Закон о налогах малого бизнеса

Закон о налогах малого бизнеса

Содержание:

«Ушел» в малый бизнес: какие условия?

26 мая в России отмечается День российского предпринимательства. По данным ФНС России, на сегодняшний день зарегистрировано более 6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, что на почти 300 тыс. больше, чем шестью месяцами ранее. Позитивный тренд, наметившийся в последнее время, говорит о том, что предпринимаемые меры по поддержке предпринимательства улучшили деловой климат.

На какие льготы, субсидии и преференции могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, разобрался портал ГАРАНТ.РУ.

Льготы и субсидии

Напомним, что впервые зарегистрированные до 31 декабря 2020 года ИП могут применять нулевые налоговые ставки в течение двух налоговых периодов (абз. 2 п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса). При этом такой возможностью вправе воспользоваться предприниматели, которые применяют УСН или ПСН, и их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере и доля доходов от реализации товаров (работ, услуг), на которые распространяется налоговая ставка 0%, составляет не менее 70% от общего дохода (абз. 1, абз. 4 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Отметим, что виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, субъекты федерации определяют самостоятельно (абз. 3 п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Так, например, в Москве нулевая ставка налога устанавливается для налогоплательщиков, осуществляющих ремонт электрического оборудования, производство мебели, деятельность в области здравоохранения, образования, спорта и т. д. (ст. 1 Закона г. Москвы от 18 марта 2015 года № 10 «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»).

На региональном и местном уровнях также могут быть установлены дополнительные налоговые льготы. Например, льготы для московских организаций предусмотрены в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления медицинской деятельности и введенных в эксплуатацию после 1 января 2013 года – в размере 10% исчисленной суммы налога, в отношении земельных участков, на которых осуществляются строительство, реконструкция спортивных сооружений – в размере 20 % от суммы исчисленного налога в 2014-2017 годах. Помимо этого, налоговая база по налогу на имущество организаций может быть уменьшена на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта в случае если у налогоплательщика средняя численность работников составила не менее 10 человек и сумма выручки – не менее двух млн руб. на одного работника за налоговый период (ч. 1.5 ст. 4, ч. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций»; (далее – Закон г. Москвы № 64), подп. 1 ч. 1.8 ст. 3.1 Закона города Москвы от 24 ноября 2004 года № 74 «О земельном налоге»).

Что касается субсидий, то сейчас они предоставляются малому и среднему предпринимательству в субъектах Федерации в объемах, определенных распоряжением Правительства РФ от 28 января 2017 г. № 129-р (далее – распоряжение № 129-р).

Например, государство распределяет субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договору лизинга, затрат, связанных с проведением выставочно-ярмарочных мероприятий, на уплату процентов по кредитам и займам и т. д. Добавим, что в 2017 году объем господдержки малого и среднего предпринимательства составил 7,5 млрд руб. (распоряжение 129-р).

Однако в каких именно объемах будут реализовываться программы господдержки в конкретном регионе, зависит от местных властей. Так, существует специальный федеральный портал (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf) для поддержки малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России. Здесь можно в подробностях узнать о том, какие программы помощи разработаны и работают в том или ином регионе.

Преференции малому и среднему бизнесу

Помимо льгот и субсидий малому бизнесу предоставляется ряд преференций. К ним относятся, в частности, возможность не вести бухгалтерский учет, кадровый учет, оформлять срочные трудовые договоры и т. д.

Бухгалтерский учет

Субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Например, руководитель организации, ведущей упрощенную бухотчетность, вправе вести бухгалтерский учет лично (п. 1.1, п. 24 информации Минфина России от 29 июня 2016 г. № ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

Ведение кадровой документации

Действующим законодательством предусмотрено, что с 1 января 2017 года микропредприятиям предоставлено право отказаться полностью или частично от принятия правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и иных локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения (ст. 309.2 Трудового кодекса). Эти правила должны быть включены в трудовые договоры с работниками. При этом трудовые договоры микропредприятия заключают на основе типовой формы (постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем – субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям»). Напомним, что под микропредприятиями понимаются хозяйствующие субъекты, среднесписочная численность работников которого до 15 человек, а доход не превышает 120 млн руб. за год.

Формы документов

Добавим, что правом ведения упрощенной кадровой документации обладают только микропредприятия, на иные субъекты малого и среднего предпринимательства эти преимущества не распространяются.

В то же время и для них законодатель предусмотрел некоторые послабления. Предприниматели вправе, например, оформлять срочные трудовые договоры с работниками на срок до 5 лет (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ). При этом работодатели должны соответствовать двум критериям: численность персонала не должна превышать 35 человек (а в сфере розничной торговли – 20 человек), и от работника необходимо согласие на заключение срочного договора. Напомним, что по общему правилу, для заключения срочного трудового договора установлены определенные случаи, когда он может быть заключен (ч. 1 ст. 59 ТК РФ).

В сфере госзакупок субъекты малого предпринимательства пользуются рядом преимуществ. Так, заказчики обязаны делать закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, а начальная цена контракта с предпринимателем не должна превышать 20 млн руб. Кроме того, в случае проведения закупки путем конкурсов и аукционов размер обеспечения заявки, поступившей от представителя малого бизнеса, не может превышать 2% начальной цены контракта. Отметим, что по общим правилам размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5% до 5% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 30, ч. 14-15 ст. 44 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кроме того, преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства имеются при их участии в закупках, осуществляемых отдельными видами юрлиц, в частности госкомпаниями. Cейчас они должны отдавать предпринимателям 10% заказов и 18% – от совокупного годового объема закупок (п. 5-5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Более того, c 1 января 2018 года годовой объем закупок госкомпаний у малого и среднего бизнеса вырастет до 15% (постановление Правительства РФ от 14 декабря 2016 г. № 1355).

Применение ККТ

До 1 июля 2018 года организации и ИП, выполняющие работы и оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств), бланков строгой отчетности.

До указанной даты предприниматели, применяющие ПСН, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа – товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств (ч. 1, ч. 7-8 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Однако это исключение относится только к тем предпринимателям и организациям, которые осуществляют предпринимательскую деятельность определенных видов, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, к которым относятся:

  • оказание бытовых услуг;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств и т. д.
  • Производить расчеты без применения ККТ могут также организации и ИП, занимающиеся определенными видами деятельности, к которым, в частности, относятся:
  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов и талонов для проезда в общественном транспорте и т. д. (п. 2 ст. 2 Федерального закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).
  • Аренда недвижимости

    До 1 июля 2018 года предпринимателям предоставлено преимущественное право выкупа арендуемого недвижимого имущества при его отчуждении органами государственной власти и местного самоуправления, если оно находится у них в пользовании непрерывно в течение двух и более лет (ст. 3, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Имущественная поддержка предпринимателям оказывается и на региональном уровне каждым субъектом Федерации самостоятельно в соответствии с государственными программами. Так, например, оказание такой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства может осуществляться в виде передачи в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, на безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).

    Отметим, что в Москве с 1 января 2017 г. ставка арендной платы для отдельных субъектов малого предпринимательства установлена в размере 4 500 руб. за кв. м в год (п. 1 постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы»). Таким образом, московские предприниматели могут воспользоваться правом заключать с региональными властями договоры аренды на льготных условиях. Получателями льготы могут стать организации в сфере здравоохранения, образования, социального питания, бытового обслуживания, физической культуры и спорта.

    Банковское кредитование под государственные гарантии

    В России уже на протяжении нескольких лет работает механизм помощи предпринимателям в получении кредитов – государственные гарантийные фонды (ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ). Такие фонды создаются органами исполнительной власти субъектов Федерации и финансируются из федерального и региональных бюджетов. На общероссийском уровне деятельность фондов контролируется Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ). Основная деятельность фондов направлена на обеспечение доступности для предпринимателей кредитных и финансовых ресурсов. Найти контакты государственного гарантийного фонда в регионе можно, воспользовавшись перечнем аккредитованных гарантийных организаций.

    К примеру, одной из таких организаций является Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 35-ПП «О создании некоммерческой организации Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»). Приоритетными направлениями кредитования при участии фонда являются развитие производства и ремесленничества, социальные и бытовых услуг, гостиничных услуг, внутреннего туризма и т д. Заемщики, могут рассчитывать на максимальную гарантию Фонда, покрывающую до 70% от требуемого банками обеспечения (в абсолютном выражении до 100 млн руб.), со ставкой 0,75% годовых. Подробная информация представлена на официальном сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (http://dnpp.mos.ru/entrepreneurship/subsidies/fund-of-assistance-to-crediting-of-small-business-of-moscow/).

    «Надзорные каникулы»

    В заключение напомним, что до 31 декабря 2018 года в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся плановые проверки (ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ). Однако «надзорные каникулы» освобождают предпринимателей только от плановых проверок и не распространяются на налоговые проверки, ревизии со стороны ПФР и ФСС России и отдельные виды госконтроля (ч. 6 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Таким образом, в случае, если предприниматель обнаружит себя в плане проверки и посчитает эту проверку незаконной, он вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки (ч. 3 ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). План проверок предпринимателей опубликован в сводном ежегодном плане проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (plan.genproc.gov.ru/plan2017/).

    Кроме того, только для субъектов малого предпринимательства установлен сокращенный срок проведения различных плановых выездных проверок, который не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год; в исключительных случаях эти сроки могут быть продлены (п. 2-3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ).

    Евгений Дьяченко, генеральный директор электронной торговой площадки для малого и среднего бизнеса Supl.biz:

    «Законы, необходимые для развития малого и среднего бизнеса, в России функционируют. Например, упрощенная система налогообложения, «надзорные каникулы», субсидии. Сегодня, в основном, если возникают вопросы, налоговая служба взаимодействует с налогоплательщиками: звонит и просит пояснить ту или иную ситуацию. Бизнес поддерживается также и региональными структурами. С моей точки зрения, этих видов поддержки достаточно. Бизнес развивается не с той скоростью, как хотелось бы, не потому, что отсутствует поддержка государства, а потому, что люди не готовы массово заниматься бизнесом».

    Лада Горелик, управляющий партнер коллегии адвокатов «Горелик и партнеры»:

    «Безусловно, налоговая система в России стала работать более качественно. Большое количество нововведений (в частности, введение различных интеллектуальных систем анализа деятельности предприятий) позволило эффективнее выявлять фирмы «однодневки». Но тут есть, как всегда, ряд нюансов: интеллектуальная система работает по своим внутренним алгоритмам и нередко под удар попадают абсолютно добросовестные компании, в деятельности которых нет никакого криминала. Проводить качественный и конкретный анализ каждой компании налоговики не имеют возможности из-за ограниченного штата и большой загрузки инспекторов. В результате в зону пристального внимания налоговиков попадает немало добросовестных компаний».

    www.garant.ru

    Есть ли налоговые каникулы для малого бизнеса в 2018 году?

    Отправить на почту

    Налоговые каникулы для малого бизнеса в 2018 году предусмотрены или нет? Этот вопрос становится особенно актуальным перед началом нового года, ведь субъекту малого бизнеса в случае наличия каких-либо льгот нужно не упустить возможность воспользоваться ими. Возможно, нужно будет успеть принять какое-либо решение относительно системы налогообложения или скорректировать направление бизнеса.

    Существуют ли в настоящее время налоговые каникулы для малого бизнеса?

    Закон о так называемых налоговых каникулах был принят еще в 2014 году, вступил в силу с 01.01.2015. Он коснулся только индивидуальных предпринимателей (ИП), на общества, даже относящиеся к малому бизнесу, свое действие не распространяет. Суть каникул в том, что предприниматель, применяющий упрощенную или патентную систему налогообложения (ПСН), для исчисления налога может применить ставку в размере 0%.

    Такие льготы предоставлены не всем налогоплательщикам-предпринимателям, а только тем, кто ведет определенный вид деятельности. Это:

  • производство;
  • работы в научной или социальной сфере;
  • бытовые услуги.
  • Это условие следует из п. 4 ст. 346.20 НК РФ, который касается упрощенной системы налогообложения (УСН), и п. 3 ст. 346.50 о применении патента.

    Тот, кто решит воспользоваться данной льготой, должен обеспечить одновременное выполнение всех условий, предусмотренных законодательством. Если не будет соблюдаться хотя бы одно условие, льгота не полагается. Рассмотрим каждый требуемый признак отдельно.

    Итак, основополагающим условием является принятие закона об установлении нулевой налоговой ставки в определенном субъекте Российской Федерации. То есть федеральный закон дал право регионам самостоятельно принять решение о предоставлении льгот предпринимателям. Также субъектам РФ дано право на введение некоторых ограничений при предоставлении каникул:

  • они могут установить предел количества работников у предпринимателя;
  • могут ограничить максимальную сумму дохода для предоставления права на применение ставки 0%.
  • Во многих регионах законы о нулевой ставке уже приняты. Действует ли такой закон в вашем регионе, вы можете узнать по телефону горячей линии налоговой службы.

    Номер телефона можно узнать по ссылке. Также прочитайте об этом в нашей статье «Опубликован список регионов, где в 2017 году действуют налоговые каникулы для ИП».

    Критерии предпринимателей, имеющих право на налоговые каникулы

    Ключевым критерием является то, что закон опять-таки касается не всех предпринимателей, а только тех, кто зарегистрировался впервые, причем дата регистрации должна находиться в периоде действия регионального закона. К тому же это не значит, что ИП может сняться с учета как предприниматель и в соответствующее время вновь зарегистрироваться. К сожалению, на таких предпринимателей льгота не распространяется. Человек должен впервые в своей жизни начать предпринимательскую деятельность.

    Это пояснил Минфин РФ в своем письме от 12.07.2016 № 03-11-11/40882, о котором мы рассказывали в публикации «Схитрить с регистрацией в качестве ИП для ухода на “налоговые каникулы” не получится».

    Данная мера государственной поддержки создана для начинающих бизнесменов и направлена на развитие наиболее нужных отраслей экономики.

    Следующим важным моментом является период действия льготы. Налоговые каникулы для малого бизнеса в 2018 году тоже будут действовать и продлятся вплоть до конца 2020 года. Но использовать льготу можно только в течение 2 непрерывных налоговых периодов.

    Например, предприниматель зарегистрировался после вступления в силу регионального закона в сентябре 2017 года. В таком случае при соблюдении всех прочих условий он:

  • Имеет право применить нулевую ставку в течение 2017–2018 годов, но в этом случае календарный 2017 год у него будет неполным и он воспользуется своим правом лишь в пределах сентября — декабря 2017 года.
  • Либо может взять период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года, в таком случае он использует 2 полных календарных года. Период должен быть непрерывным, то есть в данном случае нельзя выбрать сначала 2017 год, а затем 2019 год.
Читайте так же:  Приговор суда ст 127

Другое важное условие: доход, получаемый по льготному виду деятельности, должен составлять не менее 70% от общей суммы дохода предпринимателя. Помимо этого, конкретный перечень видов деятельности, при которых субъект предпринимательства освобожден от уплаты налогов по УСН и ПСН, также устанавливается субъектом РФ.

Следует помнить, что если по всем критериям индивидуальный предприниматель получает право на применение нулевой налоговой ставки, то это не освобождает его от уплаты других обязательных платежей:

  • транспортного налога;
  • налога на имущество при его уплате с кадастровой стоимости;
  • фиксированных страховых взносов за себя;
  • налога на доходы физических лиц и страховых взносов от заработной платы работников.
  • При этом он не уплачивает минимальный налог, если применяет УСН с налогообложением «доходы, уменьшенные на величину расходов».

    Примеры региональных законов о налоговых каникулах

    Рассмотрим условия применения каникул на примере закона г. Москвы «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения» от 18.03.2015 № 10.

    В законе поименованы виды деятельности, при ведении которых предприниматель на упрощенке сможет применить нулевую ставку. Это производство:

  • продуктов питания;
  • одежды;
  • текстильных и бумажных изделий;
  • предметов из пластмассы и резины;
  • машин и оборудования;
  • медицинских инструментов;
  • мебели;
  • спортивных товаров;
  • детских игрушек и др.
  • Льгота также полагается при оказании услуг в области здравоохранения, образования и спорта, при проведении научных исследований. А для работающих на патенте предпринимателей указаны следующие виды услуг:

  • ремонт швейных изделий, обуви, мебели;
  • репетиторство;
  • присмотр и уход;
  • ремонт игрушек;
  • копировальные работы;
  • реставрация ковров;
  • проведение экскурсий и др.
  • Максимальное число работников у предпринимателя законодатели ограничили количеством в 15 человек. Ограничений по сумме дохода законом г. Москвы не предусмотрено.

    Читайте так же:  Формализованные правила это

    Рассмотрим аналогичный закон Московской области. Дают право на получение льготного периода в Московской области законы Московской области «О ставке налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в Московской области» от 12.02.2009 № 9/2009-ОЗ и «О патентной системе налогообложения на территории Московской области» от 06.11.2012 № 164/2012-ОЗ. В законе виды деятельности для «упрощенцев» приведены по кодам ОКВЭД. Сюда включены:

  • деятельность в животноводстве и растениеводстве;
  • разные виды производства и ремонта;
  • медицинские и образовательные услуги;
  • деятельность в спортивной сфере;
  • бытовые услуги и многое другое.
  • Для применяющих ПСН предпринимателей это:

  • разные виды работ производственного характера;
  • медицинские услуги;
  • перевозка грузов;
  • деятельность в сфере образования и спорта;
  • изготовление мебели;
  • оказание бытовых услуг и многое другое.
  • Законы Московской области не содержат каких-либо ограничений по численности сотрудников или сумме дохода от деятельности предпринимателя.

    Но не все регионы не ограничивают своих предпринимателей в сумме дохода и численности работающих. Например, в Астраханской области на нулевую ставку при УСН претендуют предприниматели со средней численностью работников, не превышающей 5 человек, а предельный доход не должен превысить отметку в 10 млн руб.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Прежде чем принять решение о вступлении в налоговые каникулы, внимательно изучите региональный закон.

    Остается еще 2 года, в течение которых некоторые предприниматели могут законно воспользоваться налоговыми каникулами. Каникулы освобождают от уплаты налога при упрощенке и стоимости патента.

    Для того чтобы проверить свое право на получение такой льготы, нужно узнать, принят ли соответствующий закон в субъекте РФ, в котором зарегистрирован предприниматель. Далее следует проверить, указан ли ваш вид деятельности в законе и составляет ли доход от него не менее 70% от общей суммы вашего дохода. Указанные каникулы предоставляются только впервые зарегистрированным в период действия регионального закона индивидуальным предпринимателям.

    Внимательно изучите местный закон — он может содержать ограничения по численности сотрудников и сумме дохода.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    nalog-nalog.ru

    Налоговые каникулы и другие льготы для малого бизнеса в 2015 — 2020 гг

    Налоговые льготы для малого бизнеса (Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 г. № 98-р)

    Закон о налоговых каникулах в Москве

    Закон о налоговых каникулах в Санкт-Петербурге

    Что такое налоговые каникулы

    Налоговые каникулы — это освобождение на основании нормативного акта организаций и (или) индивидуальных предпринимателей от уплаты одного или нескольких налогов в течение определенного в таком нормативном акте периода.

    Налоговые каникулы принимаются с целью стимулировать развитие отдельных отраслей экономики.

    Согласно внесенным изменениям, воспользоваться налоговыми каникулами может ИП, если он одновременно отвечает следующим требованиям:

    деятельность связана с научной, производственной или социальной сферой;

    доля услуг (работ или товаров), на которые распространяется льгота, должна составлять не менее 70% от общей суммы дохода ИП.

    Краткий обзор изменений, внесенных Законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ

    Принятие Закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в статью 346 20 и главу 26 5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступил в силу 1 января 2015 года) будет способствовать вовлечению в экономику физических лиц, осуществляющих в настоящее время неофициальную предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников.

    Закон разработан в целях поддержки субъектов малого предпринимательства и предусматривает:

    наделение субъектов Российской Федерации правом предоставлять 2-х летние «налоговые каникулы» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения;

    Мнение автора: налоговые каникулы действуют только для впервые зарегистрированных ИП — такое ограничение является ничем не обоснованным и противоречит политике РФ о развитии малого и среднего бизнеса.

    внесение изменений в главу 26 5 «Патентная система налогообложения» Налогового кодекса РФ (далее — НК), предусматривающих применение патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами и возможность уплаты ими (в зависимости от срока действия патента) налога в связи с применением патентной системы налогообложения с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна»;

    «налоговые каникулы» применяются для тех ИП, которые работают в производственной, социальной и (или) научной сферах.

    Налоговые каникулы для лиц, применяющих УСН

    Изменениями предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации права устанавливать для ИП «налоговых каникул» в виде налоговой ставки по УСН в размере 0 процентов, которые будут действовать в 2015 — 2020 годах.

    Региональным властям РФ хотят разрешить предоставлять в период с 2015 по 2020 годы двухлетние налоговые каникулы (ставка налога = 0% — п. 2 статьи 346 50 в редакции законопроекта) для индивидуальных предпринимателей, которые одновременно отвечают следующим критериям:

    в течение двух лет со дня регистрации перешли на упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения.

    При этом субъекты Российской Федерации вправе установить ограничения на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

    предельного размера доходов ИП;

    средней численности работников,

    нарушение которых является основанием для утраты права на применение налоговой льготы.

    Налоговые каникулы для лиц, применяющих ПСН

    В перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, включены самозанятые граждане — физические лица (пункт 2 и подпункт 2 пункта 8 статьи 346 43 НК), не имеющие наемных работников. Указанные самозанятые граждане будут ставиться на учет налоговыми органами в упрощенном порядке — на основании заявления на получение патента и сниматься с учета в качестве налогоплательщиков и индивидуальных предпринимателей по истечении срока действия патента.

    Дополнения, вносимые в статью 346 45 НК устанавливают, что патент, выдаваемый самозанятому гражданину, будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте. При этом заявление на получение патента со сроком начала его действия со следующего календарного года можно будет подавать не ранее 1 декабря календарного года, предшествующего календарному году, в котором индивидуальный предприниматель будет применять патентную систему налогообложения.

    Изменениями также предусмотрено увеличение срока для уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения.

    В том случае, если патент будет получен на срок до 6 месяцев, то налог в полной сумме необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента, тогда как в настоящее время налогоплательщик обязан уплатить налог полностью не позднее 25 дней после начала действия патента. В том случае, если патент будет получен на срок от 6 месяцев до календарного года, то одну треть суммы налога необходимо будет уплатить через 90 дней после начала действия патента (вместо 25 дней как это предусмотрено в настоящее время). Остальные две трети суммы налога будут уплачиваться налогоплательщиком не позднее срока окончания действия патента, тогда как в настоящее время оставшуюся сумму налога налогоплательщик обязан уплатить не позднее 30 дней до окончания действия патента.

    Читайте так же:  Международные стандарты в области исполнения уголовных наказаний

    Статья 346 45 НК дополнена положениями о том, что форма патента для налогоплательщиков — самозанятых граждан должна содержать сведения о расчете размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате указанными налогоплательщиками.

    С целью урегулирования порядка уплаты самозанятыми гражданами взносов во внебюджетные государственные фонды разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», согласно которому указанные налогоплательщики уплачивают страховые взносы не позднее срока истечения действия патента.

    Закон о налоговых каникулах —
    Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

    Федеральным законом от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в статью 346 20 и главу 26 5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (вступающим в силу 1 января 2015 года) внесены следующие изменения и дополнения в Налоговый кодекс РФ:

    Статья 346 20 НК дополнена пунктом 4 следующего содержания:

    «4. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

    Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346 18 настоящего Кодекса, в данном случае не уплачивается.

    Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

    По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

    Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены ограничения на применение налогоплательщиками, указанными в абзаце первом настоящего пункта, налоговой ставки в размере 0 процентов, в том числе в виде:

    ограничения средней численности работников;

    ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов. При этом предусмотренный пунктом 4 статьи 346 13 настоящего Кодекса предельный размер дохода в целях применения упрощенной системы налогообложения может быть уменьшен законом субъекта Российской Федерации не более чем в 10 раз.

    В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на ее применение и обязан уплатить налог по налоговым ставкам, предусмотренным пунктом 1, 2 или 3 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.»;

    Статья 346 50 НК дополнена пунктом 3 следующего содержания:

    «3. Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.

    Индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя непрерывно не более двух налоговых периодов в пределах двух календарных лет.

    Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 и подпунктом 2 пункта 8 статьи 346 43 настоящего Кодекса на основании Общероссийского классификатора услуг населению и (или) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

    В случае, если налогоплательщик осуществляет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере 0 процентов, и иные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения с налоговой ставкой в размере, установленном пунктом 1 настоящей статьи, или иной режим налогообложения, этот налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов.

    ограничения предельного размера доходов от реализации, определяемых в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, получаемых индивидуальным предпринимателем при осуществлении вида предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется налоговая ставка в размере 0 процентов.

    В случае нарушения ограничений на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, установленных настоящей главой и законом субъекта Российской Федерации, индивидуальный предприниматель считается утратившим право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов и обязан уплатить налог по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 или 2 настоящей статьи, за налоговый период, в котором нарушены указанные ограничения.»;

    Статья 346 51 НК изменена и дополнена следующим образом:

    а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

    «2. Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи):

    1) если патент получен на срок до шести месяцев, — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

    2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
    в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
    в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.»;

    б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

    «3. Налогоплательщики, утратившие в соответствии с пунктом 3 статьи 346 50 настоящего Кодекса право на применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплачивают налог не позднее срока окончания действия патента.».

    Статья 2 Закона предусмотрено, что:

    1. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Положения пункта 4 статьи 346 20 , пункта 3 статьи 346 50 , пунктов 2 и 3 статьи 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются с 1 января 2015 года.
    3. Положения пункта 4 статьи 346 20 и пункта 3 статьи 346 50 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются с 1 января 2021 года.

    Налоговые льготы для малого бизнеса
    (Распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р)

    Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р Правительство РФ утвердило антикризисный план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, которым в целях поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается:

    Увеличение в 2 раза предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства:

    для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей;

    для малых предприятий – с 400 до 800 млн рублей;

    для средних предприятий – с 1 до 2 млрд рублей.

    Для УСН: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», с 6% до 1%.

    Для ПСН:

    расширение перечня видов деятельности, в рамках осуществления которых возможно применение патентной системы налогообложения;

    предоставление права субъектам РФ снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.).

    Патент для самозанятых граждан: установление возможности уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна», а также введение особого порядка исчисления и уплаты НДФЛ и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для самозанятых граждан, осуществляющих определенные виды приносящей доход деятельности без привлечения наемных работников и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

    Для ЕНВД: предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде ЕНВД, с 15% до 7,5%.

    Закон о налоговых каникулах в Москве

    25 марта 2015 года вступил в силу Закон города Москвы от 18.03.2015 № 10:

    «Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения»

    Настоящим Законом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей после вступления в силу настоящего Закона и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения, на территории города Москвы устанавливаются ставки налогов, уплачиваемых при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения, в размере 0 процентов .

    Статья 1. Налоговые ставки

    1. Установить ставку налога в размере 0 процентов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения, осуществляющих следующие виды предпринимательской деятельности:

    yuridicheskaya-konsultaciya.ru


    Обсуждение закрыто.