Закон и права на землю

Закон и права на землю

Право собственности на землю

  • Гражданское право
  • Предмет и методы гражданского права
  • Принципы гражданского права
  • Система гражданского права
  • Источники гражданского права
  • Субъекты и объекты гражданского права
  • Вещи в системе права
  • Содержание и формы права собственности на землю

    Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

    В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством. При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации. Земельное законодательство, воспринимая институт права собственности, не может исключить какое-то из положений, составляющих права собственника, поскольку изменять содержание общеправового института отдельная отрасль — земельное право — не должна.

    В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией. Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Правомочие владения

    Правомочие владения дает возможность обладать землей на основании закона, т. с. иметь ее в наличии, определять земельный участок как свой и т. п. Благодаря этому правомочию собственник является владельцем земельного участка. Он же имеет право распорядиться землей так, что владение перейдет к иному лицу. При этом переход права владения не обязательно означает переход права собственности на землю.

    Собственник также на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения, обладает правом зашиты владения.

    Правомочие владения связано прежде всего с выделением земельного участка в натуре (на местности), с соблюдением порядка выделения, установленного земельным законодательством.

    Для вступления во владение земельным участком существуют некоторые особенности. Так, совершенно не обязательно лицу появиться на земельном участке, чтобы считать себя владельцем но праву. Чаще достаточно получения на руки правоустанавливающих документов, подтверждающих его право на землю: передаточного акта по договору купли-продажи земельного участка, свидетельства о праве собственности на землю.

    Правомочие пользования

    Пользование дает собственнику (и иному владельцу) возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В соответствии с п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

    Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.

    Порядок пользования земельным участком определен большим количеством нормативных актов, устанавливающих требования, разрешения и запреты, вне зависимости от того, использует землю собственник или лицо, обладающее иным правом на землю.

    Условия пользования земельным имуществом сформулированы путем предоставления определенных прав собственнику земли по се использованию (ст. 40 ЗК РФ) и наложения на него обязанностей (ст. 42).

    Порядок использования собственником принадлежащего ему земельного участка напрямую зависит от принадлежности его к той или иной категории земель, которые установлены ст. 7 ЗК РФ. К ним относятся: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли специального назначения (в их числе земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иные); земли особо охраняемых территорий (в их числе земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли); земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

    Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

    Так, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

    Изменить установленный порядок пользования землями можно, только изменив категорию земель. Полномочия и порядок установления и изменения категорий земель определены в ст. 8 ЗК РФ.

    Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

    Таким образом, о правомочии пользования можно сказать, что собственник имеет право использовать земельный участок по своему усмотрению, в соответствии с требованиями, установленными законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

    Правомочие распоряжения

    Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

    Земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду.

    Собственник может предоставить право свободного прохода через свой участок любому лицу. Свидетельством предоставления такого права является отсутствие ограждения либо иных обозначений, свидетельствующих о недопустимости прохода без разрешения собственника (п. 2 ст. 262 ГК РФ). При этом закон устанавливает требование к лицам, пользующимся правом прохода. Такой проход не должен причинять ущерба или беспокойства собственнику.

    Особенностью права собственности на землю в России является то, что классификация права собственности на землю в законодательстве осуществлена по такому признаку, как субъекты права собственности. В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

    Частная собственность на землю

    В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

    Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

    Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

    Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

    Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

    Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

    Государственная собственность на землю

    Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

    До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

    Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

    Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

    Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

    • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
    • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
    • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Муниципальная собственность на землю

    Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ). В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст. 29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

    В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
  • Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

    В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

    www.grandars.ru

    КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЛЮ БЕСПЛАТНО

    Анна Баранова, начальник юридического отдела администрации г. Климовска.

    Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 Земельного кодекса РФ, является платность использования земли. Иными словами, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

    В соответствии с данным принципом п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

    Этим же пунктом оговариваются случаи предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно — если таковые предусмотрены Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

    В настоящей статье мы рассмотрим действующее федеральное законодательство, регламентирующее случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

    Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в настоящий момент в связи с острой необходимостью оформления прав на земельные участки в соответствии с новым земельным законодательством.

    Условно основания бесплатного приобретения в собственность земельных участков гражданами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три основные группы.

    I. К первой группе относятся основания, предусмотренные действующим федеральным земельным законодательством (Земельным кодексом РФ и Вводным законом к нему) для бесплатного оформления прав на земельные участки, которые находятся в пользовании граждан:

    1. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном/бессрочном пользовании земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

    Необходимо отметить, что данное право распространяется не только на граждан, которым земельный участок был предоставлен в постоянное/бессрочное пользование, но и в силу требований ст. 35 ЗК РФ также на граждан, которые приобрели данное право при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. В соответствии с указанной статьей Земельного кодекса РФ, а также ст. 552 ГК РФ покупатель приобретает право на использование части участка, соответствующей его части, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Аналогичная норма содержалась и в ст. 37 ЗК РСФСР.

    2. Статьей 21 Земельного кодекса РФ предусмотрено право каждого гражданина однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законодательством, не допускается.

    И в первом, и во втором случаях для приобретения права собственности на находящийся в его постоянном/бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок гражданину необходимо подать заявление о приобретении права собственности на земельный участок в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и представить документ, подтверждающий факт предоставления заявителю земельного участка на праве постоянного/бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

    Таким документом может быть, например, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, форма которого была утверждена Приказом министра коммунального хозяйства РСФСР N 244 от 26.03.1949. Такой договор заключался между гражданином и отделом коммунального хозяйства исполкома городского Совета депутатов трудящихся. Каждому гражданину, решившему узаконить свои права на земельный участок с расположенным на нем жилом доме, можно порекомендовать обратиться в архивный отдел соответствующего органа местного самоуправления, где могут храниться указанные документы.

    В случае если гражданин приобрел в собственность здание, строение, сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежавшем предыдущему владельцу на праве постоянного/бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, заявитель, помимо документов на земельный участок, обязан предоставить документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на недвижимость.

    Из п. 3 ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ.

    3. Пунктом 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 Земельного кодекса РФ.

    В данном случае документами, подтверждающими возникновение права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, будут документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на жилой дом до вступления в силу указанного Закона СССР «О собственности в СССР».

    Всем перечисленным случаям переоформления прав на земельные участки присуща еще одна немаловажная особенность: граждане приобретают по данным основаниям бесплатно право собственности на весь земельный участок, который находился в постоянном/бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, фактическом пользовании при домовладении, в том числе сверх установленных предельных размеров.

    II. Вторая группа — основания безвозмездного приобретения в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для отдельных категорий граждан установлены следующими федеральными законами:
    1. Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ предоставлены следующие льготы:
    — для инвалидов войны предусмотрено бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также для получения участков для сенокошения и выпаса скота (п. 7 ст. 14 Закона);
    — для участников Великой Отечественной войны — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 9 ст. 15 Закона);
    — для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 анализируемого Федерального закона, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 7 ст. 16 Закона);
    — для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 5 ст. 18 Закона);
    — для лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного и фермерского хозяйства (п. 4 ст. 19 Закона);
    — для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства (п. 3 ст. 20 Закона);
    — для нетрудоспособных членов семей погибших/умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, состоявших на их иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства (п. 5 ст. 21 Закона).

    2. Статьей 17 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусмотрены следующие льготы:
    — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства,
    — военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского/фермерского хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства.

    Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
    — для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства — по нормам, установленным законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности;
    — для ведения крестьянского/фермерского хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    3. Статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, применяемого согласно ФЗ от 17.07.1999 N 177-ФЗ в части, не противоречащей Закону РФ «О милиции», предусмотрено, что сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га — в городах, 0,10 га — в поселках городского типа и 0,25 га — в сельской местности.

    Статьей 64 комментируемого Положения право на безвозмездное предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и садово-огородного хозяйства распространено на сотрудников, уволенных из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «е», «ж», «з» ст. 58 Положения, и имеющих выслугу 15 лет и более (в календарном исчислении), а также семьи сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных и исполнением законных служебных обязанностей.

    ФЗ от 21.07.1998 N 117-ФЗ действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, а следовательно, и действие установленных им льгот распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы.

    4. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 09.01.1997 N 5-ФЗ гражданам РФ, удостоенным звания Героя Социалистического Труда либо награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, предоставлено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.

    5. Статьей 5 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15.01.1993 N 4301-1 предусмотрено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

    6. Статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на праве постоянного/бессрочного пользования для ведения крестьянского/фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства.

    www.lawmix.ru

    Как зарегистрировать право на землю с 1 января 2017 года

    С 1 января 2017 года вступил в силу новый Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Новый закон, в том числе, устанавливает правила государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

    Новые правила, закрепленные в статье 49 Закона № 218 –ФЗ, устанавливают процедуру государственной регистрации прав на земельный участок и касаются тех садоводов и дачников, кто имеет на свой участок свидетельство о праве собственности старого образца, полученное в начале 90-х годов.

    Никто не запрещает садоводам и дачникам жить со старым свидетельством и дальше, надо только помнить, что в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) о вашем участке сведений нет. Чтобы такие сведения появились, право на землю надо зарегистрировать. Факт регистрации права собственности до 15 июля 2016 года подтверждало свидетельство о государственной регистрации права, после этой даты таким документом является Выписка из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).

    С 15 июля 2016 года Свидетельство о государственной регистрации права собственности выдаваться не будет.

    Как зарегистрировать право на землю, если в документе не указано право

    Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, который был предоставлен до 2001 года для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

    1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

    2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

    3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

    4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

    Как зарегистрировать право на землю, если перешел по наследству дом

    Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, который был предоставлен до 2001 года для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями статьи 49 Закона № 218.

    При этом, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы:

    1) свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

    2) один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

    Представление перечисленных документов не требуется в случае, если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

    Запись на консультацию к адвокату по телефону: 8(985)998-58-08

    ya-advokat.ru

    Читайте так же:  С чем связано повышение налогов
Обсуждение закрыто.