Закон государственных закупках рк

Закон государственных закупках рк

Опубликован новый закон «О государственных закупках»

8 декабря 2015 года в СМИ опубликован Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК «О государственных закупках», который вступает в силу с 1 января 2016 года, за исключением некоторых статей, которые вступают в силу позже.
Данный документ вводиться взамен Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных закупках».
Хотелось бы рассмотреть некоторые нововведения, принятые в новом документе, относительно требований старого. Для удобства изложения, новый документ в тексте статьи будет обозначаться как ЗРК «О госзакупках-2015», а ранее действовавший — ЗРК «О госзакупках-2007».

1. В ЗРК «О госзакупках-2015», в отличии от ЗРК «О госзакупках-2007», четко прописаны права и обязанности потенциального поставщика, занявшего второе место по итогам конкурса. А именно прописано, что поставщик, занявший второе место, при уклонении победителя конкурса от подписания договора, обязан подписать договор о государственных закупках, внести обеспечение исполнения договора, и (или) сумму, в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015». В противном случае, поставщик, занявший второе место, также признается уклонившимся от заключения договора о государственных закупках, ему не возвращается обеспечение заявки на участие в конкурсе, он вносится в реестр недобросовестных участников государственных закупок (статья 44 ЗРК «О госзакупках-2015»).

2. Изменен порядок внесения недобросовестных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок. Теперь потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), и уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках, вносятся в указанный реестр не по решению суда, а по решению Уполномоченного органа — Комитета по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан. Срок недопущения к государственным закупкам для таких поставщиков остался прежним — 24 месяца.
Поставщики, которые были признаны победителями, с которыми был заключен договор о государственных закупках, и которые, как выяснилось позднее, нарушили квалификационные требования или конкурсные требования, а также поставщики не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках, вносятся с указанные реестр как и ранее — решением суда.
Данное нововведение выглядит вполне логичным, т.к. уклонение от заключения договора, как говорится, «лежит на поверхности» и его доказательство не требует такого сбора материалов, как, например, доказательство ненадлежащего исполнения обязательств по договору о государственных закупках.
Также в ЗРК «О госзакупках-2015» отсутствует норма о возможности заказчику обратиться в суд с иском о понуждении уклоняющегося поставщика заключить договор о государственных закупках, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора о государственных закупках. В ЗРК «О госзакупках-2007» у заказчика такая возможность была.

3. Появилась очень интересная норма в ЗРК «О госзакупках-2015»:

Статья 26. Антидемпинговые меры при осуществлении государственных закупок способом конкурса.
При осуществлении государственных закупок способом конкурса допускается представление демпинговой цены при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимальной допустимой цены, не признаваемой демпинговой.

Данная сумма должна быть внесена поставщиком в течении 10 рабочих дней с момента заключения договора о государственных закупках, и вносится она в качестве гарантии того, что он надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Соответственно, если эта сумма не вносится поставщиков в установленные сроки, то данный поставщик признается уклонившимся от заключения договора, со всеми последствиями указанными выше (включение в реестр недобросовестных участников государственных закупок).
Также интересно, что сумма, внесенная поставщиком в соответствии со статьей 26 ЗРК «О госзакупках-2015», не возвращается заказчиком поставщику в случае расторжения договора о государственных закупках в связи с неисполнением поставщиком договорных обязательств — она зачисляется в доход соответствующих бюджетов государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилиированных с ними юридических лиц.

4. В статье 6 ЗРК «О госзакупках-2015» появилась такая норма:

1. Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:
2) потенциальный поставщик и (или) его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.
Данное требование не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства;

Данное исключение скорее всего введено для объектов международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан (EXPO-2017 в Астане), а также для объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон Республики Казахстан, на которых, согласно статьи 27-1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242-II «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» допускается применение международных стандартов строительства.

5. В ЗРК «О госзакупках-2015» появился новый способ осуществления государственных закупок — конкурс с предварительным квалификационным отбором.
В статье 20 ЗРК «О госзакупках-2015» сказано, что в государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, создание которого также является нововведением нового документа. В ЗРК «О госзакупках-2015» новому способу осуществления государственных закупок посвящена статья 31, которая вступает в силу позже остальных статьей документа — с 1 апреля 2016 года:

Статья 31. Особенности осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором.
1. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются по перечню товаров, работ, услуг, утвержденному уполномоченным органом.
2. Государственные закупки способом конкурса с предварительным квалификационным отбором осуществляются в следующей последовательности:
1) на первом этапе уполномоченным органом с участием представителей Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан и иных некоммерческих организаций формируется реестр квалифицированных потенциальных поставщиков;
2) на втором этапе заказчиком осуществляются государственные закупки способом конкурса среди потенциальных поставщиков, включенных в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков.
3. Требования, предъявляемые к осуществлению государственных закупок способом конкурса с применением предварительного квалификационного отбора, конкурсной документации, предварительному обсуждению, извещению об осуществлении государственных закупок, заявке на участие в конкурсе, ее рассмотрению, представлению демпинговой цены, протоколу об итогах государственных закупок с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, определяются по правилам статей 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и 28 настоящего Закона.
4. Порядок осуществления государственных закупок способом конкурса с предварительным квалификационным отбором определяется правилами осуществления государственных закупок.

6. В ЗРК «О госзакупках-2015» появилось понятие «мониторинг государственных закупок», которому посвящена статья 19:

Читайте так же:  Прокладки на впускной коллектор ваз 2110

Статья 19. Мониторинг государственных закупок
1. Мониторинг государственных закупок осуществляется на основе сбора, обобщения, анализа, систематизации и оценки информации об осуществлении государственных закупок.
2. Мониторинг государственных закупок осуществляется уполномоченным органом посредством веб-портала государственных закупок и на основе содержащейся в нем информации.
3. По результатам мониторинга государственных закупок уполномоченный орган направляет ежегодный отчет о государственных закупках в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан.
4. Правила подготовки ежегодного отчета о государственных закупках утверждаются уполномоченным органом.

7. В ЗРК «О госзакупках-2015» изменен порядок утверждения конкурсной документации, а также порядок разъяснения положений конкурсной документации — вводится понятие «предварительного обсуждения проекта конкурсной документации». Если в ранее действовавшем ЗРК «О госзакупках-2007» был такой порядок:
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещении конкурсной документации на веб-портале государственных закупок;
-разъяснение положений конкурсной документации при обращении заинтересованных лиц, и, при необходимости, внесение изменений и дополнений в конкурсную документацию.
Теперь же, в ЗРК «О госзакупках-2015», порядок изменился:
-утверждение заказчиком проекта конкурсной документации;
-в рамках стадии предварительного обсуждения проекта конкурсной документации производится размещение проекта конкурсной документации на веб-портале государственных закупок; при наличии запросов от поставщиков производятся разъяснения положений конкурсной документации, либо вносятся изменения и (или) дополнения в проект конкурсной документации; размещается на веб-портале государственных закупок протокола предварительного обсуждения проекта конкурсной документации;
-утверждение заказчиком конкурсной документации;
-размещение на веб-портале государственных закупок объявления об осуществлении государственных закупок способом конкурса.

8. Согласно статье 25 ЗРК «О госзакупках-2015», потенциальному поставщику, признанному участником конкурса, и не предоставившему в установленный срок либо отозвавшему свое конкурсное ценовое предложение, в отличии от требований ЗРК «О госзакупках-2007», возвращается организатором обеспечение заявки на участие в данном конкурсе.

9. Согласно статье 29 ЗРК «О госзакупках-2015», теперь:

1. Государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

3. По несостоявшимся государственным закупкам способом конкурса заказчик осуществляет государственные закупки способом из одного источника в случаях:
1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком;
2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;
3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе с наименьшей ценой с учетом условной скидки, за исключением лица, нарушившего требования статьи 6 настоящего Закона;
4) если к участию в конкурсе допущен только один потенциальный поставщик. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, допущенному на участие в конкурсе на условиях, предусмотренных его заявкой, и цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать его конкурсное ценовое предложение.

При государственных закупках способом аукциона основания признания закупок несостоявшимися и дальнейшие действия заказчика аналогичны.

10. Очень интересное нововведение вводится согласно статье 37 ЗРК «О госзакупках-2015»:

4. Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях.

Соответственно, теперь государственные закупки на проектные, изыскательские, строительно-монтажные работы стало невозможно проводить способом запроса ценовых предложений, т.к. указанные виды деятельности требуют предварительного получения разрешения первой категории — лицензии.

11. Еще одно нововведение ЗРК «О госзакупках-2015» при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений (статья 38):

7. Если в течение срока представления ценовых предложений представлено только одно ценовое предложение потенциального поставщика, такие государственные закупки автоматически веб-порталом государственных закупок признаются несостоявшимися и организатор государственных закупок осуществляет государственные закупки способом из одного источника у этого потенциального поставщика. При этом цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать ценовое предложение потенциального поставщика.

Ранее, согласно ЗРК «О госзакупках-2007», при таких обстоятельствах, закупки способом запроса ценовых предложений проводились повторно.

Естественно, автор статьи указал не все нововведения ЗРК «О госзакупках-2015», однако постарался все же отразить на его взгляд самые существенные из них.

С полным текстом ЗРК «О госзакупках-2015» можно ознакомиться здесь.

Читайте так же:  Приказ о планах работы на день

Еще материалы по данной теме:

Текст ЗРК «О госзакупках-2007» здесь.

Статья о новых «Правилах осуществления государственных закупок» здесь.

Статья о новых «Правилах формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» здесь.

Статья о «Правилах осуществления государственных закупок с применением особого порядка» здесь.

zhobalau.kz

Поиск по всем бухгалтерским и налоговым сайтам Казахстана:

  • Написав интересную тему — получите приглашение
  • FAQ
  • Налоговый и бухгалтерский учет
    • Общие вопросы налоговых программ
      • Общие проблемы налоговых программ
      • Как создать профайл
      • Как запросить уведомление
      • СГДС-3
        • СГДС 202
        • ЭФНО
          • ИСИД
            • Форум о проблемах ИСИД
            • Как устанавливать или обновлять ИСИД
            • Форум о проблемах ИС НДС
            • Как устанавливать обновлять ИС НДС
            • ИС НДС
              • Как устанавливать, обновлять ИС НДС
              • Ошибка 20000 verifyresult
              • Кабинет налогоплательщика РК
              • Информационные выпуски
              • Другие вопросы
              • Беседка
              • Полезные сайты
              • Помочь нам СМС-кой
              • Налоговый кодекс РК 2009
              • Регистрация

                  Как зарегистрироваться на форуме?

                  kaznachei » 26 сен 2012, 20:07

                  в закупках бпнз не должно быть обеспечения договора, хотя заказчик вполне может прописать в договоре об этом, но поставщик может отказаться

                  в каких банках у нас легче всего получить банковскую гарантию?

                  Эта тема в сообществах:

                  Senator_I » 27 сен 2012, 08:52

                  timur_26_ » 18 апр 2014, 10:52

                  kaznachei » 18 апр 2014, 11:10

                  timur_26_ » 18 апр 2014, 11:24

                  Светлана_Николаевна » 13 ноя 2014, 14:49

                  Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 мая 2014 года № 521
                  «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 1301 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупок» : http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1400000521
                  Постановление было введено в действие с 7 июня 2014 г.

                  timur_26_ » 06 фев 2015, 13:58

                  Министр финансов Республики Казахстан Султанова Б. презентовал Парламенту новый проект Закона «О государственных закупках».

                  Данный законопроект разработан во исполнение поручения Главы государства, данного 2 сентября 2014 года на открытии 4-сессии Парламента 5-созыва.
                  Основными целями законопроекта являются:
                  1. Упрощение государственных закупок;
                  2. Минимизация коррупционных рисков;
                  3. Защита прав и законных интересов потенциальных поставщиков;
                  4. Повышение ответственности участников государственных закупок.

                  Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи:
                  1. Переход к полному циклу проведения закупок в электронной форме;
                  2. Сокращение доли закупок, проводимых из одного источника;
                  3. Интеграция веб-портала с информационными системами иных госорганов.

                  Законопроект разработан с учетом самого последнего международного опыта (слайд 2). К примеру, в основу законопроекта легли:
                  — положения Типового закона о публичных закупках ООН (ЮНСИТРАЛ) от 2011 года в части приостановления заключения договора на период обжалования итогов и введения нового способа закупок – «конкурса с применением предварительного квалификационного отбора»;
                  — опыт Южной Кореи в части полной автоматизации системы государственных закупок;
                  — нормы Договора о Евразийском экономическом союзе в части внедрения антидемпинговых мер, закрепления права поставщика на отказ от аванса;
                  — нормы Федерального закона РФ «О контрактной системе» в части внедрения института мониторинга и контроля закупок.
                  Кроме того, в рамках разработки законопроекта проведен сравнительный анализ иных видов закупок, проводимых в Республике Казахстан – это закупки Фонда Самрук-Казына, недропользователей, субъектов естественных монополий, СК-Фармации и национальных компаний.
                  По итогам проведенного анализа, законопроектом упрощаются квалификационные требования и требования к конкурсной документации, что позволит увеличить количество потенциальных поставщиков, участвующих в закупках.
                  Справочно: По опыту закупок Самрук-Казына внедряются электронные банковские гарантия, исключаются требования по предоставлению справок с банка и налоговых органов об отсутствии задолженности.
                  Одновременно проведен анализ болевых точек (рисков) на всех этапах государственных закупок (слайд 3).
                  К примеру, на этапе планирования имеется проблема планирования бюджета по завышенным ценам.
                  В этой связи, законопроектом предлагается внедрить исключительно электронный формат заключения договоров. Это позволит формировать полную и достоверную информацию по закупаемым товарам, работам, услугам и определять их средние закупочные цены.
                  Тем самым, бюджеты администраторов бюджетных программ будут формироваться не на основе прайс-листов, а на основе средних закупочных цен, сформированных на веб-портале.
                  На этапе подготовки конкурсной документации (технической спецификации) имеется проблема, когда заказчики подтачивают спецификацию под одного поставщика.
                  Для решения указанной проблемы законопроектом вводится институт предварительного обсуждения технической спецификации.
                  Данная мера позволит потенциальным поставщикам заранее ознакомиться с требованиями технической спецификации и в случае наличия замечаний по ним, обратиться к Заказчику об их устранении.
                  Наибольшее количество нарушений в сфере государственных закупок совершаются на этапе рассмотрения конкурсных заявок в части их необоснованного отклонения. В связи с чем, закупки признаются не состоявшимся, что является основанием для проведения закупок из одного источника.

                  В этой связи, ранее Законом от 14 января 2014 года был внедрен институт предварительного рассмотрения заявок, дающий право потенциальным поставщикам в течении 3-х дней привести заявку в соответствие с квалификационными требованиями и требованиями конкурсной документации.
                  Внедрение данной нормы уже имеет положительные результаты. Так, если в 2013 году из общего количества заявок доля допущенных к участию в конкурсе составляло 52%, то за 2014 год этот показатель вырос до 72%.
                  Вместе с тем, в целях недопущения фактов необоснованных отклонений заявок, законопроектом предлагается сократить перечень документов, представляемых организатору закупок.
                  В частности, предлагается интегрировать веб-портал с информационными системи государственных органов, что позволит потенциальным поставщикам не представлять сведения с:
                  — налоговых органов об отсутствии задолженности;
                  — органов юстиции о лицах, состоящих в Реестре должников;
                  — Электронного правительства о наличии разрешительных документов (Е-Лицензирование).
                  На этапе подведения итогов и заключения договора имеются проблемы в части:
                  — отсутствия эффективных механизмов оспаривания итогов закупок;
                  — несвоевременного заключения договоров заказчиками;
                  — уклонение потенциальных поставщиков от заключения договоров.

                  В этой связи, законопроектом предлагается:
                  во-первых, установить срок для обжалования итогов закупок. В случае обжалования итогов срок заключения договора будет приостановлен до принятия соответствующего решения;
                  во-вторых, внедрить исключительно электронный формат заключения договоров, который будет четко фиксировать сроки заключения договоров;
                  в-третьих, наделить уполномоченный орган (МФ) полномочиями по включению в Реестр недобросовестных участников закупок потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договора.
                  Справочно: свыше 80% Реестра состоит из потенциальных поставщиков, уклонившихся от заключения договоров. Сейчас Реестр формируется исключительно на основании вступившего в законную силу решения суда.
                  На этапе исполнения договора и оплаты имеются проблемы в части необоснованного отказа от приемки товаров, работ, услуг, а также несвоевременной оплаты.
                  В этой связи, законопроектом предлагается:
                  — установить срок для полной оплаты поставщику, не превышающим 30 дней со дня исполнения обязательств по договору;
                  — ввести обязательное применение электронных счет-фактур, электронных накладных на поставку товаров, электронных актов выполненных работ и оказания услуг.
                  Таким образом, будет обеспечена полная автоматизация системы государственных закупок, начиная от планирования, заканчивая оплатой за выполнение договорных обязательств (слайд 4).
                  Преимуществами перехода к полному циклу закупок в электронной форме являются:
                  1) повышение эффективности расходования бюджетных средств;
                  2) прозрачность и минимизация коррупционных рисков;
                  3) сокращение сроков проведения закупок;
                  4) снижение затрат на приобретение товаров, работ, услуг.
                  Кроме того, в рамках упрощения закупок законопроектом внедряются новые способы государственных закупок – «конкурс с применением предварительного квалифицированного отбора» и «электронный магазин»
                  (слайд 5).
                  Закупки способом предварительного квалификационного отбора будут осуществляться в два этапа: на 1-этапе будет формироваться Реестр квалифицированных поставщиков, на 2-этапе заказчики будут осуществлять закупки среди потенциальных поставщиков, включенных в данный Реестр.

                  Данным видом конкурса решается проблема всех конкурсов, заключающаяся в дублировании из каждого конкурса в конкурс процесса квалификационного отбора поставщиков, то есть предоставление ими одних и тех же документов.
                  Закупки способом электронного магазина будут проводиться только на товары, с четко описанными стандартными требованиями. Электронный магазин будет формироваться потенциальными поставщиками, зарегистрированными на веб-портале посредством заполнения информационных форм.
                  В соответствии с заявкой Заказчика веб-портал будет определять потенциальных поставщиков, товары которых соответствуют заявке и на основе наименьшей цены автоматически определять победителя.
                  Закупки через электронный магазин позволят в короткие сроки (в 2 дня) осуществить закуп необходимых товаров.
                  Также предлагается упростить порядок проведения конкурса и аукциона (слайд 6). К примеру, заявка на участие в конкурсе и ценовое предложение будут подаваться вместе. Это позволит сократить этапы проведения конкурса, а также исключит факты, способствующие злоупотреблению должностных лиц заказчика.
                  Кроме того, законопроектом предлагается внедрить институт антидемпинговых мер, предусматривающих возможность предоставления потенциальными поставщиками демпинговых цен при внесении ими дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы, равной сниженной цены от выделенного бюджета.
                  Данная мера позволит с одной стороны, сэкономить бюджетные средства, с другой, обеспечить конкуренцию между потенциальными поставщиками.
                  Также, порядок проведения аукциона сокращается с 3-х до 2-х этапов: на первом этапе будет рассматриваться вопрос получения допуска в аукцион, на втором этапе: будет проводиться аукцион. При этом победителем будет признан потенциальный поставщик, предоставивший наименшее ценовое предложение.

                  bb.f2.kz

                  Форум казахстанского налогоплательщика

                • Список форумовФорумы бухгалтерских и налоговых вопросовЗаконодательство РК
                • Налогоплательщику
                  • Налоговый и бухгалтерский учет
                  • Видео записи и слайды по Налоговому Кодексу
                  • Специальные налоговые режимы
                  • Налоговые проверки
                  • Труд зарплата кадры
                  • Экономика и финансы Казахстана и мира
                  • Налоговые программы
                    • Основные
                    • Скачать налоговые программы
                    • Не принята сервером форма Коды ошибок
                    • Как отправить дополнительную форму
                    • Форум о проблемах СГДС
                    • Рекомендуемые настройки СГДС
                    • Как устанавливать или обновлять СГДС3
                    • Форум о проблемах ЭФНО
                    • Как устанавливать или обновлять ЭФНО
                    • ИС ЭФНО для госслужащих ф.210
                    • ИНИС
                      • Форум о проблемах ИНИС
                      • Как устанавливать или обновлять ИНИС
                      • А также
                      • ИС МОП
                        • Форум о проблемах ИС МОП
                        • Как устанавливать или обновлять ИС МОП
                        • ИС Акциз Декларант
                          • Форум о проблемах ИС Декларант
                          • Как устанавливать, обновлять Декларант
                        • Как начать работать с налоговыми програмами
                        • Графики состояния загруженности серверов НК
                        • Другие программы
                        • ИС СОНО
                        • Клуб Налогоплательщиков

Обсуждение закрыто.