Закон о доп Образовании

Закон о доп Образовании

Закон о доп Образовании

Ястребов Леонид Иосифович

к.ф.-м.н., Директор Московского учебного центра АНО «Федерация Интернет образования»

Электронная почта:

© Copyright 2001-2007. Федерация Интернет Образования.

Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство Эл 77-4640 от 28.06.2001 г

Существует ли Федеральный Закон о дополнительном образовании?

В связи с дискуссией с одним из наших коллег о том, что он в своей деятельности руководствуется Законом о дополнительном образовании, хочу обратить внимание всех Региональных исполнителей на следующее.

На сайте http://www.edu.ru действительно опубликован Закон о дополнительном образовании (( http://www.edu.ru/index.php?page_id=125 ). Правда, на странице содержится ошибка. А именно – указано, что Закон принят 16 июля 2001 года.

Правильная дата приведена в тексте, опубликованном на сайте http :// consultant . ru , а именно на странице ( http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=236511 ), где указана дата 12 июля 2001 года.

Но этот закон был отклонен Президентом РФ Российской Федерации (письмо от 8 августа 2001 г . N Пр-1436).

Государственная Дума создала специальную комиссию по доработке Закона, но 27 мая 2004 г. приняла Постановление № 564-IV ГД, http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=330836, в котором согласилась с мотивами решения Президента Российской Федерации о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения Федерального закона «О дополнительном образовании» и сняла этот Закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Деятельность Комиссии была прекращена.

Таким образом, Федеральный Закон о дополнительном образовании не существует, и руководствоваться им нельзя.

vio.uchim.info

ФЗ «О дополнительном образовании»

Образование в современном мире во многом определяет перспективы человека, его возможности. Не все «угадывают» со специальностью в плане ее востребованности, но, к счастью, существует дополнительное образование, которое позволяет каждому освоить новую профессию. Для определения государственной политики по этому вопросу в 2001 году был разработан ФЗ «О дополнительном образовании», но его так и не приняли. В настоящее время этот вопрос регулируется статьей 75 федерального закона № 273 «Об образовании».

Статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых»

Глава 10 Федерального закона № 273 рассматривает вопрос о дополнительном образовании в целом. Наиболее пристального внимания заслуживает статья 75 настоящего закона. В ней описываются основные моменты этого вопроса, включая задачу дополнительного образования, классификацию программ и требования к участникам.

Теперь о каждом пункте подробнее.

Пункт 1

Первый пункт статьи 75 ФЗ 273 описывает цели и особенности дополнительного образования. Это включает раскрытие имеющегося потенциала, развитие человека на интеллектуальном, нравственном и физическом уровне. В случае с творческими профессиями, развиваются не только профессиональные навыки, но и фантазия ученика.

Всегда должен учитываться возраст последнего, наряду с его физическими и психологическими особенностями. Ребенок, взрослый, интроверт, экстраверт — педагоги обязаны принимать во внимание все эти моменты.

Пункт 2

Второй пункт статьи 75 ФЗ 273 классифицирует программы дополнительного образования, подразделяя их на общеразвивающие и предпрофессиональные. Каждая — со своими особенностями и допустимыми категориями учащихся.

Общеразвивающие программы не имеют ярко выраженной специфики, но способствуют лучшей интеграции человека в общество, помогают ему расширить свой кругозор и улучшают физическую форму учащегося. Участвовать в подобных учебных программах могут как дети, так и взрослые (разумеется, при разделении на разные группы).

Предпрофессиональные группы нацелены исключительно на несовершеннолетних учеников. Основные направления этого вида дополнительного образования: сфера искусств, физическая культура и спорт.

Пункт 3

В этом пункте статьи 75 ФЗ 273 указываются требования к участникам общеобразовательных программ. Или — в большинстве случаев — их отсутствие. Особые требования возможны только если обучение достаточно специфическое, и ученик должен соответствовать особым критериям в плане физического и/или интеллектуального уровня развития.

Пункт 4

Важная составляющая ст. 75 федерального закона № 273, которая регулирует содержание и сроки дополнительных учебных программ.

Содержание должно быть утверждено организацией, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, как правило, планируемый курс проверяется официальными органами на соответствие федеральным государственным требованиям.

Сроки так же утверждаются организатором, но неоправданно затянутые или короткие программы дополнительного образования могут быть закрыты, если их неэффективность будет подтверждена.

Пункт 5

Данный пункт 75 статьи федерального закона № 273 определяет особенности и критерии проведения дополнительных предпрофессиональных курсов. При этом он ссылается на другие статьи настоящего ФЗ.

Ссылки относятся к следующим пунктам:

  • Ст. 83, п. 3-7. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области искусств:
    • № 3 — цели программ, места проведения;
    • № 4 — инстанции, устанавливающие перечень программ;
    • № 5 — инстанции, устанавливающие требования к содержанию, структуре и реализации;
    • № 6 — принципы отбора участников в предпрофессиональных программах в области искусств;
    • № 7 — форма и порядок проведения итоговой аттестации.
    • Ст. 84, п. 4 и 5. В них описываются особенности предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта:
      • № 4 — требования к содержанию, структуре и принципам реализации;
      • № 5 — принципы отбора участников (в первую очередь, в отношении физической подготовки).
      • Изменения в ФЗ «О дополнительном образовании»

        Федеральный закон № 273 вступил в силу в 2012 году, и на сегодняшний день в него были внесены многочисленные поправки и изменения. Это коснулось и главы 10 «О дополнительном образовании».

        Последняя редакция настоящего Федерального закона дополнила статью № 76 пояснениями по вопросу контроля за дополнительными профессиональными программами образования. Теперь курсы, связанные с кадастровым учетом или оценкой контрольно-кассовой техники, регулируют соответствующие федеральные органы исполнительной власти.

        Статья № 75 Федерального закона об образовании не претерпела изменений ни в последней редакции, ни в более ранних.

        210fz.ru

        Федеральный закон о дополнительном образовании

        Дополнительное образование — это актуальное и необходимое звено педагогической системы. Направлено оно на формирование и обстоятельное развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей, нравственное и физическое воспитание подрастающего поколения, а также на обеспечение рационального времяпрепровождения. В последние годы наметилась положительная тенденция в развитии российской учебной деятельности. Чтобы правильно определиться с местом и значимостью дополнительного образования, необходимо знать какие нормативно-правовые документы регламентируют его в федеральном и региональном масштабе.

        Любые нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношений. Федеральный закон о дополнительном образовании обеспечивает права граждан на получение такой услуги и определяет взаимоотношения фигурантов процесса. В 2015 году вступил в силу обновленный ФЗ «Об образовании РФ». В него вошли изменения и дополнения к предыдущему закону от 1 сентября 2013 года. Но статья 10 осталась неизменной, пункт 2 которой определяет место сверхплановой учебы в образовательной системе РФ.

        В тексте закона говорится, что образование состоит из общего, профессионального и дополнительного бучения, обеспечивающего возможность реализовать право на получение знаний на протяжении всей жизни, то есть учиться непрерывно. Иными словами, ДО признано неотъемлемой частью российской образовательной системы.

        Отдельное место в законе отводится развитию самых юных участников процесса получений знаний для обеспечения их профориентации и адаптации к жизни во взрослом обществе. Государство также призвано выявлять и всячески поддерживать детей, имеющих выдающиеся способности. Внешкольные программы общего развития, ориентированные на возрастные и личностные особенности предполагаются для всех.

        Впервые на законодательном уровне эти положения были закреплены еще в ФЗ о дополнительном образовании, принятом в 2001 году. В нем сказано, что ДО является целенаправленным процессом преподавания и воспитания, который осуществляется путем освоения учебных дисциплин, оказания услуг и ведения информационно-образовательной работы сверх основных предметов в интересах общества и страны.

        Дополнительное образование призвано всесторонне развивать личность и способствовать повышению ее интеллектуальной и культурной значимости. В статье 3 закреплено право российских граждан, к которым относятся и несовершеннолетние, получать бесплатное дополнительное образование как в государственных, так и в муниципальных учебных заведениях. Из статьи 4 следует, что в систему входят:

      • факультативные учебные программы;
      • стандарты дополнительного образования, принятые на государственном уровне;
      • образовательные структуры и организации, призванные осуществлять деятельность в сфере вспомогательного обучения;
      • управленческие органы.
      • Статьи закона закрепляют содержание дополнительного образования, которое может быть самых различных направленностей, и определяет виды учреждений, где разрешено осуществлять внешкольное обучение:

      • школы;
      • станции;
      • клубы;
      • центры;
      • студии;
      • дома;
      • образовательные и оздоровительные лагеря и т. д.
      • Главное, чтобы такая учеба приносила пользу — помогала развивать личность, мотивировала познавать новое, активизировала творчество — и осуществлялась согласно принятым документам, среди которых закон о дополнительном образовании имеет главенствующее значение и гарантирует такие принципы:

      • Свобода выбора учреждения сверхурочного образования и программы.
      • Многообразие внешкольных занятий.
      • Непрерывность дополнительного образования.
      • Преемственность внеурочных общеобразовательных дисциплин.
      • Педагогическая и психологическая поддержка личностного развития.
      • Творческая взаимосвязь преподавателей и учеников.
      • Сохранение душевного и физического здоровья молодого поколения.
      • Кто призван следить за исполнением законов

        Закон о дополнительном образовании вступил в силу в 2015 году. В связи с этим возникает вопрос: кто обязан следить за выполнением его положений и требований других актов, направленных на улучшение качества учебного процесса. Такими правами государство наделило федеральную службу, надзирающую за сферой науки и образования. Она подчиняется Минобразования и науки РФ, и была основана в 2004 году.

        Сфера деятельности Рособрнадзора включает:

        • выдачу лицензий и государственных аккредитаций на осуществление преподавательской деятельности;
        • проведение аттестации педагогических и научных работников, сотрудничающих с учреждениями профобразования;
        • выдачу аттестатов выпускникам общеобразовательных школ;
        • подтверждение и признание иностранных документов об образовании;
        • подготовку и проведение единого госэкзамена;
        • внесение документов, подтверждающих получение определенного объема знаний, ученых степеней и званий в Федеральный реестр.

        Для чего нужны Типовые положения об образовательных учреждениях

        Обновленное Типовое положение о дополнительном образовании устанавливает три вида организаций, реализующих ДО:

        Документ определяет обязанности, правовой статус и источники финансирования заведений культуры, школ искусств, центров внешкольного развития, детских технических станций, спортшкол.

        Модернизированное Положение расширяет права учреждений сверхурочного обучения: теперь они могут разрабатывать оригинальные профессиональные программы и предлагать нестандартные услуги, ориентируясь на интересы государства, общества и индивидуума.

        Если количество желающих обучаться факультативно больше, чем предполагает финансирование, образовательное учреждение может принимать воспитанников на платной основе. Для внешкольных организаций приветствуется любая финансовая деятельность, которую не запрещают Типовое положение и закон о дополнительном образовании — от оплаты занятий до приема пожертвований, причем как от отечественных, так и от иностранных компаний и частных лиц.

        Согласно последней редакции Типового положения организация работы заведений ДО не претерпела глобальных изменений:

      • Все дополнительные программы должны ежегодно обновляться, чтобы идти в ногу с развитием научной, экономической, технической, технологической, культурной и социальной сфер.
      • Осуществление образовательной деятельности может быть индивидуальным и/или групповым – в кружках, лабораториях, студиях, театрах, оркестрах, творческих мастерских, ансамблях и прочих коллективах.
      • Каждый ученик вправе выбрать любое количество групп, заниматься в них параллельно или менять их по своему желанию.
      • Численность одновременно занимающихся, их возраст и продолжительность уроков устанавливаются каждым заведением самостоятельно, что закрепляется в локальном законодательном акте.
      • Учебные часы могут дополнять общеобразовательные предметы и иметь техническую, краеведческую, физкультурно-спортивную, естественно-научную, художественную, социально-педагогическую и другую направленность.
      • По согласию с руководством в состав обучаемых коллективов могут входить несовершеннолетние ученики, занимающиеся вместе с родителями или их представителями.
      • По окончании учебы участники проходят аттестацию. Ее форму, график и порядок определяют сами организации.
      • Расписание занятий должно учитывать пожелания детей и их родителей.
      • В случае необходимости и по просьбе учащихся педагогам разрешено использование различных учебных технологий вплоть до электронного и удаленного обучения.
      • Молодые люди с ограниченными физическими возможностями бесплатно получают специальную литературу, пособия, учебники, услуги для глухонемых и слепоглухих, а также обеспечиваются лекциями в электронном формате.
      • edunews.ru

        Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

        Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

        В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

        Закон об образовании в РФ 2018, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

        Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

        Основные принципы Закона об образовании РФ

      • равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
      • безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
      • акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
      • перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
      • автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
      • возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
      • Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

        1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
        2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
        3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
        4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
        5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
        6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
        7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
        8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
        9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
        10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
        11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

        Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

        Последняя редакция Закона об образовании 2018. Основные нововведения

        Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

        Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

        Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

        Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

        1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
        2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
        3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
        4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота
        5. Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

          zakon-ob-obrazovanii.ru

          Проект федерального закона N 97091427-2 «О дополнительном образовании» (внесен членами Совета Федерации В.В.Сударенковым, К.Н.Максимовым и депутатами Государственной Думы И.И.Мельниковым, О.Н.Смолиным) (не действует)

          Проект федерального закона
          «О дополнительном образовании»

          Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области дополнительного образования, право граждан на дополнительное образование и государственные гарантии по его реализации, регулирует отношения в области дополнительного образования, определяет компетенцию Российской Федерации в области дополнительного образования.

          Раздел I. Общие положения

          Статья 1. Основные понятия

          Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

          дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, государства;

          дополнительное общее образование — образование, направленное на личностное развитие человека, способствующее повышению его общекультурного и интеллектуального уровня, приобретению им новых знаний в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами;

          дополнительное профессиональное образование — образование, направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку граждан в соответствии с дополнительными образовательными программами, разработанными на основе квалификационных требований к профессиям и должностям, и включающее в себя повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку и самообразование;

          повышение квалификации — обновление теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;

          профессиональная переподготовка — получение дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);

          стажировка — формирование и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей;

          дополнительная профессиональная подготовка — повышение квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования;

          самообразование — форма получения дополнительного образования при минимуме или полном отсутствии внешнего руководства образовательным процессом;

          дополнительные образовательные услуги — удовлетворение потребностей личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей при содействии специалистов, осуществляемое за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения или данной организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования;

          организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, — организация, основной уставной целью которой является реализация образовательных программ дополнительного образования, или имеющая образовательное подразделение, реализующее указанные образовательные программы, и не являющаяся образовательным учреждением;

          информационно-образовательная деятельность — дополнительное образование, направленное на оперативное удовлетворение потребностей личности в информации по различным областям знаний, в том числе способствующее повышению ее образовательного уровня.

          Статья 2. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании

          1. Законодательство Российской Федерации о дополнительном образовании основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования.

          2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные нормы и правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются нормы и правила международного договора.

          Статья 3. Право граждан Российской Федерации на дополнительное образование

          1. Гражданам гарантируется возможность получения дополнительного образования в рамках действующей системы образования, а также свобода выбора дополнительных образовательных программ и формы их освоения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

          2. Детям и обучающейся молодежи в возрасте до 21 года государство гарантирует возможность бесплатного получения дополнительного образования по одной или нескольким дополнительным образовательным программам в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Порядок и условия реализации этого положения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          Разработка и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется с учетом права ребенка на сохранение и развитие своей индивидуальности, права свободно выражать свои взгляды и мнения.

          3. Работники организаций любой организационно-правовой формы для получения дополнительного образования имеют право на отпуск один раз в два года без сохранения заработной платы продолжительностью не менее пяти рабочих дней. Порядок и условия его предоставления определяются коллективным договором.

          Отпуск предоставляется на основании заявления работника и справки-вызова (приглашения) образовательного учреждения, или организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования. При этом право выбора дополнительной образовательной программы, а также образовательного учреждения или организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, принадлежит работнику.

          4. Работающие граждане имеют право один раз в пять лет повысить свою квалификацию, пройти профессиональную переподготовку или стажировку за счет средств работодателя в объеме не менее 72 часов (в том числе по совокупности в течение года) по дополнительным образовательным программам, определенным работодателем. Работодатель вправе осуществлять и организовывать повышение квалификации, профессиональную переподготовку или стажировку своих работников чаще и в большем объеме. Порядок и условия направления на обучение устанавливаются уставом организации и (или) коллективным договором.

          5. Право граждан на дополнительное образование, установленное настоящим Федеральным законом, может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

          Раздел II. Система дополнительного образования

          Статья 4. Понятие системы дополнительного образования

          Система дополнительного образования является частью общей системы образования и представляет собой совокупность:

          дополнительных образовательных программ;

          государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам;

          образовательных учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, общественных организаций (объединений), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования;

          объединений (ассоциаций, союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений (профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений);

          органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;

          организаций, деятельность которых непосредственно направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования.

          Статья 5. Дополнительные образовательные программы

          1. Дополнительные образовательные программы определяют содержание дополнительного образования и подразделяются на дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.

          Дополнительные общеобразовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы могут быть программами дополнительного образования детей, дополнительного образования взрослых, дополнительного образования лиц любого возраста.

          2. Дополнительные профессиональные образовательные программы в зависимости от требований к уровню образования обучающихся подразделяются на дополнительные образовательные программы высшего профессионального образования, среднего профессионального образования, начального профессионального образования, профессиональной подготовки.

          К дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо иметь высшее профессиональное образование.

          К дополнительным образовательным программам среднего профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо иметь, как минимум, среднее профессиональное образование.

          К дополнительным образовательным программам начального профессионального образования относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, для обучения по которым необходимо иметь, как минимум, начальное профессиональное образование.

          К дополнительным образовательным программам профессиональной подготовки относятся дополнительные профессиональные образовательные программы, предназначенные для повышения квалификации лиц, получивших профессиональную подготовку, но не имеющих начального профессионального образования.

          3. К дополнительным общеобразовательным программам относятся дополнительные образовательные программы по различным направлениям и видам образовательной деятельности, предназначенные для освоения обучающимися социокультурных ценностей, развития индивидуальных способностей, личностного и профессионального самоопределения и не отнесенные к дополнительным профессиональным образовательным программам.

          4. Дополнительные образовательные программы не должны содержать пропаганды насилия, социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, дискриминации по признаку пола.

          Статья 6. Порядок разработки и утверждения дополнительных образовательных программ

          1. Дополнительные образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением, организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, самостоятельно.

          2. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных дополнительных образовательных программ, по которым введены государственные образовательные стандарты.

          3. Дополнительные образовательные программы, содержащие элементы военной подготовки, разрабатываются на основе примерных дополнительных образовательных программ и согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          4. Содержание дополнительных образовательных программ, способы их реализации и продолжительность обучения по ним определяются образовательным учреждением, организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, и потребителем их образовательных услуг с учетом требований государственного образовательного стандарта, или иных государственных требований к содержанию образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

          5. Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки по отдельным видам работ, группам работ, по которым нет государственных образовательных стандартов, может быть установлен государственным органом исполнительной власти для подведомственных образовательных учреждений, а также подведомственных организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования. В этом случае указанным государственным органом исполнительной власти устанавливается статус документа об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы, действительный только для подведомственных организаций.

          Обязательный минимум содержания дополнительных образовательных программ и статус документа об их освоении может быть установлен также отдельными федеральными органами исполнительной власти при реализации целевых государственных программ, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

          Статья 7. Государственные образовательные стандарты дополнительного образования

          1. По некоторым дополнительным профессиональным образовательным программам профессиональной переподготовки могут быть установлены государственные образовательные стандарты. По дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим повышение квалификации, устанавливается государственный образовательный стандарт, включающий общие основы государственного образовательного стандарта, федеральный компонент и национально-региональный компонент, и определяющий минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, общие требования к структуре повышения квалификации и к уровню подготовки выпускников.

          Перечень дополнительных профессиональных образовательных программ, по которым устанавливаются государственные образовательные стандарты, порядок разработки, утверждения и введения общих основ и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дополнительного профессионального образования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

          2. По дополнительным общеобразовательным программам государственные образовательные стандарты не устанавливаются.

          Статья 8. Формы освоения дополнительных образовательных программ

          1. Освоение дополнительных образовательных программ осуществляется в формах, установленных Законом Российской Федерации «Об образовании», за исключением случаев, установленных федеральным законом.

          2. Перечень дополнительных образовательных программ, освоение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

          Статья 9. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования

          1. Образовательные учреждения дополнительного образования, а также организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, обеспечивают условия для углубления, дополнения гражданами ранее полученного образования, получения новых знаний, умений, квалификации с целью индивидуального развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда, адаптации к жизни в обществе, формирования общей культуры, организации содержательного досуга.

          2. Дополнительные образовательные программы реализуются:

          в образовательных учреждениях за пределами определяющих статус этих учреждений основных образовательных программ;

          в образовательных учреждениях дополнительного образования;

          в организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;

          в общественных организациях (объединениях), основной уставной целью которых является образовательная деятельность;

          посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.

          Дополнительные образовательные программы могут реализовываться средствами массовой информации посредством выпуска учебных (образовательных) теле- и радиопередач, регулярной демонстрации учебных кинофильмов, постоянной рубрики в периодических печатных изданиях.

          3. В зависимости от возраста обучающихся образовательные учреждения дополнительного образования подразделяются на следующие типы:

          образовательные учреждения дополнительного образования детей;

          образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;

          образовательные учреждения дополнительного образования лиц любого возраста.

          4. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых в зависимости от уровня реализуемых ими дополнительных образовательных программ делятся на:

          1) образовательные учреждения дополнительного высшего профессионального образования;

          2) образовательные учреждения дополнительного среднего профессионального образования;

          3) образовательные учреждения дополнительного начального профессионального образования;

          4) образовательные учреждения дополнительного общего образования.

          К образовательным учреждениям дополнительного высшего профессионального образования относятся образовательные учреждения дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых лица с высшим профессиональным образованием, обучающиеся по программам дополнительного высшего профессионального образования, составляют не менее 50 процентов.

          К образовательным учреждениям дополнительного среднего профессионального образования относятся образовательные учреждения дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых лица со средним профессиональным образованием, обучающиеся по программам дополнительного среднего профессионального образования, составляют не менее 50 процентов.

          К образовательным учреждениям дополнительного начального профессионального образования относятся образовательные учреждения дополнительного образования, в среднегодовом контингенте которых лица с начальным профессиональным образованием, обучающиеся по программам дополнительного начального профессионального образования, составляют не менее 50 процентов.

          Иные образовательные учреждения дополнительного образования относятся к образовательным учреждениям дополнительного общего образования.

          5. Типовые положения о типах и видах образовательных учреждений дополнительного образования утверждаются Правительством Российской Федерации.

          Статья 10. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования детей

          1. Образовательные учреждения дополнительного образования детей реализуют образовательные программы дополнительного образования, предназначенные, как правило, для детей.

          2. Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы, а также в организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, общественных организациях (объединениях), имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим дополнительным образовательным программам.

          3. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей:

          центр (дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской, детский (юношеский), военно-патриотического воспитания, спортивно-технический, эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), оздоровительно-образовательный (профильный);

          дворец (детского, юношеского творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, юных экологов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, культуры (искусств);

          дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, юных экологов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, культуры (искусств);

          клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

          детская студия (по различным видам искусств);

          станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов);

          школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в том числе олимпийского резерва);

          музей (детского творчества, литературы и искусства);

          детский оздоровительно-образовательный лагерь.

          К образовательным учреждениям дополнительного образования детей относятся образовательные учреждения искусств (музыкальные, художественные и другие), не реализующие основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.

          Статья 11. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования взрослых

          1. Образовательным учреждением дополнительного образования взрослых является образовательное учреждение дополнительного образования, в котором лица старше 18 лет составляют не менее 50 процентов от числа обучающихся.

          2. Образовательные учреждения дополнительного образования взрослых могут быть следующих видов:

          академия (повышения квалификации, профессиональной переподготовки, отраслевая, межотраслевая, международная);

          институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования, развития, непрерывного образования отраслевой, межотраслевой, региональный, межрегиональный, международный, высшая школа бизнеса, высшая коммерческая школа, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов);

          центр (учебный, профессиональной переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, службы занятости, непрерывного образования, консалтинга, консультационный, переподготовки и повышения квалификации кадров, корпоративного тренинга, внутрифирменной учебы кадров, учебно-методический, методический кабинет, мастер-класс);

          курсы, школа, класс (повышения квалификации и профессиональной переподготовки, технического обучения, учебный класс).

          Академия и институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки могут реализовывать программы послевузовского профессионального образования.

          3. Статус академии и института повышения квалификации и профессиональной переподготовки устанавливается при государственной аккредитации, которая осуществляется федеральным органом управления высшим профессиональным образованием.

          Академия — учреждение дополнительного образования взрослых, которое:

          реализует дополнительные образовательные программы как правило высшего профессионального образования;

          осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров высшей квалификации;

          выполняет фундаментальные и прикладные исследования преимущественно в одной из областей науки и техники;

          оказывает консультационную и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям.

          Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки — учреждение дополнительного образования взрослых, которое:

          реализует дополнительные образовательные программы высшего профессионального, среднего профессионального и послевузовского профессионального образования. Среднегодовой контингент лиц, обучающихся в институте по программам дополнительного высшего профессионального образования, должен составлять не менее 50 процентов;

          осуществляет повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей и специалистов по различным отраслям знаний;

          проводит научные исследования;

          оказывает консультационную помощь другим образовательным учреждениям.

          4. При наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам дополнительное образование взрослых могут осуществлять образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, а также общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования.

          Статья 12. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования лиц любого возраста

          1. Образовательным учреждением дополнительного образования лиц любого возраста является образовательное учреждение дополнительного образования, реализующее дополнительные образовательные программы лиц любого возраста.

          2. В образовательном учреждении дополнительного образования лиц любого возраста могут обучаться дети и взрослые. При определении типа данного образовательного учреждения соотношение контингента обучающихся по возрасту не устанавливается.

          3. Образовательные учреждения дополнительного образования лиц любого возраста могут быть следующих видов:

          центр (учебный, непрерывного образования, консультационный);

          институт непрерывного образования);

          курсы, школа (технического обучения, учебные, по различным областям науки, техники, видам искусства, народных промыслов, спортивно-технические).

          Указанный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          4. При наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам дополнительное образование лиц любого возраста могут осуществлять образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы, образовательные учреждения взрослых, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, а также общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования лиц любого возраста.

          Статья 13. Особенности дополнительного образования детей

          1. Дополнительное образование детей предназначено для развития мотивации личности к познанию и творчеству.

          2. Дополнительное образование детей организуется на основе следующих принципов:

          свободного выбора ребенком образовательного учреждения и дополнительной образовательной программы в соответствии с его интересами, склонностями и способностями;

          многообразия дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей;

          непрерывности дополнительного образования, преемственности дополнительных образовательных программ, возможности их сочетания, коррекции в процессе освоения;

          психолого-педагогической поддержки индивидуального развития ребенка;

          творческого сотрудничества педагога и детей.

          3. Образовательный процесс в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, направлен на:

          сохранение физического и психического здоровья детей, профилактику самосохранения, психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

          создание необходимых условий для личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональное самоопределение, исходя из признания полноты образования личности;

          активное усвоение содержания образования и развитие способности к постоянному самообразованию, применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях;

          развитие умений обобщать практический опыт, приобретенный в процессе образовательной деятельности;

          восприятие научного знания и овладение специализированными языками наук.

          4. В выборе ребенком образовательного учреждения и дополнительной образовательной программы вправе принимать участие его родители (законные представители).

          Статья 14. Особенности дополнительного образования взрослых

          1. Дополнительное образование взрослых должно обеспечить возможность получения каждым совершеннолетним дополнительного образования (в том числе по инициативе работодателя), необходимого ему для профессиональной или общественной деятельности, семейной жизни, охраны здоровья и среды обитания, адаптации к изменившимся производственным или социокультурным условиям. Дополнительное образование взрослых включает в себя повышение квалификации по приобретенной ранее профессии, профессиональную переподготовку, содействие в получении нового уровня образования, удовлетворение интеллектуальных и других потребностей личности.

          2. Дополнительное образование взрослых должно обеспечить непрерывность образования. Право совершеннолетних на получение дополнительного образования не может ограничиваться их возрастом.

          3. Содержание дополнительного образования взрослых должно быть ориентировано на овладение знаниями в области науки, техники, технологии, экономики и производства, политики, права, религии, морали, искусства, здорового образа жизни, а также должно обеспечивать получение информации о новых методах деятельности, освоенных обществом, и формировать у обучающихся адекватную современному уровню знаний картину мира.

          4. Дополнительное образование взрослых получается на добровольной основе за исключением случаев, когда дополнительное профессиональное образование является служебной обязанностью работника.

          Статья 15. Особенности дополнительного образования лиц любого возраста

          1. Дополнительное образование лиц любого возраста может осуществляться во всех типах образовательных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы.

          2. Ограничения приема на обучение по дополнительным образовательным программам по возрасту могут быть установлены учредителем образовательного учреждения.

          Статья 16. Особенности информационно-образовательной деятельности

          1. Информационно-образовательная деятельность осуществляется, как правило, посредством обучения по краткосрочным учебным программам, включая разовые лекции и консультации, в том числе с использованием средств массовой информации, и не предусматривает обязательной выдачи обучающимся документа об освоении дополнительных образовательных программ.

          2. В случае, если дополнительное образование работников осуществляется посредством информационно-образовательной деятельности, организованной по инициативе и за счет работодателя, последний вправе определять порядок и условия организации этой деятельности.

          3. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, основной уставной целью которых является информационно-образовательная деятельность, аттестации и государственной аккредитации не подлежат.

          4. Информационно-образовательная деятельность может выполняться на условиях государственного заказа, а также заказов органов местного самоуправления.

          Статья 17. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам

          1. Порядок приема в образовательное учреждение на обучение по дополнительным образовательным программам определяется учредителем (учредителями) этого образовательного учреждения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам в организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, устанавливается нормативными правовыми актами этих организаций.

          2. При приеме гражданина на обучение по дополнительным образовательным программам образовательное учреждение, организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, обязаны ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, с соответствующей дополнительной образовательной программой, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

          3. Прием граждан на обучение осуществляется на добровольной основе за исключением случаев, когда гражданин поступает на обучение по направлению работодателя или службы занятости.

          4. Преимущества, при прочих равных условиях, при приеме на обучение по дополнительным образовательным программам имеют:

          дети из многодетных семей;

          дети, оставшиеся без попечения родителей;

          дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, если обучение по дополнительной образовательной программе по заключению учреждений медико-социальной экспертизы им не противопоказано;

          другие лица по решению Правительства Российской Федерации или учредителя образовательного учреждения.

          5. При поступлении на обучение по дополнительным образовательным программам, связанным с определенными требованиями к состоянию здоровья обучающихся, граждане должны представить медицинскую справку (медицинское заключение) об отсутствии противопоказаний, препятствующих обучению по указанным образовательным программам.

          Статья 18. Документы об освоении дополнительной образовательной программы

          1. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования и оказывающие дополнительные образовательные услуги в соответствии с лицензией, выдают лицам, завершившим обучение, по их требованию документы об освоении дополнительных образовательных программ или о получении дополнительных образовательных услуг. Форма документов определяется образовательным учреждением, организацией, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения, организации, осуществляющими деятельность в области дополнительного образования.

          2. Образовательные учреждения, а также организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования и имеющие государственную аккредитацию, могут выдавать лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об освоении соответствующей дополнительной образовательной программы.

          3. Виды и формы документов государственного образца, выдаваемых лицам, завершившим обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам, утверждаются федеральным государственным органом управления образованием.

          4. Лица, освоившие дополнительную образовательную программу в форме экстерната, в том числе посредством дистанционного обучения, имеют право на аттестацию в соответствующем образовательном учреждении.

          Положение об освоении дополнительных образовательных программ в форме экстерната утверждается федеральным государственным органом управления образованием.

          5. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об освоении дополнительной образовательной программы производится федеральным государственным органом управления образованием.

          Статья 19. Компетенция Российской Федерации в области дополнительного образования

          К компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования помимо компетенции, предусмотренной Законом Российской Федерации «Об образовании», относится:

          1) разработка и реализация федеральных целевых и международных программ развития дополнительного образования;

          2) установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов по отдельным дополнительным образовательным программам;

          3) разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ;

          4) установление перечня дополнительных образовательных программ, освоение которых не допускается в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната;

          5) аттестация образовательных учреждений дополнительного высшего профессионального образования;

          6) лицензирование образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам высшего профессионального образования;

          7) установление категорий граждан, имеющих преимущества при приеме на обучение по дополнительным образовательным программам в государственные и муниципальные образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования;

          8) установление видов и форм документов государственного образца об освоении соответствующих дополнительных образовательных программ;

          9) установление перечня категорий работников, для которых дополнительное профессиональное образование является обязательным условием для продолжения работы;

          10) установление права граждан на отпуск без сохранения заработной платы для получения дополнительного образования, а также права граждан на повышение своей квалификации за счет средств работодателя;

          11) установление налоговых льгот, стимулирующих работодателей осуществлять повышение квалификации и непрерывное образование работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях:

          12) заключение и ратификация международных договоров Российской Федерации, регулирующих вопросы дополнительного образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          Статья 20. Компетенция субъектов Российской Федерации в области дополнительного образования

          По вопросам дополнительного образования субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне установленной настоящим Федеральным законом компетенции Российской Федерации в области дополнительного образования.

          Статья 21. Особенности функционирования образовательных учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

          1. В случае если реализация дополнительных образовательных программ предусматривает осуществление участниками образовательного процесса определенной деятельности, подлежащей лицензированию или сертификации, образовательные учреждения и организации, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующей дополнительной образовательной программе, освобождаются от дополнительного лицензирования или сертификации указанной деятельности, если она непосредственно предусмотрена указанной дополнительной образовательной программой.

          2. Реализация дополнительных образовательных программ по военной подготовке осуществляется по согласованию с военным комиссариатом по месту нахождения образовательного учреждения.

          3. Зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» общественные организации (объединения), для которых информационно-образовательная деятельность является основной уставной целью и которые претендуют на государственную поддержку, предусмотренную настоящим Федеральным законом, обязаны получить лицензию в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании». При этом экспертной комиссии представляются:

          а) устав общественной организации (объединения);

          б) список ведущих лекторов-преподавателей;

          в) документы, подтверждающие право пользования помещениями организаций, в которых в основном арендуются (используются) помещения для информационно-образовательных мероприятий. Отсутствие у общественной организации (объединения) собственных или длительно арендуемых учебных помещений для осуществления информационно-образовательной деятельности не может являться основанием для отказа в выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности.

          4. Лицензирование образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в пункте 6 статьи 19 настоящего Федерального закона, может осуществляться органами управления образованием субъектов Российской Федерации по доверенности, выдаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

          5. Положительное заключение по аттестации образовательного учреждения, организации, осуществляющим деятельность в области дополнительного образования, является основанием для их государственной аккредитации в части реализации дополнительных образовательных программ.

          Статья 22. Государственно-общественное управление дополнительным образованием взрослых

          Помимо органов управления образованием, создаваемых и действующих в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» для координации работы по дополнительному образованию взрослых создается федеральный государственно-общественный координационный совет дополнительного образования. Положение о федеральном государственно-общественном координационном совете дополнительного образования взрослых утверждается Правительством Российской Федерации. По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные координационные советы дополнительного образования взрослых в субъектах Российской Федерации.

          Указанные государственно-общественные координационные советы осуществляют поддержку актуальных проектов по повышению квалификации и переподготовке специалистов за счет средств соответствующих бюджетов, в том числе за счет отчислений работодателей, не использовавших средства в объеме, установленном частью 7 статьи 26 настоящего Федерального закона, на повышение квалификации своих работников, а также за счет благотворительных взносов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

          Статья 23. Права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам

          1. Права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», настоящим Федеральным законом, типовым положением о соответствующем образовательном учреждении, уставом данного образовательного учреждения, организации, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, и их локальными актами.

          2. За обучающимися, направляемыми работодателями на обучение по дополнительным образовательным программам в образовательные учреждения с отрывом от основной работы, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним обучающимся, направленным на обучение с отрывом от основной работы, оплачиваются командировочные расходы за счет направляющей стороны по нормам, не ниже установленных законодательством Российской Федерации.

          Оплата проезда обучающихся к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути и во время обучения осуществляются за счет средств направляющей стороны.

          Материальные условия обеспечения (включая стипендиальное) безработных граждан на период их обучения устанавливаются законодательством Российской Федерации.

          Статья 24. Работники образовательных учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

          1. В образовательных учреждениях, а также организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, могут предусматриваться должности научно-педагогического (профессорско-преподавательский состав, научные работники), инженерно-педагогического, методического, педагогического, инженерно-технического, административно-хозяйственного, производственного, учебно-вспомогательного и иного персонала.

          2. Научно-педагогические работники государственных образовательных учреждений дополнительного высшего профессионального образования, осуществляющие обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки в рамках высшего образования лиц, имеющих высшее профессиональное образование, по вопросам оплаты труда приравниваются к научно-педагогическим работникам высших учебных заведений.

          Присвоение ученых званий научно-педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, осуществляется в порядке, установленном для научно-педагогических работников высших учебных заведений.

          3. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования, а также организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени, а также минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливаются законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          4. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, обязаны обеспечить повышение квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях, и организовывать их аттестацию.

          5. Образовательное учреждение дополнительного образования, а также организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, в пределах имеющихся у них средств самостоятельно определяют систему оплаты труда, размеры ставок заработной платы и должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других форм материального поощрения.

          Статья 25. Отношения собственности в системе дополнительного образования

          1. Отношения собственности в системе дополнительного образования регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими нормативными правовыми актами.

          2. Образовательное учреждение дополнительного образования, а также организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, пользуются преимущественным правом перед другими лицами, не являющимися совладельцами, на приобретение ранее арендуемой ими отчуждаемой государственной и (или) муниципальной собственности.

          3. Образовательное учреждение дополнительного образования, а также организация, осуществляющая деятельность в области дополнительного образования, выступающие арендаторами зданий, помещений, сооружений, оборудования и других основных фондов, имеют при прочих равных условиях преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды на новый срок.

          4. Общественным организациям (объединениям), осуществляющим на бесплатной основе деятельность в области дополнительного образования детей, могут быть предоставлены помещения для осуществления указанной образовательной деятельности на безвозмездной основе.

          Статья 26. Финансирование образовательных учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования

          1. Финансирование образовательных учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, в части реализации образовательных программ дополнительного образования производится учредителями образовательных учреждений, организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, в соответствии с договором между учредителем и образовательным учреждением или указанной организацией. По договору между учредителем и образовательным учреждением или организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, последние могут осуществлять свою деятельность, связанную с реализацией дополнительных образовательных программ, на условиях частичного или полного самофинансирования.

          2. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка работающих граждан, осуществляемые в соответствии с частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств работодателя.

          3. Повышение квалификации или профессиональная переподготовка безработных граждан, осуществляемые по направлению органов службы занятости, финансируются за счет средств фонда занятости.

          4. Учредители государственных и муниципальных государственных учреждений, реализующих дополнительные образовательные программы, обязаны выделять указанным образовательным учреждениям финансовые средства в объеме, необходимом для организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в данном учреждении.

          5. Учредители государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы для детей, обязаны выделять указанным образовательным учреждениям финансовые средства в объеме, необходимом для организации образовательного процесса по дополнительным образовательным программам в данном образовательном учреждении.

          6. Финансирование федеральных программ развития дополнительного образования осуществляется из федерального бюджета, либо из других не запрещенных законом источников. Вопросы, касающиеся развития и финансирования системы дополнительного образования, выделяются отдельным разделом в Федеральной программе развития образования.

          Определение исполнителей (соисполнителей) федеральных программ развития дополнительного образования осуществляется на конкурсной основе с публикацией положений о конкурсе в средствах массовой информации.

          7. Минимальные нормативы финансовых затрат работодателей на дополнительное профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, могут быть дифференцированы по отраслям народного хозяйства и регионам, но не могут составлять менее 2 процентов от расходов на заработную плату. Фактические затраты в пределах двойного минимального норматива финансовых затрат относятся на себестоимость продукции (услуг). Средства, не израсходованные работодателем на дополнительное профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку работников по минимальному нормативу финансовых затрат, перечисляются в равных долях в федеральный бюджет и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации с правом использования их работодателем в последующие годы для компенсации перерасхода средств на дополнительное профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку работников по сравнению с двойным минимальным нормативом финансовых затрат.

          8. Средства дарителей, направленные на развитие образовательных учреждений дополнительного образования, вычитаются из налогооблагаемой базы дарителей. Имущество и средства, безвозмездно передаваемые дарителями образовательным учреждениям дополнительного образования с баланса на баланс, не считаются коммерческой сделкой и не подлежат налогообложению.

          9. Государственные органы, в компетенцию которых входит распределение государственных заказов на дополнительное образование, размещают указанные государственные заказы на конкурсной основе. При этом для участия в конкурсе приглашаются образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм.

          10. При реализации дополнительных образовательных программ на платной основе размеры оплаты устанавливаются договором между образовательным учреждением или организацией, осуществляющей деятельность в области дополнительного образования, и физическим и (или) юридическим лицом.

          Статья 27. Государственная поддержка дополнительного образования

          1. Образовательные учреждения дополнительного образования, а также организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, пользуются налоговыми и иными льготами, установленными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для образовательных учреждений, реализующих соответствующие основные образовательные программы.

          2. Арендная плата образовательного учреждения дополнительного образования может быть зачтена арендодателем в виде образовательной деятельности (производимых работ, продукции и услуг), осуществленной образовательным учреждением по заявке арендодателя.

          3. Образовательные учреждения дополнительного образования по условиям оплаты за аренду помещений, зданий, сооружений, земельных участков, оплаты коммунальных услуг и средств связи приравниваются к образовательным учреждениям, реализующим основные образовательные программы соответствующего уровня.

          4. Для государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, арендующих помещения, здания, сооружения, земли, являющиеся федеральной собственностью, арендная плата не должна превышать стоимости эксплуатационных расходов.

          5. Государство содействует реализации дополнительных образовательных программ через средства массовой информации (печатные издания, радио, телевидение и другие средства).

          6. Работодатели имеют право за счет своих средств организовывать обучение работников по дополнительным общеобразовательным программам. Затраченные на эти цели средства включаются в состав затрат, предусмотренных на профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров.

          Статья 28. Гарантии реализации права на дополнительное образование

          1. Государство обеспечивает возможность реализации гражданами права на получение дополнительного образования путем создания необходимых социально-экономических условий, содействующих развитию системы дополнительного образования, предоставления льгот гражданам, получающим дополнительное образование.

          2. Государство оказывает содействие гражданам в получении дополнительного профессионального образования, в том числе детям и молодежи, проявляющим выдающиеся способности в освоении дополнительных образовательных программ, посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Порядок предоставления таких стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации.

          3. Государство полностью или частично компенсирует гражданам, нуждающимся в социальной помощи, расходы на получение дополнительного образования.

          Категории граждан, на дополнительное образование которых выделяются государственные финансовые средства, а также источники этих средств, формы и размеры их выделения указанным гражданам определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          4. Государство создает условия для непрерывного самообразования граждан, в том числе обеспечивая государственную поддержку дистанционных методов и (или) средств обучения, а также средствам массовой информации и другим организациям, ведущим образовательную и информационно-образовательную деятельность.

          5. Теле- и радиовещательные компании обязаны не менее 3 процентов эфирного времени выделять информационно-образовательным программам.

          6. Руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы, обязаны при наличии заинтересованности обучающихся (не менее 15 человек) организовать реализацию соответствующих дополнительных образовательных программ. Обучение по дополнительным образовательным программам может осуществляться, как правило, за счет бюджета образовательного учреждения, а также за счет средств обучающихся, их родителей (законных представителей), других источников финансирования.

          Обоснованность отказа в организации обучения по дополнительным образовательным программам, в том числе по причине отсутствия преподавателей, должна быть подтверждена соответствующим органом местного самоуправления, осуществляющим функции учредителя муниципального образовательного учреждения, а для государственного образовательного учреждения — органом самоуправления данного учреждения.

          7. Средства, затрачиваемые гражданином на получение дополнительного образования в образовательных учреждениях Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию, исключаются из налогооблагаемой базы при расчетах подоходного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.

          8. Государство стимулирует инвестиции в систему дополнительного образования, создает и развивает образовательные учреждения дополнительного образования, поощряет выдачу льготных кредитов работодателям для инвестиций в дополнительное образование и работникам для оплаты стоимости обучения по дополнительным образовательным программам.

          9. Государство гарантирует получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям из многодетных семей.

          10. В государственных, муниципальных образовательных учреждениях, а также организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случае, когда количество граждан, изъявивших желание обучаться по конкретной дополнительной образовательной программе, превышает количество учебных мест, устанавливается квота приема лиц, нуждающихся в социальной помощи, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей-инвалидов.

          Лицам, принятым на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения в пределах установленных квот, гарантируется бесплатное получение дополнительного образования.

          Статья 29. Гарантии реализации права работающих граждан на получение дополнительного образования

          1. Работодатель в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации обязан обеспечивать профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение профессиональной квалификации работников, с которыми он находится в трудовых отношениях. Порядок направления работников на обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам по инициативе работодателя устанавливается коллективным договором (соглашением).

          При заключении трудового договора (контракта) работодатель обязан ознакомить работника с порядком направления в образовательные учреждения или организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования.

          2. При направлении в образовательное учреждение, или организацию, осуществляющую деятельность в области дополнительного образования, для получения дополнительного образования в объеме не менее 72 часов с отрывом от основной работы работодатель заключает с работником договор в письменной форме, регламентирующий права и обязательства сторон.

          Типовой договор о дополнительном образовании работника утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

          3. В случае, если после получения дополнительного образования предполагается перевод работника на новое место работы, работодатель обязан при направлении на обучение ознакомить работника с условиями и характером труда на новом месте работы и получить согласие работника, если обучение предполагает его профессиональную переподготовку.

          4. При высвобождении работника в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работодатель обязан своевременно обеспечить профессиональную переподготовку высвобождаемого работника по одной из дополнительных образовательных программ с целью подготовки этого работника к новому виду профессиональной деятельности.

          5. В случае, если высвобождаемый работник в течение пяти лет, предшествующих высвобождению, не имел возможности по вине работодателя повысить свою квалификацию или пройти профессиональную переподготовку, все затраты, связанные с обучением, необходимым для трудоустройства этого работника, осуществляемым по направлению государственной службы занятости, производятся за счет средств организации, в которой он работал до высвобождения.

          Это требование выполняется при условии, что обучение начато не позднее двух месяцев с момента высвобождения работника.

          Прохождение работником повышения квалификации или профессиональной переподготовки в течение пяти лет, предшествующих высвобождению, подтверждается соответствующими документами.

          6. Принимаемые федеральные целевые научно-технические и экономические программы должны содержать раздел о дополнительном профессиональном образовании и подготовке кадров.

          7. Организациям, осуществляющим дополнительное образование работников, может предоставляться финансовая помощь в форме льготных кредитов, целевых субсидий, в иных формах. Размеры, условия и порядок предоставления финансовой помощи определяются Правительством Российской Федерации.

          Статья 30. Гарантии прав педагогических работников системы дополнительного образования

          Руководящие и педагогические работники, осуществляющие дополнительное образование детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, пользуются всеми льготами и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий работников общеобразовательных учреждений.

          На руководящих, научно-педагогических и педагогических работников государственных, муниципальных академий и институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки распространяются льготы, социальные гарантии и надбавки к заработной плате, установленные для аналогичных категорий работников государственных высших учебных заведений.

          Раздел III. Международная деятельность в области дополнительного
          образования

          Статья 31. Международное сотрудничество Российской Федерации в области дополнительного образования

          1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области дополнительного образования и содействует развитию международного сообщества в области дополнительного образования.

          2. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, заинтересованные физические лица имеют право участвовать в международных программах и проектах в области дополнительного образования.

          3. Образовательные учреждения, организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования, вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации:

          1) устанавливать связи с иностранными и международными организациями по вопросам дополнительного образования, в том числе проводить совместные исследования, обмен специалистами, обучающимися, технологиями, программами;

          2) создавать с участием иностранных лиц образовательные учреждения дополнительного образования, а также организации по обеспечению их деятельности;

          3) самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

          Раздел IV. Заключительные положения

          Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

          Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

          Статья 33. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом

          1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

          2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты должны быть приняты до 1 июля 2001 года.

          Президент Российской Федерации

          Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

          Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

          base.garant.ru

          Читайте так же:  Лео перуц мастер страшного суда

  • Обсуждение закрыто.