Закон о государственном предприятии был принят в

Закон о государственном предприятии был принят в

Закон О государственном предприятии (объединении)

Однако главные события начались в 1987 г., когда был принят пакет правовых актов,’ предусматривавших серьезные изменения в механизме хозяйственного управления. Первым среди них был Закон от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» .

Согласно Закону основным звеном единого народнохозяйственного комплекса объявлялось государственное предприятие (объединение) наряду с кооперативным. Деятельность предприятия основывается на принципах полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления. Оплата труда осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств, а прибыль или доход являются обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия.

Хозрасчетный доход коллектива, находящийся в распоряжении предприятия, используется самостоятельно и изъятию не подлежит. Заработная плата каждого работника определяется конечными результатами его труда и максимальным размером не ограничивается. Закон также установил, что руководство предприятием должно осуществляться прежде всего экономическими методами на основе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных экономических нормативов и лимитов.

Закон предоставил предприятиям право самостоятельно с учетом контрольных цифр, государственных заказов, экономических нормативов и лимитов, а также прямых заказов потребителей и органов материально-технического снабжения разрабатывать свои планы (пятилетние, годовые) экономического и социального развития.

Впервые при советской власти на законодательном уровне было закреплено, что качество продукции (работ, услуг) является определяющим в оценке результатов деятельности предприятия, а за выпуск устаревших изделий предусматриваются санкции. Предприятие было обязано формировать программу непрерывной модернизации производства и на передовой технической и технологической основе добиваться постоянного роста производительности труда. Тем самым Закон ориентировал переход предприятий на интенсивный путь развития.

Закон внес серьезные коррективы в порядок материально-технического обеспечения предприятия. Отныне только часть потребности предприятия в ресурсах удовлетворялась централизованно. Другая часть должна была приобретаться предприятием в порядке оптовой торговли.

Существенно были расширены права и обязанности предприятий в сфере реализации своей продукции. После выполнения договорных обязательств предприятие получило право по своему усмотрению распоряжаться оставшейся продукцией.

По Закону предприятия должны были работать безубыточно. Дотации из централизованных фондов резко сокращались.

Были расширены права предприятия и в области ценообразования. Наряду с ценами, устанавливавшимися централизованно, предприятие получило право на установление договорных цен. Закон разрешил и ряд других актуальных для предприятий и организаций проблем.

Однако принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» предоставляло лишь возможность организации работы на новых принципах, для превращения же этой возможности в действительность требовалась радикальная перестройка всех основных звеньев централизованного механизма хозяйственного управления.

17 июля 1987 г. было принято сразу 10 партийно-правительственных постановлений, которые провозглашали новые принципы хозяйствования и экономического управления, соответствующие Закону «О государственном предприятии (объединении)» .

Особый интерес среди них представляют документы, определившие программу реформы финансового механизма, системы ценообразования и в особенности банковской системы.

Эти постановления дают достаточно полное представление о состоянии финансов, цен и банковской системы страны накануне банковской реформы, позволяют глубже понять причины, вызвавшие к жизни коммерческие банки и их последующий бурный рост.

Экономический кризис, поразивший СССР, в финансовой сфере проявился: в усилении неустойчивости финансов отраслей народного хозяйства, объединений, предприятий; в падении на всех уровнях ответственности за выполнение финансовых планов и обязательств перед государством; в резком ухудшении финансовой дисциплины; в быстром росте числа предприятий, не выполняющих задания по прибыли и снижению себестоимости; в быстром росте убыточности и размеров ничем не обоснованных дотаций, которые к тому же стали восприниматься многими руководителями как вполне нормальное явление; в падении роли бюджета как основного финансового плана государства; в полной утрате финансовым механизмом своей действенности.

Однако главный недостаток в области финансов и денежного обращения заключался в отрыве оборота финансовых и кредитных ресурсов от движения материальных ценностей, перенасыщении народного хозяйства платежными средствами .

С учетом сложившейся в народном хозяйстве ситуации в Постановлении № 819 была провозглашена необходимость разработки и осуществления принципиально новой финансовой политики, поставлена задача реформирования финансового механизма, с тем чтобы усилить его воздействие на рост эффективности общественного производства, укрепить финансы государства, содействовать расширению хозяйственной самостоятельности, перейти к широкому применению экономических методов в работе финансовых учреждений, последовательно стимулировать снижение издержек производства и обращения, рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, перекрыть возможности получения предприятиями доходов без конечной реализации товаров, и т.д. Особо подчеркивалась необходимость обеспечить наиболее рациональное и экономичное использование денежных ресурсов государства.

Не менее явно экономический кризис проявился и в системе ценообразования, сложившейся в условиях экстенсивного развития экономики накопились крупные диспропорции, которые привели к снижению роли цены как одного из важнейших экономических рычагов управления народным хозяйством, сведя ее роль к выполнению учетно-расчетных функций. Цены на продукцию перестали отражать общественно необходимые затраты, слабо учитывали потребительские свойства и качество изделий, перестали быть фактором сбалансированного спроса и предложения, стимулирующим научно-технический прогресс .

Согласно провозглашенной в Постановлении № 820 программе перестройки системы ценообразования ее главной задачей объявлялось создание качественно новой системы цен, ориентированной на интенсификацию общественного производства, широкое внедрение экономических методов управления, укрепление хозяйственного расчета и самофинансирования .

Анализ функционирования советского финансового механизма и системы ценообразования высветил один из самых глубинных изъянов советской системы управления экономикой — ее волюнтаристский характер, выражавшийся в игнорировании ряда объективных законов развития общества, особенно закона стоимости, товарно-денежных отношений.

Состоянию советской экономики, ее централизованной системе управления хозяйством, ее финансовой политике, механизму ценообразования соответствовало и состояние банковской системы СССР. В структурном отношении эта система, подобно централизованному механизму управления экономикой страны, органом которого она фактически являлась, имела строго централизованный характер и жестко вертикальное построение .

В Законе о государственном предприятии (объединении) говорится, что государственное предприятие должно выступать хозяином социалистической общественной собственности, предоставленной в его распоряжение государством.

. механизма 28) Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)».
Основные положения нового хозяйственного механизма, сформулированные в Законе о госпредприятии и касающиеся финансово-кредитной сферы, были направлены, во-первых, на.

вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия
НЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ; организации отношений между предприятиями, входящими. в состав ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, на основе хозяйственной самостоя

2. Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) типа, например
К сожалению, в законе практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных общес

www.bibliotekar.ru

Закон СССР о государственном предприятии: анализ правоприменительной практики (Кирсанов Р.Г.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

В ходе июньского Пленума ЦК КПСС 1987 г. была утверждена концепция радикальной экономической реформы, направленной на формирование новой модели системы управления экономикой. В соответствии с решениями Пленума были подготовлены и приняты ряд нормативно-правовых актов, включая Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» , предусматривавший переход предприятий на хозрасчет и самофинансирование.
———————————
Ведомости Верховного Совета СССР. 1987. N 26. Ст. 385.

Читайте так же:  Жэк заявление нет отопления

Этот Закон вполне соответствовал инициированным в стране переменам, поскольку, во-первых, значительно расширял права предприятий и, как следствие, уменьшал контроль органов государственной власти над хозяйственными процессами, а во-вторых — в духе идей рабочего самоуправления — усиливал влияние трудовых коллективов на принятие экономических решений (назначение управленческих кадров всех уровней, распределение доходов предприятия и т.д.).
Однако уже первый год правоприменительной практики Закона о госпредприятии выявил сложности и противоречия внедрения нового хозяйственного механизма.
С одной стороны, заметно возросла динамика производительности труда, стали устойчивее развиваться базовые отрасли промышленности. На предприятиях промышленности, перешедших в 1988 г. на новые условия хозяйствования, производительность труда выросла на 5,7% против 3,6% на непереведенных, а прирост прибыли составил более 12% . Повысилась активность трудовых коллективов в условиях самоуправления.
———————————
Государственный архив Российской Федерации (далее — ГАРФ). Ф. 5446. Оп. 150. Д. 1. Л. 81.

Но вместе с тем перестройка системы управления была начата в условиях деформированной структуры экономики, ее невосприимчивости к научно-техническому прогрессу, слабой ориентации на удовлетворение платежеспособного спроса, несбалансированности материальных и стоимостных пропорций в народном хозяйстве, тяжелого финансового положения отдельных предприятий и отраслей в целом.
Негативно сказывалось недостаточное научное обеспечение реформы, включая отсутствие проработанной концепции создания социалистического рынка, непоследовательность внедрения хозяйственного механизма, отставание в перестройке планирования, финансово-кредитной системы и принципов ценообразования. Сохранение диктата производителя при отсутствии нормальных рыночных связей, возможность необоснованного завышения цен и слабость побудительных мотивов в обновлении продукции и повышении ее качества сдерживали дальнейшее развитие реформы.
Следует также учитывать, что перевод предприятий на новые условия работы проводился в рамках плановых заданий двенадцатой пятилетки, которые не могли не сказаться на формировании системы госзаказа, контрольных цифр и экономических лимитов и нормативов на 1988 — 1990 годы. По всей видимости, именно по этой причине Закон разрешал предприятиям вести самостоятельную экономическую деятельность лишь после выполнения обязательного государственного заказа. Нередко случалось, что, воспользовавшись этой законодательной нормой, министерства устанавливали госзаказ практически на весь объем производства.
Справедливости ради отметим, что в то время предприятия вряд ли смогли бы стать независимыми хозяйственными единицами и самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию, т.к. в полной мере это могло быть реализовано только в рыночных условиях.
В статье 3 Закона о госпредприятии были перечислены возможные формы хозяйственного расчета: 1) основанная на нормативном распределении прибыли, при которой фонд заработной платы формировался по нормативу к чистой продукции или другим измерителям продукции и 2) основанная на нормативном распределении дохода, при которой фонд оплаты труда определялся как доход, уменьшенный на сумму материальных затрат, платежей в бюджет и отчислений в специальные фонды.
К началу 1989 г. на большинстве предприятий использовалась первая форма хозрасчета . При этом в подавляющем числе случаев ее определяло не само предприятие по согласованию с профильным ведомством (как это было прописано в Законе), а непосредственно вышестоящий орган. Избрать самостоятельно вторую форму, которая теснее связывала конечные результаты работы не только с увеличением объемов производства, но и с экономией материальных и трудовых ресурсов, предприятия были фактически лишены возможности. Исключительное использование самой слабой формы хозрасчета негативно отражалось на общих результатах хозяйственной деятельности.
———————————
Там же. Л. 2.

По данным Госкомстата СССР, в условиях второй формы хозрасчета работало только около 1000 предприятий, из них, в частности, в машиностроении — порядка 200, 82 предприятия в легкой промышленности и примерно 200 строительных организаций .
———————————
Там же. Л. 103.

Эти предприятия добивались более высоких показателей производства, чем работающие по первой модели. Так, например, предприятия союзного Минэлектротехпрома обеспечили за 1988 г. 11,7% прироста объема продукции против 9,4% в среднем по министерству .
———————————
Там же.

Государственное регулирование цен было сохранено. В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона «предприятие реализует свою продукцию (работы, услуги) по ценам (тарифам), устанавливаемым централизованно, а также по договоренности с потребителем или самостоятельно», и далее: «предприятия обязаны руководствоваться централизованно установленными ценами (тарифами) на продукцию (работы, услуги), а также ценами (тарифами), утвержденными министерствами и ведомствами». За нарушение «дисциплины цен» и «получение необоснованной прибыли» предприятие должно было уплатить в бюджет штраф «в размере незаконно полученной прибыли» (п. 8 ст. 17).
В то же время Закон позволял предприятиям устанавливать договорные цены на новую или впервые осваиваемую продукцию производственно-технического назначения сроком на два года, на новые непроизводственные товары широкого потребления, а также на продукцию, изготавливаемую по разовым или индивидуальным заказам.
Как показала дальнейшая практика, предприятия стали использовать это право для завышения цен на новую или модернизированную продукцию, которая во многих случаях по технико-экономическим показателям и потребительским свойствам незначительно или вообще не отличалась от ранее выпускавшейся. Если говорить непосредственно о потребительских товарах, то наряду с прямым и скрытым повышением цен под видом улучшения качества стало происходить «вымывание» дешевого ассортимента.
Стойкое желание предприятий добиваться финансового благополучия за счет необоснованного повышения цен, пользоваться договорными ценами (при наличии более низких прейскурантных) и растущий дефицит дешевых товаров вызывали справедливые нарекания потребителей .
———————————
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 2066. Л. 22.

Для преодоления негативных процессов в ценообразовании Совмином СССР было принято Постановление от 5 января 1989 г. N 26 «О мерах по устранению недостатков в сложившейся практике ценообразования» , предусматривавшее ряд мероприятий по сдерживанию опережающего роста цен на продукцию производственно-технического назначения и потребительские товары по сравнению с динамикой их технико-экономических параметров. Помимо этого, министерствами и ведомствами была начата работа по пересмотру оптовых цен и тарифов в промышленности и других отраслях.
———————————
Свод законов СССР. Т. 5. 1990. С. 326.

Значительное количество предприятий, воспользовавшись предоставленным Законом правом самостоятельно разрабатывать планы экономического и социального развития, стали принимать по основным показателям заниженные плановые обязательства. Так, планы на 1988 г. по производству промышленной продукции предприятий, перешедших на полный хозрасчет и самофинансирование, оказались на 3,3 млрд. руб. меньше, чем предусмотренные изначальными контрольными цифрами. Особенно характерным это оказалось для машиностроительного комплекса. В целом предприятиями этого комплекса объем продукции был запланирован ниже исходных данных на 820 млн. руб., а прибыль — на 1,7 млрд. руб.
Вместе с тем ряд предприятий, изначально принимая заниженные планы, в конечном итоге существенно их перевыполняли. За 1988 г. превышение фактической прибыли против плановой составило 5,4 млрд. руб.
———————————
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 1. Л. 121.

Читайте так же:  Зачисление в списки части приказ

Тенденция занижения планов отчетливо прослеживалась и в последующие годы. Если полагаться на официальные статистические данные, то по состоянию на 1 января 1989 г. планы предприятий 21 промышленного министерства по объему продукции были приняты ниже контрольных значений на 3,7 млрд. руб., в том числе на 2,5 млрд. руб. по машиностроительному комплексу .
———————————
Там же.

Стремление руководства предприятий к принятию «облегченных» плановых заданий было вызвано главным образом действовавшей тогда системой материального стимулирования стопроцентного выполнения договорных обязательств и санкций за их нарушения. Работая в условиях нестабильности материально-технического обеспечения, предприятия старались тем самым обеспечить себе выполнение и перевыполнение своих планов. В целях ликвидации этого положения Советом министров СССР было принято решение об отмене увеличения фонда материального поощрения за выполнение договорных обязательств.
Надо отметить, что и сами работники предприятий — от директора до мастера — не были заинтересованы в принятии повышенных заданий. В структуре их заработной платы основную часть составлял должностной оклад, а премии зависели в основном от выполнения планов по поставкам и прибыли, которые было тем легче выполнить, чем менее напряженными они были.
Закон о государственном предприятии также расширил права хозяйствующих субъектов в формировании системы оплаты труда работников, следствием чего явились неудержимый рост зарплаты и увеличение разрыва между наличной денежной массой и ее товарным обеспечением. Тем самым нарушался один из главных постулатов советской экономики, согласно которому производительность труда должна расти быстрее, чем заработная плата. Если в 1987 г. прирост производительности труда в промышленности и строительстве был примерно в полтора раза больше, чем прирост заработной платы, то в следующем году соотношение изменилось: рост зарплаты в промышленности оказался вдвое выше соответствующего показателя производительности труда, а в 1989 г. — уже втрое (в строительстве — даже вчетверо). В 1990 г. среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в народном хозяйстве составила 270 рублей, увеличившись по сравнению с предшествующим годом на 12% при падении производительности труда на 3% . Как результат, резко обострилось положение на потребительском рынке: во многих регионах некоторые продукты питания, такие как мясо, масло, сахар, чай, стали отпускаться по талонам, а продажа непродовольственных товаров производилась только местным жителям, в связи с чем при покупке требовалось предъявление паспортов .
———————————
Шейнис В. Взлет и падение парламента: переломные годы в Российской политике (1985 — 1993). Т. 1. М., 2005. С. 102.
Российский государственный архив экономики. Ф. 2324. Оп. 32. Д. 3888. Л. 134.

В ст. 19 Закона декларировалось, что «внешнеэкономическая деятельность предприятия является важной составной частью» их работы. Соответственно, предприятия наделялись правом установления внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Однако для многих предприятий эта норма осталась недействующей: большинство производимой продукции, а в иных случаях всю ее, государство включало в госзаказ и тем самым выводило из свободной продажи, лишая предприятия свободы самофинансирования.
Все эти факторы сковывали хозяйственную самостоятельность предприятий, понижали стимулы к увеличению рентабельности производства и позволяли государству пользоваться прежними административными методами. Как показал социологический опрос руководителей и работников предприятий, проведенный в 1988 г. Академией общественных наук при ЦК КПСС, 44% респондентов были убеждены, что реформа будет реализовываться на предприятиях только в тех границах, которые будут определены вышестоящими инстанциями.
В конце того же года Всесоюзным научно-исследовательским институтом советского законодательства было обследовано 51 предприятие и производственное объединение основных отраслей промышленности и строительства, расположенных во всех экономико-географических зонах страны. Отвечая на вопрос, изменились ли результаты работы предприятий после перехода на хозрасчет, 42% руководителей заявили, что улучшились, но незначительно. 30% ответили, что существенно улучшились, 14% — что остались без изменения, 14% — что ухудшились.
Ответы на вопрос «Повысилась ли с переходом на полный хозрасчет самостоятельность предприятий?» распределились следующим образом: существенно — 8,8%; повысилась, но незначительно — 73,5%, ничего не изменилось — 17,7% .
———————————
ГАРФ. Ф. 5446. Оп. 150. Д. 1. Л. 3.

Таким образом, поспешность принятия и «сырость» Закона о государственном предприятии вкупе с отсутствием должного материально-технического обеспечения работы предприятий в новых условиях и нежеланием руководящих органов отказываться от практики ведомственной «опеки» хозяйствующих субъектов обострили и без того сложную ситуацию в советской экономике. Незыблемый принцип социалистического планирования — сбалансированность планов — перестал действовать. Произошло существенное перераспределение ресурсов, вследствие которого преобладающая часть материальных и финансовых средств фактически ушла из-под контроля центральной власти и оказалась в распоряжении предприятий в виде возросших фондов экономического стимулирования. Последовавшее резкое сокращение инвестиций в развитие производства, спад в важнейших отраслях народного хозяйства и, как итог, кризис взаимных неплатежей поставщиков и покупателей явились ключевыми факторами краха советской экономики.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

lexandbusiness.ru

Законодательство СССР в период перестройки

В период перестройки было осуществлено довольно много законодательных изменений. В области государственного строительства наиболее важным новшеством стал Закон (март 1990 г.) об учреждении поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Президент избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считался избранным.

Президент представляет Верховному Совету кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора. Председателя Верховного Суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный Президентский Совет. Президент на основе законов издаст указы.

В декабре I990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании (референдуме) СССР. К предусматривающий новую для нашей страны форму непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» подчеркивающий право союзной республики на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно расширялись. Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключительных полномочий Союза, считались закрепленными за союзной республикой. Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентирован Законом (апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».

Читайте так же:  Формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних

Одновременно принимается Закон «О правовом режиме чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения чрезвычайного положения, крут органов, имеющих на это право (Президент СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на период введения этого положения.

Демократизация общественной жизни отразилась в содержании новых законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям закон относил политические партии, массовые движения. профсоюзы, женские, ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские, научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан.

В законе о профсоюзах наряду с общими правами союзов перечислялись их имущественные права: «как юридические лица они владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать различные фонды.

Ряд шагов был предпринят в деле обеспечения реальных прав и свобод граждан. В связи с этим в 1988—1990 гг. был принят ряд законов и указов, начата подготовка других.

Среди наиболее важных были: Закон о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации; Постановление о периодических переаттестациях специалистов; Закон о прессе и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Был начат пересмотр уголовного законодательстве (в частности, отменена статья об «антисоветской пропаганде», законодательства в отношении религии т.п.).

Либерализация политического климата ускорила процессы развития и объединения различных общественных организаций. Многие из них объединились в союзы, ассоциации или народные фронты — прообразы политических партий.

III съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.

Однако основные изменения происходит в регулировании «переходной» экономики.

В 1986 г. был принят Закон СССР «О бригадном подряде», в 1987 г. — «О кооперации в СССР», в 1989 г. — Закон об аренде и арендных отношениях, новый Закон «О государственном предприятии (объединении)».

В феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно регламентирован режим предоставления земель физическим и юридическим лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором перечислялись ее три основные формы: «собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того, допускается существование в СССР собственности иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. Собственность может быть дал свой или совместной (общая собственность нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и иностранных субъектов).

Формами собственности граждан являются собственность трудового хозяйства крестьянского и личного подсобного хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного предприятия, кооператива хозяйственного общества товарищества акционерного общества хозяйственной ассоциации, общественной организации и фонда, религиозной организации. Государственная собственность подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных областей и округов, собственность административно-территориальных образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых коллективов государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений, организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР», направленный на развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные предприятия делались на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные.

Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу аланов предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования, способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности, имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могут быть советские и иностранные граждане, юридические лица государства

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла спекуляция: в связи с усилившимися негативными явлениями на потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях извлечения незаконных доходов при переходе к рыночной экономике. Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров, на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации. Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции и ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет. С конца 1989 по 1991 г. было принято более 100 законов, указов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам.

Они должны были обеспечивать и регулировать процесс децентрализации разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, создания акционерных обществ, развития мелких предприятий, развертывания свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства.

Новый этап в развитии судебной системы начался после распада СССР и возникновения независимой Российской Федерации.

mydocx.ru


Обсуждение закрыто.