческими организациями, регулируются договорами между ними, национальным законодательством, а также международными договорами государств-участников Содружества.

Творческие союзы в соответствии с их уставами могут вступать в творческие международные общественные организации, поддерживать прямые международные контакты, заключать соглашения с иностранными некоммерческими, неправительственными объединениями, иметь свои филиалы и отделения за рубежом согласно действующему национальному законодательству и международным договорам.

Статья 7. Членство в творческом союзе

Право вступления в творческий союз имеет творческий работник (гражданин соответствующего государства Содружества, иностранный гражданин или лицо без гражданства), отвечающий критериям, установленным уставом творческого союза.

Требования, предъявляемые уставом творческого союза к кандидатам и членам, не должны ущемлять политических, имущественных, авторских и иных прав граждан, должны содействовать объединению в его составе наиболее квалифицированных представителей соответствующих творческих профессий, стимулировать их профессиональный и творческий рост.

Условия и порядок приема в кандидаты и члены творческого союза, в том числе их учредителей, а также выхода и исключения из него определяется уставом творческого союза.

Статья 8. Права творческих союзов

Для осуществления общенациональных задач развития культуры, поддержки и развития талантов творческий союз обладает следующими правами.

В общегосударственной и нормотворческой деятельности имеет право:

1) участвовать в формировании выборных органов власти в соответствии с законодательством;

2) участвовать в обсуждении и подготовке законов, международных соглашений и иных нормативных актов, относящихся к области культуры, литературы и искусства, обращаться в государственные законодательные и исполнительные органы с предложениями по вопросам развития культуры, литературы и искусства, а также социально-правовой защиты творческих работников;

3) беспрепятственно получать от законодательных, исполнительных и правоохранительных органов информацию о разработке и принятии нормативных актов по вопросам литературы, искусства и культуры, защиты прав, свобод и законных интересов творческих работников и творческих союзов;

4) свободно распространять информацию о своей деятельности и с этой целью учреждать средства массовой информации, осуществлять издательскую деятельность.

В области социально-правовой имеет право:

1) представлять и защищать собственные права, а также (по личным поручениям) авторские, смежные, иные права и охраняемые законом интересы своих членов перед государственными органами и работодателями; обращаться в судебные органы в качестве уполномоченной организации; создавать юридические службы и использовать другие формы правовой защиты;

2) выступать с предложениями о принятии соответствующими органами нормативных правовых актов о труде и по другим социально-экономическим вопросам;

3) участвовать на паритетной основе и на всех уровнях в управлении государственными фондами, гарантирующими социальную защиту творческих работников, — социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами;

4) управлять той частью средств фонда социального страхования, которая предназначена для оздоровления и лечения творческих работников и членов их семей. Размеры этих средств определяются правлением фонда социального страхования по представлению творческих союзов;

Читайте так же:  Налог на вычет учебы

5) выдавать документы, подтверждающие статус творческого работника как члена союза;

6) подтверждать для органов социального обеспечения трудовой стаж членов творческого союза с учетом срока обучения в средних специальных и высших учебных заведениях и по фактам публикаций, обнародований, исполнений, выставок, представлений, явившихся результатом их творческого труда;

7) в целях проведения согласованной политики в интересах общества, творческих работников и творческих союзов государство (правительство), объединения работодателей и творческие союзы координируют свои действия на условиях и в порядке, предусмотренном специальными нормативными актами.

Творческие союзы в соответствии с законодательством имеют право по поручению и от имени своих членов вести переговоры, заключать коллективные договора и соглашения.

Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ

СОЮЗОВ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Статья 9. Общие финансовые гарантии деятельности творческих союзов

Государство способствует деятельности творческих союзов и творческих работников путем установления в соответствующих национальных законах, постановлениях правительства, а также нормативных актах местных органов государственной власти и управления льготного налогообложения, уменьшения размеров социальных и страховых выплат, установления льготных тарифов на оплату коммунальных и эксплуатационных расходов, освобождения от уплаты таможенных сборов и пошлин. Вышеуказанные льготы распространяются на творческие союзы и создаваемые ими организации — юридические лица. Не подлежат налогообложению членские взносы, а также любые виды пожертвований творческим союзам.

Статья 10. Налоговое регулирование

Не подлежит налогообложению прибыль, полученная творческими союзами, предприятиями и организациями, находящимися в собственности этих союзов, и направленная на их уставную деятельность.

Не относится к предпринимательской и освобождается от налога на добавленную стоимость деятельность творческих союзов, предприятий и организаций, принадлежащих творческим союзам на праве собственности, юридических лиц, в отношении которых творческие союзы являются их единственным учредителем, а также обязательственные права творческих союзов по реализации предусмотренных их уставом продукции, работ и услуг.

Статья 11. Таможенное регулирование

Произведения литературы и искусства, принадлежащие творческим союзам и творческим работникам, ввозимые на таможенную территорию государств-участников СНГ и вывозимые с этой территории, освобождаются от таможенных пошлин и сборов.

Статья 12. Валютное регулирование

Творческие союзы, предприятия и организации, находящиеся в их собственности или в отношении которых творческие союзы обладают обязательственным правом, освобождаются от обязательной продажи части валютной выручки, получаемой от экспорта производимой ими продукции (работ и услуг), если она используется на развитие их уставной деятельности.

Статья 13. Особенности налогового, таможенного и валютного регулирования

Льготы, предусмотренные статьями 9 — 12, 14, 18 применяются в порядке и на условиях, которые определяются соответствующими национальными законодательными актами по налоговым, таможенным и валютным вопросам.

Статья 14. Гарантии имущественных прав творческих союзов

В собственности творческих союзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, дома творчества, творческие мастерские, ателье-студии, жилищный фонд, предприятия и организации, в том числе издательства, типографии, а также ценные бумаги, иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности творческих союзов.

Имущество творческих союзов, их предприятий и организаций, используемое в уставных целях, не подлежит налогообложению. Земельные участки, собственниками или владельцами которых являются творческие союзы, освобождаются от уплаты земельного налога и арендной платы. При передаче зданий, помещений, в особенности творческих мастерских (ателье, студий), в которых размещены творческие союзы, их предприятия и организации, другим предприятиям, организациям и учреждениям государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны предварительно предоставить им равноценное помещение.

Государство гарантирует охрану имущественных прав творческих союзов, регистрацию этих прав уполномоченными органами, невозможность изъятия объектов собственности творческих союзов, кроме случаев, предусмотренных национальным законодательством.

В целях обеспечения деятельности вновь создаваемых творческих союзов государство обязано предоставлять им здания, служебные и функциональные помещения, а также земельные участки на условиях, предусмотренных национальным законодательством.

Статья 15. Особенности имущественных прав творческих союзов

Творческие союзы вправе использовать собственное имущество исключительно в уставных целях и осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в той мере, в какой она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Создаваемые творческими союзами для осуществления предпринимательской деятельности в уставных целях юридические лица действуют в области культуры, не преследуя в качестве основной цели получение прибыли и распределение ее между участниками.

Статья 16. Статус объектов собственности бывших общественных творческих союзов и фондов

Объекты собственности бывших общесоюзных творческих союзов и фондов, расположенные на территории государств-участников СНГ, являются собственностью соответствующих национальных союзов и фондов и не могут быть использованы международными общественными организациями без согласия национальных творческих союзов.

В целях совместного использования объектов собственности бывших общесоюзных творческих союзов и фондов творческие союзы и фонды вправе создавать юридические лица в любых не запрещенных национальным законодательством организационно-правовых формах.

Статья 17. Гарантии пенсионного обеспечения творческих работников

Трудовой стаж для назначения пенсии творческим работникам определяется в порядке, предусмотренном законодательством о пенсионном обеспечении. Трудовой стаж творческим работникам исчисляется исключительно по фактам публикаций, обнародований, исполнений, представлений, выставок. В него включается также срок обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Трудовой стаж творческих работников-членов творческих союзов подтверждается творческими союзами.

Статья 18. Гарантии творческой деятельности

Творческие работники, использующие специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилые) в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с целью организации открытых для посещения негосударственных музеев, библиотек и других организаций культуры, освобождаются от уплаты налога на имущество и арендной платы.

При этом отсутствие специально оборудованного помещения: творческой мастерской, студии, ателье и использование в связи с этим жилого помещения подтверждается для творческих работников-членов творческого союза соответствующими творческими союзами, а разрешение на использование жилых помещений в культурных целях выдается на основании решения местного органа государственного управления.

Статья 19. Государственные гарантии защиты социальных и трудовых прав творческих работников и творческих союзов

Государство устанавливает дисциплинарную, административную и уголовную ответственность должностных лиц за препятствия, чинимые творческим союзам в деле защиты социальных и трудовых прав их членов, а также за ущемление законных прав творческих работников, не состоящих в творческих союзах.

Глава 5. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СОЮЗОВ

Статья 20. Учредители творческого союза

Учредителями творческого союза могут быть инициативные группы творческих работников (физические лица) и профессионально-творческие объединения лиц соответствующих творческих профессий (юридические лица). В качестве учредителей могут выступать граждане соответствующего государства СНГ, иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, установленных национальными законами или международными договорами. Не могут быть учредителями творческого союза органы государственной власти и местного самоуправления.

Учредители (члены организаций-учредителей) принимаются в творческий союз на общих уставных основаниях.

Статья 21. Порядок создания творческого союза

Учредители создают организационный комитет, который подготавливает проекты уставных документов, представляет их для правовой экспертизы в соответствующие органы юстиции, а затем на утверждение учредительного собрания (съезда, конференции), созываемого для организации союза.

Учредительное собрание (съезд, конференция) принимает решения о создании творческого союза, его наименовании, утверждает устав и другие уставные документы, формирует руководящие и контрольные ревизионные органы.

С момента принятия указанных решений творческий союз считается созданным и приобретает права, за исключением прав юридического лица, принимает на себя обязательства, предусмотренные действующим национальным законодательством.

Статья 22. Особенности регистрации творческого союза

Творческий союз вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае он не приобретает прав юридического лица.

Устав творческого союза должен содержать перечень профессий творческих работников, объединяемых этим союзом. При определении статуса творческого союза регистрирующий орган должен учитывать его профессиональные и творческие особенности.

Статья 23. Порядок государственной регистрации

Для государственной регистрации творческий союз представляет следующие документы:

— заявление в регистрирующий орган, подписанное большинством членов постоянно действующего органа творческого союза с указанием их места жительства;

— устав творческого союза в двух экземплярах;

— выписку из протокола учредительного собрания (съезда, конференции), содержащую сведения о создании творческого союза, утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;

— документ об уплате регистрационного сбора.

Данный список является исчерпывающим.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного собрания (съезда, конференции).

Государственная регистрация отделения творческого союза производится в порядке, установленном законодательством.

Статья 24. Регистрация изменений и дополнений в уставе творческого союза

При регистрации изменений и дополнений к уставу творческого союза регистрирующий орган рассматривает только перечень и содержание статей, в которые внесены изменения и дополнения, на предмет их соответствия действующему законодательству.

В этом случае творческий союз представляет следующие документы:

— действующий устав творческого союза;

— перечень и содержание статей, в которые внесены изменения и дополнения;

— решение полномочного органа творческого союза о принятии изменений и дополнений в устав.

Данный перечень документов является исчерпывающим.

Регистрирующий орган выдает творческому союзу специальное свидетельство о внесении изменений и дополнений в устав.

Отказ в государственной регистрации или уклонение от регистрации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Статья 25. Реорганизация и ликвидация творческого союза

Реорганизация и ликвидация творческого союза производятся в установленном национальным законодательством порядке.

www.conventions.ru


Обсуждение закрыто.